СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости»

Серия I. Исследование сенсоматорного уровня речи

1. Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее»:

Ба-па


Па-ба


СА-за


За-са


Жа-ща


Ща-жа


СА-ша


Ша-са


Ла-ра


Ра-ла


МА-на-ма


На-ма-на


Да-та-да


Та-да-та


Га-ка-га


КА-га-ка


За-са-за


СА-за-са


Жа-ша-жа


Ша-жа-ша


СА-ша-са


Ша-са-ша


Ца-са-ца


СА-ца-са


Ча-тя-ча


Тя-ча-тя


Ра-ла-ра


Ла-ра-ла


БАЛЛ ___________

2. Исследование артикуляционной моторики

Инструкция: «повторяй за мной движения»:

Губы в улыбке;


Губы «трубочкой»


Язык «лопаткой»


Язык «иголочкой»


Язык «чашечкой»


Щелканье языком


«вкусное варенье»


«Качели»


«маятник»


Чередование движение губ: «улыбка»-«трубочка»:


БАЛЛ _____________________________

3. Исследование звукопроизношения

Инструкция: «Повторяй за мной слова»:

Собака-маска-нос


Сено-василек- высь


Замок- коза


Зима- магазин


Цапля- овца-палец


Шуба кошка камыш


Жук- ножи


Щука- вещи- лещ


Чайка – очки- ночь


Рыба- корова- топор


Река- варенье- дверь


Лампа-молоко- пол


Лето-колесо-соль


БАЛЛ ___________

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Инструкция: «Повторяй за мной слова»:

скакалка


танкист


космонавт


милиционер


сковорода


кинотеатр


перепорхнуть


кораблекрушение


аквалангист


термометр


БАЛЛ ___________

Серия II. Исследование навыков языкового анализа

Инструкция: «Ответь на вопросы»:

1. Сколько слов в предложении?

День был теплый.


Около дома росла высокая береза.


2. Сколько слогов в слове?

дом


карандаш


3. Определи место звука в слове:

Первый звук в слове крыша


Третий звук в слове школа


Последний звук в слове стакан


4. Сколько звуков в слове?

рак


сумка


диктант


БАЛЛ _____________________________

Серия III. Исследование грамматического строя речи

  1. Повторение предложений

Инструкция: «послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее»

Наступила осень.


Птичка свила гнездо.


Над водой летали белые чайки.


В саду было много красных яблок.


Земля освещается солнцем.


Ранней весной затопило весь наш луг.


Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.


Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.


Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.


На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.


БАЛЛ _____________________________

  1. Верификация предложений

Инструкция: «Найди в предложениях ошибки и постарайся их исправить».

Девочка гладит утюгом.


Дом нарисован мальчик.


Мальчик умывается лицо.


Собака вышла в будку.


Березки склонились от ветра.


Солнце освещается землей


По морю плывут корабль.


У Нины большая яблоко.




Хорошо спится медведь под снегом.


Над большим деревом была глубокая яма.


БАЛЛ _____________________________


  1. Составление предложений из слов в начальной форме

Инструкция: «Постарайся составить из слов предложение»

Мальчик, открывать, дверь


Девочка, читать, книга


Доктор, лечить, дети


Рисовать, карандаш, девочка


В, сад, расти, вишня.


Сидеть, синичка, на, ветка


Груша, бабушка, внучка, давать.


Витя, косить, трава, кролики, для.


Миша, дать, собака, большая, кость.


Петя, купить, шар, красный, мама.


БАЛЛ _____________________________

  1. Добавление предлогов в предложение

Инструкция: «Вставь пропущенное слово в предложение»:

Лена наливает чай … чашки.


Почки распустились … деревьях.


Лодка плывет … озеру.


Чайка летит … водой.


Птенец выпал …гнезда.


Деревья шумят … ветра.


Последние листья падают … березы.


Щенок спрятался … крыльцом.


Пес сидит … конуры.


Большая толпа собралась … театром.


БАЛЛ _____________________________

  1. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Инструкция: «Назови предметы по образцу»:

Образец: один – дом, а если их много, то это- дома.

Один- стол, а много – это…


Один- стул, а много – это …


Один- окно, а много – это …


Один – звезда, а иного- это …


Одно – ухо, а много – это …




Образец: один – дом, а много (чего?) – домов.

Один- стол, а много (чего?) - …


Один – стул, а много (чего?) - …


Один – окно, а много (чего?) - …


Одна – звезда, а много (чего?) - …


Одно – ухо, а много (чего?) - …


БАЛЛ _____________________________

Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования

  1. Образование существительных, обозначающих детенышей животных

Инструкция: «Назови детенышей животных по образцу»

Образец: у кошки- котята:

У козы- ….

У волка- …

У утки- …

У лисы- …

У льва - …

У собаки- …

У курицы- …

У свиньи -…

У коровы - …

У овцы- …

  1. Образование существительных в уменьшительной форме

Инструкция: «Назови предметы по образцу»

Образец: большой мяч, а маленький – это мячик:

Маленький стол – это …

Маленький стул – это …

Маленький дом – это …

Маленький круг – это …

Маленькое дерево – это …


  1. Образование прилагательных от существительных

А. Относительных

Инструкция: «Назови предметы по образцу»

Образец: кукла из бумаги- она бумажная:

Шляпка из соломы –она…

Кисель из клюквы – он …

Горка изо люда- она …

Салат из моркови – он …

Варенье из вишни – оно…

Суп из грибов – он …

Варенье из яблок – оно …

Варенье из сливы – оно …

Варенье из малины – оно …

Варенье из клубники – оно ..

Варенье из черники – оно …

Лист дуба – он…

Лист клена- он …

Лист осины – он…

Шишки ели – она …

Б. Качественных

Инструкция: «Назови предметы по образцу»

Образец: лису за хитрость называют хитрой

Волка за жадность называют …

Зайца за трусость называют …

Медведя за силу называют …

Льва за смелость называют …

Образец: если днем жара, то день – жаркий

Если днем мороз, то день-…

Если днем солнце, то день-…

Если днем снег, то день-…

Если днем дождь, то день-…

Если днем ветер, то день-…

Если днем холод, то день-…

В. Притяжательных

Инструкция: «Назови предметы по образцу»

Образец: у собаки лапа – собачья …

у кошки лапа - …

У медведя лапа -…

У волка - …

У льва лапа - …

У лисы лапа - …

У зайца лапа - …

У белки лапа - …

Гнездо орла - … гнездо

Клюв птицы - ……………………… клюв

Ружье охотника - …………………….ружье

БАЛЛ _____________________________

Серия V. Исследование понимания логико- грамматических отношений

Инструкция: «Выполни задание. Ответь на вопросы»

1.а)покажи ключ, карандаш


б)покажи карандашом ключ


в)покажи карандаш ключем


2.а) нарисуй круг под крестом,


Б) нарисуй крест под кругом


3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето бывает перед весной?


4. Ваня выше Пети. Кто ниже ростом?


5. Сашу ударил Коля. Кто драчун?


6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?


7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал сначала?


БАЛЛ _____________________________

Серия VI. Исследование связной речи

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (пять картинок) или какой- либо другой последовательности из 4-5 картинок.

Инструкция: «Посмотри на картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ».

БАЛЛ _____________________________

2. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать».


БАЛЛ _____________________________







У льва лапа - …

У лисы лапа - …

У зайца лапа - …

У белки лапа - …

Гнездо орла - … гнездо

Клюв птицы - ……………………… клюв

Ружье охотника - …………………….ружье

БАЛЛ _____________________________

Серия V. Исследование понимания логико- грамматических отношений

Инструкция: «Выполни задание. Ответь на вопросы»

1.а)покажи ключ, карандаш


б)покажи карандашом ключ


в)покажи карандаш ключем


2.а) нарисуй круг под крестом,


Б) нарисуй крест под кругом


3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето бывает перед весной?


4. Ваня выше Пети. Кто ниже ростом?


5. Сашу ударил Коля. Кто драчун?


6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?


7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал сначала?


БАЛЛ _____________________________

Серия VI. Исследование связной речи

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (пять картинок) или какой- либо другой последовательности из 4-5 картинок.

Инструкция: «Посмотри на картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ».

БАЛЛ _____________________________

2. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать».


БАЛЛ _____________________________







Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи

1. Проверка состояния фонематического восприятия Оценка:

1 балл — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла — первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба — па — ба — па);

0,25 балла — неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов — отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

2. Исследование артикуляционной моторики Оценка:

1.балл — правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

0,5 балла — замедленное и напряженное выполнение;

0,25 балла — выполнение с ошибками — длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 баллов — невыполнение движения.

3. Исследование звукопроизношения Оценка:

Произношение звуков каждой группы оценивается отдельно по следующему принципу:

3 балла — безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;

1,5 балла — один или несколько звуков группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;

1 балл — в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает только твердый р, в то время как мягкий р' произносится правильно;

0 баллов — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки либо

страдают твердые звуки с, з, ц, а мягкие с' и з' сохранны).

Максимальное число баллов за все задание — 15.

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Слова предъявляются до первого воспроизведения. Оценка:

1 балл — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла — замедленное послоговое воспроизведение;

0,25 балла — искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова); 0 баллов — невоспроизведение.

Серия II. Исследование навыков языкового анализа

Оценка:

1 балл — правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла — правильный ответ со второй попытки;

0,25 балла — правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов — неверный ответ с третьей попытки.

Серия III. Исследование грамматического строя речи

1.Повторение предложений. Предложение читается до первого воспроизведения (1— 2 раза). Оценка:

1 балл — правильное и точное воспроизведение предложения;

0,5 балла — пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

0,25 балла — пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;

0 баллов — невоспроизведение.

2. Верификация предложений Оценка:

1 балл — выявление и исправление ошибки;

0,5 балла — выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов);

0,25 балла — ошибка выявлена, но не исправлена; 0 баллов — ошибка не выявлена.

3.Составление предложений из слов в начальной форме Оценка:

1 балл — предложение составлено верно; 0,5 балла — нарушен порядок слов;

0,25 балла — наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности. Например, предложение «Петя купил шар красный маме» построено без грубых нарушений грамматических правил, но не вполне адекватно по смыслу и с нехарактерным для русского языка порядком слов. Однако дети часто предлагают именно такой ответ. Это объясняется трудностями внутреннего программирования высказывания: предложенный порядок слов выступает в качестве программы, заданной извне, к тому же в русском языке обычно действует правило препозиции субъекта, поэтому названный первым Петя и воспринимается как субъект действия;

0 баллов — смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

4.Добавление предлогов в предложение

Оценка:

1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла — правильный ответ после помощи в виде вопроса;

0 баллов — неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.

5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Это задание вызывает большие трудности, дети часто плохо понимают инструкцию, поэтому можно использовать картинки. Оценка:

1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла — форма образована неверно; 0 баллов — невыполнение.

Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования

Оценка:

1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла — неверно образованная форма; 0 баллов — невыполнение.

Серия V. Исследование понимания логико- грамматических отношений

В задании 1 оцениваются только две последние пробы, в задании 2 – обе пробы.

Оценка: 1 балл — правильное выполнение;

0,5 балла — самокоррекция; 0 баллов — неверный ответ.

Серия VI. Исследование связной речи

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (пять картинок) или какой- либо другой последовательности из 4-5 картинок.

Оценка производится с учетом модели, разработанной Р. И. Шалаевой [5], однако сами критерии несколько модифицированы:

1) Критерий смысловой целостности:

5 баллов — рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

2,5 балла — допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;

1 балл — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен;

0 баллов — отсутствует описание ситуации.

2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

5 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;

2,5 балла — рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;

1 балл — встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;

0 баллов — рассказ не оформлен.

3) Критерий самостоятельности выполнения задания:

5 баллов — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

2,5 балла — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;

1 балл — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;

0 баллов — невыполнение задания даже при наличии помощи.

2. Пересказ прослушанного текста.

В нашей методике используется короткий текст из пособия И. Н. Садовниковой (1983). Рассказ предъявляется не более двух раз.

Горошины

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Оценка производится по критериям, которые использовались для составления рассказа по серии картинок:

1) Критерий смысловой целостности:

5 баллов — воспроизведены все основные смысловые звенья;

2,5 балла — смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;

1 балл — пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации;

0 баллов — невыполнение задачи.

Критерий лексико-грамматического оформления:

5 баллов — пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;

2,5 балла — пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, единичные случаи поиска слов, отдельные близкие словесные замены;

1 балл — отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;

0 баллов — пересказ недоступен.

Критерий самостоятельности выполнения:

5 баллов — самостоятельный пересказ после первого предъявления;

2,5 балла — пересказ после минимальной помощи (1 — 2 вопроса) или после повторного прочтения;

1 балл — пересказ по вопросам;

0 баллов — пересказ не доступен даже по вопросам.

В каждом из двух заданий суммируются баллы по всем трем критериям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ и пересказ складываются.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!