СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по математике 5 класс. УМК Н. Я. Виленкин

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по математике 5 класс для детей с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по математике 5 класс. УМК Н. Я. Виленкин»













АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Математика 5 класс»

Класс: 5

Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации: 2018-2019гг.

Количество часов по учебному плану:

всего – 175ч/год; 5ч/неделю

Планирование составлено на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. примерной программы общеобразовательных учреждений по математике 5-11 классов

Учебник: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. «Математика 5 класс», учебник для общеобразовательных учреждений, 34- издание, стереотипное;М.: Мнемозина, 2015г. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской федерации.

Рабочую программу составила: Панкратьева У.Ю.

учитель математики, I КК













2018 г.

Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ООО и составлена на основе примерной программы основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. Рабочая программа по математике для 5 класса ориентирована на использование учебника Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. (М.: Мнемозина). Рабочая программа по разработана на основании следующих нормативных правовых документов:

Закон «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт;

Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.

Адаптированная рабочая программа по математике, для обучающихся с ОВЗ составлена для основной общеобразовательной школы 5 класса на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Примерной программы общеобразовательных учреждений по математике 5-11 классов.

Актуальность программы

Актуальность программы определяется прежде всего тем, что рассчитана на обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.

В условиях правильного обучения эти дети постепенно преодолевают задержку общего психического развития, усваивая знания и навыки, необходимые для социальной адаптации. Этому способствует наличие ряда сохранных звеньев в структуре их психики, и прежде всего, потенциально сохранных возможностей развития высших психических функций.

Цели обучения:

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». На основании требований федерального государственного образовательного стандарта в содержании Программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности обучающихся с ОВЗ.

В настоящую программу внесены изменения: количество часов на изучаемые разделы распределено в соответствии с учебным планом и спецификой образовательного учреждения.

Данная программа, сохраняет основное содержание образования, принятое для массовой школы и отличается тем, что предусматривает коррекционную работу с обучающимися имеющие ограниченные возможности здоровья.

Основные направления коррекционной работы с обучающимися имеющие ОВЗ

Характерными особенностями обучающихся с ОВЗ являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих обучающихся, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития. Поэтому обучающиеся с ОВЗ, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

Содержание программы направлено на решение следующих коррекционных задач:

-продолжить формировать познавательные интересы обучающихся и их самообразовательные навыки;

- создать условия для развития обучающегося в своем персональном темпе, исходя из его образовательных способностей и интересов;

-приобрести (достигнуть) обучающимся уровня образованности, соответствующего его личному потенциалу и обеспечивающего возможность продолжения образования и дальнейшего развития;

Важнейшим условием построения учебного процесса для обучающихся с ОВЗ, является доступность, что достигается выделением в каждой теме главного, дифференциацией материала, многократного повторения пройденного материала, выполнение заданий по алгоритму, ликвидация пробелов.

В обучении детей с ОВЗ используются программы адаптированные к возможностям обучающихся. Программа направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития

Общая характеристика учебного предмета.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

-овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; -

-интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности:

-ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

-формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

-воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на уровне основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с 5 по 9 класс.

Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 5 часов в неделю, всего 175 часов (в т.ч. 35ч внутрипредметный модуль «Наглядная геометрия» ).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

-планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

-решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

-исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

-ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

-проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

-поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Структура документа

Рабочая программа по математике включает разделы: пояснительную записку; цели изучения математики, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, требования к результатам обучения и освоению содержания курса.

Цели изучения математики

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

в направлении личностного развития

развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

формирование у обучающихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

в метапредметном направлении

формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

в предметном направлении

овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Целью изучения курса математики в 5 классе является систематическое развитие понятие числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

На каждом уроке математики выделяется 8-10 минут для развития и совершенствования вычислительных навыков.

В ходе изучения курса обучающиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Примеры решения простейших комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения. Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Понятие и примеры случайных событий.

Основная цель обучения математики в 5 классе:

выявить и развить математические и творческие способности обучающихся;

обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися системой математических знаний и умений;

обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;

сформировать устойчивый интерес обучающихся к предмету.

Повторение на уроках проводится в следующих видах и формах:

повторение и контроль теоретического материала;

разбор и анализ домашнего задания;

устный счет;

математический диктант;

самостоятельная работа;

контрольные срезы.

Особое внимание уделяется повторению при проведении самостоятельных и контрольных работ.

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

в личностном направлении:

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

в метапредметном направлении:

первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии предложенным алгоритмом;

умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении:

овладение базовым понятийном аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств, для решения задач из различных разделов курса;

овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально – графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;

овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.



Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема

Всего часов

Обязательная часть

Модуль «Наглядная геометрия»

Контрольные

работы

1.

Повторение

5

3

2


2.

Натуральные числа и шкалы

14

11

3

1

3

Сложение и вычитание натуральных чисел

26

21

5

2

4

Умножение и деление натуральных чисел

21

19

4

2

5

Площади и объемы

14

11

2

1

6

Обыкновенные дроби

20

16

1

2

7

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

15

11

2

1

8

Умножение и деление десятичных дробей

21

15

5

1

9

Инструменты для вычислений и измерений

18

16

3

2

10

Повторение

20

10

8

2

11

резерв

1

1



12

Итого:

175

140

35

14

Содержание

  1. Натуральные числа и шкалы

Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

Цель: систематизация и обобщение сведений о натуральных числах, полученных в начальной школе; закрепление навыков построения и измерения отрезков.

Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить коор­динатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.

2. Сложение и вычитание натуральных чисел Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

Цель: закрепление и развитие навыков сложения и вычитания натуральных чисел.

Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

3. Умножение и деление натуральных чисел Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

Цель: закрепление и развитие навыков арифметических действий с натуральными числами.

В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.

4. Площади и объемы Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь пря­моугольника. Единицы площадей.

Цель: расширение представления обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизация известных им сведений о единицах измерения.

При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

5. Обыкновенные дроби Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Цель: ознакомление обучающихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от обучающихся.

6.Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.Десятичная дробь. Сравнение, округление, слежение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.

Цель: выработка умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

При введении десятичных дробей важно добиться у обучающихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.

7.Умножение и деление десятичных дробей Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Цель: выработка умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

8.Инструменты для вычислений и измерений Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

Цель: формирование умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

У обучающихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению и геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Китовые диаграммы дают представления обучающимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах. В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.

9. Повторение. Решение задач.

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.

10. Резерв

Основное содержание внутрипредметного модуля «Наглядная геометрия»

ВПМ «Наглядная геометрия»предназначен для вариативной части. Проведение такого курса способствует самоопределению обучающихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе. Его содержание можно варьировать с учетом склонностей, интересов, уровня подготовленности детей, а также совмещать с другими формами внеклассной работы  по математике. Курс рассчитан на 35 часов. В качестве основной формы проведения выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения обучающихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т. п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики. Рассматриваются:

- типовые текстовые задачи (задачи на движение, переливание, взвешивание и т. д.) и их более трудные вариации из текстов олимпиад;

- логические задачи, которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно;

- геометрические задачи со спичками, на разрезание и перекраивание не рассматриваются в курсе математики 5-6 классов, хотя они часто встречаются в олимпиадных заданиях, решая их, обучающиеся развивают геометрическую зоркость, внимание, знакомятся со свойствами геометрических фигур.

В процессе проведения данного ВПМ ставятся следующие цели:

- развить интерес обучающихся к математике;

- расширить и углубить знания обучающихся по математике;

- развить математический кругозор, мышление, исследовательские умения обучающихся;

- воспитать настойчивость, инициативу в процессе учебной деятельности;

- формировать психологическую готовность обучающихся решать трудные и нестандартные задачи

Задачами ВПМ являются:

- достижение повышения уровня математической подготовки обучающихся;

- приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;

- знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;

- практика решения олимпиадных заданий.

Формы организации образовательного процесса:

Основные типы учебных занятий:

урок изучения нового учебного материала;

урок закрепления и применения знаний;

урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

урок контроля знаний и умений,

комбинированный урок,

урок-беседа,

повторительно-обобщающий урок

урок-семинар,

урок-консультация

Основным типом урока является комбинированный.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, парная, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

Технологии обучения.

С целью обеспечения эффективности и результативности учебного процесса используются различные технологии обучения.

Главной задачей использования новых технологий является расширение интеллектуальных возможностей человека. Все используемые технологии направлены на сохранение физического, психического и нравственного здоровья каждого ученика.

На уроках используются элементы следующих технологий:

Проблемное обучение
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. 

Индивидуально-развивающее обу­чение

Знакомство с новыми методами мыслительной деятельности при решении творческих заданий с чертежами, технологическими картами в индивидуальном порядке

Разноуровневое обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. 
Технология про­ектного обуче­ния

Учитель организует учебно-познавательную, ис­следовательскую, творческую или игровую дея­тельность обучающихся, которые овладевают навыками самостоя­тельного поиска,  обработки и анализа  нужной  информации для  решения ка­кой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Работа с использованием этой технологии дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. 
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие обще учебных умений и навыков. 

Тестовые техноло­гии

Оценка уровня обученности  по кон­кретной теме, позволяющая реально оценить готовность обу­чающихся к ито­говому контролю, установление количественных и качественных индивидуальных различий.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. Обучающиеся и учитель занимаются совместной деятельностью. Эффективность метода не только в академических успехах обучающихся, но и в их интеллектуальном и нравственном раз­витии. 

Информационно-коммуникационные технологии

Использование ПК в учебном процессе. Создание рефератов, слайдов, презентаций и др. Поиск нужной ин­формации в Интернет. Применение полу­ченных знаний в практической дея­тельности.
Здоровье сберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО.

Основные формы и методы контроля  качества обучения:

Устный опрос предполагает изложение учеником изученного материала в виде беседы, рассказа, объяснения, сообщения. Цель устного опроса заключается не только в проверке качества знаний, умений и навыков обучающегося по определенной теме, но и в оценке уровня его мыслительной деятельности, речи, способности рассуждать, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Учебный диалог может проводиться в форме общения как с одним учеником, так и со всей группой. При этом очень важно четко продумывать систему вопросов, предлагаемых обучающимся, их доступность.

Письменный опрос включает проведение самостоятельных работ, контрольных работ, математических диктантов, а также тестирование.

Самостоятельная работа - непродолжительная по времени (15-20 минут) письменная проверка знаний обучающихся. Целью ее является выявление степени (темпа) продвижения обучающихся в усвоении знаний и дальнейшая корректировка этих знаний.
Самостоятельная работа может проводиться как фронтально, так и индивидуально, а также в небольших группах. Отметки за самостоятельную работу обучающимся выставляются либо не выставляются по усмотрению учителя.

Математический диктант - непродолжительная по времени (5-10 минут) письменная проверка знаний обучающихся. Целью ее является выявление степени (темпа) продвижения обучающихся в усвоении знаний и дальнейшая корректировка этих знаний.
Контрольная работа - это письменная проверка знаний обучающихся, которая проводится в ходе фронтального или итогового контроля после изучения определенной темы или раздела. Контрольные работы могут проводиться по русскому, по иностранному языку, математике, т.е. по тем предметам, по которым обучающиеся могут письменно оформить свой ответ. По всем контрольным работам обязательно выставляются отметки.

Тестирование - вид письменного опроса, который позволяет при минимальной затрате времени собрать объективную информацию об усвоении знаний обучающимися.
Целью тестирования является замер (срез) знаний и умений обучающихся, выявление степени усвоения изученного материала. Задания включают вопросы как по отдельным темам, так и по всему пройденному курсу. Количество заданий в тексте не должно

превышать 10.

Тематическое планирование курса «Математика -5»

Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др., (5 часов в неделю, всего 175 часов)

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Вводное повторение (5ч. в т.ч. 2ч. впм)

1

Вводное повторение.

1

2

ВПМ Исторические сведения. Зарождение и развитие геометрической науки

1

3

Вводное повторение.

1

4

ВПМ Первые шаги в геометрии. Связь геометрии и действительности

1

5

Диагностический тест

1

Натуральные числа и шкалы (14ч в т.ч. 3ч. впм)

6

Обозначение натуральных чисел

1

7

Обозначение натуральных чисел

1

8

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

1

9

ВПМ Пространство и размеренность. Одномерное пространство. Двухмерное пространство

1

10

Плоскость, прямая, луч.

1

11

Плоскость, прямая, луч.

1

12

Шкалы и координаты.

1

13

Шкалы и координаты.

1

14

Пространство и Размеренность. Мир трех измерений. Перспектива

1

15

Меньше или больше.

1

16

Меньше или больше.

1

17

ВПМ Простейшие геометрические фигуры. Точка , прямая, отрезок, луч.

1

18

Решение комбинаторных задач

1

19

Контрольная работа №1

1

Сложение и вычитание натуральных чисел (26ч. в т.ч. 5ч. впм)

20

Сложение натуральных чисел и его свойства

1

21

Сложение натуральных чисел и его свойства

1

22

Сложение натуральных чисел и его свойства

1

23

Сложение натуральных чисел и его свойства

1

24

Вычитание.

1

25

Вычитание.

1

26

ВПМ Простейшие геометрические фигуры. Угол, биссектриса угла.

1

27

Вычитание.

1

28

ВПМ Вертикальные углы, их свойства.

1

29

Контрольная работа №2

1

30

Работа над ошибками

1

31

Числовые и буквенные выражения

1

32

Числовые и буквенные выражения

1

33

Числовые и буквенные выражения

1

34

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

1

35

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

1

36

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

1

37

ВПМ Построение и измерение углов.

1

38

Уравнение.

1

39

Уравнение.

1

40

Уравнение.

1

41

ВПМ Задачи на разрезание и складывание фигур.

1

42

Уравнение.

1

43

Обобщающий урок по изучаемой теме

ВПМ Танграмм.

1

44

Контрольная работа №3

1

45

Работа над ошибками

1

Умножение и деление натуральных чисел (21ч. в т.ч. 4ч. впм)

46

Умножение натуральных чисел и его свойства

1

47

Умножение натуральных чисел и его свойства

1

48

Умножение натуральных чисел и его свойства

1

49

Деление.

1

50

ВПМ Куб. Понятие грани, ребра, вершины, диагонали куба.

1

51

Деление.

1

52

ВПМ Изображение куба. Куб и его свойства. Развертка куба.

1

53

Деление с остатком.

1

54

ВПМ Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино. Паркеты.

1

55

Деление с остатком

1

56

ВПМ Треугольник. Виды треугольников: Разносторонний, равнобедренный, равносторонний.

1

57

Контрольная работа №4

1

58

Упрощение выражений.

1

60

Упрощение выражений.

1

59

Упрощение выражений.

1

61

Упрощение выражений.

1

62

Порядок выполнения действий.

1

63

Порядок выполнения действий.

1

64

Степень числа. Квадрат и куб числа.

1

65

Степень числа. Квадрат и куб числа.

1

66

Контрольная работа №5

1

Площади и объемы (14ч. в т.ч. 2ч. впм)

67

Формулы.

1

68

Формулы.

1

69

Формулы.

1

70

Площадь. Формула площади прямоугольника.

1

71

Площадь. Формула площади прямоугольника.

1

72

Единицы измерения площадей.

1

73

Единицы измерения площадей.

1

74

ВПМ Виды Треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный. Флексагон.

1

75

Прямоугольный параллелепипед.

1

76

Прямоугольный параллелепипед.

1

77

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

1

78

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

1

79

ВПМ Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними

1

80

Контрольная работа №6

1

Обыкновенные дроби (20ч. в т. ч 1 ч. впм)

81

Окружность и круг.

1

82

ВПм Треугольник Пепроуза

1

83

Доли. Обыкновенные дроби.

1

84

Доли. Обыкновенные дроби.

1

85

Доли. Обыкновенные дроби.

1

86

Сравнение дробей

1

87

Сравнение дробей

1

88

Правильные и неправильные дроби

1

89

Правильные и неправильные дроби

1

90

Контрольная работа №7

1

91

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

1

92

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

1

93

Деление и дроби

1

94

Деление и дроби

1

95

Смешанные числа

1

96

Смешанные числа

1

97

Сложение и вычитание смешанных чисел.

1

98

Сложение и вычитание смешанных чисел.

1

99

Сложение и вычитание смешанных чисел.

1

100

Контрольная работа №8

1

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. (15ч. в т. ч. 2ч. впм)

101

Десятичная запись дробных чисел

1

102

Десятичная запись дробных чисел

1

103

Сравнение десятичных дробей

1

104

Сравнение десятичных дробей

1

105

Сравнение десятичных дробей

1

106

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

107

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

108

Сложение и вычитание десятичных дробей. Решение задач

1

119

Сложение и вычитание десятичных дробей. Решение задач

1

110

ВПМ Построение треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трем сторонам.

1

111

Приближенные значения чисел.

1

112

Приближенные значения чисел.

1

113

Приближенные значения чисел.

1

114

Решение комбинаторных задач (числовые ряды)

ВПМ Египетский треугольник

1

115

Контрольная работа №9

1

Умножение и деление десятичных дробей. (21ч в т.ч. 5ч. впм)

116

Умножение десятичных дробей на натуральное число.

1

117

Умножение десятичных дробей на натуральное число.

1

118

Деление десятичных дробей на натуральное число.

1

119

Деление десятичных дробей на натуральное число.

1

120

Контрольная работа №10

1

121

ВПМ Правильные многогранники. Тетраэдр, куб, октаэдр. Развертки фигур.

1

122

Умножение десятичных дробей

1

123

Умножение десятичных дробей

1

124

ВПМ Правильные многогранники. Додекаэдр, икосаэдр. Развертки фигур.

1

125

Умножение десятичных дробей. Решение задач

1

126

Деление десятичных дробей.

1

127

Деление десятичных дробей.

1

128

Геометрические головоломки. Стомахион. Танграм.

1

129

Деление десятичных дробей.

1

130

ВПМ Измерение длины. Исторические сведения. Старинные русские меры длины. Единицы длины

1

131

Среднее арифметическое

1

131

Среднее арифметическое

1

133

Среднее арифметическое

1

134

ВПМ Измерение площади. Единицы площади.

1

135

Среднее значение мода как характеристики совокупности числовых данных

1

136

Контрольная работа №11

1

Инструменты для вычислений и измерений (18ч. в т.ч. 3ч. впм)

137

Микрокалькулятор

1

138

Проценты.

1

139

Проценты.

1

140

Проценты.

1

141

ВПМ Вычисление длины и площади

1

142

Проценты.

1

143

Контрольная работа №12

1

144

Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертежный треугольник.

1

145

ВПМ Измерение объема. Единицы объема.

1

146

Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертежный треугольник.

1

147

Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертежный треугольник.

1

148

Измерение углов. Транспортир.

1

149

Измерение углов. Транспортир.

1

150

ВПМ Вычисление объема

1

151

Круговые диаграммы.

1

152

Круговые диаграммы.

1

153

Круговые диаграммы.

1

154

Контрольная работа №13

1

Итоговое повторение курса математики 5 класса (20ч. в т.ч. 8ч. впм).

155

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

1

156

Сложение и вычитание смешанных чисел.

1

157

ВПМ Понятие равносоставленных и равновеликих фигур.

1

158

Сложение и вычитание десятичных дробей.

1

159

ВПМ Окружность. Радиус, диаметр, центр окружности. Построение окружности.

1

160

Умножение и деление десятичных дробей.

1

161

ВПМ Окружность. Деление окружности на части.

1

162

Решение уравнений.

1

163

ВПМ Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси.

1

164

Решение задач с помощью уравнений.

1

165

ВПМ Геометрический тренинг.

1

166

Решение задач на движение.

1

167

ВПМ Развитие «геометрического зрения».

1

168

Решение задач на проценты.

1

169

ВПМ Решение занимательных геометрических задач

1

170

Углы. Измерение и построение углов.

1

171

ВПМ Лист Мебиуса. Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком.

1

172

Промежуточная аттестация

1

173

Анализ промежуточной аттестации.

1

174

Итоговый урок. Рекомендации по математике на летний период

1

175

Резерв

1


ИТОГО

175

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по предмету.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

работа выполнена полностью;

в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и

ошибок;

в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках,

рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» не ставится.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);

имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Оценивание письменных контрольных работ.

При проверке письменных работ по математике следует различать грубые и негрубые ошибки.

К грубым ошибкам относятся:

-вычислительные ошибки в примерах и задачах;

-ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;

-неправильное решение задачи (пропуск действий, неправильный выбор действий, лишнее действие);

-недоведение до конца решения задачи или примера;

-невыполненное задание.

К негрубым ошибкам относятся:

-нерациональные приемы вычислений;

- неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;

-неверно сформулированный ответ задачи;

-неправильное списывание данных чисел, знаков;

-не доведение до конца преобразований.

При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие отметки:

“5”- работа выполнена безошибочно;

“4”- в работе допущены 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки;

“3”- в работе допущены 2-3 грубые или 3 и более негрубые ошибки;

“2”- если в работе допущены 4 и более грубых ошибок.

При оценке работ, состоящих только из задач, ставятся следующие отметки:

“5”- если задачи решены без ошибок;

“4”- если допущены 1-2 негрубые ошибки;

“3”- если допущены 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки;

“2”- если допущено 2 и более грубых ошибок.

При устном ответе по теоретическому материалу решающим является умение рассуждать, аргументировать, применять ранее изученный материал в доказательствах, видеть связи между понятиями, а так же уметь грамотно и стройно излагать свои мысли.

Требования к речи обучающихся.

Обучающиеся должны уметь:

— излагать материал логично и последовательно;

— отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации.

Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!