СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир книг" (общекультурное направление)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир книг" (общекультурное направление) разработана для 5 класса ГБОУ "СКОШИ № 62 III - IV вида"

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир книг" (общекультурное направление)»



































1.Пояснителная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Волшебный мир книг» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закона РФ «Об образовании»

  2. Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) для детей с ОВЗ

  3. Примерной адаптированной основной образовательной программы НОО для слабовидящих детей вариант 4.2

  4. Программой воспитания и социализации ГБОУ СКОШИ № 62

  5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «В мире книг» является модифицированной, составлена на основании Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011, авторской программы А.М.Кушнир, с внесением корректив с учетом особенностей познавательной деятельности детей с нарушением зрения.

Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Программа адресована обучающимся 5 класса, ГБОУ СКОШИ № 62 III – IV вида.

Актуальность. Программа «Волшебный мир книг» является хорошим средством развития коммуникативной деятельности, актуальным для формирования и расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка с нарушением зрения, воспитанию ученика-читателя. Воспитательские занятия по программе помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития особого ребёнка, с особыми образовательными потребностями, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для слепого и слабовидящего ребёнка – это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание, через него он познает мир, преодолевая самоизоляцию в своем мире, а сотрудничество с социумом и проведение совместных мероприятий способствуют социализации и адаптации в общество.

Имеющие место у обучающихся слепых и слабовидящих воспитанников трудности в овладении языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй), осуществлении коммуникативной деятельности (восприятия, интерпретации и продуцирования средств общения), а также наличие своеобразия их речевого развития (снижение динамики в развитии и накоплении языковых средств и выразительных движений, своеобразие соотношения слова и образа, проявляющееся в слабой связи речи с предметным содержанием, особенности формирования речевых навыков и др.) обусловливает необходимость активного использования речи в учебно - познавательном процессе как важнейшего средства компенсации зрительной недостаточности; осуществление речевого развития слепых учащихся с учетом особенностей их познавательной деятельности; коррекции речи с учетом непосредственного и опосредованного влияния на различные ее стороны глубоких нарушений зрения; формирование коммуникативной деятельности.

Цель: формирование духовно-нравственной личности, посредством развития познавательного интереса к литературе и любви к чтению, расширение социального опыта ребёнка с нарушением зрения через чтение литературы, расширения социальных связей через сотрудничество с библиотекой поселка.

Задачи:

  • развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • развивать поэтический слух, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое воображение, ассоциативное мышление, преодоление вербализма;

  • расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;

  • обеспечивать развитие речи школьников, активно формировать навыки чтения и речевые умения;

  • развивать мелкую моторику рук, художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.


Программа создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения. Содержание и задачи программы предусматривает обучение и воспитание детей в начальной школе и располагается по видам детской деятельности, при этом важным условием её реализации является комплексный подход к организации коррекционно-воспитательной работы.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей и возможностей, особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей и имеет коррекционную направленность.

Новизна данной программы внеурочной деятельности определена ФГОС НОО для детей с ОВЗ

Отличительными особенностями программы являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных результатов освоения программы, разработанной в соответствие с требованиями ФГОС.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Ценностные ориентиры содержания

Содержание программы творческой группы «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.






Общая характеристика курса.


Одним из главных изобретений человечества является книга. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний.

В данной программе использованы различные технологии обучения: ролевая игра, методика перекрестного чтения, частично поисковый метод.

Основу программы составляет литературное развитие младших школьников, развитие интеллекта, эмоциональной отзывчивости, эстетических потребностей и способностей.

Курс внеурочной деятельности предоставляет широкие возможности для творчества детей, их познавательной активности. Это - обсуждение книг, конференции, устные журналы, конкурсы, овладение новыми технологиями восприятия книг. Это книги 3-Д , 4 –Д реальности. Воспроизведение в новых технологиях, новых форматах в обновленной среде библиотеки дают возможность повысить интерес и читательскую активность слабовидящих школьников начальных классов. Занятия проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд, способствуют «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой.

По прочитанным произведениям проводятся занятия в нестандартной форме: игры - КВН, урок - путешествие, урок – конференция. Работа по формированию читательского интереса осуществляется также через сотрудничество с библиотекой поселка, национальной библиотекой, через совместные литературные занятия и проекты, праздники, в том числе и со здоровыми детьми.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда воспитатель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.


Место курса в учебном плане

Сроки реализации: 1 учебный год, по 1 часу в неделю, 34 часа в год.

Преемственность с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника с нарушением зрения. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Формы организации

  • Беседы

  • Литературные игры

  • Конкурсы-кроссворды

  • Библиотечные уроки

  • Путешествия по страницам книг

  • Проекты

  • Экскурсии в библиотеку

  • Встречи с детьми общеобразовательных школ

  • Уроки-спектакли ( в т.ч. аудио-)


















Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

В результате освоении программы внеурочной деятельности «В мире книг» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  • Осознавать значимость чтения для личного развития;

  • Формировать потребность в систематическом чтении;

  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

  • Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.





























Тематический планирование и основное содержание занятий « Волшебный мир книг»




Тема занятия

Кол – во

часов

Основное содержание работы


1

Вводное занятие. Инструктаж


1

Правила поведения в библиотеке,

порядок выдачи книг

3.09

2-3

О чём рассказывают журналы?

Детская периодическая печать.Выход в библиотеку


2

Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю.

10.09

17.09

4-5

«Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др.


2

Знакомство с широким кругом поэтов-классиков, с тематикой их творчества. Чтение избранных стихов наизусть. Чтение стихов ряда поэтов-классиков. Отбор нескольких стихотворений для чтения вслух, наизусть.

27.09

1.10

6

«Осенняя пора…»

1

Конкурс поэзии

8.10

7-8

«В путь, друзья!»

Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных


2

Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание. Подготовка и проведение литературного марафона «В путь, друзья!» - по материалам прочитанных книг

15.10

22.10

9

«Вчера и сегодня»

Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях


1

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники.

28.10

10-11

«Где, что, как и почему?»

Книги-справочники, энциклопедии.

Книги дополненной реальности


2

Обобщение сведений о книгах-справочниках. Работа со справочной детской литературой. Знакомство с энциклопедиями 4 Д технологии «Космос», «Динозавры» и др.

12.11

19.11

12-13

Книги дополненной реальности.

Технология чтения книг 4 Д и 3 Д реальности по выбору.


2

Продолжить знакомство с энциклопедиями 4 Д технологии «Космос», «Динозавры» и др. и 3 Д чтение книг.

26.11\

3.12

14-15

Мир детства в рассказах А. П. Чехова и В.Ю.Драгунского

«Вертел», «Скрипач Яшка» «Детвора» «Каштанка» и др.


2

Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг авторов и знакомство с творчеством этих писателей.

10.12

17.12

16-17

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду» и др.


2

Углубленное рассмотрение книг приключенческого жанра. Просмотр фильмов по произведениям.Литературная викторина по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика»

24.12

14.01

18-19

Интерактивный аттракцион «Подводный мир». Создание своих рассказов и оживление героев на интерактивной стене.

2

Оживление нарисованных животных на экране в движении. Игра

21.01

28.01

20-23

«Современные писатели - детям»

Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул»

В. Медведев «Баранкин будь человеком» и др.

4

Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Оформление выставки книг. Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать» Конкурс иллюстраций к прочитанным книгам

04.02

24-25

Викторина «По страницам любимых книг», совместно с библиотекой



2

Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение к старшим. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении, составление характеристики главных героев.


26-27

«Творцы книг» Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает.


2


Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал. Оформление выставки книг приключенческого жанра.


28-29

«Пограничный пес Алый»,

Аудиоспектакль и обсуждение прочитанного.



2

Знакомство с новым видом издания –оформление выставки рисунков.


30-31

«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?»

Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ, в том числе аудиоформата.



2

Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги.


33

«С моей книжной полки»


1

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д.


34

«По страницам любимых книг».

1

Викторина-обобщение по прочитанным произведениям, задание на лето.



В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:

  • Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;

  • Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

  • Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

  • Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого педагогом или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

  • Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, задания.

К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы курса внеурочной деятельности « Волшебный мир книг» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию, желание читать больше литературы.

Материально – техническое обеспечение

  • выбор оптимальных условий для проведения различных мероприятий,

  • использование специальных луп

  • материалы для оформления и творчества детей, наличие канцелярских принадлежностей,

  • аудиоматериалы и видеотехника,

  • компьютеры, ноутбуки

  • проектор, экран

  • коллекция видеоуроков, физминуток, плакатов, памятки

  • ЭОР






Литература


1.Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007

2.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006

3.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007

4.Литературное чтение 1-3 классы серия «Школа России»,Л.Ф.Климанова, В.Г.Горнцкий и др. Москва «Просвещение».



























Приложение 1

Физкультминутки для снятия зрительного утомления


Упражнения для снятия утомления глаз, расслабления зрительной системы.


Упражнение 1.

Упражнение выполняйте через каждые 20-25 минут зрительной работы.

Исходное положение каждого упражнения – стоя или сидя.

Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа – налево, затем слева – направо.

Сделайте 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх – вниз и вниз – вверх.

Сделайте 15 круговых вращательных движений глазами слева – направо.

То же самое, но справа – налево.

Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны.


Упражнение 2.

Исходное положение (и. п.) – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

Задание укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.

И. п. – сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

Задание способствует улучшению кровообращения век.

И. п. – стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек., перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенной по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, и смотреть на него 3-5 сек., затем опустить руку. Повторить 10-12 раз.

Задание снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

И. п. – стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

Задание облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

И. п. – сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять 1 мин.

Задание расслабляет мышцы и улучшает кровообращение век.


Упражнение 3.

Выполнять сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть их на 3-5 сек. повторить 6-8 раз.

Выполнять сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

Выполнять стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек. затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек. отпустить руку. Повторять 10-12 раз. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение, не снимая их.

Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 мин.

Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 сек снять пальцы с века. Повторить 3-4 раза.


Упражнение 4.

Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть их на 3-5 сек. повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек, затем поставить палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек. опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, необходимо выполнять упражнение, не снимая их.

Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 мин. Упражнение способствует расслаблению мышцы и улучшает кровообращение.

Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 сек снять пальцы с века. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазных жидкостей.


Упражнение 5.

Задания проводятся в течение 2 - 3 мин.

Исходное положение (и. п.) – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, выдох. Повторить 5 - 6 раз.

И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Крепко зажмурить глаза, затем открыть веки. Повторить 4 раза.

И. п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки.

И. п. – сидя. Посмотреть прямо перед собой на классную доску 2 - 3 сек., поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 15 - 20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3 - 5 сек., затем опустить руку. Повторить 5 - 6 раз.

И. п. – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы. Руки опустить (выдох). Повторить 4 - 5 раз.

И. п. – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 - 5 сек., затем открыть глаза на 3 - 5 сек. Повторить 6 - 8 раз.

И. п. – сидя. Быстрые моргания в течение 1 - 2 мин.


И. п. – стоя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2 - 3 сек., затем поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 25 - 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3 - 5 сек., после чего опустить руки. Повторить 10 - 12 раз.

И. п. – стоя. Вытянуть руку вперед, посмотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенный на средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до появления двоения. Повторить 6 - 8 раз.

И. п. – сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течение 1 минуты.

И. п. – стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25- 30 см от глаз, смотреть двумя глазами на палец 3 - 5 сек., затем прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3 - 5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3 - 5 сек.

Аналогично повторить, смотря левым глазом на палец вытянутой левой руки. Повторить 5 - 6 раз.




Упражнение 6.

Повторные зажмуривания глаз на 3 - 5 сек., а также массирование век и быстрое моргание улучшает кровообращение, легкие нажимы на верхние веки обоих глаз в течение 1 - 2 сек. Улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости.


Упражнение 7.

Плотно закрывать и широко открывать глаза 5 6 раз подряд с интервалом 30 сек.

Смотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.


Упражнение 8.

Посмотреть на потолок без движения головой или телом, затем посмотреть на пол (не делать этого слишком быстро, дать мышцам глаз проделать всю необходимую работу).

Перемещать глаза из стороны в сторону, отводя их вправо настолько, насколько это возможно, без движения головы или тела, затем, также влево (10 раз).

Перемещать глаза к правому верхнему углу комнаты, затем к левому нижнему (10 раз). Затем перемещать глаза от левого верхнего угла к правому нижнему (10 раз).

Вообразить достаточно большой круг перед собой. Пусть глаза путешествуют по линии этого обруча, делая полный круг, глаза перемещаются вправо. Сделать то же самое, перемещая глаза влево. (Проделать это задание по 10 раз в каждом направлении, не двигая головой).


Упражнение 9.

В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повт. 10-12 раз).

Круговые движения глазами в одном и другом направлении (повт. 4-6 раз).

Частое моргание в течение 20 секунд.

В ходе индивидуальных занятий целесообразно наряду с упражнениями на развитие зрительного восприятия включать упражнения, направленные на коррекцию имеющего место у детей нарушение зрительных функций.

Посадка детей на занятии с учетом остроты зрения:

1 ряд: до 0,4 (глаз видит 4 строки сверху таблицы Сивцева с расстояния 5 м); 2 ряд: 0,4-0,6; 3 ряд: 0,6-1,0.

  • При сходящемся косоглазии место ребенку на занятиях – в центре.

  • При разной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо посадить лучше видящим глазом – к центру.

  • При окклюзии сажаем ребенка открытым глазом к центру доски. Если у ребенка окклюзия левого глаза, его сажают справа от педагога, правого глаза – слева от педагога; при расходящемся косоглазии – по центру.

  • При светобоязни нужно посадить ребенка так, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза.

  • Рабочая поверхность при расходящемся косоглазии должна быть горизонтальной, а при сходящемся – вертикальной, при миопии, глаукоме – вертикальной.

16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!