СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адддддддддддддддддаооооооооооо

Нажмите, чтобы узнать подробности

нб₽шшщллллллллдждыаааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааалдддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддд

Просмотр содержимого документа
«Адддддддддддддддддаооооооооооо»










ББК 74.3 М64

Миронова Н.М.

У164 Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспек­ты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с рече­выми нарушениями / Н.М. Миронова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 48 с.

18ВЫ 978-5-296-00788-9

Данное пособие в сочетании с тремя альбомами по раз­витию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН и ОНР поможет логопеду спланировать работу и провести фронтальные и индивиду­альные занятия в старшей и подготовительной к школе ло­гопедических группах.

Пособие адресовано логопедам и воспитателям логопеди­ческих групп.

© .Миронова Н.М., 2007

© Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007


ВВЕДЕНИЕ

У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмеча­ется несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду. Чем раньше начата логопедическая работа по коррекции и развитию фо­нематического слуха, тем успешней будет идти общее рече­вое развитие ребенка.

Работе по преодолению фонетико-фонематического не­доразвития должно предшествовать тщательное логопеди­ческое обследование детей и различные подготовительные упражнения, предполагающие:

а) развитие слухового восприятия неречевых звуков и свя­занного с ним ассоциативного мышления;

б) формирование навыков воспроизведения неречевых зву­ков, слов-звукоподражаний.

Данное логопедическое пособие входит в комплект, состо­ящий из методических рекомендаций, конспектов занятий и трех альбомов (для детей старшей и подготовительной к школе групп), и является результатом многолетней практи­ческой работы по развитию слухового внимания и фонемати­ческого восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН и ОНР. Материалы пособия можно использовать как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.

Упражнения, предлагаемые в альбомах, одновременно с закреплением правильного звукопроизношения, уточне­нием и обогащением словаря, развитием грамматического строя речи постепенно, от простого к сложному, помогут развить фонематическое восприятие малыша. На занятиях ребенку предлагаются различные занимательные игровые ситуации, которые побуждают его рассуждать, анализиро­вать, сравнивать, делать самостоятельные выводы.

Представленный в альбомах материал представляет со­бой контурные или пунктирные изображения предметов на изучаемые звуки, что дает ребенку возможность обводить и раскрашивать рисунки. Каждая страница на глазах ребен­ка преображается, становится красочной, яркой. Это вызы­вает у него чувство радости, удовлетворения своей работой. Наряду с этим задания типа «обведи», «выполни штрихов­ку», «дорисуй», «впиши», «раскрась» направлены на разви­тие зрительных функций, мелкой моторики пальцев рук, координации глаза и руки малыша.

Содержание практических заданий альбомов предпола­гает развитие у ребенка с речевыми нарушениями умений:

- воспринимать изучаемую фонему;

- узнавать, сравнивать длинные и короткие по звучанию слова;

- определять место изучаемого звука в слове;

- интонировать звук в собственной речи;

- определять ударный слог и интонировать его в слове;

- удерживать ритмический рисунок слова;

- определять на слух слог с изучаемым звуком;

- исключать слова, которые не содержат изучаемой фоне­мы;

- дифференцировать слова с оппозиционными (по твердо­сти-мягкости, глухости-звонкости) фонемами. Первый альбом, предполагающий изучение отдельных

фонем, разработан с учетом возможностей детей старшей логопедической группы. Работа с данным альбомом начи­нается на этапе закрепления изучаемых звуков в слове.

Второй альбом предназначен для работы с детьми подго­товительной к школе группы. Одним из основных направле­ний логопедической работы является дифференциация оппо­зиционных фонем по твердости-мягкости. Занятия второго альбома направлены на коррекцию недостатков фонемати­ческого восприятия и дальнейшее его совершенствование, а также на развитие звукового анализа и синтеза.

При сравнении согласных оппозиционных фонем по твердости-мягкости логопед обращает внимание детей на дополнительный подъем спинки языка при произнесении мягких согласных звуков.

Задания третьего альбома направлены на дальнейшее развитие у ребенка подготовительной к школе группы слу­хового внимания, отработку правильного произношения оппозиционных по глухости-звонкости фонем на уровне звука, слога и слова, на формирование умения различать эти звуки в речи.

При сопоставлении согласных звуков по глухости-звон­кости логопед обращает внимание детей на участие голоса. Обычно наличие или отсутствие голоса при произнесении звука проверяется прикладыванием ладони к горлу. Карто­чка с изображением колокольчика указывает на то, что го­лос участвует в образовании звука. Значит, изучаемый звук звонкий. Пустая карточка, без колокольчика, указывает на то, что изучаемый звук глухой.

После работы с каждой парой звонких и глухих соглас­ных на уровне звука и слога дети учатся различать эти фоне­мы в словах-паронимах (в словах, одинаковых по звучанию, но различных по значению). Работа по дифференциации оп­позиционных звуков в словах-паронимах способствует со­вершенствованию фонематического слуха и фонематичес­кого восприятия, предупреждению в дальнейшем в школе дисграфических ошибок.

Предлагаемые в альбомах упражнения дети выполняют на занятиях с помощью логопеда. Предлагаемая последова­тельность заданий способствует переключению внимания ребенка на занятии, что создает условия для реализации охранительного режима обучения.

Ниже предлагаются конспекты занятий, рассчитанные на два года обучения детей (в старшей и подготовительной к школе группах).








ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Занятие 1. ЗВУК И БУКВА «А»

Задания:

1. Посмотрите на рисунок. Что случилось с девочкой? Ка­кой звук произносит она? Как вы догадались?

2. При произнесении звука А губы рисуют большой кру­жок. Закрасьте кружок красным цветом.

3. Обведите большую и маленькую буквы А по точкам. Про­пишите строчки букв А.

Посмотрите, в ямке на волнистой дорожке живет низкий звук А, а на горке высокий звук А. Логопед произносит на одном выдохе то высоким, то низким голосом звук А, а дети должны найти и показать пальчиком место на волнистой дорожке (ямку или горку) в соответствии с высотой звучания звука А. 5. А теперь попробуйте сами, произнося звук А и меняя вы­соту голоса, пройти указательным пальчиком по дорожке. (Логопед следит за тем, чтобы дети, проводя пальцем по дорожке, на одном выдохе меняли высоту голоса.)


Занятие 2. ЗВУК И БУКВА «У»

Задания:

1. Рассмотрите картинку. Какой звук произносит маль­чик? Как вы догадались? Что (кто) еще может издавать такой звук?

2. При произнесении звука У губы рисуют маленький кру­жок. Закрасьте маленький кружок красным цветом.

* Работа ведется по альбому Н.М. Мироновой «Развиваем фо­нематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями» (М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007). Помимо предлагаемых в альбо­ме упражнений логопед может на каждую тему предлагать детям дополнительные задания (на свое усмотрение) и использовать картинный материал.

3. Обведите карандашом букву У по точкам. Пропишите строчки букв У. Подчеркните букву У в ряду гласных букв.

4. Посмотрите на изображения самолетов. Как вы думаете, какой самолет летит ближе к вам? А какой - дальше от вас? Почему вы так решили?

5. Догадайтесь, гул какого самолета звучит громко, вот так. (Логопед произносит звук У громким голосом. Дети: «Большого самолета».) А гул какого самолета зву­чит тихо? (Логопед произносит звук У тихим голосом. Дети: «Маленького самолета».) Как вы догадались?

6. А теперь сами пропойте песенку большого самолета; ма­ленького самолета. (Логопед следит за тем, чтобы при показе на соответствующий рисунок и произнесении звука У дети изменяли силу голоса.)

Логопед предлагает кому-то из детей загадать, а осталь­ным детям отгадать, гул какого самолета звучит. (Ребе­нок произносит звук У, меняя силу голоса, дети пока­зывают на соответствующий самолет.)

7. А теперь возьмите карандаш. Проводите карандашом по дорожкам и пойте песенки самолетов. (Логопед следит за тем, чтобы дети произносили звук У на одном выдо­хе и с разной силой голоса.)

Занятие 3. ЗВУКИ И БУКВЫ «А - У»

Задания:

1. Рассмотрите картинки. (Апельсин, аист, утюг, акула, улитка, утка, арбуз, антенна, ананас, уши, иголка, ос­лик.) Повторите за мной также (логопед называет сло­во, интонационно выделяя первый гласный звук, и про­сит детей повторить отраженно).

2. Назовите буквы и обведите их красным карандашом.

3. Буква А дружит с картинками, название которых начи­нается со звука А. Найдите эти картинки и соедините их линиями с буквой А. Буква У дружит с картинками, название которых начинается со звука У. Найдите эти картинки и соедините их линиями с буквой У. Какие картинки вы соединили с буквой А? С буквой У? Поче­му? Какая картинка осталась? (Ослик.) Почему? 4. Послушайте загадки. Отгадайте их и найдите соответс­твующие картинки.

Сам алый сахарный, Сер, да не волк.

Кафтан зеленый Длинноух, а не заяц.

Бархатный. С копытами, а не лошадь.

Арбуз (народн. творчество) Осел (народн. творчество)


Спешить домой я не спешу, Он с оранжевою кожей,

Зачем спешить мне по-пустому, Что на солнышко похожа.

Свой дом я на себе ношу, А под кожей дольки,

И потому всегда я дома. Посчитаем, сколько?

Улитка (А.В. Соболева) Апельсин (Т.А.. Шорыгина)


Гнезда вьет он где повыше - По одежде он плывет,

На столбе, в ветвях, на крыше. Как горячий пароход.

Ест лягушек, что попались, Стало все белье на диво

С клювом длинным белый... Очень гладким и красивым!

Аист (В.Ф. Талызин) Для белья надежный друг

Электрический... Утюг (К.П. Нефедова)


С хвостом, зубами, а не волк. Пестрая крякуша

В морской охоте знает толк. Ловит лягушек.

Акула Утка (народн. творчество)

День и ночь стоит на крыше Далеко, на юге где-то

Этот чудо-постовой: Он растет зимой и летом.

Все увидит и услышит, Удивил собою нас

Всем поделится со мной. Толстокожий ...

Антенна Ананас (Е. Савельева)


Трусливому зайке помогут услышать

разные звуки боль­шие и длинные... (уши)


5. Раскрасьте буквы красным карандашом, а картинки -цветными карандашами. Какая загадка вам понрави­лась больше всего? Выучите ее.



Занятие 6. ЗВУК И БУКВА «О»

Задания:

1. Рассмотрите картинку. Что случилось с девочкой? (У нее заболел зуб.) Как вы думаете, какой звук она произ­носит? (О.) Как вы догадались? Когда еще произносят звук О? (При удивлении, испуге,радости.) Произнесите звук О так: с удивлением; испугом; радостно. (Логопед следит за интонацией и мимикой каждого ребенка.)

2. При произнесении звука О губы рисуют овал. Закрасьте овал красным цветом.

3. Найдите букву О в ряду гласных букв. Подчеркните ее.

4. Обведите карандашом букву О по точкам. Пропишите строчки букв О.

5. Посмотрите на картинки и назовите их, выделяя голо­сом звук О в каждом слове. (Окуни, окна, осень, кот.) Какой звук в словах вы произносили громче всего? (О.) Отхлопайте слова и посчитайте количество хлопков (слогов) в каждом слове.

6. Игра «Новоселье». Поселите слова в соответствующие домики-полоски, состоящие из одной, двух и трех частей (сколько хлопков в слове, столько и окошек в домике-по­лоске). Например: от слова, в котором два хлопка (окна), проведите дорожки к полоске с двумя окошками. И т.д.

7. Раскрасьте картинки.


Занятие 5. ЗВУКИ И БУКВЫ «А — У - О»

Задания:

1. Назовите картинки. Прочитайте буквы и скажите, ка­кие звуки они обозначают. (Гласные.) Что вы знаете об этих звуках? (Их произносят с голосом, протяжно, при их произнесении нет преграды.)

2. «Игра в прятки». Гласные звуки А, У, О спрятались в названиях картинок. Послушайте и скажите, какой гласный звук слышится в каждом слове? Раскрасьте со­ответствующую букву под каждой картинкой красным карандашом. Произнесите каждое слово так, чтобы был слышен гласный звук.

3. Отхлопайте каждое слово. Чем похожи слова? (При про­изнесении каждого слова сделали по одному хлопку.) Значит, эти слова по звучанию какие? (Короткие.) В них один слог.

4. Раскрасьте картинки.


Занятие 6. ЗВУК И БУКВА «И»

Задания:

1. Рассмотрите картинку и определите, какое настроение у Игоря? Как вы догадались? Улыбнитесь и посмотрите на свои губки в зеркало.

Какой гласный звук можно произнести, растягивая губы в улыбке? (Звук И.) Произнесите его.

2. При произнесении звука И губы рисуют горизонталь­ный овал. Закрасьте овал красным цветом.

3. Обведите карандашом букву И по точкам. Пропишите строчки букв И.

4. Посмотрите на волшебное дерево. Какие буквы вы узна­ли на его кроне? Найдите буквы И, раскрасьте их крас­ным карандашом.

5. Рассмотрите и назовите изображенных животных. (Мышка и лошадь.) Они произносят звук И, но каждый по-своему. Каким голосом произносит звук И мышка? (Высоким, тоненьким голоском.) Произнесите звук И, как мышка. А каким голосом произносит звук И лошадь? (Низким голосом.) Произнесите звук И, как лошадка.

6. Догадайтесь, кто поет: мышка или лошадка? (Логопед произносит звук И, меняя голос по высоте.) А теперь вы загадывайте мне, а я отгадаю, какое животное поет песенку. (Логопед следит за тем, чтобы дети меняли голос по высоте.)

7. Вы узнаете, что любит каждое из этих животных, когда проведете линии карандашами разных цветов по пунк­тирным линиям. Теперь, проводя пальчиком по каждой дорожке, пропойте звук И соответствующим голосом (мышки или лошадки).

8. Раскрасьте картинки.


Занятие 8. ЗВУК И БУКВА «И»

Задания:

1. Назовите картинки (индюк, бант, кит, бинт, дым, кисть, утка, ива, иглы). Прочитайте букву. Какой звук она обозначает? (Гласный звук И.)

2. Звук И играет в прятки. Он спрятался в названиях не­которых картинок. Произнесите эти слова, выделяя го­лосом звук И. (Следить за интонированием гласного звука в словах.)

3. Проведите дорожки от картинок, в которых прячется звук И к букве И. Произнесите эти слова, выделяя голосом звук И. Какие картинки вы не соединили с буквой И? Почему?

4. Повторите слова в той же последовательности: индюк, кит, иглы, бинт; ива, кисть, индюк, кит. Повторите предложение: Ира купила в аптеке бинт. Ответьте на вопросы: Кто? (Ира.) Что сделала? (Купила.) Купила где? (В аптеке.) Купила что? (Бинт.)

5. Раскрасьте картинки.


Занятие 8. ЗВУКИ И БУКВЫ «А - У - И - О»

Задания:

1. Посмотрите на рисунок и послушайте стихотворение:

Говорит попугай попугаю:

— Я тебя, попугай, попугаю! Попугаю в ответ попугай:

— Попугай, попугай, попугай!

2. О ком говорится в стихотворении? Что говорили друг другу попугаи? С каким настроением говорил первый попугай? Произнесите его слова так же. А второй попу­гай? Скажите

3. Подчеркните в тексте стихотворения красным каранда­шом знакомые вам гласные буквы А, У, О, И.

4. Обведите линиями пунктирные линии на солнышке.

5. Раскрасьте рисунок. Выучите стихотворение.


Занятие 8. ЗВУК И БУКВА «М»

Задания:

1. Найдите в ряду букв букву М. Подчеркните ее синим ка­рандашом.

2. Какие предметы спрятались на картинке? (Дом, само­лет, морковка, молоток, кубик, чайник.) Послушайте и повторите так же. (Логопед произносит слова, выде­ляя силой голоса звук М.) Какой звук я выделяла? (Звук М.) Какой это звук? (Согласный.)

3. Обведите цветными карандашами только те предметы, в названиях которых слышится звук М.

4. Закройте картинки. Назовите по памяти предметы со звуком М. Проверьте себя.

5. Отхлопайте слова со звуком М. Выложите на столе столько кружочков, сколько слогов (хлопков) в слове. Посмотри­те на кружочки. Назовите самое короткое слово. (Дом.) Длинные слова. (Самолет, молоток, морковка.)

6. Повторите предложение: Мама купила в магазине мор­ковку. Ответьте на вопросы: Кто? (Мама.) Что сделала? (Купила.) Купила что? (Морковку.) Купила где? (В ма­газине.)


Занятие 10. ЗВУК И БУКВА «Н»

Задания:

1. Рассмотрите картинки. Назовите их. (Ананас, слон, карандаш, конфета, батон, зонт, филин, гриб, санки, ножницы, носок, нож, бусы, мяч.) Назовите съедобные предметы. Несъедобные.

2. Послушайте, как я назову эти картинки. (Логопед на­зывает слова, выделяя звук Н.) Какой звук я выделя­ла голосом? (Согласный звук Н.) А теперь вы называй­те картинки, выделяя голосом звук Н. Одновременно с произнесением слов поочередно раскрашивайте бусин­ки. Сколько слов со звуком Н вы сказали и сколько бу­синок раскрасили? (Всего 11 слов-бусинок.) Отхлопайте эти слова.

3. Отгадайте, какое слово я задумала. Логопед хлопает, а ребенок подбирает соответствующее слово.

4. Назовите слова со звуком Н ласково. (Образование уменьшительно-ласкательных форм слов.)

5. Раскрасьте картинки.


Занятие 11. ЗВУК И БУКВА «П»

Задания:

1. Назовите картинки. (Поросенок, подушка, пуговица, черепаха, шапка, цыпленок.) Что забыл дорисовать ху­дожник? Дорисуйте эти части.

2. Эти картинки принес для вас Пых. Сам убежал, а пе­сенку свою П оставил в названиях картинок. Произне­сите эти слова так, чтобы все услышали звук П. Най­дите букву П под картинками и раскрасьте ее синим цветом.

3. Выделяя звук П, назовите предметы, нарисованные на странице вверху, внизу. Игра «Угадайка». Что нарисо­вано над черепахой? Под шапкой? Слева от поросенка? И т.д.

4. Игра «Подберите слово». Ответьте на вопросы и пока­жите соответствующую картинку:

Шустрый кто? (Поросенок.)

Пластмассовая (Пуговица.)

Кроличья (Шапка.)

Перьевая (Подушка.)

Медлительная (Черепаха.)

Пушистый (Цыпленок.) Назовите и покажите предметы, которые я не назову: черепаха, подушка, шапка, сапоги. (Пуговица, цыпле­нок, поросенок.) И т.п. (Логопед следит за выделением звука П в словах.)

5. Раскрасьте картинки.


Занятие 12. ЗВУК И БУКВА «Б»

Задания:

1. Рассмотрите картинки. (Баран, бусы, лист, бочка, бабоч­ка, зонт, буква, арбуз.) Послушайте, как я назову их. (Ло­гопед называет картинки, выделяя голосом звук В.) Ка­кой звук я выделяла? (Звук Б.) В каких словах нет звука Б? (Зонт, лист.) Выделяя голосом звук Б, произносите слова и закрывайте картинки с этим звуком фишками. Сколько всего слов со звуком Б вы назвали? Назовите их по памяти, произнося отчетливо звук Б.

2. Поочередно открывайте фишки, отхлопывайте слова и рисуйте рядом с картинкой столько кружочков, сколько хлопков в слове. Проговорите каждое слово, нажимая на кружочки.

3. Послушайте, как я произнесу слово и скажите, какой кружок звучит громче. Логопед произносит слово с уда­рением. Выполните штриховку этого кружка. Нажи­майте на кружочки указательным пальчиком и произ­носите слово так, чтобы заштрихованный кружок зву­чал громче остальных.

4. Продолжи штриховку буквы Б. Обведи пунктирные ли­нии в рисунках.

5. Раскрасьте только те предметы, в названиях которых слышится звук Б.


Занятие 13. ЗВУК И БУКВА «Г»

Задания:

1. Садовод Гриша решил посадить только те овощи и фрукты, в названиях которых слышится его любимый звук. С это­го звука начинается его имя. Какой это звук? (Звук Г.) На­зовите любимые овощи и фрукты Гриши, выделяя звук Г. (Горох, огурцы, виноград, груша, яблоко, гранат, репа.) Что Гриша посадил в огороде? В саду? А что бы не посадил сов­сем? Почему? (В словах «яблоко», «репа» нет звука Г.)

2. Отхлопайте названия овощей и фруктов. Нарисуйте рядом с каждой картинкой столько кружков, сколько хлопков в слове.

3. Проговорите слова, нажимая на кружочки. Впишите в соответствующий кружок букву Г.

4. Садовник Гриша сварил суп из гороха. Какой получил­ся суп? (Гороховый.) Какой сок (компот) приготовил Гриша из груш? (Грушевый.) Из винограда? (Виноград­ный.) Из граната? (Гранатовый.) А как будет называть­ся салат из огурцов? (Огуречный.) Придумайте, чем вас угостит садовник Гриша?

5. Обведите и раскрасьте рисунки.


Занятие 14. ЗВУК И БУКВА «К»

Задания:

1. Посмотрите, перед вами аквариум с морскими обитате­лями. (Морской окунь, медуза, акула, кальмар, краб, морская звезда, камбала, морской конек, кораллы, водо­росли.)

Кто из морских обитателей живет на дне аквариума? А кто находится ближе к поверхности?

2. В названиях каких обитателей аквариума слышится звук К? Закройте их фишками. (Логопед произносит слова, ин­тонационно выделяя звук К.) Назовите слова по памяти, выделяя звук К. Каких обитателей аквариума вы не за­крыли фишками? Почему? (В этих словах нет звука К.)

3. Поочередно открывайте картинки и отхлопывайте сло­ва. (Ребенок отхлопывает слова и называет количест­во слогов ).

4. Игра «Угадай-ка». Логопед предлагает детям отгадать, название какого морского обитателя он отхлопает. (Ло­гопед хлопает, а дети подбирают слово с соответству­ющим количеством слогов).

5. Закройте страницу. Назовите по памяти только тех оби­тателей аквариума, в названии которых есть звук К. А теперь проверьте себя. Про кого скажем «мой», «моя», «мои»? (Мой морской окунь и т.д.)

6. Послушайте, какое слово не подходит к акуле: плавает, нападает, охотится, бегает?

7. Обведите рисунок по контуру и раскрасьте его.


Занятие 15. ЗВУК И БУКВА «Д»

Задания:

1. Рассмотрите картинку. Назовите предметы, которые находятся в квартире и за окном. (Картина, водорос­ли, стул, футболка, дырка, стол, дуршлаг, помидоры, ведро, коврик, дождь, дом, дуб, дым, дупло.) Какой звук встречается в этих словах? (Звук Д.)

2. Под столом лежит коврик. Нарисуйте на коврике столь­ко цветных кружочков, сколько слов со звуком Д вы найдете на картинке (10 кружочков). Назовите эти пред­меты, выделяя голосом звук Д.

3. Назовите предметы со звуком Д ласково.

4. Игра «Большой-маленький». Я буду называть большие предметы, а вы - предметы поменьше и совсем малень­кие. (Дым - дымок, дымочек; дуб - дубок, дубочек.) Дети должны не только называть, но и показывать размеры предметов: большой предмет - стоя, руки вверх; пред­мет поменьше - слегка присесть, руки вперед; малень­кий предмет - показывать руками, сидя на корточках.

5. Игра «Добавьтеслово»:

Жил да был веселый гном, Он в лесу построил ... (дом). Рядом жил поменьше гномик, Под кустом он сделал ... (домик). Самый маленький гномишко Под грибом сложил ... (домишко). Отхлопайте эти слова со звуком Д. Зарисуйте количес­тво слогов в каждом слове кружками. Проговорите по кружкам слово, определите ударный слог. Впишите букву Д в соответствующий кружок.

6. Раскрасьте рисунок.


Занятие 16. ЗВУК И БУКВА «Т»

Задания:

1. В кафе пришли дети. Их имена начинаются со звука Т. Догадайтесь, как их зовут? (Таня, Толя.)

2. Изучите меню. Назовите все, что предлагает кафе сво­им клиентам. (Коктейль, паштет, кекс, торт, рыба, конфеты, батон.) Таня и Толя заказали только те про­дукты, в названиях которых слышится звук Т. Назовите, что заказали дети? (Логопед следит за тем, как дети ин­тонационно выделяют звук Т в словах.)

3. Проведите дорожки от Тани и Толи к продуктам, в на­званиях которых слышится звук Т. Произнесите слова, выделяя голосом звук Т. Отхлопайте слова со звуком Т. Нарисуйте рядом с каждым предметом столько кружков, сколько хлопков в слове. В каком кружке-слоге звучит звук Т? Впишите в соответствующие кружки буквы Т. Закройте пустые кружочки. Произнесите оставшийся слог каждого слова.

4. Ответьте на вопросы: С чем будут пить коктейль дети? (С тортом, батоном, паштетом, конфетами.) О чем будут вспоминать дети? (О коктейле...)

5. Обведите пунктирные линии. Раскрасьте рисунок.


Занятие 17. ЗВУК И БУКВА «В»

Задания:

1. Рассмотрите рисунок. Кого из сказочных героев вы уз­нали? Куда отправилась Красная Шапочка? (К бабуш­ке.) По дороге она встретила разных животных. Назови­те, кого встретила Красная Шапочка. (Корову, барсука, сову, воробья, крота, ворону, волка.)

2. Обведите карандашом дорожку, по которой шла девоч­ка.

3. Послушайте, какой звук я буду выделять в словах. (Ло­гопед выделяет звук В голосом.) Назовите животных, в названиях которых вы услышали звук В.

4. Впишите букву В в кружки возле животных, в названии которых есть звук В.

5. Отхлопайте эти слова. Нарисуйте рядом с картинками столько кружков, сколько слогов (хлопков) в каждом слове. Послушайте, какой кружок «звучит» громче в каждом слове. Нанесите штриховку на эти кружки и произнесите слова, выделяя ударные слоги.

6. Придумайте, о чем могла разговаривать Красная Ша­почка с повстречавшимися ей животными.

7. Раскрасьте картинки. Расскажите по ним новую сказку о Красной Шапочке.


Занятие 18. ЗВУК И БУКВА «Ф»

Задания:

1. Перед вами два волшебных коврика. Рассмотрите боль­шой коврик. Из каких геометрических фигур он состо­ит? Сосчитайте треугольники и квадраты. Назовите предметы, нарисованные в каждом треугольнике. (Кот, фартук, шорты, туфли, футболка, фламинго, фураж­ка, сарафан.) В названиях каких картинок есть звук Ф? Произнесите эти слова, выделяя звук Ф. Назовите предметы одежды. Что можно сказать про кота? (Кот -домашнее животное.) Про фламинго? (Птица.) Про фуражку? (Головной убор.)

2. Рассмотрите маленький коврик. Он в точности повторя­ет большой. Мысленно «наложите» маленький коврик на большой и обведите буквы Ф в тех треугольниках, которые соответствуют треугольникам с предметами на звук Ф. (Логопед выполняет это задание вместе с де­тьми.)

3. Послушайте пары слов и назовите слово со звуком Ф:

Кошка - кофта Караван - сарафан Галстук - фартук Букашка - фуражка Полка - футболка

4. Раскрасьте картинки.


Занятие 19. ЗВУК И БУКВА «X»

Задания:

1. Перед вами на картинке мальчик Харитон. Он мечтает стать хорошим хоккеистом. А еще он любит халву, хур­му, сухари, уху, орехи. (Логопед интонационно выделя­ет звук X в словах.) Какой звук я выделяла? (X.) А с какого звука начинается имя мальчика? Это любимый звук Харитона. Какую картинку я не назвала? (Торт.) Догадались почему? (В названии нет звука X.) Назовите любимые продукты Харитона, выделяя голосом звук X.

2. Проведите разноцветные дорожки от Харитона к кар­тинкам, в названиях которых слышится звук X. Ска­жите, что он любит есть? (Логопед следит за интони­рованием звука X в речи детей и употреблением слов в нужном падеже.)

3. Проводите пальчиком по дорожкам и называйте, о чем мечтает Харитон? (О халве и т.д.) Чем он поделится с другом? (Халвой...) Чему он рад? (Халве...) Кем хочет стать Харитон? (Хорошим хоккеистом.)

4. Найдите в подписанных под предметами названиях бук­ву X, подчеркните ее, произнося при этом звук X.

5. Обведите контуры вокруг предметов по пунктирным ли­ниям и раскрасьте картинки.


ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Занятие 1. ЗВУКИ «Б - БЬ». БУКВА «Б»

Задания:

1. Посмотрите и скажите, кого вы видите на картинках? (Бегемота, зебру, обезьяну, барсука, белку, кабана.) Как назвать их одним словом? (Животные, звери.) А где они живут? (В жарких странах, в наших лесах.) Произне­сите названия животных, выделяя голосом звуки Б и БЬ. Дайте характеристику этим звукам.

2. Что случилось с этими животными? (Они заболели.) Кто им может помочь? (Айболит.) Давайте ему отправим те­леграмму. Но телеграмму нужно зашифровать, потому что ее могут перехватить пираты и прочитать. В нижней части листа нарисованы схемы слов. Приготовьте синий и зеленый карандаши. Выполните штриховку слов по следующей инструкции: в первой схеме первую часть слова (первую клетку-квадратик) закрасьте зеленым ка­рандашом, во второй схеме первую часть - синим каран­дашом. В третьей схеме вторую часть закрасьте синим карандашом. В четвертой схеме вторую часть - зеленым карандашом. В пятой схеме первую часть закрасьте зе­леным карандашом. В шестой схеме вторую часть - си­ним карандашом.

3. В послании зашифрованы названия больных животных. Давайте поможем Айболиту расшифровать его. Для это­го нужно к каждой схеме подобрать соответствующее название животного. Задание выполняется в несколько этапов:

- Произнесите слово - название животного.

- Определите, какой в нем звук - Б или БЬ.

- Сколько частей (слогов) в слове?

- В какой части слова слышится звук Б или БЬ?

- Найдите нужную схему. Соедините ее линией-дорож­кой с изображением животного.

4. Назовите по памяти, кому помог Айболит? (Употреб­ление слов в дательном падеже - бегемоту...) За кем он ухаживал? (В творительный падеже - за зеброй...) О ком он заботился? (В предложном падеже - о барсуке...) От кого он потом принимал угощение? (В родительном падеже - от белки...)

5. Назовите детенышей этих животных. Назовите ласково детеныша барсука. (Барсучоночек, барсучишка.) А как его маму назовем? (Барсучиха.) Как называется его се­мья? (Барсучья.) Чем любит полакомиться волк? (Бар-сучатиной.) Как называется нора барсука? (Барсучья нора.) И т.д.

6. Раскрасьте эти рисунки. Придумайте историю про этих животных и Айболита.


Занятие 2. ЗВУКИ «П - ПЬ». БУКВА «П»

Задания:

1. Почтальон принес четыре письма. Какой первый звук вы услышали в словах почтальон и письма? (Звуки П, ПЬ.) Дайте характеристику этим звукам. Вы хотите узнать, от кого пришли эти письма? Тогда отгадайте загадку. «Есть веселая игрушка, а зовут ее...» (Петрушка.) С какого звука начинается слово Петрушка? (ПЬ.) В письмах Петрушка прислал дразнилки-шифровки. Послушайте дразнилки и расшифруйте их: раскрасьте кружочки рядом с дразнилка­ми соответствующими цветами (синим или зеленым):

- ПА-ПЯ-ПА. (Синий, зеленый, синий.) Почему?

- ПЯ-ПА-ПА. (Зеленый, синий, синий.)

- ПА-ПЯ-ПЯ. (Синий, зеленый, зеленый.)

- ПЯ-ПА-ПА. (Зеленый, синий, синий.)

2. А теперь прочитайте с опорой на цветные кружки - сим­волы звуков П-ПЬ эти дразнилки-шифровки.

3. Послушайте дразнилку и скажите, из какого она конвер­та: ПА-ПЯ-ПА. (Из первого.) А теперь кто-то из вас зага­дает дразнилку, а мы отгадаем, из какого она конверта.

4. В пятом конверте находятся картинки. Кто изображен на них? (Птицы.) Назовите их. (Петух, павлин, пели­кан, попугай, пингвин, цапля.)

5. Игра «Угадай-ка». Отгадайте, о какой из этих птиц я расскажу. Эта птица живет на Южном полюсе. Она не умеет летать, но отменно плавает. (Пингвин.) У этой птицы клюв похож на глубокую миску. Много рыбы по­местится в таком клюве. (Пеликан.) Эта птица может похвастаться своим красивым, похожим на веер, хвос­том. (Павлин.) Эта птица может повторять слова за че­ловеком. (Попугай.) Эта птица - перелетная, болотная. Враг лягушек. (Цапля.) О какой птице я не рассказала? (О петухе.) Расскажите о нем сами.

6. Рядом с каждой птицей нарисованы кружки. Проговорите отчетливо название каждой птицы. Если услышите в сло­ве твердый согласный звук П, то раскрасьте кружок синим цветом. А если мягкий согласный ПЬ - зеленым цветом.

7. Игра «Звукоед». Звукоед съел в названиях птиц звуки П-ПЬ. Послушайте и верните звуки на место: «Ца.ля». Какой звук пропал? (П.) Где в слове стоит этот звук? (В середине.) Верните этот звук на место. Что получилось? (Цапля.) Аналогичная работа с другими картинками.


Занятие 3. ЗВУКИ «В - ВЬ». БУКВА «В»

Задания:

1. Рассмотрите рисунки. У нас в гостях медвежонок Винни-Пух. Он очень любит варенье. Из чего приготовлено варе­нье Винни-Пуха? (Из ежевики, вишни, винограда, сливы, крыжовника.) Какое получилось варенье из крыжовни­ка? (Крыжовенное.) Из вишни? (Вишневое.) И т.д. По ходу ответов на вопросы дети раскрашивают картинки.

2. Назовите любимый звук Винни-Пуха. (ВЬ - с него начи­нается имя медвежонка.) Винни-Пух пришел со своими желаниями - «хотелками».

3. Первая «хотелка». Расскажите мне о моем любимом звуке. (Дети дают характеристику звуку ВЬ.) Хочу варенье, в названии которого есть мой любимый звук. Проговорите отчетливо названия варенья, определите, в каких словах живет звук ВЬ и нарисуйте под этими бан­ками зеленые кружочки.

4. Вторая «хотелка». Хочу попробовать варенье, вназвании которого звук ВЬ стоит в начале слова. (Виноградное, вишневое.) А где звук ВЬ спрятался в других словах? Отчетливо проговорите слова, выделяя голосом звук ВЬ, и, чтобы Вини-Пух не запутался, покажите место звука ВЬ на полосках-словах. В названии какого варенья нет звука ВЬ? (В сливовом.) Какой похожий звук слышится в этом слове? (В.) Дайте его характеристику. Сколько звуков В в этом слове? (Два звука В в середине слова.) Покажите это на полоске-слове. В названии какого еще варенья слышится твердый согласный звук В? (В виш­невом.)

5. Третья «хотелка». Я хочу, чтобы вы послушали мою любимую песенку. (Включается запись песенки Вини-Пуха из мультфильма.)

6. Итог занятия. С какими звуками мы сегодня познако­мились? Какие это звуки?


Занятие 4. ЗВУКИ «Ф - ФЬ». БУКВА «Ф»

Задания:

1. Рассмотрите нарисованные лица. Как вы думаете, что они выражают? Послушайте стишок Г. Сапгира «Фут­бол».

Сказала тетя: «Фи, футбол!» Сказала мама: «Фу, футбол!» А я ответил: «Во, футбол!»

2. Как сказала тетя о футболе? А мама? А мальчик? Покажи­те лицо тети, которая сказала «Фи, футбол!» Лицо мамы, которая сказала «Фу, футбол!» Мальчика, который ска­зал «Во, футбол!» Без слов изобразите любое из этих лиц, а мы догадаемся, кто это: тетя, мама или мальчик.

«-фе-» - конфеты, «фи-» - фигуристка, «ваф-» - вафли, «фа-» - фазан.

8. Закончите начатые предложения. Повторите каждое предложение целиком.

- Фая в зоопарке сфотографировала фазана, а Филипп...

- В продуктовом отделе Филипп сфотографировал кон­феты, а Фая...

- В цирке Фая сфотографировала фокусника, а Фи­липп...

- В мебельном магазине Филипп сфотографировал пу­фик, а Фая...


Занятие 5. ЗВУКИ «Г - ГЬ». БУКВА «Г»

Задания:

1. Это два веселых гнома: Гога и Гига. Они очень похожи, но все же отличаются друг от друга. Посмотрите внима­тельно и найдите отличия. У Гоги заплатка на брюках, а у Гиги - на мешке. Значит, слева находится Гога, а спра­ва - Гига.

2. Посмотрите, гномы напечатали свои имена. Найдите и назовите одинаковые буквы в этих словах. Какими бук­вами они отличаются? Послушайте: Го-о-о-га-а-а. Какие гласные звуки слышатся в этом слове? (О и А.) В каком слове есть эти буквы? Это и есть слово Гога. Протяжно произнесите гласные звуки в слове Гига и назовите их. (И и А.) В каком слове есть буквы И и А? Это и есть слово Гига. Проведите дорожки от напечатанных слов-имен к гномам.

3. Раскрасьте синим цветом колпачок у гнома, в имени ко­торого слышится твердый согласный звук Г. Зеленым цветом - в имени которого слышится мягкий согласный звук ГЬ.

4. Веселые гномы Гога и Гига принесли нам картинки. По ним мы сможем узнать, чем гномы любят заниматься. (Они музыканты.) На каких музыкальных инструмен­тах играют гномы? (На гитаре и гармошке.) Гога игра­ет на инструменте, в названии которого слышится его

3. Какие слова в этом стишке помогли отразить отноше­ние мамы, тети и мальчика к футболу? (Фи, фу, во.) Прочитайте эти слова. Чем они похожи? Чем отлича­ются? Узнать, где какое слово напечатано, вам помо­гут гласные буквы. В слове «Фи» назовите гласный звук. Покажите слово, в котором напечатана буква И. Это и есть слово «Фи». Кто говорил «Фи, футбол!»? Проведите полоску от слова «Фи» к тете. (Аналогично проводится работа со словами Фу, Во.) В каком слове слышится твердый звук Ф? (Фу.) Нарисуйте под этим словом синий кружок. Под каким словом вы нарисуе­те зеленый кружок? (Фи.) Почему? Кто запомнил весь стишок?

4. Сегодня у нас в гостях юные фотографы. Почему я их так назвала? Что находится в фотоаппарате? (Фотоплен­ка.) Что потом будем смотреть? (Фотографии.) Куда поместим фотографии? (В фотоальбом.) Имя девочки начинается с твердого согласного звука Ф. Это Фая или Фекла? (Фая.) Почему вы выбрали это имя? Имя маль­чика начинается с мягкого согласного звука ФЬ. Его зо­вут Фома или Филипп? Объясните, почему вы выбрали это имя?

5. Посмотрите на фотографии. Назовите, кого или что дети сфотографировали. (Дельфина, шкаф, пуфик, фазана, вафли, фокусника конфеты и фигуристку.) В названии Фаиных фотографий слышится звук Ф, а в названии фо­тографий Филиппа - звук ФЬ. Назовите Фаины фотогра­фии. Фотографии Филиппа. Проведите линии-дорожки от Фаи и Филиппа к их фотографиям.

6. Разделите каждое слово на части (слоги). Нарисуйте столько кружков под каждой фотографией, сколько сло­гов в этом слове. Назовите в каждом слове слог со звуком Ф или ФЬ и закрасьте соответствующий кружок синим или зеленым цветом.

7. Послушайте некоторые слоги из слов, дополните их до целого слова и покажите соответствующую картинку: «-фик» - пуфик, «-фин» - дельфин, «фо-» - фокусник,

любимый звук Г. (На гармошке.) Изобразите, как музы­кант Гога играл на гармошке. Как его можно назвать? (Гармонистом.) На каком музыкальном инструмен­те играет Гига? (На гитаре.) Почему вы так думаете? (Потому что в названии этого музыкального инстру­мента есть его любимый звук ГЬ.) Изобразите, как му­зыкант Гига играл на гитаре. Как его можно назвать? (Гитаристом.)

5. Гномы Гога и Гига заботятся о своем здоровье. По ут­рам они делают зарядку, поднимают гантели и гири. Как вы думаете, кто из них что поднимает? В свобод­ное время гномы читают книги и газеты. Кто из них читает газеты, а кто книги? Почему? В какую погоду пригодятся гномам сапоги и галоши? ( В дождливую.) Кто носит сапоги, а кто галоши? Под каждой картин­кой нарисованы полоски - слова. Обозначьте на них место звуков Г или ГЬ синим или зеленым каранда­шом.

6. Послушайте и исправьте ошибку. Гытарист играет на гытаре. Штангыст поднимает штангю. Сегодня высту­пает знаменитый гымнаст.

7. С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этим звукам.

Занятие 6. ЗВУКИ «К - КЬ». БУКВА «К»

Задания:

1. Посмотрите и скажите, кто живет в этих домиках? (Кошка, кит, кенгуру.) Чего не хватает в каждом доме? Нарисуйте трубы, двери. В каждом домике нарисуйте столько окошек, сколько слогов в названии проживаю­щего в нем животного. (В доме кошки - два окошка, по­тому что в слове «кошка» два слога. В доме кита - одно окошко. В доме кенгуру - три окна.)

2. Посмотрите, в нижней части листа нарисованы герои, которые спешат в гости к нашим животным. Давайте им поможем. Кошка ждет гостей, в названиях которых два слога. К киту придут гости, в названиях которых один слог. А сколько слогов в названиях гостей кенгу­ру? (Три.) Проведите линии-дорожки от гостей к доми­кам, в которые они идут.

3. Приготовьте ладошки. Будем проговаривать названия гостей, хлопая в ладоши. Сколько хлопков в слове, столько и слогов: «КРО-ЛИ-КИ». Сколько раз хлопну­ли? (Три.) Значит, сколько слогов в этом слове? (Три.) К кому спешат кролики? (К кенгуру.) Проведите дорож­ку от кроликов к домику кенгуру. (Аналогичнаяработа со словами крот, собаки, кукушка, бык, утки.) Послу­шайте, какие звуки я выделю в названии каждого жи­вотного. (Звуки К, КЬ в словах логопед произносит ут­рированно.) Дайте характеристику этим звукам.

4. Приготовьте синий и зеленый карандаши. Отчетливо произносите имена гостей. Услышав в слове твердый звук К, нарисуйте рядом с соответствующей картинкой синий кружок. Услышав мягкий звук КЬ - нарисуйте зеленый кружок.

5. Игра «Пропал звук». Безобразник Звукоед съел в словах звуки К, КЬ. Догадайтесь, какой звук пропал, и верни­те его на место: .ит, .у.уш.а, бы., ут.и, .ош.а, .енгуру, соба.и, .рот, .роли.и. Как вы думаете, чем угостят своих гостей кошка, кит и кенгуру?

6. Посмотрите, здесь нарисованы кит и кот. Что вы знае­те об этих животных? Прочитайте слова. Найдите в них одинаковые буквы. Какими буквами отличаются сло­ва?

7. Животные задумались над тем, где напечатано сло­во КИТ, а где слово КОТ. Помогут разобраться в этом гласные звуки. Произнесите протяжно слово КИ-И-ИТ. Какой гласный звук вы слышите? (И.) Найдите слово, в котором напечатана буква И. Это и есть слово «кит». КО-О-ОТ. Слышится гласный звук... (О.) В каком сло­ве напечатана буква О? Это слово «кот». Посмотрите и запомните, как пишутся эти слова. Напечатайте их по памяти. В каком из этих слов слышится твердый звук К? (Кот.) Раскрасьте букву К синим цветом. А каким цветом нужно раскрасить букву К в слове «кит»? Поче­му зеленым?

8. Раскрасьте цветными карандашами рисунки. Какие гласные живут в словах: крот, бык?


Занятие 7. ЗВУКИ «Д - ДЬ». БУКВА «Д»

Задания:

1. Сегодня мы отправимся в путешествие по извилистой дороге. Это путешествие будет интересным, с различны­ми приключениями. Кто нам преградил дорогу в самом начале пути? (Крокодил.) Он нас пропустит, если вы скажете, какой звук слышится в его названии - Д или ДЬ? (Звук ДЬ.) А в каком месте слова слышится этот звук? (В середине слова.) Дайте характеристику звука ДЬ. (Согласный, мягкий.) Начертите схему слова под изображением крокодила и укажите место звука ДЬ в этом слове. Какой нужно взять карандаш для обозна­чения звука ДЬ? (Зеленый.) Почему? (Твердые соглас­ные звуки обозначаем синим цветом, мягкие — зеленым. Аналогичная работа проводится со словами: медведь, дракон, динозавр, дуб, сундук.) Проведите карандашом по дорожке.

2. Мы нашли сундук. Давайте его откроем. Дети встают и имитируют движение со словами:

Руки сильно напрягаются,

Но сундук не открывается.

Раз потянем, два потянем,

Что лее делать? Мы не знаем. Чтобы сундук открылся, нам нужно выполнить еще одно задание. Поделите названия этих животных на слоги и назовите ударный слог. (Дети делят хлопками слова на части, указывают ударный слог на схеме каждого сло­ва.) Вот чудеса! Сундук открылся! Закройте глаза и пред­ставьте, что находится в вашем сундуке. Расскажите.

3. Обведите рисунки и раскрасьте их. Придумайте исто­рию про свое путешествие.


Занятие 8. ЗВУКИ «Т - ТЬ». БУКВА «Т»

Задания:

1. Рассмотрите и назовите нарисованные предметы. (Лого­пед поясняет детям значение слова «корыто».)

2. Назовите предмет, нарисованный в правом верхнем углу. В левом нижнем углу. Какой предмет находится над танком; под телефоном; справа от свитера? В назва­ниях этих предметов «спрятались» звуки Т-ТЬ. Какие это звуки? (Характеристика звуков по артикуляции и звучанию.) Назовите предметы, в названиях которых слышится твердый согласный звук Т. (Корыто, танк, самолет.) А в каких словах слышится звук ТЬ? (Теле­фон, свитер, скатерть.) Определите место звуков Т-ТЬ в каждом слове и раскрасьте соответствующие квадра­тики нужным цветом на схеме под картинками. (Дети раскрашивают квадратики синим и зеленым каранда­шами.) Отхлопайте слова и назовите слоги со звуком Т или ТЬ. (Например: САМОЛЕТ - слог «-лет» и т.д.)

3. Игра «Узнайте слово». Я буду называть какой-либо слог, а вы дополните его до целого слова. (Например: слог «лет» - самолет и т.д.).

4. Переверните страницу. Вспомните и назовите подходящий предмет к каждому называемому действию. Стрелять. (Танк.) Вязать. (Свитер.) Накрывать. (Скатерть.) Зво­нить. (Телефон.) Лететь. (Самолет.) Стирать. (Корыто.)

5. Придумайте и назовите пять слов с твердым согласным звуком Т и пять слов с мягким согласным звуком ТЬ.

6. Обведите рисунки по точкам и раскрасьте. Вспомните, в какой сказке встречается слово «корыто». (В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.) Какое корыто было у старухи?


Занятие 9. ЗВУКИ «С - СЬ». БУКВА «С»

Задания:

1. Рассмотрите и назовите нарисованные предметы. (Сумка, месяц, серьги, кактус.) Что вы знаете о них? Выберите из трех слов, предложенных ниже, два слова-приятеля.

Сумка, чемодан, холодильник. Светильник, месяц, луна. Серьги, украшение, сосулька. Кактус, цветок, дерево.

2. В нижней части листа нарисованы квадраты. Раскрась­те один квадрат синим карандашом, а другой зеленым. Какие звуки мы обозначаем синим цветом? (Твердые согласные.) А зеленым? (Мягкие согласные.) Дайте ха­рактеристику звукам С - СЬ. Определите, в каких сло­вах «спрятались» эти звуки (в каких словах слышится звук С, а в каких СЬ)? Соедините линиями-дорожками предметы с нужным квадратиком, рассуждая так: В слове СУМКА мы слышим твердый согласный звук С. Соединяем линией это слово с синим квадратом и т.д.

3. Возле предметов нарисованы полоски - слова. Раздели­те слова на слоги и покажите это на схеме. Назовите сло­ги Со звуком С или СЬ.

4. Произнесите слова с ударением и укажите ударную часть. Придумайте предложения с каждым словом.

5. Послушайте мое предложение: «Ясный месяц светит на звездном небе». Произнесите предложение хором по цепочке. (Каждый ребенок называет по одному слову.) Ответьте на вопросы по этому предложению.

Что? (Месяц.)

Что делает? (Светит.)

Месяц какой? (Ясный.)

Светит где? (На небе.)

Каком? (Звездном.) Назовите слово с твердым согласным звуком С. С мяг­ким согласным звуком СЬ. Обведите рисунки по пун­ктирным линиям. Раскрасьте. Придумайте 10 слов со звуком С и 10 слов со звуком СЬ.


Занятие 10. ЗВУКИ «3 - ЗЬ». БУКВА «3»

Задания:

1. Посмотрите и назовите нарисованные предметы. (Зонт, корзина, замок, зебра, земляника, медуза.)

2. Игра «Мой, моя, мое» (закрепление согласования при­тяжательных местоимений с существительными). Пос­мотрите на картинки и назовите предметы, про которые можно сказать «это мой»; «это моя».

3. Логопед предлагает детям определить, какие звуки он будет выделять голосом, произнося названия нарисо­ванных предметов. (Звуки 3, ЗЬ.) Дайте характеристи­ку этим звукам.

4. Игра «Новоселье». Рассмотрите домики. У домиков 1,

3, 5 раскрасьте крыши синим карандашом; у домиков 2,

4, 6 - зеленым карандашом. Предметы со звуками 3, ЗЬ нужно поселить в домики. Как вы думаете, какие пред­меты будут жить в домиках с синей крышей? (В назва­ниях которых слышится твердый согласный звук 3.) А в домиках с зеленой крышей? (С мягким согласным звуком ЗЬ.) В каждом доме есть схема, по которой вы узнаете, сколько частей должно быть в слове, которое поселится в этом домике. Расселите все слова-картинки (проведите линии-дорожки) в соответствующие домики, рассуждая так: в слове КОРЗИНА слышится мягкий со­гласный звук ЗЬ. В этом слове три слога, значит, посе­лим слово в домик с зеленой крышей, под номером 4.

4. Аналогично проводится работа с другими словами. Дети могут работать самостоятельно.

5. Раскрасьте эти рисунки. Придумайте историю со слова­ми зонт, корзина, земляника.


Занятие 11. ЗВУКИ «М - МЬ». БУКВА «М»

Задания:

1. Посмотрите и назовите предметы, нарисованные на с. 20. (Малина, лимон, мандарин, земляника, смороди­на, помидор, морковь.) Обведите букву по пунктирным линиям. Вы узнали эту букву? (М.) А Какие звуки обоз­начают этой буквой? (М, МЬ.)

2. Дорисуйте недостающие элементы буквы М на с. 21.

3. Подумайте и скажите, к каким группам можно отнести на­рисованные на с. 20 предметы? (Овощи, фрукты, ягоды.)

5. Отхлопайте слова (названия фруктов и ягод) и подбери­те нужную схему к каждому слову. Соедините предметы со звуками Н или НЬ с соответствующей схемой линия­ми-дорожками .

6. Я буду называть любой слог из этих слов, а вы догадай­тесь, какое слово задумано? Например: «-мон» - лимон, «-ни-» - черника и т.д.

7. Обведите тарелки по пунктирным линиям и раскрасьте рисунки.


Занятие 13. ЗВУКИ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ

Задания:

1. Рассмотрите и назовите картинки на страницах 4-5. Эти предметы издают разные звуки: громкие и тихие. Если предмет на картинке издает громкий звук, то нарисуй­те в пустом квадратике рядом с картинкой колокольчик (звонкий звук). Если - тихий звук, - обведите квадратик по контуру (глухой звук). Какие еще окружающие вас предметы (явления природы) звучат громко, звонко? А какие тихо, глухо?

2. Игра «Сигнальщики». Приготовьте две карточки: одну с колокольчиком, а вторую пустую, без колокольчика. Если услышите громкий звонкий звук, то поднимите карточку с колокольчиком. А если услышите звук ти­хий, глухой, то просигнальте пустой карточкой.

3. Игра «Звучащие баночки». (Заранее подготовить не­сколько баночек с разными крупами: манной, гречневой, пшенной - горохом и бобами.) Логопед просит детей пот­ряси баночки и послушать издаваемые крупами звуки. Определите, баночка с какой крупой звучит совсем тихо, с какой громче, с какой громче всех и т.д. Закройте глаза (отвернитесь), послушайте внимательно звуки и покажи­те баночки в том порядке, в котором они звучали. (На­чинать лучше с двух баночек: с самой громкой и самой тихой, а затем количество баночек увеличивается.)

4. Игра «В лесу». Рассмотрите рисунок в альбоме на с. 6. Мы с вами оказались в лесу. Посмотрите и скажите, кого

4. Кто нарисован в нижней части листа на с. 21? Девочку зовут Маша, а мальчика - Митя. Назовите первые зву­ки в их именах. Дайте характеристику звукам М (со­гласный, твердый) и МЬ (согласный, мягкий) Назовите нарисованные на с. 20 предметы, в названиях которых слышится твердый согласный звук М. Кого из детей -Машу или Митю - мы ими угостим? (Машу.) Почему? А чем угостим Митю? (Помидором.) Почему?

5. Проведите синие линии-дорожки от Маши к предметам, в названиях которых слышится звук М.

6. Разделите слова на слоги. Назовите из каждого слова слог со звуком М или МЬ. Например: ма-ли-на, слог «ма-».


Занятие 12. ЗВУКИ «Н - НЬ». БУКВА «Н»

Задания:

1. Посмотрите внимательно на две тарелки. Скажите, что лежит на тарелке, расположенной слева? (Бананы, черни­ка, вишня, виноград, лимон.) Посмотрите, что на тарелке, расположенной справа? Сравните предметы на тарелках и скажите, чем они отличаются? (Количеством и распо­ложением на тарелке.) Чем они похожи? Как можно на­звать одним словом эти предметы? (Фрукты, ягоды.) По­думайте и скажите, какой сок получают из этих фруктов и ягод? (Из вишни получают вишневый сок. И т.д.)

2. В названиях фруктов и ягод «спрятались» звуки Н, НЬ. Произнесите эти слова, выделяя голосом эти звуки. (Ло­гопед следит за тем, как дети интонируют звуки в словах.) Дайте характеристику звукам Н-НЬ.

3. Посмотрите, возле каждого предмета нарисован ма­ленький квадратик. Закрасьте его синим или зеленым цветом - в зависимости от того, какой звук в слове: Н или НЬ. (Дети произносят слова, определяют наличие звуков Н или НЬ в каждом слове и закрашивают квад ратики.)

4. Возле тарелок нарисованы схемы слов. Посчитайте, сколько слогов в каждой схеме? вы видите в лесу? В какие группы можно объединить предметы? (Птицы, насекомые, животные.) Кто куку­ет? Изобразите, как. А кто жужжит? Изобразите, как. А что делает волк? (Воет.) Покажите, кто из животных на рисунке находится близко от нас, а кто далеко. Поду­майте и скажите, чей голос будет звучать громче, а чей тише и почему? Послушайте и покажите кукушку, ко­торую я озвучу. (Логопед произносит сочетание «КУ­КУ!» поочередно: то громким, то тихим голосом. Дети показывают на соответствующую картинку - кукуш­ку, расположенную близко или далеко. Аналогично обыг-рываются картинки с изображениями жуков и волков. После этого дети поочередно озвучивают животных, а логопед отгадывает и показывает соответствующую картинку.)

5. Игра «Бубенчик». При проговаривании текста изменять силу голоса (произнесение слов стихотворения тихим голосом, нормальным и громким) и выполнять соответс­твующие движения.

Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени. Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди. Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени. Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди!

6. Игра «Тихо, тихо Зоя спит». Изменять силу голоса при проговаривании текста.

Тихо, тихо Зоя спит, (тихо) Ой, злой комар летит: з-з-з. (погромче) Зою будет он кусать, (нормально) И не даст он Зое спать. (нормально) Мы прогоним комара, (нормально) «Улетай, ты со двора!» (громко) Злой комар летит, (нормально) Улетает и гудит: з-з-з. (нормально)


Занятие 14. ЗВУКИ И БУКВЫ «Б - П»

Задания:

1. Игры 1-5 из приложения.

2. Назовите нарисованные на с. 7-8 предметы. Что нахо­дится справа от балки? (Почки.) Над почками? (Бочки.) Слева от бочек? (Палка.) Под палкой? (Балка.) Справа от Пани? (Башня.) Слева от бани? (Пашня.) Под баш­ней? (Баня.) Над пашней? (Паня.) Назовите похожие по звучанию слова. Соедините их цветными линиями-дорожками. Похожи ли предметы, которые вы соеди­нили парами? Какими звуками отличаются эти слова? (Б-П.) Что вы знаете об этих звуках? Если в названии картинки звонкий звук Б, печатайте в квадратике под этой картинкой букву Б, а если звук П - букву П.

3. Игра «Подберитеслова-приятели».

Палка, бревно, полено, дерево. Стены, балка, крыша, дом. Почки, листья, ветки, весна. Башня, замок, дворец, рыцарь. Пашня, зерно, колосья, поляна.

4. Разделите название каждой картинки на слоги. Назови­те слоги со звуками Б, П. Я буду называть слоги со звука­ми Б-П, а вы дополняйте их до целого слова. Например: «пал» - ... (палка), бал - ... (балка), баш - ... (башня), паш

- ... (пашня), па - ... (Паня), ба - ... (баня).

5. Исправьте предложения. Назовите похожие слова.

- На деревьях распустились бочки. В сарае стоят дере­вянные почки.

- Весной колхозники вспахали башню. В старину стро­или каменные пашни.

- Из Пани валил горячий пар. Нам встретилась румя­ная баня.

- Злую собаку прогнали балкой. Подъемный кран под­нял бетонную палку.

6. Раскрасьте картинки.


Занятие 15. ЗВУКИ И БУКВЫ «Д - Т»

Задания:

1. Рассмотрите изображения мальчика и девочки на стр. 9. С каких звуков начинаются имена детей - Таня и Даня? Что вы знаете об этих звуках? (Т - согласный глухой, Д-согласный звонкий.) Объясните, почему у мальчика в ру­ках карточка с изображением колокольчика, а у девочки

- без колокольчика? (Колокольчик обозначает звонкий звукД, а пустая карточка - глухой звук Т.)

2. Назовите картинки, нарисованные рядом с Таней и Да­ней. (Том, трель, точка, тачка, тушь, дочка, дом, дач­ка, дрель, душ.) Определите первый звук в каждом слове. Как вы думаете, какие картинки нравятся Тане, а какие Дане? Почему? Соедините линиями-дорожками ребят и их картинки.

3. Найдите слово «неприятель» и объясните свой выбор:

- том, книга, учебник, парта:

- точка, восклицательный знак, вопросительный знак, клякса:

- тачка, носилки, кузов, лопата:

- трель, пение, звук, пианист:

- дом, здание, корпус, подъезд;

- тушь, краски, гуашь, кисточка;

- дочка, девочка, внучка, мальчик;

- дрель, рубанок, пила, доска:

- душ, смеситель, кран, река:

- дачка,сад,огород, город.

4. Найдите картинку, название которой я назову по зву­кам: Т, О, М. (Том.) Замените глухой звук Т на его звонкую пару Д, какое получится слово? (Дом.) Най­дите эту картинку. Раскрасьте эту пару картинок од­ним цветом. (Аналогичная работа проводится с дру­гими парами слов-картинок: точка - дочка, трель -дрель, тачка - дачка, тушь - душ.) Назовите слова парами. Какими звуками они отличаются? Что еще помогают изменить звуки Т-Д в словах? (Смысл, зна­чение слов.)

5. Задание к квадратикам на полоске. Продолжите ряды: дорисуйте звуки-символы в прямоугольниках, соблюдая закономерность. Выберите любую пару картинок со зву­ками Т-Д. Озвучьте ряды квадратиков. Например, по пер­вому ряду символов с парой слов «дом - том»: дом - дом -том; дом - дом - том и т.д.

6. Игра«Незнайкиныкартинки».Послушайтепредложения, которые составил Незнайка. Найдите ошибки. Составьте правильные предложения. Назовите похожие слова в пред­ложениях. Какими звуками отличаются эти слова?

- По реке плывут плоды. Зреют на ветвях плоты.

- Воду черпай из катушки. Нитки сматывай с кадушки.

- Я читаю толстый дом. Архитектор чертит том.


Занятие 16. ЗВУКИ И БУКВЫ «В - Ф»

Задания:

1. Перед вами на с. 12-13 коврики. Рассмотрите коврик сле­ва. Из каких геометрических фигур он состоит? Посчитай­те, сколько треугольников, сколько четырехугольников.

2. Назовите, под какими номерами нарисованы предметы на коврике слева. (Под номером один нарисована СОФА, под номером два - СОВА, под номером три - ФАНЯ, под номером четыре - ВАНЯ, под номером пять - ГРИФЫ, под номером шесть - ГРИВЫ.)

3. Посмотрите на коврик, расположенный справа. Назо­вите предметы, нарисованные на нем. (Горы, дупло, машина, стул, бантик и юбочка, лошадь.) Соедини­те линиями подходящие картинки правого и левого ковриков. Обозначьте картинки правого коврика со­ответствующими цифрами. Объясните, почему вы так думаете.

4. Задания к коврику, расположенному слева. Назовите сначала картинки, в названии которых слышится звук В, а затем картинки, в названии которых слышится звук Ф. Чем звуки В-Ф похожи, а чем отличаются?

5. Игра «Подберите пару». Посмотрите и найдите похожие по звучанию слова. Какими звуками эти слова отлича­ются? Раскрасьте одинаковым цветом геометрические фигуры, в которых нарисованы эти предметы.

6. Игра «Сочинялки». Послушайте чистоговорки и добавь­те пропущенное слово: Ва-фа-ва - на суку сидит... (сова). Фа-ва-фа - вот удобная... (софа).

7. Игра «Найдите ошибку». Послушайте стихотворение и найдите ошибку. Произнесите стихотворение правильно.

Пол мела, пыль вытирала маленькая Ваня. А скворечник мастерил старший братик Фаня.


Занятие 17. ЗВУКИ И БУКВЫ «К - Г»

Задания:

1. Рассмотрите картинки на стр. 14-15. Закончите предло­жения подходящими словами и покажите соответству­ющую картинку:

- Так кричат на футболе. (Гол.)

- Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки. (Кот.)

- Так называют единицу и палку с заостренным кон­цом. (Кол.)

- Двенадцать месяцев, это один... (Год.)

- Их грызут собаки. (Кости.)

- К нам приходят на день рождения... (Гости.)

- Часть лица. (Глаз.)

- В детском саду это группа, а в школе... (Класс.)

- Может быть хлебная, арбузная... (Корка.)

- Любимое зимнее развлечение детворы... (Горка.)

2. Выберите картинки, в названиях которых слышится звонкий согласный звук Г. Проговорите эти слова, выде­ляя звук Г. Назовите место звука Г в каждом слове. Как вы думаете, в какой домик нужно поселить эти картин­ки: со звонком или без звонка? Почему? С какого звука начинаются названия оставшихся картинок? (К.) Чем он отличается от звука Г? В каком домике будут жить эти картинки? Почему? Проведите линии-дорожки от картинок к нужным домикам.

3. Послушайте и отгадайте, какую картинку я загадала: ко... (кот), го... (год), го... (гол), ко... (кол), кор... (кор­ка), гор... (горка), гос.. (гости), кос... (кости), кла... (класс), гла... (глаз).

4. Замените в каждом слове глухой звук К на его звонкую пару: кости (гости), кот (год), класс (глаз), корка (горка), кол (гол).

5. Назовите слова-картинки, похожие по звучанию. Каки­ми звуками они отличаются?

6. Добавляйте в начало каждого слова звук К или Г и назы­вайте целое слово. Дайте характеристику звукам, кото­рые вы добавляли в слова: . ости, .ости, .ол, .ол, .орка.

7. В пустых квадратиках напечатайте по порядку первую букву каждого слова: Клаша, Глаша, голос, колос, Га­лина, калина, крот, грот, конка, гонка. Какие слова со звуками К-Г вы запомнили?

8. Послушайте и найдите ошибку. «Много снега во дворе. Саша и Егорка, взяв лопату и ведро, вышли делать кор­ку». «Птицам голодно зимой. Вышел наш Егорка и для птиц не пожалел румяной свежей горки».


Занятие 18. ЗВУКИ И БУКВЫ «Ш - Ж»

Задания:

1. В левом столбике нарисованы картинки: шар, Луша, нашивка, жар, лужа, наживка. Назовите картинки, на­рисованные в правом столбике. (Облака, бант, сапоги, иголка, рыба, градусник.) Соедините дорожками подхо­дящие по смыслу картинки из левого и правого столби­ков. Объясните свой выбор.

2. Обведите квадратик и нарисуйте в нем колокольчик, если услышите в слове звонкий согласный звук Ж, а если услышите глухой согласный звук Ш, - обведите квадратик по контуру. Возле каких картинок вы не об­водили квадратики? (В названии которых нет звуков Ж-Ш.) Назовите слова со звуком Ж. Со звуком Ш.

3. Замените в слове ШАР звук Ш на его звонкую пару. (ЖАР.) Прислушайтесь к звучанию этих слов: ШАР -ЖАР. Похожи ли слова по звучанию? Чем отличаются? Составьте предложения с этими словами. Например.

По небу летит воздушный шар. У Левы случился сильный жар.

Найдите еще в левом столбике слова, которые отличают­ся звуками Ш-Ж.

Составьте с этими словами предложения.

4. Послушайте, какое слово я загадала: Л, У, Ш, А. Подбе­рите картинку к слову. Соедините линиями-дорожками картинки с подходящей схемой. Какой звук вы слыши­те в слове «Луша»: Ш или Ж? Впишите букву в нужный квадратик схемы. Замените звук Ш на звук Ж. Какое получилось слово? (Лужа.) Подберите схему и напеча­тайте букву Ж в соответственном квадратике. (Анало­гично проводится работа со словами шар - жар.)

5. Вспомните слово, которое подходит по смыслу к слову рыба. (Наживка.) К слову иголка. (Нашивка.) Подбе­рите к словам наживка - нашивка слоговые схемы. Под­пишите буквы Ш, Ж под слогами, в которых слышатся эти звуки. Какое слово я загадала: ШИ? (Нашивка.) ЖИ? (Наживка.)

6. Игра «Найдите ошибку». Послушайте стихотворение, исправьте неправильно произнесенное слово. Какой звук вы добавили?


Мы гуляли по Неглинной, Если долго быть на солнце,

Заходили на бульвар Может сильный быть загар.

Нам купили синий-синий Наша Катя обгорела

Презеленый красный .ар. У нее поднялся .ар.


Занятие 19. ЗВУКИ И БУКВЫ «С - 3»

Задания:

1. Послушайте, как я назову предметы: суп , сайка, лиса, коза, зуб, зайка, Лизонька, коса. (Логопед выделяет го­лосом звуки 3-С.) Игра «Найдите пару». Назовите по­хожие по звучанию слова. (Суп - зуб, зайка - сайка, ли­сонька - Лизонька, коса - коза.) Обведите каждую пару предметов линией. Назовите первую пару слов. (Суп - зуб.) Что обозначают эти слова? Какими звуками они отличаются? (Звуками 3-С.) Аналогично - с другими парами слов. Вывод: все пары слов похожи по звучанию, но отличаются по значению.

2. Подберите к этим предметам предметы, нарисованные на с. 19 по смыслу. Соедините их дорожками. (Напри­мер: суп - ложка, зуб - щетка зубная.)

3. Определите, на котором месте стоят звуки 3-С в каждой паре слов. Впишите в соответствующий квадратик бук­ву 3 или С. Обведите и раскрасьте эти рисунки.

4. Закончите предложение и назовите похожие по звуча­нию слова:

Лиза пробовала суп, заболел у Лизы... (зуб) На столе лежала сайка, а по лесу бегал... (зайка) Щиплет травушку коза, расплелась опять... (коса) Рыжий хвост у лисоньки, купим куклу... (Лизоньке)


Приложение. ИГРЫ НА ЛЮБУЮ ПАРУ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ ЗВУКОВ

1. Игра «Звуковые кнопочки»*.

Рассмотрите и озвучьте кнопочки-звуки: поочередно нажимая пальчиками на нарисованные кнопочки, произ­носите звонкий звук, например, Б (если на кнопочке на­рисован колокольчик) и глухой звук П (если кнопочка без колокольчика). Сначала выполняйте упражнение, начиная нажимать на кнопочки с большого пальца; затем - начиная с мизинца.

2. Игра «Продолжитеряд».

С помощью карандаша продолжите ряд символов, соблю­дая закономерность, а затем озвучьте его с помощью глухих и звонких звуков П-Б.

3. Игра «Звучащие домики».

Дети должны повторить за логопедом звонкие и глухие звуки Б, П. Нарисованные домики помогут не ошибиться (б - п - б, п - б - п, п - п - б, б - б - п).

Затем роли меняются: дети озвучивают ряд звуков-доми­ков, а логопед отгадывает и показывает, какой ряд прозву­чал.

4. Игра «В гости к гласному звуку».

Раскрасьте квадратик справа красным цветом. Какой это будет звук? (Гласный.) Помогите Боре и Поле пройти к глас­ному звуку А. У Бори в руках карточка со звонким звуком, который слышится в начале его имени. Какой это звук? (Б.) А у Поли карточка со звуком, с которого начинается ее имя. Какой это звук? (П.)

Если подружить звук Б со звуком А, какой получится слог? (БА.) Замени звук Б на звук П, какой получится слог? (ПА.)

Гласный звук А можно заменять на гласные: О, И, У, Ы, Э и упражнять детей в составлении прямых слогов.

5. Игра «Все наоборот».

Замените в каждой паре слогов, расположенных слева, звонкий звук Б на глухой звук П и наоборот. Зарисуйте сим­вол замененного звука в пустом квадратике справа. Прочи­тайте получившиеся пары слогов.

6. Игра «Не ошибись».

Подготовьте несколько карточек со звонком и пустых, без звонка. Положите карточки в той последовательности, в которой будут звучать звуки Б-П. (Б - б - п; п - п - б; б - п-б; п - б - п.)

Произнесите по выложенным карточкам звуки, которые вы услышали. Определите, звонкий или глухой звук звучит в начале каждого ряда слогов, бо - по - по пу - пу - бу

ба - па - ба пы - бы – пы


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Запорожец А.В., Элъконин Д.Б. Психология дошколь­ного возраста. Развитие познавательных процессов. -М., 1964.

2. Зуева Л.Н., Костылева НЖ)., Солошенко ОЛ. Думай и говори. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников. - М.: Астрель ; АСТ, 2003.

3. Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю., Солошенко О.П. Думай -говори. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников. -М.: Просвещение, 1996.

4. Чернова Э.И. Техника обучения чтению: Дидактический материал. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

5. Резниченко Т.С. Занимательный букварь для детей с тя­желыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ иД, 2001.

6. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упраж­нений для развития речи. - М.: Аквариум, 1995.

7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недо­развития речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 1999.

8. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. - СПб.: Де­льта; Аквариум, 1996.

9. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М.: Про­свещение, 1991.

10. Гураш Л.В., Клюева Г.Г., Богуч А.М. Загадки. - Киев: Радянська школа, 1981.

11. Карельская Е. Поможем Буратино заговорить // До­школьное воспитание. 1999. №1-3.


СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Занятие 5. ЗВУКИ «Г - ГЬ». БУКВА «Г».....................25

Занятие 6. ЗВУКИ «К - КЬ». БУКВА «К»....................26

Занятие 7. ЗВУКИ «Д - ДЬ». БУКВА «Д»....................28

Занятие 8. ЗВУКИ «Т - ТЬ». БУКВА «Т».....................29

Занятие 9. ЗВУКИ «С - СЬ». БУКВА «С».....................29

Занятие 10. ЗВУКИ «3 - ЗЬ». БУКВА «3»....................30

Занятие 11. ЗВУКИ «М - МЬ». БУКВА «М»..................31

Занятие 12. ЗВУКИ «Н - НЬ». БУКВА «Н»...................32

Занятие 13. ЗВУКИ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ..................33

Занятие 14. ЗВУКИ И БУКВЫ «Б-П» .......................35

Занятие 15. ЗВУКИ И БУКВЫ «Д - Т»........................36

Занятие 16. ЗВУКИ И БУКВЫ «В - Ф»........................37

Занятие 17. ЗВУКИ И БУКВЫ «К - Г»........................38

Занятие 18. ЗВУКИ И БУКВЫ «Ш - Ж».....................39

Занятие 19. ЗВУКИ И БУКВЫ «С - 3»........................40

Приложение. Игры на любую пару

по глухости-звонкости звуков....................................42

Список использованной литературы...........................44


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!