Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области
«Елань – Коленовский центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи»
ПРИНЯТО: Протокол заседания педагогического совета от ___ ___20___г. №____ | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по СВ и Б ______________/Е.С. Трунова/ | УТВЕРЖДЕНО: Приказ директора от ___ ___20__ г.№____ ____________/С.А.Свешникова/ |
Адаптированная рабочая программа
Психолого-педагогического сопровождения
для обучающихся с ОВЗ
начальных классов
«Лего- конструирование»
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов в год 36 в неделю 1
Составитель: Волина Юлия Викторовна, педагог –психолог службы «Гармония»
Квалификационная категория: 1
Педагогический стаж: 17 лет
Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения специалистов
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Протокол №___ от_________ г.
Руководитель М/О _________________(Л.В. Синельникова )
Елань-Колено, 2017 год
Пояснительная записка
Использование Лего-конструкторов в развивающей деятельности с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья (далее дети с ОВЗ) повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных деталей. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям. Дети с удовольствием посещают игровые занятия. Лего-конструирование – это современное средство обучения детей. Внедрение разнообразных Лего-конструкторов в развивающую деятельность с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья поможет решить проблему адаптации детей к образовательной среде, а также способствует всестороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше. Лего-конструирование является коррекционно- развивающей программой для ребят с ОВЗ. Лего интересно детям, и с помощью конструктора очень легко и увлекательно работать над развитием пространственного, математического мышления. Стараться развивать фантазию, точность, стремление проявить себя, реализовать свою идею.
В данной программе представлены технологии организации психологического сопровождения ребенка с проблемами в развитии, трудностями в обучении и социальной адаптации в условиях ППМС-центра.
Необходимость разработки данной программы обусловлена, с одной стороны, увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в ППМС-помощи, и, с другой стороны, дефицитом эффективных коррекционно-развивающих программ, направленных на обеспечение психологического сопровождения данной категории детей в реальных условиях их обучения и воспитания с учетом их психофизиологических и индивидуально-типологических особенностей. В ходе реализации программы осуществляется коррекционно-развивающее, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях образовательного учреждения.
Программа курса «Лего-конструирование» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Программа помогает детям адаптироваться к жизни. Одним из вариантов помощи являются занятия, где дети комплексно используют свои знания. Материал по программе «Лего-конструирование» строится так, что ребята стараются использовать весь свой потенциал для достижения намеченной цели.
Целью программы ЛЕГО-конструирования являетсяпсихологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, овладение ими навыками начального технического конструирования, математическими представлениями, развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости),приобретение ими навыка взаимодействия в группе.
Основными задачами программы Лего-конструирования являются:
- обеспечение комфортного самочувствия ребенка;
- развитие творческих способностей и логического мышления ребенка;
- развитие образного, технического мышления и умения выразить свой замысел;
- развитие умения творчески подходить к решению задачи;
- развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Основное содержание:
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности световосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. У учеников формируются математические представления. Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации.
Учебно-тематический план программы для первых классов (ЗПР)
№ п/п | Наименование блоков | Всего часов | В том числе | Форма контроля |
Теоретические | Практические |
1 | Вводное занятие Знакомство с ЛЕГО | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
2 | Исследование учащихся | 2 | 1 | 1 | Тесты |
3 | Спонтанная, индивидуальная ЛЕГО-игра детей | 4 | 0 | 4 | Наблюдение |
4 | Тематические игры | 10 | 1 | 9 | Беседа |
5 | Познавательные и обучающие игры | 9 | 1 | 8 | Опрос |
6 | Творческие игры | 7 | 0 | 7 | Наблюдение |
7 | Контрольное исследование учащихся | 2 | 1 | 1 | Тесты |
8 | Подведение итогов работы по курсу. | 1 | 0,5 | 0,5 | Обобщение полученных данных |
Итого | 36 | 5 | 31 | |
Календарно-тематическое планирование по программе
«Лего - конструирование» для первых классов (ЗПР)
№ п/п | Наименование блоков | Всего часов | В том числе | Сроки |
Теоретические | Практические |
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.1 | Знакомство с ЛЕГО | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Исследование учащихся | 2 | 1 | 1 | |
2.1 | Диагностика познавательных процессов | 2 | 1 | 1 | |
3 | Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра детей | 4 | 0 | 4 | |
3.1 | Открываем мир «Лего» | 1 | 0 | 1 | |
3.2 | Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета (Закрепление знаний о цвете) | 1 | 0 | 1 | |
3.3 | «Исследователи кирпичиков» Строительные детали (Закрепление знаний о форме) | 1 | 0 | 1 | |
3.4 | «Прояви себя» Создай свою историю. «Лицензия на лего-конструирование» | 1 | 0 | 1 | |
4 | Тематические игры | 10 | 1 | 9 | |
4.1 | «Школа» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.2 | «Осенний поход» | 1 | 0 | 1 | |
4.3 | «Жизнь в городе» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.4 | «Городские жители»» | 1 | 0 | 0 | |
4.5 | «Жизнь на ферме» | 1 | 0 | 1 | |
4.6 | «Мы разные, но мы дружим» | 1 | 0 | 1 | |
4.7 | «Люди мира» | 1 | 0 | 1 | |
4.8 | «Моя Родина» | 1 | 0 | 1 | |
4.9 | «Путешествие в космос» | 1 | 0 | 1 | |
4.10 | «Строители» | 1 | 0 | 1 | |
5 | Познавательные и обучающие игры | 9 | 1 | 8 | |
5.1 | «Такие разные животные» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5.2 | «Определяем настроение» | 1 | 0 | 1 | |
5.3 | «Мир профессий» | 1 | 0 | 1 | |
5.4 | «Хотим все знать» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5.5 | «Транспорт» Автомобили, пассажирский транспорт и др. | 1 | 0 | 1 | |
5.6 | «Учись учиться» | 1 | 0 | 1 | |
5.7 | «Уроки с мистером Знайкой» | 1 | 0 | 1 | |
5.8 | «Математический поезд» | 1 | 0 | 1 | |
5.9 | «ЛЕГО - Кафе» | 1 | 0 | 1 | |
6 | Творческие игры | 7 | 0 | 7 | |
6.1 | «Творческий набор» Создание необычных персонажей | 1 | 0 | 1 | |
6.2 | Декорации к различным сценам | 1 | 0 | 1 | |
6.3 | Гигантский набор (строим большие фигуры) | 1 | 0 | 1 | |
6.4 | «Игровая площадка для детей» | 1 | 0 | 1 | |
6.5 | «Строим из трубочек» | 1 | 0 | 1 | |
6.6 | «День рожденье друга» (готовим угощения и подарки) | 1 | 0 | 1 | |
6.7 | «Новогодние сюрпризы» | 1 | 0 | 1 | |
7 | Контрольное исследование учащихся | 2 | 1 | 1 | |
7.1 | Диагностика познавательных процессов | 1 | 1 | 1 | |
8 | Подведение итогов работы по курсу. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Учебно-тематический план программы для 3 «А» класса (ЗПР)
№ п/п | Наименование блоков | Всего часов | В том числе | Форма контроля |
Теоретические | Практические |
1 | Вводное занятие Знакомство с ЛЕГО | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
2 | Исследование учащихся | 2 | 1 | 1 | Тесты |
3 | Спонтанная, индивидуальная ЛЕГО-игра детей | 4 | 0 | 4 | Наблюдение |
4 | Тематические игры | 10 | 1 | 9 | Беседа |
5 | Познавательные и обучающие игры | 9 | 1 | 8 | Опрос |
6 | Творческие игры | 7 | 0 | 7 | Наблюдение |
7 | Контрольное исследование учащихся | 2 | 1 | 1 | Тесты |
8 | Подведение итогов работы по курсу. | 1 | 0,5 | 0,5 | Обобщение полученных данных |
Итого | 36 | 5 | 31 | |
Календарно-тематическое планирование по программе
«Лего - конструирование» для 3 «А» класса (ЗПР)
№ п/п | Наименование блоков | Всего часов | В том числе | Сроки |
Теоретические | Практические |
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.1 | Знакомство с новыми наборами ЛЕГО | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Исследование учащихся | 2 | 1 | 1 | |
2.1 | Диагностика познавательных процессов | 2 | 1 | 1 | |
3 | Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра детей | 4 | 0 | 4 | |
3.1 | Фантастический мир «Лего» | 1 | 0 | 1 | |
3.2 | Путешествие по ЛЕГО-стране. | 1 | 0 | 1 | |
3.3 | «Виды кирпичиков» (строительные детали) | 1 | 0 | 1 | |
3.4 | «Моя Легоистория» | 1 | 0 | 1 | |
4 | Тематические игры | 10 | 1 | 9 | |
4.1 | «Правила школьника» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.2 | «В путешествие по мостику» | 1 | 0 | 1 | |
4.3 | «Городская жизнь» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.4 | «Профессии людей в городе» | 1 | 0 | 0 | |
4.5 | «Большая ферма» | 1 | 0 | 1 | |
4.6 | «Крепкая дружба» | 1 | 0 | 1 | |
4.7 | «Знакомимся с народами планеты Земля» | 1 | 0 | 1 | |
4.8 | «Моя Родина Россия» | 1 | 0 | 1 | |
4.9 | «Путешествие в космос» | 1 | 0 | 1 | |
4.10 | «Строители» | 1 | 0 | 1 | |
5 | Познавательные и обучающие игры | 9 | 1 | 8 | |
5.1 | «Африканские животные» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5.2 | «Ситуации влияющие на наше настроение» | 1 | 0 | 1 | |
5.3 | «Кем я хочу быть по профессии» | 1 | 0 | 1 | |
5.4 | «Опыты и эксперименты с Лего» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5.5 | «Пассажирский транспорт» | 1 | 0 | 1 | |
5.6 | «Увлекательный урок с набором «Учись учиться»» | 1 | 0 | 1 | |
5.7 | «Строим лабораторию с мистером Знайкой» | 1 | 0 | 1 | |
5.8 | «Математический поезд, отправляется в Лего - страну» | 1 | 0 | 1 | |
5.9 | «Встреча друзей в ЛЕГО - Кафе» | 1 | 0 | 1 | |
6 | Творческие игры | 7 | 0 | 7 | |
6.1 | «Творческие задания» (с опорой на картинки) | 1 | 0 | 1 | |
6.2 | «Декорации» Строим декорации для обыгрывания историй. | 1 | 0 | 1 | |
6.3 | «Кресло исполнения желаний» (Гигантский набор) | 1 | 0 | 1 | |
6.4 | «Веселые игры на игровой площадке для детей» | 1 | 0 | 1 | |
6.5 | «Творческие модели из Лего трубочек» | 1 | 0 | 1 | |
6.6 | «Чаепитие» (готовим угощения) | 1 | 0 | 1 | |
6.7 | «Новогодние подарки» | 1 | 0 | 1 | |
7 | Контрольное исследование учащихся | 2 | 1 | 1 | |
7.1 | Диагностика познавательных процессов | 1 | 1 | 1 | |
8 | Подведение итогов работы по курсу. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Учебно-тематический план программы для 3 «Б» класса (ВСП)
№ п/п | Наименование блоков | Всего часов | В том числе | Форма контроля |
Теоретические | Практические |
1 | Вводное занятие Знакомство с ЛЕГО | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
2 | Исследование учащихся | 2 | 1 | 1 | Тесты |
3 | Спонтанная, индивидуальная ЛЕГО-игра детей | 4 | 0 | 4 | Наблюдение |
4 | Тематические игры | 10 | 1 | 9 | Беседа |
5 | Познавательные и обучающие игры | 9 | 1 | 8 | Опрос |
6 | Творческие игры | 7 | 0 | 7 | Наблюдение |
7 | Контрольное исследование учащихся | 2 | 1 | 1 | Тесты |
8 | Подведение итогов работы по курсу. | 1 | 0,5 | 0,5 | Обобщение полученных данных |
Итого | 36 | 5 | 31 | |
Календарно-тематическое планирование по программе
«Лего - конструирование» для 3 «Б» класса (ВСП)
№ п/п | Наименование блоков | Всего часов | В том числе | Сроки |
Теоретические | Практические |
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.1 | Знакомство с новыми наборами ЛЕГО | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Исследование учащихся | 2 | 1 | 1 | |
2.1 | Диагностика познавательных процессов | 2 | 1 | 1 | |
3 | Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра детей | 4 | 0 | 4 | |
3.1 | Фантастический мир «Лего» | 1 | 0 | 1 | |
3.2 | Путешествие по ЛЕГО-стране. | 1 | 0 | 1 | |
3.3 | «Виды кирпичиков» (строительные детали ) | 1 | 0 | 1 | |
3.4 | «Моя Лего история» | 1 | 0 | 1 | |
4 | Тематические игры | 10 | 1 | 9 | |
4.1 | «Правила школьника» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.2 | «В путешествие по мостику» | 1 | 0 | 1 | |
4.3 | «Городская жизнь» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.4 | «Профессии людей в городе» | 1 | 0 | 0 | |
4.5 | «Большая ферма» | 1 | 0 | 1 | |
4.6 | «Крепкая дружба» | 1 | 0 | 1 | |
4.7 | «Знакомимся с народами планеты Земля» | 1 | 0 | 1 | |
4.8 | «Моя Родина Россия» | 1 | 0 | 1 | |
4.9 | «Путешествие в космос» | 1 | 0 | 1 | |
4.10 | «Строители» | 1 | 0 | 1 | |
5 | Познавательные и обучающие игры | 9 | 1 | 8 | |
5.1 | «Африканские животные» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5.2 | «Ситуации влияющие на наше настроение» | 1 | 0 | 1 | |
5.3 | «Кем я хочу быть по профессии» | 1 | 0 | 1 | |
5.4 | «Опыты и эксперименты с Лего» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5.5 | «Пассажирский транспорт» | 1 | 0 | 1 | |
5.6 | «Увлекательный урок с набором «Учись учиться»» | 1 | 0 | 1 | |
5.7 | «Строим лабораторию с мистером Знайкой» | 1 | 0 | 1 | |
5.8 | «Математический поезд, отправляется в Лего - страну» | 1 | 0 | 1 | |
5.9 | «Встреча друзей в ЛЕГО - Кафе» | 1 | 0 | 1 | |
6 | Творческие игры | 7 | 0 | 7 | |
6.1 | «Творческие задания» (с опорой на картинки) | 1 | 0 | 1 | |
6.2 | «Декорации» Строим декорации для обыгрывания историй. | 1 | 0 | 1 | |
6.3 | «Кресло исполнения желаний» (Гигантский набор) | 1 | 0 | 1 | |
6.4 | «Веселые игры на игровой площадке для детей» | 1 | 0 | 1 | |
6.5 | «Творческие модели из Лего трубочек» | 1 | 0 | 1 | |
6.6 | «Чаепитие» (готовим угощения) | 1 | 0 | 1 | |
6.7 | «Новогодние подарки» | 1 | 0 | 1 | |
7 | Контрольное исследование учащихся | 2 | 1 | 1 | |
7.1 | Диагностика познавательных процессов | 1 | 1 | 1 | |
8 | Подведение итогов работы по курсу. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Учебно-тематический план программы для четвертого класса (ВСП)
№ п/п | Наименование блоков | Всего часов | В том числе | Форма контроля |
Теоретические | Практические |
1 | Вводное занятие Знакомство с ЛЕГО | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
2 | Исследование учащихся | 2 | 1 | 1 | Тесты |
3 | Свободное Лего - конструирование | 4 | 0 | 4 | Наблюдение |
4 | Тематические игры | 10 | 1 | 9 | Беседа |
5 | Познавательные и обучающие игры | 9 | 1 | 8 | Опрос |
6 | Творческие игры | 7 | 0 | 7 | Наблюдение |
7 | Контрольное исследование учащихся | 2 | 1 | 1 | Тесты |
8 | Подведение итогов работы по курсу. | 1 | 0,5 | 0,5 | Обобщение полученных данных |
Итого | 36 | 5 | 31 | |
Календарно-тематическое планирование по программе
«Лего - конструирование» для четвертого класса (ВСП)
№ п/п | Наименование блоков | Всего часов | В том числе | Сроки |
Теоретические | Практические |
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.1 | Знакомство с новыми наборами ЛЕГО | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Исследование учащихся | 2 | 1 | 1 | |
2.1 | Диагностика познавательных процессов | 2 | 1 | 1 | |
3 | Свободное Лего - конструирование | 4 | 0 | 4 | |
3.1 | «Лего - новинки» | 1 | 0 | 1 | |
3.2 | «Строительная техника» | 1 | 0 | 1 | |
3.3 | «Строим дома» (из гигантского набора) | 1 | 0 | 1 | |
3.4 | «Моя Лего история» | 1 | 0 | 1 | |
4 | Тематические игры | 10 | 1 | 9 | |
4.1 | «Успешный ученик» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.2 | «Путешествуем по России» | 1 | 0 | 1 | |
4.3 | «Жизнь города» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.4 | «Любимые профессии» | 1 | 0 | 0 | |
4.5 | «Кто живет на ферме?» | 1 | 0 | 1 | |
4.6 | «Зачем нужна дружба?» | 1 | 0 | 1 | |
4.7 | «Люди Земли» | 1 | 0 | 1 | |
4.8 | «Главный город России» | 1 | 0 | 1 | |
4.9 | «Космические приключения» | 1 | 0 | 1 | |
4.10 | «На стройке» | 1 | 0 | 1 | |
5 | Познавательные и обучающие игры | 9 | 1 | 8 | |
5.1 | «Домашние и дикие животные» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5.2 | «Угадай настроение» | 1 | 0 | 1 | |
5.3 | «Профессии людей» | 1 | 0 | 1 | |
5.4 | «Башни и высокие конструкции» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5.5 | «Строим транспорт» | 1 | 0 | 1 | |
5.6 | « Мои любимые животные» (набор «Учись учиться») | 1 | 0 | 1 | |
5.7 | «Подвижные модели» (набор «Учись учиться») | 1 | 0 | 1 | |
5.8 | «Поездка на поезде» | 1 | 0 | 1 | |
5.9 | «Повара и покупатели в ЛЕГО - Кафе» | 1 | 0 | 1 | |
6 | Творческие игры | 7 | 0 | 7 | |
6.1 | «Моя увлекательная история» (с опорой на картинки) | 1 | 0 | 1 | |
6.2 | «Мульт-декорации» (Строим декорации для любимых мультиков) | 1 | 0 | 1 | |
6.3 | «Ворота счастья» (Гигантский набор) | 1 | 0 | 1 | |
6.4 | «Правила безопасной игры на игровой площадке» | 1 | 0 | 1 | |
6.5 | «Собираем горки» (набор с трубочками) | 1 | 0 | 1 | |
6.6 | «Это вкусно!» (готовим угощения) | 1 | 0 | 1 | |
6.7 | «Новогодние игрушки» | 1 | 0 | 1 | |
7 | Контрольное исследование учащихся | 2 | 1 | 1 | |
7.1 | Диагностика познавательных процессов | 1 | 1 | 1 | |
8 | Подведение итогов работы по курсу. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Умение ориентироваться в информационном пространстве;
Умение самостоятельно выполнять сборку моделей;
Умение творчески мыслить.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей, роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применение полученные знаний, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов);
- создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ:
- изучать и обрабатывать информацию;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей (планировать предстоящие действия, самоконтроль, применять полученные знания, использовать приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
Список литературы:
1. Дэниел ЛипковицLEGO книга игр «Оживи свои модели», Москва 2015 г.;
2. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ, Москва 2014 г.;
3. А.В. Семенович Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза, Москва 2015 г.;
4. С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович, Н.В.Микляева Детская дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы), Москва 2014 г.;
5. М.А.Шевченко «Психологические цветовые и рисуночные тесты», Москва 2015
6. Т.Г.Визель «Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи», Москва 2015 г.