СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптивная образовательная программа (логопедическое направление) МАОУ «СОШ №76», структурное подразделение «Детский сад»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:коррекция недостатков в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей ребенка (возраста, заболевания, психического (или)физического недостатка, рекомендаций и заключения психолого-медико-педагогической комиссии

Задачи:

Диагностическая:

-Мониторинг психофизического развития ребенка с ОВЗ,  инвалидностью.

Воспитательная:

-Становление нравственно-ориентированной деятельности и поведения ребенка, воспитание у него положительных качеств.

Коррекционная:

-Определение индивидуально-ориентированных  коррекционных направлений работы специалистов, планированием

коррекционной и психопрофилактической

Работы с ребенком ОВЗ, ребёнком-инвалидом.

-Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка.

-Преодоление и предупреждение у ребенка вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, поведения и личности в целом.

-Формирование у ребенка способов ориентировки в окружающей действительности, которые служат средством для становления у него целостной системы знаний, умений  и навыков, появление психологических новообразований.

-Обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность

взаимодействия  с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру  в собственные возможности.

Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного  учреждения в тесной взаимосвязи на основе профессионального взаимного дополнения

Просмотр содержимого документа
«Адаптивная образовательная программа (логопедическое направление) МАОУ «СОШ №76», структурное подразделение «Детский сад»»


Содержание


I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

1.2.Цели и задачи реализации программы

1.3Принципы и подходы к формированию программы

1.4.Характеристики, значимые для разработки и реализации программы

1.5.Планируемые результаты освоения программы


  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Принципы воспитания и обучения детей с нарушениями речи

2.2 Коррекционная работа по коррекции тяжелых нарушений речи в младшей группе

2.3 Коррекционная работа по коррекции тяжелых нарушений речи в средней группе

2.4 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (средний возраст)

2.5 Коррекционная работа по коррекции тяжелых нарушений речи в старшей группе

2.5 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (старший возраст)

2.6 Коррекционная работа по коррекции тяжелых нарушений речи в подготовительной к школе группе

2.7 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (подготовительный к школе возраст)


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ


3.1 Структура образовательного процесса в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи

3.2 Модель организации образовательного процесса

3.3 Проектирование образовательного процесса

3.4 Организация режима пребывания детей

3.5 Организация предметно-развивающей среды






















2

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная образовательная программа Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя образовательная школа», структурное подразделение «Детский сад» (далее «Программа») предназначена для специалистов, которые работают с детьми от 3-х до 7-ми лет, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР). «Программа» обеспечивает образовательную деятельность, работу по коррекциинарушений развития и социальную адаптацию воспитанников в группах общеразвивающей направленности ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

«Программа» содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

«Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.


«Программа» включает следующие образовательные области:


  • социально-коммуникативное развитие;

  • познавательное развитие;

  • речевое развитие;

  • художественно-эстетическое развитие;

  • физическое развитие.


Программа составлена на основе:


  1. Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013г №1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО)


2. Основной образовательной программы «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др., 2014


  1. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;


  1. Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательная программа дошкольного образования»;


Содержание программы отражает реальные условия группы и логопедического кабинета.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета обеспечивает создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи

Программа имеет в своей основе принцип интеграции взаимодействия специалистов.

Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечивать развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие интегративные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость.

1.1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ «ПРОГРАММЫ»


Цель реализации «Программы» ― построение системы коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Формирование у детей способности к усвоению элементарных языковых закономерностей.

Расширение возможности понимания речи и расширение представлений об окружающей действительности, коррекция недостатков речевого развития, профилактика вторичных нарушений, развитие творческих и коммуникативных способностей детей в различных видах деятельности.

Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, что сформирует готовность к дальнейшему обучению.


Задачи реализации программы:

  1. Формирование лексико-грамматических средств языка:

  • уточнять и расширять объем пассивного словаря импрессивной речи;

  • уточнять и расширять объем номинативного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи;

  • уточнять понимание обобщающих значений слов и формировать обобщающие понятия;

  • совершенствовать навыки употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.


  1. Развитие фонематической системы речи:

  • развивать фонематический слух и внимание;

  • вырабатывать и совершенствовать навыки произношения и дифференциации звуков;

  • формировать слоговую структуру слова.


  1. Развитие фонетической стороны языка:


  • формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох;

  • развивать силу, динамику и модуляцию голоса;

  • активизировать движения артикуляторного аппарата;

  • воспитывать умеренный темп речи;

  • развивать интонационную выразительность и ритмичность речи.


  1. Развитие связной речи и речевого общения.

  2. Развитие общей и мелкой моторики.

  3. Развитие психических функций.


Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ТНР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей образовательную программу или адаптированную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также достичь основных целей дошкольного образования.


1.2 ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:


  • индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);


  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;

  • возможности освоения ребенком с тяжелыми нарушениями речи «Программы» на разных этапах ее реализации;

  • специальные условия для получения образования детьми с ТНР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.


Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа должна быть направлена на:


  • преодоление нарушений развития различных категорий детей с ТНР, оказание им квалифицированной помощи в освоении «Программы»;

  • разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.


«Программа» строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:


  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество организации с семьями;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);

  • учет этнокультурной ситуации развития детей.


Направления коррекционно-развивающей работы.


  • Развитие словаря (развитие импрессивной и экспрессивной речи);

  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:

  • развитие просодической стороны речи;

  • коррекция произносительной стороны речи;

  • работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слова;

  • совершенствование фонематического восприятия, развитие звукового анализа и синтеза.

  • Обучение элементам грамоты.

  • Развитие связной речи и навыков речевого общения.

  • Развитие психических функций.

  • Сенсорное развитие.

  • Развитие мелкой и общей моторики.




Целевые ориентиры.


  • Развивать произвольность и формировать основные компоненты мыслительной деятельности детей;

  • Способствовать развитию у детей заинтересованности в деятельности, накоплению знаний;

  • Поддерживать положительное эмоциональное состояние детей в течение всего занятия;

  • Совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений детей в процессе развития общей, ручной и артикуляционной моторики;

  • Расширять возможности понимания детьми речи параллельно с расширением их представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности;

  • Обогащать номинативный, предикативный и адъективный словарь импрессивной и экспрессивной речи;

  • Формировать грамматические стереотипы словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи;

  • Формировать возможности участия детей в диалоге, формировать у них монологическую речь;

  • Осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функции;

  • Осуществлять коррекцию фонетической стороны речи, развивать фонематические процессы;

  • Создавать благоприятные условия для последующего формирования функций фонематической системы

1.3 ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ

И РЕАЛИЗАЦИИ «ПРОГРАММЫ»


Характеристика диагноза - общее недоразвитие речи:


Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефект произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.


Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольниковможет варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Т.Б. Филичева). Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.


Характеристика уровней речевого развития


У детей с первым уровнем развития речи полностью отсутствуют вербальные средства общения, хотя мимико-жестикуляторная речь относительно сохранна. У детей данной группы звукоподражания и звуковые комплексы, имеющиеся в активном словаре, несут номинативное и предикативное значение. Чаще всего эти слова являются многозначными. Дифференцированное обозначение предметов и действий заменяется названием предметов и наоборот. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Отсюда речь становится понятной лишь в конкретной ситуации. Характерной чертой первого уровня речевого развития является отсутствие грамматических связей слов между собой и морфологических элементов для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации и не может служить средством полноценного общения. Пассивный словарь детей шире активного, но понимание речи остается ограниченным по сравнению со здоровыми детьми того же возраста. Особые трудности вызывает понимание значений грамматических изменений слова. Дети не различают формы единственного и множественного числа существительных, глаголов прошедшего времени, формы женского и мужского рода, не понимают значения предлогов. Звукопроизношение характеризуется неопределенностью. Фонетический состав употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза речи, отсутствуют звуки, требующие верхнего подъема языка, нет стечения согласных, искажена ритмико-слоговая структура слов.

У детей со вторым уровнем развития речи возрастает речевая активность. Фразовая речь отличается от нормативной фразы в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь становится более разнообразным, однако остается ограниченным качественно и количественно. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу. Спонтанная речь детей характеризуется наличием разноплановых средств общения, включающих в себя следующие лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерный для этого уровня резко выраженный аграмматизм, затрудняет понимание речи. Оно остается неполным, т.к. многие грамматические формы недостаточно различаются детьми. На этом уровне развития дети начинают употреблять некоторые предлоги, которые используются ими неправомерно: смешиваются по значению или опускаются вообще. Союзы и частицы употребляются редко. Звукопроизносительная сторона речи остается несформированной. Наиболее характерны в этот период замены одних звуков другими, смешение звуков. Нарушено произношение свистящих, шипящих, аффрикат. Одним из распространенных и специфических дефектов остаются затруднения в усвоении слоговой структуры слов. Для детей характерно нарушение слуховой дифференциации звуков как внутри основных фонетических групп, так и звуков различных фонетических групп, что говорит о недостаточности фонематического восприятия и неподготовленности к овладению звуковым анализом и синтезом.

У всех детей нарушена мелкая, ручная и общая моторики. Наблюдается несформированность динамического праксиса (все дети затруднились в повторе серии ударов в ладоши).

У детей с третьим уровнем развития речи наблюдается наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика детей включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Дети образуют существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, приставочные глаголы. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных, аграмматизмы. Дети могут неправильно употреблять предлоги, допускать ошибки в

согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Дети могут повторять трех- и четырехсложные слова. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющий признак - пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка.

Трудности процесса формирования звуков проявляются: заменой звуков более простыми по артикуляции трудностями различения звуков, особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. При ФФН у детей нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у детей с ФФН выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи.

Дети различных возрастных категорий могут иметь качественно неоднородные уровни речевого развития. Поэтому при выборе образовательного маршрута, определяемого требованиями «Программы», следует учитывать не только возраст ребенка, но и уровень его речевого развития, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.

Таким образом, разработанная в соответствии с ФГОС ДО «Программа» направлена на:


  • охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое) развитие, коррекцию нарушений речевого развития;

  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения;

  • раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе;

  • использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям детей с ТНР модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и развития;

  • реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования;

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепление здоровья детей.

  • Целенаправленная и последовательная работа по всем направлениям развития детей

  • тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации обеспечивается целостным содержанием «Программы».


В соответствии с «Программой» подобран учебно-методический комплекс.


1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ «ПРОГРАММЫ»


Планируемые результаты освоения «Программы» сформулированы в ряде целевых ориентиров.


Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми младшего

дошкольного возраста с ТНР Коррекционная-развивающая работа.


Речевое развитие.

Ребенок:

  • Активно использует вербальные и невербальные средства в общении со взрослыми и детьми;

  • Понимает речь взрослых.

  • Способен эмоционально реагировать на литературные произведения.


Социально-коммуникативное развитие.


Ребенок:

  • Пытается соблюдать элементарные правила игры.

  • Проявляет интерес к действиям других детей, может им подрожать.

  • Ориентируется на просьбы и требования взрослого.

  • Обладает элементарными представлениями о родственных связях.

  • Выполняет элементарные действия самообслуживания.


Познавательное развитие.

Ребенок:


  • Различает и называет основные сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).

  • Группирует однородные предметы по сенсорным признакам.

  • Знает,называет и правильно использует детали строительного материала.

  • Пользуется простыми способами конструирования, конструирует по образцу взрослого.

  • Различает и называет понятия один, много, ни одного.

  • Сравнивает предметы контрастных размеров по величине.

  • Знает названия окружающих предметов и игрушек, их функции и назначения.

  • Определяет состояние погоды (тепло, холодно).

  • Знает некоторые природные явления (солнце, дождь, снег)

  • Знает некоторых домашних животных и их детенышей (собака, кошка и т.д).

  • Знает и называет предметы одежды, их назначение.

  • Знает предметы посуды и правильно их использует.


Художественно-эстетическое развитие


Ребенок:

  • Эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности и результатам деятельности.

  • Раскладывает и наклеивает элементы аппликации.

  • Использует различные художественные средства.

  • С помощью взрослого или самостоятельно выполняет музыкально – ритмические движения.


Физическое развитие


Ребенок:


  • Проходит по ровной и извилистой гимнастической дорожке.

  • Пытается покидывать и ловить мяч двумя руками.

  • Реагирует на сигнал и пытается действовать в соответствии с ним.

  • Стремится активно играть в подвижные игры.

  • Выражает стремление осваивать различные виды движения.


Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми среднего дошкольного возраста с ТНР

Коррекционная-развивающая работа.


Речевое развитие.

Ребенок:


  • проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;

  • владеет элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;

  • может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

  • обладает значительно возросшим объемом понимания речи;

  • обладает возросшими звукопроизносительными возможностями;

  • в речи употребляет все части речи, проявляя словотворчество;

  • с помощью взрослого рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения;

  • сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и самостоятельно);

  • обладает значительно расширенным активным словарным запасом с последующим включением его в простые фразы;

  • владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми.

  • понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств.

  • употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств и качеств;

  • использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;

  • различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи;

  • использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами;

  • пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ;

  • составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;

  • различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки; владеет простыми формами фонематического анализа;

  • использует различные виды интонационных конструкций.


Социально-коммуникативное развитие.


Ребенок:


  • выполняет взаимосвязанные ролевые действия, понимает и называет свою роль;

  • выполняет ролевые действия, изображающие социальные функции людей;

  • участвует в распределении ролей до начала игры;

  • выполняет знакомые ролевые действия в соответствии с содержанием игры, использует их в различных ситуациях, тематически близких уже освоенной игре;

  • отображает в игровых действиях отношения между людьми (подчинение, сотрудничество);

  • использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы-заместители;

  • передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений;

  • вступает в ролевое взаимодействие с детьми;

  • стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;

  • проявляет доброжелательное отношение к детям, взрослым, оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь.


Познавательное развитие.

Ребенок:


  • создает предметный рисунок с деталями, меняя замысел по ходу изображения;

  • создает предметные конструкции из пяти-шести деталей (по образцу, схеме, условиям, замыслу);

  • осваивает конструирование из бумаги и природного материала;

  • выбирает из нескольких одну карточку по названию цвета или формы;

  • располагает по величине пять-семь предметов одинаковой формы;

  • занимается продуктивным видом деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (15–20 минут);

  • устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

  • осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, к концу периода обучения, самостоятельно;

  • находит и различает простейшие графические образцы, конструирует из плоскостных элементов (геометрическая мозаика, геометрические фигуры) и из палочек;

  • моделирует целостный образ предмета из отдельных фрагментов

  • (конструкторские наборы, сборно-разборные игрушки, разрезные картинки).

  • использует конструктивные умения в ролевых играх;

  • имеет представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения предметов, составляющих множество, и их качественных признаков;

  • осуществляет элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

  • анализирует объект, воспринимая его во всем многообразии свойств, определяет элементарные отношения сходства и отличия;

  • имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);

  • действует по правилу или по инструкции в предметно-практических и игровых ситуациях;

  • использует схему для ориентировки в пространстве;

  • распределяет предметы по группам на основе общего признака (одежда, обувь, посуда);

  • запоминает по просьбе взрослого шесть-семь названий предметов.


Художественно-эстетическое развитие


Ребенок:


  • изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции, замысел опережает изображение;

  • самостоятельно вырезает фигуры простой формы (полоски, квадраты и т.п.);

  • наклеивает вырезанные фигуры на бумагу, создавая орнамент или предметное изображение;

  • положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;

  • знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной деятельности, их свойства (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.);

  • знает основные цвета и их оттенки: оранжевый, коричневый, фиолетовый, серый, голубой;

  • ориентируется на плоскости листа (низ, середина, верх);

  • соотносит части реального предмета и его изображения, показывает и называет их, передает в изображении целостный образ предмета;

  • сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;

  • внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства музыки;

  • проявляет желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.


Физическое развитие


Ребенок:


  • проходит по скамейке, перешагивая незначительные препятствия (например, набивные мячи);

  • отбивает мяч о землю одной рукой несколько раз подряд;

  • продевает шнурок в ботинок и завязывает бантиком;

  • бегает, преодолевая препятствия: обегая кегли, пролезает в обруч и др.;

  • подбрасывает и ловит мяч двумя руками с хлопком (несколько раз);

  • поочередно прикасается большим пальцем к кончикам пальцев той же руки (от мизинца к указательному и обратно);

  • выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов;

  • самостоятельно перестраивается в звенья с опорой на ориентиры;

  • выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе;

  • выполняет движения с речевым и музыкальным сопровождением (по образцу, данному взрослым, самостоятельно);

  • элементарно описывает по вопросам взрослого свое самочувствие, может привлечь внимание взрослого в случае плохого самочувствия, боли и т. д.;

  • самостоятельно и правильно умывается, моет руки, самостоятельно следит за своим внешним видом, соблюдает культуру поведения за столом, самостоятельно одевается и раздевается, ухаживает за вещами личного пользования.

Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группы с ТНР


Коррекционная-развивающая работа.

Речевое развитие.


Ребенок:


  • самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

  • правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;

  • грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения;

  • владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;

  • использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения;

  • объясняет значения знакомых многозначных слов;

  • пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;

  • пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационнообразные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;

  • выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

  • отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;

  • владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой.

  • обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

  • усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

  • употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;

  • умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

  • умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);

  • правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;

  • умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;

  • умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использование подчинительных союзов;

  • составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;

  • умеет составлять творческие рассказы;

  • осуществляет слуховую и слухо-произносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;

  • владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;

  • владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;

  • осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

  • умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;

  • знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;

  • правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

  • воспроизводит слова различной звуко-слоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).


Социально-коммуникативное развитие


Ребенок:


  • владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;

  • выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

  • участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

  • передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;

  • регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т.п.);

  • отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми;

  • использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;

  • переносит ролевые действия в соответствии с содержанием игры на ситуации, тематически близкие знакомой игре;

  • стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.


Познавательное развитие


Ребенок:


  • обладает сформированными представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;

  • использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;

  • выполняет схематические рисунки и зарисовки выполненных построек (по групповому и индивидуальному заданию);

  • самостоятельно анализирует объемные и графические образцы, создает конструкции на основе проведенного анализа;

  • воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;

  • устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

  • демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов;

  • моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей;

  • владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);

  • определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела.

  • определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);

  • использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не;

  • владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора);

  • создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (восемь-десять деталей);


Художественно-эстетическое развитие

Ребенок:


  • стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.);

  • владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т.п.);

  • знает основные цвета и их оттенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок;

  • понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка: семеновская матрешка, дымковская и богородская игрушка);

  • умеет определять замысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание, получившегося продукта деятельности;

  • эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов;

  • проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;

  • имеет элементарные представления о видах искусства; воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор; сопереживает персонажам художественных произведений.


Физическое развитие


Ребенок:


  • выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых;

  • выполняет согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;

  • выполняет разные виды бега;

  • сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;

  • осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;

  • знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;

  • владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

III СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

ВВЕДЕНИЕ

Принципы воспитания и обучения детей с нарушением речи:


  • Структурно-системный принцип,согласно которому речьрассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимально-рационального воздействия одновременно на всю систему, а не последовательно-изолированно на каждый ее элемент. Принцип системного изучения всех психических характеристик конкретного индивидуума лежит в основе концепции Л. С. Выготского о структуре дефекта. Именно эта концепция позволяет системно проанализировать то или иное нарушение и организовать коррекционно-педагогическую работу с учетом структуры речевого дефекта. Наиболее полно этот принцип раскрывается в рамках деятельностной психологии, согласно которой человек всесторонне проявляет себя в процессе деятельности: предметно-манипулятивной, игровой, учебной или трудовой.

  • Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.

  • Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучениидетей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности. С учетом данного принципа происходит объединение детей в малые группы и их обучение.

  • Принцип последовательности реализуется в логическом построениипроцесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному.

В коррекционной работе с детьми (независимо от возраста) выделяются два последовательных этапа (подготовительный и основной), которые согласуются с содержанием педагогического воздействия по всем разделам программы.

На подготовительном этапе формируются общефункциональные механизмы речевой и других видов деятельности (слуховое, зрительное восприятие, внимание и пр.).

На основном этапе предусматривается формирование специфических механизмов речевой деятельности в соответствии образовательными задачами по другим направлениям коррекционно-развивающего процесса (произношение, лексика, грамматический строй и пр.).

  • Принцип коммуникативности. Согласно этому принципу обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. Этот принцип предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий, предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация.

  • Принцип доступности определяет необходимость отбора материала всоответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.

  • Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства личности, как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.


  • Принцип интенсивности предполагает использование на занятияхразличных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр.

  • Принцип сознательности обеспечивает формирование чувства языка иязыковых обобщений.

  • Принцип активности обеспечивает эффективность любойцеленаправленной деятельности.

  • Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения.


Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволяет комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организации.

Каждая ступень «Программы» включает логопедическую работу и работу по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО. В совокупности они позволяют обеспечить коррекционно-образовательную работу с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи комплексно и многоаспектно.

Содержание коррекционно-развивающей работы в образовательных областях сгруппировано по разделам, которые являются сквозными на весь период дошкольного образования и отрабатываются в процессе разнообразных видов деятельности.

Программное содержание обеспечивает организацию и синтез разных видов деятельности, которые помогают ребенку овладевать средствами и способами получения элементарных знаний, дают возможность проявлять самостоятельность, реализовывать позицию субъекта деятельности.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ТНР в основном представляет собой игровую деятельность. Все специалисты, работающие с дошкольниками с ТНР, используют в разных формах организации деятельности детей именно игровой метод как ведущий.

Между разделами программы существуют тесные межпредметные связи, активно используется интеграция логопедической работы и образовательных областей, а также образовательных областей между собой и т. п.


  1. Специфика образовательной деятельности в группах детского сада.


Коррекционная работа направлена:


  • на обеспечение коррекции тяжелых нарушений речи, оказание помощи в освоении программы;

  • освоение детьми программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Ежегодно в каждой группе детском саду проводится диагностика речевого развития детей. Анализ проводимой диагностики позволяет выявить детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Дети с диагнозом общее недоразвитие речи (далее ОНР) посещают общеразвивающие группы. Одной из форм обучения в дошкольном образовательном учреждении для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя и инструктора по физ. воспитанию.


Цель коррекционной работы: формирование речевой коммуникации у детей с ОНР.

Для реализации заявленной цели поставлены задачи:


  1. Развитие неречевых функций, обеспечивающих формирование речевой деятельности у детей с ОНР и ФФНР.

  2. Коррекция произносительной стороны речи.

  3. Формирование фонематического восприятия.

  4. Формирование лексико-грамматического строя речи.

  5. Развитие связной речи.

  6. Подготовка детей 6 лет с ОНР и ФФНР, к обучению в школе.



Структура коррекционной работы


Структура состоит из 4 блоков, в которых раскрываются основные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением речи.


I БЛОК «Диагностический»


Для успешности воспитания и обучения детей с речевой патологией необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.


В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:


  • своевременно выявить детей с речевыми нарушениями;

  • выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с

  • ОНР;

  • определить оптимальный педагогический маршрут;

  • спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

  • оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

  • определить условия воспитания и обучения ребенка;

  • консультировать родителей ребенка.


Одним из основных принципов диагностики нарушенного речевого развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОНР и ФФНР, всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Следовательно, изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.


II БЛОК «Коррекционно - развивающий»


Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи осуществляется на занятиях (подгрупповых и индивидуальных). Занятия проводятся в отдельном, специально оборудованном для этого кабинете. Для эффективной реализации коррекционной работы в распоряжении учителя-логопеда имеются следующие ресурсы: магнитная доска, фланелеграф, настенное зеркало (для индивидуальной и подгрупповой работы по постановке звуков речи), маленькие индивидуальные зеркала на каждого ребенка, детские столы и стулья, рабочий стол, шкафы для пособий и литературы. Кроме этого, кабинет оснащен дидактическим и учебным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной логопедической работы. Основное содержание коррекционно–педагогической работы реализуется посредством включения нескольких направлений, представленных в схеме ниже.


Содержание коррекционно–развивающей работы

Коррекция нарушений и развитие устной речи детей с общим недоразвитием речи

Формирование неречевых навыков и функций

I Этап – подготовительный.

1. Нормализация мышечного тонуса. Развитие общей, мимической и артикуляционной мускулатуры с использованием логопедического массажа.

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата, посредством артикуляционной гимнастики.

3. Нормализация голоса по силе, по высоте, по тембровым характеристикам, работа над интонационной выразительностью речи.

4. Нормализация речевого дыхания.

5. Нормализация просодической стороны речи.

6. Нормализация мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика.

7. Развитие мимики.

II Этап - выработка новых произносительных умений и навыков.

1. Продолжение упражнений первого этапа.

2. Выработка основных артикуляционных укладов.

3. Работа по коррекции нарушений произносительной стороны речи.

4. Уточнение и развитие фонематического слуха.

5. Автоматизация поставленного звука в спонтанной речи.

6. Дифференциация поставленного звука в соотношении с оппозиционными фонемами. III Этап - выработка коммуникативных умений и навыков, формирование навыков самоконтроля.

IV Этап – преодоление общего недоразвития речи.

1. Активизация и расширение словаря. Продолжается закрепление правильного произношения на материале слов различной слоговой структуры с осознанием значения и смысла слов.

2. Коррекция грамматических расстройств. Практическое овладение грамматическим строем языка; выработка навыков и умений грамматического оформления речевого материала: овладение структурой предложений, наиболее часто употребляемых в речи; простого и простого распространенного предложения - уточнение морфологических обобщений, использование в речи продуктивных типов словосочетаний, практическое усвоение синтаксических структур; навыки составления коротких рассказов. Приемы работы: синтаксическое моделирование, конструирование предложений, сочетание практики непосредственного общения и специальных языковых упражнений, направленных на формирование лексико-грамматических обобщений.

V Этап - подготовка детей к обучению в школе. Основными направлениями логопедической работы являются формирование графо-моторных навыков, психологической готовности к обучению, профилактика дисграфических ошибок.

1. Развитие зрительнопространственного восприятия, нагляднообразного мышления и ассоциативного мышления. 2. Развитие изобразительнографических способностей и зрительномоторных координаций. 3. Развитие способности воспринимать и воспроизводить определенную последовательность стимулов. 4. Развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания. 5. Развитие логического мышления. 6. Развитие формообразующих движений. 7. Развитие мелкой моторики кисти рук, графо-моторных навыков.


Содержание работы определяется для каждого ребёнка с ОВЗ, отражается в рамках лексической темы и планируется на каждую неделю.

Дифференциация в работе учителя-логопеда и воспитателей группы


Направление

работы

Работа логопеда

Работа воспитателя

Виды деятельности

Звукопроизношение

Тренировка

артикуляционного

аппарата.

Постановка звуков.

Автоматизация

звуков, дифференциация звуков

Тренировка

артикуляционного

аппарата.

Автоматизация на

этапе постановки

логопедом

звуков в слоге, слове.

Автоматизация

поставленных

логопедом

звуков

по

индивидуальным

рекомендациям.

Выработка регулирующего

самоконтроля.

Дифференциация

поставленных

логопедом звуков.

Речевые гимнастики на

занятиях по развитию речи

Театрализованная

деятельность, сюжетно-

ролевые игры, подвижные

игры с речью, спортивные

игры.

Система поощрений,

активное привлечение

родителей, наблюдение за

самостоятельной

деятельностью детей.

Фонематический

слух

Развитие

слухового

внимания,

слуховой

памяти,

фонематического

восприятия

(восприятие звуков

речи).

Работа

над

звукослоговой

структурой слова.

Обучение звуковому анализу. Обучение чтение.

Развитие слухового внимания, слуховой памяти, фонематического восприятия (восприятие звуков речи). Этапы: 1. Узнавание неречевых звуков. 2. Различение высоты, тембра, силы голоса на материале одинаковых фраз. 3.Различение слов, близких по своему звуковому составу. 4.Дифференциация слогов. 5.Дифференциация фонем. 6.Звуковой анализ. Закрепление навыка чтения.

Экскурсии,

занятия,

режимные

моменты,

утренняя

гимнастика,

коррекционный

час,

подвижные

игры,

физкультурные

занятия,

театрализованная

деятельность,

речевая

гимнастика.

Звукослоговая структура слова

Работа над словами простой и сложной слоговой структуры

Работа над ритмизацией движений: ходьба, упражнения под счет, сочетание ритма с речью. Упражнение в делении слов на слоги.

Утренняя гимнастика, прогулка, подвижные игры, занятия, режимные моменты.

Работа над словарем

Активизация словаря. Рекомендации воспитателям по обогащению словаря.

Обогащение словаря по рекомендациям логопеда согласно лексической теме. Уточнение значений слов.

Наблюдение, экскурсии, эксперименты, рассматривание иллюстраций, занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи.

Грамматический строй речи

Обучение детей правильному употреблению грамматических категорий.

Закрепление употреблений грамматических категорий.

Максимальное использование на занятиях, в режимных моментах, игровой деятельности. Индивидуально в коррекционный час

Связная речь

Обучение связному высказыванию.

Работа по рекомендациям логопеда.

Занятия по развитию речи, режимные моменты, экскурсии, наблюдения. Все виды занятий.

Моторное развитие

Развитие общей и мелкой моторики, графо-моторных навыков.

Работа по рекомендациям логопеда, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя.

Физические упражнения, ежедневная утренняя гимнастика, физминутки, пальчиковые гимнастики, логоритмические упражнения, общеразвивающие упражнения, подвижные игры, спортивные упражнения и спортивные игры, театрализация. Все виды трудовой деятельности. Конструктивная деятельность. Все виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Музыкально – ритмические движения.


III БЛОК «Информационно просветительская работа»

Задачи:


  1. Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, касающимся воспитания и обучения детей с ОВЗ. Для реализации этой задачи организуется работа семинаров, родительских собраний, информационных стендов и др. Информационные мероприятия по данному разделу проводятся в течение учебного года. Ответственные за организацию и проведение: учитель-логопед, педагог-психолог и заместитель директора по ДО.


  1. Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ОНР и ФФНР. Посещение и организация воспитателями и учителем-логопедом семинаров, методических объединений, родительских собраний, консультаций. Кроме этого, учитель-логопед регулярно посещает районные методические объединения и семинары для логопедов, изучает новую методическую литературу в области логопедии, изучает научно – методические журналы «Логопед», «Дефектология». Изучение новых методик и практического опыта педагогов помогает повышать уровень своей компетенции.


IV БЛОК «Консультативная работа»


Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с речевыми нарушениями и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого - педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников.



Основные формы взаимодействия с семьей:

  1. Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.


  1. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте.


  1. Совместная деятельность: привлечение к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных праздников, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.


Основные формы взаимодействия педагогов детского сада:

    1. Индивидуальные, групповые, тематические консультации по вопросам обучения

  • воспитания детей с ОНР и ФФНР в условиях ДОУ.

    1. Разработка и проведение интегрированных занятий с детьми с ОВЗ.

    2. Рекомендации учителя-логопеда по работе с детьми с ТНР.


Ожидаемые конечные результаты реализации программы:


  1. Педагогические - положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы с детьми, выпуск в общеобразовательную школу с чистой речью.

При успешном освоении программы достигается определенный уровень развития интегративных качеств ребенка.

  1. Методические - оснащение логопедического кабинета дидактическим и учебным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной логопедической работы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!