СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по истории в 8 специальном коррекционном классе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподавание курса истории для детей, занимающихся по адаптированным  образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям исторического цикла.

Предмет призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по истории в 8 специальном коррекционном классе»

муниципальное образовательное учреждение

Ломовская средняя общеобразовательная школа





Рассмотрена Утверждена:

на заседании научно - Приказ по школе

методического совета от ________ 2016 г.

протокол № 1 от _______2016 г. директор школы

Председатель научно - Винокурова Е.А.

методического совета

Самойлова Г.В.

___________________ ____________________



АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по « истории»


для специального-коррекционного класса

основного общего образования









Составила: Жаренова М.Г..,

учитель

п. Дюдьково

2016 год


Пояснительная записка к преподаванию истории в 8б классе

Рабочая программа по истории для 8б класса

1.2. Цели

Преподавание курса истории для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям исторического цикла.

Предмет призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с ОВЗ.

Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности. Формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.

Данная программа ставит следующие цели:

  • изучение исторического материала;

  • овладение знаниями и умениями;

  • коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;

  • формирование личностных качеств гражданина;

  • подготовка подростка с ОВЗ к жизни,

Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.


Образовательные задачи:

  • усвоить важнейшие факты истории;

  • создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;

  • усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;

  • овладеть умением применять знания по истории в жизни;

  • выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.



Воспитательные задачи:

  • гражданское воспитание учащихся;

  • патриотическое воспитание;

  • воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;

  • нравственное воспитание;

  • эстетическое воспитание;

  • трудовое воспитание;

  • экологическое воспитание;

  • правовое воспитание;

  • формирование мировоззрения учащихся.


Коррекционно – развивающие задачи:

  • развитие и коррекция: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.

Таким образом, основной целью курса является формирование целостного представления об историческом пути развития России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях как отечественной, так и всемирной истории.

2. Общая характеристика учебного предмета «История»


Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и поликонфессиональное сообщество.

В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Отбор содержания курса истории производится с учетом психологических и социально-возрастных потребностей детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным образовательным программам. Упрощены наиболее сложные для понимания темы, сокращен объем изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям учащихся.

Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, прежде всего, недостаточная сформированность мыслительных операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие познавательной активности обучающихся, на создание условий для осмысления выполняемой работы. Логика и структура курса при этом остаются неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остается прежней, переработано только их содержание.

При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся основного звена позволяет сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе развития.

Адаптированная программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.


Методы:

  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа;

  • Наглядные - наблюдение, демонстрация;

  • Практические – упражнения;

  • Методы изложения новых знаний;

  • Методы повторения, закрепления знаний;

  • Методы применения знаний;

  • Методы контроля.


Занятия проводятся в классно-урочной форме.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);

  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);

  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

  • Комбинированный урок;

  • Применяются ИКТ: фрагменты кино (видео, DVD), мультимедиа, презентации.

  • Для контроля учащихся применяются тестовые работы.

При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.



Раздел 1. Планируемые результаты


Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;

• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;

• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);

• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты

своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты:

.


История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках

Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:

• имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;

• основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников;

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность

важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;

• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об об экскурсиях, рефератов;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и

Различия сравниваемых исторических событий и явлений;

• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

• объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.



2. Содержание предмета

I. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIIIв.

1.Эпоха Просвещения.

2.Эпоха промышленного переворота

3.Великая французская революция


Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.

Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели».

Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.

Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения середины XVII—XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.

Страны Востока в XVI—XVIII вв.

Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии.



II. Россия в конце XVII - XVIII ВЕКАХ: от царства к империи

Россия в эпоху преобразований Петра I

Причины и предпосылки преобразований (дискуссии по этому вопросу). Россия и Европа в конце XVII века. Модернизация как жизненно важная национальная задача.

Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.

Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.

Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).

Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.

Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение конфессий.

Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.

Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия.

Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.

Преобразования Петра I в области культуры. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.

Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.

После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов»

Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А.Д.Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. «Кабинет министров». Роль Э.Бирона, А.И.Остермана, А.П.Волынского, Б.Х.Миниха в управлении и политической жизни страны.

Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей.

Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И.Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов.

Россия в международных конфликтах 1740-х – 1750-х гг. Участие в Семилетней войне.

Петр III. Манифест «о вольности дворянской». Переворот 28 июня 1762 г.

Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I

Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство – «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.

Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского Оренбургского и Сибирского казачества. Основание Ростова-на-Дону.Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны.

Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов.Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.

Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.

Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.

Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н.И. Панин и А.А.Безбородко.

Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П.А.Румянцев, А.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г.А.Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.

Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.

Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А.В.Суворова. Действия эскадры Ф.Ф.Ушакова в Средиземном море.

Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина. Н.И.Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А.Н.Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т. п.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.

Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е.Р.Дашкова.

М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института «благородных девиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет – первый российский университет.

Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф.Казаков.

Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

Народы России в XVIII в.

Управление окраинами империи. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости.

Россия при Павле I

Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о престолонаследии, и о «трехдневной барщине».

Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью, меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 года.

Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.

Региональный компонент

Наш регион в XVIII в.


Раздел 3. Планирование

Календарно-тематическое планирование составлено на основе:

- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования на период 2013-2019 гг. Принята на заседании Управляющего Совета школы, Протокол № 5 от 26.08.2013 г. Утверждена Приказом директора школы от № 5 от 26.08.2013 г . № 01-05-1/180-1.с учетом авторских - Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2015 и авторской программы курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. —М. : Просвещение, 2016.

-.учебного плана школы на 2016-2017 уч.год,

- Письма Департамента образования Ярославской области о преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2016/2017 уч.г.

- Примерной программы основного общего образования по истории. ФК ГОС (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), которая обеспечена УМК, включённого в Федеральный перечень учебников 2016-2016 уч.года (Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;) с учётом характеристики 8б класса


Особенности обучения в данном классе.

Характеристика класса

Класс состоит из учеников имеющих рекомендации ПМПК. Класс состоит из 6 мальчиков и 2 девочек. Данный класс можно охарактеризовать как слабый, но работоспособный. Ученики приучены к выполнению разнообразных учебных действий, но только тех, которые им понятны, легки и доступны. Ученики хорошо выполняют такие виды работ как чтение, списывание, нахождение нужного материала в тексте, работа по учебной картине, карте, разгадывание кроссвордов. Очень любят соревновательные моменты и игры на уроках.

В целом ученики имеют очень низкий кругозор и интеллект. Низкий уровень восприятия информации, требует постоянного повторения, проговаривания по несколько раз. У учащихся очень низкий самоконтроль и умения самостоятельно организовать свою деятельность (собрать портфель, выполнить задание по тексту, определить что нужно сделать первым действием, что вторым), что требует постоянного контроля со стороны учителя. У всех учеников развита кратковременная память, очень быстро забывают все, и учебный материал, и события школьной жизни. У детей в данном классе очень высокий уровень тревожности, они капризны, вспыльчивы, плаксивы, постоянно нуждаются в похвале и одобрении учителя, конфликтны. Очень болезненно воспринимают критику. Внимание рассеянное, часто не видят, что записано на доске, не слышат с первого раза задание, не слышат ответы друг друга, часто отвлекаются, как бы погружаясь в «в себя. Мотивация на учебу крайне низкая. Каждый ученик нуждается в индивидуальном подходе со стороны учителя, индивидуальном дозировании заданий контроле.

Данная программа обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся с ОВЗ и построена на основе коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Поскольку у обучающихся есть трудности в усвоении исторических и обществоведческих представлений, понятий, периодизации, хронологии, процессов, они плохо анализируют и обобщают факты, не всегда понимают закономерности развития, возникла необходимость включить в программу рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии:

Рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии:

При планировании уроков внимание обращено на разбор особо значимых фактов, процессов, персоналий; на развитие, совершенствование и применении полученных знаний, умений и навыков. Уроки имеют практическую направленность, способствуют формированию знаний, умений и навыков: ориентироваться в хронологии, систематизировать материал, лучше усваивать понятия, развивают логическое мышление, память, речь, что особенно важно для обучающихся с ОВЗ. Уроки предполагают использование наглядных пособий, карт, краеведческого материала, исторических источников, документов, произведений художественной литературы, живописи. Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по истории выступает в единой системе заданий, играющих определенную роль в решении конкретных дидактических задач и направлены на коррекцию недостатков познавательной деятельности обучающихся.

Разработанная система состоит из следующих комплексов:

  1. комплекс упражнений, обеспечивающих произвольность психических процессов, сформированность важнейших учебных действий;

  2. комплекс упражнений, направленных на развитие мышления;

  3. комплекс упражнений, обеспечивающих коррекцию недостатков развития анализаторов;

  4. комплекс упражнений, обеспечивающий поведенческую саморегуляцию.

Чтобы система была достаточно эффективна, необходимо соблюдать ряд методических требований:

  1. Система упражнений базируется на логической системе учебного предмета история, она развивается вместе с развитием не только истории, но и сопредельных наук.

  2. Задания учитывают индивидуально-типологические особенности обучающихся в познавательной деятельности. Составление упражнений ориентировано не только на достигнутый уровень обученности и развитие познавательных операций, но и учитывает «зону ближайшего развития».

  3. Упражнения составлены так, чтобы умственные действия, которые придется совершать ученику при их выполнении, соответствовали характеру изучаемого материала и чтобы выполнение заданий способствовало формированию различных познавательных действий,

  4. особенно мыслительных.

  5. Упражнения предусматривают постоянную тренировку доминантных анализаторов и их частую смену, что позволяет обеспечить обработку поступающей учебной информации с помощью наиболее развитого анализатора.


В связи с тем что, что изучение школьного курса истории представляет значительные трудности для учащихся специальных (коррекционных) классов в силу особенностей их познавательной деятельности, некоторые темы изучаются обзорно и не подлежат проверке. В содержании данной образовательной программы курсивом выделен материал, который не включен в Требования к уровню подготовки выпускников и подлежит изучению в ознакомительном плане. В данной рабочей программе они выделены курсивом.


Для успешного усвоения общеобразовательной программы содержание учебного материала изменено в сторону уменьшения степени сложности.

На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной программы сопровождается текущими контролем успеваемости и промежуточной аттестацией.

Промежуточная аттестация осуществляется в форме интегрированного зачёта – это «суммирование» итогов текущего контроля успеваемости учащихся в течение учебного года (комплексная работа, контрольная работа, тест)

1 четверть Административная контрольная работа в рамках промежуточной аттестации по теме:

2 четверть контрольная работа в рамках промежуточной аттестации по теме :

««Феодальные отношения».

3 четверть контрольная работа в рамках промежуточной аттестации по теме «История средних веков».

4 четверть контрольная работа в рамках промежуточной аттестации по теме: «История

России с древнейших времен до XVIв».

Результаты промежуточной аттестации являются основанием для перевода в следующий класс. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам признаются академической задолженностью. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию повторно в сроки, определяемые школой в пределах одного года с момента возникновения этой задолженности.



Учебно–тематический план по курсу «История» 8класс I «Всеобщая история (ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIIIв.) »- 28 ч.



Раздел, тема

Всего часов

Комбинирован-ные

Практические

Формы контроля


Введение. Мир в на рубеже XVII-XVIII вв.

2

2

1


1.

Эпоха Просвещения. Время преобразований

18

13

10

Работа с исторической картой, решение логических задач, подготовка мини-проектов, эссе, презентация проектов работа с документом тестовая работа составление схем, таблиц, логических цепочек


2.

Страны Востока в XVIII вв.

2

1

1

3.

Международные отношения XVIII в

2

2


4.

Итоговое повторение

4

2

2


Всего

28



Учебно–тематический план по курсу «История» 8класс II. Россия в конце XVII - XVIII ВЕКАХ: от царства к империи(42ч.)


Раздел, тема

Всего часов

Комбинирован-ные

Практические

Формы контроля


Введение.

1

2

1

Работа с исторической картой, решение логических задач, подготовка мини-проектов, эссе, презентация проектов работа с документом тестовая работа составление схем, таблиц, логических цепочек


1.

Тема I. Россия в эпоху преобразований Петра I

13

7

6

2

Тема II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов

6

4

2

3

Тема III. Российская империя при Екатерине II

9

5

3

4

Тема IV. Россия при Павле I

2

1

1

5

Тема V. Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

9

6

3


Всего

42











Календарно-тематическое планирование 8а класс I. История Нового времени XVIIIв. (28часов)

п/п

Дата

Темы

Домашнее задание


Характеристика основных

видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Виды и формы контроля

Для

уч-ся с ОВЗ



Мир в на рубеже XVII-XVIII вв. (2ч)

1



Введение. Мир на рубеже XVII-XVIII вв.


Выявлять основные общественные и культурные процессы Нового времени. Отмечать уроки Нового времени. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Работа со словарем

2



Европейское общество в раннее в начале XVIII в.


Рассказывать о социальных изменениях. Сравнивать положение различных социальных слоев. Оценивать действия властей по от- ношению к нищим и их последствия. Рассказывать об основных «спутниках» европейца в раннее Новое время. Объяснять положение женщины в обществе.



Эпоха Просвещения. Время преобразований (18ч.)

3-4



Великие просветители Европы

Таблица

« Основные

идеи просветителей»

Доказывать, что образование стало осознаваться некоторой частью общества как ценность. Раскрывать смысл учений Дж. Локка, Ш. Монтескьё, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо



5-6



Мир художественной культуры Просвещения

презентация

Соотносить ценности, идеи Просвещения и их проявление в творчестве деятелей эпохи. Формировать образ нового человека на основе героев авторов эпохи Просвещения. Доказывать динамику духовного развития человека благодаря достижениям культуры Просвещения


Работа со словарем

7-8



На пути к индустриальной эре Запуск проекта об изобретениях, давших толчок развитию машинного производства

Составить рассказ об одном дне рабочего ткацкой фабрики

Выделять основные понятия урока и раскрывать их смысл. Разрабатывать проект об изобретениях, давших толчок развитию машинного производства. Составлять рассказ об одном дне рабочего ткацкой фабрики

Проект об изобретениях, давших толчок развитию машинного производства.

Составить рассказ об одном дне рабочего ткацкой фабрики

9-10



Промышленный переворот в Англии

составить план ответа "Переворот в сельском хозяйстве"



11-12



Английские колонии в Северной Америке


Называть причины и результаты колонизации. Рассказывать, что представляло со- бой колониальное общество и его хозяйственная жизнь. Обсуждать, как и почему колонистам удалось объединиться



13-14



Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. В.М.№1


Рассказывать об основных идеях, которые объединили колонистов. Характеризовать и сравнивать идеи, деятельность Т.Джефферсона и Дж. Вашингтона. Объяснять историческое значение образования Соединённых Штатов Америки

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.


15


Франция в XVIII в.


Рассказывать о состоянии общества накануне революции. Объяснять влияние Просвещения на социальное развитие. Оценивать деятельность лидеров революционных событий



16



Причины и начало Великой французской революции.




17



Великая французская революция. От монархии к республике


Анализировать состояние и трудности общества в период революционных событий. Объяснять, как реализовывались интересы и потребности общества в ходе революции



18-19



Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

Повт. понятия, хронолог.

Доказывать, что любая революция – это бедствия и потери для общества; не- обоснованность жестоких методов якобинцев. Выделять причины установления консульства во Франции. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника


Повт. понятия, хронолог.

20



Обобщающее занятие «Эпоха Просвещения. Время преобразований» Защита проекта об изобретениях, давших толчок развитию машинного производства


Выявлять основные общественные и культурные процессы Эпохи Просвещения. Отмечать уроки Нового времени. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника

Защита проекта об изобретениях, давших толчок развитию машинного производства


Страны Востока в XVIII в. (2ч.)

21-


22



Традиционные общества Востока.

Начало европейской колонизации


Выделять особенности восточных обществ. Сравнивать восточное общество с европейским. Характеризовать государства Востока и Европы. Сравнивать развитие Китая, Индии и Японии в Новое время



Международные отношения XVIII в. (2ч.)

23



Международные отношения в XVIII в.


Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (по выбору). Показывать на карте основные события международных отношений. Соотносить влияние войн, революций на развитие отношений между странами. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника


Работа со словарем

24



Европейские конфликты и дипломатия




ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (4ч.)

25



Мир на рубеже XVIII–XIX вв.


Объяснять значение понятия Новое время. Называть черты традиционного и индустриального обществ. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к проблеме прав человека на переходном этапе развития общества



26



От традиционного общества к обществу индустриальному.




27-28



Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. XVIII вв.» В.М.№2


Выявлять основные общественные и культурные процессы Нового времени. Отмечать уроки Нового времени. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника






II. Россия в конце XVII - XVIII ВЕКАХ: от царства к империи(42ч.)



1



Урок 1.

У истоков российской модернизации

(комбиниро­ванный)

Работа с контурной картой.

Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже XVII—XVIII вв., используя историческую карту.

 Высказывать суждения о роли исторических знаний в формировании личности. Называть основные периоды зарубежной истории. 

Называть хронологические рамки изучаемого периода

.Соотносить хронологию истории России и всеобщей истории. 

Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником. 

Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности.


Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

§ 10-11 п. 5-7 р/т §10-11

2



Урок 2. Россия и Европа в конце

XVII в.


Формулировать познавательную проблему и планировать способы ее решения. 

Излагать результаты познавательной деятельности по теме урока при выполнении творческого задания.

 Использовать карту как источник информации.

Актуализировать знания из курсов всеобщей истории, истории России. 

Выявлять причинно-следственные связи исторических процессов. Находить на карте изучаемые объекты. 

Аргументировать ответ, опираясь на материалы параграфа. 

Методы: проблемного диалога, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, парная, фронтальная

Выполнение задания №4 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на стр.13

П.1; начать заполнение таблицы «Современники»


3



Урок 3. Предпосылки Петровских

Реформ Причины и предпосылки преобразований (дискуссии по этому вопросу). Россия и Европа в конце XVII века. Модернизация как жизненно важная национальная задача. Запуск проекта (изучение нового мате­риала)


Таблица.

Объяснять, в чем заключались предпосылки петровских преобразований.

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. 

Формулировать познавательную задачу. 

Привлекать межкурсовые, предметные знания. 

Определять проблемы социально-политического и экономического развития страны (с помощью учителя)важнейшие поли­тические и социальные преобразования Петра I


Работа с историческим документом на стр.18; выполнение заданий к документу

П.2; продолжить заполнение таблицы «Современники»


4



Урок 4. Начало правления Петра I Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.


§ 3

Рассказывать о детстве Петра I. 

Объяснять причины и последствия борьбы за трон.

Определять причинно-следственные связи событий и процессов. 

Давать оценку деятельности исторической персоны. 

Находить исторические объекты на карте.

Использовать приёмы сравнительного анализа при аргументации собственных выводов и оценок.

 Выделять и кратко формулировать основные проблемы развития страны на основе обобщения материалов темы.

Проверка знания изученных дат, понятий, терминов. Исторический диктант.

§ 3.

Эссе об одном дне работы Петра I на вервях в Голландии.



5



Урок 5. Великая Северная война

1700—1721 гг.

Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия.

(комбиниро­ванный)


План ответа

Объяснять причины Северной войны. 

Использовать историческую карту в рассказе о событиях Северной войны.

Рассказывать об основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту.

Объяснять цели Прутского и Каспийского походов. 

Применять ранее полученные знания. Находить на карте изучаемые объекты. Определять причинно-следственные связи исторических процессов


Методы: проблемного диалога, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, парная, фронтальная Работа в группах: выполнение заданий на стр.33 из рубрики «Работаем с картой».

§4 р/т §4

6



Урок 6. Реформы управления

ПетраI

Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.

Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.

(комбинированный)


Работа с контурной. картой.

Характеризовать важнейшие преобразования Петра 1 и систематизироватьматериал (в форме таблицы «Петровские

преобразования»).

Объяснять сущность царских указов о единонаследии, по

душной подати.

Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов. Табели о рангах и др.) для характеристики социальной политики власти.

Давать оценку итогов социальной политики Петра I

Методы: проблемного диалога, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, парная, фронтальная Работа с рубрикой «Запоминаем новые слова» на стр. 40 учебника; индивидуальные задания.


§5 р/т §5

7



Урок 7. Экономическая политика Петра I. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.

§ 6


(комбиниро­ванный)


Таблица

Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII в.

Объяснять значение понятий мелкотоварное производство,

мануфактура, крепостное право.

Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России.

Объяснять смысл понятий и терминов: протекционизм, меркантилизм, припис­ные и посессионные крестьяне.

Характеризовать особенности хозяй­ственного механизма, сложившегося в Рос­сии в период правления Петра I.

Объяснять сущность царского указа о подушной подати и его последствия


Дискуссия на основе отрывка из исторического документа «Экономическая политика Петра I» на стр. 47 учебника.

§6 р/т §6

8.



Урок 8. Российское общество в Петровскую эпоху Дворянское сословие. Города и горожане. Положение крестьян. Первая перепись податного населения («ревизия») 1718-1724 гг..

(комбиниро-

ванный)


Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. 

Формулировать познавательную задачу урока.

Привлекать межкурсовые, предметные знания. 

Определять проблемы в экономическом развитии страны (с помощью учителя). 

Давать определение понятий, проясняя их смысл с помощью словарей, в том числе электронных. Использовать карту как источник информации.

.



Выполнение задания №3 на стр. 53 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

§8 р/т §8

9.



Урок 9. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение конфессий.



Объяснять смысл понятий церковный раскол, старообрядцы.

Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства»,

причины и последствия раскола.

Определять значение слов, понятий.

Аргументировать вывод материалами параграфами.

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. 

Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом.

 Систематизировать информацию в виде схемы


Составление развёрнутого плана по тексту параграфа на стр.55-56


10.



Урок 10. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.


Показывать на исторической карте районы народных движений.

Характеризовать причины участников и итоги восстаний.

Методы: проблемного диалога, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, парная, фронтальная Составление таблицы «Народные движения в России XVII в.».

§9 р/т §9

11.



Урок 11. Перемены в культуре

России в годы Петровских реформ Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.


Составлять  описание памятников культуры XVII в. (в том числе находящихся на территории края, города); характеризовать их назначение, художественные достоинства и др.

Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в.

Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры XVII в., а также для участия в ролевых играх (например, «Путешествие по русскому городу XVII в.»)

Объяснять значение Кунсткамеры, Ака­демии наук, первой научной библиотеки для развития науки и образования в России.


Выполнение заданий №1-3 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на стр. 69 учебника

§ 10; задание №4 на стр. 69 учебника.

40


12.



Урок 12. Повседневная жизнь и

быт при Петре I Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.

Урок проектной деятельности.



Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, их последствия.

Описывать условия жизни и быта социальных групп.

Устанавливать факторы, способствующие развитию культуры, приводить примеры взаимодействия культур.

Обосновывать суждение примерами параграфа.

Составлять описание жизни и быта различных слоёв населения при Петре I.

Анализировать и сопоставлять жизнь российского общества и зарубежного общества данного периода времени.


Составление мини-проектов на заранее выбранные темы из предложенных учителем

§ 11

13.



Урок 13. Значение Петровских преобразований в истории страны. Итоги, последствия и значение петровских преобразований

Урок-дискуссия.



Выполнение заданий и ответ на вопросы на стр.79 учебника

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Подготовиться к повторению по теме 2.

14.



Урок 14. Повторение по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I»

Урок применения полученных знаний и умений.



Давать характеристику характеру Петровских преобразований.

Уметь объяснять новые понятия и термины, изученные в ходе урока («регулярное государство»).

Объяснять успехи и неудачи преобразовательной деятельности Петра.

Определять значение слов, понятий.

Аргументировать вывод материалами параграфами.

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. 

Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. 

Систематизировать информацию в виде схемы.


Методы: практический, контроля.

Формы: индивидуальная,

Индивидуальные задания.

Тема 3. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 часов)

15-16



Уроки 15—16. Эпоха дворцовых переворотов. Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А.Д.Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. «Кабинет министров». Роль Э.Бирона, А.И.Остермана, А.П.Волынского, Б.Х.Миниха в управлении и политической жизни страны.

Уроки усвоения новых знаний и понятий.


План ответа

Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников.

Систематизировать учебный материал о дворцовых переворотах в форме таблицы.

Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов.

Составлять исторические портреты Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III.

Объяснять смысл понятий: кондиции, фаворит

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Ответ на вопросы №1-5 на стр.90 учебника; составление портретов изученных императоров.

§13-14; задание №2 на стр.91 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

17.



Урок 17. Внутренняя политика и

экономика России в 1725—1762 гг. Система управления страной. Фаворитизм. Канцелярия тайных розыскных дел. Укрепление позиций дворянства. Посессионные крестьяне.

Таблица.

Рассказывать об экономическом развитии России, используя

исторические карты как источник информации.

Характеризовать положение крестьян во второй половине

XVIII в.

Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и его наследниках.

Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов истории края).


Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Вопросы и задания на стр.96 учебника.


18.



Урок 18. Внешняя политика России в 1725-1762 гг. Участие России в войне за польское наследство 1733-1735 гг. Семилетняя война: причины, итоги. Русско-турецкая война 1735-1739 гг.

§16


Урок самостоятельной работы.


Работа с картой и документом.

. Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России во второй четверти XVIII в.

Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи во второй четверти XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах.

Определять значение слов, понятий.

Аргументировать вывод материалами параграфами.

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. 

Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. 

Систематизировать информацию в виде схемы

Составление развёрнутого плана параграфа; составление схем войн по заданному алгоритму


§16


19.



Урок 19. Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг. Национальная политика. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.


Урок проектной деятельности.



Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в.

Объяснять, с чем были связаны причины восстаний в Башкирии.

Характеризовать религиозную политику государства в 1725-1762 гг.

Определять значение слов, понятий.

Аргументировать вывод материалами параграфами.

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. 

Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом.


Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Составление мини-проектов на заданные темы.

Подготовиться к повторению.

20.



Урок 20. Повторение по теме «Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов». В.М.№3

Урок применения полученных знаний и умений.


Работа с конт. картой.

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития в 1725-1762 гг. России и государств Западной Европы.

Высказывать суждения о значении наследия 1725-1762 гг. для современного общества.

Выполнять контрольные тестовые задания по истории России эпохи дворцовых переворотов.

Давать и обосновывать оценку итогов деятельности преемников Петра I.

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории периода дворцовых пе­реворотов по образцу ОГЭ (в упрощённом варианте)

Основные положения изученной темы: факты, события, исторические личности, даты, понятия, термины.

Индивидуальные задания.

Тема 4. Российская империя при Екатерине II. (9 часов)


21.




Урок 21. Россия в системе международных отношений. Россия и Франция. Россия и Англия. Россия и Австрия. Россия и Пруссия. Россия и Швеция. Россия и Речь Посполитая. Отношения России с Турцией и Крымом.

Урок усвоения новых знаний и умений.


Таблица.

Анализировать, с чем было связано изменение международных взаимоотношений в середине XVIII века.

Объяснять, как развивались взаимоотношения России и Франции после Семилетней войны.

Характеризовать торговые и культурные русско-английские связи в изучаемый период.


Методы: наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Вопросы и задания на стр. 8 учебника.

§17

22.



Урок 22. Внутренняя политика Екатерины II. Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России.

Комбинированный урок.



Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II, сравнивать её с внутренней политикой Петра I.

Объяснять «политику просвещённого абсолютизма», мероприятия, проводимые в духе данной политики.

Анализировать реформы Екатерины II (Жалованная грамота дворянству, Жалованная грамота городам и др.)

Раскрывать сущность понятий: «про­свещённый абсолютизм», секуляризация (с привлечением знаний из всеобщей истории).

Рассказывать об основных меропри­ятиях и особенностях политики «просве­щённого абсолютизма» в России.

Представлять характеристику (истори­ческий портрет) Екатерины II и её внутри­политической деятельности.

Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов исто­рии своего края).

Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II после Пугачёвского восстания

Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Работа с документом на стр.14-15 учебника.

§18

23.



Урок 23. Экономическое развитие России при Екатерине II. Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны.

Промышленность в городе и деревне.


Урок самостоятельной работы.



Рассказывать об экономическом развитии России, используя

исторические карты как источник информации.

Характеризовать положение крестьян во второй половине

XVIII в.

Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и Екатерине II.

Анализировать развитие промышленности и сельского хозяйства в годы правления Екатерины II.


Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Составить сообщение о развитии транспортных путей, торговли и денежной системы.

§19

24.



Урок 24. Социальная структура российского общества второй половины XVIII века. «Золотой век» дворянства: льготы и поддержка со стороны Екатерины II. Расслоение крестьянства: зажиточные крестьяне, государственные, приписные и др.»

Среднего рода люди».

Комбинированный урок.



Анализировать отрывки из жалованных грамот дворянству

и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоев городского населения.

Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов истории края).

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. 

Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом.


Выполнение задания №1 на стр. 25 учебника

§20

25



Урок 25. Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.

Урок применения ИКТ.

Работа с картой и документом.

Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е.И. Пугачёва.

Раскрывать причины восстания и его значение. Давать характеристику Е.И. Пугачёва на основе текста учебника, дополнительных источников информации.

Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II в отношении Пугачёвского восстания.

Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Подготовить сообщения, презентации о восстании Е.И.Пугачёва

§21

26.



Урок 26. Народы России. религиозная и национальная политика Екатерины II. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование кубанского казачества.

Урок проектной деятельности.



Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. Пугачева.

Раскрывать причины восстания и его значение.

Давать характеристику личности Е. Пугачева, привлекая, наряду с материалами учебника, дополнительные источники информации.

Владеть фактическим материалом параграфа; 

оперировать изученными терминами и понятиями;

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.

Формулировать познавательную задачу урока.


Создание мини-проектов.

Стр.32-37

27.



Урок 27. Внешняя политика Екатерины II. Основные направления внешней политики Екатерины II. Русско-турецкие войны. Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П.А.Румянцев, А.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, победы российских войск под их руководством

Урок самостоятельной работы.



Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети XVIII в.

Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах.

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. 

Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом.


Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

§22; подготовить сообщения о Ушакове и Суворове.


Составление схем войн по заданному алгоритму


28.



Урок 28. Начало освоения Новороссии и Крыма. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Поездка Екатерины II по Новороссии и Крыму.

Комбинированный урок.



Владеть фактическим материалом параграфа; 

Оперировать изученными терминами и понятиями;

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.

Аргументировать вывод материалами параграфами.

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления.

 Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом.





Методы: проблемного диалога, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, парная, фронтальная Составление развёрнутого плана по тексту на стр.52-53

§23; подготовиться к повторению.

29.



Урок 29. Повторение по теме «Российская империя при Екатерине II» В.М.№4

Урок применения полученных знаний и умений.



Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в период правления Екатерины II.

Высказывать суждения о значении наследия Екатерины II для современного общества.

Выполнять контрольные тестовые задания по истории России эпохи дворцовых переворотов.


Методы: практический, контроля.

Формы: индивидуальная, Тестирование по типу ОГЭ.

Основные положения изученной темы: даты, исторические события и личности.

Индивидуальные задания



30.




Урок 30. Внутренняя политика Павла I. Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора..

Урок усвоения новых знаний и умений.


§24

Характеризовать основные мероприятия внутренней политики Павла I.

Составлять исторический портрет Павла I на основе информации учебника и дополнительных источников.

Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.


Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Выполнение заданий №1-2 на стр.63 учебника

§24

31.



Урок 31Внешняя политика Павла I. Выбор внешнеполитического курса. Покровительство Мальтийскому ордену. Итальянский и Швейцарский поход Суворова.


Урок самостоятельной работы.


§25


Характеризовать основные мероприятия внешней политики Павла I.

Объяснять расхождения в мероприятиях внешней политики в отличии от Екатерины II.

Владеть фактическим материалом параграфа; 

Оперировать изученными терминами и понятиями;

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.


Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично-поисковый, практический контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Работа в группах: составление вопросов для взаимопроверки.

§25


Тема 6. Культурное пространство Российской империи в XVIII веке. (9 часов)

32.



Урок 32. Общественная мысль, публицистика, литература. Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы

Урок самостоятельной работы.


Стр.71-77

Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения.

Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в.

Аргументировать вывод материалами параграфами.


Подготовка сообщений на заданные темы.


Стр.71-77

33.



Урок 33. Образование в России в XVIII веке. М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

Образование в России в XVIII в. Московский университет – первый российский университет.


Урок проектной деятельности.


Стр.77-81

Характеризовать направления государственных правителей в XVIII веке в отношении образования;

Анализировать деятельность М.В.Ломоносова в становлении российской науки и образования.

Объяснять значение открытия в России Московского университета.

Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в.

Аргументировать вывод материалами параграфами.


Подготовка мини-проектов на заданные темы.

Стр.77-81

34.



Урок 34. Российская наука и техника в XVIII веке. Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки.


Урок работы в группах.


Стр.81-86


Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения.

Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в.

Участвовать в подготовке выставки «Культурное наследие родного края в XVIII в.»


Подготовка вопросов для взаимопроверки.

Стр.81-86


35.



Урок 35 Русская архитектура в XVIII веке. Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана..Переход к классицизму, В.И. Баженов, М.Ф.Казаков.


Урок проектной деятельности.


Стр.86-91

Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблиц и т. п.).

Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.


Составление мини-проектов.

Стр.86-91

36.



Урок 36. Живопись и скульптура. Особенности развития живописи в XVIIIвеке. А.П.Антропов, И.П. и Н.И.Аргуновы. деятельность Боровиковского и Лосенко.

Урок самостоятельной работы.


Стр.91-97

Высказывать и аргументировать оценки наиболее значительных событий и явлений, а также отдельных представителей отечественной истории XVIII в.

Характеризовать общие черты и особенности исторического развития России и других стран мира в XVIII в.

Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.

Аргументировать вывод материалами параграфами.

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. 

Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом.


Подготовка сообщений на заданные темы.

Стр.91-97

37.



Урок 37. Музыкальное и театральное искусство. Музыка и театр в европейской истории в XVIII веке. Иностранцы на русской сцене. Зарождение русского публичного театра. Первые композиторы и их музыка.

Урок проектной деятельности.


Стр.97-101; подготовить мини-проект на выбранную тему.

Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблиц и т. п.).

Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.


Выполнение заданий №1, 4 на стр.101 учебника.

Стр.97-101; подготовить мини-проект на выбранную тему.

38.



Урок 38. Народы России в XVIII веке. Перемены в повседневной жизни российских сословий. Русский народ. Калмыки. Народы Поволжья. Украинцы и белорусы. Жилище, одежда и питание российских сословий в XVIII веке. Досуг .


Урок применения ИКТ.


Стр.101-112


Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.

Аргументировать вывод материалами параграфами.

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. 

Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом.


Создание презентаций на заданные темы.

Стр.101-112


39.



Ярославский край в XVIII веке.

Изменения в социальном и экономическом облике края. Запуск проекта «Знаменитые люди малой родины»

Региональный компонент. Урок-беседа.


Подготовиться к итоговому тестированию.

Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации XVIII в.

Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, исполь­зуя материалы учебника и дополнительную информацию (в том числе по истории сво­его края).

Использовать материалы интернет- сайтов «Российский мемуарий» (http:// fershal.narod.ru/) и «Русские мемуары» (http://memoirs.ru/) для характеристики жизни отдельных слоев русского обще­ства XVIII в.

Приводить примеры западного вли­яния на быт и нравы населения России в XVIII в.

Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по русскому городу конца XVIII в.» (дру­гой вариант: «Путешествие в дворянскую усадьбу конца XVIII в.»)

Подготовка сообщений и мини-проектов о родном крае

Подготовиться к итоговому тестированию.

40.



Итоговое тестирование за курс 8 класса.

Урок обобщения и систематизации полученных знаний.



Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Выполнять контрольные тестовые задания по изученному периоду истории.

Тестирование по типу ОГЭ.


Основные положения изученного курса истории: даты, личности, события, понятийный аппапрат.


42.



Защита проектов

(применение знаний и умений)










Методический блок

  1. На уроках используется деятельностный подход, технологии проблемного обучения, развивающего обучения, с целью формирования навыков самостоятельной активной творческой деятельности. В определенных ситуациях, на уроках с трудным материалом достаточно применение только репродуктивного метода работы.

  1. Методы и принципы работы на уроках

  1. Обучающийся - активный участник урока.

  1. Обязательная смена видов деятельности на уроке, осуществление возможности выбора заданий обучающимися.

  1. Самостоятельная постановка и решение поставленных задач.

  1. Результат деятельности обучающихся на каждом уроке.

  1. Самостоятельное оценивание собственной деятельности.

На уроках возможны, в зависимости от темы такие виды деятельности как:

  1. «Мозговой штурм».

  1. Составление алгоритмов, схем, таблиц, кластеров.

  1. Решение проблемных задач и заданий.

  1. Работа с деформированным текстом.

  1. Создание логических цепочек.

  1. Создание проектов








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!