СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Математические представления" для обучающегося с РАС (вариант 8.4.), 1 (дополнительный) класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по предмету "Математические представления" предназначена для обучающегося с РАС (вариант 8.4.), надомное обучение. Программа реализуется в первом (дополнительном) классе, рассчитана на 66 часов, 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Математические представления" для обучающегося с РАС (вариант 8.4.), 1 (дополнительный) класс»

МКОУ Городокская СОШ № 2


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______/_____________/


Протокол № ___ от

«____»____________20__г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по учебной работе ____________


«____»____________20__г.


«Утверждено»

Директор


_________

приказ №___________ от

« ___»__________20__г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(адаптированная)

Жулевой Екатерины Александровны,

учителя первой квалификационной категории,

по предмету

«Математические представления»

1 класс




















с. Городок

___________ учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598)

- Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4) МКОУ Городокской СОШ №2.

Программа предназначена для учащегося с РАС (вариант 8.4).

Рабочая программа направлена на достижение цели:

  • формирование элементарных математических представлений и умений по применению их в повседневной жизни.

Основные задачи:

  • формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;

  • подбор и освоение средств альтернативной коммуникации.


Общая характеристика учебного предмета

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с РАС попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным методом в обучении.

Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Представления об объемных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах формируются не только на уроках математики, но и на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, труду. Освоение простейших измерительных навыков и умений, необходимых при пользовании инструментами: мерной кружкой, линейкой и др.

Учебный предмет «Математические представления» входит в обязательную часть предметной области «Математика».


Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 400 часов: по 66 часов в первых и втором классе, по 68 часов в третьем и четвертом классе.


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета


Возможные личностные результаты освоения АООП обучающимся с РАС, осложненными умственной отсталостью:

  • осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;

  • умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.

  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

  • первоначальное осмысление социального окружения;

  • развитие самостоятельности;

  • овладение общепринятыми правилами поведения;

  • наличие интереса к практической деятельности.


Возможные предметные результаты:

1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления

  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).

2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

  • Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.

  • Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти.

  • Умение обозначать арифметические действия знаками.

  • Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

3) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

  • Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.

  • Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.

  • Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

  • Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.

  • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.


Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий


п/п

Группа БУД

Учебные действия и умения

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному

взаимодействию с группой обучающихся

Спокойное пребывание в новой среде.

Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.

Принятие контакта, инициированного взрослым.

Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.

Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса

Планирование учебного дня

Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий), выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога

Следование расписанию дня

Формирование учебного

поведения

1) поддержание правильной позы.

2) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксация взгляд на звучащей игрушке;

- фиксация взгляд на яркой игрушке;

- фиксация взгляда на движущей игрушке;

- переключение взгляда с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксация взгляда на лице педагога с использованием голоса;

- фиксация взгляд на изображении;

- фиксация взгляд на экране монитора

3) выполнение инструкции педагога

- понимание жестовой инструкции;

- понимание инструкции по инструкционным картам;

- понимание инструкции по пиктограммам;

- выполнение стереотипной инструкции (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения)

-выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)

4) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги;

- цветной бумаги;

- пластилина.

5) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполнение действий способом рука в руке;

- подражание простым движениям и действиям с предметами

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию)

-выполнение действий с предметами (по подражанию)

-выполнение простых действий с картинками (по подражанию)

-выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу)

выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу)

-выполнение простых действий с предметами и картинками (по образцу)

-выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)

-выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)

6) умение работать в группе

- сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии

- выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии

-выполнение речевых инструкций на групповом занятии

-выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии

-принятие помощи учителя на групповом занятии

Формирование умения

выполнять задание

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по

предмету, коррекционному курсу

Коррекция проблемного

поведения

Стереотипии

Неадекватный крик

Неадекватный плач

Неадекватный смех

Физическое сопротивление

Невыполнение инструкций, направленных на прерывание

социально неприемлемого поведения

Агрессия

Самоагрессия


Содержание учебного предмета

Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Графическое изображение цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.

Представления о величине.

Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерных инструментов.

Представление о форме.

Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение объемного геометрического тела с плоскостной геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).

Пространственные представления.

Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, над, под, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Конструирование предмета из двух и нескольких частей. Составление разрезных картинок из 2-х и более частей. Составление ряда из предметов или изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.

Временные представления.

Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

Образовательные технологии: игровые, коррекционно-развивающие, личностно-ориентированные, педагогической поддержки, индивидуализация обучения, ИКТ, здоровьесберегающие.

































Календарно-тематическое планирование



Тема

Кол-во часов


Дата

Корр. даты

Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»).

1

Знакомство с единицей измерения времени: сутки. Различение и называние частей суток



Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»).

1

Различение временных понятий на основе собственного опыта



Составление последовательности событий.

1

Различение и называние отношения порядка следования



Составление последовательности событий.

1

Различение и называние отношения порядка следования



Знакомство с понятиями «около», «рядом».

1

Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий (предлогов); расположение предметов согласно инструкции



Конструирование предмета из двух частей. Составление разрезных картинок из двух частей

1

Рассматривание геометрической фигуры; составление фигуры из нескольких частей



Круглые геометрические тела – шар. Узнавание и отбор шара

1

Рассматривание иллюстраций; определение формы знакомых предметов



Различение круглых геометрических тел. Составление пирамиды из шаров

1

Различение круглых геометрических тел.



Знакомство с зелёным цветом. Раскрашивание круга (мяч)

1

Различение предметов по цвету



Различение предметов зелёного цвета. Рисование шаров по трафарету. Различение зелёного цвета в мозаике

1

Различение предметов по цвету



Расположение частей тела на себе: верх-низ. Изменение положения рук: вверх-вниз.

1

Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий; расположение различных предметов согласно инструкции учителя



Ориентация на плоскости: верх-низ альбома. Перемещение мяча в пространстве.

1

Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий; расположение различных предметов согласно инструкции учителя



Верхний - нижний этаж дома. Конструирование предмета из двух частей (дом). Рисование дома по трафарету

1

Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий; расположение различных предметов согласно инструкции учителя



Геометрическая фигура – круг. Узнавание круга.

1

Рассматривание геометрической фигуры: круг; составление фигуры из нескольких частей



Сборка круга из 2-4 частей. Отбор по образцу кругов

1

Рассматривание геометрической фигуры: круг; составление фигуры из нескольких частей



Сборка круга из 2-4 пазлов. Обведение по трафарету круга

1

Рассматривание геометрической фигуры: круг; составление фигуры из нескольких частей



Знакомство с жёлтым цветом. Показ предметов жёлтого цвета

1

Различение предметов по цвету



Узнавание предметов жёлтого цвета. Различение жёлтого цвета в мозаике

1

Различение предметов по цвету



Изменение положения рук «вперёд», «назад». Перемещение машины «вперёд», «назад»

1

Рассматривание иллюстраций; расположение различных предметов согласно инструкции учителя



Составление разрезных картинок из 2-4 частей. Конструирование.

1

Рассматривание геометрической фигуры; составление фигуры из нескольких частей



Знакомство с красным цветом. Показ предметов красного цвета

1

Различение предметов по цвету



Узнавание предметов красного цвета. Различение красного цвета в мозаике

1

Различение предметов по цвету



Нахождение одинаковых предметов.

1

Сравнение по величине 2 и более предметов



Знакомство с понятиями «много», «мало».

1

Различение понятий много – мало, выполнение практических упражнений по увеличению

(уменьшению) количества



Знакомство с понятиями «много», «мало».

1

Различение понятий много – мало, выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества



Разъединение множеств.

1

Разъединение предметов (геометрических фигур) в множества по разным признакам



Разъединение множеств.

1

Разъединение предметов (геометрических фигур) в множества по разным признакам



Объединение предметов в единое множество.

1

Объединение предметов (геометрических фигур) в множества по разным признакам



Объединение предметов в единое множество.

1

Объединение предметов (геометрических фигур) в множества по разным признакам



Знакомство с синим цветом. Показ предметов синего цвета

1

Различение предметов по цвету



Узнавание предметов синего цвета. Различение синего цвета в мозаике

1

Различение предметов по цвету



Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).

1

Различение понятий несколько, один, ни одного; выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества



Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).

1

Различение понятий несколько, .один, ни одного; выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества



Ориентировка в пространстве.

1

Определение положения предметов в пространстве относительно себя и друг друга



Формирование дочисловых представлений.

Знакомство с понятиями: больше, меньше, столько же.

1

Различение больше, меньше, столько же; выполнение

практических упражнений по увеличению (уменьшению)

количества



Число 1. Количество 1.

1

Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой



Цифра 1. Письмо на песке, на нелинованной бумаге.

1

Конструирование цифры из счетных палочек, кубиков, камешков, письмо цифры



Геометрические фигуры. Конструирование

геометрических фигур из нескольких частей.

1

Различение геометрических фигур; составление фигур из нескольких частей



Число 2. Количество 2.

1

Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой



Цифра 2. Письмо на песке, на нелинованной бумаге.

1

Конструирование цифры из счетных палочек, кубиков, камешков, письмо цифры



Числа 1 и 2. Выделение заданного количества.

1

Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой



Сравнение чисел 1 и 2 на предметном материале. Понятия больше, меньше.

1

Сравнение изученных чисел, выделение большего (меньшего)

числа на наглядном материале



Знакомство с арифметическими знаками. Знак «равно».

1

Называние знака, сравнение чисел с использованием знака «=»



Обозначение понятий одинаково, столько же, поровну знаком «=».

1

Соотнесение понятий одинаково, столько же, поровну с графическим изображением «=», сравнение чисел



Ориентировка на листе бумаги: справа – слева, вверху – внизу, между.

1

Ориентирование на листе бумаги, расположение различных предметов согласно инструкции учителя



Письмо изученных цифр в тетради.

1

Написание цифр по обводке, по опорным точкам, самостоятельно



Знакомство с арифметическими знаками. Знак «+».

1

Называние, конструирование, написание знака



Действие «сложение». Знакомство с понятиями сложить, прибавить.

1

Решение и запись примеров на сложение на основе предметно-практических действий



Геометрические тела. Шар.

1

Рассматривание, лепка геометрического тела



Знакомство с арифметическими знаками. Знак «– ».

1

Называние, конструирование, написание знака



Действие «вычитание». Знакомство с понятиями вычесть, отнять.

1

Решение и запись примеров на вычитание на основе предметно-

практических действий



Число 3. Количество 3.

1

Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой



Цифра 3. Письмо на песке, на нелинованной бумаге.

1

Конструирование цифры из счетных палочек, кубиков, камешков, письмо цифры



Счет в пределах 3.

1

Определение места числа в числовом ряду, предыдущего и

последующего числа



Письмо изученных цифр в тетради.

1

Написание цифр по обводке, по опорным точкам, самостоятельно



Сравнение изученных чисел на предметном материале.

1

Сравнение чисел



Состав числа 3.

1

Образование числа разными способами



Сложение в пределах 3.

1

Запись и решение примеров на основе предметно-практических

действий



Вычитание в пределах 3.

1

Запись и решение примеров на основе предметно-практических

действий



Счет и счетные операции в пределах 3.

1

Самостоятельное выполнение заданий



Геометрические тела. Куб.

1

Рассматривание, лепка геометрического тела



Комплексный тест в рамках промежуточной аттестации

1

Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями



Решение задач на основе предметно- практических действий.

1

Решение задач, запись решения с соответствующими

наименованиями



Число 4. Количество 4. Цифра 4.

1

Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой; определение места числа в числовом ряду



Состав числа 4.

1

Образование числа разными способами



Повторение изученного за IV четверть.

1

Сравнение предметов по величине, расположение предметов в

пространстве.













Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Книгопечатная продукция

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 0-4классы: / Под ред. И.М. Бгажноковой. - Москва «Просвещение», 2011


Печатные пособия

Карточки с изображениями предметов, людей, объектов природы, цифр


Технические средства обучения

Компьютер.


Информационно-коммуникативные средства:

Тематические презентации

Интернет-ресурсы

http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!