СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Ручной труд» составлена в соответствии  с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  ГБОУ «Новобрянская СКОШИ»  на 2019-2020 учебный год; с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599  –  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд»»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Ручной труд» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2019-2020 учебный год; с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Данная программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Программа определяет оптимальный объём знаний, умений по технологии, который доступен большинству школьников.

Изучение трудового обучения по адаптированной программе направлено на достижение следующих целей: изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников и формирование у них общетрудовых, организационных умений и навыков, а также готовности к деятельности в мастерских профессионального обучения.

Цель программы обучения: способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду.

Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:

  • воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);

  • уважение к людям труда;

  • сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

  • формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Общая характеристика учебного предмета

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Деятельностный подход к построению процесса обучения является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся с интеллектуальными нарушениями не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики. Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 35 часов в год (1час в неделю).

Личностные и предметные результаты освоения учебного материала

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

Личностные результаты:

-осознание себя как гражданина России;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно­пространственной организации;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,

-принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный

Достаточный

- название инструментов, используемых в работе;

-правила безопасной работы с ножницами, иголкой, шилом, проволокой и клеем.

- делать рациональную разметку по шаблону и линейке;

- научиться работать с циркулем для разметки картона и бумаги;

- смазывать клеем бумагу по всей поверхности при склеивании и окантовочные полосы;

- научиться резать бумагу и картон ножницами по линиям разметки (прямым и кривым);

- научиться размещать на листе бумаги или картона элементы аппликации и наклеивать их;

- делать обработку углов изделия при окантовке;

- научиться сгибать картон и склеивать по стыкам;

- научиться склеивать бумагой объемные изделия;

- получить знания о способах обработки древесины;

- научиться наклеивать материалоотходы (опилки) на картон;

- сгибать и резать проволоку при помощи инструментов;

- научиться выполнять косой обмёточный стежок;

-уметь обметывать края изделия косым обметочным стежком;

-научиться сметывать изделие по краям;

- вышивать по линиям рисунка;

- анализировать образец, указывая количество и форму деталей, а также особенности их соединения;

- планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и предметную инструкционную карту;

- составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе;

- сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец и грамотно выражать результаты сравнения в устном высказывании;

- определять форму заготовки по объёмному образцу несложной конструкции;

- осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом;

- готовить отчёт о выполненной работе, включив него название изделия и материалов, из которых оно выполнено; его назначение и тд.;

- описывать последовательность операций по изготовлению изделия;

- оценивать степень сложности работы.




Формирование базовых учебных действий обучающихся:

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

-целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

-стремление к безопасному поведению в природе и обществе;

-положительное отношение к окружающей действительности, способность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Регулятивные базовые учебные действия:

-входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

-пользоваться учебной мебелью;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

-работать с учебными принадлежностями(инструментами)

-организовывать рабочее место;

-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

-оценивать действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-уметь выполнять элементарные работы с глиной и пластилином, природными материалами, клеем, бумагой;

-наблюдать;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс): по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Содержание курса

Работа с бумагой и картоном.

Проверка знаний о бумаге. Совершение умений дифференцировать и объединять в группы материалы. Инструменты и приспособления. Повторение видов работы с бумагой. Выявление знаний о подготовке рабочего места к работе с бумагой. Формирование умения устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения.

Технические сведения: сорта картона и бумаги, применяемые для оформительских работ; применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы – поролон, обрезки кожи, фольги и др.); организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой, картоном и другими материалами; правила безопасной работы.

Работа с тканью.

Сведения о ткани и нитках. Получение ткани и её применение. Умение различать стороны ткани. Ткачество. Долевая и поперечная нити, Полотняное переплетение. Виды ниток. Способы закрепления ниток в начале и в конце работы.

Технические сведения. Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани — полотняное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Устройство и правила безопасной работы с ножницами. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Ее назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперстков. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения.

Работа с различными материалами.

Работа с металлом. Изделия из проволоки.

Технические сведения. Стальная, алюминиевая, медная проволока. Применение проволоки и различия свойств проволоки из разных металлов. Миллиметр — основная мера длины в слесарном и столярном деле. Устройство измерительной линейки. Кусачки, острогубцы, плоскогубцы, круглогубцы. Их устройство, применение и правила безопасности при работе с проволокой.

Практические работы. Отмеривание заготовок из проволоки по заданным размерам. Изгибание мягкой проволоки в руках по рисунку. Навивание спирали на оправке. Откусывание колец для цепочки. Соединение колец в цепочку.

Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой. Приёмы работы. Правильная хватка инструмента.

Работа с деревом. Изделия из древесины.

Технические сведения. Распространённые в данной местности породы деревьев. Свойства их древесины: твёрдость, цвет, рисунок (текстура), запах, обрабатываемость.

Практические работы. Анализ образцов изделий и технических рисунков их деталей. Разметка деталей по заданным размерам. Отпиливание ножовкой и обработка деталей напильником, шкуркой. Сборка на гвоздях и клею. Крепление дополнительных деталей, раскраска.

Ремонтные работы.

Технические сведения. Виды ремонта. Сведения о пуговицах. Способы пришивания пуговиц. Практические работы: Изготовление вешалки. Соединение вешалки с изделием. Стачивание распоровшегося шва. Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка.

Практические работы. Определение места оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц с образованием стойки. Закрепление нитки. Разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и наметывание. Прошивание вешалки стачным швом. Пришивание вешалки к одежде. Стачивание распоровшихся швов одежды ручным стачным швом.

Картонажно-переплётные работы. Переплёт. Знакомство с производством книг.

Практические работы. Ремонт книг.


Критерии оценивания

При оценке итоговых результатов освоения программы по ручному труду должны учитываться психологические возможности младшего школьника. Знания и умения, учащихся по трудовому обучению оцениваются по результатам выполнения практических заданий.

«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).

«Оценка 4» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.

«Оценка 3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.


















































Контрольно-измерительный материал

Тест по предмету «Ручной труд» тру

Цель работы – выяснить уровень овладения учащимися основными знаниями и умениями по трудовому обучению за курс начальной школы.


Прочитай задание, выбери правильный ответ и подчеркни его.


1. Работать – это значит:

а) трудиться, выполнять дело, создавать что-либо;

б) играть;

в) трудиться и играть.

2. Закончи высказывания о материалах и инструментах.

То, из чего изготавливают изделия, - это… (материал).

То, чем работают, - это… (инструменты).

3. Подчеркни, что относится к природным материалам.

Листья, желуди, картон, цветы, бумага, семена, кора, ткань.

4. Выбери материалы, из которых можно изготовить изделия:

а) игла;

б) пластилин;

в) бумага;

г) ножницы;

д) ткань;

е) клей.

5. Узнай и запиши названия материалов по их свойствам:

а) гладкая, тонкая, мнётся, складывается, рвётся, разноцветная – это… (бумага).

б) плотный, плохо гнётся, не мнётся, не тянется, служит фоном для аппликации – это… (картон).

в) разноцветный, при нагревании размягчается, пластичный – это... (пластилин).

6. Подчеркни названия инструментов.

Ножницы, пластилин, мел, молоток, бумага, ткань, игла, нитки, лопата, клей, глина.

7. Выбери инструменты при работе с бумагой.

а) ножницы;

б) игла;

в) линейка;

г) карандаш

8. Как называется вырезание и наклеивание деталей на основу?

а) аппликация;

б) оригами;

в) вышивка.

9. Укажи цифрами порядок выполнения аппликации:

вырежи;

разметь детали;

приклей.


10. Подумай, как связаны слова в первой паре и допиши подходящее по смыслу слово вместо пропуска.

Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену __________________________ (забивают).

Топором рубят, а пилой _________________________________________ (пилят).

Платье шьют, а шарф ___________________________________________ (вяжут).


Календарно-тематическое планирование

по предмету «Ручной труд» для 4 класса

п/п

Раздел.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Работа с бумагой (4 ч.)

Что ты знаешь о бумаге?

1


Складывание из треугольников

1


Складывание простых форм из квадрата

1


Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах

1


Работа с тканью (2 ч.)

Что ты знаешь о ткани? Виды работы и технологические операции при работе с нитками и тканью.

1


Отделка изделия из ткани.

1


Работа с бумагой и картоном (7 ч.)

Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей

1


Вычерчивание окружности с помощью циркуля

1


Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей

1


Развёртка изделия

1


Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям

1


Развёртка геометрического орнамента с помощью угольника

1


Развёртка наклонных линий с помощью угольника

1


Работа с различными материалами (14 ч.)

Ткань. Соединение деталей изделия строчкой косого стежка

1


Работа с металлом. Что надо знать о металле. Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги

1


Бумага и картон. Деление круга на равные части способом складывания, с помощью угольника и линейки

1


Бумага и картон. Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение деталей

1


Бумага и картон. Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам

1


Бумага и картон. Складывание из бумаги.

1


Бумага и картон. Выполнение разметки с опорой на чертёж

1


Бумага и картон. Линии чертежа. Чтение чертежа

1


Работа с нитками. Связывание ниток в пучок

1


Работа с проволокой. Изгибание проволоки

1


Работа с проволокой. Сборка изделий из разных материалов (проволока, бумага, нитки)

1


Работа с бумагой и картоном. Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги.

1


Работа с древесиной. Что ты знаешь о древесине?

1


Работа с древесиной. Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины

1


Ремонтные работы (7 ч.)

Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями

1


Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с ушком

1


Ремонт одежды. Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговицами

1


Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалки. Зашивание простого разрыва ткани

1


Картонажно-переплётные работы. Переплёт

1


Ручные швейные работы

1


Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка.

1


Тестирование

1


Поурочное планирование по предмету «Ручной труд» для 4 класса

Тема урока

Кол-во

часов

Цели и задачи урока

Предметная деятельность

Требования к знаниям и умениям

Оборудование

Работа с бумагой (4 ч.)

Что ты знаешь о бумаге?








1

Проверка знаний о бумаге (материалы, инструменты, приспособления; виды бумаги, размер и форма, виды работ с бумагой). Проверка организационных навыков.

Совершенствование умения дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления.

Уметь организовать и содержать в порядке рабочее место. Знать правила поведения на уроках труда, работы с учебником и тетрадью. употреблять в речи техническую терминологию

Учебник. Таблица, рабочая тетрадь. Образцы или изображения инструментов, материалов и приспособлений.

Складывание из треугольников









1

Формирование умения устанавливать общую форму, особенности конструкции изделия и его пространственные отношения. Совершенствование знаний о геометрических фигурах и их признаках.

Разметка бумаги, сгибание треугольника пополам и соединение нижних углов с вершиной. Склеивание деталей и сборка изделия с помощью клея.

Самостоятельно ориентироваться в задании и сравнивать образец с натуральным объектом; составлять план работы, текущий контроль выполнения изделия; выполнять анализ своего изделия и изделия товарища.

Цветная бумага (квадраты 8х8 см), линейка, ножницы, клей, кисть, карандаш.

Складывание простых форм из квадрата




1

Обучение складыванию базовой формы «треугольник» и на его основе фигуры рыбки. Закрепление навыков чтения схем-рисунков по условным обозначениям. Развитие пространственной ориентировки.

Складывание из бумаги.

Уметь работать в соответствии с намеченным планом, используя схемы-рисунки.

Цветная бумага

11х11 см, фломастеры.

Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах




1

Формирование представлений о миллиметре как мере длины. Обучение нахождению на линейке нужного количества миллиметров.

Деление квадрата на части, составление различных фигур из конструктора.

Уметь чертить отрезки заданной в миллиметрах длины. Уметь размечать заготовки изделия, разрезать заготовки на части. Читать схемы-рисунки по условным обозначениям.

Квадрат из картона со стороной 80 мм, линейка, ножницы.

Силуэт самолёта.

Работа с тканью (2 ч.)

Что ты знаешь о ткани? Виды работы и технологические операции при работе с нитками и тканью.



1

Проверка знаний о тканях (материалы, инструменты, приспособления, изделия, виды ткани, свойства ткани, цвет). Формирование представлений о плотности переплетения нитей в ткани (редкое, частое переплетение).

Проверка знаний о видах работы с тканью (ткачество, плетение, вышивание, аппликация, шитьё, роспись)

Работа в тетради: заполнение таблиц. Изготовление бумажной схемы переплетения нитей: разметка, вырезание, переплетение.

Уметь дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления.

Уметь изготавливать изделие по плану и самостоятельно

Образцы или изображения инструментов, материалов и приспособлений. Материал учебника, ткань белая и цветная, нитки, ножницы.

Отделка изделия из ткани.








1

Формирование представлений о способах отделки изделий из ткани (вышивка, аппликация). Определение понятия «аппликация». Закрепление знаний о видах ткани, ткачестве. Сообщение сведений о холсте как о ткани с плотным переплетением нити. Обучение приёму обработки края салфетки способом выдёргивания нитей (бахрома).

Разметка деталей, линии наклеивания тесьмы, обработка края способом выдёргивания нитей, выполнение аппликации.

Уметь анализировать изделие, выделяя его основные признаки и детали.

Уметь работать по плану.

Холст, лекало, тесьма, ножницы, кисть, клей, авторучка.


Иллюстрации учебника.

Работа с бумагой и картоном (7 ч.)

Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей



1

Формирование умения анализировать объект и разбираться в особенностях конструкции изделия. Закрепление знаний о технологических операциях с бумагой.

Разметка деталей по шаблону, вырезание деталей, склеивание, разрезание по зигзагообразной линии.

Уметь размечать округлые детали изделия по шаблону и вырезать по кривым линиям (овалы). Уметь работать самостоятельно по готовому плану.

Плотная бумага белого и желтого цветов, картон, ножницы, клей, кисть. Рабочая тетрадь.

Вычерчивание окружности с помощью циркуля






1

Ознакомление с циркулем как с чертёжным инструментом. Закрепление знаний о технологических операциях с бумагой. Формирование знаний о геометрических понятиях «окружность», «круг», «радиус», «диаметр».

Упражнения в вычерчивании окружности с помощью циркуля, вырезание круга.

Изготовление игрушки: изготовление основы, изготовление диска, сборка изделия.

Уметь вычерчивать окружность с помощью циркуля. Уметь работать по плану. Уметь размечать детали изделия по шаблону и вырезать по линии разметки.

Рабочая тетрадь, циркуль.

Цветной картон 11х11 см, 23х12 см, узкая резинка, линейка, угольник, ножницы.

Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей






1

Закрепление знаний о циркуле и умения вычерчивать окружность с помощью циркуля. Обучение экономной разметке бумаги при вычерчивании нескольких окружностей (5-6).

Коллективная работа (группа из 3 человек). Вычерчивание окружностей заданных размеров, вырезание и складывание деталей, соединение и склеивание деталей, сборка изделия.

Уметь анализировать конструкцию много-детального изделия. Совершенствовать качество работы при вырезании и сгибании бумаги. Формировать умения соблюдать точность при сборке изделия. Развитие умения работать в коллективе.

Цветная бумага зелёного, красного и жёлтого цветов, конфетти белого цвета, карандаш, клей, циркуль, кисть, линейка, ножницы.

Развёртка изделия






1

Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги. Объяснение понятия «развёртка».

Разметка на бумаге развёртки по шаблону, сгибание деталей, склеивание.

Уметь анализировать конструкцию изделия, выделять его основные признаки и свойства.

Цветная бумага, карандаш, шаблон развёртки конверта, ножницы, клей, кисть.

Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям





1

Закрепление знаний о назначении конвертов. Проверка знаний о способах соединения конвертов. Обучение элементам графической грамоты (названия условных обозначений) и умению применять полученные знания и умения при изготовлении конвертов

Разметка условных знаков, линий сгиба. Сгибание бумаги по плану.

Уметь сгибать бумагу по условным обозначениям. Уметь работать по плану.

Квадрат из цветной бумаги 20х20 см (2 шт.), карандаш, линейка.

Развёртка геометрического орнамента с помощью угольника







1

Расширение представлений об изделиях декоративно-прикладного искусства (коврах). Закрепление понятия «геометрический орнамент» и знаний о пространственном размещении его элементов. Усвоение геометрического понятия «прямой угол». Обучение вычерчиванию прямого угла с помощью линейки и угольника. Развитие пространственной ориентировки при составлении орнамента.

Вычерчивание квадратов, разметка на квадратах треугольников, вырезание треугольников по линиям разметки, составление орнамента в прямоугольнике, наклеивание деталей.

Уметь строить прямой угол с помощью линейки и угольника. Уметь работать по плану, применять полученные знания при разметке деталей.

Цветная бумага. Бархатная бумага, клей, карандаш, кисть, ножницы, угольник, линейка.

Развёртка наклонных линий с помощью угольника







1

Закрепление знаний о применении закладок, о геометрических понятиях «прямой угол», «острый угол», «тупой угол». Обучение вычерчиванию острого угла с помощью угольника, использованию этого приёма при изготовлении изделия. Обучение свободному плетению из бумаги. Развитие точности и координации движений рук.

Разметка заготовки, выполнение надрезов по длинным линиям разметки, отгибание надрезанных частей, заправка отогнутых частей, наклеивание закладки на основу.

Уметь выполнять разметку с помощью угольника. Уметь работать по плану, применять полученные знания при разметке деталей.

Цветной картон,

карандаш, линейка, угольник. Ножницы.

Работа с различными материалами (14 ч.)

Ткань. Соединение деталей изделия строчкой косого стежка







1

Расширение представлений о функциональном назначении изделий из ткани, совершенствование умения анализировать объект, выделять его признаки, свойства и детали. Развитие точности и координации движений рук и дифференциации движений пальцев в процессе шитья.

Выкраивание деталей, смётывание деталей строчкой прямого стежка, нанесение вспомогательных линий для строчки косого стежка, сшивание деталей строчкой косого стежка, связывание концов ниток разного цвета, изготовление петли-косички.

Уметь анализировать объект, работать по плану. Уметь смётывать детали изделия строчкой прямого стежка, косого стежка.

Плотная ткань 12х12 см, цветные х/б нитки (ирис) 4 цветов, белая бумага, игла с большим ушком, ножницы, булавки, угольник, мел.

Работа с металлом. Что надо знать о металле. Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги



1

Расширение представлений о функциональном назначении изделий из металла. Формирование представлений о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Обучать приёмам формообразования изделий из фольги. Дифференциация движений пальцев.

Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги.

Практическая работа по изготовлению изделия.

Уметь сгибать, разрывать, разрезать по линии сгиба алюминиевую фольгу.

Уметь распределять мышечное усилие при сминании, сжимании и скручивании фольги.

10 кусков алюминиевой фольги размером 5х29 см, ножницы, подкладная ткань.

Бумага и картон. Деление круга на равные части способом складывания, с помощью угольника и линейки

1

Совершенствование знаний о геометрической фигуре «круг». Повторение правил вычерчивания окружности с применением циркуля. Обучение делению круга на равные части способом сгибания.

Развитие логического мышления.

Вычерчивание и вырезание кругов, сгибание деталей, резание кругов пополам, склеивание деталей, сборка геометрической фигуры-раскладки.

Уметь резать по кругу, сгибать бумагу. Склеивать детали с помощью клея. Уметь распределять время по часам.

Цветная бумага двух цветов, линейка, ножницы, циркуль, кисть, клей

Бумага и картон. Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение деталей




1

Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги. Обучение определению особенностей конструкции изделия. Обучение способу тиражирования. Обучение склеиванию деталей с использованием приёма «точечного склеивания».

Разметка и вырезание деталей корпуса игрушки, точечное склеивание деталей, вырезание по шаблону головы и ног игрушки, сборка изделия.

Уметь размечать заготовки с помощью линейки, вырезать по кругу, делить круг на равные части с помощью угольника.

Цветная папиросная бумага 24х18 см, тонкий картон 6х10 см, белая бумага 8х8 см, шаблоны, карандаш, ножницы, клей, кисть

Бумага и картон. Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам


1

Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги. Совершенствование приёмов разметки деталей по шаблону, отработка приёма «надрез по короткой линии».

Выполнение надрезов по короткой линии, разметка по шаблону и вырезание туловища птицы, сборка изделия.

Уметь вырезать симметричные детали из бумаги, сложенной пополам.

Цветная бумага, цветной картон, шаблоны, карандаш, ножницы, клей, кисть.

Бумага и картон. Складывание из бумаги.







1

Знакомство с традиционным национальным видом искусства Японии – оригами. Формирование умения определять геометрическую форму изделия (многоугольник), конструкцию изделия и пространственное соотношение его деталей. Обучение складыванию базовой формы «змей» и использование её в изделии.

Вычерчивание и вырезание квадратов, сгибание заготовок из бумаги, склеивание деталей.

Уметь читать схемы-рисунки с условными обозначениями, складывать из бумаги базовую форму «змей», работать по плану.

Цветная бумага 10х35 см, карандаш, угольник, ножницы, клей, кисть.

Бумага и картон. Выполнение разметки с опорой на чертёж




1

Формирование представлений о чертеже. Обучение чтению чертежа и технического рисунка по чертёжным линиям. Закрепление названий чертёжных линий. Развитие внимания, пространственной ориентировки, аккуратности при выполнении действий.

Анализ объекта, сгибание прямоугольника по вертикали пополам, обозначение всех размеров, выделение контура изделия, вырезание заготовки, сгибание по линиям разметки.

Уметь выполнять разметку изделия с опорой на чертёж. Уметь находить общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта. Уметь работать по плану.

Бумага 21х24 см,

карандаш, линейка, ножницы, циркуль.

Бумага и картон. Линии чертежа. Чтение чертежа







1

Закрепление знаний о чертеже. Закрепление названий чертёжных линий.

Вычерчивание заготовки по заданным размерам. Разметка чертёжных линий. Вырезание деталей.

Уметь читать чертёж по чертёжным линиям. Уметь выполнять разметку изделия с опорой на чертёж. Уметь находить общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта. Уметь работать по плану.

Бумага 14х14 см,

карандаш, линейка, ножницы, циркуль, клей, кисть.

Работа с нитками. Связывание ниток в пучок






1

Расширение представлений об изделиях декоративно-прикладного искусства. Проверка знаний об аппликации. Закрепление и расширение знаний о видах, свойствах ниток, видах работы с нитками. Развитие внимания, точности, координации движений рук и дифференциации движения пальцев.

Наматывание ниток, разрезание ниток, выполнение надрезов на картоне, наклеивание заготовок на картон.

Уметь анализировать объект, выделять детали и их пространственное соотношение. Уметь работать по плану.

Объёмная пряжа разных цветов, картон, ножницы, клей, кисть.

Работа с проволокой. Изгибание проволоки




1

Закрепление и расширение знаний о видах проволоки, её свойствах, приёмов её сгибания. Развитие воображения, внимания, точности, координации движения рук, регуляции мышечного усилия.

Резание проволоки, сгибание по образцу.

Уметь анализировать объект, работать по плану.

Алюминиевая

или медная проволока, плоскогубцы, круглогубцы, линейка, кусачки.

Работа с проволокой. Сборка изделий из разных материалов (проволока, бумага, нитки)




1

Формирование умения использовать различные материалы при изготовлении одного изделия. Проверка знаний о проволоке, нитках, бумаге. Определение сходства и различия между этими материалами. Развитие воображения, внимания, точности, координации движения рук, регуляции мышечного усилия.

Резание проволоки, наматывание ниток, сгибание проволоки.

Уметь анализировать объект, работать по плану.

Нитки, медная проволока, бумага, фломастеры, ножницы, игла с большим ушком, скотч.

Работа с бумагой и картоном. Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги.








1

Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги. Определение названия вида искусства, в котором изделия складываются из бумаги (оригами). Закрепление знаний о приёмах сгибания бумаги (с угла на угол, пополам и др.) закрепление умения складывать базовую форму «треугольник» и обучение складыванию на её основе коробочки. Обучение складыванию базовой формы «блин» и складывание на её основе коробочки. Развитие памяти, внимания, пространственной ориентировки.

Сгибание бумаги.

Уметь складывать из бумаги базовые формы. Уметь работать по плану.

Цветная бумага 20х20 см.

Работа с древесиной. Что ты знаешь о древесине?









1

Расширение представлений о функциональном назначении изделий из древесины. Выявление знаний о материалах, инструментах, приспособлениях и умений объединять их в соответствующие группы. Сообщение сведений о заготовке древесины. Формирование представлений о профессиях лесоруба, сплавщика, столяра, плотника. Ознакомление с натуральными древесными материалами.

Экскурсия. Заполнение таблицы в рабочей тетради.

Уметь находить различия в понятиях «древесина» и «дерево». Уметь определять свойства древесины (цвет, текстура).

Натуральные древесные материалы. Материал учебника.

Работа с древесиной. Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины




1

Закрепление знаний о древесных материалах, их свойствах и ручной обработке различными видами резцов. Ознакомление с приёмом получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Сообщение сведений о применении карандашной стружки в аппликации. Обучение приёмам заточки карандаша, соединения кусочков стружки и технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки.

Заточка карандашей, склеивание деталей, наклеивание стружки на картон.

Уметь соединять кусочки стружки. Уметь работать в коллективе.

Цветные карандаши, точилки, клей, кисточка, цветной картон.

Ремонтные работы (7 ч.)

Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиям




1

Закрепление знаний о пуговицах. Расширение знаний о форме пуговиц и их применении для украшения одежды. Сообщение сведений о применении пуговиц в аппликации. Обучение изготовлению аппликации с пуговицами. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений рук и дифференциации движения пальцев.

Вырезание из картона заготовки для аппликации, подбор пуговиц, пришивание пуговиц.

Уметь работать по плану. Применять полученные знания.

Картон, пуговицы, нитки, игла, ножницы, шаблоны.

Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с ушком







1

Закрепление знаний о пуговицах. Расширение знаний о форме пуговиц и их применении для украшения одежды. Сообщение сведений о применении пуговиц в аппликации. Обучение изготовлению аппликации с пуговицами. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений рук и дифференциации движения пальцев.

Вырезание из картона заготовки для аппликации, подбор пуговиц, пришивание пуговиц.

Уметь работать по плану. Применять полученные знания.

Картон, пуговицы, нитки, игла, ножницы, шаблоны.

Ремонт одежды. Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговицами


1

Сообщение сведений о применении пуговиц в аппликации. Обучение изготовлению аппликации с пуговицами. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений рук и дифференциации движения пальцев.

Подбор пуговиц, пришивание пуговиц.

Уметь работать по плану. Применять полученные знания.

Картон, пуговицы, нитки, игла, ножницы, шаблоны.

Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалки. Зашивание простого разрыва ткани


1

Формирование представлений о различных операциях по ремонту одежды. Расширение знаний о назначении вешалки. Обучение технологии изготовления и пришивания вешалки.

Изготовление лекала вешалки, разметка и выкраивание заготовки, обработка заготовки, пришивание вешалки к ткани.

Уметь изготавливать лекало из бумаги, размечать и изготавливать деталь из ткани, сшивать и пришивать вешалку к ткани. Уметь работать по плану.

Ткань 12х6 см, нитки, игла, булавки, ножницы, бумага, линейка, портновский мел.

Картонажно-переплётные работы. Переплёт








1

Расширение представлений о картонажно-переплётных изделиях. Обучение изготовлению записной книжки с переплётной крышкой.

Изготовление блока, изготовление переплётной крышки, соединение блока с крышкой.

Уметь объединять в соответствующие группы измерительные, режущие, колющие и вспомогательные инструменты, используемые в картонажно-переплётных работах. Уметь работать по плану.

Картон, писчая бумага, техническая ткань, карандаш, клей ПВА, ножницы, линейка, угольник, кисть для клея.

Ручные швейные работы




1

Расширение представлений об изделиях из ткани.

Изготовление деталей

Уметь анализировать изделие и работать по намеченному плану. Уметь вышивать строчкой прямого стежка.

Учебник, презентации

Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка.




1

Расширение представлений об изделиях из ткани. Закрепление знаний о ручных операциях при пошиве различных изделий из ткани. Обучение приёму соединения деталей строчкой петлеобразного стежка.

Изготовление лекала игольника, разметка и выкраивание заготовки, разметка и вышивание рисунка, сшивание краёв заготовки строчкой петлеобразного стежка, набивание игольника ватой, зашивание отверстия петлеобразными стежками.

Уметь анализировать изделие и работать по намеченному плану. Уметь вышивать строчкой прямого стежка.

Бумага, ткань 12х22 см, швейные нитки, нитки для вышивания, игла, ножницы, булавки, напёрсток.

Тестирование

1















Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы

Базовый учебник:

  1. Технология. Ручной труд. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова, Я.С. Симукова. :- М.: Просвещение, 2018

Литература для учителя:

  1. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 2009.

  2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В.Воронковой – М.: Школа – Пресс, 2014. – 416 с.

  3. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство, физ. культура, ручной труд, музыка и пение). Пособие для учителей / Под ред. В.Г. Петровой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. – 208 с., ил.

  4. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред.учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с., [8] вкл. л.

  5. Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.

  6. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 2008. – 160 с.

  7. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2009. – 152 с.

  8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы. / Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2004. – 192 с.

  9. Путем творчества. Страничка жизни и опыта одной экспериментальной школы: Сборник статей. / Под ред. проф. В.П. Кащенко. – М.: Типография «Продпуть», 2012. – 58 с.

  10. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)». В 2 ч.  Ч.2. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 270 с.

  11. Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 2009

  12. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами: игры и фокусы с бумагой. СПб., 2004 г.

  13. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М., 2008 г.

  14. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.,2002 г.

  15. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М., 2006 г.

  16. Гусакова М.А. Аппликация. М., 2007 г.

  17. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 2009 г.

  18. Коррекционная работа во вспомогательной школе. Л.,2008 г.

  19. Лапшин В. А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 2010 г.

  20. Лиштван З.В. Конструирование. М., 2011 г.

  21. Мирский С.Л. Индивидуальный подход у учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М., 2010 г.

  22. Новикова Е.Б. Коррекционно-развивающая направленность трудового обучения детей. Журнал «Воспитание и обучение», №5, 2007 г.- с.41.

  23. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей/ Под редакцией В.Г. Петровой. М., 2006 г.

  24. Павлова Н.Т. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы. М.,1988.

  25. Пасынок Ю. Ю. Составление рабочей программы. Журнал « Управление начальной школой». №9/сентябрь, 2009 г.- с.33.

  26. Петрова И.М. Объёмная аппликация. Учебно-методическое пособие. СПб., 2003 г.

Литература для учащихся:

  1. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 2006.

  2. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 2005.

  3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2012.

  4. - Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007.

Литература для родителей:

  1. - И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс,

  2. - Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008.

  3. Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры //Нач. школа. – 2008. - № 11/12.

  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

  5. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  6. Методические указания к «Программе воспитания в детском саду». / Под ред. А.И. Шустова, - изд. 3-е, пер. – М.: Просвещение, 2005.

  7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  8. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 2005.

  9. Степанова О.А. Коррекционно-развивающие ресурсы игры в работе с младшими школьниками // Нач. шк.: плюс-минус. – 2001. - №4.

  10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  11. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей // «Дошкольное воспитание», 2005, №10.

  12. Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы: Учеб. пособие. – Мн.: Университетское, 2010.

  13. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклас. работе. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с., ил.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!