СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям, 1 класс, вариант 6.3

Нажмите, чтобы узнать подробности

СИПР предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающейся 1 класса, для индивидуального обучения на дому.

Целью реализации программы (СИПР) является обретение обучающейся таких жизненных компетенций, которые позволяют ей достигать максимальной возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают её включение в жизнь общества на основе индивидуального, поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

Уровень развития ребенка определяет путь его дальнейшего развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на ребенка может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям, 1 класс, вариант 6.3»

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

Пояснительная записка

Уровень развития ребенка определяет путь его дальнейшего развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на ребенка может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность.

В программу внесены следующие изменения: индивидуальный учебный план обучающегося на изучение курса «Коррекционно-развивающие занятия» в 1 классе отводит 1 час в неделю: на дому с учителем – 0,5 часа в неделю; на самостоятельное освоение программы с родителями – 0,5 часа в неделю. Всего 32 часа в год

Данная программа ориентирована на использование учебников:

- Н.В.Пятибратова «Логопедические занятия с элементами Монтессори». «ТЦ Сфера» Москва 2010

Цель: стимулирование речевой и мыслительной деятельности у ребенка с тяжелой умственной отсталостью, развитие коммуникативной функции речи.

Основные задачи реализации содержания:

Формирование интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.

Система коррекционно-развивающей работы включает следующие направления.

1. Развитие психических функций

Целью коррекционно-педагогической работы является последовательное развитие психических функций, обеспечивающих формирование речи и личности ребёнка. При этом коррекционно-педагогическая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учёт возможностей ребёнка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне ближайшего развития».

2. Развитие двигательных функций

Развитие общей и мелкой моторики способствует формированию разнообразных двигательных навыков. Чем лучше сформированы движения у ребёнка, тем лучше развивается речь. При выполнении движений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения на развитие общей моторики полезно проводить под музыку. Чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание речи, обогащает словарь - движения становятся точными, координированными

В процессе выполнения упражнений у детей совершенствуются двигательные функции; нормализуется состояние тонуса мелких мышц; развивается точность движений рук (согласованность движений обеих рук), зрительно-моторная координация; развивается праксис позы при подражании движениям взрослого. Ребёнок учится конструировать образы при помощи пальцев и кистей рук. Пальчиковые игры оказывают благоприятное воздействие на развитие речи детей (речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук), подготавливают ребёнка к рисованию, письму.

3. Развитие речевых способностей

Коррекционно-педагогическая работа направлена на развитие понимания обращенной речи. Ребёнка с интеллектуальной недостаточностью зачастую нужно учить всему, даже улыбаться. Известно, что улыбка появляется лишь под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. С такими детьми нужно постоянно общаться, сопровождая свои действия негромкой, плавной речью, приветливой интонацией. С ними надо больше разговаривать, называя действия, которые произносятся. Нужно постоянно поддерживать у них внимание и познавательный интерес к выполняемой деятельности и окружению. Первоочередная цель, которая стоит перед педагогом, занимающимся с неговорящим ребёнком, понимающим обращённую к нему речь - сформировать потребность в общении, вызывать звукоподражания, лепетные и упрощённые слова по речевому образцу, данному взрослым. Первоначально общение взрослого с ребёнком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребёнка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослого переходит на приобщение ребёнка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребёнок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка. Такое «подключение» происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с определённой, конкретной ситуацией.

Звукоподражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Нужно поощрять ребёнка использовать взгляд, жесты, мимику, пантомимику, интонацию в общении, так как они являются важными помощниками в общении у детей с особыми потребностями. Появление жестов свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, но не знает как. Понимание средств невербального общения и овладение ими помогают детям с нарушением интеллекта стать интересными в общении, познавать людей, завоёвывать друзей.

Задачи коррекционно-педагогической работы по развитию артикуляционного аппарата: развитие подвижности языка (умения делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы и т.д.); развитие достаточной подвижности губ - умения вытягивать их вперёд, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами; развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определённом положении (это очень важно для произношения звуков).


Планируемые результаты

Личностные:

  • осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • развитие адекватных представлений об окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе

  • умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.

  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

  • первоначальное осмысление социального окружения;

  • развитие самостоятельности;

  • овладение общепринятыми правилами поведения;

  • наличие интереса к практической деятельности.

Предметно-практическая деятельность:

  • формирование интереса к предметному рукотворному миру;

  • освоение простых действий с предметами и материалами;

  • умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.

Содержание предмета


Развитие психических функций


    1. «Что изменилось?» - из предложенных 3-4 предметов поменять местами один/два и уточнить, что изменилось.

    2. «Что убрали?» - из предложенных 3-4 предметов, убрать один, уточнить, что убрали.

    3. «Вспомни и покажи» - предлагается воспроизвести движение знакомых объектов: филина, сердитого волка, зайку с двумя ушками, петуха с гребешком, ёжика

    4. «Цепочка действий» - предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно: "Возьми карандаш, положи его на середину стола».

    5. «Найди ошибку» - ребенку предлагается узор с неритмичным изображением. Он сличает его с образцом, пытаясь найти ошибку.

    6. «Красивый рисунок» - выложить заданную геометрическую фигуру на листе бумаги, выложить рисунок в форме цветка, флажка, домика с заполнением середины и углов листа.

    7. «Найди отличия» -  серия картинок  по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий; карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

    8.  «Что лишнее?» -  ребенку предлагается найти из 3-4 изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от остальных, и объяснить свой выбор.

    9. «Выложи из палочек» - ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из двух/трёх палочек

    10.  «Найди дорожку» - ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта,  проводя по ней пальцем.

    11. «Найди двух одинаковых животных» - ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых животных.

    12. «Лото», «Мозаика» - развитие умения переключать внимание с одного предмета на другой и удерживать в памяти инструкцию.

Развитие двигательных функций

Игры и упражнения на развитие общей моторики

  1. Ползанье на животе, спине без помощи рук и ног.

  2. Упражнения на развитие хватательной функции рук. Необходимо привлекать внимание ребенка к собственным рукам, вырабатывать кинестетические ощущения в кистях рук.

  3. Хлопки, постукивания по столу. Ритмическая организация таких движений, оказывает положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательной организации движений. Ребенок воспроизводит движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной кинестетической мелодии.


Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

  1. Застёгивание и расстёгивание молний, кнопок. Хорошая тренировка пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребёнка.

  2. Работа с трафаретами, штриховка. Упражнения способствуют развитию мышц кисти и их координации, глазомера, формированию внутренней речи, образному и логическому мышлению.

  3. Нанизывание бус и пуговиц. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

  4. Переборка косточек плодовых деревьев: насыпать на поддон косточки сливы, айвы, абрикоса, персика и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

  5. Игры с мозаикой.

Пальчиковая гимнастика

  1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)

  2. Шарики (руки согнуты в локтях и, подняв их вверх, соедините пальцы. Повращайте кистями рук.)

  3. Фонарик (положение рук то же, но пальцы сложены в виде цветка).

  4. Звёздочки (положение рук то же. Покажите ладони с растопыренными пальцами. Слегка покачайте ладони из стороны в сторону.)

  5. Колокольчики (кисти рук опустите вниз. Слегка покачайте расслабленными кистями, словно колокольчики качаются.)

  6. Флажки (опустите кисти рук. Пальцы плотно сожмите.)

  7. Шишка (ладони соедините, округлите, пальцы переплетите в «замок».)

  8. Бантик (сложите пальцы обеих рук щепотью и соедините кончики пальцев в виде восьмёрки – получиться «бантик».)

  9. Домик (соедините кончики ладоней под острым углом друг к другу – это «крыша» домика.)

  10. Бусы (соедините большой и указательный пальцы каждой руки колечком. Соедините колечки, словно звенья цепочки. Затем разомкните «кольца» и измените положение кистей рук, повернув их на 90*. Вновь соедините «звенья» цепочки.)

  11. Хлопушка (округлите ладони и хлопните погромче.)

  12. Дудочка (губы вытяните трубочкой и произнесите: «ду-ду-ду». Слегка сожмите кулаки, изображая дудочку, и поднесите «дудочку» ко рту. Пальцы обеих рук: указательный, средний, безымянный и мизинец – попеременно приподнимайте и опускайте, имитируя игру на дудочке.)

  13. Юла (сожмите правую руку в кулак, указательный палец вытянут. Опустите указательный палец кончиком в низ и быстро им вращайте «У-у-у».)

  14. Барабан (поочерёдно стучите указательными пальцами по столу, как будто играете на барабане.)

  15. Раз, два, три, четыре, пять – мы идём гулять (каждый палец на счёт сожмите в кулак, затем два пальца – указательный и средний – «шагают» по столу. Остальные пальцы сожмите в кулак

  16.  Зайчик (сожмите руку в кулак, а указательный и средний пальцы поднимите. Пошевелите ими – это «заячьи ушки».)

  17. Петушок (указательный палец касается большого - получается «клюв». Остальные пальцы слегка округлены и веером подняты вверх – это «гребешок».)

Развитие речевых способностей

Понимание речи

Задание 1. Как летает птичка? (взмахи руками)

Задание 2. Какая наша ёлка? (высока, велика – показ руками)

Задание 3. На чем играет? (на барабане, дудочке)

Задание 4. Как Лушу качают? (укачивающие движения)

Задание 5. Что обувают на ноги? (сапоги, сандалии, туфли)

Задание 6. Какой формы часы? (круглой)

Артикуляционная гимнастика

Упражнения: «Улыбнёмся маме», «Поцелуем маму», «Лошадка», «Надуем щёчки», «Снежинка», «Иголочка», «Часики», «Песенка»

Выполняя в игровой форме артикуляционную гимнастику, упражнения по звуковой культуре речи, играя, ребенок постепенно овладевает произношением звуков: а, у, о, и, ы, м, с, х, ш, л, р

Звукоподражание

Задание 1  Изменение силы голоса по подражанию.

Задание 2. Изменение высоты голоса по подражанию («У-у-у», «А-а-а»).

Задание 3. Чей пароход громче гудит? (на звуке У)

Задание 4. Кукла плачет. Произношение слога УА .

Задание 5. Кто как кричит? ( Ау, уа, иа, му, пи-пи)

Задание 6. Улыбнемся Варе (Звук С )

Задание 7. Покажи и назови. ( Заяц, волк, коза, кот, петух)

Задание 8. Когда это бывает? (Приметы времен года)

Задание 9. Игра «Воробышки и автомобиль» (Произношение «6и-би...»)

Задание 10. Игра «Ау». (Ау, Оля, Ау, Аня)




Календарно-тематическое планирование

Тема


Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Индивиду-альное обучение на дому с учителем

Самостоятель-ное освоение программы предмета с родителями

«Знакомство». Наши правила. Пальчиковая игра «Дружба»

0,5

0,5

08.09


«Летний отдых» Пальчиковая игра «Этот пальчик – дедушка…»

0,5

0,5

15.09


«Понятие «Предмет» Игра «Если я назову предмет, хлопните»

0,5

0,5

22.09


«Я, мой дом, моя семья» Игра «Ау!»

0,5

0,5

29.09


«Фрукты» Дидактическая игра «Угадай по описанию»

0,5

0,5

06.10


«Овощи» Дидактическая игра «Угадай на ощупь»

0,5

0,5

13.10


«Осень» Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

0,5

0,5

20.10


«Игрушки» Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

0,5

0,5

10.11


«Мебель» Логоритмическая разминка «Мебель»

0,5

0,5

17.11


«Одежда» пальчиковая игра «Один – много»

0,5

0,5

24.11


«Обувь» Игра «Всё перепуталось»

0,5

0,5

01.12


«Посуда» Дидактическая игра «Кто позвал первым?»

0,5

0,5

08.12


«Зима, зимние забавы» Игра «Бывает – не бывает»

0,5

0,5

15.12


«Люди, звери и птицы зимой» Дидактическая игра «Оденемся на прогулку»

0,5

0,5

22.12


«Новогодний праздник» Пальчиковая игра «Ёлка»

0,5

0,5

12.01


«Дикие животные» Игра «Расставь по порядку»

0,5

0,5

19.01


«Дикие животные и их детёныши» Дидактическая игра «Верни детёныша маме»

0,5

0,5

26.01


«Домашние животные» Дидактическая игра «Кто как кричит?»

0,5

0,5

02.02


«Домашние животные и их детёныши» Дидактическая игра «Найди маму детёнышу»

0,5

0,5

09.02


«Домашние птицы и их птенцы» Дидактическая игра «Угадай по описанию»

0,5

0,5

02.03


«Дикие птицы» Дидактическая игра «Чем отличаются, чем похожи?»

0,5

0,5

09.03


«Профессии» Дидактическая игра «Кому что нужно?»

0,5

0,5

16.03


«Транспорт» Дидактическая игра «Найди такой же»

0,5

0,5

23.03


«Весна» Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

0,5

0,5

06.04


«Животные и птицы весной» Дидактическая игра «Что изменилось?»

0,5

0,5

13.04


«Растения» Дидактическая игра «Чего не стало?»

0,5

0,5

20.04


«Деревья» Дидактическая игра «С какого дерева лист?»

0,5

0,5

27.04


«Насекомые» Дидактическая игра «Кто как поёт?»

0,5

0,5

04.05


«Цветы» «Дидактическая игра «Исправь ошибку»

0,5

0,5

11.05


«Семья» Игра «Кто старше?»»

0,5

0,5

18.05


«Летний отдых» Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

0,5

0,5

25.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!