СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по природоведению 6 класс (индивидуальное обучение)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по природоведению

6 класс

(индивидуальное обучение)

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по природоведению 6 класс (индивидуальное обучение)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с.Кормёжка имени Ф.П. Полынина»

Балаковского района Саратовской области



«Согласовано»

Руководитель МО

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________/Братчикова Л.Б./

Протокол № _______

от « ____» __________2022г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________/Колонцова О.В./

« ____ » _________ 2022г.

«Утверждаю»

И.о. директора МАОУ СОШ с.Кормежка им. Ф.П. Полынина

________/ Исаева Л. В./

Приказ № ___от ____ 2022г.














АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по природоведению

6 класс

(индивидуальное обучение)

на 2021-2022 учебный год

Майоровой Светланы Юрьевны














Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1

от ___.08.2021 г.







II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана для ученика 6 класса, обучающегося по адаптированной основной образовательной программе общего образования для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (Пр.№ 1599, вариант 1) в форме индивидуального обучения на дому с 10.01.2022 г..

Основание: заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Балаково № 1037 от 09.10.2017 г. заключение врачебной комиссии № 2997 ГУЗ «Балаковский психоневрологический диспансер».(Протокол ВК № 253 от 15.11.21г.).

Рабочая программа по природоведению для 6 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обу­ча­ю­щи­хся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обу­ча­ю­щи­хся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ «СОШ с. Кормежка им. Ф.П. Полынина».

- Учебного плана МАОУ «СОШ с. Кормежка им. Ф.П. Полынина».

- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида»: 5-9 кл. в 2сб. Сборник 1. В.И Сивоглазов, Т.В. Шевырева, Л.В. Кмытюк, В.В. Воронкова / М.: «ВЛАДОС», 2013г. Под редакцией В.В. Воронковой.

Основными целями рабочей программы по природоведению являются:

- подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения;

- формирование представлений учащихся о предметах и явлениях неживой природы;

- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;

- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам.


Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

- формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;

- формирование представлений учащихся об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);

- развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Природоведение»;

- проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.


Общая характеристика учебного предмета.

Преподавание природоведения направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у чащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неѐ. Основой данного курса для детей с ОВЗ являются идеи преемственности начального и основного общего образования.

Природоведение как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Принципы отбора основного и дополнительного материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными и психическими особенностями развития обучающихся. В рабочей программе также нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного специального (коррекционного) общего образования, изложенные в тематическом плане. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы по темам, предусмотренные программой. Почти все практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Особое внимание уделяется развитию познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В 6 классе изучается раздел «Неживая природа». По этому разделу предусматривается изучение элементарных сведений о неживой природе. Учебный предмет «Природоведение» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий, проведение опытов. Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:

- учебник: «Природоведение». Неживая природа» 6 класс. Автор: А. И. Никишов. М., «Просвещение», 2011 г

При проведении уроков используется учебно – лабораторное оборудование:

- таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы,

- модели строения природных объектов,

- коллекции полезных ископаемых;

- пробирки, спиртовки, градусники.


Программа курса «Природоведение» в 6 классе состоит из пяти разделов:


Введение (2 часа)

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Изменения в природе.

Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей в газы. Наблюдение этих явлений в природе. Для чего нужно изучать неживую природу.


Вода (8часов)

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.

Демонстрация опытов

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Растворение соли, сахара в воде. Очистка мутной воды. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды. Расширение воды при замерзании.

Практическая работа Измерение температуры воды.


Воздух (8 часов)

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган (способы защиты). Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

Демонстрация опытов

Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва). Воздух занимает объем. Воздух упругий. Воздух — плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и обратно.

Наблюдение за отклонением пламени свечи. Получение кислорода и демонстрация его свойства поддерживать горение.


Полезные ископаемые (10 часов)

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.

Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, которые используются для получения минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: Железная руда, ее внешний вид. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов.Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Ее применение. Местные полезные ископаемые.

Демонстрация опытов

Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкости торфа и хрупкости каменного угля. Определение растворимости и нерастворимости калийной соли, фосфоритов. Определение свойств черных и цветных металлов: упругости, пластичности, хрупкости, теплопроводности.


Почва (6 часов)

Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.

Демонстрация опытов

Выделение воздуха и воды из почвы. Выделение песка и глины из почвы. Выпаривание минеральных солей из водной вытяжки. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.



III. Учебно-тематический план


Природоведение 6 класс


№ п/п

Содержание учебного материала по разделам

Всего часов

1

Раздел 1:Введение

2 ч

2

Раздел 2: Вода

8 ч

3

Раздел 3: Воздух

8 ч

4

Раздел 4: Полезные ископаемые

10 ч

5

Раздел 5: Почва

7 ч

Итого

35 часов

IV. Требования к уровню подготовки учащихся


Предметные :

- усвоение отличительных признаков твѐрдых тел, жидкостей и газов;

- объяснять характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

- определять некоторые свойства твѐрдых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха;

- характеризовать расширение при нагревании и сжатии, при охлаждении,способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.

Метапредметные :

Познавательные

- сравнивать факты и явления;

- составлять простой план к теме;

- вычитывать все уровни текстовой информации;

- проводить поиск информации.

Коммуникативные:

- взаимодействовать с учителем;

- высказывать свою точку зрения, сравнивать ее с точкой зрения других людей;

Регулятивные:

- определять цели своего образования;

- составлять план достижения цели;

- уметь находить и исправлять свои ошибки.


Личностные:

- осознавать единство и целостность окружающего мира;

- формирование ответственного отношения к окружающей среде;

- формирование личностных представлений о ценности природы;

- формирование ответственного отношения к учебе;

- осознание значения биологических знаний.


V. Календарно – тематическое планирование

6 класс: учебник «Природоведение. Неживая природа» 6 класс. Автор: А. И. Никишов. М., «Просвещение», 2018 г


Содержание учебного материала

Дата

Коррект.

п/п


проведения урока



Тема 1 « Введение» (2 часа)



1.

Живая и неживая природа.

06.09


2.

Твердые тела, жидкости, газы.

13.09



Тема 2 «Вода»(8 часов)



3.

Вода в природе. Три состояния воды.

20.09


4.

Температура воды и ее измерение. Практ. работа «Измерение температуры воды»

27.09


5.

Водные растворы в природе

04.10


6.

Питьевая вода.

11.10


7.

Работа воды в природе. Значение воды в природе.

18.10


8.

Образование пещер, оврагов, ущелий.

25.10


9.

Наводнение (способы защиты от наводнения).

08.11


10.

Охрана воды.

15.11



Тема 2 «Воздух» (8 часов)



11.

Воздух в природе. Состав воздуха

22.11


12.

Кислород и углекислый газ. Значение.

29.11


13.

Чистый и грязный воздух

06.12


14.

Движение воздуха. Ветер. Ураган (способы защиты).

13.12


15.

Работа ветра в природе. Направление ветра.

20.12


16.

Чистый и загрязненный воздух.

27.12


17.

Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

10.01



18.

Проверочная работа

17.01



Тема 3 «Полезные ископаемые» (10 часов)


19.

Полезные ископаемые и их виды.

24.01


20.

Горючие полезные ископаемые. Нефть, газ, торф.

31.01


21.

Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах,текучесть, горючесть.

07.02



22.

Добыча нефти.

14.02


23.

Природный газ. Свойства газа.

21.02


24.

Правила обращения с газом в быту.

28.02


25.

Минеральные удобрения

07.03


26.

Железные руды

14.03


27.

Алюминий.

21.03


28.

Самостоятельная работа

0404


Тема 4 «Почва» (7 часов)

29.

Что такое почва. Виды почв

11.04


30.

Состав почвы и ее охрана.

18.04


31.

Разнообразие почв.

25.04


32.

Основное свойство почвы — плодородие.

02.05


33.

Обработка почвы.

16.05


34.

Охрана почв.

23.05


35.

Обобщающий урок

30.05


VI. Список литературы.




  1. АООП для детей с нарушением интеллекта

  2. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География. / Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина, Т.В.Шовырева, Е.В.Подвальная - М. «Просвещение» 2018

  3. Материалы МЭШ

  4. Учебник «Природоведение. Неживая природа» 6 класс для школ реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: А. И. Никишов. Москва «Просвещение», 2018 г.

  5. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева

  6. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е.,КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. ХудожникиГ.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

  7. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

  8. Учебник «Природоведение. Неживая природа» 6 класс для школ реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: А. И. Никишов. Москва «Просвещение», 2018 г.

  9. «Хрестоматия по природоведению» - Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1995.–352 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!