Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Кинешемская школа-интернат»
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Азбука творчества»
(художественная направленность)
5 класс
Составитель:
Пахомова Н.Б.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Азбука творчества» разработана для занятий с обучающимися 5 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития обучающихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Рабочая программа по курсу «Азбука творчества» для 5 класса разработана на основе авторской программы по «Художественному творчеству» авт. Проснякова Т.Н.
Актуальность изучаемой деятельности:
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Цель программы- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи:
научить детей основным техникам изготовления поделок;
развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
привить интерес к народному искусству;
обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
На изучение курса «Азбука творчества» в школе выделяется в 5 классе –33 часа.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого обучающегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании авторской программы «Художественное творчество» авт.Проснякова Т.Н. уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Азбука творчества» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность обучающихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого обучающегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, авторская программа «Художественное творчество» авт.Проснякова Т.Н. предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Обучающийся всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого обучающегося с учётом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
обучающиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
oучитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
oформулировать собственное мнение и позицию;
oдоговариваться, приходить к общему решению;
oсоблюдать корректность в высказываниях;
oзадавать вопросы по существу;
oиспользовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию (сериация. — согласно Ж. Пиаже, упорядочение предметов по некоему признаку — размеру, цвету и пр.), классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность:
развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать систему универсальных учебных действий;
сформировать навыки работы с информацией.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ.
выставки, презентации
коллективные проекты
работа в парах, малых группах
индивидуальные работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого обучающегося, поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Вводное занятие. Знакомство детей с режимом работы, инструментами, материалами, техникой безопасности.
Работа с бумагой и картоном. Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика – изготовление аппликаций и объёмных форм. Знакомство с техникой оригами, модульным оригами. Изготовление объёмных игрушек и фоторамок.
Технология изготовления поделок. Практика – изготовление салфеток, ковриков.
Работа с пластическими материалами. Знакомство с правилами работы с пластическими материалами. Правила изготовления поделок из пластических материалов (пластилин, солёное тесто). Изготовление объёмных поделок и композиций.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5 КЛАССА
Наименование раздела | Кол-во часов |
Раздел 1. Аппликация и моделирование | 10 часа |
Раздел 2. Работа с пластическими материалами | 6 часов |
Раздел 3. Оригами и аппликация из деталей оригами | 8 часов |
Раздел 4. Объемная аппликация. | 9 часов |
ИТОГО: 33 часов
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Кол-во часов | Наименование темы/раздела | Необходимые материалы | Характеристика деятельности учащихся |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 КЛАССА |
Раздел 1. Аппликация и моделирование ( «Любимый образ») – 10 часа |
| 7.09 | | 1 | Аппликация из природных материалов на картоне | Природный материал. Засушенные цветы, листья, ракушки, стружка | Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем. Освоение способов разметки деталей. Освоение приёмов работы с бумагой и картоном. Создание моделей по предложенным образцам. |
| 9.09 | | 1 | Аппликация из геометрических фигур | Цветная, журнальная, тетрадная бумага, картон |
| 14.09 | | 1 | Аппликация из пуговиц | Пуговицы, картон |
| 16.09 | | 1 | Мозаика из кусочков бумаги способом обрыва. | Картон,цв.бумага. |
| 21.09 | | 1 | Аппликация из круглых ватных дисков. Салфеток и пуговиц | Салфетки, диски, картон |
| 23.09 | | 1 | Динамическая открытка с аппликацией | Картон, цветная бумага |
| 28.09 | | 1 | Моделирование из бумаги и ниток «Цветы» | Белая бумага, гофрированная бумага,нитки. |
| 30.09 | | 1 | Выпуклая аппликация. Коллективная работа | Калька, гофрированная бумага, цветная бумага |
| 5.10 | | 1 | Аппликация из природныхматериалов на картоне | Природный материал. Засушенные , листья,яичная скорлупа, стружка |
| 7.10 | | 1 | Аппликация из геометрических фигур | Цветная, журнальная, тетрадная бумага, картон |
Раздел 2. Работа с пластическими материалами («Любимый образ») – 6 часов |
| 12.10 | | 1 | Отпечатки на пластилине | Пластилин, картон | Усвоение правил по технике безопасности при работе с пластилином. Проведение анализа изображения, умение сделать выбор, исходя из имеющихся материалов. Овладение техникой рисования с помощью пластилина. |
| 14.10 | | 1 | Рисование пластилином | Пластилин, картон |
| 19.10 | | 1 | Обратная мозаика на прозрачной основе | Пластилин, прозрачные крышки |
| 21.10 | | 1 | Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе | Скорлупа , пластилин, веточки |
| 9.11 | | 1 | Тиснение на пластилине с помощью проволоки. | Пластилин, тонкая проволока |
| 11.11 | | 1 | Лепка из теста | Соленое тесто |
Раздел 3. Оригами и аппликация из деталей оригами – 10 часов |
| 16.11 | | 1 | Складывание из прямоугольника | Цветная бумага | Знакомство с техникой оригами. Усвоение правил по технике безопасности с инструментами. Создание моделей по предложенным образцам. Знакомство с условными обозначениями и правилами чтения схемы. Складывание моделей по схемам. Умение составлять композиции из сложенных моделей. |
| 18.11 | | 1 | Складывание из квадрата динамических игрушек | Цветная бумага |
| 23.11 | | 1 | Складывание гармошкой | Цветная бумага |
| 25.11 | | 1 | Аппликация из одинаковых деталей оригами | Цветная бумага |
| 30.11 | | 1 | Оригами из фантиков | Бросовый материал |
| 2.12 | | 1 | Композиция из выпуклых деталей оригами | Цветная и белая бумага |
| 7.12 | | 1 | Сказочные образы в технике оригами | Цветная бумага |
| 9.12 | | 1 | Оригами «Тюльпаны» | Цветная бумага |
| 14.12 | | 1 | Архитектурные сооружения в технике оригами | Цветная бумага |
| 16.12 | | 1 | Коллективные композиции в технике оригами | Цветная бумага |
Раздел 4. Объемная аппликация) ( «Цветные картины») – 7 часов |
| 21.12 | | 1 | Объемная аппликация «Цветы» | Бумага цветная. | Знакомство с техникой объемной аппликации. Приём складывания бумаги. Изготовление открыток в технике объемной аппликации. |
| 23.12 | | 1 | Объемная аппликация « Бабочки» | Бумага цветная |
| 28.12 | | 1 | Аппликация в рамке «Букет» | Бумага цветная |
| 11.01 | | 1 | Объемная аппликация «Сирень» | Бумага цветная |
| 13.01 | | 1 | Объемная аппликация «Овощи» | Бумага цветная |
| 18.01 | | 1 | Объемная аппликация «Мой питомец» | Бумага цветная |
| 20.01 | | 1 | Закладки в учебник. | Бумага цветная |