Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа с.Кормёжка имени Ф.П. Полынина»
Балаковского района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель МО _________/Братчикова Л.Б./ Протокол № _______ от « ____» __________2022г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ________/Колонцова О.В./ « ____ » _________ 2022г. | «Утверждаю» И.о. директора МАОУ СОШ с.Кормежка им. Ф.П. Полынина ________/ Исаева Л. В./ Приказ № ___от ____ 2022г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по природоведению
6 класс
(индивидуальное обучение)
на 2021-2022 учебный год
Майоровой Светланы Юрьевны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1
от ___.08.2021 г.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана для ученика 6 класса, обучающегося по адаптированной основной образовательной программе общего образования для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (Пр.№ 1599, вариант 1) в форме индивидуального обучения на дому с 10.01.2022 г..
Основание: заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Балаково № 1037 от 09.10.2017 г. заключение врачебной комиссии № 2997 ГУЗ «Балаковский психоневрологический диспансер».(Протокол ВК № 253 от 15.11.21г.).
Рабочая программа по природоведению для 6 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ «СОШ с. Кормежка им. Ф.П. Полынина».
- Учебного плана МАОУ «СОШ с. Кормежка им. Ф.П. Полынина».
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида»: 5-9 кл. в 2сб. Сборник 1. В.И Сивоглазов, Т.В. Шевырева, Л.В. Кмытюк, В.В. Воронкова / М.: «ВЛАДОС», 2013г. Под редакцией В.В. Воронковой.
Основными целями рабочей программы по природоведению являются:
- подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения;
- формирование представлений учащихся о предметах и явлениях неживой природы;
- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;
- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
- формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
- формирование представлений учащихся об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);
- развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Природоведение»;
- проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.
Общая характеристика учебного предмета.
Преподавание природоведения направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у чащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неѐ. Основой данного курса для детей с ОВЗ являются идеи преемственности начального и основного общего образования.
Природоведение как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Принципы отбора основного и дополнительного материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными и психическими особенностями развития обучающихся. В рабочей программе также нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного специального (коррекционного) общего образования, изложенные в тематическом плане. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы по темам, предусмотренные программой. Почти все практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Особое внимание уделяется развитию познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В 6 классе изучается раздел «Неживая природа». По этому разделу предусматривается изучение элементарных сведений о неживой природе. Учебный предмет «Природоведение» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий, проведение опытов. Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:
- учебник: «Природоведение». Неживая природа» 6 класс. Автор: А. И. Никишов. М., «Просвещение», 2011 г
При проведении уроков используется учебно – лабораторное оборудование:
- таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы,
- модели строения природных объектов,
- коллекции полезных ископаемых;
- пробирки, спиртовки, градусники.
Программа курса «Природоведение» в 6 классе состоит из пяти разделов:
Введение (2 часа)
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Изменения в природе.
Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей в газы. Наблюдение этих явлений в природе. Для чего нужно изучать неживую природу.
Вода (8часов)
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.
Демонстрация опытов
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Растворение соли, сахара в воде. Очистка мутной воды. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды. Расширение воды при замерзании.
Практическая работа Измерение температуры воды.
Воздух (8 часов)
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган (способы защиты). Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Демонстрация опытов
Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва). Воздух занимает объем. Воздух упругий. Воздух — плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и обратно.
Наблюдение за отклонением пламени свечи. Получение кислорода и демонстрация его свойства поддерживать горение.
Полезные ископаемые (10 часов)
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются для получения минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: Железная руда, ее внешний вид. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов.Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Ее применение. Местные полезные ископаемые.
Демонстрация опытов
Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкости торфа и хрупкости каменного угля. Определение растворимости и нерастворимости калийной соли, фосфоритов. Определение свойств черных и цветных металлов: упругости, пластичности, хрупкости, теплопроводности.
Почва (6 часов)
Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.
Демонстрация опытов
Выделение воздуха и воды из почвы. Выделение песка и глины из почвы. Выпаривание минеральных солей из водной вытяжки. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
III. Учебно-тематический план
Природоведение 6 класс
№ п/п | Содержание учебного материала по разделам | Всего часов |
1 | Раздел 1:Введение | 2 ч |
2 | Раздел 2: Вода | 8 ч |
3 | Раздел 3: Воздух | 8 ч |
4 | Раздел 4: Полезные ископаемые | 10 ч |
5 | Раздел 5: Почва | 7 ч |
Итого | 35 часов |
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
Предметные :
- усвоение отличительных признаков твѐрдых тел, жидкостей и газов;
- объяснять характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
- определять некоторые свойства твѐрдых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха;
- характеризовать расширение при нагревании и сжатии, при охлаждении,способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.
Метапредметные :
Познавательные
- сравнивать факты и явления;
- составлять простой план к теме;
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- проводить поиск информации.
Коммуникативные:
- взаимодействовать с учителем;
- высказывать свою точку зрения, сравнивать ее с точкой зрения других людей;
Регулятивные:
- определять цели своего образования;
- составлять план достижения цели;
- уметь находить и исправлять свои ошибки.
Личностные:
- осознавать единство и целостность окружающего мира;
- формирование ответственного отношения к окружающей среде;
- формирование личностных представлений о ценности природы;
- формирование ответственного отношения к учебе;
- осознание значения биологических знаний.
V. Календарно – тематическое планирование
6 класс: учебник «Природоведение. Неживая природа» 6 класс. Автор: А. И. Никишов. М., «Просвещение», 2018 г
№ | Содержание учебного материала | Дата | Коррект. |
п/п | | проведения урока | |
| Тема 1 « Введение» (2 часа) | | |
1. | Живая и неживая природа. | 06.09 | |
2. | Твердые тела, жидкости, газы. | 13.09 | |
| Тема 2 «Вода»(8 часов) | | |
3. | Вода в природе. Три состояния воды. | 20.09 | |
4. | Температура воды и ее измерение. Практ. работа «Измерение температуры воды» | 27.09 | |
5. | Водные растворы в природе | 04.10 | |
6. | Питьевая вода. | 11.10 | |
7. | Работа воды в природе. Значение воды в природе. | 18.10 | |
8. | Образование пещер, оврагов, ущелий. | 25.10 | |
9. | Наводнение (способы защиты от наводнения). | 08.11 | |
10. | Охрана воды. | 15.11 | |
| Тема 2 «Воздух» (8 часов) | | |
11. | Воздух в природе. Состав воздуха | 22.11 | |
12. | Кислород и углекислый газ. Значение. | 29.11 | |
13. | Чистый и грязный воздух | 06.12 | |
14. | Движение воздуха. Ветер. Ураган (способы защиты). | 13.12 | |
15. | Работа ветра в природе. Направление ветра. | 20.12 | |
16. | Чистый и загрязненный воздух. | 27.12 | |
17. | Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе. | 10.01 | |
|
18. | Проверочная работа | 17.01 | |
| Тема 3 «Полезные ископаемые» (10 часов) | |
19. | Полезные ископаемые и их виды. | 24.01 | |
20. | Горючие полезные ископаемые. Нефть, газ, торф. | 31.01 | |
21. | Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах,текучесть, горючесть. | 07.02 | |
|
22. | Добыча нефти. | 14.02 | |
23. | Природный газ. Свойства газа. | 21.02 | |
24. | Правила обращения с газом в быту. | 28.02 | |
25. | Минеральные удобрения | 07.03 | |
26. | Железные руды | 14.03 | |
27. | Алюминий. | 21.03 | |
28. | Самостоятельная работа | 0404 | |
Тема 4 «Почва» (7 часов) |
29. | Что такое почва. Виды почв | 11.04 | |
30. | Состав почвы и ее охрана. | 18.04 | |
31. | Разнообразие почв. | 25.04 | |
32. | Основное свойство почвы — плодородие. | 02.05 | |
33. | Обработка почвы. | 16.05 | |
34. | Охрана почв. | 23.05 | |
35. | Обобщающий урок | 30.05 | |
VI. Список литературы.
АООП для детей с нарушением интеллекта
Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География. / Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина, Т.В.Шовырева, Е.В.Подвальная - М. «Просвещение» 2018
Материалы МЭШ
Учебник «Природоведение. Неживая природа» 6 класс для школ реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: А. И. Никишов. Москва «Просвещение», 2018 г.
Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева
Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е.,КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. ХудожникиГ.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Учебник «Природоведение. Неживая природа» 6 класс для школ реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: А. И. Никишов. Москва «Просвещение», 2018 г.
«Хрестоматия по природоведению» - Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1995.–352 с.