СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по технологии (ручной труд) во 2 классе (Вариант 6.3)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного класса

2 класс

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по технологии (ручной труд) во 2 классе (Вариант 6.3)»

Рабочая программа по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного класса

2 класс

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета « Технология (ручной труд)

Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Технология. Ручной труд» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Планируемые личностные результаты, представленные в примерной рабочей программе для второго класса, следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного предмета «Ручной труд» и использовать их как ориентиры при разработке учителем собственной рабочей программы с учетом возрастных особенностей и возможностей обучающихся.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

- положительное отношение и интерес к труду;

- понимание значения и ценности труда; отношение к труду как первой жизненной необходимости.

- понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

-осознание своих достижений в области трудовой деятельности;

- способность к самооценке;

- умение выражать свое отношение к результатам собственнойи чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится;

- привычка к организованности, порядку, аккуратности.

Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Технология. Ручной труд» является обязательным для большинства обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в ПрАООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с легкой умственной отсталостью второго класса, вклю­чающий следующие знания и умения:

К концу второго классаобучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать:

- правила организации рабочего места;

- виды трудовых работ;

- названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда во втором классе,правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;

- названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами;

- приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.

К концу второго класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны уметь:

- организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя;

- анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;

- определять способы соединения деталей с помощью учителя;

- составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя;

-работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками).

- владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя.

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся второго класса.

К концу второго года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать:

- правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину.

К концу второго класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны уметь:

- самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

- работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

-осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

- выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.

2. Содержание учебного предмета «Технология (ручной труд)

Определяющими требованиями к содержанию обучения во втором классе являются учебно-воспитательная значимость труда, его общественно-полезный характер и коррекционно-компенсирующую направленность.

Содержание обучения во втором классе является логическим продолжением обучения в первом классе. В связи с этим обучение ручному труду строится на базе ранее приобретенных обучающимися знаний, умений и навыков и направлено на выработку их устойчивости, что является предпосылкой будущего качественного выполнения практических работ.

Обучение ручному труду должно быть спланировано с учетом повторения и расширения знаний, полученных в первом классе: о рукотворных предметах; о культуре труда (соблюдение техники безопасности, организация рабочего места и др.); о видах ручного труда («Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками») и др. Трудоемкость практических заданий в каждом виде труда во втором классе не должна сильно возрастать. Но вместе с тем в конце второго класса обучения предусматривается такой уровень развития учащихся, который позволит в следующем году предъявить к ним более высокие требования.

Во втором классе обучающиеся получают технологические сведения о новых материалах (ткань, пуговицы, картон и др.); видах труда («Работа с тканью», «Работа с тесьмой», «Работа с картоном»); о предметах, истории их создания и использования в организации обыденной жизни и праздника.

На уроках технологии во втором классе реализуется идея комплексного подхода к решению задач развития речи ребенка, формирования его читательских способностей.

Объекты труда подбираются с учетом привлекательности, возможности оценивания их с точки зрения типологической функции (класс вещей), эталонных символов (форма, цвет, величина), доступности выполнения, общественной пользы и расширения социального опыта ребенка и др.



Основное содержание учебного предмета «Технология( ручной труд)

Введение.

Повторение пройденного учебного материала в первом классе. Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила организации рабочего места на уроках труда. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда.

«Работа с глиной и пластилином»

Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина - строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин-материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным -объединяющим лепку из отдельных частейи целого куска. Приемы работы: «раскатывание столбиками», «скатывание шара», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание». Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Лепка композиций к сказкам.

Примерные практические работы: Изготовление из пластилина кирпичиков разного цвета. Складывание из кирпичиков ворот по образцу. Лепка из пластилина молотка. Лепка чашки цилиндрической формы. Лепка чашки конической формы. Лепка чайника (шарообразная форма тулова). Лепка медвежонка конструктивным способом (из отдельных частей). Лепка утки пластическим способом (из одного куска пластилина). Лепка композиции к сказке «Колобок»

«Работа с природными материалами»

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения об игрушках, сделанных и природных материалов (в какие игрушки играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Правила работы с природными материалами. Инструменты (шило, ножницы). Организация рабочего места при работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (объемные изделия). Комбинированные работы: пластилин, бумага и природные материалы.

Примерные практические работы: Собрать и засушить листья деревьев (березы, клена, ивы, дуба). Найти еловые и сосновые шишки разного размера. Собрать жёлуди, скорлупу грецких орехов. Конструирование из желудей фигурки животных, птиц, человечков. Конструирование из скорлупы грецкого ореха кораблик, черепашку, рыбку и др. Составление аппликации из засушенных листьев ивы, берёзы и клена. Украшение рамочки для фотографии аппликацией их сухих кленовых, березовых или других листьев. Конструирование из шишек сову, утку, лебедя и др. Конструирование из шишки и листьев дуба пальму.

«Работа с бумагой и картоном»

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, бумаги. Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:

- разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации. Понятия: «контурное изображение», «силуэт»;

- разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке). Понятие «линейка», ее применение и устройство.

Вырезание ножницами из бумаги. Правила работы ножницами. Приемы вырезания ножницами: «разрез по длинной линии»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам».

Обрывание бумаги. Понятия» «аппликация», «бумажная мозаика», «силуэт», «контурное изображение». Последовательность изготовления аппликации из обрывной бумаги».Складывание фигурок из бумаги (Оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «деление отрезка на две равные части с помощью сгибания бумаги».

Сминание и накручивание бумаги на карандаш. Прием «сминание бумаги с последующим ее расправлением». Последовательность составления аппликация из мятой бумаги.

Конструирование из бумаги и картона разными способами. Конструирование на основе полос. Конструирование из бумаги на основе кругов. Конструирование на основе трубочки. Понятия:«полоса», «трубочка», «кольцо», «окружность», «круг», «шар».

Соединение деталей изделия.Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью.Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

Примерные практические работы: Составление аппликации из мятой бумаги на тему «Дерево в разные времена года». Складывание из бумаги маски собаки. Вырезание геометрических фигур после предварительной экономной разметки бумаги. Изготовление пакета (конверта) для хранения геометрических фигур с последующим украшением аппликацией. Изготовление игрушек-силуэтов, украшенных аппликацией из обрывной бумаги «Яблоко», «Рыбка» и др. Конструирование из бумаги шара на основе двух кругов со «щелевидным» соединением. Конструирование шара из бумажных полос. Разметка бумаги при помощи линейки. Составление композиции «Грузовик», «Автофургон», состоящих из геометрических фигур. Изготовление поздравительной открытки с аппликацией. Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок.

«Работа с текстильными материалами»

Повторение сведений о нитках.Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:

- наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

- связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком).

Пришивание пуговиц. Понятие «пуговица». Виды пуговиц. Инструменты и материалы, необходимые для пришивания пуговиц. Приемы пришивания пуговиц: «прием пришивания пуговиц с двумя сквозными отверстиями»

Шитье. Инструменты для швейных работ. Виды ручных стежков и строчек: «строчка прямого стежка».

Вышивание. Понятия «вышивка», «канва». Применение вышивки. Приемы вышивания: вышивка «строчкой прямого стежка», вышивка «строчкой прямого стежка с перевивом».

Элементарные сведения о тканях.Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань. Свойства ткани. Мнется, утюжится. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие. Режутся ножницами. Прошиваются иголками. Сматываются в рулоны, скучиваются. Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл.

Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой (изготовление игольницы).

Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой.Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).

Комбинированные работы: бумага и ткань.

Примерные практические работы: Изготовление ягод из ниток, связанных в пучок. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями с подкладыванием палочки. Изготовление фигурок «мальчика» и «девочки» из связанных пучков нитей. Сматывание ниток в клубок на бумажный шарик. Составление коллекции из кусочков хлопковых и шерстяных тканей. Раскрой деталей из плотной ткани (квадраты). Соединение деталей (квадратов), выкроенных из плотной ткани, прямой строчкой. Изготовление силуэтной игольницы с использованием сшитых квадратов из плотной ткани. Вышивание по канве прямым стежком. Вышивание по канве стежком «шнурок». Отделка салфетки цветной тесьмой и др. Работа с глиной и пластилином

(9 часов)

Во втором классе знания школьников пополняются техническими сведениями о назначении и применении глины в промышленности: глина как строительный материал; применение глины для изготовления посуды; применение глины для изготовления скульптуры. В ходе лепных работ дети знакомятся с геометрическими телами (брус, цилиндр, конус, шар) и их признаками. На основе геометрических тел лепят изделия соответствующей формы. Работая с пластическим материалом, второклассники осваивают как новые приемы (с применением резака, стеки), так и закрепляют и совершенствуют ранее освоенные в первом классе (скатывание, сплющивание, сдавливание, вытягивание, прищипывание, примазывание). Так же происходит совершенствование умений лепить конструктивным и пластическим способом.

Лепка предметов быта (строительные инструменты, посуда и др.) и различных объемных фигурок (птицы, животные и др.) пробуждает у школьников художественно-эстетическое отношение к предметному миру.

На уроках лепки развиваются умственные действия в процессе анализа, сравнения предметов, планирования предстоящей работы, текущего и заключительного контроля. Кроме этого лепные работы требуют затрат физических усилий, что положительно влияет на укрепление мышечной системы верхних конечностей, развитие и дифференциации, координации движений пальцев и рук и осуществление коррекции недостатков развития мелкой моторики.

Овладение обучающимися второго класса технико-технологическими терминами и понятиям: «глина», «конструктивный способ лепки», «лепка», «объем», «пластический способ лепки», «пластилин», «приемы лепки», «технология изготовления изделия», «технология выполнения приема», и др.

Овладение обучающимися второго класса технико-технологическими терминами и понятиям: «брус», «заготовка», «конструктивный способ лепки», «конус»,«объем», «пластический способ лепки», «пластилин», «приемы лепки», «скульптура», «технология изготовления изделия», «технология выполнения приема», «цилиндр», «шар» и др.

Работа с природными материалами

(5 часов)

Во втором классе содержание учебного материаладанного вида работы направлено на ознакомление школьников с новыми видами природных материалов, их свойствами и применением (жёлуди, скорлупа грецкого ореха и др.). Практическая работа с новыми природными материалами предусматривает изготовление многодетальных объемных изделий с применением незнакомого детям инструмента (шило) или вспомогательного материала (палочки с заостренными концами). Повторяются технические сведения об уже знакомых материалах, их свойствах и правилах заготовки (сухие листья, травы, цветы, шишки). Закрепляются навыки обработки этих материалов (наклеивание) и использования их при изготовлении аппликационных работ и объемных композиций (макетов).

Работа с бумагойи картоном

(11 часов)

Во втором классе содержание учебного материала, пополняется новыми познавательными сведениями о картоне, его свойствах, применении и обработке. Также новым является освоение школьниками приемов разметки с помощью линейки. Опираясь на некоторый опыт в обращении с линейкой, полученный на уроках математики, дети применяют его в процессе разметки бумаги и картона. В тоже время продолжается работа с шаблонами, закрепляются навыки, приобретенные детьми в первом классе.

Особое внимание уделяется закреплению и совершенствованию умений и навыков безорудийной обработки бумаги: сгибание сминание, обрывание бумаги. Работая ножницами второклассники закрепляют приемы прямолинейного и криволинейного вырезания. Продолжают осваивать приемы симметричного вырезания. Продолжают осваивать правила работы с клеем и кистью.

Овладение обучающимися второго класса технико-технологическими терминами и понятиям: «аппликация»,«бумага», «вырезание из бумаги», «геометрическая фигура», «деталь», «изделие»,«инструмент», «контурное изображение», «контурное изображение», «линейка»,«мозаика», «оригами», «орнамент», «прием», «разметка», «силуэт», «симметрия»,«шаблон» и др.

Работа с текстильными материалами

(9 часов)

Во втором классе содержание данного раздела углубляется за счет включения познавательных сведений о новых текстильных материалах (ткань, пуговицы, тесьма и др.) и их видах, сортах, свойствах, применении и назначении. В ходе практической деятельности дети овладевают разнообразными приемами работы с текстильными материалами (пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями и с подкладыванием палочки, раскрой ткани по готовой выкройке, сшивание ткани, вышивание по канве сметочным стежком, выполнение стежка «шнурок». Наряду с освоение перечисленных материалов дети повторяют имеющиеся у них первоначальные сведения о нитках (намотка ниток на картон и в клубок, связывание в пучок, плетение косички, завязывание узелка на конце нитки, шитье, вышивание).

Овладение обучающимися второго класса технико-технологическими терминами и понятиям: «игла», «канва», «лекало», «лен», «портной», «пуговица», «раскрой», «стежок», «строчка», «тесьма», «ткань», «намотка», «нитки», «хлопок», «швея», «шерсть», «шитье» и др.




3. Тематическое планирование учебного предмета «Технология (ручной труд)»


Согласно базисному (образовательному) плану АООП НОО для обучающихся с умственной отсталостью на изучение учебного предмета «Технология. Ручной труд» во втором классе отводится 34 часа при 1-м часе в неделю.

Примерное распределение учебного времени по видам труда представлено в таблице:

п/п

Виды работы

Количество часов в год

1

Работа с глиной и пластилином

9

2

Работа с природными материалами

5

3

Работа с бумагой и картоном

11

4

Работа с текстильными материалами (нитки, ткань)

9

И Т О Г О

34







Приложение1

Календарно-тематическое планирование по технологии (ручной труд) во 2 классе с учётом программы воспитания (Вариант 6.3)


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата-план

Дата-факт

1

Работа с глиной и пластилином Правила поведения и техника безопасности на уроках труда. Лепка на плоскости форм геометрических фигур (куб, параллелепипед) Интегрированный урок: математика/технология

1



2

Лепка столярных инструментов

1



3

Лепка с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля

1



4

Работа с природными материалами (многодетальные объемные изделия)

Изготовление птички

1



5

Изготовление рыбки

1



6

Работа с бумагой и картоном

Изготовление пакета из бумаги

1



7

Изготовление счетного материала (квадраты, треугольники, круги). Интегрированный урок : технология/математика

1



8

Работа с текстильными материалами

Изготовление стилизованных ягод из ниток

1



9

Плетение косички из веревочек

1



10

Работа с глиной и пластилином

Лепка стакана для карандашей

1



11

Лепка с натуры цветочного горшка

1



12

Лепка по представлению чайной посуды

1



13

Работа с природными материалами (аппликационные работы и панно)

Составление композиции из засушенных растений

1



14

Изготовление ежика из сухих листьев

1



15

Изготовление колпачка для карандашей из каштанов

1



16

Работа с бумагой и картоном

Изготовление закладки для книг. Трансформированный урок в сельской библиотеке.

1



17

Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд

1



18

Работа с глиной и пластилином

Лепка по образцу цыпленка и утенка

1



19

Лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы

1



20

Работа с природными материалами

Изготовление персонажей к сказке «Теремок»

1



21

Работа с бумагой и картоном

Изготовление закладки из тонкого картона. Оклеивание картона бумагой

1



22

Изготовление аппликации «Грузовик»

1



23

Изготовление поздравительных открыток (ПВ модуль «Школьные медиа»

1



24

Работа с текстильными материалами

Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника

1



25

Составление коллекции тканей

1



26

Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок)

1



27


1



28

Изготовление игольницы

1



29

Работа с глиной и пластилином

Лепка по представлению свободных композиций («Колобок и лиса», «Маша и медведь», «Лиса и журавль»)

1



30

Работа с бумагой и картоном

Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек

1



31

Изготовление трехсекционного светофора (ПВ модуль «Профилактика»

1



32

Работа с текстильными материалами

Выполнение стежка «шнурок»

1



33

Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением

1



34

Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок»

1



Итого:

34







5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!