Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
средняя общеобразовательная школа №5
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании МО Руководитель МО А.И.Алтунина Протокол №10 от 29 августа 2018 года | Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании ШНМС Председатель Т.Н.Хоршева Протокол №15 от 29 августа 2018 года | Утверждена приказом №244 Директор МБОУ БГО СОШ №5 г Н.В.Попова | |
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для индивидуального обучения учащихся 7 класса (VII вид)
Класс 7в
Количество часов 53
Учитель Ерина Людмила Александровна
2018 - 2019 учебный год
г. Борисоглебск
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы.
Данная программа предназначена для проведения коррекционных занятий по русскому языку с учащимися 7 «В» класса по программе общеобразовательных учреждений VII вида, с целью коррекции отклонений в развитии познавательной деятельности, формирования и развития грамматико – аналитических навыков учащегося с трудностями в освоении программы, восполнению пробелов в его знаниях, пропедевтике изучения трудных тем, обогащению и расширению словаря, речевому развитию в целом.
Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия в учебных предметах и используемые педагогические технологии, регламентирует организацию образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Концепции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
- Приказа Минобрнауки РФ № 1598 Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
- Приказа Минобрнауки РФ № 1599 Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Письма Минобрнауки России от 16.02.2015 № ВК-333/07 об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ;
- СанПиНа для обучающихся с ОВЗ;
- Учебного плана МБОУ БГО СОШ №5;
- Устава МБОУ БГО СОШ № 5.
Реализация АОП направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями, овладение учебной деятельностью.
Цель деятельности учителя — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка.
Задачи:
1 . Создать условия для освоения образовательной программы обучающимся:
- организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;
- создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;
- формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации;
- применение адекватных возможностям и потребностям обучающимся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;
- адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;
- адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
2. Создать условия для адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:
- организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности;
- организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;
- использование адекватных возможностям ребенка способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
3. Привлекать дополнительные ресурсы, поддержки:
- специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в классе;
- формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров — методического центра, общественных организаций;
- организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
- повышать профессиональную компетенцию.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, язык великой русской литературы.
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
Данная адаптированная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне и адаптирована с учетом рекомендаций Министерства Просвещения для обучения детей с ОВЗ VII вида.
Курс русского языка 5-9 классов способствует формированию целостного представления о системе русского языка у учащихся с ЗПР. Изложение теории дается в системе, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке.
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы
Действующая общеобразовательная программа наиболее доступна для обучающихся детей с ЗПР, предполагает использование учебников авторов Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова, С.Г. и др. Данные учебники излагают учебный материал в доступной форме, оснащены упражнениями разной степени сложности, упражнениями, направленными на развитие связной речи и охватывают все разделы науки о языке, которые необходимо усвоить учащимся с ЗПР с определенной корректировкой.
Цели и задачи:
Конечной целью обучения в школе является владение литературным русским языком в устной и письменной форме для общения в различных ситуациях и развитие личности человека. Эта цель обусловливает следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
В программу внесены следующие изменения:
По сравнению с действующей, в предлагаемой программе существенно сокращен объем теоретических сведений и по-иному организованы ее разделы.
Одна из особенностей устной и письменной речи школьников с ЗПР в 7 классе состоит в крайне ограниченном употреблении причастий и деепричастий. Изучение этих форм глагола вызывает у них трудности. Поэтому наибольшие изменения программы 7 класса связаны с темами «Причастие» и «Деепричастие». Ознакомительно изучаются такие темы, как причастие — особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль); склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях; не с причастием; одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и в прилагательных, образованных от глагола. Одна буква н в кратких причастиях; деепричастие — особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль); непроизводные и производные предлоги.
В практическом плане (без терминологии) изучаются: образование действительных и страдательных причастий, правописание гласных в суффиксах причастий; степени сравнения наречий; формообразующие, отрицательные и модальные частицы; различение на письме частиц не и ни.
По сравнению с действующей, в предлагаемой программе существенно сокращен объем теоретических сведений и по-иному организованы ее разделы.
Каждый раздел программы имеет единую структуру, В нем прежде всего выделены основные теоретические сведения, которые являются базой для формирования грамматических, орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков учащихся. Основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам (к ним в программе дана пометка «ознакомление») обучающийся получает только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьником в результате практической деятельности (Например, склонение местоимении, образование причастий). В программе такой материал снабжен примечанием «практически».
Такой дифференцированный подход к изучению теории, с одной стороны, облегчает ее изучение и сокращает учебное время на ее усвоение, а с другой стороны, создает условия, чтобы учащийся овладевал знаниями о языке не на уровне разрозненных фактов, а получал их в определенной системе.
Чтобы усилить речевую направленность курса, изучение многих вопросов синтаксиса и пунктуации предлагается проводить в V—VII классах параллельно с изучением морфологии и других разделов курса. Эти вопросы выделены в каждой крупной теме.
Для раннего обучения внесены те синтаксические и пунктуационные темы, которые вполне доступны обучающемуся данного возраста. В связи с этим в VIII—IX классах характер изучения многих тем изменяется. Главное внимание уделяется обобщению и систематизации ранее изученного, и только частично материал изучается как новый.
В каждом разделе перечислены умения и навыки, которые должны быть сформированы при изучении данной темы. Причем умения и навыки подразделяются на две группы: одни из них являются грамматическими, другие — собственно орфографическими или пунктуационными.
Среди грамматических требуют постоянного внимания такие ведущие умения, как различение звука и буквы, деление слова на морфемы, опознавание частей речи, выделение грамматической основы предложения, установление связи слов в предложении, различение простых и сложных предложений и т. п.
Именно эти умения являются основой орфографических и пунктуационных навыков, и от сформированности их во многом зависит успешность работы по формированию грамотности.
Следует иметь в виду, что проведение грамматического разбора не должно являться самоцелью. Он должен служить практическим задачам обучения. Используя его выборочно, ученики объясняют правописание слов и знаки препинания.
Развитие связной речи в предлагаемой программе представлено не в особом разделе, а распределено по основным темам курса. При этом виды и содержание работ по развитию речи во многом соотнесены с особенностями изучаемой темы.
Виды работ по развитию связной речи и их тематика, указанная в программе, носят примерный характер и даны для ориентировки. Учитель по своему усмотрению может изменять вид работы, тематику и количество изложений и сочинений.
Предполагается использование таких форм контроля, как
-индивидуальный
-устный текущий
-контрольный плановый
-письменный
Коррекционная составляющая
Программа составлена с учетом особенностей ребенка, испытывающего стойкие трудности в обучении и требующего специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса. Повышенная истощаемость ЦНС и в связи с этим сниженная познавательная активность и работоспособность, недостаточность произвольного внимания, пространственной ориентировки, плохо развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, инертность психических процессов, слабая память - все эти и другие особенности обучающегося отрицательно влияют на успешность обучения и являются основной причиной неуспеваемости в учебе.
Необходимо в каждый традиционный урок включать компонент корркционно-развивающей игры, соотнеся его с изучаемой темой. Игра повышает у ребенка с ОВЗ интерес к изучению предмета, помогает понять, где и как на практике можно использовать полученные знания. Кроме того, что игры вызывают интерес, они имеют и ряд других преимуществ, а именно: предполагают высокий уровень самостоятельности ученика, требуют активного участия в подготовке и проведении урока, обеспечивают глубокие знания, прочные умения и навыки, формируют ответственное отношение к учебному труду. Следовательно, игра является одним из методов обучения, способствующих формированию и развитию личности.
В процессе игр, связанных с русским языком, ребенок незаметно для себя тренируется в разграничении сложных языковых явлений, отыскивает примеры, соответствующие тому или иному правилу, с большим удовольствием упражняется в написании трудных слов, а в результате приобретает более прочные грамматические и орфографические навыки.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Адаптированная программа предусматривает формирование у обучающегося с ОВЗ общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Русский язык» являются умение видеть строение слова и предложения. Они приведены в графе «Требования к уровню подготовки обучающихся». Представленная в Рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование ключевых компетенций: языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция, т.е. осведомлённость школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
1.формирования научно – лингвистического мировоззрения.
2.вооружение основами познаний о родном языке, его устройстве и функционировании.
3.развитие языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.
Коммуникативная компетенция, т.е. осведомлённость школьников об особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих задач:
1.формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков.
2.овладение нормами русского литературного языка.
3.обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.
4.обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
5.свободно пользоваться русским языком во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, об этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Психолого - педагогическая характеристика учащихся, посещающих коррекционные занятия по русскому языку.
В настоящее время возросло число учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые не могут полностью освоить программу по русскому языку. В таком случае коррекционно-развивающие занятия по данному предмету особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков.
Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям.
Данная программа предполагает курс дополнительных коррекционно-развивающих занятий по русскому языку. На занятиях, темы которых связаны с тематикой основных уроков русского языка, учащимся оказывается помощь в усвоении основных тем школьной программы, происходит углубление изучаемого материала, развитие устной и письменной речи, проводятся викторины, игры, «веселые диктанты».
Продолжительность и регулярность занятий:
Рабочая коррекционно - развивающая программа по русскому для учащихся с ОВЗ рассчитана на учебный год. Занятия проводятся 1,5 часа в неделю. Учащиеся должны выполнять доступные им по интеллектуальным возможностям задания, удерживаться в рамках структуры занятия, выполнять основные требования, рекомендации, предлагаемые в ходе различных моментов занятия.
Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для ученика. Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала по предмету в целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении заданий, интерес к родному русскому языку.
Цель программы
Данная программа по русскому языку для учащегося 7 «В» класса Егорова А. VII вида направлена на овладение знаний, умений и навыков с учетом возможностей ребенка; носит коммуникативную направленность.
Задачи:
Обучающие:
Посредством формирования и развития грамматико-аналитических, орфографических и пунктуационных навыков систематизировать те непрочные знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике, орфографии и пунктуации.
Развивающие:
Развивать познавательную активность учащихся.
Развивать словарь, обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду, любовь к родному краю и т.д. средствами данного предмета.
Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;
наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;
практические методы: упражнения, творческие задания, списывание, диктант, перфокарта и др.
Методы по степени активности познавательной деятельности:
репродуктивные,
проблемно-поисковые.
Методы организации деятельности и опыта поведения:
упражнение;
приучение;
оценивание;
создание воспитывающей ситуации.
Предполагаемый результат
Основные знания, умения и навыки
Учащиеся к концу обучения должны уметь:
определять вид предложения по цели высказывания;
находить главные и второстепенные члены предложения;
находить в предложении однородные члены и ставить между ними знаки препинания;
подбирать группы родственных слов;
проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
обозначать мягкость согласных буквой Ь;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное как часть речи;
различать имена собственные и нарицательные;
изменять им. сущ. по родам, числам, падежам;
склонять имя существительное;
действительные и страдательные причастия;
краткие страдательные причастия;
порядок морфологического разбора причастий;
грамматические признаки деепричастия как части речи;
грамматические признаки наречия как части речи;
смысловые группы наречий;
о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;
признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;
правила употребления предлогов с разными падежами;
о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;
о сочинительных и подчинительных союзах;
порядок морфологического разбора предлогов и союзов;
отличие частиц от самостоятельных частей речи;
формообразующие и смысловые частицы;
о назначении в речи междометий.
Материал занятия отбирается в зависимости от имеющихся нарушений. При планировании и проведении занятий особое внимание уделяется предметно-практической деятельности. Содержание индивидуальных занятий не допускает «натаскивания», формального механического подхода, оно максимально направлено на развитие ученика. На занятиях используются различные виды практической деятельности. Создается возможность для широкой подготовки учащихся к выполнению различного типа задач: умения сравнивать, обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры; осмысления художественных текстов; развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта. При работе с каждым типом упражнений, заданий добиваюсь полного понимания и безошибочного выполнения, только после этого переходим к другому типу заданий. Часть занятий проводится в игровой форме. Этим поддерживается постоянный интерес к занятиям.
При проведении игр и упражнений исключается ситуация неудач.
Коррекционно-развивающие занятия обеспечивают не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности.
Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
3. Содержание тем учебного курса
Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление
Знать некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.
Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.
2. Повторение изученного в 5 – 6 классах
3. Морфология и орфография. Культура речи.
3.1. Причастие
Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.
Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.
3.2. Деепричастие
Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).
Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии
3.3. Наречие
Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.
Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.
3.4. Категория состояния
Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.
Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.
4. Служебные части речи
Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.
Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.
5. Повторение изученного в 7 классе
Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
4. .Календарно-тематическое планирование по русскому языку
для обучающегося на дому ученика 7 «В» класса Егорова А.
( 53 часа)
| Дата | Наименование разделов курса, тем уроков | Кол-во занятий | Домашнее задание | |
№п/п | Оценка |
1 | 04.09 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | №8,9,10,11 | |
2-3 | 11.09-12.09 | Повторение изученного в 6 классе | 2 | №14,19,20,27,35,41,42 | |
4-5 | 18.09-25.09 | Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 2 | №73,74,77,79,82 | |
6-7 | 26.09-02.10 | Действительные и страдательные причастия. | 2 | №99,100,101,106,107,111 | |
8-9 | 09.10-10.10 | Р.р. Изложение (по упр.116) | 2 | №118,119,122,123 | |
10-11 | 16.10-23.10 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 2 | №131,132,137,138,141,142 | |
12-13 | 24.10-30.10 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 2 | №154,155,156,158 | |
14 | 14.11 | Повторение темы «Причастие». Тест. | | №160,161,162 | |
15 | 20.11 | Контрольный диктант по теме: "Причастие". | 1 | №163,164 | |
16 | 21.11 | Деепричастие как часть речи. | 1 | №181,183 | |
17 | 27.11 | Деепричастный оборот. | 1 | №184,185,186 | |
18-19 | 04.12-05.12 | Запятые при деепричастном обороте. | 2 | №187,188,189 | |
20-21 | 11.12-18.12 | Р.р. Описание действий людей. Обучающее сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь». | 2 | №208,209 | |
22-23 | 19.12-25.12 | Раздельное написание не с деепричастиями. | 2 | №192,193,194,195 | |
24-25 | | Наречие как часть речи. | 2 | №221,224,227 | |
26 | | Употребление наречий в речи. | 1 | №228,230,234 | |
27-28 | | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. | 2 | №241,242,245 | |
29 | | Урок-практикум по теме «Употребление не с разными частями речи». | 1 | | |
30-31 | | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | 2 | | |
32-33 | | Буквы о и а на конце наречий. | 2 | | |
34 | | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | | |
35 | | Р.р. Сжатое изложение (упр.322) | 1 | | |
36 | | Предлог как часть речи. | 1 | | |
37 | | Употребление предлогов. | 1 | | |
38-39 | | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 2 | | |
40 | | Союз как часть речи. | 1 | | |
41 | | Простые и составные союзы. | 1 | | |
42 | | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | | |
43-44 | | Слитное написание союзов тоже, также, чтобы. | 2 | | |
45 | | Контрольный диктант по теме: "Служебные части речи". | 1 | | |
46-47 | | Отрицательные частицы не и ни. | 2 | | |
48 | | Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. | 1 | | |
49 | | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. | 1 | | |
50 | | Морфемика. Словообразование. | 1 | | |
51 | | Морфология. Орфография. | 1 | | |
52 | | Синтаксис. | 1 | | |
53 | | Итоговый урок. | 1 | | |
Итого | ИТОГО | | 53 | | |