Тематический годовой план работы с группой обучающихся с системным недоразвитие речи и УО 1 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов на изучение раздела | Темы урока | Количество часов на изучение темы | Характеристика деятельности ученика | Планируемые результаты: коррекционные цели; УУД | Способы контроля | Примерная дата проведения урока |
№ уро-ка | Название |
| Фронталь-ное обследование | 5 ч. | | Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. | 1 ч. | Отвечают на вопросы преподавателя, строят предложения и словосочетания в соответствии с принятыми нормами русского языка. Составляют текст по серии сюжетных картинок. Пересказывают содержание текста с опорой на вопросы и без опоры на них. Описывают случаи из собственной жизни. Участвуют в учебном диалоге. Включаются в групповую работу, связанную с общением. | Выявить уровень развития лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Выявить уровень развития связной речи. Познавательные: осознанно строить сообщения в устной форме, Коммуникативные: участвовать в групповой работе, Регулятивные: учиться делать выводы, Личностные: сопереживать радостям и бедам товарищей. | Ответы на вопросы Фронтальный опрос | |
| | | | Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. | 1 ч. | Читают предложения и небольшие тексты в соответствии со знаками препинания. Читают выразительно, орфоэпически правильно. Списывают с печатного и письменного текста. Сравнивают написанные буквы с предложенным образцом, контролируют этапы своей работы. Пишут предложения и небольшие тексты под диктовку. Проверяют написанное, исправляют допущенные ошибки. | Выявить уровень развития процесса чтения. Выявить уровень развития процесса письма. Познавательные: анализировать результаты работы, фиксировать их результаты, Коммуникативные: участвовать в групповой работе, Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, Личностные: сопереживать радостям и бедам товарищей, | Составление рассказа Работа по картинке Пересказ текста Фронтальный опрос | |
| Слово. Предло-жение. | 12 ч. | | Работа над словом | 1 ч. | Слушают сказку, про возникновение письменной речи. Выделяют главную мысль. Отвечают на вопросы. | Научить слушать и выделять главную мысль рассказа. Закрепить навык отвечать на вопросы полным ответом. Познавательные: анализировать результаты работы, фиксировать их результаты, Коммуникативные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить свой ответ, Регулятивные: учиться делать выводы, Личностные: сотрудничать с учителем и сверстниками, | Письменная работа Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Слова, обозначающие предмет | 1 ч. | Знакомятся со словами, которые обозначают предметы. Выделяют слова, отвечающие на вопросы кто? что? Строят графическое изображение слов-предметов. | Научить выделять слова, которые обозначают предметы. Закрепить навык графического изображения слов-предметов. Познавательные: анализировать результаты работы, Коммуникативные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить свой ответ, Регулятивные: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), Личностные: сравнивать разные точки зрения. | Письменная работа Взаимоконтроль Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Слова, обозначающие действие предмета | 1 ч. | Знакомятся со словами, которые обозначают действие предмета. Выделяют слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают? Строят графическое изображение слов-действий. | Научить выделять слова, которые обозначают действия предметов. Закрепить навык графического изображения слов-действий. Познавательные: анализировать результаты работы, Коммуникативные: обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество, Регулятивные: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), Личностные: проявлять понимание и уважение к мнению товарища. | Работа у доски Работа с дидактическим материалом Самоанализ Письменная работа | |
| | | | Дифференциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие. | 1 ч. | Выделяют слова, отвечающие на вопросы кто? что? и слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают? Строят графическое изображение слов- предметов и слов-действий. Упражняются в их дифференциации. | Научить различать слова-предметы и слова-действия. Закрепить навык графического изображения слов-предметов и слов-действий. Познавательные: делать выводы совместно со сверстниками, Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, Регулятивные: активно воспринимать оценку учителя и учащихся, Личностные: сотрудничать с учителем и сверстниками. | Работа у доски Письменная работа Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Дифференциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие. | 1 ч. | Выделяют слова, отвечающие на вопросы кто? что? и слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают? Строят графическое изображение слов- предметов и слов-действий. Упражняются в их дифференциации. Упражняются в согласовании существительного и глагола в числе. | Закрепить умение различать слова-предметы и слова-действия. Закрепить навык графического изображения слов-предметов и слов-действий. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для выполнения учебной задачи, Коммуникативные: учиться строить понятные для партнёра высказывания, Регулятивные: корректировать свою деятельность, намечая способы устранения ошибок, Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики. | Работа с дидактическим материалом Письменная работа Самоконтроль Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Простое двусоставное нераспространенное предложение | 1 ч. | Упражняются в составлении 2-словных предложений. Знакомятся с понятиями «слово», «предложение». Упражняются в их дифференциации. Упражняются в работе со схемами слов и предложений. | Научить составлять 2-словные предложения и составлять схемы предложений. Закрепить навык графического изображения слов-предметов и слов-действий. Познавательные: анализировать результаты работы, Коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания, Регулятивные: осуществлять пооперационный контроль своей деятельности, Личностные: проявлять понимание и уважение к мнению товарища. | Работа у доски Работа с дидактическим материалом Письменная работа Самоконтроль | |
| | | | Составление предложений по сюжетной картинке. | 1 ч. | Знакомятся с правилом написания предложения: заглавная буква в начале предложения и точка в конце. Упражняются в работе со схемами предложений. | Закрепить умение составлять 2-словные предложения и составлять их схемы. Закрепить навык графического изображения слов-предметов и слов-действий. Познавательные: выявлять особенности разных объектов в процессе их изучения, Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, Регулятивные: оценивать результаты чужой деятельности, Личностные: сотрудничать с учителем и сверстниками. | Работа у доски Работа с дидактическим материалом Письменная работа Взаимоконтроль Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Слова, обозначающие признаки предметов. | 1 ч. | Знакомятся со словами, обозначающими признаки предметов. Выделяют слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Строят графическое изображение слов-признаков предметов. | Научить выделять слова, которые обозначают признак предмета. Закрепить навык графического изображения слов-признаков. Познавательные: анализировать результаты работы, Коммуникативные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить свой ответ, Регулятивные: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), Личностные: сравнивать разные точки зрения. | Работа у доски Работа с дидактическим материалом Письменная работа Самоконтроль Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Распространение простого двусоставного предложения определением. | 1 ч. | Подбирают определения к предметам и объектам (вопросы какой по цвету? какой по форме? какой по величине?). Упражняются в графическом изображении слов. Подбирают несколько определений к предметам и объектам. | Закрепить умение подбирать к предметам и объектам несколько определений. Закрепить навык графического изображения слов-признаков. Познавательные: осознанно строить сообщения в устной форме, Коммуникативные: участвовать в групповой работе, Регулятивные: учиться делать выводы, Личностные: сопереживать радостям и бедам товарищей. | Работа у доски Работа с дидактическим материалом Письменная работа Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Распространение простого двусоставного предложения определением. | 1 ч. | Упражняются в составлении 3-словных предложений. Упражнять в дифференциации понятий «слово», «предложение». Закрепляют знания о правиле написания предложения: большая буква в начале предложения и точка в конце. Упражняются в графическом изображении слов-предметов и слов-действий, слов-признаков предметов. | Научить составлять 3-словные предложения и составлять схемы предложений. Закрепить навык дифференциации понятий «слово», «предложение». Закрепить знания о правиле написания предложения: большая буква в начале предложения и точка в конце. Закрепить навык графического изображения слов-предметов, слов-действий и слов-признаков. Познавательные: осознанно строить сообщения в устной форме, Коммуникативные: правильно строить предложения, отвечая на вопрос учителя, Регулятивные: планировать решение учебной задачи, Личностные: сравнивать разные точки зрения. | Фронтальный опрос Работа с дидактическим материалом Письменная работа Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Распространение простого двусоставного предложения определением. | 1 ч. | Упражняются в составлении 3-словных предложений. Закрепить понятия: «действие», «предложение», «слово». Упражняются в определении количества и последовательности слов в предложении. Упражняются в умении распространять предложения путем введения однородных определений. | Закрепить умение составлять 3-словные предложения и составлять схемы предложений. Закрепить навык дифференциации понятий «слово», «предложение». Закрепить знания о правиле написания предложения: большая буква в начале предложения и точка в конце. Закрепить навык графического изображения слов-предметов, слов-действий и слов-признаков. Коммуникативные: «удерживать» логику повествования, приводить доказательства, Регулятивные: активно воспринимать оценку учителя и учащихся, Личностные: сравнивать разные точки зрения. | Ответы на вопросы Письменная работа Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Распространение простого двусоставного предложения определением. | 1 ч. | Закрепляют умение составления предложений с включением нескольких определений и объединение их в рассказ. Закрепляют умение определять количество и последовательность слов в предложении. Работают над фразой и графической схемой предложения. | Закрепить умение составления предложений с включением нескольких определений и объединение их в рассказ. Закрепить умение определять количество и последовательность слов в предложении. Закрепить знания о правиле написания предложения: большая буква в начале предложения и точка в конце. Закрепить навык составления графической схемы предложения. Познавательные: анализировать результаты работы, делать выводы совместно с учителем, Коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания, Регулятивные: оценивать собственные результаты деятельности, Личностные: считаться с мнением сверстника. | Работа у доски Письменная работа Самоконтроль Контроль за действиями обучающихся | |
| Предлог. | 6 ч. | | Работа с предлогами «в», «на». Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «в», «на». | 1 ч. | Знакомятся с графическим изображением пространственных предлогов «в», «на» и с вопросами к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «в», «на». Закрепляют умение определять количество и последовательность слов в предложении. Работают над графической схемой предложения с предлогом. | Познакомить с графическим изображением пространственных предлогов «в», «на» и с вопросами к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «в», «на». Закрепить умение определять количество и последовательность слов в предложении. Закрепить знания о правиле написания предложения: большая буква в начале предложения и точка в конце. Закрепить навык составления графической схемы предложения. Познавательные: выявлять особенности разных объектов в процессе их изучения, Коммуникативные: участвовать в групповой работе, Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, Личностные: считаться с мнением сверстника. | Работа у доски Письменная работа Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Работа с предлогами «с», «со». Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «с, со». | 1 ч. | Знакомятся с графическим изображением пространственных предлогов «с», «со» и с вопросами к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «с», «со». Закрепляют умение определять количество и последовательность слов в предложении. Работают над графической схемой предложения с предлогом. | Познакомить с графическим изображением пространственных предлогов «с», «со» и с вопросами к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «с», «со». Закрепить умение определять количество и последовательность слов в предложении. Закрепить знания о правиле написания предложения: большая буква в начале предложения и точка в конце. Закрепить навык составления графической схемы предложения. Познавательные: анализировать результаты работы, делать выводы совместно со сверстниками, Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, Регулятивные: активно воспринимать оценку учителя и учащихся, Личностные: проявлять понимание и уважение к мнению товарища. | Фронтальный опрос Работа с дидактическим материалом Письменная работа Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Работа с предлогами «из», «от», «у» Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «из», «от», «у». | 1 ч. | Закрепляют знания о пространственных предлогах «из», «от», «у», с их графическим изображением, с вопросами к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «из», «от», «у». Закрепляют умение определять количество и последовательность слов в предложении. Работают над графической схемой предложения с предлогом. | Закрепить навык графического изображения пространственных предлогов «из», «от», «у». Закрепить умение определять количество и последовательность слов в предложении. Закрепить знания о правиле написания предложения: большая буква в начале предложения и точка в конце. Закрепить навык составления графической схемы предложения. Познавательные: анализировать результаты работы, делать выводы совместно со сверстниками, Коммуникативные: обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество, Регулятивные: корректировать свою деятельность, намечая способы устранения ошибок, | Работа с дидактическим материалом Письменная работа Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Работа с предлогами «по», «под». Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «по», «под». | 1 ч. | Знакомятся с графическим изображением пространственных предлогов «по», «под» и с вопросами к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «по», «под». Закрепляют умение определять количество и последовательность слов в предложении. Работают над графической схемой предложения с предлогом. | Познакомить с графическим изображением пространственных предлогов «по», «под» и с вопросами к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «по», «под». Закрепить умение определять количество и последовательность слов в предложении. Закрепить знания о правиле написания предложения: большая буква в начале предложения и точка в конце. Закрепить навык составления графической схемы предложения. Познавательные: анализировать результаты работы, делать выводы совместно с учителем, Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии со сверстниками, Регулятивные: планировать решение учебной задачи, Личностные: сравнивать разные точки зрения, | Работа у доски Письменная работа Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Закрепление всех отработанных предлогов | 1 ч. | Закрепляют знания о пространственных предлогах с их графическим изображением, с вопросами к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами . Закрепляют умение определять количество и последовательность слов в предложении. Работают над графической схемой предложения с предлогом. | Закрепить навык графического изображения пространственных предлогов. Закрепить умение определять количество и последовательность слов в предложении. Закрепить знания о правиле написания предложения: большая буква в начале предложения и точка в конце. Закрепить навык составления графической схемы предложения. Познавательные: анализировать результаты работы, делать выводы совместно со сверстниками, Коммуникативные: обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество, Регулятивные: корректировать свою деятельность, намечая способы устранения ошибок, | Ответы на вопросы Работа с дидактическим материалом Письменная работа Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Закрепление всех отработанных предлогов | 1 ч. | Закрепляют знания о пространственных предлогах с их графическим изображением, с вопросами к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами . Закрепляют умение определять количество и последовательность слов в предложении. Работают над графической схемой предложения с предлогом. | Закрепить навык графического изображения пространственных предлогов. Закрепить умение определять количество и последовательность слов в предложении. Закрепить знания о правиле написания предложения: большая буква в начале предложения и точка в конце. Закрепить навык составления графической схемы предложения. Познавательные: анализировать результаты работы, делать выводы совместно со сверстниками, Коммуникативные: обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество, Регулятивные: корректировать свою деятельность, намечая способы устранения ошибок, | Ответы на вопросы Работа с дидактическим материалом Письменная работа Контроль за действиями обучающихся | |
| Предложение. | 10 ч. | | Порядок слов в предложении. | 1 ч. | Выделяют слова в составе предложения. Определяют количество слов в предложении. Составляют схемы словосочетаний и предложений. Сопоставляют слова и предложения. Устанавливают связь между словами в предложении. Составляют предложения из данных слов. Делят поток речи на предложения, определяют границы предложений. | Упражнять в выделении слов в составе предложения. Закрепить умение определять количество слов. Работать со схемами предложений и словосочетаний. Работать над деформированным предложением. Познавательные: анализировать результаты работы, делать выводы совместно со сверстниками, Коммуникативные: участвовать в групповой работе, Регулятивные: планировать решение учебной задачи, Личностные: сопереживать радостям и бедам товарищей, | Фронтальный опрос Письменная работа Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Порядок слов в предложении. | 1 ч. | Выделяют слова в составе предложения. Определяют количество слов в предложении. Составляют схемы словосочетаний и предложений. Сопоставляют слова и предложения. Устанавливают связь между словами в предложении. Составляют предложения из данных слов. Делят поток речи на предложения, определяют границы предложений. | Упражнять в выделении слов в составе предложения. Закрепить умение определять количество слов. Работать со схемами предложений и словосочетаний. Работать над деформированным предложением. Познавательные: анализировать результаты работы, делать выводы совместно со сверстниками, Коммуникативные: участвовать в групповой работе, Регулятивные: планировать решение учебной задачи, Личностные: сопереживать радостям и бедам товарищей, | Фронтальный опрос Письменная работа Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Порядок слов в предложении. | 1 ч. | Выделяют слова в составе предложения. Определяют количество слов в предложении. Составляют схемы словосочетаний и предложений. Сопоставляют слова и предложения. Устанавливают связь между словами в предложении. Составляют предложения из данных слов. Делят поток речи на предложения, определяют границы предложений. | Упражнять в выделении слов в составе предложения. Закрепить умение определять количество слов. Работать со схемами предложений и словосочетаний. Работать над деформированным предложением. Познавательные: анализировать результаты работы, делать выводы совместно со сверстниками, Коммуникативные: участвовать в групповой работе, Регулятивные: планировать решение учебной задачи, Личностные: сопереживать радостям и бедам товарищей, | Фронтальный опрос Письменная работа Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Состав предложения. | 1 ч. | Сравнивают предложение и набор слов. Устанавливают связь между словами в предложении. Анализируют текст: определяют границы предложения. Выбирают знак для конца предложения. Воспроизводят текст. Анализируют и корректируют тексты, находят в тексте смысловые ошибки. | Упражнять в определении границ предложения. Закрепить знания о подлежащем и сказуемом. Упражнять в языковом анализе и синтезе словосочетания и предложения. Познавательные: выявлять особенности разных объектов в процессе их изучения, Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, Регулятивные: учиться делать выводы, Личностные: считаться с мнением сверстника, | Фронтальный опрос Письменная работа Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Главные члены предложения. | 1 ч. | Задают вопросы к словам — названиям предметов, к словам обозначающим действия предметов. Классифицируют слова по их принадлежности к различным частям речи. Наблюдают за признаками имен существительных в предложении, распознают одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам кто? и что? Различают имена собственные и нарицательные. Употребляют при записи имен собственных заглавную букву. Выделяют в предложении главные члены. Классифицируют предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, по степени распространенности. Задают смысловые вопросы к словам в предложении. конце предложения). | Закрепить знания о подлежащем и сказуемом. Упражнять в языковом анализе и синтезе словосочетания и предложения. Познавательные: проверять информацию, используя справочную литературу, Коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания, Регулятивные: оценивать результаты чужой деятельности, Личностные: сравнивать разные точки зрения. | Ответы на вопросы Письменная работа Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Главные члены предложения. | 1 ч. | Задают вопросы к словам — названиям предметов, к словам обозначающим действия предметов. Классифицируют слова по их принадлежности к различным частям речи. Наблюдают за признаками имен существительных в предложении, распознают одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам кто? и что? Различают имена собственные и нарицательные. Употребляют при записи имен собственных заглавную букву. Выделяют в предложении главные члены. Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, правильно оформляют предложение на письме (обозначают начало предложения заглавной буквой, ставят нужный знак в конце предложения). | Закрепить знания о подлежащем и сказуемом. Упражнять в языковом анализе и синтезе словосочетания и предложения. Познавательные: проверять информацию, используя справочную литературу, Коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания, Регулятивные: оценивать результаты чужой деятельности, Личностные: сравнивать разные точки зрения. | Ответы на вопросы Письменная работа Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Главные и второстепенные члены предложения | 1 ч. | Ставят вопросы к именам существительным и глаголам в предложении. Устанавливают связь между словами в предложении. Выделяют главные и второстепенные члены предложения. Наблюдают за употреблением глаголов в речи в разных формах времени и числа. Изменяют глаголы по числам, временам (без употребления термина, по вопросам). Составляют предложения, в том числе и по картинкам. | Закрепить знания о подлежащем и сказуемом. Упражнять в языковом анализе и синтезе словосочетания и предложения. Закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения. Познавательные: применять таблицы, схемы, модели для получения информации, Коммуникативные: «удерживать» логику повествования, приводить доказательства, Регулятивные: оценивать собственные результаты деятельности, Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики. | Работа у доски Фронтальный опрос Письменная работа Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Связь слов в предложении. | 1 ч. | Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия). Распознают части речи по вопросам. Определяют в предложении главные члены. Выделяют грамматическую основу предложения. Составляют словосочетания со связью согласования (существительное и прилагательное) и управления (глагол и существительное) — без употребления терминов видов связи. | Закрепить знания о связи слов в предложении. Познакомить моделями предложений различных синтаксических конструкций. Упражнять в постановке вопросов к словам, входящим в предложение. Познавательные: анализировать результаты работы, делать выводы совместно со сверстниками, Регулятивные: оценивать собственные результаты деятельности, Личностные: сопереживать радостям и бедам товарищей, | Фронтальный опрос Письменная работа Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Выделение членов предложения | 1 ч. | Выделяют главные и второстепенные члены предложения. Ставят вопросы к остальным словам, входящим в состав предложения. Устанавливают связь между словами в предложении. Вычленяют из предложения слова главные и зависимые. Составляют из нескольких простых предложений одно – сложное. Доказывают принадлежность слова к той или иной части речи. Анализируют деформированный текст, определяя границы предложений. Правильно оформляют запись предложений на письме. Группировать слова, сходные по значению и звучанию. Моделировать предложение. Наблюдать: определять количество слов в предложении. Списывать деформированный текст с его параллельной корректировкой. Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений | Закрепить знания о словах главных и зависимых. Познакомить с понятием «сложное предложение». Закрепить знания о порядке слов в предложении. Закрепить знания о частях речи. Познавательные: выявлять особенности разных объектов в процессе их изучения, Коммуникативные: учиться строить понятные для партнёра высказывания, Регулятивные: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), Личностные: сотрудничать с учителем и сверстниками, | Ответы на вопросы Письменная работа Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Работа со схемами предложений. | 1 ч. | Составляют схемы предложений. Составляют предложения по предложенной схеме. Соотносят предложения с подходящими схемами. Производят языковой анализ и синтез предложений. Выделяют на схеме грамматическую основу предложения, схематически изображают предлоги. | Упражнять в работе со схемами слов, предложений. Тренировать в языковом анализе и синтезе на уровне предложения. Познавательные: анализировать результаты работы, фиксировать их результаты, Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии со сверстниками, Регулятивные: корректировать свою деятельность, намечая способы устранения ошибок, Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, | Фронтальный опрос Письменная работа Контроль за действиями обучающихся | |
| | | | Работа со схемами предложений. | 1 ч. | Составляют схемы предложений. Составляют предложения по предложенной схеме. Соотносят предложения с подходящими схемами. Производят языковой анализ и синтез предложений. Выделяют на схеме грамматическую основу предложения, схематически изображают предлоги. | Упражнять в работе со схемами слов, предложений. Тренировать в языковом анализе и синтезе на уровне предложения. Познавательные: анализировать результаты работы, фиксировать их результаты, Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии со сверстниками, Регулятивные: корректировать свою деятельность, намечая способы устранения ошибок, Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, | Фронтальный опрос Письменная работа Контроль за действиями обучающихся | |
| Фронталь-ное обследование | 4 ч. | | Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. | 1 ч. | Отвечают на вопросы преподавателя, строят предложения и словосочетания в соответствии с принятыми нормами русского языка. Составляют текст по серии сюжетных картинок. Пересказывают содержание текста с опорой на вопросы и без опоры на них. Описывают случаи из собственной жизни. Участвуют в учебном диалоге. Включаются в групповую работу, связанную с общением. | Выявить уровень развития лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Выявить уровень развития связной речи. Познавательные: осознанно строить сообщения в устной форме, Коммуникативные: участвовать в групповой работе, Регулятивные: учиться делать выводы, Личностные: сопереживать радостям и бедам товарищей. | Ответы на вопросы Фронтальный опрос | |
| | | | Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. | 1 ч. | Читают предложения и небольшие тексты в соответствии со знаками препинания. Читают выразительно, орфоэпически правильно. Списывают с печатного и письменного текста. Сравнивают написанные буквы с предложенным образцом, контролируют этапы своей работы. Пишут предложения и небольшие тексты под диктовку. Проверяют написанное, исправляют допущенные ошибки. | Выявить уровень развития процесса чтения. Выявить уровень развития процесса письма. Познавательные: анализировать результаты работы, фиксировать их результаты, Коммуникативные: участвовать в групповой работе, Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, Личностные: сопереживать радостям и бедам товарищей, | Составление рассказа Работа по картинке Пересказ текста Фронтальный опрос | |
№ п/п | Название раздела | Количество часов на изучение раздела | Темы урока | Количество часов на изучение темы | Характеристика деятельности ученика |
№ уро-ка | Название |
| Фронталь-ное обследование | 5 ч. | | Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. | 1 ч. | Отвечают на вопросы преподавателя, строят предложения и словосочетания в соответствии с принятыми нормами русского языка. Составляют текст по серии сюжетных картинок. Пересказывают содержание текста с опорой на вопросы и без опоры на них. Описывают случаи из собственной жизни. Участвуют в учебном диалоге. Включаются в групповую работу, связанную с общением. |
| | | | Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. | 1 ч. | Читают предложения и небольшие тексты в соответствии со знаками препинания. Читают выразительно, орфоэпически правильно. Списывают с печатного и письменного текста. Сравнивают написанные буквы с предложенным образцом, контролируют этапы своей работы. Пишут предложения и небольшие тексты под диктовку. Проверяют написанное, исправляют допущенные ошибки. |
| Слово. Предло-жение. | 12 ч. | | Работа над словом | 1 ч. | Слушают сказку, про возникновение письменной речи. Выделяют главную мысль. Отвечают на вопросы. |
| | | | Слова, обозначающие предмет | 1 ч. | Знакомятся со словами, которые обозначают предметы. Выделяют слова, отвечающие на вопросы кто? что? Строят графическое изображение слов-предметов. |
| | | | Слова, обозначающие действие предмета | 1 ч. | Знакомятся со словами, которые обозначают действие предмета. Выделяют слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают? Строят графическое изображение слов-действий. |
| | | | Дифференциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие. | 1 ч. | Выделяют слова, отвечающие на вопросы кто? что? и слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают? Строят графическое изображение слов- предметов и слов-действий. Упражняются в их дифференциации. |
| | | | Дифференциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие. | 1 ч. | Выделяют слова, отвечающие на вопросы кто? что? и слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают? Строят графическое изображение слов- предметов и слов-действий. Упражняются в их дифференциации. Упражняются в согласовании существительного и глагола в числе. |
| | | | Простое двусоставное нераспространенное предложение | 1 ч. | Упражняются в составлении 2-словных предложений. Знакомятся с понятиями «слово», «предложение». Упражняются в их дифференциации. Упражняются в работе со схемами слов и предложений. |
| | | | Составление предложений по сюжетной картинке. | 1 ч. | Знакомятся с правилом написания предложения: заглавная буква в начале предложения и точка в конце. Упражняются в работе со схемами предложений. |
| | | | Слова, обозначающие признаки предметов. | 1 ч. | Знакомятся со словами, обозначающими признаки предметов. Выделяют слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Строят графическое изображение слов-признаков предметов. |
| | | | Распространение простого двусоставного предложения определением. | 1 ч. | Подбирают определения к предметам и объектам (вопросы какой по цвету? какой по форме? какой по величине?). Упражняются в графическом изображении слов. Подбирают несколько определений к предметам и объектам. |
| | | | Распространение простого двусоставного предложения определением. | 1 ч. | Упражняются в составлении 3-словных предложений. Упражнять в дифференциации понятий «слово», «предложение». Закрепляют знания о правиле написания предложения: большая буква в начале предложения и точка в конце. Упражняются в графическом изображении слов-предметов и слов-действий, слов-признаков предметов. |
| | | | Распространение простого двусоставного предложения определением. | 1 ч. | Упражняются в составлении 3-словных предложений. Закрепить понятия: «действие», «предложение», «слово». Упражняются в определении количества и последовательности слов в предложении. Упражняются в умении распространять предложения путем введения однородных определений. |
| | | | Распространение простого двусоставного предложения определением. | 1 ч. | Закрепляют умение составления предложений с включением нескольких определений и объединение их в рассказ. Закрепляют умение определять количество и последовательность слов в предложении. Работают над фразой и графической схемой предложения. |
| Предлог. | 6 ч. | | Работа с предлогами «в», «на». Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «в», «на». | 1 ч. | Знакомятся с графическим изображением пространственных предлогов «в», «на» и с вопросами к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «в», «на». Закрепляют умение определять количество и последовательность слов в предложении. Работают над графической схемой предложения с предлогом. |
| | | | Работа с предлогами «с», «со». Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «с, со». | 1 ч. | Знакомятся с графическим изображением пространственных предлогов «с», «со» и с вопросами к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «с», «со». Закрепляют умение определять количество и последовательность слов в предложении. Работают над графической схемой предложения с предлогом. |
| | | | Работа с предлогами «из», «от», «у» Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «из», «от», «у». | 1 ч. | Закрепляют знания о пространственных предлогах «из», «от», «у», с их графическим изображением, с вопросами к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «из», «от», «у». Закрепляют умение определять количество и последовательность слов в предложении. Работают над графической схемой предложения с предлогом. |
| | | | Работа с предлогами «по», «под». Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «по», «под». | 1 ч. | Знакомятся с графическим изображением пространственных предлогов «по», «под» и с вопросами к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «по», «под». Закрепляют умение определять количество и последовательность слов в предложении. Работают над графической схемой предложения с предлогом. |
| | | | Закрепление всех отработанных предлогов | 1 ч. | Закрепляют знания о пространственных предлогах с их графическим изображением, с вопросами к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами . Закрепляют умение определять количество и последовательность слов в предложении. Работают над графической схемой предложения с предлогом. |
| | | | Закрепление всех отработанных предлогов | 1 ч. | Закрепляют знания о пространственных предлогах с их графическим изображением, с вопросами к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами . Закрепляют умение определять количество и последовательность слов в предложении. Работают над графической схемой предложения с предлогом. |
| Предложение. | 10 ч. | | Порядок слов в предложении. | 1 ч. | Выделяют слова в составе предложения. Определяют количество слов в предложении. Составляют схемы словосочетаний и предложений. Сопоставляют слова и предложения. Устанавливают связь между словами в предложении. Составляют предложения из данных слов. Делят поток речи на предложения, определяют границы предложений. |
| | | | Порядок слов в предложении. | 1 ч. | Выделяют слова в составе предложения. Определяют количество слов в предложении. Составляют схемы словосочетаний и предложений. Сопоставляют слова и предложения. Устанавливают связь между словами в предложении. Составляют предложения из данных слов. Делят поток речи на предложения, определяют границы предложений. |
| | | | Порядок слов в предложении. | 1 ч. | Выделяют слова в составе предложения. Определяют количество слов в предложении. Составляют схемы словосочетаний и предложений. Сопоставляют слова и предложения. Устанавливают связь между словами в предложении. Составляют предложения из данных слов. Делят поток речи на предложения, определяют границы предложений. |
| | | | Состав предложения. | 1 ч. | Сравнивают предложение и набор слов. Устанавливают связь между словами в предложении. Анализируют текст: определяют границы предложения. Выбирают знак для конца предложения. Воспроизводят текст. Анализируют и корректируют тексты, находят в тексте смысловые ошибки. |
| | | | Главные члены предложения. | 1 ч. | Задают вопросы к словам — названиям предметов, к словам обозначающим действия предметов. Классифицируют слова по их принадлежности к различным частям речи. Наблюдают за признаками имен существительных в предложении, распознают одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам кто? и что? Различают имена собственные и нарицательные. Употребляют при записи имен собственных заглавную букву. Выделяют в предложении главные члены. Классифицируют предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, по степени распространенности. Задают смысловые вопросы к словам в предложении. конце предложения). |
| | | | Главные члены предложения. | 1 ч. | Задают вопросы к словам — названиям предметов, к словам обозначающим действия предметов. Классифицируют слова по их принадлежности к различным частям речи. Наблюдают за признаками имен существительных в предложении, распознают одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам кто? и что? Различают имена собственные и нарицательные. Употребляют при записи имен собственных заглавную букву. Выделяют в предложении главные члены. Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, правильно оформляют предложение на письме (обозначают начало предложения заглавной буквой, ставят нужный знак в конце предложения). |
| | | | Главные и второстепенные члены предложения | 1 ч. | Ставят вопросы к именам существительным и глаголам в предложении. Устанавливают связь между словами в предложении. Выделяют главные и второстепенные члены предложения. Наблюдают за употреблением глаголов в речи в разных формах времени и числа. Изменяют глаголы по числам, временам (без употребления термина, по вопросам). Составляют предложения, в том числе и по картинкам. |
| | | | Связь слов в предложении. | 1 ч. | Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия). Распознают части речи по вопросам. Определяют в предложении главные члены. Выделяют грамматическую основу предложения. Составляют словосочетания со связью согласования (существительное и прилагательное) и управления (глагол и существительное) — без употребления терминов видов связи. |
| | | | Выделение членов предложения | 1 ч. | Выделяют главные и второстепенные члены предложения. Ставят вопросы к остальным словам, входящим в состав предложения. Устанавливают связь между словами в предложении. Вычленяют из предложения слова главные и зависимые. Составляют из нескольких простых предложений одно – сложное. Доказывают принадлежность слова к той или иной части речи. Анализируют деформированный текст, определяя границы предложений. Правильно оформляют запись предложений на письме. Группировать слова, сходные по значению и звучанию. Моделировать предложение. Наблюдать: определять количество слов в предложении. Списывать деформированный текст с его параллельной корректировкой. Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений |
| | | | Работа со схемами предложений. | 1 ч. | Составляют схемы предложений. Составляют предложения по предложенной схеме. Соотносят предложения с подходящими схемами. Производят языковой анализ и синтез предложений. Выделяют на схеме грамматическую основу предложения, схематически изображают предлоги. |
| | | | Работа со схемами предложений. | 1 ч. | Составляют схемы предложений. Составляют предложения по предложенной схеме. Соотносят предложения с подходящими схемами. Производят языковой анализ и синтез предложений. Выделяют на схеме грамматическую основу предложения, схематически изображают предлоги. |
| Фронталь-ное обследование | 4 ч. | | Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. | 1 ч. | Отвечают на вопросы преподавателя, строят предложения и словосочетания в соответствии с принятыми нормами русского языка. Составляют текст по серии сюжетных картинок. Пересказывают содержание текста с опорой на вопросы и без опоры на них. Описывают случаи из собственной жизни. Участвуют в учебном диалоге. Включаются в групповую работу, связанную с общением. |
| | | | Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. | 1 ч. | Читают предложения и небольшие тексты в соответствии со знаками препинания. Читают выразительно, орфоэпически правильно. Списывают с печатного и письменного текста. Сравнивают написанные буквы с предложенным образцом, контролируют этапы своей работы. Пишут предложения и небольшие тексты под диктовку. Проверяют написанное, исправляют допущенные ошибки. |