СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по курсу "История России" для учащихся с ЛУО, 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

АООП составлена для детей с нарушением интеллекта - лёгкой умственной отсталостью по истории России для 8 кл. Авторы учебника И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, 2018 год издания

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по курсу "История России" для учащихся с ЛУО, 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кесовогорская средняя общеобразовательная школа

имени дважды Героя Советского Союза А.В. Алелюхина



Согласовано

Зам.директора по УВР


__________ А.М. Архипова


от______________2018г.


Утверждено

Директор

МБОУ Кесовогорская СОШ

_________ О.В. Ляшова

Приказ____ от__________2018г.






АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса

«ИСТОРИЯ РОССИИ»

для обучающихся с ЗПР (лёгкая умственная отсталость)

8 класс


Учитель:

Матвеева Ирина Леонидовна








Пояснительная записка

І. Нормативным основанием для составления адаптированной учебной программы являются следующие документы:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.


  1. Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка:

  • Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.;

  • Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1972

г.;

  • Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.;

  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990г.;

  1. Учебный план муниципального бюджетного образовательного учреждения Кесовогорская СОШ на 2018-2019 учебный год.


ІІ. Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями по предмету «История Отечества» для 8 класса разработана и составлена на основе:


  • Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011;

  • Учебника - «История Отечества», 8 кл., И.М. Бгажноков, Л.В. Смирнова- М. Просвещение, 2-е издание, переработанное, 2018 г. (для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями);

  • Программы по истории для 7-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида. Москва. История России. Автор О.И. Бородина, В.М. Мозговой. ВЛАДОС. 2011г. 

 В основу адаптированной рабочей программы положен коммуникативный и личностно ориентированный подход.

     Реализация данной программы обеспечит   обязательный    минимум содержания образования по предмету. Одной из важнейших задач среднего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с интеллектуальными нарушениями психики.

Адаптированная программа для детей с интеллектуальными нарушениями психики — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования.

Учебный материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать, понимать причинно-следственные зависимости. Систематическая словарная работа на уроках истории расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

 Известно, что один из основных недостатков мышления детей с нарушением интеллекта – недоразвитие операции обобщения, а также они отличаются от своих нормальных сверстников ограниченным, несистематизированным багажом конкретных представлений о явлениях реальной действительности (см. характеристику).

     Учащимся с нарушениями интеллекта очень трудно словесно оформлять свои исторические представления. Способность к правильному распознаванию изученных исторических событий и явлений намного превышает у них развитие умения рассказать о них.

        Важнейшую роль в овладении историческими понятиями играют логические действия: сравнение и установление причинно – следственных связей.

    Специфические особенности памяти учащихся - отставание процессов преднамеренного и непреднамеренного запоминания, быстрое забывание заученного, неточность, неполнота воспроизведения, необходимость многократных повторений для запоминания материала – конечно, существенно влияют на качество усвоения материала, в первую очередь, важного с социальной точки зрения. Несомненна важность качественного усвоения этих сведений учащимися для подготовки их к жизни и пониманию различного рода информации, к осуществлению разговорных контактов с людьми.

     Познание исторического прошлого мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс имеет много смежных тем с географией, русским языком, чтением, математикой, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами.

 В процессе обучения по адаптированной программе ученики должны овладеть более упрощенной по структуре, сокращенной по объему, элементарной по уровню обобщенности системой основных исторических сведений.


Цели и задачи курса

АООП ставит следующие цели:

- изучение исторического материала;

- овладение знаниями и умениями;

- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;

- формирование личностных качеств гражданина;

- подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни;

- специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество.

Рабочая программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.

Образовательные задачи:

- усвоить важнейшие факты истории,

- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого,

- усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание

некоторых закономерностей общественного развития,

- овладеть умением применять знания по истории в жизни,

- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.


Воспитательные задачи;

- гражданское воспитание учащихся,

- патриотическое воспитание,

- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,

- нравственное воспитание,

- эстетическое воспитание,

- трудовое воспитание,

- экологическое воспитание,

- правовое воспитание,

- формирование мировоззрения учащихся.

Коррекционно – развивающие задачи:

- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления,

речи, эмоционально – волевой сферы.


 Место предмета в базисном плане

В базисном учебном  плане МБОУ Кесовогорская СОШ на изучение истории в 8 классе для умственно отсталых учащихся с легкой степенью отводится  42часа в неделю, всего – 64 часа в год.

         Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин) с одной динамической паузой (5 мин).   

Данная рабочая программа предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных исторических знаний умственно отсталыми учащимися.

Формы контроля

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты и контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам

Содержание курса истории Отечества.

8класс (2 ч. в неделю)

Введение

1. Единая Россия (начало XVII века)


Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Начало правления династии Романовых. Первый Романов — Михаил. Второй Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь.

Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа укрепления православной веры..


2. Великие преобразования России в XVIII веке.


Воцарение Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I — первый российский император.

Александр Меньшиков — друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение детей дворян за границей . Поражение под Нарвой и первые победы над шведами. Основание Петербурга. Продолжение Северной войны. Разгром шведов под Полтавой и завершение Северной войны.

Промышленность и сельское хозяйство при Петре1. Изменения в управлении государства. Табель о рангах. Указ о единонаследии. Образование и культура при Петре1. Личность Петра 1 в истории


Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Дворцовые перевороты.

Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова.

Царствование Екатерины П. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екатерины II в области культуры и просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт благородных девиц — первое высшее учебное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление губернского управления в стране.

Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства. Памятники культуры XVIII века в родном городе, крае.


3. История нашей страны в период XIX века.


Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона.

Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.

Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение телесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра II.

Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.

XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший русский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры. Краеведческая работа.

Учебно-тематический план:

№ пп.

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Введение в историю. Единая Россия (начало XVII века) (3 ч).


3

2

Великие преобразования России в XVIII веке.

41

а

Пётр І— первый российский император.

20

б

Екатерина І и Пётр ІІ

3

в

Анна Иоановна и ИванVІ

4

г

Елизавета Петровна

5

д

Екатерина Великая

9

3

Российская империя в первой половине 19 века

18

4

Российская империя в конце 19 начале 20 века

6


Итого:

68


Планируемые образовательные результаты


8 класс

Учащиеся должны знать:

- какие исторические даты называются точными, приблизительными;

- когда произошли события;

- кто руководил основными сражениями.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

- пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

- пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;

- устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;

- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.


Формы организации учебного процесса

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности.

Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических

нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы:

словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

наглядные – наблюдение, демонстрация

практические – упражнения.

методы изложения новых знаний

методы повторения, закрепления знаний

методы применения знаний

методы контроля

Типы уроков:

Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)

Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)

Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)

Комбинированный урок.

Применяются ТСО: фрагменты кино, мультфильмов, мультимедиа, презентации по темам.

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого учащегося. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль).

На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам.


Рекомендуемые виды практических заданий по курсу.

Чтение текстов, словарная работа, рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к различным историческим эпохам.

Экскурсии в краеведческий, исторический музеи, ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями (можно с культовыми), составление вопросов для викторин, просмотр фильмов о культурных памятниках.

Творческие задания

      Изготовление альбомов, подготовка и проведение тематических игр, викторин.

Критерии оценивания

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты и контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам


Учебно-методическое обеспечение


Литература основная:

1. Учебника - «История Отечества», 8 кл., И.М.Бгажноков, Л.В.Смирнова- М.Просвещение, 2-е издание, переработанное, 2018 г. (для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями);

Дополнительная:

1.Атлас, история России с древнейших времён до начала XXI века. М: АСТ-Пресс школа 2008 г.

2.Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида, Л.В. Петрова. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2003 г.

3.Методика преподавания истории в школе, В.В. Шоган. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007.

Россия великая судьба. С. Перевезенцев. Издательство «Белый город». М: 2007 г.

3.Программы специальной (коррекционной общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб. 1. -232 с.


Календарно-тематическое планирование

Дата\ № урока

Тема урока

Оборудование и материалы

Термины и понятия

\


03.09\1

Наше Отечество Россия в 17 веке

Видеофильм «Романовы: начало династии», карточки с заданиями.

Соляной бунт, Медный бунт.

07.09\2

Российское общество в 17 веке

Таблица «Крепостные крестьяне и помещики», иллюстрации «В крестьянской избе», «Торг».

Крепостные крестьяне, барщина, оброк, Соборное уложение, казак, станица.

10.09\3

Отношения России с другими странами

Карта «Русское государство в XVIIвеке», кроссворд «раскол в

православной церкви», репродукции.

Великие преобразования России в XVIII веке.

14.09\4

Детство и юность Петра 1

Карта «Россия с концаXVII до 60-х гг. XVIEb


17.09\5

Как обучали Петра

Фрагменты из худ. Фильма «Петр Первый».

Верфь, струг, бомбардир, корабельщик, султан

21.09\6

Борьба за власть

24.09\7

Итоги правления Софьи

28.09\8

Воцарение Петра 1

Презентация по теме урока

01.10\9

Строительство флота. Азовские походы.

Презентация по теме урока

05.10\10

Великое посольство

Презентация по теме урока


08.10\11

Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра в Москву.

Презентация по теме урока. Карта в учебнике


12.10\12

Северная война.

Презентация по теме урока

Регулярная армия, рекрут, Нева, лоцман

15.10\13

Поражение под Нарвой

Презентация по теме урока

19.10\14

Первые победы над шведами

Презентация по теме урока. Карта в учебнике


22.10\15

Основание Петербурга

Карта «Россия с концаXVII до 60-х гг. XVIEb.», репродукции «Петр I на строительстве Санкт - Петербурга. Фрагменты из худ. Фильма «Петр Первый».


26.10\16

Продолжение Северной войны

Презентация по теме урока. Карта в учебнике


09.11\17

Разгром шведов под Полтавой

Презентация по теме урока. Фрагменты из худ. Фильма «Петр Первый».

Окоп, редут, драгун, гетман.

Эскадра, флагман, штиль, взять на абордаж.

12.11\18

Завершение Северной войны

Презентация по теме урока. Карта в учебнике. Карта России в учебнике.

16.11\19

Промышленность и сельское хозяйство при Петре1

Презентация по теме урока


19.11\20

Изменения в управлении государства

Презентация по теме урока

Император,

империя,

цесаревич, Табель о рангах.

23.11\21

Табель о рангах. Указ о единонаследии

Презентация по теме урока

26.11\22

Образование и культура при Петре1

Презентация по теме урока

Сенат, коллегии,

Тайная

канцелярия,

Синод, обер -

прокурор,

губерния,

мануфактура,

подушная подать,

абсолютизм.

30.11\23

Личность Петра 1 в истории

Фрагменты из худ. Фильма «Петр Первый». Презентация по теме урока

24

Семья Петра Великого

25

Екатерина 1 и Пётр 2

Презентация по теме урока


26

Внук Петра Великого

Презентация по теме урока. Карта России в учебнике


27

Конец правления Петра 2

Презентация по теме урока


28

Анна Иоановна. Бироновщина.

Презентация по теме урока


29

Как правила страной Анна Иоановна

Презентация по теме урока


30

Наследники Анны Иоановны

Презентация по теме урока


31

Конец бироновщины

Презентация по теме урока


32

Царствование Елизаветы Петровны

Презентация по теме урока


33

Окружение Елизаветы

Презентация по теме урока


34

Войны России в период царствования Елизаветы

Презентация по теме урока. Карта России в учебнике

Дворцовые

перевороты,

фаворит.

35

Воцарение Петра 3

Презентация по теме урока

36

Россия в эпоху Екатерины Великой

Презентация по теме урока

Карта России в учебнике

37

Начало царствования Екатерины 2

Презентация по теме урока

Просвещенный

абсолютизм, губернское правление, казенная палата, городская дума, наместник

38

Близкое окружение и помощники Екатерины

Презентация по теме урока

39

Война России с Турцией

Презентация по теме урока.

Карта России в учебнике


40

Присоединение Крыма

Презентация по теме урока


41

Как управляла Россией Екатерина 2

Презентация по теме урока

Дворянское собрание. Именитые граждане, капитан - исправник, меценат.

42

Восстание Пугачева

Презентация по теме урока

Карта России в учебнике

Дезертирство.

43

Развитие образования при Екатерине 2

Презентация по теме урока


44

Конец правления Екатерины 2

Презентация по теме урока


Российская империя в первой половине 19 века

45

Наполеон Бонапарт

Презентация по теме урока

Карта в учебнике


46

Великий князь Павел Петрович

Презентация по теме урока


47

Участие России в союзе

Презентация по теме урока

Карта России в учебнике


48

Переход Суворова через Альпы


Презентация по теме урока

Карта России в учебнике

Генералиссимус.

49

Правление Павла 1

Презентация по теме урока


50

Император Александр 1

Презентация по теме урока

Выкуп,

министерство,

Комитет

министров,

Государственный

совет.

51

Реформы Александра 1

Презентация по теме урока

Военные поселения, аракчеевщина, реакция, произвол, старец.

52

Аракчеевщина

Презентация по теме урока

53

Вторжение армии Наполеона в Россию

Презентация по теме урока

Карта России в учебнике


Генеральное сражение, ставка. Флеши. Фураж

54

Планы императоров

Презентация по теме урока

55

Битва за Смоленск


Презентация по теме урока.

Карта России в учебнике

56

Бородинское сражение


Карта России в учебнике Презентация по теме урока

57

Наполеон в Москве

Презентация по теме урока

58

Окончание войны


Презентация по теме урока

Карта России в учебнике

Партизанский отряд, рейд.

59

Поход в Европу


Презентация по теме урока

Карта России в учебнике


60

Император Николай 1

Презентация по теме урока


61

Восстание декабристов

Презентация по теме урока

Декабристы, присяга, каторга.

62

Международные отношения России. Войны

Презентация по теме урока

Карта России в учебнике


Российская империя в конце 19 начале 20 века

63

Александр 2. Отмена крепостного права

Презентация по теме урока

Манифест, сельское общество, сход, староста, надел, временно обязанные, выкупные платежи, круговая порука.

64

Международные отношения России

Презентация по теме урока

Карта России в учебнике


65

Русско-турецкая война


Презентация по теме урока

Карта России в учебнике

Бухта, эскадра, флотилия, сестры милосердия.

66

Революционные организации в России

Презентация по теме урока

Республика. Забастовка,

интеллигенция,

революционер.

67

Царь Александр 3 Миротворец

Презентация по теме урока.

Кредит, экспорт, импорт.

68

Император Николай 2

Презентация по теме урока

Казармы,

жандарм,

чиновник.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!