СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Ручной труд" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

    Рабочая программа по предмету «Ручной труд» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью  умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2022-2023 учебный годи следующих нормативно -  правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.

3.Учебный план  АООП (вариант 1) на 2022 - 2023 учебный год ГБОУ «Новобрянская  СКОШИ».

4. СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Ручной труд" 3 класс»


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Ручной труд» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2022-2023 учебный годи следующих нормативно - правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.

3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2022 - 2023 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».

4. СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Ручной труд играет огромную роль в развитии ребенка и создает благоприятные условия для его обучения и воспитания. Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека.

Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемые резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания.

Основная цель изучения данного предмета на I этапе обучения заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Исходя из основной цели, задачами обучения ручному труду являются:

  • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

  • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;

  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;

  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

  • формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

  • формирование интереса к разнообразным видам труда;

  • развитие познавательных психических процессов;

  • развитие умственной деятельности;

  • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью;

  • формирование информационной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности;

Решение поставленных задач позволяет корригировать интеллектуальные и физические недостатки у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных особенностей путем систематического и целенаправленного совершенствования восприятия, формирования аналитико-синтетической деятельности, улучшения зрительно-двигательной координации, ручной моторики.

Содержание курса «Ручной труд» представлено в АООП следующими разделами: работа с пластилином/глиной, работа с природными материалами, работа с бумагой, работа с текстильными материалами, работа с древесными материалами, работа с металлом, комбинированные работы. Учебный материал в предложенных разделах располагается «от простого к сложному» и, в достаточной степени, представляет основы ручного труда, необходимые как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе. Программа определяет оптимальный объём знаний, умений по ручному труду, который доступен большинству обучающихся. Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий обучающимися, в предоставлении свободы в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит, исходя также из региональных особенностей своей местности.


Общая характеристика учебного предмета

Ручной труд дает возможность развития движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. Развивая моторику в процессе занятий ручным трудом, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. На уроках ручного труда обогащается опыт детей знаниями и сведениями о поделочных материалах, об окружающем рукотворном предметном мире, созданном из этих материалов. Ручная умелость развивается на уроках в процессе обработки различных материалов. Ручной труд характеризуется многообразием операций, таких, как вырезывание разных видов, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), выполнение стежков на ткани и т.д.

При изготовлении объектов на уроках используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами; ткань и нитки различного происхождения; самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности; проволока; так называемые бросовые материалы (древесные опилки). Обучающиеся знакомятся не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например, свойством гибкости. Уроки ручного труда позволяют обучающимся видеть одинаковые приемы в работе с различными материалами: лепить можно пластилина; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал, положительно сказывается на развитии познавательной деятельности.

Предусмотрены следующие виды ручного труда:

  • работа с пластилином;

  • работа с природными материалами;

  • работа с бумагой и картоном;

  • работа с нитками;

  • работа с проволокой.

Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ. В целях ознакомления обучающихся с видами и характером профессионального труда планируются экскурсии в мастерские школы. Уроки ручного труда тесно связаны с уроками чтения, изобразительного искусства, математики. Сроки реализации рабочей программы 1 год. Основной формой организации процесса обучения является урок.

Процесс обучения чтению предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:

а) общепедагогические методы:

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

  • наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

  • практические – упражнения, игры.

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

  • задания по степени нарастающей трудности;

  • специальные коррекционные упражнения;

  • задания с опорой на несколько анализаторов;

  • методы стимулирования.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;

  • урок закрепления и применения знаний;

  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

  • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Нетрадиционные формы уроков:

  • интегрированный,

  • урок-игра,

  • урок-викторина,

  • урок – путешествие;

  • урок – драматизация;

  • урок – праздник.

Виды и формы организации работы на уроке:

Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода, а также используются:

  • групповая;

  • работа в парах;

  • индивидуальная работа.

Элементы образовательных технологий:

  • здоровьесберегающая технология ;

  • технология игрового обучения;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • технология проблемного обучения.


Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 3 классе рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю).

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, которые включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

1.Личностные результаты:

  • формирование представления о себе;

  • формирование представлений о собственных возможностях;

  • овладение начальными навыками адаптации в новом социальном пространстве;

  • овладение элементарными социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • формирование навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами социального взаимодействия;

  • формирование способности к принятию социального окружения, формирование умения определить свое место в нем, принятие ценностей и социальных ролей, соответствующих индивидуальному развитию ребенка;

  • формирование социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование эстетических потребностей, чувств;

  • формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;

  • формирование элементарных навыков готовности к самостоятельной жизни;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

2. Предметные результаты по учебному предмету «Ручной труд» на конец обучения в 3 классе:

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Ручной труд» на конец обучения в 3 классе:


Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

ориентироваться в задании с помощью учителя

сравнивать образец с натуральным объектом с помощью учителя составлять план работы по вопросам учителя

подбирать инструменты и материалы для работы с помощью учителя изготавливать изделия с помощью учителя, придерживаться плана при выполнении задания

анализировать своё изделие и изделие товарища с помощью учителя

самостоятельно ориентироваться в задании

самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя самостоятельно подбирать инструменты и материалы для работы

изготавливать изделия с помощью учителя и самостоятельно, придерживаться плана при выполнении задания

самостоятельно контролировать последовательность изготовления изделия анализировать своё изделие и изделие товарища

осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;

выполнение общественных поручений по уборке класса после уроков трудового обучения

3.Формирование базовых учебных действий

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

  • стремление к безопасному поведению в природе и обществе;

  • положительное отношение к окружающей действительности, способность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Регулятивные базовые учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

  • пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

  • работать с учебными принадлежностями(инструментами)

  • организовывать рабочее место;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

  • оценивать действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видо - родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

  • уметь выполнять элементарные работы с глиной и пластилином, природными материалами, клеем, бумагой;

  • наблюдать;

  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс): по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Содержание учебного предмета.

Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда (1 час)

Работа с природными материалами (5 часов)

Виды природных материалов. Свойства природных материалов (цвет, форма, величина, поверхность гладкая или шероховатая, изменение цвета в связи с сезонными изменениями летом и осенью). Виды работ с природными материалами. Приёмы соединения деталей: с помощью клея, пластилина, заострённых палочек. Организация рабочего места при работе с природными материалами. Инструменты, используемые при работе с природными материалами, правила работы с ними. Работа с засушенными листьями, тростниковой травой, скорлупой грецкого ореха.

Работа с бумагой и картоном (11 часов)

Сорта бумаги и их назначение: бумага для печати (журнальная, газетная, книжная), для рисования (рисовальная), для письма (писчая), гигиеническая (салфеточная). Виды работы с бумагой и картоном. Приёмы работы с бумагой и картоном: разметка по шаблону, обрывание бумаги, смазывание деталей клеем. Организация рабочего места при работе с бумагой. Историко-культурологические сведения (применение масок в глубокой древности и в настоящее время; кокошник, его назначение; шлем, его назначение).

Виды работы с бумагой:

  • аппликация из бумаги;

  • окантовка картона полосками из бумаги;

  • изготовление изделий из складной бумаги;

  • изготовление изделий из деталей, вырезанных по шаблону, полушаблону;

  • изготовление объёмных изделий из картона;

  • конструирование объёмных игрушек из бумаги на основе геометрических тел.

Приёмы работы с бумагой:

  • обрывание бумаги: отрывание мелких кусочков от листа бумаги, обрывание по контуру, разрывание бумаги по линии сгиба;

  • резание ножницами;

  • смазывание деталей клеем для их соединения;

  • разметка;

  • разметка по шаблону;

  • сгибание, перегибание;

  • нанесение на бумагу рицовки по линейке.

Работа с проволокой (3 часа)

Элементарное понятие о проволоке. Применение проволоки в изделиях. Виды проволоки: медная, алюминиевая, стальная. Свойства проволоки. Инструменты, применяемые при работе с проволокой. Организация рабочего места при работе с проволокой. Правила обращения с проволокой.

Приемы работы с проволокой: сгибание, сгибание руками волной, в кольцо, спираль, намотка руками на карандаш.

Получение деталей изделия (лапки паука), букв.

Работа с древесиной (3 часа)

Элементарные сведения о древесине, о применении древесины в строительстве, в промышленности (изготовление дверей, мебели, музыкальных инструментов, школьных принадлежностей, столярных инструментов, детских игрушек, бумаги). Понятия "дерево" и "древесина", их различие. Способы





обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями: ломание руками, зачистка напильником, наждачной бумагой, пиление. Инструмент для обработки древесины ручным способом - столярная ручная пила (ножовка). Экскурсия в столярную мастерскую. Опилки. Краткие сведения о применении опилок в промышленности. Применение опилок в изготовлении поделок (аппликаций). Технология изготовления аппликации из древесных опилок. Организация рабочего места при работе с древесными опилками.

Изготовление колышков для растения, изготовление аппликации из древесных опилок.

Работа с текстильными материалами (11 часов)

Применение ниток в работе. Виды работы с нитками: наматывание на катушки и на картон, сматывание в клубок, сшивание деталей из ткани, пришивание пуговиц, вышивание.

Завязывание узелка на нитке. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Инструменты для работы с текстильными материалами. Правила обращения с иглой. Виды ручных стежков и строчек: строчка прямыми стежками, строчка косыми стежками, строчка прямого стежка в два приёма, строчка косого стежка в два приёма.

Выполнение строчки прямыми стежками, сшивание двух кругов, выкроенных из ткани, прямыми стежками, выполнение строчки косыми стежками на бумаге в клетку по проколам, изготовление закладки из фотоплёнки, сшивание деталей изделия строчкой косого стежка, изготовление прихватки.

Ткань. Что необходимо для изготовления ткани. Виды работы с тканью, инструменты и приспособления, необходимые для работы с тканью: утюг, ножницы, игла, нитки, булавки, шаблоны. Последовательность раскроя деталей из ткани.


Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.

  1. Метод контроля:

  2. - практический (упражнения, выполнение практических работ)

  3. При оценке предметных результатов обучающихся учитываются индивидуальные особенности интеллектуального развития, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития предлагается более лёгкий вариант задания.

  4. Оценка знаний обучающихся:

  5. Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся. При оценке устных ответов по ручному труду принимаются во внимание:

  6. а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

  7. б) полнота ответа;

  8. в) умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.

  9. Отметка «5»:

  10. — полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

  11. — четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий;

  12. — для ответа использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

  13. — ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

  14. Отметка «4»:

  15. — раскрыто основное содержание материала;

  16. — в основном правильно даны определения понятий и использованы термины;

  17. — ответ самостоятельный;

  18. —определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

  19. Отметка «3»:

  20. — усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

  21. — определения понятий недостаточно четкие;

  22. — не использованы в качестве обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

  23. — допущены ошибки и неточности в использовании терминологии, определении понятий.

  24. Оценка практических работ знаний обучающихся:

  25. Отметка «5»:

  26. - самостоятельно подготовился к работе, самостоятельно подготовил инструменты и рабочий материал;

  27. - во время выполнения работы соблюдалась техника безопасности;

  28. - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно;

  29. - темп работы высокий.

  30. Отметка «4»:

  31. - правильно подобран необходимый инструмент и рабочий материал;

  32. - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения в качестве выполнения задания;

  33. - темп работы средний.

  34. Отметка «3»:

  35. - правильно подобран необходимый инструмент и рабочий материал;

  36. - работа не выполнена в заданное время;

  37. - работа выполнялась самостоятельно или с небольшой помощью учителя;

  38. - не соблюдалась последовательность операций или низкое качество выполнение задания.





















Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы

Базовый учебник:

  1. Технология. Ручной труд. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. Программы / Л.А. Кузнецова.:- М.: Просвещение, 2018

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы).

В 2021-2022 учебном году ГБОУ Новобрянская СКОШИ в рамках «Национального проекта» реализует возможность максимального использования данных интерактивной доски в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Для оптимального использования интерактивной доски в работе с обучающимися требуется соблюдение методических рекомендаций:

Интерактивная доска должна использоваться в работе с обучающимися 3 класса при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.

При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.

ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.

Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.

Преимущества работы с интерактивной доской:

Усиливает подачу материала.

Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.

Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.

Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.

Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.

Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.

 В своей работе в первую очередь исходим из перспективного плана, темы и целей занятий. Необходима продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, поиск иллюстраций в электронном виде, изготовление самих дидактических игр.


Литература для учителя:

  1. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 2009. – 216 с.

  2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В.Воронковой – М.: Школа – Пресс, 2014. – 416 с.

  3. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство, физ. культура, ручной труд, музыка и пение). Пособие для учителей / Под ред. В.Г. Петровой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. – 208 с., ил.

  4. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред.учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с., [8] вкл. л.

  5. Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.

  6. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 2008. – 160 с.

  7. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2009. – 152 с.

  8. Путем творчества. Страничка жизни и опыта одной экспериментальной школы: Сборник статей. / Под ред. проф. В.П. Кащенко. – М.: Типография «Продпуть», 2012. – 58 с.

  9. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)». В 2 ч.  Ч.2. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 270 с.

  10. Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 2009

  11. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами: игры и фокусы с бумагой. СПб., 2004 г.

  12. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М., 2008 г.

  13. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.,2002 г.

  14. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М., 2006 г.

  15. Гусакова М.А. Аппликация. М., 2007 г.

  16. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М.,

  17. Коррекционная работа во вспомогательной школе. Л.,2008 г.

  18. Лапшин В. А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 2010 г.

  19. Лиштван З.В. Конструирование. М., 2011 г.

  20. Мирский С.Л. Индивидуальный подход у учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М., 2010 г.

  21. Новикова Е.Б. Коррекционно-развивающая направленность трудового обучения детей. Журнал «Воспитание и обучение», №5, 2007 г.- с.41.

  22. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей/ Под редакцией В.Г. Петровой. М., 2006 г.

  23. Павлова Н.Т. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы. М.,1988.

  24. Пасынок Ю. Ю. Составление рабочей программы. Журнал « Управление начальной школой». №9/сентябрь, 2009 г.- с.33.

  25. Петрова И.М. Объёмная аппликация. Учебно-методическое пособие. СПб., 2003 г.

Цифровые образовательные ресурсы (список сайтов)

  1. www.detstvоpress.ru издательство «Детство – пресс».

  2. www.uchitel.avtlg.ru издательство «Учитель»

  3. http://pedmir.ru издательство СМИ «Педагогический мир»

Литература для учащихся:

  1. подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 2006. – 79 с.

  2. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 2005. – 144 с.

  3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с.

  4. Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с.

Литература для родителей:

  1. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс,

  2. Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с.

  3. Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры //Нач. школа. – 2008. - № 11/12. – С. 25-32.

  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил.

  5. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

  6. Методические указания к «Программе воспитания в детском саду». / Под ред. А.И. Шустова, - изд. 3-е, пер. – М.: Просвещение, 2005. – 191 с.

  7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.

  8. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 2005. – 175 с.

  9. Степанова О.А. Коррекционно-развивающие ресурсы игры в работе с младшими школьниками // Нач. шк.: плюс-минус. – 2001. - №4. – С. 3-7.

  10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  11. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей // «Дошкольное воспитание», 2005, №10.

  12. Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы: Учеб. пособие. – Мн.: Университетское, 2010. – 144 с.

  13. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклас. работе. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с., ил.





















Контрольно-измерительный материал по предмету «Ручной труд»

1 четверть

Тема: «Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда. Работа с бумагой. Работа с проволокой».

Цель: Проверить уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков по ручному труду на конец I четверти. Проследить динамику обученности.

Достаточный уровень.

1) Вырезать по пунктирным линиям карточки с изображением материалов и инструментов. Правильно разложить их на рабочем месте. Определить виды работ, где они используются.

2). Из каких сортов бумаги сделаны эти изделия? Вырезать по пунктирным линиям карточки с изображениями изделий и разложить их в графы в соответствии с сортами бумаги.

3) Начертить линию длиной 16 см. Отмерить и отметить на ней 6 см, 4см, 6см. Приложить к линии проволоку. Ручкой перенести разметку на проволоку. Сделать из проволоки букву В.

Минимальный уровень.

1). Назвать виды работ, где используются данные материалы.

2) Обвести елочку по шаблону и вырезать:

3). Из куска проволоки сделать буквы С, Л.

II четверть.

Тема: «Работа с природными материалами. Работа с металлоконструктором.

Работа с бумагой и картоном».

Цель: Проверить уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков по ручному труду на конец II четверти. Проследить динамику обученности.

Достаточный уровень.

1) Какие животные изображены на картинке? Из каких природных материалов они сделаны? Назвать вид работы (конструирование объемных изделий из природных материалов) и приемы соединения деталей.

2) Какой набор винтов и гаек необходимо иметь для сборки треугольника, а какой – для сборки квадрата? Собрать квадрат из металлоконструктора

3) Сделать три кольца, используя полушаблон, соединить их в цепочку:

Минимальный уровень.

  1. Какие животные изображены на картинке? Из каких природных материалов они сделаны?

2). Какие инструменты используют для соединения деталей металлоконструктора?







Какой набор винтов и гаек необходимо иметь для сборки треугольника, а какой – для сборки квадрата?

3). Сделать кольцо для новогодней цепочки, используя полушаблон:

III четверть.

Тема: «Работа с текстильным материалом. Работа с древесиной».

Цель: Проверить уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков по ручному труду на конец III четверти. Проследить динамику обученности.

Достаточный уровень. 1) Назвать инструменты, которые нужны для работы с текстильным материалом.

  1. Назвать ручные инструменты, которые нужны для работы с древесиной.

   

  1. Самостоятельно выполнить обметочный шов с опорой на схему.

  1. Самостоятельно пришить вешалку к готовой прихватке.

Минимальный уровень.

  1. Выбрать и назвать только те инструменты, которые нужны для работы с текстильным материалом.



  1. Рассказать правила ТБ при работе с текстильным материалом.

  1. Назвать инструменты и материалы, которые необходимы при работе с древесиной.

 

  1. Выполнить с помощью учителя обметочный стежок.



IV четверть.

Цель: Проверить уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков по ручному труду на конец учебного года. Проследить динамику обученности.

Достаточный уровень.

  1. Назвать правила ТБ при работе с бумагой и картоном.

  2. Самостоятельно, или с минимальной помощью учителя, выполнить вышивание ручным стежком на ткани.

  3. Самостоятельно собрать стол из элементов металлоконструктора.

Минимальный уровень.

  1. Вспомнить основные правила техники безопасности при работе с ножницами, иголкой и нитками.

  2. Выполнить с помощью учителя объемную открытку из бумаги и картона.



































Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда. (1час)

1.

Материалы, инструменты, используемые на уроках ручного труда. Правила обращения с ножницами и с иглой

1

Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной среды;

Работа с природными материалами. (3 часа)

2.

Виды природных материалов. Виды работы с природными материалами.

1

Умение ориентироваться в пространстве; умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

3.

Изготовление аппликации из засушенных листьев "Птица".

1

4.

Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов "Рыбки".

1


Работа с бумагой и картоном (2часа)

5.

Сорта бумаги, виды и приёмы работы с бумагой и картоном. Изготовление аппликации из обрывной бумаги "Медвежонок и ёлочка".

1

Уметь делать рациональную разметку по шаблону и линейке. уметь смазывать клеем бумагу по всей поверхности при склеивании и окантовочные полосы.

6.

Окантовка картона полосками бумаги. Изготовление картины на окантованном картоне.

1

Работа с проволокой. (2часа)

7.

Применение проволоки в изделиях, ее свойства. Инструменты, используемые при работе с проволокой. Правила обращения с проволокой.

1

Умение выполнять элементарные работы с проволокой.


8.

Приёмы работы с проволокой: сгибание руками волной, в кольцо, в спираль, на карандаш.

1

Работа с природными материалами. (2часа)

9.

Работа с природными материалами. Изготовление объёмных изделий из природных материалов. Приёмы соединения деталей.

1

Умение соединять детали изделия из природного материала с помощью клея, пластилина, проволоки, ниток, палочек; соблюдать пропорции.


10.

Приёмы работы с пластилином. Изготовление птицы из пластилина и сухой тростниковой травы.

1

Работа с проволокой. (1час)

11.

Изготовление из проволоки букв л,с,о,в.

1

Умение выполнять элементарные работы с проволокой

Работа с бумагой и картоном. (5часов)

12.

Приёмы работы с бумагой (разметка, резание, сгибание). Изготовление складной гирлянды из цветной бумаги.

1


Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.

13.

Изготовление цепочки из бумажных колец.

1

14.

Изготовление плоской карнавальной полумаски "Очки".

1

15.

Карнавальные головные уборы. Изготовление каркасной шапочки.

1

16.

Изготовление кокошника.

1



Работа с текстильными материалами. (4часа)

17.

Применение ниток. Правила обращения с иглой. Завязывание узелка на нитке.

1


Уметь вышивать по линиям рисунка.


Уметь наблюдать, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах.


18.

Виды ручных стежков и строчек. Выполнение строчки ручными стежками на бумаге в клетку по проколам.

1

19.

Сшивание двух квадратов, выкроенных из ткани, прямыми стежками.

1

20.

Выполнение строчки косыми стежками на закладке.

1

Работа с древесиной. (3часа)

21.

Способы обработки древесины ручными инструментами. Экскурсия в столярную мастерскую.

1

Умение наклеивать материал отходы (опилки) на картон;

уметь наблюдать, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах.

22.

Изготовление аппликации "Собачка" из древесных опилок.

1

23.

Изготовление аппликации "Цыплёнок" из древесных опилок.

1

Работа с текстильными материалами. (3часа)

24.

Ткань. Виды работы с тканью.

1

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

25.- 26.

Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка. Изготовление прихватки.

2

Работа с бумагой и картоном. (2часа)

27.

Объёмные изделия из картона. Коробка. Назначение и форма коробок.

1

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;


28.

Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Изготовление коробки с помощью клапанов.

1

Работа с текстильными материалами. (4часа)

29.

Виды ручных стежков и строчек. Выполнение строчки прямого стежка в два приёма на бумаге в клеточку.

1

Умение сшивать изделие по краям;


умение ориентироваться в задании, сравнивать образец с натуральным объектом с частичной помощью учителя;

30.

Выполнение косого стежка в два приёма "зигзаг" по краю изделия.

1

31.

Выполнение косого стежка в два приёма "крестик" по поверхности.

1

32.

Изготовление закладки с вышивкой.

1

Работа с бумагой и картоном. (2часа)

33.

Конструирование объёмных игрушек из бумаги на основе геометрических тел.

1

Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.

34.

Изготовление из бумаги матрёшки.

1





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!