СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная тестовая методика диагностики устной речи детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тестовый характер данного логопедического обследования позволяет проводить мониторинг устной речи и отслеживать даже незначительные продвижения в речевом развитии детей

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная тестовая методика диагностики устной речи детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Адаптированная тестовая методика диагностики устной речи

детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Обследование речи имеет огромное значение в логопедической практике. Тщательная и качественная диагностика способствует адекватной оценке структуры дефекта и степени выраженности нарушений, постановке правильного логопедического заключения, адекватному выбору методики и содержания коррекционной работы.


Необходимость создания данной методики обусловлена отсутствием тестовых материалов для обследования речи умственно отсталых детей. Существующие тестовые методики не ориентированы на обучающихся данной категории.


Известно, что расстройства речи детей с интеллектуальными нарушениями носят стойкий характер и устраняются очень медленно, с большим трудом, сохраняясь вплоть до старших классов. Многие методики не позволяют отследить те небольшие продвижения в речевом развитии детей, которые происходят благодаря терпеливой и упорной коррекционной работе. Тестовый характер данного логопедического обследования позволяет проводить мониторинг устной речи и отслеживать даже незначительные продвижения в речевом развитии детей, сравнивать уровень развития речи по целому ряду направлений:

  1. общая, мелкая и артикуляционная моторика;

  2. звукопроизношение;

  3. слоговая структура слова;

  4. фонематический слух и звуко-буквенный анализ;

  5. импрессивная речь;

  6. активный словарь;

  7. грамматический строй речи;

  8. связная речь.


Данная методика обследования устной речи детей базируется на работах Трубниковой Н.М. «Структура и содержание речевой карты», Фотековой Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников», Кабановой Т.В. и Домниной О.В. «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет с речевыми нарушениями». Материалы для обследования представлены в виде таблицы, что в значительной степени облегчает проведение обследования и подсчет результатов. Задания для обследования в значительной степени заимствованы из речевой карты Н.М. Трубниковой, т.к. они адаптированы для детей с интеллектуальным недоразвитием.


«Тестовая методика диагностики устной речи детей с интеллектуальным недоразвитием» включает в себя 3 основных направления обследования речи. Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех заданий методики, равно 100. Максимально возможные баллы для каждого направления обследования представлены в таблице.

Основные направления обследования речи

Максимально возможный балл

  1. Исследование сенсомоторного уровня речи:

30

1.1. Фонетическое восприятие

5

1.2. Артикуляционная моторика

5

1.3. Звукопроизношение

15

1.4. Звуко-слоговая структура слова

5

  1. Исследование грамматического строя речи:

30

2.1. Образование существительных множественного числа в И.п.

5

2.2. Образование существительных множественного числа в Р.п.

5

2.3. Употребление падежных конструкций

5

2.4. Согласование существительных с прилагательными в И.п.

5

2.5. Согласование существительных с числительными

5

2.6. Употребление предлогов

5

  1. Исследование словаря и навыков словообразования:

30

3.1. Уровень обобщений

5

3.2 Образование существительных в уменьшительной форме

5

3.3. Детёныши животных

5

3.4. Название частей предмета

5

3.5. Подбор антонимов

5

3.6. Образование прилагательных от существительных

5

4. Исследование навыков языкового анализа и синтеза

10

Итого:

100


1 степень успешности

49 %

2 степень успешности

50 – 64 %

3 степень успешности

65 – 79 %

4 степень успешности

80 – 100 %


Каждое направление оценивается отдельно. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 90 баллов принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым воспитанником можно вычистить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 90. Аналогичным образом вычисляется процент успешности за каждое из 3 направлений обследования речи. Например, если наибольший балл за исследование сенсомоторного уровня речи – 30, то суммарный балл, который набрал ребенок по данному направлению нужно умножить на 100 и полученный результат разделить на 30. Высчитанное таким образом процентное выражение методики соотносим затем с одной из четырех степеней успешности.

Для того чтобы получить индивидуальный речевой профиль, необходимо высчитать успешность выполнения каждого направления обследования в процентном выражении.

Используя полученные значения, следует начертить речевой профиль в виде столбчатой диаграммы или графика.


Диаграмма «Речевой профиль обучающегося»

На основе данных диаграммы, можно определить как наиболее несформированный, так и наиболее благополучный компонент речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу. Кроме того, сравнивая диаграммы, построенные по итогам мониторинга на начало и конец учебного года, за разные годы обучения, можно определить продвижения ребенка в речевом развитии и оценить эффективность логокоррекционной работы.



IV уровень - 100-80%;

III уровень – 79 - 65%;

II уровень – 50 - 64%;

I уровень - 49% и ниже.


Обобщая результаты использования методики, можно сказать, что самый высокий четвертый уровень успешности встречается у детей с нормально протекающим речевым и интеллектуальным развитием.

Успешность третьего уровня свидетельствует о нетяжелом системном речевом дефекте либо о выраженной несформированности отдельных сторон речи. Такая результативность характерна для детей задержкой психического развития или с негрубым общим недоразвитием речи (ОНР Ш уровня или элементы ОНР).

Успешность выполнения речевых проб, соответствующая второму уровню, указывает на наличие выраженного недоразвития речи. Помимо речевого дефекта, у них обычно выявляется недостаточность познавательной деятельности, поэтому им необходимо комплексная коррекция, как логопедическая, так и психологическая, а по возможности – нейропсихологическая. Успешность второго уровня встречается и у детей с ЗПР.

Самый низкий первый уровень успешности выполнения методики свидетельствует о грубом недоразвитии всех сторон речи. У детей с такими показателями часто диагностируются моторная алалия или сложный дефект, сочетающий умственную отсталость и тяжелую речевую патологию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя