Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа деревни Новые Ивайтенки
Унечского района Брянской области
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР: Тищенко С.В. Директор школы: Галюго И.М.
Приказ от_______ №____________
Адаптированная
рабочая программа
по изобразительному искусству
2 класс
(Вариант 7.1)
Учитель: Малышева Л. А.
Первая квалификационная категория
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), вариант 7.1, разработана на основе основополагающих документов современного Российского Образования.
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «ОбутвержденииСанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Учебного плана МОУ – СОШ д. Новые Ивайтенки
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на использование учебно – методического комплекта по предмету:
1.1.5.1.6.2Коротеева Е.И. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. 2класс Издательство «Просвещение».
Цели изучения учебного предмета:
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле.
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека в и общества.
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектуры, дизайн и др.)
Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Коррекционные задачи:
- коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности детей с ОВЗ;
- повышение познавательной активности
- формирование личностных качеств (наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность)
Коррекционная работа на уроках ИЗО:
- знание учителем особенностей детей с ОВЗ
- воспитание умения готовить к уроку рабочее место
- экономичное и аккуратное использование материалов для работы
- воспитание у учащихся привычки предварительно обдумывать задание, не приступать сразу к исполнительским операциям
- подробный анализ образца изделия с проговаривание действий
- постепенное усложнение учебного материала
- основы по технике безопасности при изготовлении различных изделий
-использование на уроках тренировочных упражнений для развития мелкой моторики рук
- выбор учителем вопросов, которые ставятся перед учениками при анализе и исполнительском этапе работы над изделием
- похвала и постоянная поддержка со стороны учителя на уроке во время выполнения работы
- осуществление межпредметных связей с другими предметами школьной программы (математикой, окружающим миром, изобразительным искусством)
Место учебного предмета в учебном плане
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству(7.1) рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Срок реализации адаптированной рабочей программы по изобразительному искусству (7.1)
– 1 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению произведения изобразительного искусства, включая образы природы Земли;
образ Родины, отраженный в художественных произведениях, через восприятие пейзажей городов Золотого кольца России;
представление о труде художника, его роли в жизни общества;
приобщение к мировой художественной культуре, архитектуре разных стран;
интерес к художественно-творческой деятельности;
понимание чувств других людей;
первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
понимание значения иллюстраций к литературным произведениям (сказкам), живописи в мультипликации;
- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
нравственно-эстетических переживаний художественных произведений;
представления о разнообразии и широте изобразительного искусства;
интереса к характерам и настроениям людей и личностной идентификации через восприятие портретного жанра;
принятия на первоначальном уровне нравственного содержания произведений изобразительного искусства;
понимания значения изобразительного искусства в собственной жизни;
первоначальной потребности воплощать в реальную жизнь эстетические замыслы;
позиции зрителя и автора художественных произведений.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;
выполнять действия в устной форме;
осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать смысл заданий и вопросов,
предложенных в учебнике;
осуществлять контроль по результату и способу действия;
выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы;
- выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек).
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
расширять свои представления об искусстве (например, обращаясь к разделу «Знакомство с музеем»);
ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
читать простое схематическое изображение;
различать условные обозначения;
осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников;
- сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка) и жизненного опыта.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Найдите на сайте…») с помощью взрослых;
работать с дополнительными текстами (рубрика «Советуем прочитать»);
соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;
соотносить схематические изображения с содержанием заданий;
выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;
строить рассуждения о воспринимаемых произведениях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи, принимать участие в их обсуждении;
формулировать собственное мнение и позицию;
выполнять работу со сверстниками;
воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
договариваться, приходить к общему решению.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать действия других
участников в процессе коллективной творческой деятельности;
понимать содержание вопросов и воспроизводить их;
контролировать свои действия в коллективной работе;
проявлять инициативу, участвуя в создании коллективных художественных работ;
узнавать мнение друзей или одноклассников;
вести диалог с учителем и одноклассниками, прислушиваясь к их мнению, и выражать свое терпимо и убедительно.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды
Обучающийся научится:
различать виды художественной деятельности (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн);
узнавать и воспринимать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
воспринимать красоту архитектуры и понимать ее роль в жизни человека; художественной деятельности;
- понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания;
видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, дизайн;
высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу.
Азбука искусства. Как говорит искусство.
Обучающийся научится:
использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы;
изображать простейшую линию горизонта и ее особенности;
различать хроматические и ахроматические цвета;
владеть дополнительными приемами работы с новыми графическими материалами;
выбирать характер линий для передачи выразительных образов природы разных географических широт;
использовать базовые формы композиции: геометрическая форма - предмет;
моделировать цветок из простейшей базовой формы;
создавать средствами рисунка и живописи образы героев сказок народов мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать и изображать различные виды линии горизонта;
подбирать соответствующий материал для выполнения замысла;
передавать воздушную перспективу в пейзаже графическими и живописными приемами;
применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объема или пространства;
соблюдать пропорции человека и особенности передачи его портрета;
передавать эмоциональное состояние героев литературных произведений средствами рисунка и живописи.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Обучающийся научится:
- видеть разницу между пейзажами, ландшафта разных частей света и использовать соответствующую линию горизонта;
использовать различные художественные материалы для передачи пейзажей разных географических широт;
передавать характер и намерения объекта в иллюстрации к русским и зарубежным сказкам;
осознавать красоту окружающей природы и рукотворных творений человека и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
передавать настроение в пейзажах;
соединять различные графические материалы в одной работе над образом;
изображать старинные русские города по памяти или представлению;
подбирать соответствующие художественные материалы для изображения главных героев произведений;
совмещать работу на плоскости и в объеме.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Как и чем работает художник (8ч)
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов. Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.
Реальность и фантазия (7ч)
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.
О чём говорит искусство (11ч)
Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
Как говорит искусство (8ч)
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве.
Эмоциональное воздействие цвета: теплое — холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»
2 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Как и чем работает художник. | 8ч |
2. | Реальность и фантазия. | 7ч |
3. | О чём говорит искусство. | 11ч |
4. | Как говорит искусство. | 8ч |
итого | | 34ч |
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа деревни Новые Ивайтенки
Унечского района Брянской области
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР: Тищенко С.В. Директор школы: Галюго И.М.
Приказ от_______ №____________
Календарно - тематическое планирование
по изобразительному искусству
2 класс
(Вариант 7.1)
Учитель: Малышева Л. А.
Первая квалификационная категория
2020 – 2021 учебный год
Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству, 2класс
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Дата проведения |
Тема урока |
План. | Факт. |
Как и чем работает художник (8ч) |
1 | Три основные краски, строящие многоцветие мира | 1ч | | |
2 | Пять красок – всё богатство цвета и тона. | 1ч | | |
3 | Пастель, цветные мелки; их выразительные возможности. | 1ч | | |
4 | Выразительные возможности аппликации. | 1ч | | |
5 | Выразительные возможности графических материалов. | 1ч | | |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. | 1ч | | |
7 | Выразительные возможности бумаги. | 1ч | | |
8 | Для художника любой материал может стать выразительным. Обобщение темы «Как и чем работает художник» | 1ч | | |
Реальность и фантазия (7ч) |
9 | Изображение и реальность. | 1ч | | |
10 | Изображение и фантазия. | 1ч | | |
11 | Украшение и реальность. | 1ч | | |
12 | Украшение и фантазия. | 1ч | | |
13 | Постройка и реальность. | 1ч | | |
14 | Изображение и фантазия. | 1ч | | |
15 | Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. | 1ч | | |
О чём говорит искусство (11ч) |
16 | Характер изображаемых животных. Создание яркого образа животного (веселого, стремительного, агрессивного ) | 1ч | | |
17 | Выражение характера изображаемых животных. Художники-анималисты. | 1ч | | |
18 | Выражение характера человека в живописи и графике. | 1ч | | |
19 | Выражение характера человека в изображении. Мужской образ. | 1ч | | |
20 | Выражение характера человека в изображении. Сказочный образ. | 1ч | | |
21 | Образ человека и его характер, выполненные в объёме. Сказочные персонажи, противоположные по характеру. | 1ч | | |
22 | Изображение природы в разных состояниях. | 1ч | | |
23 | Выражение характера человека через украшение. | 1ч | | |
24 | Выражение намерений через украшение. | 1ч | | |
25 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру. | 1ч | | |
26 | Обобщающий урок по теме: «О чём говорит искусство» | 1ч | | |
Как говорит искусство (8ч) |
27 | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. | 1ч | | |
28 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | 1ч | | |
29 | Линия как средство выражения: ритм линий. | 1ч | | |
30 | Линия как средство выражения: характер линий. | 1ч | | |
31 | Ритм пятен как средство выражения. | 1ч | | |
32 | Пропорции выражают характер. | 1ч | | |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. | 1ч | | |
34 | Обобщающий урок. Монотипия. Парк аттракционов своей мечты. | 1ч | | |