МКОУ Городокская СОШ № 2
«Рассмотрено» Руководитель МО _______/_____________/ Протокол № ___ от «____»____________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по учебной работе ____________ «____»____________20__г. | «Утверждено» Директор _________ приказ №___________ от « ___»__________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(адаптированная)
Жулевой Екатерины Александровны,
учителя первой квалификационной категории,
по предмету
«Математические представления»
1 класс
с. Городок
___________ учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598)
- Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4) МКОУ Городокской СОШ №2.
Программа предназначена для учащегося с РАС (вариант 8.4).
Рабочая программа направлена на достижение цели:
формирование элементарных математических представлений и умений по применению их в повседневной жизни.
Основные задачи:
формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;
подбор и освоение средств альтернативной коммуникации.
Общая характеристика учебного предмета
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с РАС попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным методом в обучении.
Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Представления об объемных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах формируются не только на уроках математики, но и на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, труду. Освоение простейших измерительных навыков и умений, необходимых при пользовании инструментами: мерной кружкой, линейкой и др.
Учебный предмет «Математические представления» входит в обязательную часть предметной области «Математика».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 400 часов: по 66 часов в первых и втором классе, по 68 часов в третьем и четвертом классе.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Возможные личностные результаты освоения АООП обучающимся с РАС, осложненными умственной отсталостью:
осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;
умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
первоначальное осмысление социального окружения;
развитие самостоятельности;
овладение общепринятыми правилами поведения;
наличие интереса к практической деятельности.
Возможные предметные результаты:
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти.
Умение обозначать арифметические действия знаками.
Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
3) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.
Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
№ п/п | Группа БУД | Учебные действия и умения |
| Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся | Спокойное пребывание в новой среде. Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта. Принятие контакта, инициированного взрослым. Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса. Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса Планирование учебного дня Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий), выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога Следование расписанию дня |
| Формирование учебного поведения | 1) поддержание правильной позы. 2) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание): - фиксация взгляд на звучащей игрушке; - фиксация взгляд на яркой игрушке; - фиксация взгляда на движущей игрушке; - переключение взгляда с одного предмета на другой; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; - фиксация взгляда на лице педагога с использованием голоса; - фиксация взгляд на изображении; - фиксация взгляд на экране монитора 3) выполнение инструкции педагога - понимание жестовой инструкции; - понимание инструкции по инструкционным картам; - понимание инструкции по пиктограммам; - выполнение стереотипной инструкции (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения) -выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.) 4) использование по назначению учебных материалов: - бумаги; - цветной бумаги; - пластилина. 5) умение выполнять действия по образцу и по подражанию: - выполнение действий способом рука в руке; - подражание простым движениям и действиям с предметами - последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; - выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию) -выполнение действий с предметами (по подражанию) -выполнение простых действий с картинками (по подражанию) -выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу) выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу) -выполнение простых действий с предметами и картинками (по образцу) -выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу) -выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу) 6) умение работать в группе - сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии - выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии -выполнение речевых инструкций на групповом занятии -выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии -принятие помощи учителя на групповом занятии |
| Формирование умения выполнять задание | 1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. 2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. 3) с заданными качественными параметрами: - ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу |
| Коррекция проблемного поведения | Стереотипии Неадекватный крик Неадекватный плач Неадекватный смех Физическое сопротивление Невыполнение инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения Агрессия Самоагрессия |
Содержание учебного предмета
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Графическое изображение цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.
Представления о величине.
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерных инструментов.
Представление о форме.
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение объемного геометрического тела с плоскостной геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Пространственные представления.
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, над, под, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Конструирование предмета из двух и нескольких частей. Составление разрезных картинок из 2-х и более частей. Составление ряда из предметов или изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
Временные представления.
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Образовательные технологии: игровые, коррекционно-развивающие, личностно-ориентированные, педагогической поддержки, индивидуализация обучения, ИКТ, здоровьесберегающие.
Календарно-тематическое планирование
| Тема | Кол-во часов | | Дата | Корр. даты |
| Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). | 1 | Знакомство с единицей измерения времени: сутки. Различение и называние частей суток | | |
| Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). | 1 | Различение временных понятий на основе собственного опыта | | |
| Составление последовательности событий. | 1 | Различение и называние отношения порядка следования | | |
| Составление последовательности событий. | 1 | Различение и называние отношения порядка следования | | |
| Знакомство с понятиями «около», «рядом». | 1 | Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий (предлогов); расположение предметов согласно инструкции | | |
| Конструирование предмета из двух частей. Составление разрезных картинок из двух частей | 1 | Рассматривание геометрической фигуры; составление фигуры из нескольких частей | | |
| Круглые геометрические тела – шар. Узнавание и отбор шара | 1 | Рассматривание иллюстраций; определение формы знакомых предметов | | |
| Различение круглых геометрических тел. Составление пирамиды из шаров | 1 | Различение круглых геометрических тел. | | |
| Знакомство с зелёным цветом. Раскрашивание круга (мяч) | 1 | Различение предметов по цвету | | |
| Различение предметов зелёного цвета. Рисование шаров по трафарету. Различение зелёного цвета в мозаике | 1 | Различение предметов по цвету | | |
| Расположение частей тела на себе: верх-низ. Изменение положения рук: вверх-вниз. | 1 | Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий; расположение различных предметов согласно инструкции учителя | | |
| Ориентация на плоскости: верх-низ альбома. Перемещение мяча в пространстве. | 1 | Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий; расположение различных предметов согласно инструкции учителя | | |
| Верхний - нижний этаж дома. Конструирование предмета из двух частей (дом). Рисование дома по трафарету | 1 | Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий; расположение различных предметов согласно инструкции учителя | | |
| Геометрическая фигура – круг. Узнавание круга. | 1 | Рассматривание геометрической фигуры: круг; составление фигуры из нескольких частей | | |
| Сборка круга из 2-4 частей. Отбор по образцу кругов | 1 | Рассматривание геометрической фигуры: круг; составление фигуры из нескольких частей | | |
| Сборка круга из 2-4 пазлов. Обведение по трафарету круга | 1 | Рассматривание геометрической фигуры: круг; составление фигуры из нескольких частей | | |
| Знакомство с жёлтым цветом. Показ предметов жёлтого цвета | 1 | Различение предметов по цвету | | |
| Узнавание предметов жёлтого цвета. Различение жёлтого цвета в мозаике | 1 | Различение предметов по цвету | | |
| Изменение положения рук «вперёд», «назад». Перемещение машины «вперёд», «назад» | 1 | Рассматривание иллюстраций; расположение различных предметов согласно инструкции учителя | | |
| Составление разрезных картинок из 2-4 частей. Конструирование. | 1 | Рассматривание геометрической фигуры; составление фигуры из нескольких частей | | |
| Знакомство с красным цветом. Показ предметов красного цвета | 1 | Различение предметов по цвету | | |
| Узнавание предметов красного цвета. Различение красного цвета в мозаике | 1 | Различение предметов по цвету | | |
| Нахождение одинаковых предметов. | 1 | Сравнение по величине 2 и более предметов | | |
| Знакомство с понятиями «много», «мало». | 1 | Различение понятий много – мало, выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества | | |
| Знакомство с понятиями «много», «мало». | 1 | Различение понятий много – мало, выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества | | |
| Разъединение множеств. | 1 | Разъединение предметов (геометрических фигур) в множества по разным признакам | | |
| Разъединение множеств. | 1 | Разъединение предметов (геометрических фигур) в множества по разным признакам | | |
| Объединение предметов в единое множество. | 1 | Объединение предметов (геометрических фигур) в множества по разным признакам | | |
| Объединение предметов в единое множество. | 1 | Объединение предметов (геометрических фигур) в множества по разным признакам | | |
| Знакомство с синим цветом. Показ предметов синего цвета | 1 | Различение предметов по цвету | | |
| Узнавание предметов синего цвета. Различение синего цвета в мозаике | 1 | Различение предметов по цвету | | |
| Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). | 1 | Различение понятий несколько, один, ни одного; выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества | | |
| Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). | 1 | Различение понятий несколько, .один, ни одного; выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества | | |
| Ориентировка в пространстве. | 1 | Определение положения предметов в пространстве относительно себя и друг друга | | |
| Формирование дочисловых представлений. Знакомство с понятиями: больше, меньше, столько же. | 1 | Различение больше, меньше, столько же; выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества | | |
| Число 1. Количество 1. | 1 | Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой | | |
| Цифра 1. Письмо на песке, на нелинованной бумаге. | 1 | Конструирование цифры из счетных палочек, кубиков, камешков, письмо цифры | | |
| Геометрические фигуры. Конструирование геометрических фигур из нескольких частей. | 1 | Различение геометрических фигур; составление фигур из нескольких частей | | |
| Число 2. Количество 2. | 1 | Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой | | |
| Цифра 2. Письмо на песке, на нелинованной бумаге. | 1 | Конструирование цифры из счетных палочек, кубиков, камешков, письмо цифры | | |
| Числа 1 и 2. Выделение заданного количества. | 1 | Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой | | |
| Сравнение чисел 1 и 2 на предметном материале. Понятия больше, меньше. | 1 | Сравнение изученных чисел, выделение большего (меньшего) числа на наглядном материале | | |
| Знакомство с арифметическими знаками. Знак «равно». | 1 | Называние знака, сравнение чисел с использованием знака «=» | | |
| Обозначение понятий одинаково, столько же, поровну знаком «=». | 1 | Соотнесение понятий одинаково, столько же, поровну с графическим изображением «=», сравнение чисел | | |
| Ориентировка на листе бумаги: справа – слева, вверху – внизу, между. | 1 | Ориентирование на листе бумаги, расположение различных предметов согласно инструкции учителя | | |
| Письмо изученных цифр в тетради. | 1 | Написание цифр по обводке, по опорным точкам, самостоятельно | | |
| Знакомство с арифметическими знаками. Знак «+». | 1 | Называние, конструирование, написание знака | | |
| Действие «сложение». Знакомство с понятиями сложить, прибавить. | 1 | Решение и запись примеров на сложение на основе предметно-практических действий | | |
| Геометрические тела. Шар. | 1 | Рассматривание, лепка геометрического тела | | |
| Знакомство с арифметическими знаками. Знак «– ». | 1 | Называние, конструирование, написание знака | | |
| Действие «вычитание». Знакомство с понятиями вычесть, отнять. | 1 | Решение и запись примеров на вычитание на основе предметно- практических действий | | |
| Число 3. Количество 3. | 1 | Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой | | |
| Цифра 3. Письмо на песке, на нелинованной бумаге. | 1 | Конструирование цифры из счетных палочек, кубиков, камешков, письмо цифры | | |
| Счет в пределах 3. | 1 | Определение места числа в числовом ряду, предыдущего и последующего числа | | |
| Письмо изученных цифр в тетради. | 1 | Написание цифр по обводке, по опорным точкам, самостоятельно | | |
| Сравнение изученных чисел на предметном материале. | 1 | Сравнение чисел | | |
| Состав числа 3. | 1 | Образование числа разными способами | | |
| Сложение в пределах 3. | 1 | Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий | | |
| Вычитание в пределах 3. | 1 | Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий | | |
| Счет и счетные операции в пределах 3. | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | | |
| Геометрические тела. Куб. | 1 | Рассматривание, лепка геометрического тела | | |
| Комплексный тест в рамках промежуточной аттестации | 1 | Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями | | |
| Решение задач на основе предметно- практических действий. | 1 | Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями | | |
| Число 4. Количество 4. Цифра 4. | 1 | Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой; определение места числа в числовом ряду | | |
| Состав числа 4. | 1 | Образование числа разными способами | | |
| Повторение изученного за IV четверть. | 1 | Сравнение предметов по величине, расположение предметов в пространстве. | | |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Книгопечатная продукция
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 0-4классы: / Под ред. И.М. Бгажноковой. - Москва «Просвещение», 2011
Печатные пособия
Карточки с изображениями предметов, людей, объектов природы, цифр
Технические средства обучения
Компьютер.
Информационно-коммуникативные средства:
Тематические презентации
Интернет-ресурсы
http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru