СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Ручной труд"во 2 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Ручной труд"во 2 классе.»







Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4. Учебный план АООП (вариант 1) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год.

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПин1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».


ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Ручной труд» относится к предметной области «Технологии» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» во 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Ручной труд».

Цель обучения: всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.

Задачи обучения:

  • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

  • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;

  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно- исторических традициях в мире вещей;

  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

  • формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

  • формирование интереса к разнообразным видам труда;

  • развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

  • развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

  • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

  • развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;

  • формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» во 2 классе определяет следующие задачи:

  • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

  • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;

  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно- исторических традициях в мире вещей;

  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

  • формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

  • формирование интереса к разнообразным видам труда;

  • развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

  • развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

  • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

  • развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;

  • формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.


Основные направления коррекционной работы.


  • Коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами.

  • Развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;

  • Коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.


Место реализации Адаптированной рабочей программы

по предмету «Ручной труд» во 2 классе

Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».


Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Ручной труд» во 2 классе

Личностные результаты:

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование способности к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной составляющей;

  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.


Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Ручной труд» во 2 классе

Минимальный уровень:

  • знать правила организации рабочего места и организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя;

  • называть виды трудовых работ;

  • знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда во втором классе, правила их хранения, санитарно- гигиенические требования при работе с ними;

  • знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами;

  • называть приемы работы (приемы разметки деталей, приёмы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;

  • анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;

  • определять способы соединения деталей с помощью учителя;

  • составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя;

  • работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками);

  • владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя.

Достаточный уровень

  • знать правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину;

  • самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

  • работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

  • осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);

  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

  • выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.


Формирование базовых учебных действий.


Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

  • стремление к безопасному поведению в природе и обществе;

  • положительное отношение к окружающей действительности, способность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Регулятивные базовые учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

  • пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

  • работать с учебными принадлежностями(инструментами)

  • организовывать рабочее место;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

  • оценивать действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видо - родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

  • уметь выполнять элементарные работы с глиной и пластилином, природными материалами, клеем, бумагой;

  • наблюдать;

  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс): по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.



Система оценки достижения обучающимися

с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Ручной труд» во 2 классе

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.


Критерии оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Оценка предметных результатов осуществляется по следующей системе:

«5» - отлично,

«4» - хорошо,

«3» - удовлетворительно.

Оценка «5» ставится, если обучающийся ориентируется в задании, подбирает материал и инструмент для работы, изготовление поделки самостоятельно. Может сделать необходимую оценку, измерения с помощью наводящих вопросов учителя. Употребляет в речи слова и фразы, обозначающие пространственные признаки предметов.

Оценка «4» ставится, если обучающийся в ходе изготовления поделки допускает небольшие неточности, не влияющие на основные параметры поделки, которые исправляет при помощи учителя. Не может, без помощи учителя, самостоятельно ответить на отдельные вопросы.

Оценка «3» ставится, если обучающийся выполнять самостоятельно, без помощи учителя, предложенные поделки не может. Не всегда контролирует свои действия, требует постоянного внимания со стороны учителя при выполнении задания. Нечётко отвечает на поставленные вопросы, нередко недопонимания их.

Оценка «2» - не ставится.


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание обучения во втором классе является логическим продолжением обучения в первом классе. В связи с этим обучение ручному труду строится на базе ранее приобретенных обучающимися знаний, умений и навыков и направлено на выработку их устойчивости, что является предпосылкой будущего качественного выполнения практических работ.

Обучение ручному труду спланировано с учетом повторения и расширения знаний, полученных в первом классе: о рукотворных предметах; о культуре труда (соблюдение техники безопасности, организация рабочего места и др.); о видах ручного труда («Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками») и направлено на коррекцию интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:

  • коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

  • развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;

  • совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;

  • коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

Во втором классе обучающиеся получают технологические сведения о новых материалах (ткань, пуговицы, картон и др.); видах труда («Работа с тканью», «Работа с тесьмой», «Работа с картоном»); о предметах, истории их создания и использования в организации обыденной жизни и праздника.




Содержание разделов



№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

1

Работа с глиной и пластилином.

8

2

Работа с природными материалами.

5

3

Работа с бумагой и картоном.

12

4

Работа с текстильными материалами.

9

Итого:

34

Календарно – тематическое планирование


Содержание программного материала

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Работа с глиной и пластилином – 2 часа

1.

Повторение пройденного в 1 классе.

Лепка из пластилина геометрических тел прямоугольной формы.

«Ворота»

1



2.

Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольную геометрическую форму. «Молоток»

1



Работа с природными материалами – 3 часа

3.

Работа с природными материалами.

«Рамка для фотографий, украшенная сухими листьями»

1



4.

Изготовление игрушек из желудей.

«Птичка», «Собачка», «Зайчик»,

«Поросенок».

1



5.

Изготовление игрушек из скорлупы ореха. «Кораблик», «Черепаха», «Рыбка».

1



Работа с бумагой и картоном 4 часа

6.

Повторение пройденного в 1 классе по теме: «Виды и сорта бумаги».

«Подставка для кисти»

1



7.

Технология изготовления аппликации из мятой бумаги по образцу.

Аппликации «Дерево весной», «Дерево

летом», «Дерево осенью», «Дерево зимой под снегом»

1



8.

Технология складывания фигурки из бумаги. «Маска собачки»

1



9.

Разметка геометрических фигур по шаблонам. «Геометрические

фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал».

1



Работа с текстильными материалами 2 часа

10.

Изготовление стилизованных ягод из ниток, связанных в пучок. «Ягоды»

1



11.

Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями.

1



Работа с глиной и пластилином – 2 часа

12.

Лепка из пластилина предметов

цилиндрической формы. «Кружка»

1



13.

Лепка из пластилина предметов конической формы (конструктивный способ). «Чашка из пластилиновых

жгутиков»

1



Работа с природными материалами – 1 час

14.

Работа с природными материалами.

Аппликации из листьев «Мальчик»,

«Девочка»

1



Работа с бумагой и картоном 2 часа

15.

Разметка бумаги и картона по

шаблонам сложной конфигурации.

«Машина»

1



16.

Изготовление плоских елочных игрушек, украшенных аппликацией.

«Яблоко», «Рыба»

1



Работа с текстильными материалами 1 час

17.

Изготовление стилизованных

фигурок из связанных пучков нитей. «Девочка», «Мальчик».

1



Работа с глиной и пластилином – 1 час

18.

Лепка чайной посуды в форме шара. «Чайник для заварки»

1



Работа с бумагой и картоном 2 часа

19.

Изготовление из бумаги игрушек в форме шара. «Шар из кругов»

1



20.

Изготовление игрушек в форме шара из бумаги. «Шар из полос»

1



Работа с текстильными материалами 1 час

21.

Сматывание ниток в клубок. «Шарики из ниток разной величины»

1



Работа с глиной и пластилином – 2 часа

22.

Лепка по образцу стилизованных фигур животных. «Медвежонок»

1



23.

Лепка стилизованных фигур птиц.

«Утка»

1



Работа с природными материалами – 1 час

24.

Изготовление из шишки стилизованных фигурок человечка и птички. «Человечек из шишки».

«Сова», «Утка», «Журавль», «Лебедь»

1



Работа с бумагой и картоном – 1 час

25.

Аппликация «Грузовик»

1



Работа с текстильными материалами 3 часа

26.

Составление коллекции тканей.

«Коллекция тканей»

1



27.

Раскрой из ткани заготовки изделия.

«Квадраты из ткани 5 Х 5 см»

1



28.

Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой. «Игольница»

1



Работа с бумагой и картоном – 1 час

29.

Поздравительная открытка «Сказочный цветок»

1



Работа с пластилином – 1 час

30.

Изготовление композиции из пластилина к сказке «Колобок»

1



Работа с бумагой и картоном – 2 часа

31.

Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок

1



32.

Изготовление модели дорожного знака. Модель дорожного указателя «Переход»

1



Работа с текстильными материалами 2 часа

33.

Вышивание сметочным стежком.

«Закладка из канвы»

1



34.

Вышивание стежком с перевивом

(«шнурок»). «Салфетка из канвы»

1





Материально – техническое обеспечение


Учебно-методический комплект:

1. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва. «Просвещение», 2018.


Дидактический материал в виде:

  • предметов различной формы, величины, цвета;

  • таблиц на печатной основе;

  • программного обеспечения для персональ­ного компьютера.


Демонстрационный материал:

  • таблицы, муляжи фруктов, овощей, грибов;

  • коллекция образцов тканей и ниток, бумаги и картона.


Простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач:

  • ножницы школьные со скруглёнными концами, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, иголки, ножницы, коробочки;

  • измерительные приборы (шаблоны, линейки, чертежные треугольники).


Материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием:

  • бумага (писчая, альбомная, цветная, для аппликаций и оригами);

  • картон (обычный, цветной);

  • ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.);

  • пластилин (или глина, пластика, солёное тесто);

  • фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА.


Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео­записи), отражающие основные темы курса ручной труд.

Технические средства обучения:

  • компьютер, интерактивная доска.


Литература для учителя:


  1. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В.Воронковой – М.: Школа – Пресс, 1994. – 416 с.

  2. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред.учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с., [8] вкл. л.

  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы. / Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2004. – 192 с.

  4. Путем творчества. Страничка жизни и опыта одной экспериментальной школы: Сборник статей. / Под ред. проф. В.П. Кащенко. – М.: Типография «Продпуть», 1922. – 58 с.

  5. Саморуковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с. - Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005. – 192с.

  6. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами: игры и фокусы с бумагой. СПб., 1994 г.

  7. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.,1992 г.

  8. Гусакова М.А. Аппликация. М., 1987 г.

  9. Лапшин В. А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990 г.

  10. Лиштван З.В. Конструирование. М., 1981 г.

  11. Мирский С.Л. Индивидуальный подход у учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М.,1990 г.

  12. Новикова Е.Б. Коррекционно-развивающая направленность трудового обучения детей. Журнал «Воспитание и обучение», №5, 2007 г.- с.41.

  13. Павлова Н.Т. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы. М.,1988.

  14. Пасынок Ю. Ю. Составление рабочей программы. Журнал « Управление начальной школой». №9/сентябрь, 2009 г.- с.33.

  15. Петрова И.М. Объёмная аппликация. Учебно-методическое пособие. СПб., 2003 г.

  16. Петрова И.М. Волшебные полоски. СПб., 2002 г.

  17. Печерский М.С. Эстетическое воспитание на уроках труда. М., 1982 г.

  18. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.

  19. Соколова С.В. Оригами для дошкольников. СПб., 2003 г.


Литература для учащихся:


  1. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1999. – 79 с., ил.

  2. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995. – 144 с.

  3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.

  4. Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с.


Литература для родителей:


  1. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс,

  2. Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с.

  3. Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры //Нач. школа. – 1998. - № 11/12. – С. 25-32.

  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил.

  5. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

  6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.

  7. Степанова О.А. Коррекционно-развивающие ресурсы игры в работе с младшими школьниками // Нач. шк.: плюс-минус. – 2001. - №4. – С. 3-7.

  8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981.

  9. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей // «Дошкольное воспитание», 1965, №10.

  10. Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы: Учеб. пособие. – Мн.: Университетское, 1990. – 144 с.

  11. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.

  12. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А.К. Аксенова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 316 с.

  13. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционно развивающие игры для детей 6-10 лет: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 96 с.

  14. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. – СПб.: НОУ «Союз», 2005. – 103 с.

  15. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.: ил.

  16. Гуровец Г.В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 1996. - №2. – С. 77-83

  17. Детям о природе. Экология в играх для детей 5 - 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Под ред. Л.М. Потаповой. – Ярославль: Академия развития: Академия, Кº: Академия Холдинг, 2000. – 224 с














Поурочное планирование



Тема предмета

Кол

-во часо в

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Работа с глиной и пластилином – 2 часа

1

Повторение пройденного в 1

классе. Лепка из пластилина

геометрических тел

прямоугольной

формы. «Ворота»

1

Правила поведения и работы на уроках труда.

Подготовка и содержание в порядке рабочего места.

Виды ручного труда,

Поделочных материалов и

инструментов, используемых при их обработке. Глина и пластилин как поделочный материал.

Глина как строительный

материал. Геометрическое тело «брус». Сравнение бруса с реальными

предметами. Обработка пластилина с

применением резака, стеки.

Анализ объекта по вопросам учителя, составление плана

работы над изделием с опорой на наглядные материалы с помощью учителя.

Соблюдают правила

поведения и работы на уроках труда под контролем учителя. Подготавливают и содержат в порядке рабочее место. Повторяют за учителем виды ручного труда, поделочные

материалы и инструменты,

используемые при их обработке. Изучают новые сведения о глине и пластилине как о

поделочных материалах.

Знакомятся с применением глины в строительстве. Рассказывают о пластилине, его назначении, пластических свойствах, цвете и форме с

опорой на наглядность.

Анализируют геометрическое тело «брус» с помощью учителя. Рассказывают о брусе употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки бруска. Сравнивают брус с реальными предметами и устанавливают сходство и различия между ними по вопросам учителя. Повторяют правила работы с пластилином. Обрабатывают пластилин с применением резака, стеки. Анализируют объект по вопросам учителя, составляют план работы над изделием с опорой на наглядные материалы с помощью учителя.


Соблюдают правила

поведения и работы на уроках труда. Подготавливают и содержат в порядке рабочее место.

Называют виды ручного труда, поделочные материалы и инструменты, используемые при их обработке. Изучают новые виды работы‚ образцы поделочных материалов, инструментов и изделий.

Изучают новые сведения о

Глине и пластилине как о

поделочных материалах.

Знакомятся с применением

глины в строительстве.

Рассказывают о пластилине, его назначении, пластических

свойствах, цвете и форме.

Анализируют геометрическое тело «брус». Рассказывают о брусе употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки бруска (высокий, низкий, широкий, узкий, длинный, короткий). Сравнивают брус с реальными предметами и устанавливают сходство и различия между ними по вопросам учителя. Повторяют правила работы с пластилином. Обрабатывают пластилин с применением резака, стеки. Анализируют объект по вопросам учителя, составляют план работы над изделием с опорой на наглядные материалы с помощью учителя















































2

Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольную геометрическую

форму. «Молоток»

1

Лепка из пластилина изделия, состоящего из деталей прямоугольной геометрической формы.

Анализ изделия, ориентируясь на образец.

Составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя.

Работа по плану. Текущий контроль.

Лепят из пластилина изделия, состоящего из деталей прямоугольной геометрической формы.

Анализируют изделие, ориентируясь на образец с помощью учителя.

Рассказывают о

геометрическом теле «брус» по вопросам учителя. Составляют план работы над изделием с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя, придерживаются плана в процессе изготовления изделия под контролем учителя

Лепят из пластилина изделия, состоящего из деталей прямоугольной геометрической формы.

Анализируют изделие, ориентируясь на образец.

Рассказывают о геометрическом теле «брус». Составляют план работы над изделием с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя, придерживаются плана в процессе изготовления

изделия, осуществляют текущий контроль.

Работа с природными материалами – 3 часа

3

Работа с природными материалами.

«Рамка для

фотографий, украшенная сухими листьями»

1

Виды природных материалов, их применение, правила сбора, сушки и хранения.

Использование листьев для украшения предметов быта. Функциональная значимость рамок. Анализ образца, выполнение аппликации по предметно операционному плану. Понятие «орнамент». Изготовление рамки для фотографии из бумаги.

Приемы: «разметка по шаблону геометрических фигур», «сгибание бумаги пополам», «симметричное вырезание из бумаги»,

«наклеивание листьев на бумажную поверхность»

Изучают новые сведения о растительном мире, о разнообразии форм и окраски листьев, цветов.

Знакомятся с разными видами природных материалов, их применением, правилами сбора, сушки и хранения.

Изучают сведения об использовании листьев для украшения предметов быта. Знакомятся с функциональной значимостью рамок.

Анализируют образец, выполняют аппликацию по предметно-операционному плану с помощью учителя.

Ориентируются на плоскости листа под контролем учителя. Изготавливают рамку для фотографии из бумаги под контролем учителя. Владеют приемами «разметка по шаблону геометрических фигур», «сгибание бумаги пополам», «симметричное вырезание из бумаги», «наклеивание листьев на бумажную поверхность»

Изучают новые сведения о растительном мире, о разнообразии форм и окраски листьев, цветов.

Знакомятся с разными видами природных материалов, их применением, правилами сбора, сушки и хранения.

Изучают сведения об использовании листьев для украшения предметов быта. Знакомятся с функциональной значимостью рамок.

Анализируют образец, выполняют аппликацию по предметно-операционному плану. Имеют представления о направлении, положении и пространственных связях частей в орнаменте.

Ориентируются на плоскости листа.

Изготавливают рамку для фотографии из бумаги. Владеют приемами «разметка по шаблону геометрических фигур», «сгибание бумаги пополам», «симметричное вырезание из бумаги», «наклеивание листьев на бумажную поверхность»



































4

Изготовление игрушек из желудей. «Птичка», «Собачка», «Зайчик»,

«Поросенок»

1

Изделия, игрушки, сделанные из природных материалов. Плоды деревьев (желуди). Анализ изделия, с ориентировкой на образец, по вопросам учителя.

Составление плана выполнения многодетальной поделки и оценивание своего изделия по вопросам учителя. Столярные инструменты и правила работы с шилом.

Повторяют правила заготовки природных материалов. Изучают изделия, игрушки, сделанные из природных материалов. Знакомятся с разнообразными плодами деревьев (желуди) и изготовлением из них игрушек. Анализируют, ориентируясь на образец, по вопросам учителя, при анализе образца выделяют название изделия, материал, детали и их пространственное расположение с помощью учителя. Составляют план выполнения многодетальной поделки и оценивают свое изделие с помощью учителя.

Знакомятся с инструментами и правилами работы с шилом

Повторяют правила заготовки природных материалов. Изучают изделия, игрушки, сделанные из природных материалов. Знакомятся с разнообразными плодами деревьев (желуди) и изготовлением из них игрушек. Анализируют, ориентируясь на образец, по вопросам учителя, при анализе образца выделяют название изделия, материал, детали и их пространственное расположение. Составляют план выполнения многодетальной поделки и оценивают свое изделие по вопросам учителя.

Знакомятся с инструментами и правилами работы с шилом.

5

Изготовление игрушек из скорлупы ореха. «Кораблик», «Черепаха», «Рыбка»

1

Изделия, игрушки, сделанные из природных материалов. Плоды деревьев (желуди). Анализ изделия, с ориентировкой на образец, по вопросам учителя.

Составление плана выполнения многодетальной поделки и оценивание своего изделия по вопросам учителя. Изготовление изделий из скорлупы грецкого ореха с применением другого поделочного материала.

Навыки обработки

пластилина: сминание, скатывание, сплющивание, вытягивание

Рассказывают о изделиях, игрушках, сделанных из природных материалов по вопросам учителя.

Знакомятся с разнообразными плодами деревьев (орехи) и изготовлением из них игрушек. Рассказывают о свойствах орехов (форма, величина, поверхность).

Анализируют объект, ориентируясь на его признаки и свойства, по вопросам учителя. Составляют план выполнения поделки и оценивают свое изделие с помощью учителя.

Изготавливают поделку из скорлупы грецкого ореха с применением другого

Поделочного материала (пластилин, бумага, палочки и др.) под контролем учителя. Владеют навыками обработки пластилина: сминание, скатывание, сплющивание, Вытягивание.

Рассказывают о изделиях, игрушках, сделанных из природных материалов.

Знакомятся с разнообразными плодами деревьев (орехи) и изготовлением из них игрушек. Рассказывают о свойствах орехов (форма, величина, поверхность).

Анализируют объект, ориентируясь на его признаки и свойства, по вопросам учителя.

Составляют план выполнения поделки и оценивают свое изделие по вопросам учителя. Изготавливают поделку из скорлупы грецкого ореха с применением другого

Поделочного материала (пластилин, бумага, палочки и др.). Владеют навыками обработки пластилина: сминание, скатывание, сплющивание, вытягивание

Работа с бумагой и картоном 4 часа

6

Повторение

Пройденного в 1 классе по теме:

«Виды и сорта бумаги».

«Подставка для кисти»

1

Сорта бумаги (писчая, газетная, рисовальная, салфеточная), свойства бумаги (прочность, толщина, гибкость, влагоустойчивость). Фактура бумаги. Закрепление умений узнавать и называть цвета, в которые окрашена бумага.

Словарная работа: газетная, книжная, писчая, почтовая, конвертная, салфеточная, туалетная, обойная, упаковочная.

Сравнивают бумагу разных сортов свойства бумаги с помощью учителя.

Изучают внешний вид (фактуру) бумаги на ощупь.

Называют цвета, в которые окрашена бумага

Сравнивают бумагу разных сортов (писчая, газетная, рисовальная, салфеточная), свойства бумаги (прочность, толщина, гибкость, влагоустойчивость).

Изучают внешний вид (фактуру) бумаги на ощупь.

Составляют коллекцию «Сорта бумаги».

Называют цвета, в которые окрашена бумага.

7

Технология изготовления аппликации из мятой бумаги по образцу.

Аппликации «Дерево весной», «Дерево летом», «Дерево осенью», «Дерево зимой под снегом»

1

Сезонные изменения в природе (зима, весна, лето, осень). Состояние деревьев в разные времена года.

Сходства и различия деревьев в этих состояниях.

Анализ, с опорой на образец, по вопросам учителя.

Составление плана выполнения аппликации и оценивание своего изделия по вопросам учителя.

Обработка бумаги с использованием приемов сминания. Правила работы с клеем и кистью. Пространственная ориентировка на листе бумаги (картона) и размещение предметного изображение на его поверхности

Изучают новые сведения о сезонных изменениях в природе (зима, весна, лето, осень). Знакомятся с состоянием деревьев в разные времена года.

Определяют сходства и различия деревьев в этих состояниях по вопросам учителя. Анализируют, ориентируясь на образец, по вопросам учителя.

При анализе образца выделяют название изделия, материал, детали и их пространственное расположение по вопросам учителя.

Составляют план выполнения аппликации и оценивают свое изделие по вопросам учителя. Владеют навыками обработки бумаги с использованием приемов сминания

Изучают новые сведения о сезонных изменениях в природе (зима, весна, лето, осень).

Знакомятся с состоянием деревьев в разные времена года.

Определяют сходства и различия деревьев в этих состояниях.

Анализируют, ориентируясь на образец, по вопросам учителя.

При анализе образца выделяют название изделия, материал, детали и их пространственное расположение. Составляют план выполнения аппликации и оценивают свое изделие по вопросам учителя. Владеют навыками обработки бумаги с использованием приемов сминания.



8

Технология складывания

фигурки из бумаги.

«Маска собачки»

1

Геометрические фигуры (квадрат, треугольник).

Сходство и различия этих фигур (стороны, углы).

Коррекция восприятия пространства (наверху, внизу, слева, справа) Ориентировка в пространстве геометрической фигуры «квадрат».

Чтение изобразительно- графического плана с помощью учителя.

Изучают новые сведения о животном мире.

Называют геометрические фигуры. Сравнивают и устанавливают сходство и различия этих фигур по вопросам учителя.

Ориентируются в пространстве геометрической фигуры «квадрат» и выполняют инструкцию, содержащую пространственную характеристику с помощью учителя. Читают изобразительно- графический план с помощью учителя.

Сгибают квадрат пополам и с угла на угол, совмещают стороны с опорными точками под контролем учителя.

Изучают новые сведения о животном мире.

Называют геометрические фигуры. Сравнивают и устанавливают сходство и различия этих фигур.

Ориентируются в пространстве геометрической фигуры «квадрат». Выполняют инструкцию, содержащую пространственную характеристику.

Читают изобразительно- графический план с помощью учителя. Комментируют ход работы. Сгибают квадрат пополам и с угла на угол, совмещают стороны с опорными точками.



9

Разметка геометрических

фигур по шаблонам.

«Геометрические

фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал»

1

Картон. Предметы, сделанные из картона, функциональная значимость в быту, игре, учебе. Технические сведения о картоне: сорт (переплетный, коробочный); цвет (серый, белый, желтый, цветной), физические свойства (гладкий,

шероховатый, рифленый); особенности (картон впитывает влагу и коробится; толстый картон ломается по сгибу, тонкий легко сгибается, режется).

Понятие «шаблон» и его геометрические формы.

Правила работы с шаблоном. Разметка фигур на бумаге по образцу

Называют предметы, сделанные из картона, и определяют их

функциональную значимость в быту, игре, учебе по вопросам учителя. Знакомятся с техническими сведениями о картоне: сорт, цвет, физические свойства, особенности. Знакомятся с понятием

«шаблон» и его геометрическими формами.

Называют геометрические фигуры.

Соблюдают правила работы с шаблоном.

Соблюдают правила обведения шаблонов геометрических фигур.

Выполняют экономную разметку фигур на бумаге по образцу под контролем учителя

Называют предметы, сделанные из картона, и определяют их

функциональную значимость в быту, игре, учебе.

Знакомятся с техническими сведениями о картоне: сорт, цвет, физические свойства, особенности. Знакомятся с понятием «шаблон» и его геометрическими формами.

Называют геометрические фигуры.

Соблюдают правила и работают с шаблоном.

Соблюдают правила обведения шаблонов геометрических фигур.

Выполняют экономную разметку фигур на бумаге по образцу



Работа с текстильными материалами 2 часа



10

Изготовление стилизованных ягод из ниток, связанных в пучок.

«Ягоды»

1

Свойства ниток, виды работы с нитками (вязание, вышивание, шитье, плетение, связывание в пучок). Анализ изделия из ниток. План изготовления изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя. Приемы наматывания, связывания, резания ниток.

Оценка качества выполненной работы в сравнении с образцом

Называют свойства ниток, о виды работы с нитками по вопросам учителя.

Изучают новые сведения о назначении ниток.

Анализирую изделие из ниток, выделяя его признаки и свойства по вопросам учителя. Планируют выполнение изделия по предметно- операционному плану с частичной помощью учителя. Владеют приемами наматывания, связывания, резания ниток.

Оценивают качество выполненной работы в сравнении с образцом с помощью учителя.

Называют свойства ниток, о виды работы с нитками.

Изучают новые сведения о назначении ниток.

Анализируют изделие из ниток, выделяя его признаки и свойства. Планируют выполнение изделия по предметно- операционному плану с частичной помощью учителя. Владеют приемами наматывания, связывания, резания ниток.

Оценивают качество выполненной работы в сравнении с образцом




11

Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями.

1

Назначение пуговиц, цвет, форма, материал, из которых производят пуговицы. Представления об одежде. Проверка знаний о нитках, инструментах, применяемых при работе с нитками. Вдевание нитки в иголку. Прием завязывания узелка на конце нити.

Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями к ткани.

Прием шитья «игла вверх- вниз». Планирование с опорой на предметно-операционный план с частичной помощью учителя.

Рассказывают о назначении пуговиц, цвете, форме, материалах, из которых производят пуговицы по вопросам учителя. Рассказывают о нитках, инструментах, применяемых при работе с нитками по вопросам учителя. Вдевают нитку в иголку. Владеют приемом завязывания узелка на конце нити. Пришивают пуговицы с двумя сквозными отверстиями к ткани под контролем учителя. Повторяют прием шитья «игла вверх-вниз».

Планируют ход работы с опорой на предметно- операционный план с частичной помощью учителя

Рассказывают о назначении пуговиц, цвете, форме, материалах, из которых производят пуговицы.

Рассказывают о нитках, инструментах, применяемых при работе с нитками.

Вдевают нитку в иголку.

Владеют приемом завязывания узелка на конце нити.

Пришивают пуговицы с двумя сквозными отверстиями к ткани.

Повторяют прием шитья «игла вверх-вниз».

Планируют ход работы с опорой на предметно- операционный план с частичной помощью учителя.



Работа с глиной и пластилином – 2 часа



12

Лепка из пластилина предметов

цилиндрической формы «Кружка»

1

Представления о глине как о материале для изготовления посуды.

Геометрическое тело

«цилиндр». Проверка знаний о пластилине и его физических свойствах.

Знакомятся с глиной как с материалом для изготовления посуды.

Знакомятся с геометрическим телом «цилиндр». Сравнивают форму геометрического тела с

Знакомятся с глиной как с материалом для изготовления посуды.

Знакомятся с геометрическим телом «цилиндр».

Сравнивают форму геометрического тела с предметами быта.






Лепка чашки цилиндрической формы.

Приемы «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы»,

«вдавливание пластилина пальцем». Работа с опорой на предметно операционный план с частичной помощью учителя.

предметами быта по вопросам учителя.

Рассказывают о пластилине и его физических свойствах по вопросам учителя.

Лепят чашки цилиндрической формы под контролем учителя. Владеют приемами

«раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вдавливание пластилина пальцем». Работают с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя

Рассказывают о пластилине и его физических свойствах.

Лепят чашки цилиндрической формы.

Владеют приемами

«раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вдавливание пластилина пальцем».

Работают с опорой на предметно-операционный план с частичной помощью учителя.

13

Лепка из пластилина предметов конической формы (конструктивный способ). «Чашка из пластилиновых

жгутиков»

1

Пластилин и его физические свойства.

Лепка конструктивным способом изделия конической формы.

Понятия «конус», «усеченный конус».

Прием «скатывание пластилина столбиком (палочкой)». Осуществление контроля способом сравнивания длины вылепленной из пластилина заготовки со схемами в рабочей тетради.

Рассказывают о пластилине и его физических свойствах по вопросам учителя.

Лепят конструктивным способом изделия конической формы под контролем учителя. Знакомятся с понятиями

«конус», «усеченный конус». Владеют приемом «скатывание пластилина столбиком (палочкой)».

Сравнивают предметы по величине по вопросам учителя. Осуществляют контроль длины вылепленной из пластилина заготовки.

Рассказывают о пластилине и его физических свойствах.

Лепят конструктивным способом изделия конической формы.

Знакомятся с понятиями «конус», «усеченный конус». Владеют приемом

«скатывание пластилина столбиком (палочкой)».

Сравнивают предметы по величине. Осуществляют контроль длины вылепленной из пластилина заготовки со схемами в рабочей тетради.



Работа с природными материалами – 1 час

14

Работа с природными материалами.

Аппликации из листьев «Мальчик»,

«Девочка»

1

Представления о деревьях, листьях.

Представления о природном материале как о поделочном и его художественно- выразительные свойства.

Понятие «аппликация». Анализ аппликации и выделение основных признаков и свойств аппликационных изображений.

Составление аппликации из сухих листьев с опорой на предметно—операционный план в коллективной беседе

Рассказывают о деревьях, листьях по вопросам учителя. Сравнивают и находят сходство и различия в листьях деревьев по вопросам учителя. Рассказывают о природном материале как о поделочном и его художественно- выразительных свойствах по вопросам учителя.

Анализируют аппликацию и выделяют основные признаки и свойства аппликационных изображений по вопросам учителя. Составляют аппликацию из сухих листьев с опорой на предметно-операционный план под контролем учителя

Рассказывают о деревьях, листьях.

Сравнивают и находят сходство и различия в листьях деревьев.

Рассказывают о природном материале как о поделочном и его художественно- выразительных свойствах.

Анализируют аппликацию и выделяют основные признаки и свойства аппликационных изображений.

Составляют аппликацию из сухих листьев с опорой на предметно-операционный план

Работа с бумагой и картоном 2 часа

15

Разметка бумаги и картона по

шаблонам сложной конфигурации.

«Машина»

1

Проверка знаний о картоне: сорт, цвет, физические свойства, особенности Правила работы с шаблоном. Понятия «контур», «силуэт». Вырезание ножницами по контурной линии.

Рассказывают о картоне: сорт, цвет, физические свойства, особенности по вопросам учителя.

Повторяют правила работы с шаблоном. Знакомятся с понятиями «контур», «силуэт». Вырезают ножницами по контурной линии под контролем учителя.

Рассказывают о картоне: сорт, цвет, физические свойства, особенности.

Повторяют правила работы с шаблоном.

Знакомятся с понятиями

«контур», «силуэт». Вырезают ножницами по контурной линии.


16

Изготовление плоских елочных игрушек,

украшенных аппликацией.

«Яблоко», «Рыба»

1

Приемы изготовления плоских елочных игрушек в форме стилизованных изображений. Понятие «бумажная мозаика». Приемы: «разметка по шаблону», «вырезание по контурной линии»,

«обрывание бумаги»,

«наклеивание небольших кусочков бумаги на основу». Анализ изделия из бумаги и картона, выделение признаков и свойств. Изготовление изделий по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя.

Знакомятся с понятием

«бумажная мозаика».

Выполняют приемы:

«разметка по шаблону»,

«вырезание по контурной линии», «обрывание бумаги», «наклеивание небольших кусочков бумаги на основу» под контролем учителя.

Анализируют изделие из бумаги и картона, выделяя его признаки и свойства по вопросам учителя.

Изготавливают изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя.

Изготавливают плоские елочные игрушки в форме стилизованных изображений.

Знакомятся с понятием

«бумажная мозаика».

Выполняют приемы:

«разметка по шаблону»,

«вырезание по контурной линии», «обрывание бумаги», «наклеивание небольших кусочков бумаги на основу».

Анализируют изделие из бумаги и картона, выделяя его признаки и свойства.

Изготавливают изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя.

Изготавливают плоские елочные игрушки в форме стилизованных изображений.

Работа с текстильными материалами 1 час

17

Изготовление стилизованных

Фигурок из

Связанных пучков нитей. «Девочка»,

«Мальчик»

1

Представления об изделиях из ниток как о декоративных украшениях.

Анализ изделия из ниток, выделение его признаков и свойств по вопросам учителя. Изготовление изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя. Приемы наматывания, связывания, резания ниток.

Изучают изделия (декоративные украшения) из ниток. Анализируют изделие из ниток, выделяя его признаки и свойства, по вопросам учителя. Изготавливают изделия по предметно-операционному плану с помощью учителя.

Владеют приемами наматывания, связывания, резания ниток.

Изучают изделия (декоративные украшения) из ниток. Анализируют изделие из ниток, выделяя его признаки и свойства, по вопросам учителя. Изготавливают изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя.

Владеют приемами наматывания, связывания, резания ниток


Работа с глиной и пластилином – 1 час

18

Лепка чайной посуды в форме шара.

«Чайник для заварки»

1

Представления о глине как о поделочном материале и ее применение для изготовления посуды.

Анализ объекта, выделение его признаков и свойств.

Геометрическое тело «шар», его признаки.

Скатывание пластилина кругообразными движениями до получения формы шара.

Планирование хода работы по изобразительно-графическому плану и работа по плану при выполнении изделия.

Подробный анализ своего изделия по вопросам учителя

Изучают новые сведения о глине как о поделочном материале и ее применении для изготовления посуды.

Анализируют объект, выделяя его признаки и свойства по вопросам учителя. Рассказывают о

геометрическом теле «шар», его признаках по вопросам учителя.

Скатывают пластилин кругообразными движениями до получения формы шара. Планируют ход работы по изобразительно-графическому плану и придерживаются плана работы при выполнении изделия под контролем учителя. Подробно анализируют свое изделие по вопросам учителя

Изучают новые сведения о глине как о поделочном материале и ее применении для изготовления посуды.

Анализируют объект, выделяя его признаки и свойства. Рассказывают о

геометрическом теле «шар», его признаках.

Скатывают пластилин кругообразными движениями до получения формы шара.

Планируют ход работы по изобразительно-графическому плану и придерживаются плана работы при выполнении изделия.

Подробно анализируют свое изделие по вопросам учителя

Работа с бумагой и картоном 2 часа

19

Изготовление из бумаги игрушек в форме шара.

«Шар из кругов»

1

Геометрические формы «круг» и «шар», их признаки. Анализ объекта, выделение его признаков и свойств. Изготовление шара из бумаги, состоящего из двух кругов.

Понятие «симметрия». Приемы «разметка по шаблону», «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам», «надрез по прямой линии».

Сборка способом соединения заготовок в прорези

Рассказывают о геометрических формах

«круг» и «шар», их признаках по вопросам учителя. Устанавливают сходства круга и шара с предметами, имеющими округлую форму, и рассказывают о применении этих изделий в быту по вопросам учителя.

Анализируют объект, выделяя его признаки и свойства по вопросам учителя. Изготавливают шар из бумаги, состоящей из двух кругов под контролем учителя.

Повторяют понятие

«симметрия». Владеют приемами: «разметка по шаблону», «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам», «надрез по прямой линии».

Осуществляют сборку способом соединения заготовок в прорези с

помощью учителя.

Рассказывают о

Геометрических формах

«круг» и «шар», их признаках. Устанавливают сходства круга и шара с предметами, имеющими округлую форму, и рассказывают о применении этих изделий в быту. Анализируют объект, выделяя его признаки и свойства.

Изготавливают шар из бумаги, состоящей из двух кругов. Повторяют понятие «симметрия».

Владеют приемами: «разметка по шаблону», «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам», «надрез по прямой линии». Осуществляют сборку способом соединения заготовок в прорези.

20

Изготовление игрушек в форме шара из бумаги.

«Шар из полос»

1

Геометрические формы «круг» и «шар», их признаки. Анализ объекта, выделение его признаков и свойств. Изготовление шара из бумаги, состоящего из 4—5 и более полос бумаги. Технические приемы «разметка полос по шаблону», «разрез по длинной линии»,

«склеивание полосы-заготовки кольцом».

Сборка способом склеивания заготовок.

Рассказывают о

геометрических формах

«круг» и «шар», их признаках по вопросам учителя. Анализируют объект, выделяя его признаки и свойства по вопросам учителя.

Изготавливают шар, состоящий из 4—5 и более полос бумаги под контролем учителя. Владеют приемами «разметка полос по шаблону», «разрез по длинной линии», «склеивание полосы-заготовки кольцом» с помощью учителя.

Собирают изделие способом склеивания заготовок под контролем учителя

Рассказывают о

Геометрических формах

«круг» и «шар», их признаках. Анализируют объект, выделяя его признаки и свойства.

Изготавливают шар, состоящий из 4—5 и более полос бумаги.

Владеют приемами «разметка полос по шаблону», «разрез по длинной линии», «склеивание полосы-заготовки кольцом».

Собирают изделие способом склеивания заготовок

Работа с текстильными материалами 1 час

21

Сматывание ниток в клубок.

«Шарики из ниток разной величины»

1

Представления о нитках. Правила хранения ниток в виде бобин, катушек, мотков, клубков.

Геометрическая форма «шар» и его признаки.

Приемы наматывания ниток на картон.

Сматывание ниток в клубок на бумажный шарик. Приемы сминания бумаги и скатывания в шарик

Изучают новые сведения о нитках. Знакомятся с правилами хранения ниток в виде бобин, катушек, мотков, клубков.

Рассказывают о

геометрической форме «шар» и его признаках по вопросам учителя.

Наматывают нитки на картон. Сматывают нитки в клубок на бумажный шарик под контролем учителя. Выполняют прием сминания бумаги и скатывания в шарик.

Изучают новые сведения о нитках. Знакомятся с правилами хранения ниток в виде бобин, катушек, мотков, клубков.

Рассказывают о

геометрической форме «шар» и его признаках.

Наматывают нитки на картон. Сматывают нитки в клубок на бумажный шарик. Выполняют прием сминания бумаги и скатывания в шарик.

Работа с глиной и пластилином – 2 часа

22

Лепка по образцу стилизованных

фигур животных.

«Медвежонок»

1

Представления о глине как о поделочном материале и ее применение для изготовления скульптуры.

Понятие «скульптура» и произведения этого вида искусства. Лепка фигурок животных конструктивным способом. Анализ образца, выделение основных геометрических форм.

Составление плана лепки изделия с опорой на наглядность.

Приемы соединения деталей в одно целое

Изучают новые сведения о глине как о поделочном материале и ее применении для изготовления скульптуры. Знакомятся с понятием «скульптура» и

произведениями этого вида искусства. Лепят фигурки животных конструктивным способом под контролем учителя. Рассказывают о животных по вопросам учителя. Анализируют образец, выделяют в нем основные геометрические формы по вопросам учителя. Анализируют объект самостоятельно или с частичной помощью учителя. Составляют план лепки изделия с опорой на наглядность с помощью учителя. Соединяют детали в одно целое.

Изучают новые сведения о глине как о поделочном материале и ее применении для изготовления скульптуры. Знакомятся с понятием «скульптура» и

произведениями этого вида искусства.

Лепят фигурки животных конструктивным способом.

Рассказывают о животных. Анализируют образец, выделяют в нем основные геометрические формы.

Анализируют объект самостоятельно или с частичной помощью учителя. Составляют план лепки изделия с опорой на наглядность.

Соединяют детали в одно целое.



23

Лепка стилизованных фигур птиц.

«Утка»

1

Сведения о скульптуре и ее предназначении.

Конструктивный способ лепки. Пластический способ лепки из пластилина.

Приемы лепки «скатывание овальной и конической форм»,

«вытягивание»,

«прищипывание», «вдавливание».

Составление плана лепки изделия с опорой на наглядность и с частичной помощью учителя.

Рассказывают о скульптуре и ее предназначении по вопросам учителя.

Рассказывают о

конструктивном способе лепки по вопросам учителя. Знакомятся с пластическим способом лепки. Рассказывают о птицах по вопросам учителя. Владеют приемами лепки

«скатывание овальной и конической форм»,

«вытягивание», «прищипывание»,

«вдавливание». Составляют план лепки изделия с опорой на

Наглядность и с помощью учителя

Рассказывают о скульптуре и ее предназначении.

Рассказывают о

Конструктивном способе лепки. Знакомятся с пластическим способом лепки. Рассказывают о птицах. Владеют приемами лепки «скатывание овальной и конической форм», «вытягивание»,

«прищипывание»,

«вдавливание».

Составляют план лепки изделия с опорой на наглядность и с частичной помощью учителя

Работа с природными материалами – 1 час

24

Изготовление из шишки стилизованных

фигурок человечка и птички. «Человечек из шишки».

«Сова», «Утка»,

«Журавль»,

«Лебедь»

1

Представления о растительном мире (хвойные деревья).

Ели и ее характерные особенностями. Сосна и ее особенности. Строение сосновой и еловой шишек.

Изготовление из шишек человечка с использованием дополнительных поделочных материалов (пластилин).

Изучают новые сведения о растительном мире.

Рассказывают о ели и ее характерных особенностями по вопросам учителя.

Знакомятся с сосной и ее особенностями. Сравнивают деревья и находят сходства и различия между ними по вопросам учителя.

Изучают новые сведения о растительном мире.

Рассказывают о ели и ее характерных особенностями.

Знакомятся с сосной и ее особенностями.

Сравнивают деревья и находят сходства и различия между ними.






Составление плана работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или частично по вопросам учителя.

Работа в соответствии с планом и отчет о проделанной работе

Изучают строения и другие свойства и признаки сосновой и еловой шишек.

Изготавливают из шишек человечка с использованием дополнительных поделочных материалов.

Составляют план работы с опорой на наглядный образец по вопросам учителя.

Работают в соответствии с планом под контролем учителя и отчитываются о проделанной работе по вопросам учителя

Изучают строения и другие свойства и признаки сосновой и еловой шишек.

Изготавливают из шишек человечка с использованием дополнительных поделочных материалов.

Составляют план работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или частично по вопросам учителя.

Работают в соответствии с планом и отчитываются о проделанной работе

Работа с бумагой и картоном – 1 час

25

Аппликация

«Грузовик»

1

Анализ композиции, состоящей из геометрических фигур.

Способ разметки деталей по линейке. Резание ножницами по размеченным линиям.

Составление аппликаций из размеченных деталей («Грузовик» и «Автофургон»). Осуществление контрольных действий.

Рассказывают о линейке по вопросам учителя.

Называют геометрические фигуры. Анализируют композицию, состоящую из геометрических фигур по вопросам учителя.

Размечают детали по линейке под контролем учителя.

Владеют навыками резания ножницами по размеченным линиям.

Составляют аппликацию из деталей.

Осуществляют контрольные действия по вопросам учителя

Рассказывают о линейке.

Называют геометрические фигуры.

Анализируют композицию, состоящую из геометрических фигур.

Размечают детали по линейке. Владеют навыками резания ножницами по размеченным линиям.

Составляют аппликацию из деталей.

Осуществляют контрольные действия.

Отвечают на вопросы учителя связными предложениями



Работа с текстильными материалами 3 часа

26

Составление коллекции тканей.

«Коллекция тканей»

1

Применение и назначение ткани в жизни людей.

Процесс изготовления ткани. Различение ткани по окраске и другим свойствам.

Сорта ткани и их применение в одежде.

Составление коллекции тканей.

Рассказывают о ткани и нитках, о применении и назначении ткани в жизни людей по вопросам учителя. Знакомятся с процессом изготовления ткани. Различают ткани по окраске и другим свойствам. Знакомятся с сортами ткани и их применением в одежде.

Составляют коллекцию тканей под контролем учителя.

Рассказывают о ткани, о применении и назначении ткани в жизни людей.

Рассказывают о нитках.

Знакомятся с процессом изготовления ткани.

Различают ткани по окраске и другим свойствам. Знакомятся с сортами ткани и их применением в одежде.

Составляют коллекцию тканей.

27

Раскрой из ткани заготовки изделия.

«Квадраты из ткани 5 Х 5 см»

1

Профессия портного. Инструменты и

приспособления, необходимые для швейных работ.

Технология раскроя и резания ткани по выкройке

Рассказывают о ткани по вопросам учителя.

Знакомятся с профессией портного. Знакомятся с инструментами и приспособлениями, необходимыми для швейных работ.

Знакомятся с технологий раскроя и резания ткани по выкройке.

Учатся правильному движению рук при работе

ножницами в процессе раскроя ткани

Рассказывают о ткани.

Знакомятся с профессией портного.

Знакомятся с инструментами и приспособлениями, необходимыми для швейных работ.

Знакомятся с технологий раскроя и резания ткани по выкройке.

Учатся правильному движению рук при работе ножницами в процессе раскроя ткани.



28

Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой.

«Игольница»

1

Проверка знаний о профессии портного, швеи.

Технология сшивания сметочными стежками на бумаге в клетку и на ткани.

Правила хранения игл.

Представления о форме игольниц и материалах, используемых для их изготовления.

Изготовление игольницы по образцу.

Составление плана работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или частично по вопросам учителя

Рассказывают о профессии портного, швеи по вопросам учителя.

Знакомятся с технологией сшивания сметочными стежками на бумаге в клетку и на ткани.

Знакомятся с правилами хранения игл. Изучают новые сведения о форме игольниц и материалах, используемых для их изготовления. Изготавливают игольницы по образцу под контролем учителя. Составляют план работы с опорой на наглядный образец по вопросам учителя. Отвечают на вопросы учителя связными предложениями

Рассказывают о профессии портного, швеи.

Знакомятся с технологией сшивания сметочными стежками на бумаге в клетку и на ткани.

Знакомятся с правилами хранения игл.

Изучают новые сведения о форме игольниц и материалах, используемых для их изготовления.

Изготавливают игольницы по образцу.

Составляют план работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или частично по вопросам учителя.

Отвечают на вопросы учителя связными предложениями

Работа с бумагой и картоном – 1 час

29

Поздравительная открытка

«Сказочный цветок»

1

Анализ объекта

(поздравительная открытка), выделение его признаков и свойств.

Составление плана работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или по вопросам учителя.

Способ вырезания из бумаги, сложенной пополам.

Рассказывают о значении открытки в жизни людей по вопросам учителя.

Знакомятся с историей, формой, величиной и оформлением открытки.

Рассказывают о праздниках по вопросам учителя. Изготавливают

поздравительную открытку по

Рассказывают о значении открытки в жизни людей.

Знакомятся с историей, формой, величиной и оформлением открытки.

Рассказывают о праздниках. Изготавливают

поздравительную открытку по образцу.






Изготовление

поздравительной открытки по образцу

образцу под контролем учителя. Анализируют объект, выделяя его признаки и свойства по вопросам учителя.

Составляют план работы с опорой на наглядный образец по вопросам учителя. Работают в соответствии с планом под контролем учителя. Владеют способом вырезания из бумаги, сложенной пополам

Анализируют объект, выделяя его признаки и свойства. Составляют план работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или по вопросам учителя.

Работают в соответствии с планом. Владеют способом вырезания из бумаги, сложенной пополам

Работа с пластилином – 1 час

30

Изготовление композиции из пластилина к сказке «Колобок»

1

Понятия «иллюстрация» и

«макет».

Анализ содержания иллюстративного материала к сказке «Колобок». Составление плана работы с опорой на наглядность.

Приемы: «скатывание пластилина в форме шара, жгутиков, конуса»,

«вытягивание, сплющивание и сгибание пластилина в нужном направлении».

Лепка изделия

конструктивным способом. Сборка макета

Знакомятся с понятиями

«иллюстрация» и «макет». Находят сходства и различия между этими видами изображений по вопросам учителя.

Анализируют содержание иллюстративного материала к сказке «Колобок»: выделяют главное и второстепенное в изделии; определяют пространственное положение деталей на макете; выявляют пропорциональное и цветовое соотношение элементов макета по вопросам учителя.

Знакомятся с понятиями «иллюстрация» и «макет». Находят сходства и различия между этими видами изображений.

Анализируют содержание иллюстративного материала к сказке «Колобок»: выделяют главное и второстепенное в изделии; определяют пространственное положение деталей на макете; выявляют пропорциональное и цветовое соотношение элементов макета.

Составляют план работы с опорой на наглядность.







Составляют план работы с опорой на наглядность с помощью учителя. Выполняют изделие в соответствии с планом под контролем учителя.

Владеют приемами:

«скатывание пластилина в форме шара, жгутиков, конуса», «вытягивание, сплющивание и сгибание пластилина в нужном направлении». Лепят изделие конструктивным способом. Собирают макет

Выполняют изделие в соответствии с планом.

Владеют приемами:

«скатывание пластилина в форме шара, жгутиков, конуса», «вытягивание, сплющивание и сгибание пластилина в нужном направлении».

Лепят изделие

конструктивным способом. Собирают макет

Работа с бумагой и картоном – 2 часа

31

Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок

1

Проверка знаний детей о иллюстрации и макете, их сходстве и различиях.

Анализ содержания иллюстративного материала к сказке «Колобок». Составление плана работы над изделием с опорой на наглядность.

Складывание из бумаги фигурок колобка и волка.

Приемы сгибания бумаги: «сгибание квадрата и прямоугольника пополам»,

Рассказывают о иллюстрации и макете, их сходстве и различиях по вопросам учителя.

Анализируют содержание иллюстративного материала к сказке «Колобок» по вопросам учителя.

Составляют план работы над изделием с опорой на наглядность с помощью учителя.

Складывают из бумаги фигурки колобка и волка частично с помощью учителя в

Рассказывают о иллюстрации и макете, их сходстве и различиях.

Анализируют содержание иллюстративного материала к сказке «Колобок».

Составляют план работы над изделием с опорой на наглядность самостоятельно и частично с помощью учителя. Выполняют изделие самостоятельно и частично с помощью учителя в соответствии с

пооперационным планом.






«сгибание квадрата с угла на угол». Составление композиции из бумажных фигурок.

соответствии с

пооперационным планом. Составляют композицию из бумажных фигурок.

Складывают из бумаги фигурки колобка и волка.

Составляют композицию из бумажных фигурок.

32

Изготовление модели дорожного знака. Модель дорожного указателя

«Переход»

1

Проверка знаний дорожных знаков и правил перехода улицы.

Сравнение образца модели указателя «Переход» с иллюстрацией.

Скручивание трубочки из бумаги с использованием приема «накручивание бумаги на карандаш».

Приемы вырезания из бумаги. Изготовление модели указателя «Переход» с составлением

последовательности действий по предметно-операционному плану из бумажных заготовок, соблюдая правильное расположение деталей, пропорции и размеры.

Рассказывают о дорожных знаках и правилах перехода улицы по вопросам учителя. Сравнивают образец модели указателя «Переход» с иллюстрацией по вопросам учителя.

Рассказывают о

геометрических фигурах.

Выполняют модель указателя «Переход» по предметно- операционному плану с помощью учителя.

Скручивают трубочки из бумаги с использованием приема «накручивание бумаги на карандаш» с помощью учителя.

Владеют приемами вырезания из бумаги.

Составляют модель из бумажных заготовок,

Соблюдая правильное расположение деталей, пропорции и размеры под контролем учителя.

Рассказывают о дорожных знаках и правилах перехода улицы.

Сравнивают образец модели указателя «Переход» с иллюстрацией.

Рассказывают о

геометрических фигурах.

Выполняют модель указателя «Переход» по предметно- операционному плану.

Скручивают трубочки из бумаги с использованием приема «накручивание бумаги на карандаш».

Владеют приемами вырезания из бумаги.

Составляют модель из бумажных заготовок,

Соблюдая правильное расположение деталей, пропорции и размеры



Работа с текстильными материалами 2 часа

33

Вышивание

сметочным стежком.

«Закладка из канвы»

1

Вышивка. Понятия «шитье», «вышивка», «стежок»,

«расстояние между

стежками».

Виды отделочных ручных стежков (сметочный стежок).

Правила безопасной работы с иглой.

Вышивание закладки

Сметочным стежком и

Оформлению концов

закладки кисточками.

Изучают новые сведения о

вышивке. Знакомятся с понятиями «шитье»,

«вышивка», «стежок»,

«расстояние между стежками». Знакомятся с видами отделочных

ручных стежков (сметочный

стежок). Вышивают закладки сметочным стежком и оформляют концы

закладки кисточками с помощью учителя.

Повторяют правила безопасной работы с иглой по вопросам

Учителя.

Изучают новые сведения о

вышивке. Знакомятся с понятиями «шитье», «вышивка», «стежок», «расстояние между

стежками». Знакомятся с видами отделочных ручных стежков

(сметочный стежок).

Вышивают закладки

сметочным стежком и

оформляют концы закладки кисточками.

Повторяют правила

безопасной работы с иглой





























34

Вышивание стежком

с перевивом

(«шнурок»).

«Салфетка из канвы»

1

Понятия «шитье»,

«вышивка», «стежок»,

«расстояние между

стежками».

Виды отделочных ручных стежков.

Вышивание сметочным

стежком. Правила безопасной работы

с иглой.

Изучают новые сведения о

вышивке.

Рассказывают о понятиях

«шитье», «вышивка», «стежок», «расстояние между стежками» по

вопросам учителя.

Знакомятся с видами отделочных ручных стежков (стежок с перевивом, или «шнурок»). Вышивают сметочным стежком

под контролем учителя.

Соблюдают правила безопасной работы с иглой

Изучают новые сведения о

вышивке. Рассказывают о понятиях «шитье», «вышивка», «стежок», «расстояние между

стежками».

Знакомятся с видами

отделочных ручных стежков (стежок с перевивом, или

«шнурок»). Вышивают сметочным стежком.

Соблюдают правила

безопасной работы с иглой.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!