Предлагаемая программа ориентирована на примерную адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др.При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них.
Неадаптированность обучающихся к школе связана с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.
Психологическая программа направлена на помощь обучающимся адаптироваться к школьному обучению, коррекцию и развитие психических функций. Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей. Коррекционно-развивающая работа по реализации программы строится на основе диагностики (комплектование подгрупп для занятий с учётом структуры дефекта, уровня психомоторного и сенсорного развития; контроль над усвоением программы обучающимися осуществляется на основе динамического наблюдения и исследования уровня развития основных параметров программного материала). Коррекционно-развивающая работа предусматривает также систему тренинговых и игровых занятий, составной частью которых являются дидактические игры и упражнения для комплексного сенсомоторного развития обучающихся.
Цель программы - расширение психосоциальной и эмоциональной компетенции обучающихся. Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Создать оптимальные условия для развития сенсомоторных процессов; обогащать сенсорный опыт с учётом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
2. Совершенствовать общую и ручную моторику.
3. Корригировать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), обеспечивающие обучающимся успешность всех компонентов учебно-познавательной деятельности.
4. Развивать личность ребёнка с интеллектуальной недостаточностью через двигательную, социоэмоциональную, познавательную и волевую сферы.
5. Воспитывать уважительное отношение друг к другу; чувства ответственности за сохранение нравственных отношений в коллективе, в семье; сознательную дисциплину и культуру поведения, ответственность и исполнительность; негативное отношение к вредным привычкам.
Принципы построения программы:
-коррекционная направленность - предусматривает преодоление недостатков психофизического развития учащихся посредством формирования новых способов познавательной деятельности, общения, поведения и эмоционального реагирования;
-индивидуально-дифференцированный подход - обеспечивает реализацию программы с учётом особенностей учащихся в процессе коррекционно-развивающей работы;
-принцип комплексного подхода – способствует развитию сенсомоторных и познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и личности школьника с интеллектуальной недостаточностью в целом;
-преемственность - обеспечивает взаимосвязь ранее полученных знаний и личного опыта учащихся;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
- формирование положительного отношения к окружающей действительности, готовности к адекватному взаимодействию с ней, эстетическому ее восприятию;
- выработка самостоятельности в выполнении учебных заданий, общественных поручений.
Ценностные ориентиры содержания курса: «Занятия диагностического блока», «Профилактика школьной дезадаптации», «Психомоторное развитие», «Сенсорная сфера», «Коррекция познавательных процессов» (1 класс, вариант 1); «Занятия диагностического блока», «Коррекция познавательных процессов» (2 - 4 классы, вариант 1); «Занятия диагностического блока», «Психомоторное развитие», «Сенсорная сфера», «Коррекция психических процессов» (1 класс, вариант 2); «Занятия диагностического блока», «Психомоторное развитие», «Сенсорная сфера», «Коррекция психических процессов», «Социально-эмоциональное развитие» (3 класс, вариант 2).
Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению:
- авторская программа курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов, авт.: - Л.С. Сековец, С. А. Венералова, В.И.Гайнитдинова, НИРО, 2005г, Издательство «АвтосинтезНН», 2005 г.;
- оборудованная сенсорная комната;
- сухой (шариковый) бассейн;
- сухой душ;
- сухой водопад;
- сухой фонтан;
- набор панно «Звездное небо»;
- зеркальный шар;
- стол с песком для рисования;
- мягкие пуфы;
- тактильные коврики;
- бизиборды;
- игрушки и предметы со звуковыми и световыми эффектами;
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, игрушки и пособия для развития тонкой моторики;
- спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);
- оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (ноутбук, колонки, диски для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы);
- разнообразный арсенал техники арттерапии (куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии).
Место курса в учебном плане.
Занятия проводятся по подгруппам следующим образом: в 1 «а» классе – 68 часов (34 недели – 2 часа в неделю); в 1 «б», 1 «в» классах – по 34 часа (34 недели – по 1 часу в неделю); во 2 классе – 34 часа (34 недели – 1 час в неделю); в 3 «а», 3 «б» классах – по 34 часа (34 недели – по 1 часу в неделю); в 4 «а», 4 «б» классах – по 34 часа (34 недели – по 1 часу в неделю). Всего 8 классов. Итого: 9 часов в неделю – занятия с учащимися, 9 ч в неделю – подготовка и оформление документации, консультации с педагогами и родителями, участие в ПМПК школы, в Совете Профилактики, экспертная работа, проведение мастер-классов и тренингов, организационно-методическая и просветительская работа. Занятия посещают учащиеся, которым даны рекомендации в РПМПК, а также учащиеся, которые нуждаются в помощи педагога-психолога.