СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа начального образования по предмету "Информатика" слепых обучающихся 3-4 классы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слепые дети успешно овладевают компьютерными технологиями, которые им просто жизненно необходимы. Для этого требуется специальное программное обеспечение (программа экранного доступа) и пспециализированная методика обучения.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа начального образования по предмету "Информатика" слепых обучающихся 3-4 классы»


Государственное Бюджетное образовательное учреждение Пермского края «Школа –интернат для детей с нарушением зрения»









Адаптированная рабочая программа начального образования по предмету «Информатика»
слепых обучающихся

3-4 классы











Разработано учителем
информатики
Денисовой Людмилой
Михайловной













Пермь

2018






Оглавление

1.Общие положения 3

2.Адаптированная рабочая программа начального образования по предмету «Информатика» слепых обучающихся 3

2.1.Целевой раздел 3

2.1.1.Пояснительная записка 3

2.1.2.Планируемые результаты освоения слепыми обучающимися адаптированной программы начального образования по предмету «Информатика» 5

3.Содержательный раздел 7

3.1.Общая характеристика учебного курса 7

3.1.1.Ожидаемая динамика обучающихся детей с нарушением зрения 7

3.1.2.Место учебного предмета «Информатика» в учебном плане 8

3.1.3.Тематическое планирование 8

3.2.Условия реализации курса 8

3.2.1.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 8

3.2.2.Требования к комплектации компьютерного класса 8

4.Организационный раздел 9

4.1.Используемые технологии, методы и формы работы: 9






1.Общие положения

Приобщение ребенка к активной информационной деятельности на основе использования компьютерной техники, средств мобильной связи, цифровых устройств фиксации наблюдений, электронных образовательных ресурсов в начальной школе имеет ряд положительных сторон как для развития его личности, так и для последующего применения информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в учебной и познавательной деятельности в других предметах, в повседневной жизни, а также непосредственно в рамках продолжения изучения информатики в школе. Сформированные в результате обучения информатике в начальной школе универсальные учебные действия определяют дальнейшую информационную активность не только в учебной деятельности, но и в социализации ребенка, органичном его вхождении в информационное общество. Данное обстоятельство нашло отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования

Адаптированная рабочая программа по предмету «информатика» начального общего образования разрабатывается в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт) и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения слепых обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей.


2.Адаптированная рабочая программа начального образования по предмету «Информатика»
слепых обучающихся

Согласно ФГОС НОО, выпускники начальной шко­лы должны уверенно ориентироваться в информационно-­коммуникационных технологиях и быть способны их гра­мотно применять, т. е. обладать определенным уровнем ИКТ-компетентности. При этом ИКТ-компетентность пози­ционируется как один из важных элементов универсальных учебных действий обучающихся, формируемый на ступени начального общего образования.

Рабочая программа предмета информатика обеспечивает решение двух важных задач, поставленных в ФГОС НООО:

- формирование первичных ИТ – компетенций;

- развитие алгоритмического мышления у выпускников начальной школы.


2.1.Целевой раздел 2.1.1.Пояснительная записка

Цель:

  • формирование ИКТ-компетентности учащихся, отраженной в метапредметных результатах обучения в начальной школе;

  • освоение основ предметного знания и практической деятельности, заложенных в предметные результаты по информатике в рамках предметной области «Математика и информатика»;

  • получение опыта самостоятельной информационной деятельности как личностный результат обучения с учетом практики применения ИКТ в исследовательских, конструкторских и проектных заданиях с охватом всех предметных областей начальной школы;

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

Достижение поставленной цели при реализации АООП НОО по Информатике для слепых обучающихся предусматривает решение следующих основных задач:

  • Практика работы на компьютере со специальным программным обеспечением.

  • развитие личности слепых обучающихся в их индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления ими возможных трудностей сенсорно-перцептивного, коммуникативного, двигательного, личностного развития, обусловленных негативным влиянием патогенного фактора, их успешной социальной адаптации и интеграции.


Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие у слепого обучающегося к саморазвитию; формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок,

  • развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

  • формирования опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития слепого обучающегося;

  • повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в информатике, учебной и проектной деятельности;

  • овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебной и проектной деятельности;

  • формирование и развитие компетенции в области использования информационно-­коммуникационных технологий на уровне общего пользования), поиском, построением и передачей информации, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет.

Обучение слепых детей ориентировано на формирование навыков, направленных на преодоление специфичных трудностей невизуальной работы на ПК и повышение её эффективности.

Большое компенсаторное значение для слепых и слабовидящих пользователей ПК имеет освоение десятипальцевого метода печати.

В Программе представлен авторский подход в обучении слепых детей. Больше учебных часов отводится на освоение клавиатуры. Это позволяет полностью провести отработку клавиатурных навыков. Необходимо отработать элементарные технические навыки работы с клавиатурой и добиться того, чтобы нажатия клавиш и их комбинаций не вызывали у учащихся затруднений. Владение такими навыками является необходимым условием для дальнейшего компьютерного обучения. Если параллельно с изучением содержательно сложных действий учащимся приходится долго разыскивать нужные клавиши и отрабатывать технику их нажатия, процесс обучения значительно осложняется.

Особое внимание уделяется отработке нажатия клавиатурных комбинаций. Довольно распространённой ошибкой преподавателей является формулировка «одновременное нажатие». Необходимо объяснить ученику, что в комбинации клавиш присутствуют клавиши-модификаторы (такие как Alt, Ctrl, Ins (для команд JAWS) и т.п.). Нажатие комбинации клавиш – это нажатие одной клавиши на фоне нажатых модификаторов. Выполняя клавиатурную команду, следует сначала нажать модификаторы, не отпуская их, нажать и отпустить основную клавишу и затем отпустить модификаторы. Параллельно учим ребенка контролировать правильность своих действий по реакции компьютера (или точнее по сообщению, полученному от программы экранного доступа JAWS).

Для отработки техники нажатия клавиатурных комбинаций используем команды JAWS, озвучивающие текущее время (Ins+f12) и дату (Ins+ двойное нажатие f12). Их дополнительная привлекательность заключается в практической полезности для пользователей.

Внимание отводится на два основных принципа, на которых мы строим подачу данного материала (как впрочем и всю базовую часть курса): постепенность и выявление логики. Принцип постепенности состоит в том, чтобы дозировать новые знания и навыки, вводя их постепенно, а также, по возможности, разделять освоение технических приёмов работы и содержательно новых для ученика действий. Дети должны научиться читать, вводить и редактировать текст, необходимо выработать у учащихся навыков контроля своих действий по сообщениям JAWS.

Практически неизбежными спутниками активной работы с клавиатурой становятся ошибочные нажатия клавиш и их комбинаций, и ученика необходимо научить своевременно замечать такие ошибки и правильно на них реагировать. Чтобы вовремя заметить ошибку, пользователю полезно заранее иметь представления о реакции JAWS на различные команды (при вводе озвучиваются вводимые символы, при перемещениях символы и слова).

До определённого момента начинающим пользователям ещё не хватает знаний, чтобы они могли начать самостоятельно работать на компьютере, на каждом шагу им попадается то, что они ещё не научились делать. В результате освоенными знаниями они пользуются только на занятиях под контролем преподавателя, и если в таких занятиях случаются длительные перерывы, знания теряются и многое приходится практически осваивать заново.

Все задания структурированы по усилению интеграции в них различных видов учебных действий: от простых (выяви, найди, сравни, сгруппируй по признаку и т. д.) к интегрированным (проанализируй, систематизируй по итогам эксперимента или наблюдения, расставь по порядку, сделай вывод) и сложным (сконструируй, проведи исследование, выполни проект по плану, разработай план выполнения работы, разработай алгоритм управления исполнителем).



2.1.2.Планируемые результаты освоения слепыми обучающимися адаптированной программы начального образования по предмету «Информатика»

Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования - сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее - УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трёх групп: личностных, метапредметных и предметных.



Личностные

Метапредметные

Предметные

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие мотивов учебной деятельности;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;


  • активное использование средств информационных и коммуникационных техноло­гий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • освоение различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учеб­ном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познаватель­ными задачами и технологиями учебного предмета;

  • умение вводить текст с помощью клави­атуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего об­разования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета


  • овладение основами алгоритмического мышления, записи и выполнения алгорит­мов;

  • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач в области информатики;

  • умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгорит­мы;

  • приобретение умений представлять, анализировать и интерпретировать данные;

  • приобретение первоначальных умений в области компьютерной грамотности


3.Содержательный раздел 3.1.Общая характеристика учебного курса

Содержание информатики в начальной школе включает три основных тематических блока .

  1. Информация и компьютер.

Понятия информации, видов информации . Назначение, со­став и устройства компьютера, компьютерные файлы и про­граммы.

Работа с устройствами компьютера и программными сред­ствами на разнообразном предметном материале содержания начального обучения . Информационные технологии (подго­товка текста. Просмотр веб-страниц, работа с каталогами и поиск информации. Использование компьютера для вычислений.

  1. Информация и Информационные процессы.

Представление информации, кодирование информации, по­нятие информационных объектов, свойств объектов, информа­ционных процессов обработки, поиска, передачи, сбора, хране­ния информации.

  1. Алгоритмы и исполнители.

Понятия правила и команды, плана и алгоритма, видов алго­ритмических конструкций, исполнителя, языка команд испол­нителя, высказывания, логических связок НЕ, И, ИЛИ, про­верки условия в команде, организации алгоритма ветвления, цикла, программной среды управления исполнителем команд.


Практика работы на компьютере (ФГОС)

  • Информация, её отбор, анализ и систематизация. Использование компьютера со специальным программным обеспечением для поиска и воспроизведения необходимой информации. Способы получения, хранения, переработки информации.

  • Назначение основных устройств компьютера со специальным программным обеспечением для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, брайлевский дисплей, пользование мышью, использование устройство вывода, предназначенное для отображения текстовой информации в виде шеститочечных символов азбуки Брайля, программы чтения экрана на основе синтезатора речи. Использование компьютера со специальным программным обеспечением для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами.

  • Простейшие приёмы поиска информации. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере;

  • бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD).

Работа с простыми информационными объектами: преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по, интересной детям тематике. Вывод текста на брайлевский принтер


3.1.1.Ожидаемая динамика обучающихся детей с нарушением зрения
    • осознание значения информатики в повседневной жизни человека;

    • понимание значения информационных сведений в современном мире; развитие умений работать с учебным информационным текстом (анализировать, анализировать необходимую информацию), выражать свои мысли с применением информационной терминологии и символики, овладение символьным языком информатики

    • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

    • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

    • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,

    • алгоритм, модель - и их свойствах;

    • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя под руководством педагога;

    • формирование навыков и умений безопасного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


3.1.2.Место учебного предмета «Информатика» в учебном плане

Курс рассчитан на 34 учебных часа в 3-м классе и 34 учебных часа в 4-м классе, изу­чается на коррекционных уроках.

.Курс ориентирован на компьютерную поддержку. Занятия с детьми проводятся в компьютерном классе.


3.1.3.Тематическое планирование


Тема курса

Количество часов/класс

Всего

3 класс

4 класс

1.

Информация и компьютер

24

16

8

2.

Информация. Информационные процессы

15

7

8

3.

Обработка информации

16

7

9

4.

Алгоритмы и исполнители

10

2

8


Резерв

3

2

1


Всего

68

34

34



3.2.Условия реализации курса 3.2.1.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для ученика

  • электронное приложение «Мир информатики» (части 1-4) на сайте издательства;

  • «Информатика» : учебник для 3 класса : в 2 ч. Авторы: Могилев А. В., Могилева В. Н., Цветкова М. С. Год издания: 2013

  • «Информатика» : учебник для 4 класса : в 2 ч. Авторы: Могилев А. В., Могилева В. Н., Цветкова М. С. Год издания: 2013

Для учителя

  • Информатика. Программа для начальной школы : 3-4 классы Авторы: Могилев А. В., Могилева В. Н., Цветкова М. С., Год издания: 2014

  • Информатика. УМК для начальной школы: 3-4 классы. Методическое пособие для учителя. Авторы: Курис Г. Э. , Цветкова М. С. Год издания: 2013

  • «Информатика»: методическое пособие для 3-4 классов Авторы: Могилев А. В., Могилева В. Н., Цветкова М. С. Год издания: 2013

  • Подборка цифровых образовательных ресурсов из Единой коллекции ЦОР
    http:/school-collection.edu.ru


3.2.2.Требования к комплектации компьютерного класса

Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности слепых детей в школе является установка в компьютерном классе 3-4 компьютеров (рабочих мест) для школьников с программой экранного доступа и одного компьютера (рабочего места) для педагога.

Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхо­да в Интернет, что позволяет использовать сетевые цифровые образовательные ресурсы.

Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера:

• процессор - не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;

• оперативная память - не менее 256 Мб;

• жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;

• жёсткий диск - не менее 80 Гб;

• клавиатура;

• мышь;

• устройство для чтения компакт-дисков (желательно);

• аудио-карта и акустическая система (наушники и колонки обязательно).

Кроме того, в кабинете информатики должны быть:

• брайлевский принтер на рабочем месте учителя;

• проектор на рабочем месте учителя;

• сканер на каждом рабочем месте (желательно).

Требования к программному обеспечению компьютеров

На компьютерах, которые расположены в кабинете информатики для учеников с глубоким нарушением зрения, должна быть уста­новлена операционная система Windows, а также необходимое программное обеспечение:

• программа экранного доступа Jaws for Windows, NVDA for Windows;

• текстовый редактор (Блокнот) и текстовый процессор (Word);

• табличный процессор (Excel);

• средства для работы с базами данных (Access);

• редактор звуковой информации Audacity (http ://audacity.sourceforge.net);

• среда программирования КуМир (http://www.niisi.ru/kumir/);

• среда программирования FreePascal (http://www.freepascal.org/) или PascalABC.NET (http://pascalabc.net);

и другие свободно распространяемые программные средства.


4.Организационный раздел 4.1.Используемые технологии, методы и формы работы:

При организации занятий школьников 3-4 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа);

  • наглядные методы (демонстрация наглядных пособий, презентаций) для детей с остатком зрения;

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);

  • проблемное обучение;

  • исследование;

  • конструирование;

  • метод проектов;

  • ролевой метод.

Формы работы для слепых детей:

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • по образцу;

  • по алгоритму.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!