СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока - урок усвоения новых знаний. Урок знакомит с темой любви в лирике А.С. Пушкина, адресатами любовной лирики, продолжает обучеие анализу лирического произведения данной тематики.

Просмотр содержимого документа
«Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина.»

Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина.

Цели:

  • знакомство учащихся с лирикой Пушкина о любви,

  • приобретение навыков анализа стихотворений, умений увидеть проблему и наметить пути её решения;

  • научить анализировать стихи, видеть психологические детали;

  • научить кратко устно и письменно излагать свои мысли;

  • обучать выразительному чтению; воспитывать интерес к изучаемой теме.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, стенд: “Адресаты любовной лирики”, памятка, опорные конспекты.



Ход урока:

  1. Проверка д/з.


  1. Вступительное слово учителя.


Сегодня мы будем говорить о самом поэтическом, высоком и чистом чувстве, имя которому – любовь. Великое множество произведений посвятили этому чувству выдающиеся мастера поэзии и прозы, в том числе и А.Пушкин.

В отличие от дружбы, в которой поэт ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя “страстям мятежным”, но, как всякая буря, угасало, превращаясь в “погасший пепел”. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была потребность любить.

В жизни поэта были многочисленные опыты «науки страсти нежной», ему хорошо знакомы признания и клятвы, разуверения и измены, страсть и нежность. Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. По воспоминаниям брата поэта Льва Сергеевича, «Он был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевленно, ростом он был мал, но тонок и сложен необычайно крепко и соразмерно. Женщинам Пушкин нравился, он бывал с ними необыкновенно увлекателен. Кличка «обезьяна» долго преследовала его в свете». Пушкин был гениален в любви, быть может, не меньше, чем в поэзии.


Существует «Донжуанский список» Пушкина, составленный им самим, в котором 2 части:


1 часть

2 часть

Наталья 1

Катерина 1

Катерина П

ТТ

Кн. Авдотия

Настасья

Катерина Ш

Аглая

Калипсо

Пульхерия

Амалия

Элиза

Евпр

Анна

Наталья


Мария

Анна

Софья

Александра

Варвара

Вера

Анна

Анна

Анна


Варвара

Елизавета

Надежда

Аграфена

Любовь

Ольга

Евгения

Александра

Елена






Адресаты любовной лирики:



Екатерина Павловна Бакунина
(1795 – 1869гг.)

Елизавета Ксаверьевна Воронцова

Анна Петровна Керн


Наталья Николаевна Гончарова (Пушкина)






«Истинно пиитическую любовь возбудила в Пушкине …фрейлина К.П.Бакунина, - вспоминал лицейский товарищ поэта С.Д.Колговский. – Она часто навещала брата Александра и всегда приезжала на лицейские балы».

Летом 1823г. поэт был назначен в канцелярию новороссийского генерал-губернатора М.С.Воронцова, в Одессу, где познакомился с его женой, одаренной, культурной женщиной, которая к тому же была хороша собой.

20-летний Пушкин впервые встретился с 19-летней Анной Керн, женою 52-летнего генерала Е.Ф.Керн, в Петербурге, в доме А.Н.Оленина. Она произвела на поэта большое впечатление. Это ей он посвятил бессмертные строки.

«Чистейшей прелести чистейший образец»

«…Любовь его к жене была безгранична. Наталья Николаевна была его богом, которому он поклонялся, которому верил всем сердцем».


«К ней» (1815г.)

«К живописцу» (1815 г.)

«Элегия» (1815 г.)

«Желание» (1816 г.)

«Уныние» (1816 г.)

«Слово милой» (1816 г.)

«Наслажденье» (1816 г.)

«Месяц» (1816 г.)

«Осеннее утро» (1816 г.)

«Надпись в беседке» (1816)

«Бакуниной» (1819 г.)

«Ненастный день потух» (1824г.)

«Сожженное письмо» (1825г.)

«Храни меня, мой талисман» (1825г.)

«Всё в жертву памяти твоей» (1825г.)

«Талисман» (1827г.)



К***«Я помню чудное мгновенье» (1825г.)

«Мадонна» (1830г.)


Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его “донжуанского списка”. В лирике говорится о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными.

Любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии. Она словно выделена за пределы быта, “житейской прозы”.

Стихи Пушкина – это не дневник его любовных побед и поражений, в них – психологическая правда любовных переживаний и выражение философских представлений поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину.


  1. Давайте проанализируем стихотворение А. С. Пушкина “Я вас любил” и попытаемся ответить на вопрос: “Можно ли написать стихотворение о любви, если сам автор не любит?”

Чтение стихотворения «Я вас любил»:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

1829 г.

Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какие чувства в вашей душе вызвало?

Не стоит, читая стихотворение “Я вас любил…”, искать ответ на вопрос, кого именно имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви. В стихотворении нет ни упрёков, ни обид, ни безнадежности. Поэт благодарен женщине даже за “безмолвную” любовь; он желает, чтобы “другой” любил её так же «искренно и нежно, как он”.

В стихотворении “Я вас любил…” много психологических деталей. Какие? (Пик чувства пройден, поэта не мучит “болезнь любви”. Он пишет о том моменте, когда чувство угасает, но ещё угасло не совсем. В его душе оживает любовь – воспоминание.)

Какая это была любовь? (Это была любовь невысказанная, “безмолвная”, не связанная с надеждами на взаимность. Любовь колебалась между робостью и ревностью. Поэт вспоминает грустные мгновения своего счастья. Поэтому стихотворение пропитано печальными элегическими интонациями).

(См. памятку). Элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Темы элегии – созерцание природы, философские раздумья о жизни, любви. Элементы элегии: изображение картин природы, одиночество лирического героя, повтор однокоренных слов с целью усиления переживания, обращение к возлюбленной.

Найдите элементы элегии в данном стихотворении. (Повтор слов: «я вас любил» - 3 раза; обращение к возлюбленной «вас» - 2 раза; одиночество поэта).

С помощью каких слов поэт подчёркивает силу прошедшей любви? (Он делает это тонко, деликатно, желая, чтобы другой любил женщину так же искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упреков, ни обид, ни безнадежности. Пушкин благодарен женщине даже за «безмолвную» любовь. Он относится к ней бережно, с теплотой, верит, что она вновь будет любима.)

Мы не знаем, кому посвятил А.С.Пушкин это прекрасное стихотворение. Есть описание возлюбленной поэта в стихотворении? (Как и во многих стихах 1820-х гг., здесь нет портрета возлюбленной).

Черты любимых женщин поэт видел как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Поэтому рисовал их поэтические портреты с помощью сравнений и аналогий.

  1. Анализ стихотворения «На холмах Грузии».

Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосред­ственно и тепло.

Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто... всё ис­полнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна простран­ства; каждое слово необъятно, как поэт...»

Давайте подтвердим слова Гоголя на примере одного из сти­хотворений - «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829):

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

-  Какое чувство осталось после прочтения?

История создания: 1 мая 1829 года Пушкин пишет матери Н.Н.Гончаровой Наталии Ивановне, приславшей ему вежливый отказ в руке ее дочери, письмо, полное скорби и робких надежд, - и в ту же ночь уезжает на Кавказ, в действующую армию, чтоб размыкать свое горе. И вот через две недели, 15 мая, он пишет стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла». О ком может здесь идти речь? Всякий здравомыслящий человек скажет: "ну, конечно, о Наталии Гончаровой". Так долго и думали все исследователи. Но знакомство с черновиками стихотворения дало самые неожиданные результаты. Там читаем: "Я снова юн и твой"... "Я твой по-(прежнему), я вновь тебя люблю, и без надежд, и без желаний... Чиста моя любовь и нежность девственных мечтаний...". "Прошли забытые... Дни... многих лет..." Очевидно, стихотворение обращено к женщине, которую Пушкин любил когда-то прежде, вероятнее всего к Марии Раевской, о знакомстве с которой ему напомнил Кавказ. Две недели прошло, - и Пушкин, возможно, забыл о Гончаровой, и уж полон любви к далекой Раевской!.. Нет. Это объясняется переживаемой живой тоской по Наталье Гончаровой, а в творчестве уходом в "светлую печаль" о далекой любви, покрытой в душе поэта многослойным пеплом перегоревших увлечений.


-   А теперь давайте вернёмся к словам Н. В. Гоголя. Можно ли применить его слова к этому стихотворению? Почему? Как понимать слова «нет наружного блеска»? (Здесь использовано очень мало выразительных средств, характерных для поэтического произведения: нет красочных, ярких эпитетов, для образности используются метафоры: «лежит мгла», «сердце горит»; здесь, по выражению Гоголя, всё просто: «мне грустно и легко», «унынья моего ничто не мучит»...)

-   Да, все слова и выражения просты, но все они складываются в один музыкальный образ грустной и светлой печали. А почему, как вы думаете, печаль у Пушкина светла? (Потому что источник этой печаль - любовь, а любовь у Пушкина - это жизнеутверждающее чувство.)

- Можно ли назвать это стихотворение ЭЛЕГИЕЙ? Докажите свою точку зрения.(Это элегия, потому что здесь присутствуют описания природы, одиночество и печаль героя, повтор слов, обращение к возлюбленной поэта).

-Какой вывод можно сделать, опираясь на слова Гоголя?

(Стихотворение наполнено «внутреннего блеска».)

Итак, стихотворение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта окрашено светлой и тон­кой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.

Вывод по теме урока: Изучив любовную лирику А. С. Пушкина, вы узнали о женщинах, которым поэт посвятил стихи. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала. Любовь вдохновляла поэта на творчество. Вы согласны с этим утверждением? (Писать стихи можно только тогда, когда сам влюблён).

Информация учащихся о домашнем задании:1. тезисный план ответа по теме «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина»; 2. письменный анализ одного из стихотворений о любви; 3. выучить одно стихотворение наизусть по выбору учащихся.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!