СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по учебномы предмету "Чтение" для обучающихся 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение" для обучающихся 4 класса

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по учебномы предмету "Чтение" для обучающихся 4 класса»

Приложение 5

к адаптированной основной

общеобразовательной программе

начального общего образования

обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными

нарушениями)










Рабочая программа

по учебному предмету «Чтение»

для обучающихся 4 класса

на 2021-2022 учебный год












Составитель: И.А. Новикова














Биробиджан, 2021 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 4 класса составлена на основе действующих нормативных документов регулирующих деятельность образовательной организации, Положением о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени», Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 № 4/15), Примерных рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 1 (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 04.07.2017 № 3/17). Учебного плана ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2021 – 2022 учебный год, а так же с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центр образования «Ступени» начального общего образования.

Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий

Чтение является важным учебным предметом в адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Их направленность на социализацию личности умственно отсталых детей, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – все это еще раз подчеркивает значимость обучения чтению обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Задачами уроков чтения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в 4 классе являются:

- воспитание у ребят интереса к уроку чтения и к чтению как к процессу;

- формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;

- формирование у детей навыка сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;

- развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, обсуждать предполагаемый ответ и др.

Для чтения в 4 классе подбираются доступные произведения народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения раннее усвоенных тем.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым ребята с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляются постепенно и проходят ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приемов обучения.

Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания обучающихся за судьбы героев, добиваться точности эмоционального восприятия за счет выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряженность ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности обучающихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев в мотивации этих поступков, в выделении непонятных слов. Школьник овладевает умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учится обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя. Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей ребенка и динамики его продвижения.

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов.

В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательного интереса обучающихся, расширения его кругозора, воспитания нравственных качеств. Это произведения о Родине, о Москве; ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей; рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально - этические темы, на темы мира и дружбы.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью): развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

В программе определён обязательный базовый уровень планируемых результатов освоения курса.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты включают овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико - ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающимися в различных средах.

Личностные результаты:

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, наследие русской литературы;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и литературе других народов;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия на уроках чтения;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, в т.ч. в ходе обсуждения произведений художественной литературы;

- принятие и освоение социальной роли обучающихся, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности на уроках чтения; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях на уроках чтения;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств средствами художественной литературы;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами художественной литературы;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям средствами художественной литературы.

Предметные результаты.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предметной области «Язык и речевая практика» и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни, включают умения:

- осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;

- соблюдать при чтении паузы между предложениями;

- ставить логическое ударение и необходимую интонацию;

- отвечать на вопросы по прочитанному;

- выделять главную мысль произведения;

- участвовать в беседе;

- делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;

- выделять главные действующие лица, давать оценку их поступков;

- самостоятельно делать полный и выборочный пересказ;

- рассказывать по аналогии с прочитанным;

- заучивать наизусть стихотворения, басни;

- выборочно пересказывать по рисункам;

- делить рассказ на части по плану.

Обучающиеся должны уметь:

- читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи;

- читать про себя, выполняя задания учителя;

- выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;

- читать диалоги по ролям;

- пересказывать прочитанное по частям;

- выразительно читать наизусть 7 - 8 стихотворений.

Содержание чтения: произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми. Нравственное и безнравственное в этих отношениях.

Рождественские рассказы.

Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др.

Примерные лексические темы: «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу время –потехе час», «О братьях наших меньших», «Поёт зима, аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные истории», «Родная земля», «Лето пришло».

Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильности ударения.

Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.

Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул, удивлённо произнёс и др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.

Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение обучающимися непонятных для них слов. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Совместное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.

Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного обучающимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно - целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по - разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.

Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение библиотеки. Отчёт о прочитанной книге на уроках чтения.

Формы организации учебных занятий: урок «открытия нового знания», урок рефлексии, урок методологической направленности, урок развивающего контроля, комбинированный урок, театрализованный урок, урок – ролевая игра.

Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания в 2 —3 классах и рассчитана на 136 часов.








































Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке


Тема


Кол — во

часов

Сроки прохождения

план

факт

Раздел 1. Школьная жизнь

1

Снова в школу (По повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»)

1



2

Жил-был Учитель Э. Мошковская

1



3

Чему учат в школе (в сокращении)

М. Пляцковский

1



4

Поздравление (по рассказу Ю. Ермолаева «Сами не ожидали»)

1



5

Как Маруся дежурила (по повести Е. Шварца «Первоклассница»)

1



6

Шум и Шумок. По Е. Ильиной

1



7

Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов

1



8

Три желания Вити (по рассказу Л. Каминского «Три желания второклассника Вити»)

1



9

Читалочка. В.Берестов

1



10

Зарубите на носу. По М. Бартеневу

1



11

Загадки

1



12

Обобщающий урок по теме «Школьная жизнь»

1



Раздел 2. Время листьям опадать

13

Жёлтой краской кто-то... Н. Антонова

1



14

Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой

1



15

Подарки осени. Е. Благинина

1



16

Лесные подарки (из повести Л. Воронковой «Подружки идут в школу»)

1



17

Лес осенью. А. Твардовский

1



18

В осеннем лесу (по рассказу В. Путилиной «Вишнёвая ветка»)

1



19

Славная осень!.. (отрывок из поэмы Н. Некрасова «Железная дорога»)

1



20

Отчего Осень грустна. По Ю. Шиму

1



21

Осень. К. Бальмонт

1



22

Три сойки. По Ю. Ковалю

1



23

Холодная зимовка (по рассказу Н. Сладкова «Курорт «Сосулька»)

1



24

Скучная картина!.. (отрывок) А. Плещеев

1



25

Сказка про маленького жучка (по рассказу О. Иваненко «Спокойной ночи!»)

1



26

Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому

1



27

Время листьям опадать... (по рассказу Г. Граубина «Почему осенью листопад»)

1



28

Загадки

1



29

Обобщающий урок по теме «Время листьям опадать ...»

1



Раздел 3. Делу – время, потехе - час

30

Пекла кошка пирожки...

(русская потешка)

1



31

Сенокос (чешская потешка)

1



32

Карусели. По Л. Пантелееву

1



33

Прятки. По Н. Носову

1



34

Считалки

1



35

Жмурки. По М. Булатову

1



36

Обобщающий урок по теме

«Делу –время, потехе –час»

1



Раздел 4. В мире животных

37

Бодливая корова. ПоК. Ушинскому

1



38

Упрямый котёнок. По В. Бирюкову

1



39

Пушок. По В. Гаранжину

1



40

Томка. По Е. Чарушину

1



41

Охотник и собаки. По Б. Житкову

1



42

Чук заболел (по рассказу Л. Матвеевой «Меня курица клюнула в нос»)

1



43

Хитрый бурундук. Г. Снегирёв

1



44

Барсучья кладовая. По А. Баркову

1



45

Гостья. По А. Дорохову

1



46

Игрушки лисят. Г. Корольков

1



47

Лиса (из книги Ю. Дмитриева «Календарь зелёных чисел»)

1



48

Загадки

1



49

Обобщающий урок по теме

«В мире животных»

1



Раздел 5. Жизнь дана на добрые дела

50

Миша-мастер. Г. Ладонщиков

1



51

Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 1

1



52

Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 2

1



53

Михаськин сад. В. Хомченко

1



54

Когда люди радуются (по повести С. Баруздина «Алёшка из нашего дома»)

1



55

Про каникулы и полезные дела.

По Ю. Ермолаеву

1



56

Котёнок. Е. Благинина

1



57

Птичка. В. Голявкин

1



58

Обобщающий урок по теме

«Жизнь дана на добрые дела»

1



Раздел 6. Зима наступает

59

Снег идёт. По. Л. Воронковой

1



60

Снегурочка. А. Слащёв.Часть 1

1



61

Снегурочка. А. Слащёв. Часть 2

1



62

Зима (отрывок) И. Суриков

1



63

Декабрь (отрывок) С. Маршак

1



64

Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1

1



65

Ёлка. По В. Сутееву. Часть 2

1



66

Вечер под Рождество. По Л. Клавдиной

1



67

Где лежало «спасибо»?

1



68

На горке. По Н. Носову. Часть 1

1



69

На горке. По Н. Носову. Часть 2

1



70

Лисичка-сестричка и волк

(русская народная сказка). Часть 1

1



71

Лисичка-сестричка и волк

(русская народная сказка). Часть 2

1



72

Как Солнце с Морозом поссорились.

А. Бродский

1



73

Зимняя сказка. П. Головкин

1



74

Митины друзья. Г Скребицкий. Часть 1

1



75

Митины друзья. Г Скребицкий. Часть 2

1



76

Снежная шапка. В. Бирюков

1



77

В шубах и шапках. По А. Тумбасову

1



78

Не ветер бушует над бором...

(Отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос»

1



79

Находчивый медведь (По рассказу В. Бианки «Приспособился»)

1



80

Зимние приметы. По А. Спирину

1



81

Е. Благинина, А. Рождественская,

Е. Тараховская. Произведения о зиме.

1



82

Обобщающий урок по теме

«Зима наступила»

1



Раздел 7. Весёлые истории

83

Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Часть 1

1



84

Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Часть 2

1



85

Одни неприятности. Г. Остер

1



86

Однажды утром. М. Пляцковский

1



87

Почему комары кусаются. В. Бирюков

1



88

Вот какой рассеянный (Отрывок). С. Маршак

1



89

Две лишние коробки. По О. Кургузову

1



90

Отвечайте, правда ли? (Отрывки). Г Чичинадзе

1



91

Обобщающий урок по теме «Весёлые истории»

1



Раздел 8. Полюбуйся, весна наступает...

92

Март. В. Алфёров

1



93

Восьмое марта. П о М. Фроловой.

Часть 1

1



94

Восьмое марта. П о М. Фроловой.

Часть 2

1



95

Забота. Е. Благинина

1



96

Бабушкина вешалка.

По А. Соколовскому

1



97

Последняя льдина. По В. Бианки

1



98

Весна. А. Плещеев

1



99

Скворцы прилетели. По А. Баркову

1



100

Всему свой срок. По Э. Шиму

1



101

Полюбуйся, весна наступает...

И. Никитин

1



102

Весенний вечер. По Ю. Ковалю

1



103

Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву

1



104

Обобщающий урок по теме

«Полюбуйся, весна наступает...!»

1



Раздел 9. В мире волшебной сказки

105

Хаврошечка (Русская народная сказка)

(В сокращении) Часть 1

1



106

Хаврошечка (Русская народная сказка)

(В сокращении) Часть 2

1



107

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении) Часть 1

1



108

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении) Часть 2

1



109

У лукоморья дуб зелёный... (Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина)

1



110

Подарки феи. По Ш. Перро. Часть 1

1



111

Подарки феи. По Ш. Перро. Часть 2

1



112

Горшочек каши. Братья Гримм

1



113

Наши сказки. По В. Порудоминскому

1



114

Обобщающий урок по теме

«В мире волшебной сказки»

1



Раздел 10. Родная земля

115

Царь - колокол. М. Ильин

1



116

Город на Неве. С. Васильева

1



117

Где всего прекрасней на земле.

Д. Павлычко

1



118

Сочинение на тему. С. Вербова

1



119

Какое это слово? (По рассказу Л. Кассиля «Как пишется это слово»)

1



120

Главное дело (По рассказу Б. Никольского «О самом главном»)

1



121

Защита. А. Усачёв

1



122

Никто не знает, но помнят все.

По Л. Кассилю

1



123

День Победы. Т. Белозёров

1



124

Обобщающий урок по теме

«Родная земля»

1



Раздел 11. Лето пришло

125

Ливень. С. Козлов

1



126

Тучка. Г. Граубин

1



127

Хитрый одуванчик. Н. Павлова. Часть 1

1



128

Хитрый одуванчик. Н. Павлова. Часть 2

1



129

Одуванчик. Е. Благинина

1



130

Встреча со змеёй. По А. Дорохову

1



131

Летний снег А. Бродский

1



132

После зимы будет лето. В. Голявкин

1



133

Загадка. Хозяюшка. О. Тарнопольская

1



134

Летние приметы. По А. Спирину

1



135

Обобщающий урок по теме

«Лето пришло»

1



136

Внеклассное чтение стихов, рассказов о лете.

1









Учебно-методический материал:

1. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. –М.: Просвещение, 2011.

2. Ефросинина Л.А. Комплект таблиц: Альбом учебный «Готовимся к урокам литературного чтения». 1-4 класс. –М.: ООО «Спектр-М», 2005.

3. Ильина, С.Ю. Учебник «Чтение» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. –М.: Просвещение, 2014.

4. Кульневич, Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. –Волгоград: Учитель, 2002.

Материально-техническое обеспечение:

- АРМ учителя: ноутбук, телевизор, колонки, документ-камера;

- компьютерные презентации PowerPointпо темам программы;-серии книг для внеклассного чтения(книги с рассказами о живой и неживой природе, направленные на патриотическое, этическое и эстетическое воспитание);

-дидактический материал (портреты писателей, иллюстрации (репродукции) к изучаемым произведениям, комплект сюжетных картинок);

- демонстрационные таблицы.













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!