Приложение 5
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
начального общего образования
обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
Рабочая программа
по учебному предмету «Чтение»
для обучающихся 4 класса
на 2021-2022 учебный год
Составитель: И.А. Новикова
Биробиджан, 2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 4 класса составлена на основе действующих нормативных документов регулирующих деятельность образовательной организации, Положением о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени», Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 № 4/15), Примерных рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 1 (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 04.07.2017 № 3/17). Учебного плана ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2021 – 2022 учебный год, а так же с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центр образования «Ступени» начального общего образования.
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий
Чтение является важным учебным предметом в адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Их направленность на социализацию личности умственно отсталых детей, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – все это еще раз подчеркивает значимость обучения чтению обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
Задачами уроков чтения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в 4 классе являются:
- воспитание у ребят интереса к уроку чтения и к чтению как к процессу;
- формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
- формирование у детей навыка сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
- развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, обсуждать предполагаемый ответ и др.
Для чтения в 4 классе подбираются доступные произведения народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения раннее усвоенных тем.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым ребята с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляются постепенно и проходят ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приемов обучения.
Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания обучающихся за судьбы героев, добиваться точности эмоционального восприятия за счет выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряженность ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности обучающихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев в мотивации этих поступков, в выделении непонятных слов. Школьник овладевает умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учится обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя. Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей ребенка и динамики его продвижения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов.
В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательного интереса обучающихся, расширения его кругозора, воспитания нравственных качеств. Это произведения о Родине, о Москве; ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей; рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально - этические темы, на темы мира и дружбы.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью): развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
В программе определён обязательный базовый уровень планируемых результатов освоения курса.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты включают овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико - ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающимися в различных средах.
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, наследие русской литературы;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и литературе других народов;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия на уроках чтения;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, в т.ч. в ходе обсуждения произведений художественной литературы;
- принятие и освоение социальной роли обучающихся, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности на уроках чтения; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях на уроках чтения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств средствами художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами художественной литературы;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям средствами художественной литературы.
Предметные результаты.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предметной области «Язык и речевая практика» и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни, включают умения:
- осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
- соблюдать при чтении паузы между предложениями;
- ставить логическое ударение и необходимую интонацию;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- выделять главную мысль произведения;
- участвовать в беседе;
- делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;
- выделять главные действующие лица, давать оценку их поступков;
- самостоятельно делать полный и выборочный пересказ;
- рассказывать по аналогии с прочитанным;
- заучивать наизусть стихотворения, басни;
- выборочно пересказывать по рисункам;
- делить рассказ на части по плану.
Обучающиеся должны уметь:
- читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи;
- читать про себя, выполняя задания учителя;
- выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
- читать диалоги по ролям;
- пересказывать прочитанное по частям;
- выразительно читать наизусть 7 - 8 стихотворений.
Содержание чтения: произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми. Нравственное и безнравственное в этих отношениях.
Рождественские рассказы.
Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др.
Примерные лексические темы: «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу время –потехе час», «О братьях наших меньших», «Поёт зима, аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные истории», «Родная земля», «Лето пришло».
Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильности ударения.
Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.
Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул, удивлённо произнёс и др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.
Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение обучающимися непонятных для них слов. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Совместное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.
Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного обучающимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно - целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по - разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение библиотеки. Отчёт о прочитанной книге на уроках чтения.
Формы организации учебных занятий: урок «открытия нового знания», урок рефлексии, урок методологической направленности, урок развивающего контроля, комбинированный урок, театрализованный урок, урок – ролевая игра.
Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания в 2 —3 классах и рассчитана на 136 часов.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке
№ | Тема | Кол — во часов | Сроки прохождения |
план | факт |
Раздел 1. Школьная жизнь |
1 | Снова в школу (По повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома») | 1 | | |
2 | Жил-был Учитель Э. Мошковская | 1 | | |
3 | Чему учат в школе (в сокращении) М. Пляцковский | 1 | | |
4 | Поздравление (по рассказу Ю. Ермолаева «Сами не ожидали») | 1 | | |
5 | Как Маруся дежурила (по повести Е. Шварца «Первоклассница») | 1 | | |
6 | Шум и Шумок. По Е. Ильиной | 1 | | |
7 | Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов | 1 | | |
8 | Три желания Вити (по рассказу Л. Каминского «Три желания второклассника Вити») | 1 | | |
9 | Читалочка. В.Берестов | 1 | | |
10 | Зарубите на носу. По М. Бартеневу | 1 | | |
11 | Загадки | 1 | | |
12 | Обобщающий урок по теме «Школьная жизнь» | 1 | | |
Раздел 2. Время листьям опадать |
13 | Жёлтой краской кто-то... Н. Антонова | 1 | | |
14 | Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой | 1 | | |
15 | Подарки осени. Е. Благинина | 1 | | |
16 | Лесные подарки (из повести Л. Воронковой «Подружки идут в школу») | 1 | | |
17 | Лес осенью. А. Твардовский | 1 | | |
18 | В осеннем лесу (по рассказу В. Путилиной «Вишнёвая ветка») | 1 | | |
19 | Славная осень!.. (отрывок из поэмы Н. Некрасова «Железная дорога») | 1 | | |
20 | Отчего Осень грустна. По Ю. Шиму | 1 | | |
21 | Осень. К. Бальмонт | 1 | | |
22 | Три сойки. По Ю. Ковалю | 1 | | |
23 | Холодная зимовка (по рассказу Н. Сладкова «Курорт «Сосулька») | 1 | | |
24 | Скучная картина!.. (отрывок) А. Плещеев | 1 | | |
25 | Сказка про маленького жучка (по рассказу О. Иваненко «Спокойной ночи!») | 1 | | |
26 | Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому | 1 | | |
27 | Время листьям опадать... (по рассказу Г. Граубина «Почему осенью листопад») | 1 | | |
28 | Загадки | 1 | | |
29 | Обобщающий урок по теме «Время листьям опадать ...» | 1 | | |
Раздел 3. Делу – время, потехе - час |
30 | Пекла кошка пирожки... (русская потешка) | 1 | | |
31 | Сенокос (чешская потешка) | 1 | | |
32 | Карусели. По Л. Пантелееву | 1 | | |
33 | Прятки. По Н. Носову | 1 | | |
34 | Считалки | 1 | | |
35 | Жмурки. По М. Булатову | 1 | | |
36 | Обобщающий урок по теме «Делу –время, потехе –час» | 1 | | |
Раздел 4. В мире животных |
37 | Бодливая корова. ПоК. Ушинскому | 1 | | |
38 | Упрямый котёнок. По В. Бирюкову | 1 | | |
39 | Пушок. По В. Гаранжину | 1 | | |
40 | Томка. По Е. Чарушину | 1 | | |
41 | Охотник и собаки. По Б. Житкову | 1 | | |
42 | Чук заболел (по рассказу Л. Матвеевой «Меня курица клюнула в нос») | 1 | | |
43 | Хитрый бурундук. Г. Снегирёв | 1 | | |
44 | Барсучья кладовая. По А. Баркову | 1 | | |
45 | Гостья. По А. Дорохову | 1 | | |
46 | Игрушки лисят. Г. Корольков | 1 | | |
47 | Лиса (из книги Ю. Дмитриева «Календарь зелёных чисел») | 1 | | |
48 | Загадки | 1 | | |
49 | Обобщающий урок по теме «В мире животных» | 1 | | |
Раздел 5. Жизнь дана на добрые дела |
50 | Миша-мастер. Г. Ладонщиков | 1 | | |
51 | Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 1 | 1 | | |
52 | Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 2 | 1 | | |
53 | Михаськин сад. В. Хомченко | 1 | | |
54 | Когда люди радуются (по повести С. Баруздина «Алёшка из нашего дома») | 1 | | |
55 | Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву | 1 | | |
56 | Котёнок. Е. Благинина | 1 | | |
57 | Птичка. В. Голявкин | 1 | | |
58 | Обобщающий урок по теме «Жизнь дана на добрые дела» | 1 | | |
Раздел 6. Зима наступает |
59 | Снег идёт. По. Л. Воронковой | 1 | | |
60 | Снегурочка. А. Слащёв.Часть 1 | 1 | | |
61 | Снегурочка. А. Слащёв. Часть 2 | 1 | | |
62 | Зима (отрывок) И. Суриков | 1 | | |
63 | Декабрь (отрывок) С. Маршак | 1 | | |
64 | Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1 | 1 | | |
65 | Ёлка. По В. Сутееву. Часть 2 | 1 | | |
66 | Вечер под Рождество. По Л. Клавдиной | 1 | | |
67 | Где лежало «спасибо»? | 1 | | |
68 | На горке. По Н. Носову. Часть 1 | 1 | | |
69 | На горке. По Н. Носову. Часть 2 | 1 | | |
70 | Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Часть 1 | 1 | | |
71 | Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Часть 2 | 1 | | |
72 | Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский | 1 | | |
73 | Зимняя сказка. П. Головкин | 1 | | |
74 | Митины друзья. Г Скребицкий. Часть 1 | 1 | | |
75 | Митины друзья. Г Скребицкий. Часть 2 | 1 | | |
76 | Снежная шапка. В. Бирюков | 1 | | |
77 | В шубах и шапках. По А. Тумбасову | 1 | | |
78 | Не ветер бушует над бором... (Отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос» | 1 | | |
79 | Находчивый медведь (По рассказу В. Бианки «Приспособился») | 1 | | |
80 | Зимние приметы. По А. Спирину | 1 | | |
81 | Е. Благинина, А. Рождественская, Е. Тараховская. Произведения о зиме. | 1 | | |
82 | Обобщающий урок по теме «Зима наступила» | 1 | | |
Раздел 7. Весёлые истории |
83 | Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Часть 1 | 1 | | |
84 | Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Часть 2 | 1 | | |
85 | Одни неприятности. Г. Остер | 1 | | |
86 | Однажды утром. М. Пляцковский | 1 | | |
87 | Почему комары кусаются. В. Бирюков | 1 | | |
88 | Вот какой рассеянный (Отрывок). С. Маршак | 1 | | |
89 | Две лишние коробки. По О. Кургузову | 1 | | |
90 | Отвечайте, правда ли? (Отрывки). Г Чичинадзе | 1 | | |
91 | Обобщающий урок по теме «Весёлые истории» | 1 | | |
Раздел 8. Полюбуйся, весна наступает... |
92 | Март. В. Алфёров | 1 | | |
93 | Восьмое марта. П о М. Фроловой. Часть 1 | 1 | | |
94 | Восьмое марта. П о М. Фроловой. Часть 2 | 1 | | |
95 | Забота. Е. Благинина | 1 | | |
96 | Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому | 1 | | |
97 | Последняя льдина. По В. Бианки | 1 | | |
98 | Весна. А. Плещеев | 1 | | |
99 | Скворцы прилетели. По А. Баркову | 1 | | |
100 | Всему свой срок. По Э. Шиму | 1 | | |
101 | Полюбуйся, весна наступает... И. Никитин | 1 | | |
102 | Весенний вечер. По Ю. Ковалю | 1 | | |
103 | Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву | 1 | | |
104 | Обобщающий урок по теме «Полюбуйся, весна наступает...!» | 1 | | |
Раздел 9. В мире волшебной сказки |
105 | Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении) Часть 1 | 1 | | |
106 | Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении) Часть 2 | 1 | | |
107 | Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении) Часть 1 | 1 | | |
108 | Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении) Часть 2 | 1 | | |
109 | У лукоморья дуб зелёный... (Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина) | 1 | | |
110 | Подарки феи. По Ш. Перро. Часть 1 | 1 | | |
111 | Подарки феи. По Ш. Перро. Часть 2 | 1 | | |
112 | Горшочек каши. Братья Гримм | 1 | | |
113 | Наши сказки. По В. Порудоминскому | 1 | | |
114 | Обобщающий урок по теме «В мире волшебной сказки» | 1 | | |
Раздел 10. Родная земля |
115 | Царь - колокол. М. Ильин | 1 | | |
116 | Город на Неве. С. Васильева | 1 | | |
117 | Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко | 1 | | |
118 | Сочинение на тему. С. Вербова | 1 | | |
119 | Какое это слово? (По рассказу Л. Кассиля «Как пишется это слово») | 1 | | |
120 | Главное дело (По рассказу Б. Никольского «О самом главном») | 1 | | |
121 | Защита. А. Усачёв | 1 | | |
122 | Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю | 1 | | |
123 | День Победы. Т. Белозёров | 1 | | |
124 | Обобщающий урок по теме «Родная земля» | 1 | | |
Раздел 11. Лето пришло |
125 | Ливень. С. Козлов | 1 | | |
126 | Тучка. Г. Граубин | 1 | | |
127 | Хитрый одуванчик. Н. Павлова. Часть 1 | 1 | | |
128 | Хитрый одуванчик. Н. Павлова. Часть 2 | 1 | | |
129 | Одуванчик. Е. Благинина | 1 | | |
130 | Встреча со змеёй. По А. Дорохову | 1 | | |
131 | Летний снег А. Бродский | 1 | | |
132 | После зимы будет лето. В. Голявкин | 1 | | |
133 | Загадка. Хозяюшка. О. Тарнопольская | 1 | | |
134 | Летние приметы. По А. Спирину | 1 | | |
135 | Обобщающий урок по теме «Лето пришло» | 1 | | |
136 | Внеклассное чтение стихов, рассказов о лете. | 1 | | |
Учебно-методический материал:
1. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. –М.: Просвещение, 2011.
2. Ефросинина Л.А. Комплект таблиц: Альбом учебный «Готовимся к урокам литературного чтения». 1-4 класс. –М.: ООО «Спектр-М», 2005.
3. Ильина, С.Ю. Учебник «Чтение» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. –М.: Просвещение, 2014.
4. Кульневич, Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. –Волгоград: Учитель, 2002.
Материально-техническое обеспечение:
- АРМ учителя: ноутбук, телевизор, колонки, документ-камера;
- компьютерные презентации PowerPointпо темам программы;-серии книг для внеклассного чтения(книги с рассказами о живой и неживой природе, направленные на патриотическое, этическое и эстетическое воспитание);
-дидактический материал (портреты писателей, иллюстрации (репродукции) к изучаемым произведениям, комплект сюжетных картинок);
- демонстрационные таблицы.