МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С. СОКОЛ
ДОЛИНСКОГО РАЙОНА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено на заседании МС Протокол № __ от ______2022 г. | Принято Педагогическим советом от « ___» _________2022 г. протокол № _________ | Утверждено Директор МБОУ СОШ с. Сокол ___________И Э Ран Приказ от «__»_____2022 г.№ ______ |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
начальное общее образование
4 класс
Срок реализации: 1 год
Составитель:
учитель начальных классов
Саранчина Оксана Александровна
Аннотация к адаптированной рабочей программе
Учебный предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 4 |
Срок реализации | 1 год |
Количество часов | В неделю- 1 час. В год- 34 час. |
Рабочая программа составлена в соответствии с: | ФГОС начального общего образования АООП начального общего образования обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1.) Примерная рабочая программа по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского 1—4 классы. |
Учебник | «Изобразительное искусство», 4 класс. Неменский Б.М. :-М. Просвещение, 2020 г. |
Краткая психологическая характеристика учащихся с ЗПР (вариант 7.1) | Недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У обучающегося отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Отмечается также повышенная психическая истощаемость с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. усвоила таблицу сложения, может считать в столбик. В обучении испытывает сложности при овладении программным материалом, обнаруживает недостаточно сформированные основные учебные умения и навыки, плохо читает и не понимает прочитанного, в следствии чего программный материал усваивает не в полном объеме. Учебные знания и умения не соответствуют возрастной норме. Читает побуквенно медленно с переходами в слоговое чтение коротких слов, смысл прочитанного понимает с трудом, на вопросы по прочитанному отвечает с ошибками, односложно. Пересказывает содержание прочитанного с опорой на картинку по вопросам с ошибками. Словарный запас ограничен, соответствует бытовому уровню. |
Цель предмета | - формирование художественной культуры обучающихся с ЗПР как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. |
Коррекционно-развивающие задачи предмета | воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества; овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса; обеспечение условий для успешного обучения и социализации детей с ОВЗ. |
Учебно-тематический план | Истоки родного искусства 8 ч. Древние города нашей земли 7 ч. Каждый народ — художник 10 ч. Искусство объединяет народы 9 ч. |
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ;
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) (Вариант 7.1.)
Примерной рабочей программы по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского 1—4 классы. Разработанной в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009г. N 373 (ред. от 31.12.2015г.).
Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы. «Изобразительное искусство». 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ под ред. Неменский Б.М. : -М. Просвещение, 2020 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения оцениваются по следующим направлениям:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3)овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4)овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Требования к уровню подготовки учащихся с ОВЗ
В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» у обучающихся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона).
К концу 4 класса обучающиеся научатся:
●понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
●понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
●понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
●работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты
●использовать элементарные приемы изображения пространства;
●правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
●называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет:
●называть разные типы музеев;
●сравнивать различные виды изобразительного искусства;
●называть народные игрушки, известные центры народных промыслов;
●использовать различные художественные материалы.
Четвероклассник получит возможность научиться:
●использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
●воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
●оценивать произведения искусства при посещении музеев изобразительного искусства, выставок, народного творчества и др.;
●использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности;
● использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной деятельности;
●использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
●анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
●осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности.
Учащиеся должны знать:
●основные виды и жанры изобразительных искусств;
●основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
●выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
●наиболее крупные художественные музеи России;
●известные центры народных художественных ремесел России;
Учащиеся должны уметь:
●пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
●видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
●видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
●создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
●активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Ученики должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.;
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Коррекционно-развивающие результаты:
- развитие любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;
-умение самостоятельно конструировать по моделям, использование словесного обозначения пространственных отношений;
- увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности;
- умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия;
- умение планировать свою деятельность по времени и содержанию; - умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы;
- умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи
Содержание учебного предмета
Истоки родного искусства (8ч.) Беседы о красоте земли родного края. Пейзажи родной земли. Русское деревянное зодчество. Постройки с окружающим ландшафтом. Конструкции русской избы. Представления об особенностях русского женского и мужского образа. Деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма
Древние города нашей земли (7ч.) Родной угол. Древние соборы. Города Русской земли. Древнерусские воины-защитники. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов. Пир в теремных палатах (обобщение темы)
Каждый народ - художник (10ч.) Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Народы гор и степей. Народы гор и степей. Города и пустыни. Города и пустыни. Древняя Эллада. Европейские города Средневековья.
Искусство объединяет народы (9 ч. ) Многообразие художественных культур в мире. Материнство. Мудрость старости. Сопереживание. Герои-защитники. Юность и надежды.
Искусство народов мира.
Учебно-тематический план
Изобразительное искусство
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
| 3 класс | |
1 | Истоки родного искусства | 8 |
2 | Древние города нашей земли | 7 |
3 | Каждый народ — художник | 10 |
4 | Искусство объединяет народы | 9 |
Итого | 34 часа |