Адаптированная рабочая программа
учебного курса «Чтение и развитие речи» в 7 классе
для детей с ОВЗ (ЗПР)
Учитель: Кирсанова П. П.
2020-2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов под редакцией Воронковой В. В. 2015
Нормативные акты и учебно-методические документы на основании которых разработана рабочая программа
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).
Приказ МО РФ от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;
. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2015г.;
.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Положения раздела VIII Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Письмо Департамента образования Ярославской области от 07.09.2016 № 24-4331/16 «О направлении информации по вопросу обучения детей с ОВЗ
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14 «Язык образования».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (ред. от 08.05.2019 № 233, 22.11.2019 № 632, 18.05.2020 №249)
Постановление Главного государственного санитарного врача России от 30.06. 2020 № 16 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
Письмо Роспотребнадзора № 02/16587-2020-24 и Минпросвещения России № ГД-1192/03 от 12.08.2020 «Об организации работы общеобразовательных организаций»
Программа по чтению определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Общая характеристика учебного предмета
На уроках чтения и развития речи в 7 классе у учащихся продолжается формирование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощённом варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения и развития речи, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи и мышлению учащихся. Они учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Литературный материал расширяет область развития жизненной компетенции обучающихся за счет формирования доступных ему базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя их, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.
Основной целью программы является развитие умения осмысленного чтения литературных текстов доступного содержания и уровня сложности. Ознакомление обучающихся с программными литературными произведениями является одним из факторов социально-бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в общество.
В ходе преподавания данного предмета решается ряд задач, таких как:
Овладение навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений
Повышение способности понимать прочитанное
Формирование интереса к чтению
Понимание значения навыка чтения
Развитие устной речи
На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Специальная задача коррекции речи и мышления обучающихся с ОВЗ является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Содержание программы учитывает необходимость следования принципу практической направленности обучения, что побуждает использовать в обучении произведения, интересные для чтения. С этой целью используются как фрагменты классических произведений отечественной и зарубежной литературы, так и статьи из детских журналов и газет. Следует помнить, что обучающиеся с ОВЗ значительно успешнее воспринимают тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик, побуждает к переживаниям за того или иного героя.
Большое внимание на уроках чтения и развития речи уделяется межпредметной связи с уроками развития устной речи. Этому процессу способствует:
обогащение пассивного и активного словаря обучающихся в процессе работы над литературным произведением;
умение объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью подстрочного /и толкового/ словаря;
участие в чтении драматических произведений по ролям, вырабатывающие у обучающихся правильные эмоциональные интонации в устной речи;
участие в обсуждении произведения, которое совершенствует умение ведения диалога обучающимися
заучивание стихотворных произведений;
использование приема «обмен информацией» на уроках внеклассного чтения в виде пересказа самостоятельно прочитанных статей из детских журналов, газет.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков.
Итоговый контроль
Один раз в четверти для оценки знаний и умений обучающихся проводится проверка техники чтения.
Место учебного предмета «Чтение и развитие речи» в учебном плане:
в 7 классе в объеме 102 часов (3 часа в неделю)
Учебно-методические средства
1. «Чтение» 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/авт.-сост. А.К. Аксенова.-М.: «Просвещение», 2019г.
Учебно-тематический план
№ | Тема раздела | Количество часов |
Общее количество часов | Теория | Внеклассное чтение |
1. | Устное народное творчество | 13ч | 12ч | 1ч |
2. | Из произведений русской литературы XIX века | 40ч | 37ч | 4ч |
3. | Из произведений русской литературы XX века | 49ч | 45ч | 6ч |
| Всего | 102ч | 94ч | 11ч |
Примерная тематика
Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины. Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения А.С. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова,
Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, А.Н. Толстого, В.Г. Короленко, А. П. Чехова.
Произведения А.М. Горького, Н.А. Островского, А.Т. Твардовского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Н.П. Кончаловской, К.Г. Паустовского, К.М. Симонова, А. Рыбакова, А.Г. Алексина, Е.И. Носова, Ч.И. Айтматова, Р.П. Погодина.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.
Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.
Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.
Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.
Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Знание основных сведений из жизни писателей.
Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.
Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов. Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Рекомендуемая литература (на выбор)
Астафьев В.П. «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Капалуха».
Беляев А.Р. «Чудесное око».
Бианки В.В. «Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу», «Лупленый Бочок», «Мышарик», «Вести из леса».
Гайдар А.П. «Судьба барабанщика».
Горький А.М. «Детство».
Дефо Д. «Робинзон Крузо».
Жюль Верн «Дети капитана Гранта».
Кассиль Л. «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз», «Солнце светит».
Катаев В.П. «Хуторок в степи».
Короленко В.Г. «Купленные мальчики», «Чудная», «Последний луч», «Дети подземелья».
ЛагинЛ.Н. «Старик Хоттабыч».
Паустовский К.Г. «Ручьи, где плещется форель», «Старый повар», «Степная гроза», «Жильцы старого дома».
Свифт Дж. «Путешествие Гулливера».
Сурков АЛ. Стихотворения из цикла «Победители» («В громе яростных битв», «Под вечер в гестапо ее привели», «Утро в окопе», «Песня о слепом баянисте»,» Защитник Сталинграда»).
Чехов А.П. «Спать хочется», «Каштанка».
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
Устное народное творчество (13ч+1ч) |
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. | 1ч | |
2 | Устное народное творчество | 1ч | |
3 | «Сивка — бурка». Русская народная сказка Выделение главной мысли произведения. | 1ч | |
4 | «Сивка — бурка». Герои сказки | 1ч | |
5 | «Сивка — бурка». Поступки героев сказки. | 1ч | |
6 | «Журавль и Цапля». Русская народная сказка. Выделение в тексте метких выражений. | 1ч | |
7 | «Умный мужик». Русская народная сказка. Характеристика поступков героев. | 1ч | |
8 | «Три поездки Ильи Муромца». Былина. Герои былин — сила и характер. | 1ч | |
9 | «Три поездки Ильи Муромца». Былина. Подвиги Ильи Муромца. | 1ч | |
10 | «Ах, кабы на цветы мороз...» Народная песня. | 1ч | |
11 | «По улице мостовой». Народная песня. Выделение главной мысли. | 1ч | |
12 | Пословицы и поговорки. | 1ч | |
13 | Загадки | 1ч | |
14 | Внекл.чт. «Устное народное творчество» | 1ч | |
Из произведений русской литературы XIX века (36ч+4ч) |
15 | А.С. Пушкин. Биография. Краткий пересказ прочитанного. | 1ч | |
16 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...», Заучивание наизусть отрывка из стихотворения. | 1ч | |
17 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане...», Составление характеристик героев с помощью учителя. | 1ч | |
18 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Деление прочитанного на части, составление плана. | 1ч | |
19 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Пересказ по плану. | 1ч | |
20 | А.С. Пушкин «Зимний вечер». Заучивание наизусть стихотворения. | 1ч | |
21 | А.С. Пушкин «У лукоморья» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Заучивание наизусть отрывка из стихотворения. | 1ч | |
22 | М.Ю. Лермонтов. Биография. Краткий пересказ прочитанного. | 1ч | |
23 | М.Ю. Лермонтов «Бородино». Заучивание наизусть отрывка из стихотворения. | 1ч | |
24 | М.Ю. Лермонтов «Бородино». Соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания. | 1ч | |
25 | Внекл.чт. Гайдар А.П. «Тимур и его команда» | 1ч | |
26 | И.А. Крылов. Биография. Краткий пересказ прочитанного. | 1ч | |
27 | И.А. Крылов. «Кукушка и Петух». Выразительное чтение басни. | 1ч | |
28 | И.А. Крылов «Волк и Журавль». Заучивание наизусть басни. | 1ч | |
29 | И.А. Крылов «Слон и Моська». Выразительное чтение басни. | 1ч | |
30 | Н.А. Некрасов. Биография. Краткий пересказ прочитанного. | 1ч | |
31 | Н.А. Некрасов «Несжатая полоса». Заучивание наизусть отрывка из стихотворения. | 1ч | |
32 | Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин». Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений. | 1ч | |
33 | Внекл.чт. В.В. Бианки «Приказ на снегу». Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц. | 1ч | |
34 | Л.Н. Толстой. Биография. Краткий пересказ прочитанного. | 1ч | |
35 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», 1ч. Совершенствование техники чтения. | 1ч | |
36 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», Деление прочитанного на части, составление плана. | 1ч | |
37 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», Зч. Пересказ по плану. | 1ч | |
38 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», 4ч. Выделение в тексте метких выражений. | 1ч | |
39 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», 5ч. Пересказ с изменением лица рассказчика. | 1ч | |
40 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», 6ч. Выделение главной мысли произведения. | 1ч | |
41 | А.П. Чехов. Биография. Краткий пересказ прочитанного. | 1ч | |
42 | А.П. Чехов «Хамелеон», 1 ч. Выделение в тексте художественных определений и сравнений. | 1ч | |
43 | А.П. Чехов «Хамелеон», 2ч. Деление прочитанного на части, составление плана. | 1ч | |
44 | А.П. Чехов «Хамелеон», 3ч. Пересказ по плану. | 1ч | |
45 | Внекл.чт. Обсуждение прочитанной книги. | 1ч | |
46 | В.Г. Короленко. Биография. Краткий пересказ прочитанного. | 1ч | |
47 | В.Г. Короленко «Дети подземелья», 1ч. Совершенствование техники чтения. | 1ч | |
48 | В.Г. Короленко «Дети подземелья», 2ч. Подробный пересказ прочитанного. | 1ч | |
49 | В.Г. Короленко «Дети подземелья», Зч. Характеристика поступков героев. | 1ч | |
50 | В.Г. Короленко «Дети подземелья», 4ч. Составление характеристики героя с помощью учителя. | 1ч | |
51 | В.Г. Короленко «Дети подземелья», 5ч. Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений. | 1ч | |
52 | В.Г. Короленко «Дети подземелья», 6ч. Деление прочитанного на части, составления плана. | 1ч | |
53 | В.Г. Короленко «Дети подземелья»,7ч. Пересказ по плану. | 1ч | |
54 | Внекл.чт. Кассиль Л.А. «Все вернется» | 1ч | |
Из произведений русской литературы XX века (43ч+5ч) |
55 | A.M. Горький. Краткий пересказ прочитанного. | 1ч | |
56 | A.М. Горький «Детство», 2ч. Составление характеристики героя с помощью учителя. | 1ч | |
57 | A.M.Горький «Детство», 3ч. Описание внешности героев. | 1ч | |
58 | A.M. Горький «Детство», 4ч. Выделение главной мысли произведения. | 1ч | |
59 | A.M. Горький «В людях», 1ч. Деление прочитанного на части, составление плана. | 1ч | |
60 | A.M. Горький «В людях», 2ч. Пересказ по плану. | 1ч | |
61 | М.В. Исаковский. Краткий пересказ прочитанного. | 1ч | |
62 | М.В. Исаковский. Стихотворение «Ветер». Настроение переданное автором. | 1ч | |
63 | М.В. Исаковский. Стихотворение «Весна». Выделение главной мысли произведения. | 1ч | |
64 | Внекл.чт. Астафьев В.П. «Злодейка». | 1ч | |
65 | К.Г. Паустовский. Биография. Краткий пересказ прочитанного. | 1ч | |
66 | К.Г. Паустовский. «Последний черт», часть 1. Описания, использованные автором. | 1ч | |
67 | К.Г. Паустовский. «Последний черт», часть 2. Составление характеристики героя с помощью учителя. | 1ч | |
68 | К.Г. Паустовский. «Последний черт». Пересказ текста от первого лица. | 1ч | |
69 | М.М. Зощенко. Биография. Краткий пересказ прочитанного. | 1ч | |
70 | М.М. Зощенко. «Великие путешественники». Деление текста на части. | 1ч | |
71 | М.М. Зощенко. «Великие путешественники» Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений. | 1ч | |
72 | К.М. Симонов. Биография. Краткий пересказ прочитанного. | 1ч | |
73 | Внекл.чт. Мамин-Сибиряк А.Н. «Умнее всех сказка» | 1ч | |
74 | К.М. Симонов «Сын артиллериста». Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания. | 1ч | |
75 | К.М. Симонов «Сын артиллериста». События, описанные в произведении. | 1ч | |
76 | В.П. Катаев. Биография. Краткий пересказ прочитанного. | 1ч | |
77 | В.П. Катаев. «Флаг». Главная мысль произведения | 1ч | |
78 | Н.И. Рыленков. Биография. Краткий пересказ прочитанного. | 1ч | |
79 | Н.И. Рыленков. Стихотворение «Деревья». Настроение в стихотворении. | 1ч | |
80 | Н.И. Рыленков. Стихотворение «Весна без вещуньи-кукушки…». Меткие и образные выражения. | 1ч | |
81 | Н.И. Рыленков. Стихотворение «Всё в тающей дымке». Совершенствование выразительного чтения. | 1ч | |
82 | Внекл.чт. В.П. Катаев «Хутор в степи». Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц. | 1ч | |
83 | Ю.И. Коваль. Биография. Краткий пересказ прочитанного. | 1ч | |
84 | Ю.И. Коваль. «Капитан Клюквин». Деление текста на части. | 1ч | |
85 | Ю.И. Коваль. «Капитан Клюквин». Составление плана. | 1ч | |
86 | Ю.И. Коваль. «Капитан Клюквин». Пересказ текста по заданному плану. | 1ч | |
87 | Ю.И. Коваль. «Капитан Клюквин». Выделение главной мысли. | 1ч | |
88 | Внекл.чт. Пришвин М.М. «Лесной хозяин» | 1ч | |
89 | Ю.И. Коваль. «Картофельная собака», часть 1. Совершенствовать чтение по ролям. | 1ч | |
90 | Ю.И. Коваль. «Картофельная собака», часть 2. Пересказ по плану. | 1ч | |
91 | Ю.И. Коваль. «Картофельная собака», часть 3. Составление характеристики героя по плану. | 1ч | |
92 | Внекл.чт. Бианки В.В. «Дробинка», «Голубые лягушки» | 1ч | |
93 | Ю.Я. Яковлев. Биография. Краткий пересказ прочитанного. | 1ч | |
94 | Ю.Я. Яковлев. «Багульник», часть 1. Характеристика поступков героев. | 1ч | |
95 | Ю.Я. Яковлев. «Багульник», части 2 и 3. Рассказ о Косте по плану. | 1ч | |
96 | Р.П. Погодин. «Время говорит пора», часть 1. Герои произведения и их поступки. | 1ч | |
97 | Р.П. Погодин. «Время говорит пора», части 2 и 3. Выделение главной мысли произведения. | 1ч | |
98 | Внекл.чт. Паустовский К.Г. «Золотой ясень» | 1ч | |
99 | А.Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля». Деление текста на части по плану. | 1ч | |
100 | К.Я. Ваншенкин. Стихотворения «Мальчишка», «Снежки». Выделение главной мысли стихотворений. | 1ч | |
101 | Итоговая контрольная работа. | 1ч | |
102 | «Путешествие по стране Литературии». (заключительный урок) | 1ч | |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
характеризовать главных действующих лиц;
пересказывать содержание прочитанного.
Критерии оценивания
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя (в 8-9 классах легкие тексты - самостоятельно); называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает, в основном, правильно, бегло; допускает 1 -2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1 -2 самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова - по слогам; допускает 3 -4 ошибки при чтении; 1 -2 ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; 3 -4 - в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведении я, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам; допускает более 5 ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; не может выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя; не знает наизусть части текста.
Оценка «1» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении текста по слогам; допускает при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл почитанного; не понимает смысла произведения, искажает его основное содержание; не знает наизусть стих отворение.
Учебно-методическое обеспечение
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва «ВЛАДОС» 2019г.;
2. Учебник: Чтение для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида автора-составителя А.К.Аксёновой, М.: «Просвещение», 2019г.
3. Литература. 5-9 классы: активные формы обучения. / Тареева Л.И. и др./ – Волгоград: Учитель, 2008 г.
4. Литературные забавы на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006/ Агеева И.Д.
5. Поурочные разработки по литературе: 7 кл. / Егорова Н.В./ – М.: ВАКО, 2007
6. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. / ЕгороваН.В./ – М.: ВАКО, 2007
7.Компакт-диски: Русские народные сказки, русские народные песни, видеофильмы по программе.
8.Презентации по темам и писателям.
Литература для учащегося:
1. Литература. Начальный курс. 7 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. 1,2ч. / О.М. Хренова, М.А. Снежневская/ - М. «Мнемозина», 2010г. 2011г.
2. Учебника: Чтение для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида автора-составителя А.К.Аксёновой, М.: «Просвещение», 2019 г.
3. В мире русской литературы. Г.П.Веселов.М. 2000 г.