Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова»
«Согласовано» Руководитель МО _______________ Протокол №____ от «____»__________2018г. | «Утверждено» Директор МБОУ « Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова» _____________А.В.Леонов Приказ №___ от «____»_______________2018г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Математика»
5 класс (филиал в п. Чакино)
учитель математики Захарова Г.М.
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Совершенствование содержания образовательных программ основного общего образования для детей с ЗПР связано с необходимостью адаптации учебных программ при сохранении общего цензового объема содержания обучения. В отсутствии федеральных учебных программ для детей с задержкой психического развития в основной школе, была разработана адаптированная рабочая программа для 5 класса на основе имеющихся нормативных документов и рекомендаций психолого-педагогического обследования обучающихся.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» для учащихся с ОВЗ 5 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральным Законом «Об образовании в РФ» (от 29.12. 2012 года № 273 – ФЗ).
Приказом Министерства образования в РФ от 05.03. 2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказом Министерства образования в РФ от 09.03. 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования».
Основной образовательной программы основного (среднего) общего образования МБОУ Ржаксинской сош№1;
Учебного плана филиала МБОУ Ржаксинской сош№1им. Н.М.Фролова в п.Чакино;
программы по курсу математики 5–6 классы созданной на основе единой концепции преподавания математики в средней школе, разработанной А.Г. Мерзляком, В.Б. Полонским, М.С. Якиром
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Учебником для ОУ «Математика» 5 класс». (Авторы А.Г. Мерзляк В.Б. Полонский, М.С. Якир . М .:Вентана-Граф, 2016.
Обучающиеся с ЗПР разно-уровневые по математическим способностям, имеют слабые вычислительные навыки; испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении программы по математике, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Имеют выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У некоторых обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
У обучающихся преобладает кратковременная память, мотивация обучения слабо развита, поэтому в работе с такими детьми необходимо обращать особое внимание на формирование познавательных мотивов. Создавать проблемные учебные ситуации, стимулируя активность обучающихся на занятиях. Применять различные виды деятельности, и использовать индивидуальные и дифференцированные задания.
С такими обучающимися ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый.
Цель изучения:
обеспечение прочных и сознательных математических знаний и умений детей с ЗПР в рамках образовательного стандарта, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.
Важнейшими коррекционными задачами курса математики являются развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля. Школьники должны научиться грамотно и аккуратно делать математические записи, уметь объяснить их.
1) в направлении личностного развития
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Общая характеристика адаптированной рабочей программы
При адаптации программы основное внимание обращалось на овладение детьми с ЗПР практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений, исключение или включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения.
Адаптированная рабочая программа по математике содержит перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в 5 классе. В ней сохранена традиционная ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение учениками основополагающих понятий и идей, и включает материал, создающий основы математической грамотности.
При этом программа является достаточно динамичной:
увеличены активные формы работы, направленные на вовлечение учащихся в математическую деятельность,
на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретения практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства.
При изучении математики в 5 классах повторяются и систематизируются сведения о натуральных числах, полученные учащимися в начальной школе. В 5 классе учить решать несложные уравнения на основе зависимостей между компонентами и результатами действий, составлять числовые и буквенные выражения, пропорции и линейные уравнения по условиям текстовых задач, а также решать несложные линейные уравнения, используя при этом раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых.
Развивать у учащихся умения работать с чертежными инструментами: транспортиром, циркулем, линейкой, строить и измерять геометрические фигуры следует в одном геометрическом блоке, не чередуя с другими разделами математики.
Ввиду излишней сложности некоторые сложные темы из программы 5 класса изучаются обзорно.
Также в 5 классе на темы «Куб», «Прямоугольный параллелепипед», «Среднее арифметическое чисел» отводится время на уроках в качестве ознакомления в практической деятельности.
Программа реализуется с помощью современных педагогических технологий: технологии уровневой дифференциации, разноуровнего обучения, групповых технологий, а также современного традиционного обучения, использующее классическую систему в сочетании с техническими средствами.
Каждая из этих технологий предусматривает организацию учебного процесса через теоретические и практические виды занятий.
Задачами изучения курса адаптированной программы по математике в 5 классе является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Курс, строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами. Овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составление уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации в примерной программе основного общего образования по математике (1 вариант) на изучение предмета отводиться 175 часов из расчета 5 часов в неделю. В учебном плане школы 34 учебные недели, поэтому на изучение предмета отводится 170 часов.
Содержание курса математики 5 класса
Тематическое планирование
№ | Разделы, темы | Кол-во часов | Контрольные работы |
1 | Повторение | 4 | 1(диагностическая) |
РАЗДЕЛ I. Натуральные числа и действия над ними | 90 | 5 |
1 | Натуральные числа | 20 | 1 |
| Ряд натуральных чисел | 2 | |
| Цифры. Десятичная запись натуральных чисел | 3 | |
| Отрезок. Длина отрезка | 4 | |
| Плоскость. Прямая. Луч | 3 | |
| Шкала. Координатный луч | 3 | |
| Сравнение натуральных чисел | 3 | |
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 | |
| Контрольная работа № 1 «Натуральные числа» | 1 | |
2 | Сложение и вычитание натуральных чисел | 33 | 2 |
| Сложение натуральных чисел. Свойства сложения | 4 | |
| Вычитание натуральных чисел | 3 | |
| Решение задач с применением свойств вычитания | 2 | |
| Числовые и буквенные выражения. Формулы | 3 | |
| Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 | |
| Уравнение | 3 | |
| Угол. Обозначение углов | 2 | |
| Виды углов. | 2 | |
| Измерение углов | 3 | |
| Многоугольники. Равные фигуры | 2 | |
| Треугольник и его виды | 3 | |
| Прямоугольник. Ось симметрии фигуры | 3 | |
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 | |
| Контрольная работа № 3«Уравнение. Угол. Многоугольники» | 1 | |
3 | Умножение и деление натуральных чисел | 37 | 2 |
| Умножение. Переместительное свойство умножения | 4 | |
| Сочетательное и распределительное свойства умножения | 3 | |
| Деление | 4 | |
| Решение задач с применением деления. | 3 | |
| Деление с остатком | 3 | |
| Степень числа | 2 | |
| Контрольная работа № 4 «Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения» | 1 | |
| Площадь. Площадь прямоугольника | 4 | |
| Прямоугольный параллелепипед. Пирамида | 3 | |
| Объем прямоугольного параллелепипеда | 4 | |
| Комбинаторные задачи | 3 | |
| Повторение и систематизация учебного материала | 2 | |
| Контрольная работа №5: «Деление с остатком. Площадь прямоугольника . Прямоугольный параллелепипед и его объем. Комбинаторные задачи» | 1 | |
РАЗДЕЛ I I.Дробные числа и действия над ними | 66 | 4 |
1 | Обыкновенные дроби | 18 | 1 |
| Понятие обыкновенной дроби | 5 | |
| Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей | 3 | |
| Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 2 | |
| Дроби и деление натуральных чисел | 1 | |
| Смешанные числа | 1 | |
| Сложение смешанных чисел. | 2 | |
| Вычитание смешанных чисел. | 2 | |
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 | |
| Контрольная работа №6 по теме: «Обыкновенные дроби» | 1 | |
2 | Десятичные дроби | 48 | 3 |
| Представление о десятичных дробях | 4 | |
| Сравнение десятичных дробей | 3 | |
| Округление чисел. Прикидки | 3 | |
| Сложение десятичных дробей | 3 | |
| Вычитание десятичных дробей | 3 | |
| Контрольная работа №7 по теме: «Понятие о десятичной дроби. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 | |
| Умножение десятичных дробей. Применение законов умножения для десятичных дробей. | 4 | |
| Умножение десятичных дробей. Решение задач | 3 | |
| Деление десятичной дроби на натуральное число. | 3 | |
| Деление десятичной дроби на десятичную дробь | 3 | |
| Деление десятичной дроби на десятичную дробь. Решение уравнений и задач. | 3 | |
| Контрольная работа №8 по теме: «Умножение и деление десятичных дробей» | 1 | |
| Среднее арифметическое. Среднее значение величины | 3 | |
| Проценты. Нахождения процентов от числа | 4 | |
| Нахождение числа по его процентам | 4 | |
| Повторение и систематизация учебного материала | 2 | |
| Контрольная работа №9 по теме: « Среднее арифметическое. Процент» | 1 | |
| Повторение | 10 | 1(итоговая) |
1.Натуральные числа.
Ряд натуральных чисел. Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Плоскость. Прямая. Луч. Шкала. Координатный луч. Сравнение натуральных чисел
Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученных в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков.
В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел.
Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. Вычитание натуральных чисел. Числовые и буквенные выражения. Формулы. Уравнение. Угол. Обозначение углов. Виды углов. Измерение углов. Многоугольники. Равные фигуры. Треугольник и его виды. Прямоугольник. Ось симметрии фигуры.
Основная цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы, основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.
В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий ( сложение и вычитание).
3. Умножение и деление натуральных чисел.
Умножение. Переместительное свойство умножения. Сочетательное и распределительное свойства умножения. Деление. Деление с остатком. Степень числа. Площадь. Площадь прямоугольника. Прямоугольный параллелепипед. Пирамида. Объем прямоугольного параллелепипеда. Комбинаторные задачи.
Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на …(в…)», «меньше на …(в…)», а также, умения решать задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений задач на части, учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений. Вводятся понятия геометрических фигур.
4.Обыкновенные дроби.
Понятие обыкновенной дроби. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Дроби и деление натуральных чисел. Смешанные числа.
Основная цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.
5. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.
Представление о десятичных дробях. Сравнение десятичных дробей. Округление чисел. Прикидки. Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей. Среднее арифметическое. Среднее значение величины. Проценты. Нахождения процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
Основная цель – выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.
Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам.
Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
При изучении операции округления числа вводится новое понятие – «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило подстановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел; процента.
6.Повторение. Решение задач.
-Научиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
-Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами
-Уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации
-Уметь выдвигать гипотезы при решении задач
-Уметь находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем
- Владеть базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
В направлении личностного развития:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; в метапредметном направлении:
В метапредметном направлении
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и пред-ставлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
В предметном направлении:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
5) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по математике
Отметка «5» ставится в случае, если обучающийся:
• показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала;
• умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;
• не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Отметка «4» ставится в случае, если обучающийся:
• показывает знания всего изученного программного материала;
• умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
• допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Отметка «3» ставится в случае, если обучающийся:
• показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне минимальных требований;
• умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;
• допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Отметка «2» ставится в случае, если обучающийся:
• показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне ниже минимальных требований программы, имеет отдельные представления об изученном материале;
• не умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;
• допускает несколько грубых ошибок, большое число негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, значительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
УМК
5 класс:
Математика : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2016.
Математика: 5 класс : дидактические материалы : сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2016.
Математика : 5 класс : рабочая тетрадь / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2016.
Математика : 5 класс : методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2013
5. Программа по математике (5-6 кл.) Авторы: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт (официальный сайт) http://standart.edu.ru/
2. ФГОС (основное общее образование) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587
3. Примерные программы по учебным предметам (математика) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2629
4. Глоссарий ФГОС http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230
5. Закон РФ «Об образовании» http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2666
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Россииhttp://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
7.Концепция фундаментального ядра содержания общего образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619
8. Сайт издательского центра «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/
9. Программа по математике (5-9 класс). Издательский центр «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/tabid/210/Default.aspx
10. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
11. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
12. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»http://www.ict.edu.ru
13. Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org
14. Образовательные ресурсы интернета (математика) http://www.alleng.ru/edu/math.htm
15. Портал «Открытый класс» http://www.openclass.ru/
12