СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптивная рабочая программа 7 вида по курсу "География России. Население и хозяйство"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная работая программа 7 вида по курсу 9 класса "География России. Население и хозяйство" которая отличается от программы 1 типа дополнением - таблицей перечня коррекционной работы с обучающимися и критериями оценивания. 

Просмотр содержимого документа
«Адаптивная рабочая программа 7 вида по курсу "География России. Население и хозяйство"»

Пояснительная записка.


Рабочая программа по географии для учащихся 9 а класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного Стандарта основного общего образования по географии, утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 5 марта 2004 года, с обязательным минимумом содержания образования, с уровнем подготовленности учащихся.

На изучение данного курса отводится 70 часов, по 2 часа в неделю. Изучение курса ведётся по учебнику Дронов В.П., Ром В.Я. «География России: население и хозяйство» М., 2010г.

Планирование преподавания курса географии в 9а классе составлено на основе следующих документов:

  1. Новый закон об образовании / Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”:

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

  4. Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год»

Курс «Население и хозяйство России» является продолжением знакомства учащихся со своей страной.

Цели курса:

  • Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всём её географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования;

  • Овладение умениями ориентироваться на местности, использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач. Самостоятельного приобретения новых знаний;

  • Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимоотношения с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

  • Применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации в условиях проживания на определённой территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Содержание курса состоит из 3 крупных разделов:



Раздел 1 называется «Общий обзор России», где учащиеся знакомятся с населением и его основными характеристиками и межотраслевыми комплексами нашей страны.

Раздел 2 называется «Районы России», где ведётся районирование нашей страны и даётся подробная характеристика каждому экономическому району.

В данном классе всего 18 учащихся, из которых 5 учеников со справками ПМПК. Ученикам этого класса трудно удерживать долгое время внимание и сосредоточенность, логическое мышление развито слабо, плохо развиты навыки пересказа, работы с текстом учебника, географическими картами. Исходя из вышеперечисленного, при составлении программы учитывались психологические особенности детей этого класса. При объяснении новых тем материал дается в сокращенном варианте, обращается внимание на основные факты, их повторение и закрепление. На уроках чаще используются игровые моменты при объяснении и закреплении материала. При проверке домашних заданий также учитываются особенности развития детей коррекционных классов. Задания ориентированы на знания родного края, своей местности. Коррекционная работа направлена на развитие зрительной памяти и внимания, словесно-логического мышления, моторики кистей и пальцев, мыслительных операций на сравнение и сопоставление, нарушений речи, нарушений слухового внимания и памяти. Большое внимание уделяется на работу по контурным картам, атласам и настенным картам. Выполняются работы по описанию географического объекта по определённому плану и пересказ выполненной работы. Ведётся заполнение сравнительных таблиц и выполняется анализ данной работы. Учащиеся готовят доклады и небольшие проекты. Работа в малых группах придаёт учащимся уверенность и поддержку со стороны одноклассников и друзей. Для Альберта необходима работа с выполнением логических задач, составлением логических цепочек. Бэргэн должен чаще выполнять работу у настенной карты, находить географические объекты и давать им сравнение. Дьулусу, Васе и Косте необходимо развивать речь, поэтому им необходимо готовить доклады и выступать перед классом или малой группой, слабо владеют умениями работы с контурной картой. Им необходимо чаще выполнять письменные задания с использованием карандаша и контурной карты.





















Планирование коррекционной работы по географии в 9 классе




Основные темы программы


Количество часов по теме


Коррекционная работа


1


Введение.

Географическое положение России.


4 часа.


  1. Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

  2. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

  3. Коррекция осмысленного восприятия географических карт (сравнение и соотнесение физической карты и контурной карты).

  4. Развитие умения заносить информацию в контурную карту самостоятельно или с незначительной помощью учителя.

  5. Развитие умения соотносить и находить объекты административной и контурной карты.

  6. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.

  7. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.

  8. Коррекция восприятия времени.

  9. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

2


Население России и новых независимых государств.


7 часов.


  1. Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.

  2. Коррекция пространственной ориентировки.

  3. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез.

  4. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.

  5. Коррекция и развитие точности, осмысленности восприятия, процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.

  6. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.

  7. Коррекция и развитие умения работать в группе.

3


Экономика Российской Федерации.


4 часа.


  1. Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

  2. Развитие способности обобщать и делать выводы.

  3. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

  4. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

  5. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

  6. Коррекция внимания (объем и переключение).


4


Важнейшие МОК России и их география.


23 часа.


  1. Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

  2. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

  3. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

  4. Коррекция пространственной ориентировки.

  5. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

  6. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).

  7. Коррекция и развитие умения работать в группе.

  8. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.

  9. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.

  10. Коррекция восприятия времени.

  11. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

  12. Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.


5


Западный макрорайон – Европейская Россия.


14 часов.


  1. Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.

  2. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

  3. Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.

  4. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

  5. Коррекция устойчивости внимания.

  6. Коррекция внимания (объем и переключение).

  7. Коррекция зрительного и слухового восприятия.

  8. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

  9. Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.

  10. Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря

6

Восточный макрорегион – Азиатская Россия.


5 часов.

  1. Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

  2. Развитие способности обобщать и делать выводы.

  3. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

  4. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

  5. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.














Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса


Знать/понимать

  • Основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • Географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • Географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении различных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • Специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности её природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных и техногенных явлений.

Уметь

  • Выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления;

  • Определять на местности, плане и карте расстояния, направления и высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  • Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Ориентирования на местности и проведения съёмок её участков; чтения карт различного содержания;

  • Учёта фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • Наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • Проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников; картографических, статистических, геоинформационных.



Контроль учащихся осуществляется через практические работы, проверочные и самостоятельные работы, работа с картой, тестовые задания, заполнение контурных карт, защита проектов.
































Тема урока

Тип урока

Форма урока

Информационное обеспечение, средства обучения

Дата

Д/з

Что изучает география населения и хозяйства России.

Урок изучения нового материала

Беседа

карта России

01.09


Географическое положение России. ЭГП и транспортно – географическое положение


Практикум

п/р № 1. Обозначение на к/карте объектов, характеризующих географическое положение России.

Административная карта России

05.09

Правописание морей

Политико – административное устройство России

Практикум

п/р № 2. Обозначение на к/карте республик, автономных округов, автономных областей, входящих в состав РФ.

Административная карта России

08.09


Исторические особенности заселения и освоения территории России


Практикум

п/р № 3. Составление аннотации к какому – либо источнику по истории освоения территории России

Атлас, книги, журналы, энциклопедии

12.09


Численность и естественный прирост населения.

Практикум

п/р № 4. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны.

Тематическая карта России, стат данные

15.09


РФ – многонациональная страна.



Практикум

п/р № 5. Определение крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с национально – территориальным и политико – административным устройством России

карта России "Народы" и административная

19.09

Правописание слов

Миграции населения. Расселение населения.


комбинированный

Рассказ с демонстрацией медиафайлов.

Индивидуальное задание

22.09


Городское и сельское население. Расселение населения.



Практикум

п/р № 6. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны. Выявление закономерностей.



карта России

26.09


Города и агломерации России.



Урок актуализации знаний и умений

Рассказ с демонстрацией медиафайлов.

карта России "Плотность населения"

29.09

Правописание слов

Рынок труда, занятость населения России.


комбинированный

Рассказ описание "Профессии моей семьи"

Индивидуальное задание

03.10


Что такое народное хозяйство?




Практикум

п/р № 7. Анализ экономических карт России, сбор информации об источниках данных о хозяйстве России.


карта России

06.10


Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России.

комбинированный

Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме

карта России

10.10


Структура экономики России. Проблемы ресурсной основы экономики России.

комбинированный

Беседа

карта России и СССР

20.10


Цикличность развития хозяйства России.

комбинированный

Беседа

карта России

24.10


Факторы размещения предприятий МОК

Урок актуализации знаний и умений

Игра "Что надо?"

Таблица

27.10


Научный комплекс – вершина экономики страны.

комбинированный

Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме

карта России

31.10


Машиностроительный комплекс.

комбинированный

Рассказ с демонстрацией медиафайлов.

карта России, таблица

03.11


18

Факторы размещения машиностроения.

комбинированный

Беседа с практическими заданиями.

карта России

07.11


9

География машиностроения.

комбинированный

Дидактические задания по теме.

карта России

10.11


20

Военно-промышленный комплекс

комбинированный

Рассказ с демонстрацией медиафайлов.

карта России

14.11


21

ТЭК: нефтяная и газовая промышленность.



Практикум

п/р № 8. Определение топливно – энергетического баланса России.

карта России

17.11


22

Угольная промышленность. Проблемы топливной промышленности

Практикум

п/р № 9. Составление характеристики одного угольного бассейна, металлургической базы по картам и стат.данным.

карта России

21.11


23

Типы электростанций

комбинированный

Беседа с практическими заданиями.

карта России

28.11


24

Электроэнергетика

комбинированный

Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме

карта России

01.12


25

Зачетный урок по теме «ТЭК»

комбинированный

Проверочная работа

карта России

05.12


26

Металлургический комплекс.


Практикум

п/р № 10. Определение по картам атласа факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.

карта России

08.12


27

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса.

комбинированный

Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме

карта России

12.12


28

Черная металлургия

комбинированный

Просмотр видеофильма

карта России

15.12


29

Цветная металлургия

комбинированный

Беседа с практическими заданиями.

карта России

19.12


30

Химико-лесной комплекс.



Практикум

п/р № 11.Определение по картам атласа факторов размещения предприятий химической и лесной промышленности

карта России

22.12


31

Минеральные удобрения.

комбинированный

Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме

карта России

26.12


32

Лесная промышленность

комбинированный

Дидактические задания по теме.

карта России

29.12


33

Агропромышленный комплекс. Растениеводство.



Практикум

п/р № 12. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

карта России

09.01


34

Пищевая и легкая промышленность.

комбинированный

Дидактические задания по теме.

карта России

12.01


35

Земледелие и животноводство. Зональная специализация.

комбинированный

Рассказ с демонстрацией медиафайлов.

карта России

16.01


36

Транспорт России. Сухопутный транспорт

комбинированный

Беседа с практическими заданиями.

карта России

19.01


37

Водный, авиационный и трубопроводный транспорт. Транспортные узлы

комбинированный

Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме

карта России

23.01


38

Связь.

комбинированный

Дидактические задания по теме.

карта России

26.01


39

Сфера обслуживания.

комбинированный

Беседа с практическими заданиями.

карта России

30.01


40

Обобщающий урок по теме «Межотраслевые комплексы»


Самостоятельная работа

карта России

02.02


41

Районирование территории России


комбинированный

Дидактические задания по теме.

карта России

06.02


42

Западный макрорегион – европейская Россия

комбинированный


карта России

09.02


43

Центральная Россия. ЭГП.


Практикум

п/р № 13. Характеристика ЭГП Центральной России по плану

карта России

13.02


44

Население и хозяйство Центрального района.

комбинированный

Дидактические задания по теме.

карта России

16.02


45

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.

комбинированный

Рассказ с демонстрацией медиафайлов.

карта России

20.02


46

Волго – вятский и Центрально – Черноземный районы.

комбинированный

Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме

карта России

27.02


47

Северо-запад

комбинированный

Рассказ с демонстрацией медиафайлов.

карта России

02.03


48

Санкт – Петербург – северная столица

комбинированный

Рассказ с демонстрацией медиафайлов.

карта России

06.03


49

Европейский Север. Природа. Народы.


Урок изучения нового материала

комбинированный

Беседа с практическими заданиями.

карта России

09.03


50

Хозяйство Европейского Севера.

комбинированный

Дидактические задания по теме.

карта России

13.03


51

Европейский Юг.


Практикум

п/р № 14. Определение по картам и статистическим данным отраслей специализации Юга.

карта России

16.03


52

Население и хозяйство Северного Кавказа

комбинированный

Рассказ с демонстрацией медиафайлов.

карта России

20.03


53

Поволжье. Природные условия и ресурсы.

комбинированный

Дидактические задания по теме.

карта России

23.03


54

Население и хозяйство Поволжья.

комбинированный

Беседа с практическими заданиями.

карта России

27.03


55

Урал

комбинированный

Рассказ с демонстрацией медиафайлов.

карта России

30.03


56

Население и хозяйство района.

комбинированный

Беседа с моделированием объектов и ситуаций.

карта России

03.04


57

Экономические районы Западного макрорегиона.

комбинированный

Самостоятельная работа

карта России

06.04


58

Восточный макрорегион – азиатская Россия.


Беседа с практическими заданиями.

карта России

17.04


59

Западная Сибирь.



Практикум

п/р № 15. Составление характеристики нефтяного или газового комплекса региона.


Практикум.

карта России

20.04


60

Восточная Сибирь.



Практикум

п/р № 16. Сравнительная характеристика Западно – Сибирского и Восточно – Сибирского регионов.

карта России

24.04


61

Дальний Восток. Особенности развития.



комбинированный

Рассказ с демонстрацией медиафайлов.

карта России

27.04


62

Место Якутии в ДВФО

комбинированный

Беседа с практическими заданиями.

карта России

04.05


63

Экономические районы России


Урок повторения и обобщения

Обобщения знаний

Беседа

карта России

11.05


64

Самостоятельная работа

карта России

15.05


65

География России.


Урок повторения и обобщения

Обобщения знаний

Беседа

карта России

18.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!