СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа Психолого-педагогического сопровождения для обучающихся с ОВЗ начальных классов «Лего- конструирование»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование Лего-конструкторов в развивающей деятельности  с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья  повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа Психолого-педагогического сопровождения для обучающихся с ОВЗ начальных классов «Лего- конструирование»»

Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области

«Елань – Коленовский центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи»





ПРИНЯТО:


Протокол заседания


педагогического совета


от ___ ___20___г. №____




СОГЛАСОВАНО:


Заместитель директора по СВ и Б


______________/Е.С. Трунова/


УТВЕРЖДЕНО:


Приказ директора


от ___ ___20__ г.№____


____________/С.А.Свешникова/



Адаптированная рабочая программа

Психолого-педагогического сопровождения

для обучающихся с ОВЗ

начальных классов

«Лего- конструирование»





Срок реализации программы: 1 год

Количество часов в год 36 в неделю 1

Составитель: Волина Юлия Викторовна, педагог –психолог службы «Гармония»

Квалификационная категория: 1

Педагогический стаж: 17 лет



Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения специалистов

психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Протокол №___ от_________ г.

Руководитель М/О _________________(Л.В. Синельникова )





Елань-Колено, 2017 год

Пояснительная записка

Использование Лего-конструкторов в развивающей деятельности с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья (далее дети с ОВЗ) повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук.  Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных деталей. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям. Дети с удовольствием посещают игровые занятия. Лего-конструирование – это современное средство обучения детей. Внедрение разнообразных Лего-конструкторов в развивающую деятельность с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья поможет решить проблему адаптации детей к образовательной среде, а также способствует всестороннему развитию личности ребенка  и побуждает получать знания дальше. Лего-конструирование является коррекционно- развивающей программой для ребят с ОВЗ. Лего интересно детям, и с помощью конструктора очень легко и увлекательно работать над развитием пространственного, математического мышления. Стараться развивать фантазию, точность, стремление проявить себя, реализовать свою идею.

В данной программе представлены технологии организации психологического сопровождения ребенка с проблемами в развитии, трудностями в обучении и социальной адаптации в условиях ППМС-центра.

Необходимость разработки данной программы обусловлена, с одной стороны, увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в ППМС-помощи, и, с другой стороны, дефицитом эффективных коррекционно-развивающих программ, направленных на обеспечение психологического сопровождения данной категории детей в реальных условиях их обучения и воспитания с учетом их психофизиологических и индивидуально-типологических особенностей. В ходе реализации программы осуществляется коррекционно-развивающее, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях образовательного учреждения.

Программа курса «Лего-конструирование» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Программа помогает детям адаптироваться к жизни. Одним из вариантов помощи являются занятия, где дети комплексно используют свои знания. Материал по программе «Лего-конструирование» строится так, что ребята стараются использовать весь свой потенциал для достижения намеченной цели.


Целью программы ЛЕГО-конструирования являетсяпсихологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, овладение ими навыками начального технического конструирования, математическими представлениями, развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости),приобретение ими навыка взаимодействия в группе. 
         

   Основными задачами  программы Лего-конструирования являются:

- обеспечение комфортного самочувствия ребенка;

- развитие творческих способностей и логического мышления ребенка;
- развитие образного, технического мышления и умения выразить свой   замысел;
- развитие умения творчески подходить к решению задачи;

- развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.


Основное содержание:

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности световосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. У учеников формируются математические представления. Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации.



Учебно-тематический план программы для первых классов (ЗПР)

п/п

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теоретические

Практические

1

Вводное занятие

Знакомство с ЛЕГО

1

0,5

0,5

Беседа

2

Исследование учащихся

2

1

1

Тесты

3

Спонтанная, индивидуальная ЛЕГО-игра детей

4

0

4

Наблюдение

4

Тематические игры

10

1

9

Беседа

5

Познавательные и обучающие игры

9

1

8

Опрос

6

Творческие игры

7

0

7

Наблюдение

7

Контрольное исследование учащихся

2

1

1

Тесты

8

Подведение итогов работы по курсу.

1

0,5

0,5

Обобщение полученных данных

Итого

36

5

31



Календарно-тематическое планирование по программе

«Лего - конструирование» для первых классов (ЗПР)


п/п

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Сроки

Теоретические

Практические

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5


1.1

Знакомство с ЛЕГО

1

0,5

0,5


2

Исследование учащихся

2

1

1


2.1

Диагностика познавательных процессов

2

1

1


3

Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра детей

4

0

4


3.1

Открываем мир «Лего»

1

0

1


3.2

Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета (Закрепление знаний о цвете)

1

0

1


3.3

«Исследователи кирпичиков»

Строительные детали (Закрепление знаний о форме)

1

0

1


3.4

«Прояви себя»

Создай свою историю.

«Лицензия на лего-конструирование»

1

0

1


4

Тематические игры

10

1

9


4.1

«Школа»

1

0,5

0,5


4.2

«Осенний поход»

1

0

1


4.3

«Жизнь в городе»

1

0,5

0,5


4.4

«Городские жители»»

1

0

0


4.5

«Жизнь на ферме»

1

0

1


4.6

«Мы разные, но мы дружим»

1

0

1


4.7

«Люди мира»

1

0

1


4.8

«Моя Родина»

1

0

1


4.9

«Путешествие в космос»

1

0

1


4.10

«Строители»

1

0

1


5

Познавательные и обучающие игры

9

1

8


5.1

«Такие разные животные»

1

0,5

0,5


5.2

«Определяем настроение»

1

0

1


5.3

«Мир профессий»

1

0

1


5.4

«Хотим все знать»

1

0,5

0,5


5.5

«Транспорт»

Автомобили, пассажирский

транспорт и др.

1

0

1


5.6

«Учись учиться»

1

0

1


5.7

«Уроки с мистером Знайкой»

1

0

1


5.8

«Математический поезд»

1

0

1


5.9

«ЛЕГО - Кафе»

1

0

1


6

Творческие игры

7

0

7


6.1

«Творческий набор»

Создание необычных персонажей

1

0

1


6.2

Декорации к различным сценам

1

0

1


6.3

Гигантский набор

(строим большие фигуры)

1

0

1


6.4

«Игровая площадка для детей»

1

0

1


6.5

«Строим из трубочек»

1

0

1


6.6

«День рожденье друга» (готовим угощения и подарки)

1

0

1


6.7

«Новогодние сюрпризы»

1

0

1


7

Контрольное исследование учащихся

2

1

1


7.1

Диагностика познавательных процессов

1

1

1


8

Подведение итогов работы по курсу.

1

0,5

0,5



Учебно-тематический план программы для 3 «А» класса (ЗПР)

п/п

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теоретические

Практические

1

Вводное занятие

Знакомство с ЛЕГО

1

0,5

0,5

Беседа

2

Исследование учащихся

2

1

1

Тесты

3

Спонтанная, индивидуальная ЛЕГО-игра детей

4

0

4

Наблюдение

4

Тематические игры

10

1

9

Беседа

5

Познавательные и обучающие игры

9

1

8

Опрос

6

Творческие игры

7

0

7

Наблюдение

7

Контрольное исследование учащихся

2

1

1

Тесты

8

Подведение итогов работы по курсу.

1

0,5

0,5

Обобщение

полученных

данных

Итого

36

5

31




Календарно-тематическое планирование по программе

«Лего - конструирование» для 3 «А» класса (ЗПР)


п/п

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Сроки

Теоретические

Практические

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5


1.1

Знакомство с новыми наборами ЛЕГО

1

0,5

0,5


2

Исследование учащихся

2

1

1


2.1

Диагностика познавательных процессов

2

1

1


3

Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра детей

4

0

4


3.1

Фантастический

мир «Лего»

1

0

1


3.2

Путешествие по ЛЕГО-стране.

1

0

1


3.3

«Виды

кирпичиков»

(строительные детали)

1

0

1


3.4

«Моя Легоистория»

1

0

1


4

Тематические игры

10

1

9


4.1

«Правила школьника»

1

0,5

0,5


4.2

«В путешествие по мостику»

1

0

1


4.3

«Городская жизнь»

1

0,5

0,5


4.4

«Профессии людей в городе»

1

0

0


4.5

«Большая ферма»

1

0

1


4.6

«Крепкая дружба»

1

0

1


4.7

«Знакомимся с народами планеты Земля»

1

0

1


4.8

«Моя Родина Россия»

1

0

1


4.9

«Путешествие в космос»

1

0

1


4.10

«Строители»

1

0

1


5

Познавательные и обучающие игры

9

1

8


5.1

«Африканские животные»

1

0,5

0,5


5.2

«Ситуации влияющие на наше настроение»

1

0

1


5.3

«Кем я хочу быть по профессии»

1

0

1


5.4

«Опыты и эксперименты с Лего»

1

0,5

0,5


5.5

«Пассажирский транспорт»

1

0

1


5.6

«Увлекательный урок с набором «Учись учиться»»

1

0

1


5.7

«Строим лабораторию с мистером Знайкой»

1

0

1


5.8

«Математический поезд, отправляется в Лего - страну»

1

0

1


5.9

«Встреча друзей в ЛЕГО - Кафе»

1

0

1


6

Творческие игры

7

0

7


6.1

«Творческие задания» (с опорой на картинки)

1

0

1


6.2

«Декорации»

Строим декорации для обыгрывания историй.

1

0

1


6.3

«Кресло исполнения желаний»

(Гигантский набор)

1

0

1


6.4

«Веселые игры на игровой площадке для детей»

1

0

1


6.5

«Творческие модели из Лего трубочек»

1

0

1


6.6

«Чаепитие» (готовим угощения)

1

0

1


6.7

«Новогодние подарки»

1

0

1


7

Контрольное исследование учащихся

2

1

1


7.1

Диагностика познавательных процессов

1

1

1


8

Подведение итогов работы по курсу.

1

0,5

0,5



Учебно-тематический план программы для 3 «Б» класса (ВСП)

п/п

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теоретические

Практические

1

Вводное занятие

Знакомство с ЛЕГО

1

0,5

0,5

Беседа

2

Исследование учащихся

2

1

1

Тесты

3

Спонтанная, индивидуальная ЛЕГО-игра детей

4

0

4

Наблюдение

4

Тематические игры

10

1

9

Беседа

5

Познавательные и обучающие игры

9

1

8

Опрос

6

Творческие игры

7

0

7

Наблюдение

7

Контрольное исследование учащихся

2

1

1

Тесты

8

Подведение итогов работы по курсу.

1

0,5

0,5

Обобщение

полученных

данных

Итого

36

5

31




Календарно-тематическое планирование по программе

«Лего - конструирование» для 3 «Б» класса (ВСП)


п/п

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Сроки

Теоретические

Практические

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5


1.1

Знакомство с новыми наборами ЛЕГО

1

0,5

0,5


2

Исследование учащихся

2

1

1


2.1

Диагностика познавательных процессов

2

1

1


3

Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра детей

4

0

4


3.1

Фантастический

мир «Лего»

1

0

1


3.2

Путешествие по ЛЕГО-стране.

1

0

1


3.3

«Виды

кирпичиков»

(строительные детали )

1

0

1


3.4

«Моя Лего история»

1

0

1


4

Тематические игры

10

1

9


4.1

«Правила школьника»

1

0,5

0,5


4.2

«В путешествие по мостику»

1

0

1


4.3

«Городская жизнь»

1

0,5

0,5


4.4

«Профессии людей в городе»

1

0

0


4.5

«Большая ферма»

1

0

1


4.6

«Крепкая дружба»

1

0

1


4.7

«Знакомимся с народами планеты Земля»

1

0

1


4.8

«Моя Родина Россия»

1

0

1


4.9

«Путешествие в космос»

1

0

1


4.10

«Строители»

1

0

1


5

Познавательные и обучающие игры

9

1

8


5.1

«Африканские животные»

1

0,5

0,5


5.2

«Ситуации влияющие на наше настроение»

1

0

1


5.3

«Кем я хочу быть по профессии»

1

0

1


5.4

«Опыты и эксперименты с Лего»

1

0,5

0,5


5.5

«Пассажирский транспорт»

1

0

1


5.6

«Увлекательный урок с набором «Учись учиться»»

1

0

1


5.7

«Строим лабораторию с мистером Знайкой»

1

0

1


5.8

«Математический поезд, отправляется в Лего - страну»

1

0

1


5.9

«Встреча друзей в ЛЕГО - Кафе»

1

0

1


6

Творческие игры

7

0

7


6.1

«Творческие задания» (с опорой на картинки)

1

0

1


6.2

«Декорации»

Строим декорации для обыгрывания историй.

1

0

1


6.3

«Кресло исполнения желаний»

(Гигантский набор)

1

0

1


6.4

«Веселые игры на игровой площадке для детей»

1

0

1


6.5

«Творческие модели из Лего трубочек»

1

0

1


6.6

«Чаепитие» (готовим угощения)

1

0

1


6.7

«Новогодние подарки»

1

0

1


7

Контрольное исследование учащихся

2

1

1


7.1

Диагностика познавательных процессов

1

1

1


8

Подведение итогов работы по курсу.

1

0,5

0,5





Учебно-тематический план программы для четвертого класса (ВСП)

п/п

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теоретические

Практические

1

Вводное занятие

Знакомство с ЛЕГО

1

0,5

0,5

Беседа

2

Исследование учащихся

2

1

1

Тесты

3

Свободное Лего - конструирование

4

0

4

Наблюдение

4

Тематические игры

10

1

9

Беседа

5

Познавательные и обучающие игры

9

1

8

Опрос

6

Творческие игры

7

0

7

Наблюдение

7

Контрольное исследование учащихся

2

1

1

Тесты

8

Подведение итогов работы по курсу.

1

0,5

0,5

Обобщение

полученных

данных

Итого

36

5

31




Календарно-тематическое планирование по программе

«Лего - конструирование» для четвертого класса (ВСП)


п/п

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Сроки

Теоретические

Практические

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5


1.1

Знакомство с новыми наборами ЛЕГО

1

0,5

0,5


2

Исследование учащихся

2

1

1


2.1

Диагностика познавательных процессов

2

1

1


3

Свободное Лего - конструирование

4

0

4


3.1

«Лего - новинки»

1

0

1


3.2

«Строительная техника»

1

0

1


3.3

«Строим дома» (из гигантского набора)

1

0

1


3.4

«Моя Лего история»

1

0

1


4

Тематические игры

10

1

9


4.1

«Успешный ученик»

1

0,5

0,5


4.2

«Путешествуем по России»

1

0

1


4.3

«Жизнь города»

1

0,5

0,5


4.4

«Любимые профессии»

1

0

0


4.5

«Кто живет на ферме?»

1

0

1


4.6

«Зачем нужна дружба?»

1

0

1


4.7

«Люди Земли»

1

0

1


4.8

«Главный город России»

1

0

1


4.9

«Космические приключения»

1

0

1


4.10

«На стройке»

1

0

1


5

Познавательные и обучающие игры

9

1

8


5.1

«Домашние и дикие животные»

1

0,5

0,5


5.2

«Угадай настроение»

1

0

1


5.3

«Профессии людей»

1

0

1


5.4

«Башни и высокие конструкции»

1

0,5

0,5


5.5

«Строим транспорт»

1

0

1


5.6

« Мои любимые животные» (набор «Учись учиться»)

1

0

1


5.7

«Подвижные модели» (набор «Учись учиться»)

1

0

1


5.8

«Поездка на поезде»

1

0

1


5.9

«Повара и покупатели в ЛЕГО - Кафе»

1

0

1


6

Творческие игры

7

0

7


6.1

«Моя увлекательная история» (с опорой на картинки)

1

0

1


6.2

«Мульт-декорации»

(Строим декорации для любимых мультиков)

1

0

1


6.3

«Ворота счастья»

(Гигантский набор)

1

0

1


6.4

«Правила безопасной игры на игровой площадке»

1

0

1


6.5

«Собираем горки»

(набор с трубочками)

1

0

1


6.6

«Это вкусно!» (готовим угощения)

1

0

1


6.7

«Новогодние игрушки»

1

0

1


7

Контрольное исследование учащихся

2

1

1


7.1

Диагностика познавательных процессов

1

1

1


8

Подведение итогов работы по курсу.

1

0,5

0,5




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Коррекция и развитие познавательных умений и навыков учащихся;

  • Умение ориентироваться в информационном пространстве;

  • Умение самостоятельно выполнять сборку моделей;

  • Умение  творчески мыслить.


УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

- правила безопасной работы; 
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО; 
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов; 
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; 
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей, роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применение полученные знаний, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов); 
- создавать  модели  при  помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.


УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ: 

- изучать и обрабатывать информацию; 
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей (планировать предстоящие действия, самоконтроль, применять полученные знания, использовать приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);


Список литературы:


1. Дэниел ЛипковицLEGO книга игр «Оживи свои модели», Москва 2015 г.;

2. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ, Москва 2014 г.;

3. А.В. Семенович Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза, Москва 2015 г.;

4. С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович, Н.В.Микляева Детская дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы), Москва 2014 г.;

5. М.А.Шевченко «Психологические цветовые и рисуночные тесты», Москва 2015

6. Т.Г.Визель «Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи», Москва 2015 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!