№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Контроль | Характеристика деятельности учащегося | Планируемые результаты |
1. | Предмет «География» и её значение в жизни общества. Развитие представлений человека о мире. | 0,5 | | Знать: значение терминов географии, географический источник. | личностные: осознавать значение предмета географии в жизни общества регулятивные: формирование умения участвовать в дискуссии, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач познавательные: уметь пользоваться дополнительной литературой и находить информацию с помощью интернета коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа .предметные: уметь логически строить предложения при ответе |
2. | Географические методы изучения окружающей среды. | 0,5 | | Знать: значение слова «география», что она изучает |
3. | Развитие географических знаний о Земле. | 0,5 | | Знать: Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем мире. |
4. | Развитие представлений человека о мире. География в эпоху Средневековья: Азия, Европа | 0,5 | | Знать: Путешествие арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А.Никитина. состояние географии в Европе. Викинги. Путешествие Марко Поло. Португальские мореплаватели |
5. | Выдающиеся географические открытия. Открытие нового света. Эпоха великих географических открытий | 0,5 | | Знать: Путешествие Х.Колумба, значение открытия Нового Света. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Значение великих географических открытий |
6. | Земля - планета Солнечной системы. Форма и размер Земли. Их географические следствия | 0,5 | | Знать: состав Солнечной системы. Система «Земля-Луна». Географические следствия форм и размеров Земли. Уникальность планеты Земля. |
7. | Движение Земли, и географические следствия. | 0,5 | | Знать: вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса. |
8. | Движение Земли, и географические следствия | 0,5 | | Знать: движение Земли по орбите и смену времен года. Тропики и Полярные круги. Пояса освещенности |
9. | Ориентирование и способы ориентирования на местности. | 0,5 | | Раздел 4. План и карта - (количество часов - 10) |
10. | План местности. | 0,5 | | Знать: Науку о создании карт. Глобус – как объемная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки. |
11. | Масштаб и его виды. Изображение земной поверхности на плоскости. | 0,5 | | Знать: Что называется «масштабом», виды записи масштаба (численный, именованный, линейный). Линейный масштаб и его использование. Определение расстояний, детальности изображения местности от масштаба. |
12. | Условные знаки. Географическая карта – особый источник информации. | 0,5 | | Знать: Что такое «условные знаки» и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные. Пояснительные подписи. |
| Итого за I триместр | 6 | | | |
13. | Способы изображения рельефа земной поверхности | 0,5 | | Знать: Абсолютную и относительную высоты, способы изображения неровностей на планах и картах. Шкала высот и глубин. | личностные: различать методы познания, оценивать результаты деятельности, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале познавательные: уметь наносить маршруты путешествий на контурную карту, описывать маршруты путешествий и передавать и уметь давать их характеристики , использую выразительные средства языка коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром предметные: уметь давать адекватную позитивную самооценку, находить информацию о накопленных географических знаниях в Древней Греции и уметь находить ответ на то, какое значение имеет это учение для него лично |
14. | Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. | 0,5 | | Знать: Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас и стороны горизонта. Ориентирование компаса. Определение направления по компасу. Понятия «Азимут». Измерение углов с помощью транспортира. |
15. | Чтение плана местности. Решение практических задач по плану местности | 0,5 | | Знать: Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас и стороны горизонта. Ориентирование компаса. Определение направления по компасу. Понятия «Азимут». Измерение углов с помощью транспортира. Глазомерную съемку. Определять расстояние на местности. ориентирование по плану, знать как определяется азимутальный угол. |
16. | Составление простейшего плана местности. Отличие карты от плана. | 0,5 | | Знать: отличие карты от плана. Виды карт. Способы изображения на картах. Искажения на картах. |
17. | Чтение карты, определение местоположения объекта, абсолютных высот. Разнообразие карт. | 0,5 | | Знать: понятие «параллели», «меридиан». Экватор и начальный меридиан. Использование параллелей и меридиан для определения координат точек |
18. | Градусная сетка | 0,5 | | Знать: географическую широту и географическая долготу, способы их определения. Измерение расстояний с помощью градусной сетки. |
19. | Заселение человеком Земли. | 0,5 | | Знать: основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение людей. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. |
20. | Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. | 0,5 | | Знать: основные понятия и термины: раса, миграция; основные отличия трёх человеческих рас; основные типы населённых пунктов. |
21. | Многообразие стран мира. | 0,5 | | Знать: сравнение стран мира по политической карте мира. |
22. | Внутреннее строение Земли, методы его изучения. | 0,5 | | Знать: внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Главные метод изучения Земли. Образование магматических, осадочных и метаморфических пород, их свойства, полезные ископаемые |
23. | Земная кора и литосфера. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | 0,5 | | Знать: горные породы, и их свойства. Классификацию горных пород по происхождению. |
24. | Движение земной коры. | 0,5 | | Знать: строение континентальной и океанической земной коры. Литосферу и ее соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодействие
|
25. | Рельеф Земли. | 0,5 | | Знать: понятие о «рельефе», планетарные формы рельефа. Равнинны и горы материков, их различие по высоте. Рельеф дна океана. Определение по картам крупных форм рельефа |
26. | Равнины. Горы. | 0,5 | | Знать: внутренние силы Земли. Образование гор. Вулканизм и землетрясения, их последствия |
| Итого за II триместр | 7 | | | |
27. | Землетрясение и вулканизм, обеспечение безопасности населения. | 0,5 | | Знать: внешние силы как разрушители и созидатели рельефа. Выветривание, его зависимость от условно природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. | личностные: уметь удерживать цель деятельности до получения её результата, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений при преобразовании антропогенных форм рельефа регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать познавательные: описывать модель строения Земли, выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой, планировать свою работу при изучении незнакомого материала. коммуникативные: уметь работать в группах. предметные: уметь применять правила картографии при работе с контурными картами, применять таблицы, схемы, модели для получения информации о преобразовании рельефа при антропогенном влиянии |
28. | Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. | 0,5 | | Знать и находить географические объекты с помощью географических координат и основных ориентиров(рек, гор) Выполнять проектное задание в сотрудничестве. |
29. | Решение практических задач по карте. | 0,5 | | Знать: строительные материалы. Драгоценные и поделочные камни. Полезные ископаемые. Охрана литосферы человеком. |
30. | Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа. Человек и литосфера. | 0,5 | | Знать значение литосферы для человека. Способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности. |
31. | Административная контрольная работа №2 (итоговое тестирование) | 0,5 | | |
32. | Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу. | 0,5 | | Знать особенности хозяйственного использования горных районов, причины их слабой заселенности и освоенности. Способы добычи полезных ископаемых и их последствия |
33. | Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. | 0,5 | | Знать опасные явления на Земле «землетрясения», «оползни», «обвалы» и методы борьбы с ними; правила обеспечения личной безопасности |
34. | Опасные природные явления и их предупреждения. | 0,5 | | Знать основные понятия, процессы и явления по теме литосфера – твёрдая оболочка Земли |
| Итого за III триместр | 4 | | | |
| Итого за год | 17 | | | |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Контроль | Характеристика деятельности учащегося | Планируемые результаты |
1. | Состав и строение гидросферы. | 0,5 | | Знать: понятие «гидросфера», части гидросферы, роль круговорота воды в природе. | личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; предметные: анализировать схемы (модели) круговорота воды в природе, осознавать значение океанов для жизнедеятельности человека. |
2. | Мировой океан. | 0,5 | | Знать: Мировой океан и его части, единство вод океана. |
3. | Административная контрольная работа №1 (вводное тестирование) | 0,5 | | |
4. | Решение практических задач по карте. «Круизный лист путешественника». | 0,5 | | Знать: географическое положение, площадь, глубины океанов. |
5. | Воды Океана. Свойства вод. | 0,5 | | Знать: температура и солёность вод Мирового океана. |
6. | Движения воды в океане. | 0,5 | | Знать: движение воды в океане. Волны. Океанические течения, приливы и отливы. |
7. | Реки Земли. Речная система. | 0,5 | | Знать: река как основная часть поверхностных вод суши. Части реки. |
8. | Питание и режим рек. | 0,5 | | Знать: источники питания рек. Режим рек, его зависимость от климата. |
9. | Роль рек в жизни человека. | 0,5 | | Знать: создание водохранилищ и электростанций, загрязнение и очищение вод. |
10. | Озёра, их разнообразие. | 0,5 | | Знать: озера и их разнообразие. Виды озёр. Солёные и пресные озёра мира. |
11. | Подземные воды и ледники. | 0,5 | | Знать: происхождение и образование подземных вод. Покровные и горные ледники. |
12. | Гидросфера и человек. | 0,5 | | Знать: значение пресных вод, их рациональное использование. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Качество воды. Охрана гидросферы. |
| Итого за I триместр | 6 | | | |
13. | Состав и строение атмосферы. Температура воздуха. | 0,5 | | Знать: состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы и её границы. | личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; регулятивные: анализировать собственную работу; познавательные: знакомиться с картами погоды, выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы; коммуникативные: осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе предметные: выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов, выявлять особенности изменения температуры воздуха на Земле. |
14. | Суточный и годовой ход температуры воздуха. | 0,5 | | Знать: нагревание воздуха тропосферы. Понижение температуры воздуха с высотой. Температура воздуха. |
15. | Атмосферное давление. | 0,5 | | Знать: средняя суточная температура, её определение. Суточный и годовой ход температуры. Суточная и годовая амплитуда воздуха. |
16. | Ветер. | 0,5 | | Знать: атмосферное давление, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного давления от высоты.
|
17. | Влага в атмосфере. | 0,5 | | Знать: ветер, причины его образования. Скорость и направление ветра. Виды ветров. |
18. | Погода и её элементы. | 0,5 | | Знать: водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Гигрометр. |
19. | Климат и его элементы. | 0,5 | | Знать: элементы и явления погоды. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. |
20. | Наблюдение за погодой. Карты погоды. | 0,5 | | Знать: отличия климата от погоды. Климатообразующие факторы. |
21. | Характеристика погоды. | 0,5 | | Знать: метеорологические приборы и инструменты. Измерение элементов погоды с помощью приборов. |
22. | Атмосфера и человек. | 0,5 | | Знать: карты погоды, их чтение. Прогноз погоды. |
23. | Биосфера – живая оболочка Земли. | 0,5 | | Знать: значение атмосферы для человека. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Причины изменения погоды; типы климатов; виды ветров, причины их образования. |
24. | Почва как особое природное образование. | 0,5 | | Знать: биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими оболочками Земли. |
25. | Биосфера – сфера жизни. | 0,5 | | Знать: почва – особый природный слой. Плодородие – важнейшее свойство почвы. В. В. Докучаев – основатель науки о почвах. |
26. | Обобщающий урок по теме: «Сохранение биосферы». | 0,5 | | Знать: особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. |
| Итого за II триместр | 7 | | | |
27. | Географическая оболочка. | 0,5 | | Знать: человек – часть биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу. | личностные: формирование целостного мировоззрения; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения; познавательные: выявлять доказательства существования главных закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт; коммуникативные: умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; предметные: анализировать схему природного комплекса Земли, сравнивать между собой различные природные зоны. |
28. | Свойства географической оболочки. | 0,5 | | Знать: географическая оболочка и её строение. Взаимосвязи между составными частями географической оболочки. Границы географической оболочки. |
29. | Природные комплексы на Земле. | 0,5 | | Знать: свойства географической оболочки и её закономерности. Неоднородность и уникальность географической оболочки. |
30. | Закон широтной зональности и высотной поясности. | 0,5 | | Знать: проявление зональных и азональных факторов в формировании природы земли. Природные, природно-антропогенные комплексы. Широтная зональность и высотная поясность. |
31. | Административная контрольная работа №2 (итоговое тестирование) | 0,5 | | |
32. | Природные зоны Земли. Карта природных зон | 0,5 | | Знать: особенности взаимосвязи компонентов природы. |
33. | Культурные ландшафты. | 0,5 | | Знать: хозяйственная деятельность человека в разных природных зонах. |
34. | Составление плана участка культурного ландшафта своей местности. | 0,5 | | |
| Итого за III триместр | 4 | | | |
| Итого за год | 17 | | | |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Контроль | Характеристика деятельности учащегося | Планируемые результаты |
1. | Многообразие стран мира. | 1 | | знать/понимать: •основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; •особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; | личностные: Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; коммуникативные: умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; предметные: формирование представлений о географическом положении России, приграничных государств, государственной границе |
2. | Влияние международных отношений на политическую карту мира. | 1 | |
3. | Государственный строй стран мира. | 1 | |
4. | Административная контрольная работа № 1 (итоговое тестирование) | 1 | |
5. | Взаимодействие общества и природы. | 1 | |
6. | Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. | 1 | |
7. | Земельные и водные ресурсы стран мира. | 1 | |
8. | Биологические, климатические и рекреационные ресурсы. | 1 | |
9. | Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. | 1 | |
10. | Численность и воспроизводство населения. | 1 | |
11. | Состав (структура) населения. | 1 | |
| Итого за I триместр | 11 | | | |
12. | Размещение и миграции населения. | 1 | | знать/понимать: •географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества; | личностные: Осознание своей этнической принадлежности; формирование уважительного и доброжелательного отношения к представителям другого этноса, их мировоззрению, культуре, традициям, языкам и религиям. регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; коммуникативные: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности; предметные: формирование представлений и знаний о промышленных комплексах Сибири и Дальнего Востока. |
13. | Городское и сельское население. Население и окружающая среда. | 1 | |
14. | Характеристика научно-технической революции. | 1 | |
15. | Мировое хозяйство. | 1 | |
16. | Воздействие НТР на мировое хозяйство. | 1 | |
17. | Территориальная структура хозяйства и региональная политика. | 1 | |
18. | Административная контрольная работа № 2 (промежуточное тестирование) | 1 | |
19. | География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность. | 1 | |
20. | Нефтяная, газовая и угольная промышленность как основа мировой энергетики. Электроэнергетика, нетрадиционные источники энергии. | 1 | |
21. | Горнодобывающая промышленность, её значение и структура. Основные черты географии чёрной и цветной металлургии. | 1 | |
22. | Особенности географии машиностроительной, химической, лесной и текстильной промышленности. | 1 | |
23. | Промышленность и окружающая среда. | 1 | |
24. | Агропромышленный комплекс. Растениеводство. | 1 | |
25. | Животноводство и рыболовство. | 1 | |
| Итого за II триместр | 14 | | | |
26. | География транспорта мира. | 1 | | знать/понимать: •особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; | личностные: Формирование умений: работать с разными источниками географической информации – текстом, картами, схемами; планировать последовательность и способ действий при работе с разными источниками географической информации – текстом, картами, схемами; осуществлять сравнение (сопоставление) карт; самостоятельно решать учебные задачи; находить информацию об этапах развития земли в учебнике, научно-популярной литературе, Интернете и интерпретировать её; регулятивные: планировать пути достижения целей; познавательные: Формирование умений: работать с различными источниками географической информации; создавать таблицы; самостоятельно решать учебные задачи. коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение; предметные: продолжать формировать знания о Самарской области, специфике отраслей промышленности. |
27. | Сухопутный транспорт. | 1 | |
28. | Водный и воздушный транспорт. | 1 | |
29. | География международных экономических отношений. | 1 | |
30. | Открытая экономика и свободные экономические зоны. | 1 | |
31. | Международная торговля. | 1 | |
32. | Административная контрольная работа № 3 (итоговое тестирование) | 1 | |
33. | Международный туризм. Непроизводственная сфера. | 1 | |
34. | Обобщение «География отраслей мирового хозяйства» | 1 | |
| Итого за III триместр | 9 | | | |
| Итого за год | 34 | | | |