СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с учителем логопедом. УО, 3 класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная РП по КРЗ по направлению "Логопедия" разработана для обучающегося на дому с умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с учителем логопедом. УО, 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Широковская школа»

Симферопольского района Республики Крым

ул.Ленина, д.11, с.Широкое, Симферопольский район, РК, 297510

тел: 3(652) 32-48-40, е-mail: [email protected]ИНН 9109009625, ОГРН 1159102022749

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Педагогического совета школы

№ ___ от __________

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

 МБОУ «Широковская школа»

_______ Л.Е. Горова

«___»__________2020 г






УТВЕРЖДЕНО

Директор

МБО«Широковская школа»

_______Н.С. Ходова

«__» ________ 2020г

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

« КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»

С ОБУЧАЮЩИМСЯ 3 КЛАССА

……………………АРТЁМОМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ



Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Количество часов по учебному плану: 17 ч/год, 0,5ч/неделю





Адаптированную рабочую программу составила: Брусниченко Елена Николаевна, учитель-логопед















с. Широкое, 2020г


Адаптированная рабочая программа по «КРЗ» для 3 класса составлена в соответствии с рекомендациями ПМПК согласно следующим нормативно-правовым документам:

Закону Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 12, 13, 28, 58); Приказу Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Постановлению от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Адаптированной образовательной программы для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Инструктивно-методическому письму «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. Ястребовой А. В. И Бессоновой Т. Б., 1996 г.; Развивающей программы «Уроки психологического развития в средней школе 5-6 кл »).Н.П. Локалова. - М.: «Ось-89», 2001г., Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г. , Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г., Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. В,В. Воронковой). М., «Просвещение»,2009 г., Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида.М.,2003., на основе индивидуального учебного плана МБОУ «Широковская школа» на 2020-2021 учебный год, и с учетом психофизического развития и особенностей ребенка (С. А.).

Методологической базой данной программы служат разработки Е.В. Мазановой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко, А.В. Ястребовой, Н.П. Локаловой.

Целью программы является устранение недостатков устной речи, обусловленных системным недоразвитием речи, и коррекция нарушений письменной речи для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Коррекционно-развивающая логопедическая работа должна носить комплексный характер и предусматривать коррекцию звукопроизношения, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, связной речью, а также специальные мероприятия, направленные на коррекцию нарушений чтения и письма, препятствующих успешному усвоению общеобразовательной программы.

Основные задачи программы:

  • формирование правильного звукопроизношения;

  • коррекция и развития познавательной деятельности обучающегося (обще интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

  • формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

  • уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;

  • формирование грамматической стороны речи;

  • предупреждение и коррекция дисграфии;

  • развитие диалогической и монологической форм речи;

  • формирование коммуникативных навыков;

  • воспитание мотивации к учению, общению.

Организация обучения

Основной формой организации коррекционной работы являются учебные занятия. Периодичность и продолжительность занятий – 1 раз в две недели по 40 минут.

Особенности логопедической работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1. В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Так, при устранении нарушений звукопроизношения большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков. Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного, кинестетического образа. Сравнивается звучание, артикуляция двух звуков, устанавливается их сходство и различие.

2. С учетом характера нарушений речи, логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии идет коррекция нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.

3. Особенностями логопедической работы с умственно отсталыми детьми является максимальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной наглядности.

4. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

5. Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики умственно отсталого ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики в логопедические занятия необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

6. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отработать этапы закрепления правильных речевых навыков.

7. Характерной для логопедической работы с умственно отсталыми детьми является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно- рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного укрепления.

8. Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у умственно отсталых детей исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, разговор по телефону, пересказ прочитанного и т.д.)

9. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.

10. Особенностью логопедической работы с умственно отсталыми детьми является тщательная дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности умственно отсталых детей обусловливает необходимость постоянного усложнения заданий и речевого материала.

11. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков умственно отсталыми детьми необходим не очень быстрый темп работы.

12. Следует поддерживать у умственно отсталого ребенка интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.

13. В связи с тем, что нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки. Количество часов, отведённых в планировании на изучение темы, примерное и может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала детьми.

Адаптированная рабочая программа рассчитана на 17 часов в год.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основной показатель качества освоения программы - положительная динамика в развитии навыков устной и письменной речи.

Личностные результаты:

  • Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  • Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

  • Принимает новый статус «ученик», на уровне положительного отношения к школе.

  • Овладение навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

  • Использует навыки коммуникации.

  • Осознание себя как ученика, заинтересованность посещением школы.

  • Способность положительно относиться к себе.

  • Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности.

  • Положительно относится к коррекционным занятиям, принимая, соответствующие возрасту, социальные роли.

  • Выполняет правила личной гигиены, безопасного поведения в школе.

Предметные результаты:

  • Использовать длительный выдох, умения правильно пользоваться речевым дыханием: слитное воспроизведение слогов с постепенным их наращиванием, слитное воспроизведение слов.

  • Воспроизводить и различать краткое и долгое произнесение гласного.

  • Вслушиваться в обращенную речь.

  • Соотносить речь и изображения (выбор картинки соответствующей слову, предложению).

  • Повторять и воспроизводить по подобию отдельные слоги, слова.

  • Различать некоторые неречевые звуки.

  • Проявлять готовность к согласованию своих действий с действиями учителя.

  • Понимать информацию, содержащуюся в устном высказывании.

  • Воспринимать и соотносить слова, словосочетания, фразы с иллюстрациями.

  • Способность удерживать заданную артикуляционную позу в процессе выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.

  • Понимать простые грамматические категории

  • Общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения.

Коммуникативные результаты

  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

  • умение задавать вопросы.

  • Осознание цели и ситуации устного общения.

  • Выбор языковых средств, в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.

  • Практическое овладение диалогической формой речи.

  • Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п.

  • Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

К концу года обучения планируются следующие результаты:

  • Расширение словарного запаса и знаний по лексическим темам.

  • Улучшение подвижности артикуляционного аппарата и произносительных навыков.

  • Улучшение способности дифференцировать гласные, согласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, предложениях.

  • Выработка навыка выполнения оздоровительные упражнения для горла, дыхания, осанки, мелкой и общей моторики.

  • Улучшение сформированности высших психических функций.


Содержание программы

Содержание логопедической работы  взаимосвязано с программой обучения грамоте, изучения русского языка. Данная программа разработана с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности, так же включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных, сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптической сходство. Нарушения речи у данных детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед связывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторикой ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

Логопедическая работа  подготавливает к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

 Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, родителями, психологом.

Программа состоит из 4 этапов:

  1. Диагностический этап. ( 2ч)

Задачи:

  • Изучение медицинской карты, сведений о семье ребенка, данных о речевом развитии.

  • Определение состояния звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем),

  • Обследование состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи,

  •  Определение индивидуальных особенностей таких психических процессов, как: мышление, внимание, память.

  1. Коррекционный этап ( 13ч )

Задачи:

  • коррекция звукопроизношения:

подготавливает  учащихся к овладению звуковой стороной речи; на этом этапе отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров, заднеязычных согласных.

  • коррекция фонематических процессов:

развитие фонематического слуха в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие.

  • устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза.

  • развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;

  • формирование речевого дыхания;

  • улучшение вокальной характеристики голоса (высота, тембр, сила);

  • улучшение ритмико-интонационной стороны речи;

  • обогащение словаря.

  1. Этап повторения и закрепления ( 1ч )

Задачи:

  • Повторение знаний и умений, выработка навыков (ЗУН), приобретенных в период коррекционно-логопедических занятий,

  • Закрепление ЗУН в различных видах деятельности.

  1. Оценочный этап (1ч)

Задачи:

  • Проведение проверки навыков письма и чтения


п/п

Тема занятия

Содержание работы

I.

Диагностический этап

1.

Обследование импрессивной речи

Обследование речи на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм, текста

2.

Обследование экспрессивной речи

Выявление степени сформированности развернутого самостоятельного высказывания, Объема связной речи

3.

Обследование словарного запаса

Выявление соответствовали словаря возрастной норме, точности употребления лексических значений слов

4.

Обследование грамматического строя речи

Правильность построения грамматической структуры предложения, характер использования падежных форм существительных, правильность употребления рода различных частей речи, форм единственного и множественного числа

5.

Обследование слоговой структуры слов

Выявление степени владения слоговой структурой

6.

Обследование звукопроизносительной стороны речи

Выявление наличия нарушений звукопроизношения

II.

Коррекционный этап

1.

Звуки  речи

Строение речевого аппарата. Наблюдение за формированием звуков речи. Знакомство с речевыми звуками.

Образование гласных и согласных звуков.

Выделение гласных звуков из слогов и слов: под ударением, в начале слова, в конце слова, в безударной позиции. Выделение согласных звуков из слогов, в начале, середине, конце слова.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Развитие звукового анализа и синтеза. Определение места изучаемых звуков в слове

2.

Знакомство со словом

Знакомство с термином «слово». Дифференциация понятия «звук» и «слово».

Работа над ритмическим оформлением слова

3.

Дифференциация сходных по звучанию слов

Учить различать слова, близкие по звучанию (звуковому составу)

4.

Деление слов на части (слоги)

Показать учащимся, что слово состоит из частей – «слогов». Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах

5.

Предложение

Познакомить учащихся с термином «предложение». Наглядно показать, что предложение состоит из слов

6.

Звуки речи и буквы. Гласные

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах.

Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Роль гласных II ряда при смягчении согласных.

Дифференциация гласных I и II ряда

7.

Звуки речи и буквы. Согласные

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах.

Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

Дифференциация согласных по твердости и мягкости.

Дифференциация согласных по звонкости и глухости.

Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство.

Дифференциация сонорных звуков

8.

Звуки речи и буквы. Дифференциация оптически сходных букв

Дифференциация оптически сходных букв (а-о, и-у, л-м, п-т, б-д, ц-щ,и-ш.) на уровне слова, предложения, текста

9.

Звуки речи и буквы. Закрепление

Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы

10.

Слово. Словосочетание.

Предложение

Слова, обозначающие предмет, признак предмета. Умение подбирать слова-признаки к словам-предметам и наоборот. Составление словосочетаний.

Слова, обозначающие действие предмета.

Работа по сказкам. Формирование умения составлять предложения из 2-3 слов с помощью внешних опор на картинном материале.

Работа со схемами предложения и словосочетания.

Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок)

III.

Этап повторения и закрепления.

1.

Повторение и закрепление

Повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков через выполнение игровых, тестовых заданий

VI.

Оценочный этап

1.

Оценочный этап

Проведение итоговых диагностических работ. Выполнение тестовых заданий


Тематическое планирование

№п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Примерная программа

Кол-во часов

Рабочая программа





Аудит.

Самост.

1

Диагностика

8

2

0

2

Коррекционный этап

82

13

0

3

Этап повторения и закрепления

6

1

0

4

Оценочный этап

6

1

0

ИТОГО:

102

17

0


Список литературы

  1. Воронкова,В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 2006. - 192 с.

  2. Галанов, А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников/ А.С.Галанов. – СПБ: .: Речь, 2007. – 180 с.

  3. Белобрыкина, О.А. Речь и общение/ О.А.Белобрыкина. - Ярославль, 1998. - 240 с.

  4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве/ Л.С. Выготский. – М.,1991. – 93 с.

  5. Гальцова, Е.А. Забавные истории обо всем на свете: театрализованные и игровые занятия с детьми/ Е.А.Гальцова. – Волгоград, 2008 – 120 с.

  6. Доронова, Т.Н. Играем в театр/ Т.Н. Доронова. –М.,2004.

  7. Куликовская, Т.А.Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2005.

  8. Лалаева, Р.И, Венедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие /   Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова. - СПб.: Союз, 2001. -224 с. 

  9. Моисеева, Т. В.  Предупреждение нарушений письма и чтения на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов / Т. В.Моисеева // Школьный логопед. - 2006. -N1. - С. 11 - 19.

  10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПБ.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2001.

  11. Петрушинский. А.В. Игры, обучение, тренинг/А.В. Петрушинский. – М.: Новая школа,2003. – 168 с.

  12. Пожиленко, Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с] [ш] [л] [р]: пособие для логопедов /  Е.А.Пожиленко . - Спб.: КАРО, 2006. – 256 с.

  13. Побединская, Л.А. Жили-были сказки/ Л.А.Побединская. - М.: Сфера, 2001. – 64 с.

  14. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов / И.Н.Садовникова.  – М.: АРКТИ, 2005. - 140 с.

  15. Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика/ О.В.Узорова. – М.: Изд-во АСТ, 2004.

  16. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образовани я для детей с ОВЗ 2014 г.  

  17. Ястребова,А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М.: Просвещение, 1978. – 159с.


















Приложение 1

Календарно-тематический план

п\п

Название разделов и тем

Дата по плану

Дата по факту


Диагностика развития 2ч



1

Обследование

04.09.


2

Обследование

18.09.



Коррекционный этап 13ч



3

Звуки речи. Строение речевого аппарата. Наблюдение за формированием звуков речи. Знакомство с речевыми звуками

02.10.


4

Выделение гласных звуков из слогов и слов: под ударением, в начале слова, в конце слова, в безударной позиции.

16.10.


5

Деление слов на части (слоги). Деление слов на слоги. Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах

06.11.


6

Предложение. Типы предложений. Составление предложений из слов

20.11


7

Звуки речи и буквы. Гласные. Гласные звуки и буквы. Правильная артикуляция гласных Согласные. Правильная артикуляция согласных звуков

04.12.


8

Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Дифференциация гласных I и II ряда

18.12.


9

Дифференциация согласных по твердости и мягкости, звонкости и глухости

15.01.


10

Дифференциация оптически сходных букв л-м на уровне слова, предложения, текста

29.01.


11

Дифференциация оптически сходных букв п-т на уровне слова, предложения, текста

12.02.


12

Дифференциация оптически сходных букв б-д на уровне слова, предложения, текста

26.02.


13

Слово. Словосочетание. Предложение. Слова, обозначающие предмет, признак предмета. Развитие умение подбирать слова-признаки к словам-предметам и наоборот. Составление словосочетаний

12.03.


14

Работа по сказкам. Формирование умения составлять предложения из 2-3 слов с помощью внешних опор на картинном материале

02.04.


15

Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок)

16.04.



Повторение и закрепление



16

Повторение и закрепление материала по изученным темам. Выполнение тестовых заданий

30.04.



Оценочный этап 1ч



17

Проведение итоговой диагностической работы. Итоговое занятие

14.05.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!