Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение» для 3 класса составлена на основе :
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт начальное общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.14;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.14;
Нормативно-методические документы Минпросвещения Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
Адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» утвержденная приказом от 01.09.2022г.
Устав ГБОУ «Селенгинская СКОШИ».
Учебный план ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» на 2022-2023 год.
Ильина С.Ю. Чтение 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Москва «Просвещение» 2020
Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
Учить самостоятельно работать с книгой.
Основные направления коррекционной работы.
•Развитие устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
•Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
•Совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
•Коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной
программой является коррекционная направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников, обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Общая характеристика учебного предмета
Чтение является важным учебным предметом русского языка в программе специальной школы. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – всё это ещё раз подчёркивает значимость обучения чтению учащихся с нарушениями интеллекта.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
Основные технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно- коммуникационные; личностно-ориентированные.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Межпредметные связи:
математика - название чисел в пределах 100, поиск нужной страницы в учебнике.
письмо и развитие речи - ответы на вопросы по тексту, связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
ознакомление с окружающим миром - самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
изобразительное искусство - зарисовки сюжетов природы, животных.
Особенностью организации учебного процесса по данному предмету является: непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и отношениях, включение в них новых знаний, а следовательно, их углубление и совершенствование.
Успех в обучении чтению обучающихся класса зависит, с одной стороны от учета трудностей и особенностей овладения ими знаний, а с другой – от учета их потенциальных возможностей. Состав класса разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого обучающегося своеобразны. В данном курсе имеет место дифференциация учебных требований к разным категориям обучающихся по их обучаемости.
Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Чтение» входит в обязательную часть учебного плана образовательной области «Язык и речь».
Класс | Кол-во часов в неделю | Количество недель | Всего часов за год |
3 | 4ч. | 34 | 136ч. |
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
32 часа | 28 часа | 44 часов | 32 часа | 136часов |
Характеристика базовых учебных действий.
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
Коммуникативные учебные действия:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс).
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком.
- ориентироваться в пространстве класса.
- пользоваться учебной мебелью.
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место .
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
- устанавливать видородовые отношения предметов.
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.
- читать, писать.
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Планируемые результаты:
Минимальный уровень:
правильно читать текст по слогам с постепенным переходом к плавному чтению целым
словом двух и трехсложных слов;
отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста;
определять главных действующих лиц произведения;
соотносить иллюстрацию с определенным отрывком прочитанного и предварительно разобранного текста;
пересказывать текст или его часть с опорой на картинный план или вопросы;
определять особенности интонации, соответствующей характеру и поступкам героев (после предварительного разбора);
выразительно читать наизусть 3-5 стихотворения.
Достаточный уровень:
правильно читать вслух целыми словами;
выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений;
давать элементарную оценку поступков героев и событий;
читать текст по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
Содержание учебного предмета.
Техника чтения.
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Понимание читаемого.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.
Развитие устной речи.
Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение.
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?
Примерная тематика.
Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Содержание тем учебного предмета. |
1 | Здравствуй, школа! | 7 ч | «Сентябрь», «Весёлая улица», «Первое сентября», «Завтра в школу», «Пятерки», «Котенок хочет в школу», «Кто лучшим будет», «Обида», «Наша учительница», школьные загадки. |
2 | Осень наступила… | 11 ч | «Осень», «Последний лист», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», «Сентябрь на дворе», «Воробей», «Лето на веревочке», «Улетают, улетели…», «Ворона и синица», «За кормом для птиц», «В октябре», «Страшный невидимка», «Осень наступила», «Сказка об осеннем ветре», «Доскажи словечко» (Осенние загадки), Проверь себя. |
3 | Учимся трудиться | 14 ч | «Все для всех», «Работа», «Мои помощники», «Бабушка и внучка», «Повара», «Сюрприз», «Маргаритка», «Пуговица», «Портниха», «Как я помогал маме мыть пол», «Как Алешке учиться надоело», «Чем пахнут ремесла», Проверь себя! |
4 | Ребятам о зверятах. | 13 ч | «Лисята», «Лисица и ёж», «Ёж», «Заяц», «Материнская забота», «Белек», «Пин и Гвин», «Галка», «Куринный воспитанник», «Добрый волк», «Живая шляпа», «Котята», «Кошкин щенок», «Сердитый дог Буль», Проверь себя! |
5 | Чудесный мир сказок | 10ч | «Лиса и журавль», «Храбрый баран», «Лиса и тетерев», «Овечка и волк», «Медведь и пчелы», «Тигр и лиса», «Лиса и куропатка», «Куцый хвост», «Глупый котенок», Проверь себя! |
6 | Зимушка - зима | 24 ч | «Ой ты, зимушка-зима!», «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз», «Декабрь», «Как ёлку наряжали», «В новогоднюю ночь», «Как Дед Мороз сделал себе помощников», «Такой вот герой». |
7 | Так нельзя, а так можно | 13 ч | «Снегирь и синичка», «Дельный совет», «Косточка», «Праздничный стол», «За игрой», «Бревно», Лесные доктора». |
8 | Весна в окно стучится | 19 ч | «Зима недаром злится», «Весенняя песня», «Сосулька», «Тихо-тихо», «Лицом к весне», «Ледоход», «Сон медвежонка». |
9 | Веселые истории | 7 ч | «Перепутаница», «»Эхо», «Волшебный барабан», «Шишки», «Портрет», «»Булочная песенка». |
10 | Родина любимая | 9 ч | «Скворец на чужбине», «Наше Отечество», «Флаг России», «Песня», «День Победы», «Страшный клад», «Тульские пряники». |
11 | Здравствуй, лето! | 9 ч | «Что такое лето?», «Что сказала бы мама?», «Земляника», «Куда исчез гриб?», «Ёж спаситель», «Жарко», «Верное время», Доскажи словечко (летние загадки) Проверь себя! |
| Итого | 136ч | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Таблицы, демонстрационный материал, дидактические игры, методические разработки, моноблок, проектор, экран.
ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/
Сайт взаимовыручки учителей http://infourok.ru/
Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций) http://ppt4web.ru/
Портал готовых презентаций http://prezentacii.com/
7