СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптивнная рабочая программа для детей с УО 9 класс Русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптивная абочая программа по русскому языку для обучающихся 9 класса с УО на дому. Программа расчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год

Просмотр содержимого документа
«Адаптивнная рабочая программа для детей с УО 9 класс Русский язык»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа основного общего образования для детей с умственной отсталостью (далее – АРП ООО УО) разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

  • Закон Российской Федерации (далее РФ) «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;

  • Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении

федеральной адаптированной образовательной программы основного общего

образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;


  • АООП ООО УО ГБОУ СОШ №37 (Приказ №___ от 31.08.2023)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение русскому языку в 9 классе носит коррекционную и практическую направленность. Программа в 9 классе способствует умственному развитию обучающихся, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.

Звуки и буквы. В 9 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. В 9 классе продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.— обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Части речи изучаются в том объёме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в 13 программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у обучающихся навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Продолжается работа по обучению деловому письму.

Основными видами работы обучающихся в 9 классе являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, предупредительные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения.


Цели изучения предмета РУССКИЙ ЯЗЫК

Данная адаптированная рабочая программа обеспечивает дифференцированный подход к обучающимся детям по программе специально-коррекционных классов и направлена на достижение следующих целей:

  • Изучение учебного предмета "Русский язык" в 9 классе имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности;

  • ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;

  • использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

  • развитие положительных качеств и свойств личности.

  • активизация познавательной деятельности обучающихся;

  • повышение уровня их умственного развития;

  • воспитание гражданских качеств и патриотических чувств обучающихся;

  • развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы педагогического работника, спрашивать обучающихся о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.


МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


На изучение учебного предмета «Русский язык» отводится:

9 класс – 3 часа в неделю, 102 часа в год;


1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностные

− сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

− владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;

− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

− развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

− сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

− сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

− способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

− проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные

Минимальный уровень:

− знать отличительные грамматические признаки основных частей слова;

− производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя; − образовывать слова с новым значением с опорой на образец (с помощью учителя);

− иметь представления о грамматических разрядах слов;

− различать части речи по вопросу и значению;

− использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;

− составлять различные конструкции предложений (с опорой на представленный образец); − устанавливать смысловые связи в словосочетании по образцу, вопросам учителя;

− находить главные и второстепенные члены предложения без деления на виды (с помощью учителя);

− уметь находить в тексте однородные члены предложения; − различать предложения, разные по интонации;

− находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с помощью учителя); − участвовать в обсуждении фактического материала высказывания необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;

− уметь выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме текста; − уметь оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный образец;

− уметь писать небольшие по объему изложения повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;

− уметь составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.


Достаточный уровень:

− знать значимые части слова и уметь их дифференцировать по существенным признакам;

− уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем;

− уметь образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;

− уметь дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам;

− уметь определять некоторые грамматические признаки изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;

− находить орфографические трудности в слове и решать орографические задачи (под руководством учителя);

− уметь пользоваться орфографическим словарем для уточнения написания слова; − уметь составлять простые распространенные предложения по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.; − уметь устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;

− находить главные и второстепенные члены предложения с использованием опорных схем; − составлять предложения с однородными членами с опорой на образец;

− составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец; − различать предложения (с помощью учителя) различные по цели высказывания;

− отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы текста;

− отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);

− выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;

− оформлять изученные виды деловых бумаг;

− писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);

− писать сочинения-повествования с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).







Тематическое планирование

2023-2024

УО с РАС

РУССКИЙ ЯЗЫК

№ п/п

Наименование разделов и тем программы


Количество часов


Электронные

(цифровые)

образовательные

ресурсы


Всего

Контрольные

работы


Практические

работы


1

Повторение пройденного в 5-8 классах. Предложение. Текст





2

Состав слова. Текст





Части речи






3

Имя существительное





4

Имя прилагательное





5

Местоимение.





6

Глагол





7

Наречие





8

Имя числительное





9

Повторение






Итого :







Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» в 9 классе

Оценка личностных результатов

предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

− 1 балл - минимальная динамика;

− 2 балла - удовлетворительная динамика;

− 3 балла - значительная динамика.

Критерии оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий.

При оценке предметных результатов обучающегося учитывается уровень самостоятельности и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов:

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

оценка «5» ставится за работу без ошибок;

оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками;

оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками; − оценка «2» - не ставится.

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройдённые правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки две однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами.

Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Оценка «2» - не ставится

При оценке творческих заданий следует руководствоваться следующими нормами.

Оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.

Оценка «2» - не ставится

















Контрольно - измерительные материалы

Тема: Повторение

Дата проведения: 13.09.2023 г.

Время проведения: 40 минут.

Форма проведения: списывание с грамматическим заданием.

Цель: проверить умения списывать; применять теоретические знания при работе с языковым материалом; выделять главные члены предложения

Русский лес

Красив русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне листвы выделяются пурпурные пятна кленов и осин. В русском лесу нет дерева красивее клена.

Клен растет рядом с могучим дубом, кудрявой березой, трепетной осиной.

Тихо в печальном осеннем лесу. Шелестит под ногами сухая листва. Медленно кружатся и падают с берез легкие желтые листья. Что-то грустное и печальное слышится и видится в опустевшем лесу.

Не хочется уходить из леса и прощаться с золотыми осенними днями. (76 слов).


Грамматическое задание:

1. Найти и выписать предложение с однородными членами, разобрать по членам предложения.

2. Разобрать по составу слова: ОСЕННИЕ, ГРУСТНОЕ.


Проверочная работа по теме «Состав слова. Текст» Диктант


Дата проведения: 04.10.2023

Время проведения: 40 минут.

Форма проведения: диктант с грамматическими заданиями.

Цель: проверить умения писать под диктовку; применять правила правописания; умение подбирать однокоренные слова, слова, образованные с помощью приставок, разбирать слова по составу.


Польза леса

Лес приносит людям большую пользу. Весной на полях зеленеют всходы хлебов. А в лесу еще лежит снег. Здесь он тает медленно. Вода просачивается на поля. Лес задерживает ветры и сухие бури.

В лесах живут разные птицы и звери. Тут их дом и корм. Много радости приносит лес человеку. Красив лес и весной, и летом, и зимой. Прекрасен он и тихим осенним днем.

Берегите лес! (77 слов).

Грамматическое задание:

1. Разобрать слова по составу.

1-й вариант: ПЕРЕЛЕТНЫЕ - .

2-й вариант: ПОБЕЛКА - , ПРИНОСИТ - .

2. Данное предложение разобрать по членам предложения, составить схему: В лесах живут разные птицы и звери.

3. К слову ЛЕС подобрать однокоренные слова.



Проверочная работа по теме «Имя существительное»

Диктант


Дата проведения: 13.11.2023 г.

Время проведения: 40 минут.

Форма проведения: диктант с грамматическим заданием.

Цель: проверить умения писать под диктовку; применять правила правописания; выделять изученные орфограммы, грамматическую основу предложения; умение определять число и падеж существительных.


Признаки ноября.

Наступил ноябрь. Небо стало холодным и хмурым. Вдруг появились и низко над землей проплывают мрачные облака. Тянет холодом. Сильный порыв ветра пригнул к земле тонкие стебли травы и сорвал последние листья. Покружилась легкая листва в воздухе и легла на землю. Ночью среди деревьев слышится шорох. Это идет мелкий неторопливый дождь.

Идет полоса ненастья. Не слышатся песни птиц. Спрятались ящерицы, лягушки и жабы. Уснул колючий еж. Готовит себе на зиму берлогу медведь.

Все приготовились к приходу зимы. (80 слов).


Грамматическое задание:

1. Разобрать существительные как части речи.

1-й вариант: ХОЛОДОМ - , К ЗЕМЛЕ - .

2-й вариант: НА ЗИМУ - , К ПРИХОДУ - . .

2. Данное предложение разобрать по членам предложения: Покружилась легкая листва в воздухе и легла на землю.

3. К слову ночь подобрать однокоренные слова.







Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

Списывание.


Дата проведения: 13.12.2023

Время проведения: 40 минут.

Форма проведения: диктант с грамматическим заданием.

Цель: проверить умения писать под диктовку; применять правила правописания; выделять изученные орфограммы, грамматическую основу предложения; умение определять число и падеж существительных.


Вороны

На ветке берёзки сидят две вороны. Они следят за своим воронёнком. Птенец ходит по дорожке и по травке. В этом возрасте воронята ещё не готовы к полётам. Родителям надо оберегать птенчиков. С карканьем перелетают они от ветки к ветке. Они готовы к обороне и к атакам. Поэтому в июне нельзя близко подходить к вороньим семьям! Вот ворона подаёт сигнал опасности. По тропинке бежит собака. Вороны кружат над собакой. Они гонят её криками и стараются ударить клювом. Собака спасается бегством. (79 слов)


Грамматическое задание:

1. В 1-м предложении у всех имен существительных определить падеж.

2. Предпоследнее предложение разобрать по членам предложения.

3. Разобрать по составу слова: ВОРОНЯТА, ПЕРЕЛЕТАЮТ.



Проверочная работа по теме «Местоимение». Диктант.


Дата проведения: 27.12.2023

Время проведения: 40 минут.

Форма проведения: диктант с грамматическим заданием.

Цель: проверить умения писать под диктовку с соблюдением правил орфографии; определять лицо, число и падеж местоимений; выделять главные члены предложения.

Русская зима

Хороши русские снежные зимы! Сверкают на солнце снежные сугробы. Деревья стоят, словно в сказке.

Раздолье птицам в лесу зимой! Вот стайка веселых клестов с приятным свистом расселась на ветвях ели. Они ловко теребят тяжелые шишки и добывают из них семена. Вдруг на скрипучем дереве постучал дятел. Пестрым платочком с шишкой в клюве он перелетел на другое дерево.

У птиц свои заботы. Им хорошо в лесу. (76 слов)



Грамматическое задание:

1. Выписать из текста местоимения.

2. Разобрать следующие местоимения как часть речи: ОН, НАС, НАМ, ОНА.

3. Данное предложение разобрать по членам предложения, указать части речи: Они ловко теребят тяжелые шишки и добывают из них семена.



Проверочная работа по теме «Глагол». Списывание

Дата проведения: 14.02.4 г.

Время проведения: 40 минут.

Форма проведения: диктант с грамматическим заданием.

Цель: проверить умения писать под диктовку с соблюдением правил орфографии; правописания частицы не с глаголами; определять лицо, число и время глаголов


Весна

Весна вступает в свои права. Она гонит мороз и вьюгу. Снег тает. Зима спорит с весенней погодой, дует холодом, сыплет снегом, морозит изо всех сил. Но весна рушит все крепостные стены зимы. Она растопит любой снег и одолеет любой холод. Наконец зима просит пощады и уходит, почти убегает. Семь месяцев пробудет она далеко и никого не обидит в наших краях. Вот из земли вылезает первая травка. Выходит на свет ранний цветок - подснежник. К нашей радости возвращается с юга стая грачей. (80 слов)


Грамматическое задание:

1. Обозначить окончания и определить спряжение глаголов: ВСТУПАЕТ, ГОНИТ, СПОРИТ, ДУЕТ, РУШИТ, ПРОСИТ, УХОДИТ, УБЕГАЕТ.

2. Третье предложение разобрать по членам предложения, составить схему.

3. Определить время, лицо и число глагола ПРОБУДЕТ.


Проверочная работа по теме «Наречие»

Диктант


Дата проведения: 13.03.2024 г.

Время проведения: 40 минут.

Форма проведения: диктант с грамматическим заданием.

Цель: проверить умения писать под диктовку с соблюдением правил орфографии; правописания наречий.




Встреча с прекрасным

Я давно мечтал о встрече с журавлями. Однажды в поле я увидел их. Сначала бесшумно пролетели два журавля-разведчика. Затем показался целый косяк величественных птиц. Спереди и сзади от себя я услышал их спокойное курлыканье. Над полем слегка шумели могучие крылья. Вдруг один из журавлей издал сильный и протяжный звук. Его одновременно подхватили несколько птиц. Издалека им ответили трубными звуками другие журавли. Большие птицы стая за стаей дружно летели к полю. Они гордо проплывали в небесной синеве, слов­но парусники в море. Так произошла прекрасная встреча с журавлями. (85 слов)


Задание:

  1. Найти и подчеркнуть в тексте все наречия.

  1. Разобрать по составу слова: РАДОСТНАЯ, ВЕТЕРОК.

  1. Третье предложение разобрать по членам предложения.

  2. К данным наречиям подобрать противоположные по смыслу наречия: МЕДЛЕННО, ТИХО, РАДОСТНО.


Проверочная работа по теме «Числительное»

Списывание


Дата проведения: 17.04.2024 г.

Время проведения: 40 минут.

Форма проведения: диктант с грамматическим заданием.

Цель: проверить умения писать под диктовку с соблюдением правил орфографии; правописания наречий.


М.В. Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов — замечательный русский учёный. Его отец был крестьянином. Он занимался земледелием и рыбной ловлей. Очень рано у Миши появилось желание учиться. Когда ему было десять лет, он научился грамоте. В пятнадцать лет Миша начал самостоятельно изучать грамматику и арифметику. В девятнадцать лет Ломоносов отпра­вился учиться в Москву. Трудно было Ломоносову. Часто он голодал. Но трудолюбие и способности по­могли ему побороть все трудности. Ломоносов стал великим учёным. Умер он пятидесяти четырёх лет. Ломоносов много сделал для развития русской науки. (80 слов.)

Грамматическое задание:

  1. Найти и подчеркнуть в тексте имена числительные.

  1. Выписать из текста слова с корнем ТРУД- .

  1. Последнее предложение разобрать по членам предложения. Указать части речи.




Итоговая проверочная работа. Диктант.


Дата проведения: 24.05.2022

Время проведения: 40 минут.

Форма проведения: диктант с грамматическим заданием.

Цель: проверить умения обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова на основе изученных правил; умения находить в тексте главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, находить сложные предложения, разбирать по составу слова.


Чудесный май

Майскую весну торжественно встречают залпы гроз и щедрые тёплые ливни. Чудесная погода стоит в этом месяце. После грозового дождя ярче сияет солнце. На голубом небе расцветает радуга. Первые листочки на сирени, берёзе, тополе сверкают, переливаются на солнышке. Войдите в майский лес. Он весь в зелёном убранстве. С раннего утра до позднего вечера распевает пернатое царство. Ты подходишь к ручью, видишь, как он торопливо прокладывает себе дорогу. Воздух наполнен могучим запахом весны. Ты его узнаешь и в городе среди других запахов. (81 слово.)



Задание:

  1. Выписать из текста сложное предложение, найти главные члены предложения, составить схему.

  1. Разобрать по составу слова: ГРОЗОВОГО, ЛИСТОЧКИ.

  1. К слову ЧУДЕСНАЯ подобрать близкое по значению слово.








6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!