АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Математика»
Класс: 7
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы -2018-2019 уч.г.
Количество часов –всего за год 175ч/ 5 ч в неделю
Планирование составлено на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по математике основного общего образования, авторской программы по алгебре 7-9 кл. под редакцией Миндюк Н.Г, авторской программы по геометрии 7-9 кл. под редакцией Л.С. Атанасяна
Учебники: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворов., под редакцией С.А. Теляковского «Алгебра.7класс»; учебник для общеобразовательных организаций.-5-е изд, М.: Просвещение,2015. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ; Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. «Геометрия.7-9 классы»; учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2013. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Рабочую программу составила Панкратьева У.Ю.,
учитель математики первой квалификационной категории.
2018 г.
Данная адаптированная рабочая программа ориентирована на обучащихся 7 класса с ОВЗ (обучающиеся с ЗПР), составлена с учетом их особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Учебный предмет «Математика» в 7классе представлен традиционно двумя содержательными курсами: «Алгебра» и «Геометрия» На изучение «Математики» в 7 классе отводится 5ч в неделю (всего 175ч за год). Из них на изучение алгебры - 3 часа в неделю (105 часов за год) и на изучение геометрии - 2 часа в неделю (70 часов за год). Для реализации требований ФГОС в каждый из курсов введен внутрипредметный модуль «Занимательная математика» (35ч)
Актуальность программы
Актуальность программы определяется прежде всего тем, что рассчитана на обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, связанных с задержкой психического развития, а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.
В условиях правильного обучения эти дети постепенно преодолевают задержку общего психического развития, усваивая знания и навыки, необходимые для социальной адаптации. Этому способствует наличие ряда сохранных звеньев в структуре их психики, и прежде всего, потенциально сохранных возможностей развития высших психических функций.
Новизна программы
Новизна программы заключается в:
логике построения учебного материала, адаптированного для обучающихся с ОВЗ;
выборе используемого дидактического материала в зависимости от психофизических особенностей детей.
систематизировании занятий для прочного усвоения материала.
Создании специальных условий для успешной реализации программы обучения.
Наличием коррекционной составляющей освоении программы.
Усвоение учебного материала по математике вызывает большие затруднения у обучающихся с ОВЗ в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей обучающихся с ОВЗ требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь математики с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта обучающихся. Для эффективного усвоения обучающимися с ОВЗ учебного материала по математике в общеобразовательной программе возможны изменения: добавление часов на изучение тем и вопросов, имеющих практическую направленность; введение дополнительных уроки, резервных часов для повторения слабо усвоенных тем и решения задач; изучение части материала, в ознакомительном плане, а также исключение из рассмотрения.
некоторых, наиболее сложных вопросов. Дети с ОВЗ из-за особенностей своего психического развития при обучении математике в основном звене нуждаются в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании.
Для успешного усвоения образовательной программы необходимо решать коррекционные задачи курса математики:
1) развитие у обучающихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
2) нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
3) формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
4) развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
5) развитие общеучебных умений и навыков.
Требования к уровню подготовки детей с ОВЗ (обучающиеся с ЗПР) соответствуют требованиям, предъявляемым к ученикам школы общего назначения.
Изучение направлено на реализацию целей и задач, сформулированных в государственном стандарте основного общего образования по математике:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Планируемые результаты освоения курса «Математика»
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты освоения образовательной программы:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа на примере содержания текстовых задач;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
8) первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
9) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
10) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении арифметических задач;
11) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
12) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
13) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
14) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через участие во внеклассной работе;
15) развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера через выполнение творческих работ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) первоначальное представление об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники;
13) развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
14) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
15) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
16) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
17) понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
18) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
19) способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера
Предметные результаты освоения образовательной программы (алгебра)
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развитие способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
умение выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач;
правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, переход от одной формы записи к другой (например, проценты в виде десятичной дроби; выделение целой части из неправильной дроби); решать три основные задачи на дроби;
сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой; находить среднее арифметическое нескольких чисел;
владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;
находить числовые значения буквенных выражений;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса.
Предметные результаты освоения образовательной программы (геометрия)
Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях ( число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом( анализировать , извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развития пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из сложных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание обучения (алгебра)
1. Выражения, тождества, уравнения (16ч + 4ч впм)
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.
Основная цель: систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5-6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.
Нахождение значений числовых и буквенных выражений дает возможность повторить с обучающимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими обучающиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшепри изучении других тем курса алгебры.
В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки и , дается понятие о двойных неравенствах.
При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.
Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия обучающимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах= b при различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у учащихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.
Изучение темы завершается ознакомлением обучающихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Обучающиеся должны уметь использовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
2. Функции (8+3ч впм)
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.
Основная цель: ознакомить обучающихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке обучающихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Обучающиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у обучающихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.
Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и её частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Обучающиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у = kx, где k 0, как зависит от значений k и b взаимное расположение графиков двух функций вида y = kx + b.
Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.
3. Степень с натуральным показателем (9ч+ 3ч впм)
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3 и их графики.
Основная цель: выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора. Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем. На примере доказательства свойств где n, (аb)n=anbn обучающиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений, содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.
Рассмотрение функций у=х2, у=х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание обучающихся на особенности графика функции y=х2: график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.
Умение строить графики функций у=х2 и у=х3 используется для ознакомления учащихся с графическим способом решения уравнений.
4. Многочлены (14 + 3ч впм)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Основная цель: выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.
Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Обучающиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.
Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.
В данной теме обучающиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.
5. Формулы сокращенного умножения (16 ч + 4ч впм)
Формулы (а ± b)2 = а2 ± 2ab + b2, (а ± b)3 = а3 ± 3а2b + 3аb2 ± b3, (а - b) (а + b) = а2 - b2 , (а ± b) (а2 ab + b2) = а3±b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.
Основная цель: выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
В данной теме продолжается работа по формированию у обучающихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b) (а + b) = а2 - b2, (а ± b)2 = а2 ± 2ab + b2. Обучающиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».
Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3 ± 3а2b + 3аb2 ± b3, а3 ± b3 = (а ± b) (а2 аb + b2). Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.
В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.
6. Системы линейных уравнений (14 ч + 3ч впм)
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Основная цель: ознакомить обучающихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.
Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.
Формируется умение строить график уравнения а + by = с, где а 0 или b 0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов дает возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.
7. Повторение (7ч + 1ч впм)
Основная цель: повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 7 класса.
Содержание учебного предмета «геометрия»
1. Начальные геометрические сведения (9ч + 2ч впм).
Объяснять, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развёрнутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами
2. Треугольники (15ч + 4ч впм)
Объяснять, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним, какие треугольники называются равными; изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы; формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников; объяснять, что называется перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной прямой; формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой; объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; 'формулировать определение окружности; объяснять, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности; решать простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи.
3. Параллельные прямые (10+3 ч впм.)
Формулировать определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из неё; формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного: формулировать и доказывать теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами; приводить примеры использования этого метода; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (16ч+ 4ч впм).
Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углом 30°, признаки равенства прямоугольных треугольников); формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи.
5. Повторение. Решение задач. (5ч.+1 ч впм)
Тематическое планирование изучения материала (алгебра)
№п/п | Раздел,тема | Количество часов. | ВПМ «Занимательная математика». | Контрольные работы |
Глава 1. | Выражения. Тождества. Уравнения. | 16 | 4 | 2 |
§ 1 | Выражения | 4 | 1 | |
| 1.Числовые выражения 2.Выражения с переменными 3.Сравнение значений выражений | | | |
§ 2 | Преобразование выражений | 4 | 1 | |
| 4.Свойства действий над числами 5.Тождества. Тождественные преобразования выражений | | | |
| Контрольная работа №1а | | | 1 |
§ 3 | Уравнения с одной переменной | 5 | 1 | |
| 6.Уравнение и его корни 7.Линейное уравнение с одной переменной 8.Решение задач с помощью уравнений | | | |
§ 4 | Статистические характеристики | 2 | 1 | |
| 9.Среднее арифметическое, размах и мода 10. Медиана как статистическая характеристика | | | |
| Контрольная работа № 2а | | | 1 |
| 11.Формулы* | | | |
Глава II | Функции. | 8 | 3 | 1 |
§ 5 | Функции и их графики | 4 | 2 | |
| 12.Что такое функция 13.Вычисление значений функции по формуле 14.График функции | | | |
§ 6 | Линейная функция | 4 | 1 | |
| 15.Прямая пропорциональность и её график 16.Линейная функция и её график | | | |
| Контрольная работа № 3а | | | 1 |
| 17.Задание функции несколькими формулами* | | | |
Глава III. | Степень с натуральным показателем. | 9 | 3 | 1 |
§ 7 | Степень и её свойства | 5 | 2 | |
| 18.Определение степени с натуральным показателем 19.Умножение и деление степеней 20. Возведение в степень произведения и степени | | | |
§ 8 | Одночлены | 4 | 1 | |
| 21.Одночлен и его стандартный вид 22.Умножение одночленов. Возведение одночленов в степень 23.Функции у = х ² и у = х³ и их графики | | | |
| Контрольная работа № 4а | | | 1 |
| 24.О простых и составных числах* | | | |
Глава IV. | Многочлены. | 14 | 3 | 2 |
§ 9 | Сумма и разность многочленов | 3 | 1 | |
| 25. Многочлен и его стандартный вид 26.Сложение и вычитание многочленов | | | |
§ 10 | Произведение одночлена и многочлена | 5 | 1 | |
| 27. Умножение одночлена на многочлен 28.Вынесение общего множителя за скобки | | | |
| Контрольная работа № 5а | | | 1 |
§ 11 | Произведение многочленов | 6 | 1 | |
| 29.Умножение многочлена на многочлен 30. Разложение многочлена на множители способом группировки | | | |
| Контрольная работа № 6а | | | 1 |
| 31.Деление с остатком* | | | |
Глава V. | Формулы сокращённого умножения. | 16 | 4 | 2 |
§ 12 | Квадрат суммы и квадрат разности | 5 | 1 | |
| 32.Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений. 33.Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | | | |
§ 13 | Разность квадратов. Сумма и разность кубов. | 5 | 1 | |
| 34.Умножение разности двух выражений и их суммы 35.Разложение разности квадратов на множители 36. Разложение на множители суммы и разности кубов | | | |
| Контрольная работа № 7а | | | 1 |
§ 14 | Преобразование целых выражений. | 6 | 2 | |
| 37. Преобразование целого выражения в многочлен 38.Применение различных способов для разложения на множители | | | |
| Контрольная работа № 8а | | | 1 |
| 39.Возведение двучлена в степень* | | | |
Глава VI. | Системы линейных уравнений. | 14 | 3 | 1 |
§ 15 | Линейные уравнения с двумя переменными и их системы. | 5 | 1 | |
| 40. Линейное уравнение с двумя переменными 41. График линейного уравнения с двумя переменными 42. Системы линейных уравнений с двумя переменными | | | |
§ 16 | Решение систем линейных уравнений. | 9 | 2 | |
| 43. Способ подстановки 44. Способ сложения 45. Решение задач с помощью систем уравнений | | | |
| Контрольная работа № 9а | | | 1 |
| 46.Линейные неравенства с двумя переменными и их системы. | | | |
Глав VII. | Повторение. | 7 | 1 | 1 |
| Итого: | 83 | 21 | 10 |
| ИТОГО | 104 | |
Тематическое планирование изучения материала (геометрия)
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Вмп «Занимательная математика». | Контрольные работы |
Глава 1 | Начальные геометрические сведения. | 9ч | 2ч | 1 |
§ 1 | Прямая и отрезок. | 2 | | |
| 1.Точки, прямые, отрезки 2.Провешивание прямой на местности | | | |
§ 2 | Луч и угол. | 2 | 1 | |
| 3.Луч 4.Угол | | | |
§ 3 | Сравнение отрезков и углов. | 2 | 1 | |
| 5.Равенство геометрических фигур 6.Сравнение отрезков и углов | | | |
§ 4 | Измерение отрезков. | 1 | | |
| 7.Длина отрезка 8. Единицы измерения. Измерительные инструменты | | | |
§ 5 | Измерение углов. | 1 | | |
| 9.Градусная мера угла 10.Измерение углов на местности | | | |
§ 6 | Перпендикулярные прямые. | 1 | | |
| 11.Смежные и верикальные углы 12.Перпендикулярные прямые 13.Построение прямых углов на местности | | | |
| Контрольная работа №1г | | | |
Глава 2 | Треугольники | 15ч | 4ч | 1 |
§ 1 | Первый признак равенства треугольников. | 3 | 1 | |
| 14.Треугольник 15.Первый признак равенства треугольников | | | |
§ 2 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 4 | 1 | |
| 16.Перпендикуляр к прямой 17.Медианы, биссектрисы и высотытреугольника 18.Свойства равнобедренного треугольника | | | |
§ 3 | Второй и третий признаки равенства треугольников. | 4 | 1 | |
| 19.Второй признак равенства треугольников 20. Третий признак равенства треугольников | | | |
§ 4 | Задачи на построение. | 4 | 1 | |
| 21.Окружность 22.Построение циркулем и линейкой 23.Примеры задач на построение | | | |
| Контрольная работа №2г | | | 1 |
Глава 3 | Параллельные прямые | 10ч | 3ч | 1 |
§ 1 | Признаки параллельности двух прямых. | 5 | 2 | |
| 24. Определение параллельных прямых 25. Признаки параллельности двух прямых 26. Практические способы построения параллельных прямых | | | |
§ 2 | Аксиома параллельных прямых | 5 | 1 | |
| 27.Об аксиомах геометрии 28. Аксиома параллельных прямых 29. Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей 30.Углы с соответственно параллельными или перпендипулярными сторонами | | | |
| Контрольная работа №3г | | | 1 |
Глава 4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 16ч | 4ч | 2 |
§ 1 | Сумма углов треугольника | 2 | | |
| 31. Теорема о сумме углов треугольника 32. Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники | | | |
§ 2 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 4 | 1 | |
| 33.Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника 34. Неравенство треугольника | | | |
| Контрольная работа №4г | | | 1 |
§ 3 | Прямоугольные треугольники | 4 | 1 | |
| 35. Некоторые свойства прямоугольных треугольников 36. Признаки равенства прямоугольных треугольников 37*. Уголковый отражатель | | | |
§ 4 | Построение треугольника по трём элементам | 6 | 2 | |
| 38. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми 39. Построение треугольника по трём элементам | | | |
| Контрольная работа №5г | | | 1 |
| Повторение. Решение задач. | 5 ч | 1ч | 1 |
| | 55ч | 14 | 6 |
| ВСЕГО | 69 | |
Промежуточная аттестация по «Математике» будет проведена в форме комбинированной контрольной работы
Итого: 104ч (алгебра) + 69ч (геометрия) +2ч (1ч ПА+ 1ч анализ ПА)= 175ч
20