СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа Индивидуальной психологической коррекции для обучающихся с ОВЗ «Познавательное развитие детей с РАС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей с РАС составлена с учетом требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

Программа определяет организацию образовательного процесса на ступени начального образования. Ребенок с ОВЗ  в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития. Важнейшими задачами, поэтому являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования.

 

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа Индивидуальной психологической коррекции для обучающихся с ОВЗ «Познавательное развитие детей с РАС»»



Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области

«Елань – Коленовский центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи»




ПРИНЯТО:


Протокол заседания


педагогического совета


от ___ ___20___г. №____




СОГЛАСОВАНО:


Заместитель директора по социальным вопросам и безопасности


_____________/ /


УТВЕРЖДЕНО:


Приказ директора


от ___ ___20__ г.№____


____________/ /



Адаптированная рабочая программа

Индивидуальной психологической коррекции

для обучающихся с ОВЗ

«Познавательное развитие детей с РАС»

1 «Б» класс

на 2017-2018 учебный год



Срок реализации программы: 1 год

Количество часов в год 36 в неделю 1

Составитель: Волина Юлия Викторовна, педагог – психолог службы «Гармония»

Квалификационная категория: 1

Педагогический стаж: 17 лет



Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения специалистов

психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Протокол №________ от___________ г.

Руководитель М/О _________________( )

Елань-Колено, 2017 год

Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей с РАС составлена с учетом требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального образования. Ребенок с ОВЗ, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека. Важнейшими задачами, поэтому являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования.


Цель АОП: в результате реализации программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания перевести ребенка с РАС на новый уровень социального функционирования, который позволяет расширить круг его взаимоотношений и создаст условия для более гармоничной и личностно-актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире.


Основные задачи:


1. Охрана жизни и укрепление физического и психологического здоровья детей.

2. Обеспечение коррекции нарушений развития детей с РАС, оказание им квалифицированной помощи в освоении основных образовательных областей программы: психофизиологическое развитие, познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

3. Оказание помощи детям в овладении навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с РАС в общественную жизнь.

4. Формирование навыков общения, развитие речи.

5. Обеспечение возможности для осуществления детьми содержательной деятельности в условиях, оптимальных для всестороннего и своевременного психологического развития. Проведение коррекции (исправление и ослабление) негативных тенденций развития.

7. Максимально возможное развитие всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, творческой).

8. Проведение профилактики вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

9. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития. 10. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям), педагогам.



Основное содержание программы:


В рамках программы индивидуальной психологической коррекции «Познавательное развитие детей с РАС» разработаны 4 рабочие программы педагога-психолога для индивидуальной психологической коррекции обучающихся с РАС; составлены индивидуальные программы и календарно тематические планы коррекционно - психологической работы с обучающимися 1 «Б» класса.


Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые годы и даже месяцы жизни ребенка), занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на все психическое развитие ребенка. В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого — искаженного — варианта нарушения психического развития. При РДА отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие — патологически ускоренно. Так, нередко развитие гнозиса опережает праксис (при нормальном психическом развитии — наоборот), а иногда не по возрасту богатый словарный запас сочетается с совершенно неразвитой коммуникативной функцией речи. По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), при аутистическом расстройстве личности отмечаются: нарушения в сфере социального взаимодействия; нарушения способности к общению; повторяющиеся и стереотипные модели поведения интересов и видов деятельности. В числе наиболее характерных проявлений РДА в раннем возрасте можно назвать следующие:

 аутичный ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, деталях лица другого человека, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;  близких людей аутичный ребенок узнает, но при этом достаточно насыщенной и продолжительной эмоциональной реакции не проявляет;

 к ласке ребенок с аутизмом относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно, но даже если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;

 отношение к моментам дискомфорта (например, нарушениям режима питания) двоякое: аутичный ребенок либо вообще их не переносит, либо безразличен к ним;

 потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также противоречивы: в одних случаях ребенок не испытывает такой потребности или быстро пресыщается, стремится избегать контактов;

 в более тяжелых случаях к контакту (особенно к тактильному) относится безразлично, вяло.

Для поведения аутичного ребенка весьма характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства, в противодействии любым изменениям в окружающем. Внешне эти реакции на изменения могут проявляться в беспокойстве, страхах, агрессии и самоагрессии, гиперактивности, расстройствах внимания, рассредоточении. Феномен тождества также обнаруживает себя в разнообразных, отличающихся большой стойкостью стереотипиях: многократном повторении одних и тех же движений и действий — от самых простых (раскачивание, потряхивание руками) до сложных ритуалов; стремлении к жесткому постоянству в бытовых привычках (пища, посуда, одежда, прогулки, книги, музыкальные произведения и т.д.); повторении одних и тех же звуков, слов;ритмичном постукивании по окружающим предметам (кубиком по столу и т.п.), обнюхивании и облизывании иногда совершенно неподходящих для этого предметов и т. п. Стереотипность проявляется и в игре: очень типично однообразное, бессмысленное повторение одних и тех же действий (ребенок вертит бутылку из-под минеральной воды, перебирает между пальцами веревочку и т. п.). Игрушки если и используются, то не по назначению. Дети с аутизмом любят переливать воду, играть с сыпучими материалами, но, играя в песочнице, аутичный ребенок не лепит куличи, а просто пересыпает песок. Неравномерность развития при аутизме отчетливо проявляется в особенностях моторики. Движения аутичных детей угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуде. Нередко отдельные сложные движения ребенок выполняет успешнее, чем более легкие, иногда тонкая моторика развивается в отдельных своих проявлениях раньше, чем общая, а движение, свободно, точно и легко совершаемое в спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности. Очень рано появляются страхи, которые могут быть диффузными, неконкретными, на уровне общей тревоги и беспокойства, и дифференцированными, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, причем перечень объектов страха поистине бесконечен: зонты, шум электроприборов, мягкие игрушки, собаки, все белое, машины, подземные переходы и др. Страхи различны по своей природе. В одних случаях причина страха — повышенная чувствительность к звуковым, световым и другим сенсорным воздействиям: например, звук, не вызывающий у большинства людей неприятных ощущений, для ребенка с аутизмом может оказаться чрезмерно сильным, стать источником дискомфорта. В других случаях объект страха действительно является источником определенной опасности, но занимает слишком большое место в переживаниях ребенка, опасность как бы переоценивается. Такие страхи называют сверхценными, и они свойственны всем детям, но если при нормальном развитии страх постепенно изживается, занимает соответствующее реальности место, то при аутизме повторные взаимодействия с пугающим объектом не только не смягчают, но и усиливают страх, фиксируют его, делают стойким. И наконец, страх тоже может быть связан с реальным пугающим событием (например, в поликлинике сделали укол), но фиксируется только какой-то его элемент (белый цвет халата медсестры — «обидчицы»), который и становится предметом страха: ребенок боится всего белого. Общей особенностью страхов при РДА вне зависимости от их содержания и происхождения являются их сила, стойкость, трудная преодолимость. Еще одной особенностью внутреннего мира детей с аутизмом являются аутистические фантазии. Их основные черты — оторванность от реальности, слабая, неполная и искаженная связь с окружающим. Эти отличающиеся стойкостью фантазии как бы замещают реальные переживания и впечатления, нередко отражают страхи ребенка, его сверхпристрастия и сверхценные интересы, являются результатом осознания ребенком в той или иной мере своей несостоятельности, а иногда следствием нарушения сферы влечений и инстинктов. Особенности речевого развития аутичных детей многочисленны. К ним относятся: мутизм(отсутствие речи) у значительной части детей; эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время; большое количество слов-штампов и фраз-штампов, фонографичность(«попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи; отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо); автономность речи; позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе — «он» или «ты», о других иногда «я»); нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное — до буквальности — сужение толкований значений слов), неологизмы; нарушения грамматического строя речи; нарушения звукопроизношения; нарушения просодических компонентов речи. Все эти знаки отклонений в речевом развитии могут встречаться и при других видах патологии, однако при РДА большинство из них имеет определенные характерные особенности. Кроме того, они, как правило, обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи, что накладывает весьма характерный отпечаток. Большой интерес представляет интеллектуальное развитие детей с аутизмом, главная особенность которого — неравномерность, парциальность развития. Следует отметить особый характер этой парциальности: справляясь с заданиями абстрактного характера, ребенок с трудом выполняет такое же по сложности задание с конкретным насыщением: 2 + З = ? решается легче, чем задача: «У тебя было два яблока, мама дала еще три, сколько стало?» Помимо этого, от 2/3 до 3/4 детей с аутизмом страдают той или иной степенью интеллектуальной недостаточности.



Индивидуальная коррекционная программа по лепке из пластилина

«Веселый пластилин»

для обучающегося 1 «Б» класса


Программа рассчитана на один год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, днем, время занятия 15-20 минут в соответствии с программой «Познавательное развитие детей с РАС»


Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина,  коррекционная работа по развитию психических процессов и эмоциональной сферы ребенка.


Задачи:

1.Способствовать развитию творческих способностей ребенка, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из  пластилина;

2.Развивать тонкую моторику рук.

3.Содействовать развитию интереса ребенка к   художественному творчеству;

4.Обогатить внутренний мир ребенка, способствовать проявлению творческой активности ребенка.

5. Снизить нежелательные агрессивные тенденции в поведении ребенка.

6. Стабилизировать деятельность нервной системы, добиться положительной динамики.


Материал занятий  представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Каждая новая работа базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнена новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.Работы, которые создает ребенок, близки и понятны ребенку – это предметы, животные с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, животные, сказочные персонажи, обитатели подводного царства.
Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, кубе, которые называются исходными формами. Простые  работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются с их доработкой при помощи различных приемов.

Каждая тема программы включает изготовление 2–3 новых предметов и охватывает выработку творческих навыков: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.

Как итог работы в конце изучения каждой темы ребенок привлекаются к оформлению  композиций, игровых модулей, использует работы в игре, т.е . видит применение своего труда в реальной жизни, а значит понимает важность и необходимость сделать свои работы более красивыми.


По программе «Веселый пластилин» ребенок научится:


-делить пластилин на части, соответственно размеру частей работы;

-лепить посуду ленточным способом (делать ленточку из жгутика), раскатывать длинный жгутик, скручивать  2 жгута, расплющивать шар пальцами , превращая его в круг, сплющивать превращая в куб;

-смешивать несколько цветов пластилина;

-лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способом;

-использовать стеку для придания работе выразительности;

-«рисовать» пластилином, нанося его тонким слоем на изображение.


Развиваем навыки общения, сенсорную интеграцию:

- Развитие навыков общения проводится в виде игры. Ребенка просят сесть за круглый стол для совместного времяпровождения, мы буем лепить, слушать различные истории педагога, играть.

-Обучение всем познавательным навыкам также происходит в виде игры. Ребенка просят выстроить кусочки пластилина в ряд и сосчитать их количество, разобрать их по цветам. Проводятся занятия с картинками, когда ребенку показывают карточки, а он называет и описывает то, что на них изображено;

-Сенсорная интеграция . Занятия, развивают и стимулируют различные органы чувств у ребенка. Он руками трогает пластилин, а также предметы различных форм, поверхностей.


Художественное творчество на занятиях так же может включать в себя лепку пластилином, кинетическим песком, тестом. Ребенок может выполнить различные поделки с педагогом-психологом (используя различные материалы), а также порисовать красками, фломастерами и карандашами. 


Занятия проводятся по следующему плану:

1.Вводная часть – это могут быть игры, упражнения направленные на положительное отношение к занятию, животному, психологу, эмоциональный настрой.

2.Релаксационная минутка – упражнения, снижающие психо-мышечное напряжение.

3.Анималотерапевтические игры, упражнения, сказки, инсценировки, связанные с использованием животных или их символов (образов, игрушек).

4.Лепка и упражнения на отработку навыков, расширение поведенческих механизмов адаптации.

5.Заключительная часть – арттерапевтические упражнения (рисунки, игры, этюды) на выражение эмоционального состояния детей, рефлексии.

6.Прощание – отработка механизмов расставания.

Приведённая схема условная и может меняться в соответствии с содержательной и целевой направленностью занятия.

























ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

на 2017-2018 учебный год



Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Индивидуальная диагностика

1


2

Вводное занятие «Осень» (листья)

1


3

«Улитки»

1


4

«Овощи»

1


5

«Грибы»

1


6

«Ватрушки»

1


7

«Бусы»

1


8

Сказочный герой «Колобок»

1


9

«Бабочки»

1


10

«Божья коровка»

1


11

«Ежики»

1


12

«Змейки»

1


13

«Пингвин»

1


14

«Гусеница»

1


15

Мои любимые герои «Смешарики»

1


16

«Цветик семицветик»

1


17

Рисунки пластилином «Зима»

1


18

«Снеговик»

1


19

«Ёлочка»

1


20

«Зайчик»

1


21

«Тарелочка»

1


22

«Печенье»

1


23

Рисунки пластилином «Солнышко»

1


24

«Весенняя ваза» (ракушки и бусинки)

1


25

«Котик»

1


26

«Мышка»

1


27

«Человечек»

1


28

«Домик»

1


29

«Пасхальные яички»

1


30

«Гнездо с птенцами»

1


31

«Морское дно» (камешки, водоросли)

1


32

«Осьминог»

1


33

«Черепашка»

1


34

«Рыбка»

1


35

Рисунки пластилином «Лето»

1


36

Заключительная диагностика

1













Индивидуальная коррекционная программа по Арт- терапии

«Волшебное рисование»

для обучающейся 1 «Б» класса


Программа рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, днем, время занятия 15-20 минут в соответствии с программой «Познавательное развитие детей с РАС».


Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через Арт-терапию, коррекционная работа по развитию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы ребенка.


Задачи:

1.Способствовать развитию творческих способностей ребенка, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия арт-терапией, рисованием;

2.Развивать тонкую моторику рук.

3.Содействовать развитию интереса ребенка к   художественному творчеству;

4.Обогатить внутренний мир ребенка, способствовать проявлению творческой активности ребенка.

5.Развивать интеллектуальные возможности ребенка, его познавательный потенциал.

6. Создавать положительную мотивацию к занятиям, настраивать на достижение цели.

7. Способствовать благоприятному эмоциональному фону, выработке положительных эмоций.


Изобразительная деятельность в работе с ребенком с РАС

Развитие изобразительных навыков у аутичных детей происходит иначе, чем у детей с нормальным развитием. Изобразительная деятельность аутичных детей часто не связана с задачами общения и не несет того значения, которое характерно для рисунков здоровых детей, ценность арт-терапии прежде всего будет в постепенном овладении ребенком простейшими способами рисования, развитии тонкой моторики руки, проявлению творческой активности.


Рисование

Психологическая коррекция будет проходить через занятие искусством. На коррекционно-развивающих занятиях будем использовать различные техники рисования. Это и пальчиковая живопись, водяная печать, использование различных приспособлений для рисования, такие как ушные палочки, губки, вата. Методик рисования огромное количество, ребенку самому можно будет выбрать, чем ему приятнее рисовать.

Занятия развивают воображение и попутно мелкую моторику. Всем известно, что ребенок-аутист мыслит образами, а в создании рисунка он и использует это. Где-то ему даже проще нарисовать о своих потребностях и желаниях, нежели сказать, особенно, если ребенок не говорит. Программа рисования поможет вовлечь ребенка в общение со взрослыми. Занятия по программе направят его к этому через различные игры связанные с рисованием. Психолог дает задание ребенку и тоже участвует. Программой предусмотрено совместное рисование одной общей картинки. Упражнения и задания в программе очень интересные, ребенок с удовольствием будет их выполнять. А дальше можно будет усложнять работу.


Сенсорика

Программа направлена на развитие сенсорных систем: зрения, слуха, осязания. Чем больше развиты органы чувств, тем легче ребенку ориентироваться в окружающем мире.

Занятия будут проводиться в Песочной - комнате. Там можно не только играть, но и применять различные методики арт-терапии, сказкотерапии, музыкальная терапия, игры с песком и водой, аромотерапии.

Очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого будет использоваться оборудование комнаты для песочной терапии. Игры с различными материалами.


Развитие целенаправленного поведения 

Программой предусмотрены задания, не требующие больших усилий, точных движений, обязательного речевого взаимодействия и в то же время быстро дающие эмоционально яркий эффект; задания для ребенка носят облегченную форму, детально продуманны и упрощены. Ребенок получит удовольствие от результата своей работы. Все положительные изменения будут фиксироваться,  психологом отмечаются все достижения ребенка. Усвоение ребенком в ходе совместных игр новых навыков предметного действия позволяет психологу все более усложнять задания и взаимодействие.

Работа по развитию речи 

Работа по развитию речи проводиться с учетом варианта речевого развития ребенка с РАС. Независимо от вариантов речевых расстройств психологом выполняются следующие условия:  1) много разговаривать с ребенком, объяснять происходящее вокруг, говорить новые слова, не требуя немедленного их повторения; 2) постоянно вовлекать ребенка в обсуждение темы занятия, обговаривать ее в процессе исполнения, затем оценивать сюжет работы; 3) постепенно переходить к составлению планов на следующее занятие; 4) давать возможность ребенку возможность произносить слова и звуки..

Обучение бытовым навыкам 

Эмоциональное освоение происходящего вокруг, формирование активного отношения, заинтересованности в окружающем необходимы для адекватного приспособления аутичного ребенка к школьной жизни, преодоление его негативизма, капризов, обучения самым простым навыкам бытового поведения, самообслуживания, следования принятым правилам. Освоение ребенком необходимых бытовых навыков происходит в длительном взаимодействии с педагогом-психологом.

Обретение окружающего мира 

Смягчение тревоги, страхов аутичного ребенка, формирование эмоционально положительного отношения к окружающему, возможности взаимодействия со взрослыми позволяют обогатить знания ребенка об окружающем мире, умение активно ориентироваться в нем. На занятиях будет организованно совместное активное обследование привычных предметов, любимых игрушек. При этом задачей является обогащение сенсорного опыта, соединение внутренних впечатлений с функциями реального предмета исследования, его значением в жизни ребенка, закрепление этих связей в речи.  Психологом будет организованна постоянная работа по изучению рабочего пространства, обеспечивающая развитие у ребенка навыка ориентировки в окружающем. Игры, занятия с ребенком будут отражать смену природных условий. С помощью видео информации ребенок сможет наблюдать за жизнью птиц, животных, растений сможет осознать и сопереживать живому, научится изображать свое отношение к миру.












ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

на 2017-2018 учебный год




Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Индивидуальная диагностика

1


2

Вводное занятие «Краски осени»

1


3

«Зрительный след»

1


4

«Копирование образца»

1


5

«Различение рисунков»

1


6

«Узоры»

1


7

«Различение формы и цвета» (подбор цветов)

1


8

«Копирование последовательности»

1


9

«Рисование по воде»

1


10

«Оттиски и орнаменты»

1


11

«Рисование по мокрой бумаге»

1


12

«Выдувание» рисунков

1


13

«Песочные картины»

1


14

«Проступающий рисунок» (воск.карандаши)

1


15

«Аппликация из бумаги»

1


16

«Красочные брызги»

1


17

«Удивительный пейзаж»

1


18

«Рисунки гуашью и акриловыми красками»

1


19

«Мои куклы»

1


20

«Узоры из точек»

1


21

«Мир животных»

1


22

«Мир растений»

1


23

«Мир птиц»

1


24

«Мир насекомых»

1


25

«Окрашивание фона» (оттиски на фоне)

1


26

«Делаем открытку»

1


27

«Волшебные рамочки»

1


28

«Человек под дождем»

1


29

«Красивый рисунок моего настроения»

1


30

«Мандала»

1


31

«Мой любимый цвет» (цветотерапия)

1


32

«Рисуем пальцами»

1


33

«Совместное рисование картины»

1


34

«Домик моей мечты»

1


35

«Рисуем подводный мир»

1


36

Заключительная диагностика

1












Индивидуальная коррекционная программа по конструированию

«Путешествия в мир ЛЕГО»

для обучающегося 1 «Б»


Программа рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, днем, время занятия 15-20 минут в соответствии с программой «Познавательное развитие детей с РАС».


Цель программы – психологическая коррекция ребенка с РАС, овладение им навыками начального конструирования, математическими представлениями, развитие тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации, действий «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости) формирование двигательных умений и координации движений; формирование способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование; формирование пространственных и временных представлений; укрепление стабильности в эмоциональной сфере ребенка с РАС.

   

Задачи:

1.Обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;

2.Ориентировать аутичного ребенка во внешнем мире, знакомство с окружающим миром; 
3.Обучать ребенка новым формам поведения, развивать навыки контакта; 

4.Обогащать внутренний мир ребенка, способствовать проявлению творческой активности ребенка;

5.Развивать интеллектуальные возможности ребенка, его познавательный потенциал: внимание, память, мышление;

6. Создавать положительную мотивацию к занятиям, настраивать на достижение цели;

7. Способствовать благоприятному эмоциональному фону, выработке положительных эмоций.


Материал занятий  представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся заданий. Каждое новое задание базируется на уже изученном, содержит знакомые элементы, и выполняется уже известными ребенку приемами сборки конструктора, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему задачами. Работы, которые создает ребенок, близки и понятны ребенку – это предметы, животные, люди, машины, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает. Созданные модели «оживают» в дальнейшей игровой деятельности.


По программе «Путешествия в мир ЛЕГО» ребенок научится:


- правилам общения (приветствие, совместная деятельность, общение с другим человеком, прощание) 

- удерживать психологическое равновесие;

- сосредотачиваться на выполняемом действии, конструировать;

- анализировать поступающую информацию, применять ее при выполнении действий; 
- самостоятельно решать некоторые технические задачи в процессе игры, конструирования моделей из конструктора «Лего» (самоконтроль, применять полученные знания, использовать приемы и полученный опыт);





Использование Лего-конструктора в коррекционно - развивающей деятельности с ребенком с РАС.


Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с особым ребенком по различным темам и направлениям. Занятия проводятся в игровой форме, и ребенок с удовольствием и интересом будет выполнять предложенные ему облегченные задания. Лего-конструирование – это современное средство психологической коррекции и обучения детей с РАС. Лего конструирование помогает решить проблему адаптации ребенка к социальному окружению, к образовательной среде, а также способствует максимальному развитию личности ребенка  и побуждает получать знания дальше. С помощью конструктора очень легко и увлекательно работать над развитием пространственного, математического мышления, развивать фантазию, точность, стремление проявить себя, реализовать свою идею.


Занятия по Лего–конструированию могут заменяться на занятия «Песочной терапией» в упрощенной форме, а так же могут меняться в соответствии с содержательной и целевой направленностью занятия. Это обусловлено спецификой работы с ребенком с РАС, психологом учитываются индивидуальные предпочтения ребенка, его настроение, наличие усталости, особенностей поведения, о так же с целью переключения и поддержания интереса и мотивации к занятиям.


































ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

на 2017-2018 учебный год




Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Индивидуальная диагностика

1


2

Вводное занятие «Цветные кубики»

1


3

«Башня»

1


4

«Повторялки»

1


5

«Уютный домик»

1


6

«Лего приключения»

1


7

«Мостик»

1


8

«На ферме»

1


9

«Маленький мир»

1


10

«Творческие фигурки»

1


11

«Самолетик»

1


12

«Машинка»

1


13

«Математический поезд»

1


14

«Конфетная фабрика»

1


15

«Строительная техника»

1


16

«Это быстро» (мини модели)

1


17

«Городской пейзаж»

1


18

«Лошадки»

1


19

«Угощенья на день рожденья»

1


20

«Туристический маршрут»

1


21

«Приключения в Африке»

1


22

«Деревенские животные»

1


23

«Птицы на ферме»

1


24

«Буквозвери»

1


25

«Мир эмоций»

1


26

«В зоопарке»

1


27

«Волшебные рыбки»

1


28

«Вымышленные существа»

1


29

«На северном полюсе»

1


30

«Цирковой поезд»

1


31

«Маленькая игровая площадка»

1


32

«Путешествие по школе»

1


33

«Профессии людей»

1


34

«Водные приключения» (Делаем лодочку)

1


35

«Каникулы твоей мечты»

1


36

Заключительная диагностика

1













Индивидуальная коррекционная программа по Арт - терапии

«Вместе с музыкой»

для обучающейся 1 «Б» класса


Программа рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, днем, время занятия 15-20 минут в соответствии с программой «Познавательное развитие детей с РАС».


Цель программы – развитие музыкальных, творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через Арт-терапию, коррекционная работа по развитию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы ребенка.


Задачи:

1.Способствовать развитию музыкальных, творческих способностей ребенка, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия арт-терапией, рисованием, лепкой, работы с песком;

2.Развивать тонкую моторику рук.

3.Содействовать развитию интереса ребенка к   музыкальному, художественному творчеству;

4.Обогатить внутренний мир ребенка, способствовать проявлению творческой активности ребенка.

5.Развивать интеллектуальные возможности ребенка, его познавательный потенциал.

6. Создавать положительную мотивацию к занятиям, настраивать на достижение цели.

7. Способствовать благоприятному эмоциональному фону, выработке положительных эмоций.


Арт-терапия в работе с ребенком с РАС

Арт – терапия, музыкальная терапия развивает и помогает ребенку с аутизмом и снижением интеллекта. С помощью арт-терапии психолог может взаимодействовать с ребенком в создании творческих произведений, найти контакт с помощью прослушивания понравившейся музыки, что смягчает негативное поведение. Психологу необходимо найти любимое занятие с ребенком, «встретиться в его стихии», поэтому занятия в основном состоят из импровизаций (любых спонтанно создаваемых комбинаций творчества, рисования, лепки, конструирования, игр, звуков и мелодий, имеющих начало и конец).

Каждый ребенок с аутизмом реагирует на музыкальные звуки. Довольно часто дети с РАС демонстрируют поразительные способности к восприятию и запоминанию музыки. Одна из причин, почему музыка так притягательна, заключается в том, что она не требует участия речи, столь трудной для большинства людей с аутизмом. Другая причина кроется в том, что музыка – это тропинка в мир чувств и эмоций – мир, который, как представляется на первый взгляд, чужд человеку с настоящим аутизмом. Программа творческих занятий поможет проникнуть в эмоциональный мир ребенка с аутизмом.

Занятия направлены, прежде всего, на музыкальную терапию и развитие ребенка с РАС.

Несмотря на многочисленные исследования, причины аутизма до сих пор не выяснены. Аутизм – это форма психоза, она характеризуется определенными, хорошо известными симптомами, которые могут проявляться на разных уровнях и в различной степени. Проявления эти влияют на умственную деятельность, физическое состояние и эмоции ребенка, но во многих своих проявлениях каждый такой ребенок – уникальная личность, индивидуальность которой скрывает обобщенный диагноз.

Аутизм состояние , при котором способность ребенка к коммуникации существенно снижена, когда нормальные взаимоотношения искажаются, нарушены или вообще невозможны. Слово «взаимоотношения» следует понимать в самом широком смысле, относя сюда весь опыт, посредством которого человек развивается физически, интеллектуально и эмоционально. У детей с аутизмом происходит выпадение некоторых этапов, существенных для развития человека. Кажется, что у них в процессе научения не происходит формирование определенных связей. Поэтому их поведение нелогично, непредсказуемо. Часто такой ребенок живет в своем замкнутом мире, не способный или не желающий общаться.

В сфере музыки, как и в других областях, аутизм препятствует интеграции различных факторов в единое целое, что необходимо для достижения успеха. Программа стремиться помочь ребенку с РАС, предложить ему такие отношения, которые способствовали бы интеграции различных факторов, опираясь на которые, он мог бы продвигаться по пути взросления и, возможно, жить более полноценной жизнью.

Занятия по программе постараются затронуть и возбудить к жизни сознательные или бессознательные реакции ребенка, музыка и творчество смогут не только «проникнуть» в него, но и помогут ему обратиться к окружающему миру в результате двустороннего процесса коммуникации. Психологом будет создаваться ситуация покоя, защищенности, чтобы ребенок чувствовал, что ему ничто не угрожает, реакции его положительные и обрели смысл. Программа нацелена на выстраивание всех возможных взаимоотношений между психологом и ребенком, между ребенком и звуками, между звуками и предметами, а также его собственным голосом.

Через музыкальный опыт психолог старается углубить и «подключить» к общению слуховое, зрительное и тактильное восприятие ребенка, а также двигательный контроль и способность осваивать пространство. Такой опыт нацелен на активизацию многих психических и когнитивных процессов и, по возможности, удовлетворение каких-то эмоциональных потребностей. Музыкальный и творческий опыт поможет ребенку обнаружить в себе силу, выразить себя через звуки, действия, рисунки, лепку.






























ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

на 2017-2018 учебный год




Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Индивидуальная диагностика

1


2

Вводное занятие «Нотки счастья»

1


3

«Песочные истории»

1


4

«Поющая королева»

1


5

Рисунок «Домик для солнышка»

1


6

«Веселые звуки»

1


7

Рисунок «Наш сад»

1


8

Лепка «Волшебный цветок»

1


9

«Музыка сердца»

1


10

Рисунок «Дерево любви»

1


11

«Волшебные картинки на песке»

1


12

«Музыкальные звездочки»

1


13

«Круг нежности»

1


14

«Музыкальные друзья»

1


15

Рисунок «Мы вместе»

1


16

«Песня дарит счастье»

1


17

Рисунок «Наши питомцы»

1


18

Лепка «Любимая вещь»

1


19

«Песочные тортики»

1


20

«Добрые песни »

1


21

Рисунок «Красота природы»

1


22

Аппликация «Зимняя история»

1


23

«В гостях у сказочных героев»

1


24

«Песни из мультиков»

1


25

Рисунок «Самое красивое»

1


26

Лепка «Косичка»

1


27

«Спасаем друзей из песочного королевства»

1


28

«Нежная мелодия»

1


29

Рисунок «Две птицы»

1


30

«Сочиняем песенку»

1


31

Лепка «Мое настроение»

1


32

Аппликация «Подсолнух»

1


33

«Музыка дождика»

1


34

Рисунок «Добрые руки»

1


35

«Песенки о лете»

1


36

Заключительная диагностика

1



1.Планируемые результаты освоения обучающимися с РАС АОП

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Основная цель – овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с РАС в общественную жизнь. В результате освоения этой образовательной области планируется: формирование у ребенка представлений о самом себе и развитие элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе; формирование навыков самообслуживания; формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним; формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении; развитие способности к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Основная цель – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных процессов. Познание окружающей действительности обучающимися с РАС обеспечиваются познавательными процессами: ощущения, восприятия, мышления, памяти, внимания. В результате освоения этой образовательной области планируется: формирование и совершенствование перцептивных действий; ознакомление и формирование сенсорных эталонов; развитие внимания, памяти; развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Образовательная область «Речевое развитие».

Основная цель – обеспечивать развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности. В результате освоения этой образовательной области планируется: развитие предпосылок речи (в сложных случаях), умения говорить (при сохранности речевой функции), умения использовать средства невербальной коммуникации, использование речи во время художественного процесса; формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Основная цель – формирование у ребенка эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического восприятия, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с РАС: сенсорных способностей; чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

Образовательная область «Психофизиологическое развитие».

Основная цель – совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. В результате освоения этой образовательной области планируется: формирование двигательных умений и координации действий, движений; формирование способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование; формирование пространственных и временных представлений; укрепление стабильности в эмоциональной сфере ребенка с РАС.





Деятельность педагога-психолога по коррекции развития психических процессов и эмоциональной сферы ребенка, нуждающегося в психологической помощи



Содержание работы



Форма коррекционной работы


Периодичность

1

Комплексное обследование ребенка


индивидуальная


2 раза в год

2

Работа школьной медико-психолого-педагогической комиссии


индивидуальная


по показаниям

3

Коррекционная работа по развитию психических процессов и эмоциональной сферы ребенка (программы)


Индивидуальная

(иногда допускается работа в небольшой подгруппе)



1 раз в неделю

4


Сопровождение периода адаптации ребенка


индивидуальная

сентябрь –ноябрь и по показаниям

5

Консультации психолога для родителей обучающихся с РАС


индивидуальная


1 раз в неделю

6

Работа по созданию эмоционального комфорта для детей и педагогов

Наблюдение, консультирование, тренинг


в течение года


7

Углубленная личностная диагностика

по запросу

в течение года


8

Психологическое просвещение (консультирование, тренинги, анкетирование, тестирование) - педагогов и родителей

Психологическая гостиная

в течение года


9

Взаимодействие со специалистами КОУ ВО «Елань – Коленовский ЦППМСП»

Педсовет, круглый стол, и др. Составление индивидуальных маршрутов

в течение года
























Список литературы:


  1. Тара Делани «Развитие основных навыков у детей с аутизмом» Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми., Екатеринбург (РАМА ПАБЛИШИНГ), 2016 г.

  2. Мэри Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход», Екатеринбург (РАМА ПАБЛИШИНГ), 2017 г.

  3. Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения.

  4. С.Дж.Роджерс, Дж.Доусон, Л.А.Висмара «Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом» (как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться), Екатеринбург (РАМА ПАБЛИШИНГ), 2016 г.

  5. Виктор Коган «Аутята родителям об аутизме», Санкт-Петербург (ПИТЕР) 2016 г.

  6. С.Ю.Бенилова, Л.Р.Давидович, Н.В.Микляева «Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы), Москва (ПАРАДИГМА), 2014 г.

  7. Методическое пособие «Инклюзивное образование» (настольная книга педагога-психолога, работающего с детьми с ОВЗ), Москва (ВЛАДОС) 2014 г.

  8. Л.Б.Баряева, Л.В.Лопатина «Учим детей общаться», Санкт-Петербург 2011 г.

  9. О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова «Песочная терапия в развитии дошкольников», Москва (СФЕРА), 2014 г.

  10. Н.В. Зеленцова –Пешкова «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста», Санкт-Петербург (ДЕТСТВО-ПРЕСС) 2015 г.

  11. Татьяна Зенкевич-Евстигнеева «Игра с песком» (практикум по песочной терапии), Санкт-Петербург 2015 г.

  12. Джон Дилео «Детский рисунок» (диагностика и интепритация), Москва («Психотерапия»), 2012 г.

  13. Маргарита Шевченко «Психологические цветовые и рисуночные тесты», Москва (АСТ Кладезь), 2015 г.

  14. И.А. Фурманов «Психология детей с нарушениями повидения», Москва (Владос), 2013 г.

  15. Е.А. Субботина «Успешный ребенок» , Ростов –на-Дону (ФЕНИКС), 2014 г.

  16. А.В. Семинович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» (метод замещающегоонтогинеза), Москва (ГЕНЕЗИС), 2015г.

  17. Т.Г.Визель «Логопедические упражнения на каждый день», москва, 2015 г.

  18. Хедер Уильямс «Говорящий рисунок, или как познать свое глубинное Я», Москва (АСТРЕЛЬ), 2005 г.

  19. А.А.Реан «Психология ребенка» (методики и тесты), Москва 2008 г.

  20. Е.В. Доброва «Язык жестов», Москва (Абсолют –Юни), 2007 г.

  21. А.Лопатина, М.Скребцова «Начала мудрости», Москва 2002 г.

  22. М.Шевченко «Психологические рисуночные тесты» (для детей), Москва , 2009 г.

  23. С.А.Черняева «Психотерапевтические сказки и игры», Санкт-Петербург 2011 г.

  24. РониОрен «Секреты пластилина», Москва 2016 г.

  25. Ращупкина С.Ю. «Лепка из пластилина», Москва 2011 г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!