Серия I. Исследование сенсоматорного уровня речи
1. Проверка состояния фонематического восприятия
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее»:
Ба-па | | Па-ба | | СА-за | | За-са | | Жа-ща | | Ща-жа | |
СА-ша | | Ша-са | | Ла-ра | | Ра-ла | | МА-на-ма | | На-ма-на | |
Да-та-да | | Та-да-та | | Га-ка-га | | КА-га-ка | | За-са-за | | СА-за-са | |
Жа-ша-жа | | Ша-жа-ша | | СА-ша-са | | Ша-са-ша | | Ца-са-ца | | СА-ца-са | |
Ча-тя-ча | | Тя-ча-тя | | Ра-ла-ра | | Ла-ра-ла | | БАЛЛ ___________ |
2. Исследование артикуляционной моторики
Инструкция: «повторяй за мной движения»:
Губы в улыбке; | | Губы «трубочкой» | |
Язык «лопаткой» | | Язык «иголочкой» | |
Язык «чашечкой» | | Щелканье языком | |
«вкусное варенье» | | «Качели» | |
«маятник» | | Чередование движение губ: «улыбка»-«трубочка»: | |
БАЛЛ _____________________________
3. Исследование звукопроизношения
Инструкция: «Повторяй за мной слова»:
Собака-маска-нос | | Сено-василек- высь | | Замок- коза | |
Зима- магазин | | Цапля- овца-палец | | Шуба кошка камыш | |
Жук- ножи | | Щука- вещи- лещ | | Чайка – очки- ночь | |
Рыба- корова- топор | | Река- варенье- дверь | | Лампа-молоко- пол | |
Лето-колесо-соль | | БАЛЛ ___________ |
4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова
Инструкция: «Повторяй за мной слова»:
скакалка | | танкист | | космонавт | | милиционер | |
сковорода | | кинотеатр | | перепорхнуть | | кораблекрушение | |
аквалангист | | термометр | | БАЛЛ ___________ |
Серия II. Исследование навыков языкового анализа
Инструкция: «Ответь на вопросы»:
1. Сколько слов в предложении? |
День был теплый. | | Около дома росла высокая береза. | |
2. Сколько слогов в слове? |
дом | | карандаш | |
3. Определи место звука в слове: |
Первый звук в слове крыша | | Третий звук в слове школа | | Последний звук в слове стакан | |
4. Сколько звуков в слове? |
рак | | сумка | | диктант | |
БАЛЛ _____________________________
Серия III. Исследование грамматического строя речи
Повторение предложений
Инструкция: «послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее»
Наступила осень. | | Птичка свила гнездо. | | Над водой летали белые чайки. | |
В саду было много красных яблок. | | Земля освещается солнцем. | |
Ранней весной затопило весь наш луг. | | Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. | |
Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу. | |
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно. | | На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. | |
БАЛЛ _____________________________
Верификация предложений
Инструкция: «Найди в предложениях ошибки и постарайся их исправить».
Девочка гладит утюгом. | | Дом нарисован мальчик. | | Мальчик умывается лицо. | |
Собака вышла в будку. | | Березки склонились от ветра. | | Солнце освещается землей | |
По морю плывут корабль. | | У Нины большая яблоко. | | | |
Хорошо спится медведь под снегом. | | Над большим деревом была глубокая яма. | |
БАЛЛ _____________________________
Составление предложений из слов в начальной форме
Инструкция: «Постарайся составить из слов предложение»
Мальчик, открывать, дверь | | Девочка, читать, книга | | Доктор, лечить, дети | |
Рисовать, карандаш, девочка | | В, сад, расти, вишня. | | Сидеть, синичка, на, ветка | |
Груша, бабушка, внучка, давать. | | Витя, косить, трава, кролики, для. | |
Миша, дать, собака, большая, кость. | | Петя, купить, шар, красный, мама. | |
БАЛЛ _____________________________
Добавление предлогов в предложение
Инструкция: «Вставь пропущенное слово в предложение»:
Лена наливает чай … чашки. | | Почки распустились … деревьях. | | Лодка плывет … озеру. | |
Чайка летит … водой. | | Птенец выпал …гнезда. | | Деревья шумят … ветра. | |
Последние листья падают … березы. | | Щенок спрятался … крыльцом. | |
Пес сидит … конуры. | | Большая толпа собралась … театром. | |
БАЛЛ _____________________________
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Инструкция: «Назови предметы по образцу»:
Образец: один – дом, а если их много, то это- дома. |
Один- стол, а много – это… | | Один- стул, а много – это … | |
Один- окно, а много – это … | | Один – звезда, а иного- это … | |
Одно – ухо, а много – это … | | | |
Образец: один – дом, а много (чего?) – домов. |
Один- стол, а много (чего?) - … | | Один – стул, а много (чего?) - … | |
Один – окно, а много (чего?) - … | | Одна – звезда, а много (чего?) - … | |
Одно – ухо, а много (чего?) - … | | БАЛЛ _____________________________ |
Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования
Образование существительных, обозначающих детенышей животных
Инструкция: «Назови детенышей животных по образцу»
Образец: у кошки- котята:
У козы- …. | У волка- … | У утки- … | У лисы- … | У льва - … |
У собаки- … | У курицы- … | У свиньи -… | У коровы - … | У овцы- … |
Образование существительных в уменьшительной форме
Инструкция: «Назови предметы по образцу»
Образец: большой мяч, а маленький – это мячик:
Маленький стол – это … | Маленький стул – это … | Маленький дом – это … |
Маленький круг – это … | Маленькое дерево – это … | |
Образование прилагательных от существительных
А. Относительных
Инструкция: «Назови предметы по образцу»
Образец: кукла из бумаги- она бумажная:
Шляпка из соломы –она… | Кисель из клюквы – он … | Горка изо люда- она … |
Салат из моркови – он … | Варенье из вишни – оно… | Суп из грибов – он … |
Варенье из яблок – оно … | Варенье из сливы – оно … | Варенье из малины – оно … |
Варенье из клубники – оно .. | Варенье из черники – оно … | Лист дуба – он… |
Лист клена- он … | Лист осины – он… | Шишки ели – она … |
Б. Качественных
Инструкция: «Назови предметы по образцу»
Образец: лису за хитрость называют хитрой
Волка за жадность называют … | Зайца за трусость называют … |
Медведя за силу называют … | Льва за смелость называют … |
Образец: если днем жара, то день – жаркий
Если днем мороз, то день-… | Если днем солнце, то день-… | Если днем снег, то день-… |
Если днем дождь, то день-… | Если днем ветер, то день-… | Если днем холод, то день-… |
В. Притяжательных
Инструкция: «Назови предметы по образцу»
Образец: у собаки лапа – собачья …
у кошки лапа - … | У медведя лапа -… | У волка - … |
У льва лапа - … | У лисы лапа - … | У зайца лапа - … |
У белки лапа - … | Гнездо орла - … гнездо |
Клюв птицы - ……………………… клюв | Ружье охотника - …………………….ружье |
БАЛЛ _____________________________
Серия V. Исследование понимания логико- грамматических отношений
Инструкция: «Выполни задание. Ответь на вопросы»
1.а)покажи ключ, карандаш | | б)покажи карандашом ключ | | в)покажи карандаш ключем | |
2.а) нарисуй круг под крестом, | | Б) нарисуй крест под кругом | |
3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето бывает перед весной? | |
4. Ваня выше Пети. Кто ниже ростом? | | 5. Сашу ударил Коля. Кто драчун? | |
6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди? | | 7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал сначала? | |
БАЛЛ _____________________________
Серия VI. Исследование связной речи
Составление рассказа по серии сюжетных картинок (пять картинок) или какой- либо другой последовательности из 4-5 картинок.
Инструкция: «Посмотри на картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ».
БАЛЛ _____________________________
2. Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать».
БАЛЛ _____________________________
У льва лапа - … | У лисы лапа - … | У зайца лапа - … |
У белки лапа - … | Гнездо орла - … гнездо |
Клюв птицы - ……………………… клюв | Ружье охотника - …………………….ружье |
БАЛЛ _____________________________
Серия V. Исследование понимания логико- грамматических отношений
Инструкция: «Выполни задание. Ответь на вопросы»
1.а)покажи ключ, карандаш | | б)покажи карандашом ключ | | в)покажи карандаш ключем | |
2.а) нарисуй круг под крестом, | | Б) нарисуй крест под кругом | |
3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето бывает перед весной? | |
4. Ваня выше Пети. Кто ниже ростом? | | 5. Сашу ударил Коля. Кто драчун? | |
6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди? | | 7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал сначала? | |
БАЛЛ _____________________________
Серия VI. Исследование связной речи
Составление рассказа по серии сюжетных картинок (пять картинок) или какой- либо другой последовательности из 4-5 картинок.
Инструкция: «Посмотри на картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ».
БАЛЛ _____________________________
2. Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать».
БАЛЛ _____________________________
Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи
1. Проверка состояния фонематического восприятия Оценка:
1 балл — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
0,5 балла — первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба — па — ба — па);
0,25 балла — неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;
0 баллов — отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
2. Исследование артикуляционной моторики Оценка:
1.балл — правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;
0,5 балла — замедленное и напряженное выполнение;
0,25 балла — выполнение с ошибками — длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
0 баллов — невыполнение движения.
3. Исследование звукопроизношения Оценка:
Произношение звуков каждой группы оценивается отдельно по следующему принципу:
3 балла — безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;
1,5 балла — один или несколько звуков группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;
1 балл — в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает только твердый р, в то время как мягкий р' произносится правильно;
0 баллов — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки либо
страдают твердые звуки с, з, ц, а мягкие с' и з' сохранны).
Максимальное число баллов за все задание — 15.
4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова
Слова предъявляются до первого воспроизведения. Оценка:
1 балл — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;
0,5 балла — замедленное послоговое воспроизведение;
0,25 балла — искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова); 0 баллов — невоспроизведение.
Серия II. Исследование навыков языкового анализа
Оценка:
1 балл — правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла — правильный ответ со второй попытки;
0,25 балла — правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов — неверный ответ с третьей попытки.
Серия III. Исследование грамматического строя речи
1.Повторение предложений. Предложение читается до первого воспроизведения (1— 2 раза). Оценка:
1 балл — правильное и точное воспроизведение предложения;
0,5 балла — пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;
0,25 балла — пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;
0 баллов — невоспроизведение.
2. Верификация предложений Оценка:
1 балл — выявление и исправление ошибки;
0,5 балла — выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов);
0,25 балла — ошибка выявлена, но не исправлена; 0 баллов — ошибка не выявлена.
3.Составление предложений из слов в начальной форме Оценка:
1 балл — предложение составлено верно; 0,5 балла — нарушен порядок слов;
0,25 балла — наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности. Например, предложение «Петя купил шар красный маме» построено без грубых нарушений грамматических правил, но не вполне адекватно по смыслу и с нехарактерным для русского языка порядком слов. Однако дети часто предлагают именно такой ответ. Это объясняется трудностями внутреннего программирования высказывания: предложенный порядок слов выступает в качестве программы, заданной извне, к тому же в русском языке обычно действует правило препозиции субъекта, поэтому названный первым Петя и воспринимается как субъект действия;
0 баллов — смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
4.Добавление предлогов в предложение
Оценка:
1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла — правильный ответ после помощи в виде вопроса;
0 баллов — неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.
5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Это задание вызывает большие трудности, дети часто плохо понимают инструкцию, поэтому можно использовать картинки. Оценка:
1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла — форма образована неверно; 0 баллов — невыполнение.
Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования
Оценка:
1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла — неверно образованная форма; 0 баллов — невыполнение.
Серия V. Исследование понимания логико- грамматических отношений
В задании 1 оцениваются только две последние пробы, в задании 2 – обе пробы.
Оценка: 1 балл — правильное выполнение;
0,5 балла — самокоррекция; 0 баллов — неверный ответ.
Серия VI. Исследование связной речи
Составление рассказа по серии сюжетных картинок (пять картинок) или какой- либо другой последовательности из 4-5 картинок.
Оценка производится с учетом модели, разработанной Р. И. Шалаевой [5], однако сами критерии несколько модифицированы:
1) Критерий смысловой целостности:
5 баллов — рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
2,5 балла — допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;
1 балл — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен;
0 баллов — отсутствует описание ситуации.
2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
5 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;
2,5 балла — рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;
1 балл — встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;
0 баллов — рассказ не оформлен.
3) Критерий самостоятельности выполнения задания:
5 баллов — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2,5 балла — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;
1 балл — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;
0 баллов — невыполнение задания даже при наличии помощи.
2. Пересказ прослушанного текста.
В нашей методике используется короткий текст из пособия И. Н. Садовниковой (1983). Рассказ предъявляется не более двух раз.
Горошины
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Оценка производится по критериям, которые использовались для составления рассказа по серии картинок:
1) Критерий смысловой целостности:
5 баллов — воспроизведены все основные смысловые звенья;
2,5 балла — смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;
1 балл — пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации;
0 баллов — невыполнение задачи.
Критерий лексико-грамматического оформления:
5 баллов — пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;
2,5 балла — пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, единичные случаи поиска слов, отдельные близкие словесные замены;
1 балл — отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;
0 баллов — пересказ недоступен.
Критерий самостоятельности выполнения:
5 баллов — самостоятельный пересказ после первого предъявления;
2,5 балла — пересказ после минимальной помощи (1 — 2 вопроса) или после повторного прочтения;
1 балл — пересказ по вопросам;
0 баллов — пересказ не доступен даже по вопросам.
В каждом из двух заданий суммируются баллы по всем трем критериям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ и пересказ складываются.