Особенности двигательной сферы детей с ЗПР
Работу выполнили :
студенты группы 48 ф Коковина А.В
Двигательные нарушения у детей с ЗПР – составная часть ведущего дефекта. Полученные в различных исследованиях сведения о развитии движений у детей с ЗПР дают возможность охарактеризовать основное своеобразие их психофизического развития.
У детей с ЗПР, по мнению многих ученых, отмечаются следующие нарушения:
- нарушение произвольной регуляции движений ;
- у многих детей наблюдаются гиперкинезы;
- своеобразная моторная недостаточность;
- недостаточная координированность и нечеткость непроизвольных движений;
- несформированность сложных координаторных схем;
- некоторых детей наблюдаются хореиформные движения
- трудности переключения и автоматизации;
- не умеют двигаться в группе, в строю
- недостаточная ориентировка в частях собственного тела;
- двигательная неловкость;
- характерна неправильная ходьба с одновременным движением одноименными рукой и ногой.
- неловкость ручной моторики;
- усложнение характера двигательной реакции сопровождается увеличением времени реакции.
При задержке созревания ЦНС у детей, задерживается и нарушается формирование интегративной деятельности мозга, что проявляется: как в недостаточной сформированности более сложных форм произвольных движений, так и в наличии отдельных проявлений примитивных врожденных двигательных реакций.
Как в недостаточной сформированности более сложных форм произвольных движений,
Так и в наличии отдельных проявлений примитивных врожденных двигательных реакций.
Н. П. Вайзман отмечает у детей с ЗПР своеобразный двигательный облик:
Избыточность
Излишество движений
Богатство движений
Непринужденность игровой моторики
При экспериментальных исследованиях детей с ЗПР были выявлены нарушения двигательных способностей, связанные с координацией движений:
- недостаточная способность к быстродействию, выражающаяся в сложности поддержания максимального темпа движений и в увеличении времени сложной двигательной реакции;
- недостаточная способность дифференцировать пространственные параметры движений;
- недостаточная выраженность моторной ассиметрии;
- трудности сохранения равновесия.
Особенности мелкой моторики
Наиболее страдает у детей данной категории
Пальцев рук
Моторика кистей
Двигательные способности детей являются частью общих способностей, существуют во взаимосвязи и взаимодействии с другими сторонами развития ребёнка, что определяет необходимость коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений у детей с ЗПР.
Физическое воспитание детей с ЗПР
Физическое развитие и физическое воспитание тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование функций формирующегося организма ребенка
Развитие и коррекцию основных движений,
Развитие зрительно-двигательной координации.
Разнообразных двигательных навыков,
Совершенствование тонкой ручной моторики
Работа по физическому развитию пронизывает всю организацию жизни детей в
все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
Организацию предметной и социальной среды
Семье
Дошкольном учреждении
В дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает
при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.
Отдельные закаливающие процедуры
Занятия по физическому воспитанию
Игры и развлечения на воздухе
Занятия по физическому воспитанию решают
Коррекционные задачи
Общие задачи
В занятия включаются
Физические упражнения
Общеразвивающие упражнения
Направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.
Направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазанье, ползание, прыжки)
Стратегия организации физического воспитания базируется на физиологических механизмах становления движений в процессе развития растущего детского организма. В ходе утренней гимнастики в семье и на занятиях в детском саду целесообразно предлагать детям основные виды движений в следующей последовательности:
Упражнения в вертикальном положении (ходьба, лазанье, бег) и подвижные игры.
Метание, ползание и движения в положении низкого приседа, на коленях;
Движения на растягивание в положении лежа;
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательном учреждении ведется по трем основным направлениям:
Лечебно-профилактическое, включающее в себя различные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей с ЗПР в зависимости от их индивидуальных потребностей:
Различные виды закаливания
Лечебная физкультура
Массаж
Фитотерапия
Гидромассаж
Физиотерапия
Термотерапия
Воспитательно-образовательное, направленное на совершенствование двигательного развития детей:
- Улучшение показателей физического развития
- Физической подготовленности
- Техники движений
- Двигательных качеств на занятиях физкультурой и в других различных формах двигательной активности
- Воспитание у детей правильного отношения к своему здоровью, здорового образа жизни.
Коррекционно-развивающее , обеспечивающее коррекцию недостатков развития моторики и психомоторики детей с ЗПР на специальных занятиях и коррекционную направленность физкультурно-оздоровительной работы в учреждении.
Спасибо за внимание !!!