7
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Черноморская средняя школа №2 имени Жданова Алексея Кузьмича»
муниципального образования Черноморский район Республики Крым
РАССМОТРЕНО Руководитель МО учителей начальных классов ____________ Т.Н. Малыч Протокол №4 от 29.08.2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________Ю.Е.Белоцерковская Протокол №19 от 30.08.2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом по школе №273 от 30.08.2024 г. |
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся с расстройством аутистического спектра
(Вариант 8.2) 1-А класса
Кравчука Давида,Спесивцевой Валерии
Программу составила: Малыч Татьяна Николаевна
пгт. Черноморское – 2024 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), а именно - детей с расстройствами аутистического спектра, и требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с РАС, вариант 8.2 (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, Адаптированной основной общеобразовательной программы ОУ, авторской программы по окружающему миру в соответствии с:Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №-273-ФЗ;Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г,), с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241,от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 г. №1643, от 18.05.2015 г. №507, от 31.12.2015 №1576;Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847);учебным планом МБОУ «Черноморская средняя школа №2 имени Жданова А.К. » на 2024/2025 уч.г. Программа отражает содержание обучения предмету «Окружающий мир» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с РАС.
Общей целью изучения окружающего мира является формирование базовых знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программу основного общего образования, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.
Общие задачи учебного предмета:
-
сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
-
сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-
способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
-
развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми, что происходит за счет развития познавательной деятельности обучающихся с РАС как основы компенсации, коррекции и профилактики усугубления имеющихся трудностей развития, обучения и социализации;
-
способствовать и специально обучать переносу сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью, их своевременной актуализации.
В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
-
формирование первоначальных знаний о Родине;
-
ознакомление с понятием безопасного поведения;
-
формирование представлений о многообразии растений и грибов, животном мире, основных потребностях растений и животных в тепле, свете, влаге, питании, что становится возможным только при наличии помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, соотнесении их с практическими (жизненными) задачами;
-
закрепление знаний о временах года и их основных признаках, сезонных изменениях и природных явлениях с обучением переносу сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
-
формирование любознательности, интереса к окружающему предметному и социальному миру, бережного отношения к нему, познавательной мотивации.
На изучение учебного предмета «Окружающий мир» согласно учебному плану МБОУ «Черноморская средняя школа №2 имени Жданова А.К.» на 2024/2025 учебный год в 1 классе отводится 66 часов (по 2 часа в неделю, 33 учебные недели).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» по окончании обучения в начальной школе позволяет получить:
Личностные результаты:
-
осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
-
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;
-
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
-
осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
-
готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
-
личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;
-
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества;
-
установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом.
Познавательные УУД позволяют:
-
анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков и классифицировать их;
-
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
Регулятивные УУД позволяют:
-
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
-
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
-
планировать свои действия в течение урока;
-
фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
-
контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
-
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД позволяют:
-
формулировать ответы на вопросы;
-
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
-
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Результаты формирования сферы жизненной компетенции в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и должны проявиться в перечисленных ниже знаниях и умениях.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении проявляется:
-
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
-
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляется в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:
-
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
-
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
-
в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других;
-
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
-
в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
-
в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
-
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
-
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
-
в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
-
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования.
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
По итогам обучения в 1 классе можно определенным образом оценить успешность их достижения, хотя какие-либо выводы делать преждевременно.
В конце 1 класса обучающемуся доступно:
-
знание названий страны, места своего проживания, столицы, фамилии Президента;
-
знание названия места проживания, водоема в месте проживания,
-
умение определять пол и возраст человека;
-
знание основных правил гигиены;
-
знание простейших правил поведения в общественном транспорте, противопожарной безопасности, безопасности на воде, на льду, на скользкой дороге, представление о существовании ядовитых грибов и растений, знаний о предупреждении простудных заболеваний, номеров телефонов экстренной помощи;
-
различение грибов, расширение перечня названий овощей и фруктов (10-12),;
-
закрепление знаний о временах года (последовательность) и их основных признаках, сезонных изменениях и природных явлениях (прилет и отлет птиц, появление и исчезновение листвы, снега, дождь).
Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс принимается ПМПК образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов. Недостаточная успешность овладения учебным предметом «Окружающий мир» фактически не бывает изолированной. Трудности же освоения учебных предметов, относящихся к разным предметным областям, могут служить основанием повторного обследования обучающегося в ПМПК для уточнения его образовательных потребностей.
Содержание учебного предмета
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ и пр.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц. Погода, её составляющие.Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям.Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Дикие и домашние животные. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.Человек — часть природы. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Человек и обществоМладший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Школьные праздники и торжественные даты. День учителя. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах. Профессии людей. Значение труда в жизни человека и общества. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Новый год, Рождество,Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Президент Российской Федерации — глава государства. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название,Правила безопасной жизниНомера телефонов экстренной помощи. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водойПравила безопасного поведения в природе.
Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми.Ценность здоровья и здорового образа жизни.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | | | |
Всего | Контрольные работы | Практические работы | | | |
Раздел 1. Человек и общество | | | |
1.1 | Школа. Школьная жизнь. | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | | | |
1.2 | Семья. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | | | |
1.3 | Россия - наша Родина. | 11 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | | | |
Итого по разделу | 16 | | | | |
Раздел 2. Человек и природа | | | |
2.1 | Природа - среда обитания человека. Взаимосвязи между человеком и природой. | 13 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | | | |
2.2 | Растительный мир. Растения ближайшего окружения. | 9 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | | | |
2.3 | Мир животных. Разные группы животных. | 15 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | | | |
Итого по разделу | 37 | | | | |
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности | | | |
3.1 | Режим дня школьника. | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | | | |
3.2 | Безопасность в быту, безопасность пешехода, безопасность в сети Интернет | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | | | |
Итого по разделу | 7 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Резервное время | 6 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 66 | 0 | 0 | | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир: 1-й класс: учебник: в 2 частях; 16-е издание, переработанное, 1 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» , 2023г. — 205 с.
Учебно-методический комплект:
Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2023г
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Сайты издательств:
-
Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru
-
Сайт системы развивающего обучения Л.В. Занкова (Издательство «Бином») https://lbz.ru/metodist/authors/zankov/
-
Издательство «Академкнига/Учебник» http://www.akademkniga.ru
-
Издательство «Русское слово» https://русское-слово.рф
-
Российский учебник rosuchebnik.ru
-
Сайт «Учительской газеты» https://ug.ru.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
-
Министерство просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru
-
Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru
-
Единое содержание общего образования (внеурочная деятельность) https://edsoo.ru/Vneurochnaya_deyatelnost.htm
-
Копилка уроков https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi
-
Начальная школа https://n-shkola.ru
-
Международное сообщество педагогов «Я – учитель» https://ya-uchitel.ru
-
Обучающие сетевые олимпиады http://www.oso.rcsz.ru
-
Учительский сайт «Инфоурок» http://infourok.ru
-
Учительский сайт «Первое сентября» https://1-sept.ru
-
Учителю начальной школы https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola
-
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://urok.1sept.ru/primary-school
-
Я ученик https://ja-uchenik.ru/detjam/
-
Я Родитель: https://www.ya-roditel.ru/media/gallery/lessons/
Федеральные информационно-образовательные порталы:
-
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru
-
Федеральный портал «Российское образование http://www.edu.ru
-
Российский портал открытого образования https://openedu.ru
-
Современный учительский портал https://easyen.ru
-
Учительский портал https://www.uchportal.ru/dir/5