СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по психокоррекции Класс: 6 Учебный год: 2022-2023 Педагог – психолог: Ещенко Валентина Георгиевна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по психокоррекции Класс: 6 Учебный год: 2022-2023 Педагог – психолог: Ещенко Валентина Георгиевна»

Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

671325 Заиграевский район тел/факс 8(30136)53-3-02

с. Новая Брянь ул. Школьная 5 эл. адрес: nbskoshi@yandex.ru

«Рассмотрено» на заседании методического объединения протокол №________

от________________


«Согласовано»

и.о. зам. директора по УМР

_______ Дашиева Д.В.

от___________________

«Утверждено»

и.о. директор школы

_________ Е.Г. Сапожникова

от_________________









Адаптированная рабочая программа

по психокоррекции





Класс: 6

Учебный год: 2022-2023

Педагог – психолог: Ещенко Валентина Георгиевна





















с. Новая Брянь

Пояснительная записка


Рабочая программа по психокоррекции разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2022-2023 учебный год; учебного плана АООП (вариант 1) на 2022-2023 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» и следующих нормативно - правовых документов:

- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995г №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Не смотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития возникают большие трудности в процессе обучения, и усвоения школьной программы. Дети с низким уровнем интеллектуального развития отстают в освоении школьной программы. Как правило, это отставание в большей степени касается темпа, что объясняется низким уровнем развития памяти, внимания, логического мышления и общей осведомленности.

Между нарастающей слабостью умственных возможностей ребенка и обычной школьной программой возникает дисбаланс: слабые умственные возможности ребенка не способствуют овладению учебным материалом, а общеобразовательная программа не служит такому ребенку базисом для эффективно умственного и личностного развития. Все это приводит ребят к полной или частичной школьной дезадаптации. Мы должны помочь ребенку научиться жить со своими особенностями в социуме.

Цель программы – развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления) детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии и ослабление недостатков в психическом и физическом развитии, а также гармонизация личности и межличностных отношений учащихся и формирование навыков адекватного поведения.

Данные упражнения способствуют развитию познавательных психических процессов ребёнка. И это очень важно, потому что ребёнок получает возможность нормально и полноценно развиваться, входить в мир человеческих отношений и не чувствовать себя ущербным. Правильно построенная система коррекционных мероприятий позволяет сократить разрыв в развитии познавательной сферы между детьми.

Основные задачи реализации коррекционного курса «Психокоррекция»:

1. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов.

2. Гармонизация психо-эмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля.

3. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.



Основные направления коррекционной работы

Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В ходе психокоррекционных занятий применяются разные формы взаимодействия с обучающимися, направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся.

«Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов», «Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков», «Кинестетическое и кинетическое развитие», «Тактильно-двигательное восприятие», «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти», «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти», «Восприятие пространства», «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти», «Восприятие времени».

Общая характеристика коррекционного курса

В работе с учащимися используется типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, АPT - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр. Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психо-коррекционный комплекс, который состоит из 9 разделов:

  1. Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия.

  2. Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир".

  3. Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка.

  4. Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.

  5. Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений.

  6. Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения "Познавая себя и других".

  7. Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы "Профессиональное самоопределение».

  8. Коррекция и развитие навыков саморегуляции «Я учусь владеть собой».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Место коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс «Психокоррекция» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана. Программа предназначена для 6 класса и рассчитана на 66 учебных часов, по 2 часа в неделю. Индивидуально –коррекционные занятия предназначены для 6 класса по 3 занятия в неделю, продолжительностью 15-25 минут.

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Оценка эффективности коррекционной программы осуществляется на протяжении всего учебного года и всего периода обучения. Оценка результатов проводится на начальном и заключительном этапе работы, промежуточные результаты оцениваются по результатам работы в каждом классе:

в познавательной сфере:

  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

  • читать; писать; выполнять арифметические действия;

  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией;

в коммуникативной сфере:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;

  • ориентироваться в спектре профессий;

  • формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям:

в эмоционально-волевой сфере:

  • выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;

  • адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  • сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.

Минимальный уровень освоения предметных результатов

Достаточный уровень освоения предметных результатов

Знать основные цвета

Уметь определять эмоции

Знать и уметь пользоваться школьными принадлежностями

Уметь сравнивать и анализировать предметы по признакам

Знать все фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

Уметь находить общие и отличительные признаки предметов

Знать времена года и их последовательность

Уметь целенаправленно выполнять действия и движения педагога

Иметь представления о контрастных температурах

Уметь соблюдать правила и последовательность действий

Знать название предметов

Уметь использовать полученные знания на уроках и во внеучебной деятельности



Содержание коррекционного курса

Программа состоит из шести взаимосвязанных этапов:

  1. Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия (2 часа). Включает в себя диагностику интеллектуального и психоэмоционального развития, обучающегося с умственной отсталостью, уровень включенности в общегрупповую деятельность. Обследование детей: для коррекционных занятий.

  2. Коррекция когнитивных процессов (16 часов). Развитие внимания, памяти, мышления. Приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков. Формирование умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения. Становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Расширение словарного запаса. Развитие внутреннего плана действий. Развитие пространственного восприятия и воображения. Развитие и коррекция познавательной сферы.

  3. Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка (10 часов). Знакомство с приёмами психической саморегуляции. Обучение основам саморегуляции. Ориентировка в эмоциональных состояниях. Идентификация чувств. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния. Воспитание чувства ответственности и долга. Знакомство с понятием «стресс», «вредные привычки». Воспитание навыков культурного поведения. Развитие и коррекция эмоционально-личностой сферы.

  4. Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка (10 часов). Формирование понятия о том, что все люди разные и имеют свой характер. Развитие адекватного отношения к другому человеку, усвоение социально-приемлемых норм поведения. Формирование умения определять личностные черты других людей. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы.

  5. Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений (14 часов). Формирование осознания самого себя и определения своего внутреннего мира. Формирование умения определить личностные черты других людей. Раскрытие качеств, необходимых для активного общения. Знакомство с принципами хорошего слушания. Расширение представлений о способах самоанализа. Отстаивание своей точки зрения и аргументации. Коммуникативных навыков.

  6. Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы "Профессиональное самоопределение» (14 часов). Развитие профессиональной зрелости и интереса к самопознанию. Актуализация знаний о профессиональном самоопределении. Учет медицинских противопоказаний при выборе профессии. Личностные особенности и выбор профессии. Развитие адекватной самооценки и интереса к самопознанию. Актуализация знаний о способах и путях получения профессии. Формирование и развитие навыков самопознания. Обобщение знаний о профессиональном самоопределении. Самопознание.

Прогнозируемые результаты

  • развитие познавательной активности детей;

  • развитие обще интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

  • формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;

  • психокоррекция поведения ребенка;

  • социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности

Для проведения коррекционной работы и реализации межпредметных связей требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:

  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсорно-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);

  • игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки и т.д.);

  • спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная “тропа” для ног, массажный коврик, полусфера и др.);

  • оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (музыкальное сопровождение для релаксации и для физминуток, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);

  • оборудование сенсорной комнаты (оптиковолокно, воздушно-пузырьковая труба, сухой душ, сухой бассейн, тактильные дорожки и др.);

  • материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А1, А2, А3, А4, А5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши, принадлежности для аромотерапии и др.);

  • иллюстративный наглядный материал, направленный для понимания ситуаций межличностного взаимодействия, эмоциональных проявлений;

  • мультимедийное сопровождение, видеопрезентации к урокам в соответствии с тематикой занятий;

  • аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.;

  • комплекты раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий;

  • Компьютер

  • Интерактивная панель

  • В 2022-2023 учебном году ГБОУ Новобрянская СКОШИ в рамках федерального проекта «Современная школа», национального проекта «Образование» реализует возможность максимального использования данных интерактивной панели в обучении детей с интеллектуальными нарушениями. Для оптимального использования интерактивной панели в работе с обучающимися требуется соблюдение методических рекомендаций:

  • 1. Интерактивная панель должна использоваться в работе с обучающимися при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

  • 2. Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

  • 3. Организация и методика проведения занятия с ИП соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИП включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИП.

  • 4. При составлении занятий с использованием ИП необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.

  • 5. ИП должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.

  • 6. Обязательно использовать на занятиях с ИП традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.

  • Преимущества работы с интерактивной доской:

  • 1. Усиливает подачу материала.

  • 2. Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.

  • 3. Электронные средства обучения передают информацию быстрее. Чем традиционные.

  • 4. Позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала.

  • 5. Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.

  • 6. Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.

  • В своей работе в первую очередь исходим из перспективного плана, темы и целей занятий. Необходима продумманая предварительная работа: составление дидактических задач. Поиск иллюстраций в электронном виде, изготовление самих дидактических игр.







Календарно – тематическое планирование

занят. дата

Тема урока

Кол-во час

Задачи

Наглядность и оборудование



2

Диагностика позновательной сферы и эмоционального восприятия


1-2

сентябрь

Диагностика

2

1. Определение уровня сформированности познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы;

2. воспитание положительного отношения к занятиям

бланки



16

Коррекция когнетивных процессов


3-4 сентябрь

Увеличение объема внимания и наблюдательности

2

1. Увеличение объема внимания учащихся;

2. коррекция внимания и развитие наблюдательности;

3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру

Сюжетные картинки,

поле расчерченное на клетки, «лабиринты», пуговицы Интерактивная панель

5-6 сентябрь

Увеличение уровня распределения внимания

2

1. Увеличение уровня распределения внимания;

2. коррекция избирательности  внимания;

3. воспитание настойчивости и выдержки

Бумага, карандаши Интерактивная панель

7-8 сентябрь

Усиление концентрации и устойчивости внимания

2

1. Усиление концентрации и устойчивости внимания;

2. развитие умения регулировать свои действия;

3. воспитание потребности в самоорганизации (аккуратности, настойчивости).

Образцы рисунков, бумага, карандаши, сюжетные картинки

9-10

октябрь

Тренировка переключения внимания

2

1. Формирование способности к переключению внимания, вхождения в деятельность;

2. развитие адекватных представлений о своих возможностях;

3. формирование умения доводить начатое дело до конца.

Красно-черная таблица


11-12

октябрь

Развитие слуховой памяти

2

1. Обучение приемам запоминания;

2. развитие и коррекция слуховой памяти;

3. воспитание настойчивости и выдержки.

Небольшой рассказ Интерактивная панель

13-14

октябрь



Развитие зрительной памяти

2

1. Тренировка кратковременной зрительной памяти;

2. развитие и коррекция зрительного восприятия и памяти;

3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру.

Репродукция картины в жанре бытовой живописи Интерактивная панель

15-16

октябрь

Развитие ассоциативной памяти

2

1.Развитие ассоциативной памяти;

2. формирование полноты воспроизведения словесного материала;

3. воспитание личностных мотивов запоминания,  умение обучающихся создавать установку на длительное запоминание.

Карточки с заданиями Интерактивная панель

17-18

ноябрь



Развитие мыслительных навыков: классификация

2

1. Формированиемыслительных навыков: классификация;

2. развитие интересов и познавательной активности;

3. воспитание положительного отношения к учебе.

Карточки с объектами для классификации Интерактивная панель



10

Развитие эмоционального-личностной сферы ребенка


19-20

ноябрь


Развитие мыслительных навыков: обобщение

2

1. Формирование  мыслительных навыков: обобщение;

2. коррекция тактильно-двигательного восприятия;

3. воспитание самоконтроля, трудолюбия.

Карточки с заданиями Интерактивная панель

21-22

ноябрь


Причинно-следственные отношения

2

1.Формирование способности понимать связи событий и строить последовательность причинно-следственных отношений;

2. развитие стремления применять полученные знания в повседневной жизни;

3. воспитание интереса к различным видам деятельности

Карточки с заданиями Интерактивная панель

23-24

декабрь


Зачем нужно знать себя?

2

1. Формирование мотивации к самопознанию;

2. развитие самодеятельности,

активизация процесса познания себя и окружающего мира;

3. воспитание самостоятельности, самоконтроля

Тетради, карандаши

Интерактивная панель



25-26

декабрь

Мое тело

2

1. Закрепление знаний о своем теле;

2. формирование и закрепление представлений о гендерных различиях;

3. воспитание внимательного отношения к окружающим

Фотографии мальчиков и девочек

Интерактивная панель

27-28

декабрь

Мой волшебный мир

2

1.Формирование способности познавать свой внутренний мир;

2. развитие навыков самопознания;

3. гармонизация эмоционального состояния

Карточки с различными качествами характера Интерактивная панель



10

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка


29-30

декабрь

Самооценка

2

1. Формирование понятия о самоценности собственного «Я»;

2.  развитие представлений о своих возможностях, умений адекватно оценивать себя;

3. воспитание уверенности в себе

Тетради, карандаши, листы формата А 4 Интерактивная панель

31-32

январь

Буду делать хорошо и не буду плохо

2

1. Формирование навыка уверенного поведения;

2. развитие умения регулировать свои действия;

3. воспитание умения прогнозировать собственную деятельность.

Мяч, бланки с тестом, листы бумаги

33-34

январь

Взаимодействие

2

1. Дать  представление о значении совместной работы в жизни человека;

2. развитие навыков общения;

3. воспитание общительности, чуткости

Тетради, ручки, листочки для записей Интерактивная панель

35-36 январь


Как мы видим друг друга

2

1.Формирование умения видеть положительные качества у других людей;

2. развитие и коррекция представлений о личности, индивидуальных особенностях и способностях человека;

3.воспитание  чувства личной ответственности за свои дела и поступки

Карточки с положительными и отрицательными качествами, Интерактивная панель

37-38

февраль


Я глазами других

2

1. Формирование способности к самопознанию;

2. развитие способности принимать друг друга;

3. воспитание уважения друг к другу

Интерактивная панель



14

Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений


39-40

февраль

Дружба начинается с улыбки

2

1.Формирование наблюдательности  и умения слушать  другого;

2. развитие умения вступления в контакт.

3. воспитание уважения друг к другу, способности услышать другого человека

Бланк теста «Умеешь ли ты слушать?»

41-42

февраль


Разговор взглядов. Пойми меня

2

1.Формирование умения понимать друг друга;

2. коррекция форм общения, обогащение его содержания;

3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

Бланки с пословицами для каждого обучающегося Интерактивная панель

43-44

февраль


Умеем ли мы вежливо общаться?

2

1. Дать обучающимся определение понятия «вежливость»;

2. помощь в осмыслении своего отношения к окружающим;

3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

Интерактивная панель

45-46

март


Поведение в общественных местах

2

1.Формирование положительного отношения к  общепринятым нормам поведения;

2. развитие умения регулировать свои действия;

3. воспитание навыков культурного поведения

Интерактивная панель

47-48

март


Урок мудрости (уважение к старшим)

2

1.Формирование навыка ведения беседы;

2. развитие умения вступлению в контакт, поведению в ситуации общения, особенностям  диалогической речи;

3. воспитание потребности в самоорганизации

Интерактивная панель

49-50

март

Восприятие мира (наши органы чувств). Что такое эмоции

2

1. Расширение знания обучающихся о чувствах и эмоциях, пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств;

2. коррекция и развитие эмоционально-чувственной сферы подростков;

3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

Пиктаграммы с изображением различных эмоций, тактилно-акустическая панель

51-52

март

Чувства и поступки

2

1. Формирование умения выражать свои чувства;

2. развитие эмоциональных и волевых процессов;

3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки

,Цветные карандаши, бумага формата А Интерактивная панель



14

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы «Профессиональное определение»


53-54

апрель


Стресс

2

1. Формирование умения  идентифицировать собственные эмоциональные состояния;

2. развитие  осознанности своего психоэмоционального состояния;

3. формирование потребности в саморегуляции (самоконтроле)

Интерактивная панель, фобероптический душ солнышко

55-56

апрель

Почему некоторые привычки бывают вредными

2

1. Ознакомление с понятиями «вредные привычки»;

2. развитие представлений  об опасности вредных привычек, определение характера и методов борьбы с опасностью;

3. воспитание ответственности, самоконтроля

Ватман, маркер, Интерактивная панель

57-58

апрель

Умей выбирать

2

1. Формирование представлений об ответственности и доверии;

2. коррекция существующего опыта ответственности;

3. воспитание самоконтроля, рассудительности

Интерактивная панель

59-60

апрель

Я отвечаю за свое решение

2

1. Формирование навыков противостояния групповому давлению;

2. развитие способности принимать собственное решение;

3. воспитание нравственных качеств, самостоятельности

Интерактивная панель

61-62

май

Хозяин своего «Я»

2

1. Формирование  умения контролировать свое поведение;

2. развитие способности управлять собственными поступками;

3. воспитание взаимопонимания, дружелюбия.

Интерактивная панель

63-64

май

Понятие «конфликт», мое поведение в трудных ситуациях

2

1. Ознакомление с понятием «конфликт», выработка умения предотвращать конфликт;

2. развитие умения выходить из проблемной ситуации;

3. воспитание рассудительности, терпимости, самоконтроля

Интерактивная панель

65-66

май

Надо ли уметь сдерживать себя?

2

1. Формирование умения контролировать свои агрессивные устремления;

2. коррекция агрессивного поведения, выработка приемлемых способов разрядки гнева;

3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки

Текст «Притчи о змее», релаксационная музыка











































Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

Тематическое планирование

6 класс

занятия

месяц

Тема занятия

Наглядность и оборудование





Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия


1

сентябрь

Тест на агрессию Басса-Дарки

ПК

2

сентябрь

Тест на тревожность Филиппса

ПК

3

сентябрь

Шкала Депрессия Зунге (Балашова Т.И.)

ПК

4

сентябрь

Шкала депрессии Бека

ПК



Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир"




"Коррекция и развитие внимания и его свойств. Развитие произвольности психических процессов".


5

сентябрь

Упражнение «Закончи предложение», «Найди слова».

интерактивная панель

6

сентябрь

Упражнение «Чего больше?», «Что это такое?»

сенсорная комната

7

сентябрь

Упражнение «Лишнее слово». «Перепутанные буквы».

фибероптический душ «Солнышко», зеркало искажение

8

сентябрь

Упражнение «Составь предложения». «Составь слова»

интерактивная панель

9

сентябрь

Упражнение «Запомни по порядку.

«Расшифруй имена»

сенсорная комната

10

сентябрь

Упражнение «Ассоциации», «Сканворд»


двух сторонний мольберт, тактильно-акустическая панель

11

сентябрь

Упражнение «Найди лишнее слово» «Подбери два главных слова»


интерактивная панель

12

сентябрь

Упражнение «Ребусы», «Анаграммы»

ПК

13

октябрь

Упражнение «Найди предметы на картинке» «Словообразование»

сенсорная комната

14

октябрь

Упражнение «Анализ отношений понятий» Задание: «Найди и зачеркни буквы»

интерактивная панель



"Коррекция и развитие мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий"


15

октябрь

Упражнение «Восстанови пропущенное слово» «Составляем определения»

сенсорная комната

16

октябрь

Упражнение «Закончи словосочетания». «Прочитай текст»

интерактивная панель

17

октябрь

Упражнение «Закончи предложение», «Пропущенные буквы»

интерактивная панель

18

октябрь


Упражнение «Составь слова», «Ребусы»

ПК

19

октябрь

Упражнение «Муха», «Слова – ассоциации»

сенсорная комната

20

октябрь

Упражнение «Ассоциации», «Аналогии»

интерактивная панель

21

октябрь

Упражнение «Противоположные слова», «Вставь буквы»


звучащая панель, ортопазл «Дорожка»



"Коррекция и развитие памяти. Обучение приёмам запоминания".


21

октябрь

Упражнение «Запомни фигуры», «Пропущенные буквы»

интерактивная панель

22

октябрь

Упражнение «Предложения с заданными словами», «Сложи фразу»

сенсорная комната

23

октябрь

Упражнение «Исключение лишнего», «Анаграммы»

.

двух сторонний мольберт, тактильно-акустическая панель

24

октябрь

Упражнение «Запомни нужные слова», «Что это такое?»

интерактивная панель

25

ноябрь

Упражнение «Слова наоборот», «Найди число»

сенсорная комната

26

ноябрь

Упражнение «Пиктограмма», «Найди слова»


фибероптический душ «Солнышко», зеркало искажение

27

ноябрь

Упражнение «Ассоциации», «Лесенка слов»

интерактивная панель

28

ноябрь

Упражнение «Словообразование», «Разгадай ребусы»

сенсорная комната

29

ноябрь

Упражнение «Вспомни пару», «Составляем определения»


звучащая панель, ортопазл «Дорожка»

30

ноябрь

Упражнение «Лесенка слов», «Подходящие слова»

интерактивная панель

31

ноябрь

Упражнение «Лишние слова», «Дополни определение»

сенсорная комната



"Коррекция и развитие восприятия и воображения".


32

ноябрь

Упражнение «Дорисуй фигуры», «Филворд»

аромалампа, пузырьковая колонна

33

ноябрь

Упражнение «Сравнение понятий», «Что это такое?»

интерактивная панель

34

декабрь

Упражнение «Составь текст», «Найди число»


сенсорная комната

35

декабрь

Упражнение «Признаки предметов», «Слова вместо точек»


звучащая панель, ортопазл «Дорожка»

36

декабрь

Упражнение «Новые словечки», «Назови понятие»

интерактивная панель

37

декабрь

Упражнение «Ассоциации», «Кроссворд»

массажное разгрузочное кресло «трансформер», соляная лампа

38

декабрь

Упражнение «Подходящее слово», «Противоположное слово»

сенсорная комната

39

декабрь

Упражнение «Логические задачи», «Найди лишнее»

интерактивная панель

40

декабрь

Упражнение «Анаграммы», «Слова противоположные, одинаковые, разные»


двух сторонний мольберт, тактильно-акустическая панель

41

декабрь

Упражнение «Угадайка», «Вторая буква»

сенсорная комната

42

декабрь

Упражнение «Дополни определение», «Часть- целое»


фибероптический душ «Солнышко», зеркало искажение

43

декабрь

Упражнение «Предложения с заданными словами», «Третья буква»

интерактивная панель

44

декабрь

Упражнение «Перерисуй картинку», «Логические задачи»

сенсорная комната



Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка




"Палитра характеров".


45

декабрь

Формируем умение определить личностные черты других людей.

аромалампа, пузырьковая колонна

46

январь

Развитие адекватного отношения к другому человеку, усвоение социально-приемлемых норм поведения через обсуждение рассказов.

интерактивная панель

47

январь

Формируем понятие о том, что все люди разные и имеют свой характер.

сенсорная комната

48

январь

Упражнение на передачу внутренних черт характера через выразительные позы («Часовой», «Так будет справедливо», «Ябеда», «Кривляка», «Честность», «Доброта»).

звучащая панель, ортопазл «Дорожка»

49

январь

Игры на сопоставление различных черт характера «Два друга», «Три характера», «Чертенок», «Мальчик - наоборот»).

интерактивная панель

50

январь

Этюды по изучению поз, походки и других выразительных движений.

сенсорная комната

51

январь

Игра на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность («Что там происходит?», «Кузнечик», «Раздумье»)

аромалампа, пузырьковая колонна

52

январь

Сочинения фантазии характеров с опорой на строки литературных произведений («Сочини сказку». «Кем и чем я могу быть»)

интерактивная панель

53

январь

Формируем адекватную самооценку через упражнение «как я выгляжу в глазах моих близких».

сенсорная комната

54

январь

Определяем кто входит в круг близких людей и почему.

двух сторонний мольберт, тактильно-акустическая панель

55

февраль

Игры-импровизации на передачу характеров персонажей («Игра в другого человека», «Мой двойник», «разговор по телефону»).

интерактивная панель

56

февраль

Игра «Ассоциации», «Викторины»

сенсорная комната



"Что такое воля"


57

февраль

Формируем понятие о том, что такое воля какое значение имеет в жизни человека.

звучащая панель, ортопазл «Дорожка»

58

февраль

Упражнения на волевую само регуляцию «Платочек смеха» «Поддержи друга» «Я прошу у вас прощения» «Гляделки».

интерактивная панель



"Умение владеть собой "


59

февраль

Упражнения направленные на снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности: «Пружинки, Солнышко и тучка», «Кулачки». «Поющие коты»

сенсорная комната

60

февраль

Упражнения, направленные на осознание телесных ощущений, связанный с напряжение и расслаблением: «Крюки Дениса» «Дыхательные упражнения»

фибероптический душ «Солнышко», зеркало искажение

61

февраль

Упражнения, направленные на осознание телесных ощущений, связанный с напряжение и расслаблением: «Жарко - холодно», «Мячик», «Запретное движение».

интерактивная панель

62

февраль

Упражнения, направленные на умение регулировать и контролировать свое поведение: «Нос-пол-потолок», «4 стихии». «Светофор»

сенсорная комната

63

февраль

Упражнения, направленные на умение регулировать и контролировать свое поведение:» «Платочек смеха», Кнопки мозга»

аромалампа, пузырьковая колонна

64

февраль

Упражнения, направленные на умение регулировать и контролировать свое поведение: «Дыхательная техника», «мешочек гнева», «Что слышно?»

интерактивная панель

65

март

Упражнения, направленные на умение регулировать и контролировать свое поведение: «Запретное движение» «Энергетическая зевота»

сенсорная комната



«Что такое общение. Культура общения.»


66

март

Формирование понятий общение и его видов

фибероптический душ «Солнышко», зеркало искажение

67

март

«Как здороваются люди разных профессий».

аромалампа, пузырьковая колонна

68

март

Упражнения, направленные на формирование коммуникативных навыков и поведения в различных бытовых ситуациях. «Угадай кто» «Молекулы»

интерактивная панель

69

март

Использование волшебных слов (приветствия, благодарности. Извинения) «Игра снежный ком»

сенсорная комната

70

апрель март

Как себя вести в кругу друзей, классе

двух сторонний мольберт, тактильно-акустическая панель

71

март

Моделирование ситуаций.

интерактивная панель

72

март

Учимся вежливо говорить (умение начать, поддержать и вести разговор.

сенсорная комната

73

март

Упражнения «Репортер»

звучащая панель, ортопазл «Дорожка»

74

март

Упражнения «Интервью со взрослым»

интерактивная панель

75

март

Упражнения «Пойми меня»

сенсорная комната

76

март

Моделирование ситуаций общения разговора по телефону,

звучащая панель, орторпазл «Дорожка»

77


Правила общения по телефону. Игра «Телефон»

интерактивная панель

78

апрель

Моделирование ситуаций общения с незнакомым человеком «Как пройти в библиотеку» «говорим жестами»

сенсорная комната

79


Моделирование ситуаций общения с незнакомым человеком «говорим жестами»

аромалампа, пузырьковая колонна

80

апрель

Упражнение на развитие навыков письменного общения: «Я вам пишу.»,

интерактивная панель

81


Упражнение на развитие навыков письменного общения: «Письмо другу».

сенсорная комната

82


Правила хорошего тона. Моделирование ситуаций. «За столом», «Я жду гостей»

фибероптический душ «Солнышко», зеркало искажение



«Умение сотрудничать»


83


Формирование понятий сотрудничества. Игры, развивающие умение сотрудничать: «Найди путь»

интерактивная панель

84


Формирование понятий сотрудничества. Игры, развивающие умение сотрудничать: «Проводник»


сенсорная комната

85

апрель

Формирование понятий сотрудничества. Игры, развивающие умение сотрудничать: « «Угадай настроение»


двух сторонний мольберт, тактильно-акустическая панель

86


Этюды по изучению поз, походки и других выразительных движений.

интерактивная панель

87


Игра на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность(«Что там происходит?»

сенсорная комната

88


Игра на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность «Раздумье», «Кузнечик»

массажное разгрузочное кресло «трансформер», соляная лампа

89


май

Игры на развитие умения выражать эмоциональные чувства радости, удовольствия.

интерактивная панель

90


Обсуждение какие бывают эмоции: положительные и отрицательные, как они влияют на общение и сотрудничество.

сенсорная комната

91


Выбираем цвета для полярных эмоций.

звучащая панель, орторпазл «Дорожка»

92


Тренируем навыки сотрудничества и эффективного общения. «Иностранец и переводчик»

интерактивная панель

93


май

Тренируем навыки сотрудничества и эффективного общения. «Доверяющее падение».

сенсорная комната

94


Тренируем навыки сотрудничества и эффективного общения. Упражнения «Контакт»

звучащая панель, орторпазл «Дорожка»

95


Тренируем навыки сотрудничества и эффективного общения. Упражнения «Поиск общего»

интерактивная панель



Повторное тестирование


96

сентябрь

Тест на агрессию Басса-Дарки

ПК

97

сентябрь

Тест на тревожность Филиппса

ПК

98

сентябрь

Шкала Депрессии Бека

ПК

99

сентябрь

Шкала Депрессия Зунге (Балашова Т.И.)

ПК






























Перечень учебно-методических средств обучения


  1. Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2003

  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. М., 2005.

  3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль, 1998

  4. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., 2000

  5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М., 1988

  6. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.

  7. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999 г.

  8. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии/ Власова Т.А., Певзнер М.С. – М.: Просвещение, 1973.

  9. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.

  10. Галанов А.С. Игры которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). - М., 2005 - 96 с.

  11. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.

  12. Дереклеева Н.И., Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. М., 2004 Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. Под ред. Л.А. Головчиц М., 2006

  13. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.

  14. Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи/ Елизаров А.Н. Ось – 89, 2007.

  15. Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.

  16. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка:дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000

  17. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку. Книга для педагогов и родителей. СПб., 2001

  18. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.

  19. Иншакова О.Б., Колесникова А.М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. М., 2006

  20. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.

  21. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993

  22. Кащенко В.Г. Педагогическая коррекция/ Кащенко В.Г. – М.: ВЛАДОС., 1994.

  23. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "ACT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.

  24. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения/ Козлов Н.И – Екатеринбург, 1998.

  25. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В.

  26. Коррекционная педагогика/ Под.ред. Пузанова Б.П. – М.: Просвещение, 1979.

  27. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция. СПб., 2005

  28. Леванова Е. А., Волошина А. Е. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - ПИТЕР, 2009 г.

  29. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИТЕР, 2002.

  30. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие/ редактор – составитель Райгородский Д.Я – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2007.

  31. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. М., 1991

  32. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.

  33. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995.

  34. Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.

  35. Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.

  36. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.

  37. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст]/ А.В. Семенович. - М. «Академия», 2002.

  38. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000

  39. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996

  40. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии [Текст]/А.Л. Сиротюк - М., 2000

  41. Содержание и организация  коррекционной работы в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для логопедов, психологов, воспитателей, учителей начальных классов, учителей дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих общеобразовательные школы по состоянию здоровья, родителей, детей- инвалидов[Текст]/под ред. И.А. Крестининой. - Киров:ООО «Радуга-Пресс», 2014. - 301 с.

  42. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. М., 2000 СПб., 2000

  43. Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.

  44. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М: КЛАСС. 2001 г.

  45. Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990

  46. Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". -М: Новая школа, 1993.



Литература для детей:

    1. Козак О. Н. «Путешествие в страну игр». - СПб.: «Союз», 1997.

    2. Стрелкова Л. П. «Уроки сказки». -М: Педагогика, 1989

    3. Умайская А. А. «Волшебные точки». - М.: 1987.

    4. Демирчоглян Г. Г. «Гимнастика для глаз». - М: «ФиС», 1988.

    5. Прутченков А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи». - М.: Новая школа, 1996

    6. Ильина М. В. «Чувствуем, познаём, размышляем». - М.: АРКТИ, 2004.

Литература для родителей:

    1. Кряжева Н. Л. «Мир детских эмоций». - Ярославль: «Академия развития», 2001.

Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

2. Локалова Р. П. «90 уроков психологического развития школьников». - М.: 1995.

3. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. «Гимнастика для ума» - М: 1997 Степанова О.А.,Рыдзе О.А.

4. Дидактические игры на уроках в начальной школе: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

5. Новотворцева Н. В. «Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов». - Ярославль: «Академия развития», 1997.

6. Пиминова Е.П.. Пальчиковые игры / Е.П.Пименова.– Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 221 с.

7. Есафьева Г.П. Учимся рисовать. / Художник Афоничева Е.А.–Ярославль: Академия развития, 2007.– 80 с.

8. Ромашкова Е. И. «Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе». - Владимир, 1997.

Интернет ресурсы.

1. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php

2. Газета "Школьный психолог"

3. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru

4. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti

5. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru

6. Презентации на сайте: http://www.danilova.ru

7. Разработки занятий http://raduga.rkc-74.ru/p136aa1.html











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!