«Рассмотрено» Руководитель МО _________ Коновалова Т.В. Протокол № 1 от ____________2019г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР __________________Бизюкова М.И.. _______________________________ | «Утверждаю» Директор школы _______________ Шведова Н.Е. Приказ № ___ от __________________2019г. |
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
5 класс
2019 – 2020 учебный год
( индивидуальное обучение детей с умственной отсталостью ,надомное обучение)
Программу составила Байда Ж.В.
Воспитатель в группе продленного дня
Пояснительная записка
1.1 Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждения VIII вида под ред. В.В.Воронковой 5-9 классы Сборник 1. М., «Владос», 2011г., учебника «Русский язык» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2008г. под ред. Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской.
Программа рассчитана на 70 часов.
Программа предназначена для обучения на дому ученицы 5 класса Лосевой Алины (интелектуальное нарушение (вариант-1) на основании Положения об индивидуальном обучении на дому больных детей, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать МБОУ « Ворминская СОШ» и приказа
МБОУ « Ворминская СОШ» №______ от 2 сентября 2019г.»
Необходимость составления данной рабочей программы обусловлена индивидуальным учебным планом МБОУ «Ворминская средняя общеобразовательная школа» обучающегося, находящегося на домашнем обучении и рекомендаций ПМПК. При составлении программы было допущено варьирование учебного материала в плане изменения количества часов на изучение определённых разделов.
Согласно учебному плану на изучение предмета в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 5 ч в неделю (175 часов за год). В учебном плане надомного обучения программа для надомного обучения предусматривает 2 часа в неделю (70 часов в год).
Реализация программы достигается за счет уплотнения содержания материала, что находит свое отражение в данном календарно-тематическом планировании, а также за счёт тщательно отобранных форм, методов, приемов обучения.
Данное распределение часов соответствует основным требованиям уровня подготовки обучающихся в 5 классе.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Закона РФ “Об образовании» от 10.07.1992г.
2.Постановления Правительства РФ от 18.07.1996г. № 861 (с изменениями на 1 февраля 2005 г.) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей- инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
3. Конституция РФ.
4.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ "Об образовании в РФ".
5. Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
8.Письма Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г. «03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
9.Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
10.Приказа Министерства образования и науки от 24.12.2010г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
11. Рекомендаций ПМПК
12. Устав МБОУ «Ворминская СОШ»
13. Учебный план МБОУ «Ворминская СОШ» на 2019-2020 уч. год для детей с умственной отсталостью.
14.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждения VIII вида под ред. В.В.Воронковой 5-9 классы Сборник 1. М., «Владос» ,2011
Цель: формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности обучающейся, расширение речевой базы, восполнение пробелов речевого развития; подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.
Задачи:
закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
развивать речь учащихся, обогащать её словарь;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-развитие навыков каллиграфии;
-развитие фонетико-фонематических представлений;
-формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-развитие высших психических функций;
-развитие речи, владение техникой речи;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
-коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы.
Технологии обучения:
Индивидуальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
Игровые технологии.
3. Здоровьесберегающие технологии.
4. ИКТ.
Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа
Учебный план МБОУ «Ворминская СОШ» на 2019-2020 учебный год для детей с умственной отсталостью предусматривает на изучение предмета «Русский язык» в 5 классе 2 часа в неделю, что составляет 70 часов в год.
Учебно –методический комплект:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.
Учебник «Русский язык» 5-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2012
Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы: коррекционное обучение/ Шабалкова Т.П. – Волгоград: Учитель, 2007
Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005
Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005
Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005
Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005
РАЗДЕЛ 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Учащиеся должны:
овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных пи
сателей;
получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Связная речь:
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2—4 классах. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5—9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
5класса (VIII вида)
Учащие должны уметь:
писать под диктовку текст, применяя правила написания слов;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать части речи;
Учащиеся должны знать:
главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
называть части речи, их значение;
наиболее распространенные правила правописания слов.
Оценка за контрольные работы:
Пять – без ошибок
Четыре – 1 -2 ошибки
Три – 3- 5 ошибок
Два – 6 -8 ошибок
Единица – 8 и более ошибок
Изложения и сочинения:
5 класс – 45 слов.
Словарь
Адрес, бензин, беседа, библиотека, благодарю, болото, ботинки, верблюд, веревка, верстак, география, герой, горизонт, грамота, граница, долото, до свидания, естествознание, железо, забота, запад, защита, здравствуй, знамя, инструмент, канал, каникулы, картон, коллекция, колонна, компас, конверт, космос, матрос, металл, область, овраг, орден, остров, отряд, охота, охрана, пассажир, победа, природа, равнина, ракета, расстояние, салат, салют, свобода, север, стамеска, станок, столица, творог, физкультура (57 слов)
Раздел 2.Содержание тем учебного курса
Звуки и буквы
В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношении, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработке практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространения и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2-4 классах. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.
Контрольные работы и работы по развитию речи.
I четверть: 2 контрольных работ, 4 работы по развитию речи.
II четверть: 2 контрольных работ, 4 работы по развитию речи.
IIIчетверть: 3 контрольных работ, 3 работы по развитию речи.
IV четверть: 2 контрольных работ, 4 работы по развитию речи.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
Различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
Подбирать группы родственных слов ( несложные случаи);
Проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
Обозначать мягкость согласных буквой ь;
Разбирать слово по составу;
Выделять имя существительное как часть речи;
Строить простое распространенное предложение;
Связно высказываться устно, письменно ( с помощью учителя);
Пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
Алфавит;
Способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).
Раздел III.Учебно-тематический план
Повторение – 4 ч
Звуки и буквы – 5 ч
Слово – 17 ч
Части речи. Имя существительное – 26 ч
Предложение – 12 ч
Повторение пройденного – 6 ч
Календарно-тематическое поурочное планирование по письму и развитию речи в 5 классе – 70 ч
№ | Темы уроков | Часы |
| Повторение. Практические упражнения в составлении и распространении предложений. РР1 Устный рассказ «как я провел каникулы». | 1 |
| Главные и второстепенные члены предложения - подлежащее и сказуемое. | 1 |
| РР2 Рассказ по личным наблюдения по вопросам | 1 |
| Контрольный диктант № 1 «Предложение» | 1 |
| Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные | 1 |
| Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами Ь, Е, Ё, И, Ю, Я | 1 |
| Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. | 1 |
| Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова и после гласных | 1 |
| Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. | 1 |
| Корень и однокоренные слова | 1 |
| Упражнения в распознавании однокоренных слов | 1 |
| РР3 Составление рассказа по вопросам | 1 |
| Окончание | 1 |
| РР4 составление рассказа по плану и рисункам | 1 |
| Приставка | 1 |
| Суффикс | 1 |
| Образование слов при помощи приставок и суффиксов | 1 |
| Правописание безударных гласных в корне слова | 1 |
| Непроверяемые безударные гласные в корне слова | 1 |
| Правописание звонких и глухих согласных в корне слова | 1 |
| Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 |
| Правописание слов с двойными согласными | 1 |
| Приставки и предлоги | 1 |
| Буква Ъ после приставок | 1 |
| Контрольный диктант № 2 по теме «Слово. Состав слова» | |
| РР5 Изложение «Вьюга в лесу» | 1 |
| Общее понятие о частях речи. Существительное, глагол, прилагательное | 1 |
| Понятие об имени существительном. | 1 |
| Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 |
| РР6 Деловое письмо. Адрес на конверте и открытке | 1 |
| Имена существительные. Одушевленные и неодушевленные. | 1 |
| Изменение имен существительных по числам. | 1 |
| Род имен существительных. | 1 |
| Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского и мужского родов | 1 |
| Изменение имен существительных по падежам | 1 |
| Именительный падеж (кто? что?) | 1 |
| Родительный падеж (кого? чего?) | 1 |
| Дательный падеж (кому? чему?) | 1 |
| Винительный падеж (кого? что?) | 1 |
| Творительный падеж (кем? чем?) | 1 |
| Предложный падеж (о ком? о чем?) | 1 |
| Обобщение по теме «Изменение имен существительных по падежам» РР7 Работа с деформированным текстом | 1 |
| Контрольный диктант № 3 по теме «Изменение имен существительных» | 1 |
| Понятие о 1, 2, 3-м склонении существительных | 1 |
| Первое склонение имен существительных в единственном числе. | 1 |
| РР8 Составление рассказа по вопросам | 1 |
| Второе склонение имен существительных в единственном числе. | 1 |
| РР9 Изложение по вопросам «Храбрый сторож» | 1 |
| Третье склонение имен существительных в единственном числе | 1 |
| Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям | 1 |
| Контрольный диктант № 4 по теме «Имя существительное» | 1 |
| РР10 Рассказ по вопросам «Как спасся зайчишка?» | 1 |
| Главные члены предложения. | 1 |
| Второстепенные члены предложения | 1 |
| Нераспространенные и распространенные предложения. | 1 |
| РР11 Составление рассказа по рисункам. | 1 |
| Однородные члены предложения. | 1 |
| Однородные подлежащие. | 1 |
| Однородные сказуемые. | 1 |
| Однородные второстепенные члены. | 1 |
| Знаки препинания при однородных членах. | 1 |
| Перечисление без союзов и с одиночным союзом И | 1 |
| Контрольный диктант № 5 по теме «Предложение» | 1 |
| РР12 Работа с деформированным текстом | 1 |
| Слово. Состав слова. Части речи. | 1 |
| Распространенные и нераспространенные предложения | 1 |
| РР13 Изложение «Аистята» | 1 |
68 | РР14 Составление рассказа по опорным словам «Мой друг» | 1 |
69 | Повторение | 1 |
70 | Повторение | 1 |
|