СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2019-2020 учебный год; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599  –  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык»»






Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2019-2020 учебный год; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Основой для разработки рабочей программы является авторская программа А.К. Аксёновой, С.В. Комаровой, Э.В. Якубовской «Русский язык», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011.

Программа по русскому языку направлена на развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции, всестороннее развитие личности, учитывает особенности познавательной деятельности. Программа предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель: формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.

Задачи:

- обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.

- заложить основы для овладения устной и письменной речи.

- формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.

- развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.

- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

- повысить уровень общего развития обучающихся.

- формировать нравственные качества.

- воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.

Предмет имеет коррекционную направленность. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, неполноценности их психического развития.

Основные направления коррекционной работы:

- развитие артикуляционной моторики;

- коррекция речи и мышления;

- коррекция фонематического слуха;

- коррекция звукового и зрительного восприятия;

- коррекция мышц мелкой моторики;

- коррекция познавательных процессов;

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.

Общая характеристика учебного предмета.

В младших классах обучающимся даются самые элементарные сведения по грамматике, способствующие выработке достаточно осмысленного отношения к элементам языка, приобретению практических навыков устной и письменной речи, формированию основных орфографических и пунктуационных навыков. Обучающиеся приобретают ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. На уроках развиваются умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения.

Фонетико-фонематические нарушения младших школьников с ограниченными возможностями затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. Обучающиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.

Изучение предложения имеет особое значение для подготовки школьников к жизни, к общению. Понятие о предложении обучающие получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, обучающиеся осознают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей). В 4 классе особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Продолжается работа с деформированным текстом. Обучающиеся учатся писать небольшое изложение под руководством учителя; делают описание картин по коллективно составленному плану; учатся оформлять деловые бумаги: письмо адреса на конверте.

Продолжается работа по развитию графических навыков, трудности формирования которых у школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 4 классе рассчитана на 136 ч. в год (4ч. в неделю):

102 ч. в год (3ч. в неделю) – обязательная часть Учебного плана,

34 ч. (1час в неделю) – часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни, опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания. Предметные результаты, достигнутые обучающимися не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс и рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень

Достаточный уровень

- деление слов на слоги для переноса;

- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изу­ченными орфограммами;

- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

- выделение из текста предложений на заданную тему; участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфо­графическим проговариванием;

- запись под диктовку текст, включающие слова с изученными орфо­граммами (30-35 слов);

- дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу (название предметов, действий и признаков предметов);

- составление и распространение предложений, установление связи меж­ду словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце пред­ложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); деление текста на предложения;

- выделение темы текста (о чём идет речь), озаглавливание его;

- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста по­сле его анализа.


Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

Регулятивные базовые учебные действия:

Обучающихся научатся:

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои

действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

Обучающихся научатся:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-читать;

- писать;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

Обучающихся научатся:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Содержание учебного предмета

Повторение (8 ч)

Выделение предложения из текста по заданию учителя. Определение, о ком или о чем говорится в предложении. Работа с незаконченным предложением (возможность закончить предложение по-разному). Работа с деформированным предложением (слова даны в исходной форме). Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы, собственного опыта. Графическая схема составленных предложений. Сравнение

оформления предложения в схеме и записи. Составление диалога из данных реплик. Чтение диалога с соответствующей интонацией. Определение предложений в диалоге.

Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам.

Звуки и буквы (36 ч)

Гласные звуки и буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные. Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной изменением формы слова. Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице. Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении.

Объяснение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу. Перенос слов с ь. Разделительный ь перед гласными и, е, е, ю, я. Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным ь. Правильный перенос таких слов.

Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Их проверка. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу. Написание сочетаний жи-щи, ча-ща, чу-щу. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.

Слово (54 ч)

Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу, рисую (кому?) брату, рисую (чем?) карандашом, рисую (на чем?) на листе. Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? Какие? Названия признаков, обозначающих

цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твердый). Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Отгадывание предмета по его признакам хитрая, рыжая …; голодный … . Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета. Выделение из предложения слов по вопросам. Образование слов одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь-певец, красивый-красота.

Подбор слов, противоположных по значению. Распростране6ние предложений словами различных категорий. Имена собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц, сел, городов, деревень и т .д. Знание домашнего адреса.

Предлог. Раздельное написание предлогов с другими словами. Предлоги до, за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом.

Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов.

Словарь: аптека, билет, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, квартира, костюм, лягушка, магазин, метро, рассказ, родина, Россия, спасибо, трамвай, фамилия, человек, шел.

Предложение (20 ч)

Деление текста на предложения. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения. Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце). Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении. Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями). Установление связи слов в предложении по вопросам. Предложения, различные по интонации: повествовательные,

вопросительные, восклицательные. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос. Письмо и чистописание (в течение всего учебного года) Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма. Закрепление навыка списывания целым словом с печатного и рукописного текстов. Четкое и графически правильное письмо прописных букв:

1-я группа - И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

2-я группа - О, С, З, Х, Ж, Е, Е, Э, Я;

3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;

4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

Письмо под диктовку предложений и текстов с соблюдением правил правописания.

Предупредительные зрительные, слуховые, объяснительные и обратные диктанты, контрольные диктанты. Связная письменная речь (в связи с изучением всех разделов программы) Работа с деформированным текстом. Определение темы текста. Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов местоимениями и фразовыми синонимами (заяц-он, заяц-трусишка) после коллективной работы с ним. Подбор заголовка к тексту.

Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным вопросам. Коллективное изложение текста по плану и опорным словам. Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным

словам. Коллективное сочинение конца рассказа с последующей записью текста.















Контрольно-измерительный материал

 1 четверть.

Диктанты.

На лугу.

    Слава и Лёня гнали корову Зорьку на луг. Трава там высокая и сочная. Хорош корм для коровы. Вот и луг. Белая бабочка перелетела с цветка на цветок. Грозно гудел шмель. Он испугал мальчиков.

Слова для справок: перелетела, испугал.

Задание:1)Подчеркнуть большую букву в именах и кличках животных;

                2) Подчеркнуть главные члены в  шестом и седьмом предложениях.

                                                        Золотая осень.

      Листья на деревьях стали жёлтыми, как золото. На земле лежит ковёр из жёлтых листьев. С каждым днём всё больше становится жёлтых листьев. Вот осина стоит вся красная, багровая, золотистая. Выглянуло из- за туч солнышко. Засветился лес золотыми красками!

Слова для справокстановится, выглянуло, засветился.

Задание:1)Подчеркнуть разделительный мягкий знак в словах.

         2)Написать 6 названий ягод.

Живые звуки.

    Пришла морозная зима. В лесу тихо. Спят деревья. На сугробах вижу тени от сосны. Вдруг слышу живые звуки. Застучал пёстрый дятел. Серый рябчик упал с ветки. Белка ест шишки. На краю леса кричат сойки.

Задания:1)Подобрать проверочные слова: Эта…-…,утю…-…, стр…ла-…, в…лна- …, гла…-…, рука…-…, тр…ва-…, гр…бы-….

                 2)Подчеркнуть главные члены в  шестом и седьмом предложениях.

2 четверть.

Первый снег.

     Выпал первый снежок. Пушистым ковром лежит он на полях и реках. Всё бело кругом. Вдали темнеет лесок. Скорей туда! Деревья убраны белыми хлопьями. Снег блестит на солнце. Лес как сказка!

Задание:1)В данных словах поставь ударение и подбери к ним проверочные слова; Снежок, полях, реках, лесок, деревья, блестит.

2)В 1и 2 предложении подчеркнуть слова обозначающие предмет, действие и признак.

Зима в лесу.

    Зима. Молчит лес. Холодный ветер гуляет свободно по голым ветвям, качает верхушки мрачных деревьев. Зелёные только сосна да ель.

     Вдруг резкий удар гулко пронёсся по лесу. Это дятел добывает себе завтрак. Белка расправила пушистый хвост и прыгает с ветки на ветку.

    А внизу выкатился заяц и стал умывать смешную мордочку.

   

3 четверть.

Зима.

        Зима. Идёт мягкий снег. Снежные хлопья легли на землю и крыши домов. Снег одел в пушистые рукавицы кусты и деревья. Хорошо ходить по лесу в тихий денёк. Мохнатые ветки деревьев нависают над тропинкой. Вот ком снега упал на землю. В воздухе долго дрожит снежная пыль.

Задание:1) Подчеркнуть главные члены в  2,3,4 и 7 предложениях.

                2)Выписать  из текста слова обозначающие предмет.

Дружная весна.

       Пришла дружная весна. Светит тёплое солнышко. Рыхлый снег остался только в тени леса. На лесных озерках треснул лёд.

     Мутная вода затопила низины. Журчат шумные ручьи. На берёзах надулись маленькие почки. Они пахнут душистой смолой. Кричат весёлые воробьи.

Задания:1)Волнистой линией подчеркнуть прилагательные.

                2)Подобрать противоположные по смыслу слова: Сладкий-…, белый-…, узкая-…, мелкая-…, большое-…, тёплое-…, тёмные-…, добрые-….

4 четверть.

В роще.

       Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мёд с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных

Задания:1)Выделить корень в однокоренных словах: дождь – дождик – дождливый; корм – кормить – кормовая – кормушка.

2)Вставить пропущенные  буквы и подобрать проверочные слова. Поставить ударение и выделить корень.

  Б…льной - …, л…сник -…, м…ряк - …, гл…зок - …, св…тить - …, п…лить - ….

                                                                   На даче.

       Стояли тёплые деньки. Наша дача была у моря. Дул морской ветерок. Утром мы пришли в сад. Там цвели красные маки. Рядом душистые розы. В цветах блестели капельки росы. На ягодных кустах зрели сочные плоды. У крыльца спал кот Мурзик.

Задания:1)В первом и третьем предложении подчеркнуть слова предметы, действия и признак.

2)Запись под диктовку словарных слов: дежурный, учитель, работа, класс, пенал, хорошо, ученик, девочка, русский, тетрадь.















Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык» для 4 класса

Содержание программного материала

Кол-во

часов

Дата


1 четверть 32 часа



1

Повторение.

1


2

Повторение. Предложение. Выделение предложения из текста по заданию учителя

1


3

Работа с незаконченным предложением (возможность закончить предложение по-разному)

1


4

Завершение начатого предложения.

1


5

Проверочный диктант

1


6-7

Предложение и его схема. Распространение предложений.

2


8

Порядок слов в предложении.

1


9


Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков.

2


10

Составление предложений по сюжетной картинке.

1


11

Составление предложений по предметной картинке.

1


12

Звуки и буквы Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке

1


13

Гласные и согласные звуки. Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в слове.

1


14

Ударные и безударные гласные. Различение ударных и безударных гласных.

1


15

Проверочная работа № 2.

1


16

Правописание безударных гласных. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции.

1


17

Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции.

1


18

Проверка безударной гласной в слове.

1


19

Проверка безударной гласной в слове.

1


20

Проверка безударной гласной в слове.

1


21

Проверка безударной гласной в слове.

1


22

Проверяемые и не проверяемые безударные гласные.

1


23

Проверяемые и не проверяемые безударные гласные.

1


24

Твердые и мягкие согласные. Различение твердых и мягких согласных перед гласными.

1


25

Обозначение мягкости согласных на письме буквами «и, е, ё, ю, я.»

1


26

Контрольный диктант

1


27

Буква (ь) мягкий знак на конце и в середине слова.

1


28

Буква (ь) мягкий знак на конце и в середине слова.

1


29

Различение твердых и мягких согласных.

1


30

Повторение. Проверка безударной гласной в слове.

1


31

Повторение. Обозначение мягкости согласных на письме буквами «и, е, ё, ю, я.»

1


32

Повторение. Буква (ь) мягкий знак на конце и в середине слова.

1



2 четверть 32 часа



33

Повторение.

1


34

Повторение.

1


35

Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах.

1


36

Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах.

1


37

Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах

1


38

Различение правил правописания в словах.

1


39

Проверочная работа № 1.



40

Разделительный мягкий знак (ь) перед гласными и, е, ё, ю, я.

1


41

Перенос слов с разделительным ь и без него.

1


42

Перенос слов с разделительным ь и без него.

1


43

Правило правописания слов с разделительным ь.

1


44

Правило правописания слов с разделительным ь.

2


45

Различение сходных по буквам слов с разделительным ь и без него.

1


46

Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак.

1


47

Проверочная работа № 2.



48

Картинный диктант. Закрепление знаний.

1


49

Закрепление знаний.

1


50

Звонкие и глухие согласные. Различение звонких и глухих согласных.

1


51

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

1


52

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

1


53

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.

1


54

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.

1


55

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.



56

Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных.

1


57

Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных.

1


58

Контрольный диктант

1


59

Правила правописания в слове. Закрепление знаний.

1


60

Письмо по памяти.

1


61

Правила правописания в слове. Закрепление знаний.

1


62

Правила правописания в слове. Закрепление знаний.

1


63

Контрольное списывание.

1



3 четверть 40 часов



64

Правила правописания в слове. Закрепление знаний.

1


65

Повторение изученного во 2 четверти.

1


66

Повторение изученного во 2 четверти.

1


67

Слово. Названия предметов, действий и признаков.

1


68

Слово. Названия предметов, действий и признаков.

1


69

Проверочная работа № 1.

1


70

Названия предметов. Различение названий предметов по вопросам кто? что?

1


71

Различение названий предметов по вопросам кого? чего?

1


72

Различение названий предметов по вопросам кому? чему?

1


73

Различение названий предметов по вопросам кем? чем?

1


74

Различение названий предметов по вопросам о ком?

о чем?

1


75

Выделение названий предметов в предложении.

1


76

Письмо по памяти. Закрепление.

1


77

Имена собственные. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных.

1


78

Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц.

1


79

Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц.

1


80

Проверочная работа № 2.



81

Названия предметов. Закрепление знаний.

1


82

Название признаков. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?

1


83

Постановка вопросов к названиям признаков предмета.

1


84

Постановка вопросов к названиям признаков предмета.

1


85

Контрольное списывание с заданиями.

1


86

Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.

1


87

Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета.

1


89

Определение предмета по его признакам. Картинный диктант.

1


90

Различение названий предметов, действий и признаков.

1


91

Постановка вопросов к словам в предложении.

1


92

Контрольное списывание с заданиями.

1


93

Распространение предложений словами, обозначающими признаки предметов.

1


94


1


95

Р.р. Составление предложений по картинкам

1


96

Предлоги. Предлоги по, к, от, над, о, в, на со словами.

1


97

Предлог из со словами.

1


98

Предлог за со словами.

1


99

Предлог без со словами.

1


100

Проверочная работа № 3.

1


101

Предлог до со словами.

1


102

Предлог про со словами.

1


103

Предлоги. Закрепление знаний.

1


104

Предлоги. Закрепление знаний.

1



4 четверть 36 часов



105

Повторение. Предложение.

1


106

Повторение. Предложение.

1


107

Предложение. Выделение предложения из текста.

1


108

Деление текста на предложения.

1


109

Контрольное списывание с заданиями.

1


110

Проверочная работа № 1.

1


111

Завершение начатого предложения.

1


112

Порядок слов в предложении.

1


113

Порядок слов в предложении.

1


114

Связь слов в предложении.

1


115

Р.р. Письменный пересказ текста по вопросам и выбор заголовка

1


116

Связь слов в предложении.

1


117

Письмо по памяти.

1


118

Проверочная работа № 2.

1


119

Предложения разные по интонации. Повествовательные предложения.

1


120

Повествовательные предложения.

1


121

Вопросительные предложения.

1


122

Вопросительные предложения.

1


123

Восклицательные предложения.

1


124

Восклицательные предложения.

1


125

Предложения разные по интонации.

1


126

Р.р. Списывание текста с заменой слов после коллективной работы с ним. Подбор заголовка к тексту

1


127

Повторение изученного за год. Правописание гласных и согласных в слове.

1


128

Контрольный диктант

1


129

Правописание гласных и согласных в слове.

1


130

Правописание гласных и согласных в слове.

1


131

Название предметов, действий и признаков.

1


132

Название предметов, действий и признаков.

1


133

Название предметов, действий и признаков.

1


134

Предложение.

1


135

Предложение.

1


136

Письмо по памяти

1


137

Работа с деформированным текстом.

1


138

Объяснение правописания слов на изученные правила.

1


139

Объяснение правописания слов на изученные правила.

1


140

Повторение

1
































Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы

Базовый учебник:

Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч./ Э.В.Якубовская, Я.В. Коршунова.:- М.: Просвещение, 2018

Литература для учителя:

1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2011.

2. Волина В.В. «Великая грамматика», М., 2014.

3. Воронкова В.В. Обучение грамоте учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1981.

4. Дмитриева О.И., Казакова О.В. «Поурочные разработки по русскому языку». М.; Вако, 2007.

5. Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку. М., 2007.

6. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 2009.

7. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 2002.

8. Пикунова Л. И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2001

9. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. М., 2012.

10. Якубовская Э.В. Сборник диктантов. – М.: Просвещение, 2000

11. 350 развивающих упражнений по русскому языку: Увлекательное пособие для учителей нач. кл. и мл. шк-ков/ Авт.- сост. Н. А. Юрьева.- Мн.: ООО «Юнипресс» 2004г.

Интернет ресурсы.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Серия «Говорим правильно»: Читаем предложения

Читаем слова

  1. Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.

  2. Л.Н. Зуева и др. « Логопедия для дошкольников- занимательные упражнения по развитию речи» (четыре альбома).

  3. Шанский, Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. – М., 2005.

  4. Я познаю мир: детская энциклопедия : Литература. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2001.

Литература для родителей:

  1. Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству : методическое пособие [Текст] / А. В. Закрепина. – М. : Дрофа, 2007. – 141с.

  2. Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // Начальная школа. – 2002. -№ 5. – с. 28-41.

3. Бондаренко А.А. Чуркова И.В. Учим русскому языку по-новому! //Начальная школа. – 2002. - № 11. – с. 44-56.

4. С.Е. Гаврина и др. «Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»

5. Л.В.Зубарева,  Коррекция письма на уроках 1-2 классы Практические и тренировочные задания и упражнения.- В.:Учитель, 2006.

6. Л.В. Зубарева,  Коррекция письма на уроках 1-4 классы Практические и тренировочные задания и упражнения.- В.:Учитель, 2007. В.И. Городилова В. И. ,Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения: С- П. « Каро»

7. Л.Н. .Ефремова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.-М.: Владос. 2001.

8. Л.М.    Зеленина,   Начальная   школа,   Тесты   (Русский   язык,   математика,   чтение, окружающий мир.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!