Пояснительная записка
В соответствии с программой образования обучающихся с умственной отсталостью, предмет «Речеавя практика» реализует программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : 0-4 классы / Под ред.И.М.Бгажноковой
Программа предназначена для обучащихся 1-4 классов с легкой степенью умственной отсталости и разработана на основе следующих документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы / Под ред.И.М.Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2011.
Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ОУ «Новоуральская школа»;
Учебный план ОУ «Новоуральская школа» на 2018-2019 учебный год.
Предлагаемая программа ориентирована на:
Комарова С.В. Речевая практика. 1 класс. Учебник для коррекционных школ VIII вида. – М.: Просвещение, 2018г. – 96с.
Комарова С.В. Речевая практика. 2 класс. Учебник для коррекционных школ VIII вида. – М.: Просвещение, 2013г. – 95с.
Комарова С.В. Речевая практика. 3 класс. Учебник для коррекционных школ VIII вида. – М.: Просвещение, 2018г. – 96с.
Комарова С.В. Речевая практика. 4 класс. Учебник для коррекционных школ VIII вида. – М.: Просвещение, 2018г. – 96с.
Владение речью (в том числе и разговорной) - важнейшее умение, которое спонтанно формируется в детстве и помогает человеку жить в мире людей. К сожалению, для детей с умственной отсталостью, знакомиться, благодарить, спрашивать, просить, отвечать отказом на просьбу оказывается весьма сложным.
Речевая практика умственно отсталых детей чрезвычайна бедна и не качественна, а процесс овладения речью настолько затруднен, что к началу школьного обучения уровень речевого развития этих детей не может обеспечить успешного освоения программного материала любого из учебных предметов.
Обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки обучающихся в данной программе определены в соответствие с требованиями Стандарта к результатам образования. Для разработки структуры основной образовательной программы за основу взяты концептуальные основы специального федерального государственного стандарта.
Программа предусматривает реализацию образовательных программ 1 ступени обучения – начального общего образования.
Основные концептуальные положения, определяющие содержание образовательной программы
1. Дифференцированный, личностно-ориентированный подход к обучению, воспитанию и развитию каждого ребёнка;
2. Здоровьесберегающая среда в учреждении, способствующая сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса;
3. Ориентация на обновление методов обучения и воспитания, использование эффективных современных образовательных, коррекционно-развивающих технологий (или их элементов);
4. Основополагающие педагогические законы специальной (коррекционной) школы-интерната: уважение к личности обучающегося, воспитанника, учет индивидуальности каждого ребенка, стремление оказать ему необходимую поддержку.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Программа учебного предмета «Речевая практика» составлена на основе проекта Федерального Государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей, проекта примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, и реализует авторскую программу под редакцией И.М. Бгажноковой.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании следующих нормативно-правовых документов:
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Проект примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для умственно отсталых детей.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. – М., Просвещение, 2013.
Уровень программы – адаптированный.
Основная цель предмета «Речевая практика» развитие речевого развития умственно отсталых школьников, как средства общения, и включение обучающихся в разнообразные формы коммуникации.
Введение в программу коррекционных школ VIII вида предмета «Речевая практика» обусловлена несовершенством речевой практики учащихся, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в доступные формы взаимодействия в социуме
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
―Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
―Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;
―Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
―Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
―Развитие навыков устной коммуникации;
―Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
- Формировать выразительную сторону речи
- Учить строить устные связные высказывания;
- Воспитывать культуру речевого общения.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Речевая практика в учебном плане относится к образовательной области «Язык и речь» и является федеральным компонентом. Курс состоит из 66 академических часов для первого класса, по 2 часа в неделю, по 68 часов, по 2 часа в неделю во 2-3 классах, в 4 классе 68 часов, по 2 часу в неделю. В целом каждое занятие рассчитано на 45 минут. Оценивание происходит в соответствии с положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации.
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями , образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Планируемые предметные результаты усвоения после 1 года обучения
Достаточный уровень: | Минимальный уровень: |
выполнять задания по словесной инструкции; называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками; внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова; соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании; уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома; уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы; слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства. | выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя; называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками; употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям; правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании; знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу; слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием. |
Личностные результаты
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 11) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения во 2 классе
Предметные результаты обучения
Достаточный уровень:
выполнять различные задания по словесной инструкции учителя, понимать речь, записанную на аудионосителе;
использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;
участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и спрашивать ответы у товарищей;
правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;
уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;
знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей, директора и завуча школы, ближайших родственников;
слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Минимальный уровень:
выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;
адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
знать свои имя и фамилию, адрес дома;
участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами);
слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал.
Личностные результаты, ожидаемые после 2-го года обучения по
программе «Речевая практика»:
зарождение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного поведения;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го года обучения);
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го года обучения).
Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 3 классе
Предметные результаты обучения
Достаточный уровень:
понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;
выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;
принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Минимальный уровень:
выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
выразительно произносить чистоговорки, короткие
стихотворения по образцу учителя;
Личностные результаты, ожидаемые после 3-го года обучения по
программе «Речевая практика»:
уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих людей;
укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения)
Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 4 классе
Предметные результаты обучения
Достаточный уровень:
— понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;
участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;
уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план.
Минимальный уровень:
выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
участвовать в беседе;
слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Личностные результаты, ожидаемые после 4-го года обучения по
программе «Речевая практика»:
расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
закрепление представлений о различных социальных ролях — собственных и окружающих людей;
укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);
закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения).
Методы диагностики и критерии результативности
В 1 классе ведётся безотметочное обучение. Основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка. Во время обучения в 1 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися, даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения, должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Диагностика достижения предметных результатов по предмету «Речевая практика» проводится в 3 этапа:
1 этап – сентябрь (первичная диагностика);
2 этап - декабрь (промежуточная диагностика);
3 этап - май (итоговая диагностика).
Предметные результаты в 1 классе оцениваются по следующим критериям:
0 баллов – не проявил умения, не научился
1 балл - выполняет задания с помощью учителя;
2 балла - допускает ошибки, требуется частичная помощь учителя;
3 балла - выполняет всё самостоятельно.
Полученные данные заносятся в таблицу фиксации планируемых результатов обучения по предмету «Речевая практика» (Приложение 1).
Диагностика сформированности базовых учебных действий проводится в 3 этапа:
1 этап – сентябрь (первичная диагностика);
2 этап - декабрь (промежуточная диагностика);
3 этап - май (итоговая диагностика).
Сформированность базовых учебных действий оценивается по следующей системе:
«Да» (+) - умеет (вступать в контакт с педагогом, принимать помощь педагога, понимать инструкцию педагога, общаться со сверстниками в классе).
«Нет» (-) - не умеет (вступать в контакт с педагогом, принимать помощь педагога, понимать инструкцию педагога, общаться со сверстниками в классе).
«Не всегда» (!) - не всегда (вступает в контакт с педагогом, принимает помощь педагога, понимает инструкцию педагога, общается со сверстниками в классе).
Результаты диагностики заносятся в таблицу (Приложение 2).
Нормы оценок
"Удовлетворительно" (3) - если ученик выполняет от 35% до 50 % всех заданий.
"Хорошо" (4) - если ученик выполняет от 50% до 65% всех заданий.
"Очень хорошо" (5) - если ученик выполняет свыше 65% всех заданий.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Оборудование и материалы: просторное помещение, стулья, доска, листы А4, фломастеры, ручки и тетради для записей учащимися информации, полученной в ходе мини-лекций, мультимедийное оборудование.
Перечень учебников и учебных пособий:
Основная
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0 – 4 классы», под редакцией Н.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011
Комарова С.В. Речевая практика. 1 класс. Учебник для коррекционных школ VIII вида. – М.: Просвещение, 2018г. – 96с.
Комарова С.В. Речевая практика. 2 класс. Учебник для коррекционных школ VIII вида. – М.: Просвещение, 2013г. – 95с.
Комарова С.В. Речевая практика. 3 класс. Учебник для коррекционных школ VIII вида. – М.: Просвещение, 2018г. – 96с.
Комарова С.В. Речевая практика. 4 класс. Учебник для коррекционных школ VIII вида. – М.: Просвещение, 2018г. – 96с.
Дополнительная.
Девина И.А. Управляем эмоциями (6-8). М.: Издательство "Ось - 89", 2014. - 48 с., ил. (Учебное пособие для письменных творческих заданий)
Поле речевых чудес: Учебное пособие. Екатеринбург: ТОО "ГриК" 2012. - 180 с. Тираж 1000 экз.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС,2015. - 528 с.
Содержание тем учебного курса
1класс.
Аудирование.
Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя : «Сядь за парту и достань книгу». «Возьми тетради на столе и раздай их». «Возьми вазу и поставь в нее цветы».
Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов, близких по звучанию и данных в рифмованной форме:
« Жа- жа- жа- есть иголка у ежа. Ша- ша- ша- мама моет малыша.»
Выбор из двух близких по содержанию картинок той , которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирала пыль. Лена поднималась на горку. Лена спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи.
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата.
Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен. Перечисление предметов (2-3) на одном выдохе с указанием на эти предметы.
Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре или в специально созданной учителем ситуации.
Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов.
Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией типа: Бабушка медленно спрашивает : «Ты… куда… идешь… внучка? « Внучка быстро отвечает: «Я бегу к подружке» .
Разучивание детских стихотворений, мини- диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию).
Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя.)
Выражение лица: веселое , сердитое, грустное, удивленное.
Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком.
Мимическая реакция на речь учителя, детей в ситуациях с заданным содержанием.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.
« Давайте познакомимся».
«Отгадай, что в моем ранце».
«Школьная жизнь».
«Прогулка в машине».
«Веселый оркестр».
«Игры и игрушки».
«Терем- теремок».
«Репка».
«Колобок».
«Играем в сказку».
«Мой адрес».
«Я дома»
«Я и мои товарищи».
«Мойдодыр».
«Мир природы».
Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал.
Называние предметов и действий с ними. Составление предложений по вопросам учителя с включением в ответы отработанной лексики.
Коллективное составление рассказа по теме с одновременным использованием картинно- символической схемы к каждому предложению.
Культура общения
Приветствие и прощание в школе и дома.
Употребление слов здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания, пока.
Использование выразительных средств речи и помощников речи (мимика, жесты, позы).
Употребление «вежливых» слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией.
2 класс.
Аудирование.
Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (2 слога, 2-3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию ( с опорой на наглядные средства).
Выполнение действий с предлогами.
Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с следующим словесным отчетом о действии.
Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-«родственники или слова, обозначающие функционально сходные предметы.
Дикция и выразительность (эмоциональность) речи.
Общие упражнения на подвижность органов речевого аппарата(игровые приемы активизации органов речи).
Дыхательные упражнения.
Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен.
Голос. Сила голоса. Громкая, тихая, шепотная речь.Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Мимика и жесты. Тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы».
Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья, доктор Айболит, Мойдодыр, юный художник, разговор по секрету, я в зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и др. (на усмотрение учителя).
Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.
Называние детьми предметов и различных действий с ними. Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др.
Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах.
Составление разных по содержанию предложений по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию.
Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений к ролевой игре.
Коллективное составление рассказа.
Культура общения.
Выражение благодарности. Вежливые слова.
Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.
Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.
3 класс.
Общение и его значение в жизни.
Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними?
Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем разгадать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?
Речевое общение. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения.
Письменное общение. Использование письменного общения в жизни.
Аудирование.
Повторение оппозиционных слоговых структур, слов – паронимов, предложений, различных по количеству слов. Игра «Маленький учитель», выполнение подобных заданий детьми (с помощью учителя).
Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи или просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.
Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Объяснение выбора.
Дикция и выразительность речи.
Совершенствование речевого дыхания.
Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию.
Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях.
Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках выражения этих чувств.
Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывание ситуаций.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мы собрались поиграть!», «Мои друзья», «Мир природы».
Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.
Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал.
Совершенствование умения участвовать в вопросно – ответных диалогах.
Составление диалогов типа «вопрос - сообщение».
Составление совместно с учителем разных по содержанию предложений с опорой на иллюстративный материал по теме ситуации. Замена часто повторяющегося слова школа другими словами (местоимениями). Фиксация символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного высказывания (4 – 5 предложений).
Культура общения.
Выражение просьбы.
Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией.
Речевое общение с малознакомыми людьми.
4 класс.
Общение и его значение в жизни.
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение?
Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, мирить, сердить, утешать. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.
Аудирование.
Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание коротких сказок и рассказов в магнитофонной записи с их последующими пересказом.
Дикция и выразительность речи.
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.
Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речь и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.
Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы».
Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.
Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации.
Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос - сообщение).
Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания.
Культура общения.
Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления.
Извинение.
Вежливый отказ от предложения, приглашения.
Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся 1 класса
№ | Тема | Содержание | Дата планируемая | Дата фактическая |
1 | Давайте познакомимся. | Слушание вопросов учителя, речевых высказываний одноклассников. Игра «Наши имена» | | |
2 | Где мы учимся | Инструктаж (подготовка к экскурсии). Слушание рассказа учителя. Прослушивание песни «Улыбка» В. Шаинского. Диалог «Как войти в класс» | | |
3 | Кто нас лечит и кормит | Экскурсия по школе: посещение спортзала, кабинетов музыки и логопедии. Знакомство с учителями. Называние помещений школы по картинкам. Использование в речи Этикетных выражений. | | |
4 | Правила для школьника. | Слушание стихотворения о правилах поведения в школе. Игра «Это я, это не я». Игра «Правильно – неправильно» (кто поступает правильно?) | | |
5 | Это школьный двор. | Повторение чистоговорок (Ра-ра-ра – нам гулять пора. Ру-ру-ру - начинаем мы игру). Расширение представления детей о правилах поведения при знакомстве. | | |
6 | «Отгадай, что в моем ранце» | Слушание загадок о школьных принадлежностях. Чистоговорки («аш-аш-аш – вот зелёный (синий и пр.) карандаш). Речевая ситуация «Попроси у товарища …» | | |
7 | «Покупка школьных принадлежностей» | Разучивание чистоговорки «Расскажи мне про покупку». Отгадывание загадок. | | |
8 | «Ура! Перемена!» | Чтение учителем стихотворения «Перемена» .Обсуждение ситуации по вопросам учителя. Построение диалога «Разговор на перемене», «Давай поиграем», «Давай познакомимся». | | |
9 | «Игрушки» | Разучивание чистоговорки (То-то-то – у Антона лото). Узнавание игрушек по описанию. А. Барто. Самолёт. | | |
10 | «Моя любимая игрушка» | Чтение учителем стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку». Диалог «Давай приберём игрушки». Ответы на вопросы учителя «Игрушки ночью» (сказочная история) | | |
11 | «Магазин игрушек» | Повторение чистоговорок. Слушание стихотворения А. Барто «Зайка» | . | |
12 | «Уложим куклу спать». | Слушание стихотворения Ю. Горея «Колыбельная». Выполнение игровых действий в соответствии с текстом. Ролевая игра «Уложи куклу спать» Разговор с куклой. | | |
13 | «Мы уже не малыши» | Чтение стихотворения А. Барто «Я выросла» .Диалог «Наведём порядок в доме», «помоги, пожалуйста». | | |
14 |
Кто в теремочке живёт? (по сказке «Теремок») | Разучивание чистоговорки «В чистом поле теремок, всем найдется уголок» Слушание сказки «Теремок». Хоровод «Кто-кто в теремочке живёт?» | | |
15 | Мы играем в «Теремок» | Просмотр мультфильма «Теремок» | | |
16 | Ай-да репка! (по сказке «Репка») | Слушание сказки «Репка». Игра «Репка» Хоровод «А кто репку тащил?» | | |
17 | Мы покажем сказку «Репка» | Прослушивание аудиозаписи сказки «Репка». Коллективное рассказывание сказки. | | |
18 | Познакомимся с Колобком (по сказке «Колобок») | Разучивание чистоговорок ( Ок-ок-ок – покатился Колобок, Скок-скок-скок – прыг к лисичке на носок.). Слушание сказки «Колобок» Диалог-знакомство с Колобком (перчаточная кукла). Хоровод «Покатился колобок» | | |
19 | Мы играем в «Колобок» | Просмотр мультфильма «Колобок» | | |
20 | Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок» | Познакомить учащихся с творчеством С. Михалкова. Заучивание четверостишья из стихотворения. | | |
21 | Моя семья | Слушание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» .Понимание прямых родственных отношений: мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братье и сестёр, их занятий. «Кто старше, кто младше?». | | |
22 | Расскажи о себе | Повторение чистоговорок. Рассказ о себе по образцу. Запоминание своего имени, отчества, фамилии, адреса. | | |
23 | Спокойной ночи! | Слушание «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака. Составление диалогов по прочитанной сказке. | | |
24 | Спокойной ночи! | Слушание «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака. Составление диалогов по прочитанной сказке. | | |
25 | Доброе утро! | Слушание и воспроизведение чистоговорок: Вот проснулся петушок, Встала курочка, Поднимайся, мой сынок, Встань, дочурка! Составление диалогов по заданной ситуации «С добрым утром!» Игра «Живые загадки». | | |
26. | Занятия людей утром. | Слушание интонации (весело, бодро – вяло, грустно; приветливо – неприветливо, хмуро). Составление диалогов на основе сюжетных картинок. Беседа «Как начинается твоё утро» | | |
27 | Играем вместе. | Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Умей играть самостоятельно». Формировать умение школьников разворачивать диалог в игровых ситуациях. Игра «Кто быстрее?». | | |
28 | Не будем ссориться. | Слушание стихотворения Э. Мошковская «Не надо больше ссориться». Моделирование спорных ситуации и способы их решения. | | |
29 | Дежурим с другом (подругой). | Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни. Разговор дежурных. Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. | | |
30 | Если друг попал в беду, помоги ему. | Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Если друг попал в беду, помоги ему» . Составление диалогов по картинке. Выявление представлений детей по теме «Опасные ситуации» с помощью вопросов учителя. и с опорой на иллюстративный материал. | | |
| | | |
31 | Готовимся к празднику | Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя. Составление письма Деду Морозу с опорой на условно-графические схемы предложений. | | |
32 | Новогодние чудеса | Слушание песенки Р. Кудашевой «В лесу родилась елочка». Игра «Узнай меня». Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа о новогоднем празднике с опорой на сюжетные картинки. | | |
33. | Новогодние поздравления. | Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией (на основе подражания речи учителя). | | |
34. | Зимняя одежда | Заучивание чистоговорки «В шапке да шубке хорошо Мишутке». Проигрывание ситуации «Кукла одевается на прогулку» | | |
35. | Зимние забавы | Выбор предложения, наиболее подходящего к картинке из двух, произнесенных учителем (У Миши санки. – У Маши санки.). Моделирование возможных диалогов между героями, изображёнными на картинке. | | |
36. | Мы катаемся с горы. | Слушание стихотворения А. Сурикова «Детство» (отрывок). Моделирование диалога между мальчиком и девочкой. | | |
37. | Мы лепим снеговика. | Использование слов вежливости при лепке снеговика. Стихотворение: Давай, дружок, Смелей, дружок. Кати по снегу Свой снежок. | | |
38. | Я умываюсь. | Слушание отрывка из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Заучивание отрывка из стихотворения «Мойдодыр». Составление диалога по картинке (утренний и вечерний туалет), по собственному бытовому опыту. | | |
39. | Я чищу зубы. | Отгадывание загадок. Диалог с игровым персонажем доктором Чистюлькиным. Составление короткого рассказа на тему «Я чищу зубы» и закрепление его действиями. | | |
40. | Режим дня школьника. | Слушание стихотворения С. Михалкова «Про Мимозу». Познакомить детей с режимом дня школьника, с последовательностью событий дня. Правильное расположение картинок по порядку, составление рассказа по картинкам. | | |
41. | Я правильно одеваюсь. | Слушание стихотворения С. Я. Маршака «Рассеянный». Игра «Одень Машу». Диалог на тему «Собираемся на прогулку» с опорой на сюжетную картинку. | | |
42. | Приглашаем гостей. | Слушание детской песни «К нам гости пришли». Ролевая игра «Кукла встречает гостей». Диалоги с гостями. | | |
43. | Мы в гостях. | Чистоговорки. Поздравление. Коллективное составление рассказа «Как мы ходили в гости» по опорным картинкам. Интонирование поздравительной речи. Обращение к человеку при поздравлении. | | |
44. | Поздравляем папу и дедушку | Слушание песни на слова Э. Успенского «Папа может..». Составление поздравления папе и дедушке с опорой на условно-графические схемы предложений. | | |
45. | Знакомимся с гостями. | Драматизация песни «К нам гости пришли». Коллективное составление рассказа «Как я гостей встречал» по вопросам учителя. | | |
46. | Провожаем гостей. | Отрывок из сказки А. Милна «Вини-Пух и все, все, все…» . Диалоги при расставании. Ролевая игра «Кукла провожает гостей» | | |
47. | Поздравляем маму. | Заучивание стихотворения к 8 Марта по выбору учащихся. Разучить реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков. | | |
48. | Накрываем праздничный стол. | Отгадывание загадок. Чистоговорки. Использование в речи слов «передайте, пожалуйста», «подайте, пожалуйста». Составление диалогов с игровым персонажем Хозяюшкой Варварушкой. Ролевая игра «Кукла накрывает стол». | | |
49. | Я помогаю маме прибираться. | Слушание стихотворения А. Барто «Помощница». Составление диалогов «Делаем уборку вместе» с опорой на сюжетные картинки и личный опыт детей. | | |
50. | Я помогаю маме прибираться в доме. | Разучивание стихотворения А. Барто «Помощница». Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста | | |
51. | Я помогаю маме прибирать на кухне . | Составление рассказ из личного опыта Называние предметов мебели, посуды, бытовой техники по сюжетным и предметным картинкам. Отгадывание загадок. | | |
52. | Посуда | Слушание отрывка из стихотворения К. И. Чуковского «Федорино горе». Игра с мячом «Один-много». Расширить словарный запас школьников словами, обозначающие предметы посуды | | |
53. | Содержу одежду в чистоте. | Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?». Составление диалога с опорой на сюжетную картинку. Игра «Кто знает, пусть продолжает» | | |
54. | Опрятному человеку нужны помощники. | Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы бытовой техники. | | |
55. | Я одеваюсь и обуваюсь. | Слушание стихотворения «Научу обуваться и братца» Е. Благининой. Составление диалогов по заданной ситуации «Где мои вещи», «Положи вещи на своё место». | | |
56. | Я ухаживаю за обувью. | Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы для ухода за обувью. Составление предложений по наблюдением за практическими действиями. Составление диалога «Давай почистим обувь» по сюжетной картинке и заданной ситуации. Отгадывание загадок. | | |
| | | | |
57. | «К нам весна шагает…» | Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна». Игра «Сложи картинку и назови, что получилось». Участие в учебном диалоге. Составление диалога по сюжетной картинке «Весенняя экскурсия» | | |
58. | Первоцветы | Слушание стихотворения «Подснежник» Е. Серовой. Составление диалога по сюжетной картинке и картинно-графической схеме «Первые цветы» | | |
59 | Весенняя прогулка. | Экскурсия на школьный двор. Признаки весны. Ответы на вопросы. Отгадывание загадок. | | |
60 | По погоде одевайся. | Диалог «В чём пойти на улицу», «Как одеться, если дождик» с опорой на сюжетные картинки и заданные ситуации. Чистоговорки. | | |
61. | Я по лужам прогулялся. | Слушание детской песни «Ангина». Выражение слов сочувствия заболевшему. Игра «Кто знает, тот продолжает» | | |
62. | Мишка заболел. | Слушание отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Айболит». Составление диалога о помощи заболевшим домашним животным, игрушкам . Сюжетно – ролевая игра «Я - доктор» | | |
63. | «А у нас в квартире кот! А у вас?» | Слушание стихотворения Б. Заходер «Кискино горе». Составление диалога о домашних любимцах по сюжетным картинкам и собственному опыту учащихся. Использование в диалоге ласковых обращений. | | |
64. | Учу попугая говорить. | Игра «Повтори словечко». Отгадывание загадки. Составление описания попугая по картинно-графическому плану. | | |
65. | Мой щенок. | Проигрывание стихотворения А. Прокофьева «Тузик». Игра «Кто как голос подает?» Использование подходящих глаголов для обозначения голоса домашних животных. Игра с мячом «Кто у кого». | | |
66. | Здравствуй лето! | Слушание стихотворения И. Гуриной «Здравствуй, лето!» . Экскурсия на школьный двор. Правила поведения на воде. | | |
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся 2 класса
№ | Тема | Содержание | Дата планируемая | Дата фактическая |
1 | Добро пожаловать! | Поздравление с началом учебного года. Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. | | |
2. | Наша ученица | Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). | | |
3. | Кто нас лечит и кормит | Выполнение инструкций по заданию учителя (организацион ные инструкции). Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). | | |
4. | Правила для школьника. | Конструирование реплик по теме. Игра «Дополни предложение» по условно- графическим схемам. | | |
5. | Дежурим с другом (подругой) | Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни | | |
6. | «Ура! Перемена!» | Чтение учителем стихотворения «Перемена». Познакомить школьников с основными правилами поведения на перемене. | | |
7. | Истории о лете | отгадывание загадки о лете. Моделирование диалогов на основе изображенной на картинке ситуации. Игра «Рассказ по кругу» | | |
8. | Я расскажу вам, где отдыхал | Разучивание считалок. Моделирование диалогов на основе изображенной на картинке ситуации и по собственному опыту | | |
9. | «Игрушки» | Разучивание чистоговорки То-то-то – у Антона лото. Составление предложений об игрушках, изображенных на картинке, по образцу, данному учителем | | |
10. | «Моя любимая игрушка» | Чтение учителем стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку». Игра «Назови ласково». Игра «Отгадай мою игрушку» | | |
11. | «Магазин игрушек» | Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине «Игрушки» с опорой на содержание. Ролевая игра «Магазин игрушек» | | |
12. | «Уложим куклу спать» | Слушание стихотворения Ю. Горея «Колыбельная». Выполнение игровых действий в соответствии с текстом. Устные отчеты о выполняемых действиях. | | |
13. | «Мы уже не малыши» | Чтение стихотворения А. Барто «Я выросла». Называние игрушек и учебных вещей, классификация с использованием обобщающего слова. Составление предложений «Где что находится?» | | |
14. | Знакомство со сказкой «Три медведя» | Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Три медведя». Разучивание чистоговорки | | |
15. | Инсценировка сказки «Три медведя» | Коллективное рассказывание сказки. Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов | | |
16. | Знакомство со сказкой «Три поросенка» | Познакомить учащихся со сказкой «Три поросенка». Формирование навыков взаимопомощи на примере героев сказки. | | |
17. | Инсценировка сказки «Три поросенка» | Прослушивани е аудиозаписи сказки «Три поросенка». Инсценирование сказки и использование элементов костюмов | | |
18. | Знакомство со сказкой «Красная Шапочка» | Прослушивание сказки загадки в форме «звукового письма». Познакомить учащихся со сказкой «Красная Шапочка». Игра «Расскажи по кругу» с опорой на картинки | | |
19. | Инсценировка сказки «Красная Шапочка» | Коллективное рассказывание сказки. Инсценирование сказки и использование элементов костюмов | | |
20. | Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок» | Заучивание четверостишья из стихотворения. Воспроизведение содержания стихотворения по сюжетным картинкам. | | |
21. | В воскресенье все дома | Понимание прямых родственных отношений: мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братье и сестёр, их занятий. «Кто старше, кто младше кто младше?». | | |
22. | Расскажи о себе | Знание своего имени, отчества, фамилии, адреса. | | |
23. | Я звоню себе домой | Моделирование телефонных разговоров с мамой. Разучивание чистоговорки. Познакомить с правилами общения по телефону | | |
24. | Я звоню в экстренные службы | Слушание и воспроизведение чистоговорки. Конструирование диалога с диспетчером «Скорой помощи». Познакомить с правилами общения по телефону | | |
25. | Играем во дворе | Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Умей играть самостоятельно». Формировать умение школьников разворачивать диалог в игровых ситуациях. Игра «Кто быстрее?» | | |
26. | Не надо больше ссориться | Слушание стихотворения Э. Мошковская «Не надо больше ссориться». Моделирование спорных ситуации и способы их решения. Игра «Что такое хорошо?» | | |
27. | Дружат в нашем классе девочки и мальчики | Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни | | |
28. | Наш товарищ заболел | Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Если друг попал в беду, помоги ему» .Выявление представлений детей по теме «Опасные ситуации» с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал | | |
29. | Готовимся к празднику | Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя. Составление письма Деду Морозу с опорой на условно- графические схемы предложений | | |
30. | Новогодние чудеса | Слушание песенки «В лесу родилась елочка» Моделирование ситуации знакомства на карнавале. Игра «Узнай меня» | | |
31. | Новогодние поздравления | Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков. Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем | | |
32. | Новогодние поздравления | Проигрывание диалогов между учащимися при преподнесении подарков. Реплики- поздравления, сопровождающие вручение подарков | | |
33. | Зимняя одежда | Заучивание чистоговорки «В шапке да шубке хорошо Мишутке». Рассматривание картинок и называние предметов зимней одежды и обуви. Проигрывание ситуации «Кукла одевается на прогулку» | | |
34. | Зимние забавы | Выбор предложения, наиболее подходящего к картинке из двух, произнесенных учителем (У Миши санки. – У Маши санки.) Моделирование возможных диалогов между героями картинки | | |
35. | Мы катаемся с горы | Н. Некрасов «Детство» (отрывок). Закреплять умение составлять рассказы из личного опыта | | |
36. | Мы лепим снеговика | Давай, дружок, Смелей, дружок. Кати по снегу Свой снежок. Составление рассказа с опорой на картинный план. Практическое занятие. | | |
37. | Я умываюсь | Слушание отрывка из стихотворения «Мойдодыр». Активизирование в словарном запасе школьников слова, обозначающие предметы гигиены. Составление короткого рассказа на тему «Я умываюсь» и закрепление его действиями | | |
38. | Я чищу зубы | Отгадывание загадок. Составление короткого рассказа на тему «Я чищу зубы» и закрепление его действиями | | |
39. | Режим дня школьника | Слушание стихотворения С. Михалкова «Про Мимозу» .Правильное расположение картинок по порядку, составление рассказа по картинкам. | | |
40. | Я правильно одеваюсь | Слушание стихотворения С. Я. Маршака «Рассеяный». Игра «Одень Машу» | | |
41. | Вещи в моем шкафу | Отгадывание загадок по теме. Практические упражнения по складыванию одежды. | | |
42. | Я собираюсь на прогулку | Отгадывание загадок. Усвоить последовательность действий при одевании. Игра «Оденься правильно» | | |
43. | Содержу одежду в чистоте | Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?». Составление рассказа о том, как проходит день школьника, после возвращения из школы. Игра «Кто знает, пусть продолжает» | | |
44. | Опрятному человеку нужны помощники | Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы бытовой техники. Правильное расположение картинок по порядку, составление рассказа по картинкам. | | |
45. | Я обуваюсь | Слушание стихотворения «Научу обуваться и братца» Е. Благининой. Практические упражнения в обувании, в шнуровании. | | |
46. | Я ухаживаю за обувью. | Отгадывание загадок. Практические упражнения в уходе за обувью. | | |
47. | Я по лужам прогулялся | Слушание детской песни «Ангина». Игра «Кто знает, тот продолжает» | | |
48. | Мишка заболел | Слушание отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Айболит». Сюжетно – ролевая игра «Я - доктор» | | |
49. | Садитесь, пожалуйста! (Поведение в автобусе) | Слушание песенки «Мы едем, едем, едем». Моделирование ситуации «Я в автобусе». Расширить словарный запас школьников, обозначающие общественный транспорт | | |
50. | Мы не знаем, как пройти, Как быть? | Отгадывание загадок. Моделирование ситуации «Я забыл дорогу». Обратить внимание учащихся на значение интонационного выделения слов | | |
51. | Где я живу | Отгадывание загадок. Запоминание своего адреса. Проигрывание диалога «Где ты живешь?» | | |
52. | Моя дорога в школу | Отгадывание загадок. Моделирование ситуации «В школу я иду таким путем». Зарисовка маршрута от дома до школа | | |
53. | За покупками в магазин | Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине с опорой на содержание картинки. Ролевая игра«Магазин игрушек» | | |
54. | Я иду в кружок. Кто со мной? | Конструирование реплик- обращений в ситуации записи в кружок. Ролевая ситуация «Я записываюсь в кружок» | | |
55. | Мы в гостях на день рождении | Знакомство учащихся о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими. Коллективное составление рассказа «Как мы ходили в гости» по опорным картинкам | | |
56. | День рождение! Знакомимся с гостями | Драматизация песни «К нам гости пришли». Коллективное составление рассказа «Как я гостей встречал» по вопросам учителя | | |
57. | День рождения! Провожаем гостей | Отрывок из сказки А. Милна «Вини- Пух и все, все, все…». Ролевая игра «Кукла провожает гостей» | | |
58. | Накрываем на стол | Отгадывание загадок. Правила этикета за столом. Слова обозначающие предметы посуды. Ролевая игра «Кукла накрывает на стол» | | |
59. | Поздравляем маму | Заучивание стихотворения к 8 Марта по выбору учащихся. Составление поздравления маме с опорой на условно- графические схемы предложений | | |
60. | «К нам весна шагает…» | Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна». Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки весны | | |
61. | Первоцветы | Слушание стихотворения «Подснежник». Расширить словарный запас школьников, названий первые весенние цветы | | |
62. | Весенняя прогулка. | Экскурсия на школьный двор. Отгадывание загадок. | | |
63. | «А у нас в квартире кот! А у вас?» | Слушание стихотворения Б. Заходер «Кискино горе». Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта | | |
64. | Учу попугая говорить | Отгадывание загадки. Составление описания попугая по картинно- графическому плану | | |
65. | У меня есть щенок! | Проигрывание стихотворения А. Прокофьева «Тузик» | | |
66. | Здравствуй лето! | Слушание стихотворения И. Гуриной «Здравствуй лето!» | | |
67. | Здравствуй, лето! | Отгадывание загадок, доскажи словечко. Экскурсия на школьный двор. Составление рассказа о лете по впечатлениям о прогулке. Правила поведения в лесу | | |
68. | Летние каникулы. | Летние каникулы. Знать правила безопасного поведения во время каникул. | | |
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся 3 класса
№ | Тема | Содержание | Дата планируемая | Дата фактическая |
1 | Добро пожаловать! | Поздравление с началом учебного года. Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. | | |
2 | Мы снова в школе | Составление описания школы по плану. Конструирование диалогов- приветствий из заданных реплик | | |
3 | «Школьная столовая». | Правила речевого общения. Игра «Правильно – неправильно» Повторение оппозиционных слоговых структур: ма – мя, ло – лё, вя – вья. | | |
4 | Где же взять мне книгу почитать? | Составление правил поведения в библиотеке, обсуждение целесообразности каждого правила. Знакомство со специальным словом - формуляр. | | |
5 | «В библиотеке». | Экскурсия в школьную библиотеку. Составление диалогов типа «вопрос-сообщение». Почему книгу называют собеседником? | | |
6 | Успехи и неудачи бывают у каждого. | Конструирование реплик по теме. Расширение представления детей о правилах поведения при конфликте и при успехе. Игра «Дополни предложение» по условно-графическим схемам. Проигрывание диалогов при конфликте и при успехе. Правильная реакция на похвалу и порицание. | | |
7 | Истории о лете | Составление предложений с опорой на схемы и слова: по картине, далее – на основе личного опыта. Отгадывание загадки о лете, беседа по картине | | |
8 | Я расскажу вам, где отдыхал | Разучивание считалок. Игра «Где я был – не расскажу, а что делал - покажу» | | |
9 | Мы хотели поиграть | Разучивание считалок. Учимся строить диалог типа «предложение - возражение». Конструирование диалога-конфликта и обсуждение вопроса о том, как можно избежать конфликта | | |
10 | Игра «Рыбаки» | Коллективное составление рассказа о правилах игры. Коллективное составление рассказа о правилах игры. Проигрывание игры «Рыбаки» | | |
11 | Наша любимая игра | Обмен мнениями о любимой игре. Составление рассказа – описания любимой игры. Игра «Покажи любимую игру» | | |
12 | Играем в нашу любимую игру | Составление описания правил игры. Правильное поведение в ситуации спора. Игра с правилами в классе | | |
13 | Мой дом и моя семья | Слушание стихотворения М. Шварца «Семья» Выявление знаний учащихся о членах своей семьи, о понимании отношений: старше - младше, умения составлять предложения по сюжетным картинкам. | | |
14 | Мой дом и моя семья. | Понимание прямых родственных отношений: мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братье и сестёр, их занятий. «Кто старше, кто младше?».. | | |
15 | «Дома маме помогу…» | Слушание стихотворения М. Веркина «Семья». Понимание своих обязанностей в семье | | |
16 | Обмениваемся бытовыми советами | Расширение словарного запаса о бытовых предметах. Составление и проигрывание диалогов о просьбе помочь | | |
17 | Содержу одежду в чистоте | Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?». Составление рассказа о том, как проходит день школьника, после возвращения из школы. Игра «Кто знает, пусть продолжает | | |
18 | Вещи в моем шкафу | Отгадывание загадок. Употребление в речи предлогов в, на, под. Практические упражнения по складыванию одежды. | | |
19 | Я тебе позвоню | С. Михалкова «Телефон». Правила общения по телефону со сверстниками | | |
20 | Телефонный разговор | Прослушивание стихотворения К. И. Чуковского «Телефон». Чтение по ролям диалогов сказки | | |
21 | Мы разговариваем по телефону | Составление диалогов по телефону на различные темы. Проигрывание составленных диалогов | | |
22 | Мой мобильный телефон | Составление ответов на вопросы по картинкам. Составление правил пользования мобильным телефоном. Игра «Позвони мне на мобильный» | | |
23 | Я вызываю пожарных | Слушание стихотворения «Очень очень важные правила». Правила разговора с экстренными службами по телефону. Игра «Я звоню в пожарную» | | |
24 | Я вызываю полицию и скорую | Слушание стихотворения «У милиции нашей немало забот». Игра «Я звоню в полицию». Игра «Я звоню в скорую помощь» | | |
25 | Я звоню в экстренные службы | Расширение знаний детей о экстренных службах. | | |
26 | Узнай меня!. | Знание своего имени, отчества, фамилии, адреса. Рассказ о себе по образцу. | | |
27 | «Свет мой, зеркальце. Скажи…». | Знание качеств своего характера. Умение называть свои привычки. Составление рассказа осебе с описание качеств своего характера и своих привычек | | |
28 | Узнай одноклассника! | Знание имен одноклассников, их привычек, характеров. Рассказать об однокласснике по образцу, «Игра Светофор» | | |
29 | Вместе после уроков | Слушание стихотворения С. Маршака «Друзья- товарищи». Игра «Самый быстрый». Моделирование спорных ситуации и способы их решения. | | |
30 | Хочешь со мной дружить? | Слушание стихотворения Е. Стеквашовой «Друзья», ответы на вопросы стихотворения. Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Игра «Что такое хорошо?» | | |
31 | Вместе нам не скучно | Слушание песни «Дружба крепкая не сломается». Выявление представлений детей по теме «Наши любимые игры и игрушки» с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал | | |
32 | Привычки хорошие и не очень. | Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Если друг попал в беду, помоги ему», обсуждение пословицы «Друг познается в беде». Рассказ по сюжетным картинкам порядка действий в опасной ситуации | | |
33 | Вспоминаем сказку «Маша и Медведь» | Прослушивание аудиозаписи со сказкой «Маша и медведь». Пересказ сказки с опорой на серию картинок | | |
34 | Инсценировка сказки «Маша и медведь» | Коллективное рассказывание сказки. Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов | | |
35 | Составление новой сказки про Машу. | Закреплять умение рассказывать с опорой на собственный опыт. Обсуждение пословицы «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» (А.С. Пушкин). | | |
36 | Вспоминаем сказку «Три медведя» | Загадка о сказке. Пересказ сказки с опорой на серию картинок | | |
37 | Инсценировка сказки «Три медведя» | Составление предложений по сюжету сказки. Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки | | |
38 | Три медведя | Сформировать представления детей о правилах поведения при знакомстве. Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки (рассказ по кругу) | | |
39 | Знакомство со сказкой «Морозко» | Просмотр мультфильма «Морозко» | | |
40 | Инсценировка сказки «Морозко» | Разбор пословицы «Какова работа, такова и награда». Воспроизведение содержания сказки по сюжетным картинкам | | |
41 | «Настя и Марфуша в гостях у Морозко». | Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответном диалоге. | | |
42 | Знакомство со сказкой «Гуси-Лебеди» | Мультфильм «Гуси-лебеди»Прослушивание загадки в форме «звукового письма». Игра «Расскажи по кругу» с опорой на картинки | | |
43 | Инсценировка сказки «Гуси- Лебеди» | Коллективное рассказывание сказки. Инсценирование сказки и использование элементов костюмов | | |
44 | «Гуси-лебеди». | Сформировать представления детей о правилах поведения, когда остаются одни дома | | |
45 | Вспоминаем сказку «Волк и семеро козлят» | Пересказ сказки с опорой на серию картинок. Загадка о сказке | | |
46 | Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» | Прослушивание аудиозаписи сказки «Волк и семеро козлят». Инсценирование сказки и использование элементов костюмов | | |
47 | «Волк и козлята». | Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки (рассказ по кругу). Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки | | |
48 | Я пешеход | Слушание стихотворения «Светофор». Моделирование ситуации «Я перехожу дорогу». Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста. | | |
49 | Правила дорожного движения достойны уважения | Слушание песенки «Светофор». Моделирование ситуации «Я на дороге». | | |
50 | Я зритель | Расширение словарного запаса предметной лексикой. Игра «Я дарю тебе билет». Моделирование диалогов между кассиром и покупателем | | |
51 | Я иду в кино | Слушание песни «Фильм, фильм, фильм». Составление рассказа по картинке. Моделирование ситуации «Я иду в кино» | | |
52 | Мы в кинотеатре | Составление диалогов по образцу. Правила вежливого зрителя. Ролевая игра «Я в кинотеатре» | | |
53 | Отправляюсь в магазин | Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине с опорой на содержание картинки. Ролевая игра «Магазин игрушек» | | |
54 | Мы в продуктовом магазине | Ролевая ситуация «Я пришел за продуктами» , расширение словарного запаса о продуктах. Повторить основные правила поведения в магазине. | | . |
55 | Мы в канцелярском магазине | Перенести полученные знания о ситуации «Покупка в магазине» в новые условия, расширение словарного запаса канцтоварами. Ролевая игра «Канцелярский магазин» | | |
56 | Мы идем на день рождения | Слушание стихотворения Б. Заходера «Подарок». Ролевая игра «Мой день рождения». Учить школьников правильно вести себя при прощании со старшим по возрасту Использование в речи слов «передайте, пожалуйста», «подайте, пожалуйста» | | |
57 | Погода и мы | Слушание песни «Хорошая погода» А. Олейникова. Расширение словарного запаса о погодных явлениях. | | |
58 | Какая сегодня погода? | Слушание стихотворения А. Барто «Нестойкая погода». Составление описания погоды сегодня. Расширение словарного запаса о погодных явлениях | | |
59 | Оденемся по погоде | Отгадывание загадок. Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы одежды и распределение их по сезонам и по принадлежности. Усвоить последовательность действий при одевании. Игра «Оденься правильно» | | |
60 | Весна пришла | Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна». Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки весны. Составление рассказа с опорой на картинный план | | |
61 | Весенние цветы | Слушание стихотворения «Подснежник». Расширить словарный запас школьников, названий первые весенние цветы. Составление описания первоцветов по картинно- графическому плану | | |
62 | Весенняя прогулка. | Отгадывание загадок. Составление рассказа о весне по впечатлениям о прогулке. | | |
63 | Учимся понимать животных | Слушание стихотворения А. Крылова «Кот Василий». Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта | | |
64 | Я ухаживаю за своим домашним животным | Е. Благина «Котенок». Расширение словарного запаса. Составление правил ухода за домашними животными | | |
65 | Мое домашнее животное | Составляем рассказ про свое домашнее животное. Употребление ласковых слов. | | |
66 | 7. В зоопарке у зверей | Слушание стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал воробей?». Расширять словарный запас животных зоопарка. Составление описания животного по картинно- графическому плану | | |
67 | Мы друзья или враги | Составление правил поведения в природе. Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта. Составление предложений по картинкам | | |
68 | Здравствуй, лето! | Отгадывание загадок, доскажи словечко. Экскурсия в школьный двор. Составление рассказа о лете по впечатлениям о прогулке. Правила поведения в лесу | | |
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся 4 класса
№ | Тема | Содержание | Дата планируемая | Дата фактическая |
1 | Добро пожаловать! | Рассказ о лете по картинке. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. Игра «Рассказ по кругу» | | |
2 | «Прошлым летом» | Чтение стихотворения И. Гамазковой «Прошлым летом». Познакомить с правилами участия в полилоге | | |
3 | Расскажи мне о своих летних каникулах | Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). Рассказ детей по своим рисунка о прошедшем лете. Игра «Вопрос за вопрос» | | |
4 | Для друзей нет выходных | Слушание песни «Для друзей нет выходных» | | |
5 | Рассказываем о своих друзьях | Рассказ по плану о своем друге Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение правильно дружить | | |
6 | Дружим – не дружим | Знакомство с рассказом Л. Толстого «Два товарища» в устном изложении учителя. Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Составление картинного плана рассказа. Пересказ по плану. Уточнение и активизация словаря-признаков, словаря- действий, называющих качества и поступки людей. Игра «Угадай, кто мой друг» | | |
7 | Наши чувства | Понятие дружба, друг, взаимопомощь. Умение правильно выражать свои эмоции и чувства Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу» | | |
8 | Игра по правилам | Обмен мнениями о любимой игре. Игра с правилами в классе. Составление описания правил игры. Правильное поведение в ситуации спора | | |
9 | Игра «Молчок» | Коллективное составление рассказа о правилах игры. Обсуждение содержания серии картин. Умение конструктивно участвовать в споре | | |
10 | Твой старший друг. Почему с ним интересно? | Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Игра «Что такое хорошо?» | | |
11 | Задушевный разговор | Уточнение значения слов, называющих эмоциональное состояние человека Беседа на основе личного опыта детей о чувствах Актуализировать умение участвовать в диалогах | | |
12-13 | Вместе в беде и в радости | Слушание рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» Рассказ о ситуации, в которой приходилось испытывать подобные чувства. Рассказ по сюжетным картинкам, Как поступить в подобной ситуации? | | |
14-15 | Знакомство со сказкой «Петушок- Золотой гребешок» | Прослушивание аудиозаписи со сказкой «петушок- Золотой гребешок» Пересказ сказки с опорой на серию картинок Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки | | |
16-17 | Инсценировка сказки «Петушок- Золотой гребешок» | Коллективное рассказывание сказки. Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки Беседа «Самая интересная сказка про Петушка» с привлечением личного опыта учащихся | | |
18-19 | Знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев» | Загадка о сказке Пересказ сказки с опорой на серию картинок Сформировать представления детей о правилах поведения при знакомстве. Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки (рассказ по кругу) | | |
20-21 | Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев» | Составление предложений по сюжету сказки Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки Рассказывание по собственным иллюстрациям к сказке. | | |
22-23 | Знакомство со сказкой «Бременские музыканты» (Сцены из сказок) | Просмотр мультфильма «Бременские музыканты » Познакомить учащихся со сказкой «Бременские музыканты» Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, любовь друг к другу. Воспроизведение содержания сказки по сюжетным картинкам. | | |
24-25 | Инсценировка сказки «Бременские музыканты» | Коллективное рассказывание сказки. Инсценирование сказки и использование элементов костюмов Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки | | |
26 | Книга - лучший собеседник | Чтение четверостишья «Книга может дать совет». Беседа на основе личного опыта. Какие книги ты любишь читать? Где ты берешь книги? Игра «Расскажи другому» | | |
27 | Я выбираю книгу | Познакомить детей с различными жанрами книг. Игра «Выбери нужную книгу» | | |
28 | Моя любимая книга | Знакомство со словом КОМПЛИМЕНТ. Игра «Посоветуй другу». Конструирование ситуации-просьбы | | |
29 | В библиотеке | Экскурсия в школьную библиотеку. Участие в диалоге с библиотекарем, умение ставить уточняющие вопросы. | | |
30-31 | Мы сказочники | Чтение стихотворения «Вот бы стать писателем» Коллективное обсуждение самых интересных сюжетных линий в прочитанных сказках Развивать творческую активность школьников Обсуждение замыслов каждого школьника | | |
32-33 | Составляем сказку | Загадки о сказках Коллективное составление сказки Развивать умение работать в коллективе Запись коллективно составленной сказки | | |
34-35 | Я пишу свою сказку | Составление предложений по сюжету сказки Рассказ по сюжетным картинкам Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу Написание собственной сказки по плану и опорным словам | | |
36 | Мой любимый рассказ | Загадки о природе. Чистоговорки. Рассказ по сюжетным картинкам | | |
37 | Составляем рассказ о природе | Коллективное составление рассказа о природе. Запись коллективно составлено рассказа | | |
38 | Басня | Слушание басен. Пересказ. Коллективное обсуждение самых интересных сюжетных линий. Чистоговорки | | |
39-40 | Мое любимое стихотворение | Чтение стихотворения Обсуждение заученных ранее стихотворений | | |
41 | Мы поэты. Сочиняем свое стихотворение | Чистоговорки. Запись коллективно составленного стихотворения | | |
42 | Мой помощник телефон | Расширение знаний детей о справочных службах. Составление диалогов со справочными службами Правила разговора по телефону справочной службы Проигрывание диалогов со справочными службами | | |
43 | Я у телевизора | Загадка о телевизоре Обсуждение личного отношения школьников к просмотру телепередач Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу Рассказ о любимой телепередаче | | |
44 | Полезные и вредные телепередачи | Обогащение словарного запаса школьников понятиями: диктор, ведущий, актер Обсуждение просмотренных детьми телепередач Правила пользования телевизором Учить планировать свой телевизионный досуг | | |
45 | Составь свою телевизионную программу | Коллективное составление плана телепередач по картинкам и с опорой на личный опыт Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу Развивать творческую активность школьников Составление программ телепередач | | |
46 | Я - помощник | Знакомство со стихотворением Б. Заходера «Переплетчица». Беседа на тему «Я – помощник» с целью актуализации личного опыта школьников. Уточнение и обогащение словарного запаса по теме (подбор слов-предметов, слов-действий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений) Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу о помощи. Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации | | |
47 | Современная техника в доме | Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь: компьтер, мультиварка, электроприборы. Уметь правильно оценивать себя в речевой ситуации | | |
48-49 | Знаки- Помощники | Чтение стихотворения «У мня живет дружок». Продолжать учить участвовать в беседе, обсуждении, высказывать свое мнение. Формировать умение соблюдать правила, обеспечивающие безопасность и порядок в обществе. | | |
50-51 | Правила дорожного движения достойны уважения | Слушание песенки «Светофор». Расширить словарный запас школьников, словами, обозначающими дорожные знаки. Формировать умение соблюдать правила дорожного движения. Моделирование ситуации «Я на дороге» и «Я велосипедист». | | |
52-53 | Веселый праздник | Чтение четверостишья «Получил я приглашенье». Расширять представления учащихся о правилах поведения в гостях. Правила вежливости при приглашении гостей. Моделирование диалогов, содержащих принятие приглашения или вежливый отказ. | | |
54-55 | Приглашение | Слушание стихотворения А. Усачева «Приглашение улитке». Коллективное составление приглашения. Правила вежливости при приглашении гостей. Оформление письменного приглашения. | | |
56-57 | Поздравляю! | Чтение стихотворения «Я Наташу с днем рождения поздравлял». Коллективное составление поздравления. Совершенствовать интонационные и жестово-мимические умения. Тренировочные упражнения в произнесении поздравления | | |
58-59 | Поздравление ветеранам | Слушание стихотворения «Ушел из жизни ветеран» Составление поздравления ветеранам с опорой на план и опорные слова Учиться адресно подбирать пожелания Самостоятельная подготовка поздравительных открыток ветеранам | | |
60 | «Знакомство во дворе» | Расширение словарного запаса предметной лексикой. Игра «Свой, чужой». Моделирование диалогов при знакомстве | | |
61 | Мы друзья или враги природы? | Составление предложений по картинкам составлять рассказ из личного опыта. Повторить правила участия в полилоге. Составление правил поведения в природе | | |
62 | В гостях у леса | Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу Составление рассказа «В гостях у леса» | | |
63 | Я на прогулке в парке | Составление предложений по картинкам составлять рассказ из личного опыта. Закрепление правил поведения в природе. | | |
64-65 | Учимся понимать животных | Расширить представления учащихся о способах коммуникации; закреплять умения составлять предложения, рассказы по теме. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | | |
66 | Здравствуй, лето! | Закрепить знания учащихся о признаках лета. Лето признаки лета Речевая ситуация «Отгадай, какое время года». Стихотворение «О лете». Чистоговорки. Составление рассказа о лете по картинкам. | | |
67 | Летом. В поход | Познакомить с летними явлениями в природе, отрабатывать умение составлять предложения с отработанной лексикой по вопросам учителя. Лето приметы лета. Речевая ситуация «В походе» | | |
68 | Летние каникулы | Знать правила безопасного поведения в различных ситуациях. Умение участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. | | |
| | | | |