МБОУ «Ворминская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО _________ Коновалова Т.В. Протокол№1от ____________2019г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР __________________Бизюкова М.И.. _______________________________ | «Утверждаю» Директор школы _______________ Шведова Н.Е. Приказ № ___ от __________________2019г. |
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Природовединие»
5 класс
2019 – 2020 учебный год
( индивидуальное обучение детей с умственной отсталостью ,надомное обучение)
Программу составила Байда Ж.В.
Воспитатель в группе продленного дня
Пояснительная записка.
1.1 Адаптированная рабочая программа по природоведению составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.
Программа предназначена для обучения на дому ученицы 5 класса Лосевой Алины (интелектуальное нарушение (вариант-1) на основании Положения об индивидуальном обучении на дому больных детей, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать МБОУ « Ворминская СОШ» , приказа МБОУ « Ворминская СОШ» №_______ от 2 сетября 2019г.»
Необходимость составления данной рабочей программы обусловлена индивидуальным учебным планом МБОУ «Ворминская средняя общеобразовательная школа» обучающегося, находящегося на домашнем обучении, рекомендаций ПМПК.
Согласно учебному плану на изучение предмета в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 1 ч в неделю (35 ч за год). В учебном плане МБОУ «Ворминская СОШ» надомного обучения программа для надомного обучения предусматривает 1 час в неделю (35 часов в год).
Рабочая программа по математике разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Закона РФ “Об образовании» от 10.07.1992г.
2.Постановления Правительства РФ от 18.07.1996г. № 861 (с изменениями на 1 февраля 2005 г.) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей- инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
3. Конституция РФ.
4.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ "Об образовании в РФ".
5. Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
8.Письма Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г. «03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
9.Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
10.Приказа Министерства образования и науки от 24.12.2010г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
11. Рекомендаций ПМПК
12. Устав МБОУ «Ворминская СОШ»
13. Учебный план МБОУ «Ворминская СОШ» на 2019-2020 уч. год для детей с умственной отсталостью.
14.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
5-9 классы в двух сборниках специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2011г.
Основной целью курса природоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Для достижения поставленных целей изучения природоведения в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека
установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений
экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.
Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / О.А. Хлебосолова, Е.И. Хлебосолов. – М.: «Владос», 2008
Дневник наблюдений по природоведению для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ О.А. Хлебосолова. – М.: «Владос», 2004
Тетрадь для самостоятельных работ по природоведению для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / О.А. Хлебосолова, Ю.А. Кушель. – М.: «Владос», 2004
РАЗДЕЛ 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Практика взаимодействия с окружающим миром
Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;
Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы;
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся должны уметь:
называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
выполнять рекомендуемые практические работы;
соблюдать правила безопасности труда;
соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
Обучающиеся должны знать:
обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
Достаточный уровень освоения предметных результатов
Обучающиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличи¬тельные свойства;
участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
ухаживать за одеждой и обувью;
поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила уличного движения.
Обучающиеся должны знать: названия и свойства изученных предметов; выученные правила дорожного движения.
Минимальный уровень освоения предметных результатов
Обучающиеся должны уметь:
называть и с помощью характеризовать предметы и явления, срав¬нивать и классифицировать, устанавливать общие и отличи¬тельные свойства;
участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
с помощью высказываться по плану, употребляя простые рас¬пространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
с помощью ухаживать за одеждой и обувью;
с помощью поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила уличного движения.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Раздел 2.Содержание тем учебного курса
Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:
Окружающий нас мир
Изменения в жизни природы
Наша Родина – Россия
Увлекательные путешествия в мир природы
Рядом с нами
Коротко о главном.
Окружающий нас мир
Человек и природа
Изменения в жизни природы
Календарь природы. Погода. Температура воздуха. Вода в воздухе. Осадки. Ветер. Прогноз погоды. Смена дня и ночи. Суточные часы. Сутки в жизни растений и животных. Смена времён года. Осень. Зима. Весна. Лето. Многолетние изменения в природе. Многообразие живых организмов
Наша Родина - Россия
Российская Федерация. Города и сёла. Москва – столица России. Разнообразие поверхности. Полезные ископаемые. Природа России. Заповедники и национальные парки
Увлекательные путешествия в мир природы
Лес. Растения леса. Грибы. Лесной дом и его обитатели. Птицы леса. Змеи и ящерицы. Насекомые леса.
Луг. Луговые травы. Животный мир луга.
Обитатели почв.
Болото. Растения болот. Птицы болот.
Вода на Земле. Животные морей и океанов. Жизнь на границе двух сред
Рядом с нами
Культурные растения. Сад. Цветочно-декоративные растения. Огород. Поле. Природа и наше будущее
Коротко о главном
Вопросы и задания для повторения. Краткий словарь
Закрепление знаний на практике:
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.
Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), в местный краеведческий музей.
Практические работы по выращиванию комнатных растений и уходу за ними; участие в работах на приусадебном участке; ведение дневников (о наблюдениях).
Раздел 3. Учебно –тематическое планирование
Учебно-тематический план (35 ч)
№ | Тема | Кол.часов |
| Окружающий нас мир | 1 |
| Изменения в жизни природы | 11 |
| Наша Родина – Россия | 5 |
| Увлекательные путешествия в мир природы | 12 |
| Рядом с нами | 4 |
| Коротко о главном | 2 |
Календарно-тематическое поурочное планирование по природоведению в 5 классе – 35 ч
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Окружающий нас мир (1ч) |
| Человек и природа. Окно в природу «Далёкий остров» | 1 |
Изменения в жизни природы (11 ч) |
| Календарь природы. Погода. Температура воздуха | 1 |
| Вода в воздухе. Осадки. Ветер | 1 |
| Прогноз погоды. Человек и его здоровье «Погода и мы» | 1 |
| Смена дня и ночи. Суточные часы Человек и его здоровье «Режим дня школьника» | 1 |
| Сутки в жизни растений и животных Окно в природу «Синичка-лазоревка» Человек и его здоровье «Утренняя зарядка». | 1 |
| Смена времён года.Контрольная работа потеме «Изменения в природе» | 1 |
| Осень. Окно в природу «Осенние приготовления» Зима. Окно в природу «Спасаясь от зимней стужи» | 1 |
| Весна. Лето. Человек и его здоровье «Без болезней круглый год» | 1 |
| Многолетние изменения в природе | 1 |
| Многообразие живых организмов | 1 |
| Изменения в жизни природы | 1 |
Наша Родина – Россия (5 ч) |
| Российская Федерация. Города и сёла | 1 |
| Окно в природу «Один день нашей Родины». Москва – столица России | 1 |
| Разнообразие поверхности. Полезные ископаемые.Тест за полугодие. | 1 |
| Природа России. Заповедники и национальные парки | 1 |
| Окно в природу «Полуостров Кони» | 1 |
Увлекательные путешествия в мир природы (12 ч) |
| Лес. Растения леса. Грибы | 1 |
| Лесной дом и его обитатели. Окно в природу «Лесные охотники» | 1 |
| Птицы леса. Окно в природу «Ночная тишина» | 1 |
| Змеи и ящерицы. Насекомые леса. Человек и его здоровье «Встречи в лесу» | 1 |
| Луг. Луговые травы | 1 |
| Животный мир луга. Окно в природу «Насекомые луга» | 1 |
| Обитатели почв. Окно в природу «Крот» | 1 |
| Болото. Растения болот. Контрольная работа «Мир природы» | 1 |
| Птицы болот. Окно в природу «Комары» | 1 |
| Вода на Земле. Животные морей и океанов | 1 |
| Жизнь на границе двух сред. Окно в природу «Зимняя жизнь бобра» | 1 |
| Увлекательные путешествия в мир природы | 1 |
Рядом с нами (4 ч) |
| Культурные растения. Сад. Цветочно-декоративные растения. Окно в природу «Жабы» | 1 |
| Огород. Окно в природу «Сорняки». Поле | 1 |
| Природа и наше будущее | 1 |
| Рядом с нами .Итоговая контрольная работа | 2 |
Коротко о главном (2 ч) |
- | Страницы юного натуралиста | 1 |