СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Афинская демократия при Перикле в V веке до нашей эры.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Афинская демократия при Перикле в V веке до нашей эры.

Просмотр содержимого документа
«Афинская демократия при Перикле в V веке до нашей эры.»

МОУ «Средняя школа №36»















Конспект урока: Афинская демократия при Перикле в V веке до нашей эры.





















Составить урока: Овчинникова Людмила Викторовна

учитель истории и обществознания.













Ярославль, 2016 год.





Тема урока: Афинская демократия при Перикле в V веке до нашей эры.

Цель урока: расширить и дополнить представления школьников о демократическом устройстве, рассказать о жизни Перикла, выяснить, как управлялся афинский полис в V веке до нашей эры.

Эпиграф: «Мы творим в короткое время, но не для короткого времени»

Проблемное задание: Можно ли считать Афинское государство образцовым?

Литература: М.Н. Ботвинник, М.Б. Рабинович, Г.А. Стратановский «Жизнеописания знамени – иных греков и римлян»

Основные понятия: Демократия, экклесия, оратор.

443 г. до н.э.- первое избрание Перикла на должность стратега

594 г. до н.э.- реформа Солона.

План урока:

1) Введение. Афины V в. до н.э.- демократический полис

2) Перикл, его друзья и враги

3) Народное собрание (экклесия) и народный суд

4) Ограниченность афинской демократии.

Вопросы для дискуссии:

1) Любой ли человек в состоянии принимать участие в управлении государством?

2) Какие качества необходимы избранному на должность?

3) Способствует ли демократия совершенствованию личности?

4) Как в условиях демократии оградить людей от злоупотреблений должностях лиц?



Ребята! Мы живём с вами в переломный момент нашей истории – период построения демократического государства России. Но всё у них гладко на этом пути есть и ошибки и топтание на месте, но есть и успехи и они позволяют надеяться на перемены к лучшему.

А сегодня на уроке мы с вами заглянем в прошлое, вспомним, как шло зарождение демократии в Афинах, выясним, как в V в. до н.э. управлялись Афины – один из самых известных и могущественных греческих полисов того времени.

Мы побываем на афинском собрании и познакомимся с человеком, укрепившим афинскую демократию. А в конце урока ответим на вопрос – Можно ли считать Афинское государство образцом?

Но прежде чем вести разговор о событиях V в. до н.э., давайте вспомним имя другого - выдающегося афинянина, изменившегося общество жизнь Афин в конце VI начале V века до н.э.



Вводно – повторительная часть урока

Историческая наука возникла в Греции не случайно. Весь народ Греции желал, чтобы история греко-персид. войск, а также лучшее в мире государственное устройство были записаны.

В V в. до н.э. Афины стали полисом, где любой гражданин, богатый или бедный, знатный или нет, шаг участвовать в управлении.

Демос стал правителем Афин, а вождём демоса несколько десятилетий был Перикл (почти 30 лет).

В течение 15 лет (445-430 гг. до н.э.) Перикл ежегодно избирался стратегом. Народ ему все важнейшие дела: войско, флот, управление государство доходами. Народ полностью доверил ему управление государством? Почему?

Какими качествами должен обладать государственный деятель? См. Фукидид

Историческое Фукидид называет его «первым среди афинян»

В его лице сочетаются четыре добродетели:

Он умен, т.е. обладает способностью оценить политическое положение, верно угадать события и ответить на них действиями. Он одарен красноречием, уменьем сложить на свою сторону слушателей, так что его действия поддерживает весь народ.

Всякий раз, как он говорит в народном собрании, можно подумать, что он слагает к его ногам свой венок вождя, чтобы вновь возложить его на себя, лишь с общего согласия (учебник стр.185).

Его 3-ей добродетелью является самым высоким патриотизм; для него всегда на первом месте, впереди всего интересы его сограждан и часть афинского полиса.

И, наконец, он совершенно бескорыстен. Недоступен подкупу.

Афинская демократия по Периклу,- это весь город, занятый трудом. Труд у него в почёте. «У нас будет скупо тем, кто ничего не делает, чтобы от нее избавиться».

Защита Отечества

Почетной обязанностью полноправного гражданина была, прежде всего защита своего государства. Человек мог одобрять или не одобрять политического стоя отечества, но был обязан защищать его. Убитых воинов хоронили за государственный счёт, их имена окружались всеобщим уважением и почетом, их подвили воспевались поэтами, описывались в речах госуд. деятелей.

Но не только превозносить умерших героев считалось необходимым, но и выражать благодарность за их воспитание родителям, соболезновать в постигшей их тяжелой утрате государство брало на себя заботу о семьях тех, кто защищал родную землю.

В дни театр представлений, в театре по вызову появились сыновья погибших, достижение возмужалости под приветствием крика зрителей им вручалось полное вооружение – признак полноправного гражданина. См. клятва афинских юношей при вступлении на военную службу (учеб. стр. 164).


Перикл – вождь афинской демократии

(Сообщение ученицы ученика)

Перикл, как и другие политические деятели его поколения, проходило из аристократов.

Он родился сильным и здоровым ребенком, но поражал всех необыкновенной величиной и формой своей головы этот недостаток так и остался у него на всю жизнь, и чтобы срыть его, художники и скульпторы всегда изображали Перикла в шлеме.

Зато сочинители комедий издевались над необыкновенно большой головой Перикла и придумали для него прозвище «Луковицеголовый». Перикл получил прекрасное образование кроме обязательного для всякого афинянина изучения музыки и стихосложения. Перикл обучался также естественным наукам под руководством философа Анаксагора, которого современники называли Умом – потому ли, что удивлялись его великому, необыкновенному уму, или потому, что он первый назвал творцом вселенной Ум.



В обязанности коллегии 10 стратегов входили командование флотом и войсками, введение внешнеполитические дела государства, финансовые дела. Она была единственной учреждением, в котором переизбрание допускалось неограниченное число раз. Если стратеги не оправдывали доверия, злоупотребляли властью или по их вине Афины терпели поражение, их можно было раньше срока оспаривать от должности и передать суду.

Известны случаи, когда стратеги присуждались к смертной казни. Перикл, остававшийся, первым стратегом в течение 15 лет при крупной военной неудаче был смещён и проговорен к выплате крупной суммы денег. Никакого вознаграждения стратегу не полагалось; поэтому практически эту должность могли занимать только состоятельные люди.

Дом афинян состоит лишь в том, чтобы выносить условия, взятые на себя при получении этих денег. Аргументация безупречная! Крупные работы были предприняты Периклом на Акрополе и в других местах с тем, чтобы дать всем гражданам возможность жить в достатке, и что это делалось за счёт данников Афин.

Верховная власть в Афинах принадлежала народному собранию (по-гречески экклесия).

Давайте совершим воображаемое путешествие и побываем на афинском народном собрании.

Картина «Народное собрание в Афинах». Собрание созывалось 3-4 раза в месяц. Обычно на холме Пникс в западной части города. Участвовали, в собрании могли, только граждане, мужчины, начиная с 20 летнего возраста. В 451-450 г. до н.э. было решено по предложению Перикла, что политическими правами могут пользоваться лишь те, у кого и отец и мать - афиняне. После издания нового закона стали производить частные и строгие проверки. Любой желающий мог выступить с речью – для этого он надевал на голову венок.

Так какие же решения принимались на народном собрании (работа с учебником вслух ( по очереди)).

Народное собрание экклесия


выбирало стратегов издавало законы распоряжалось казной и

утверждало расходы

государства

объявляло войну и

утверждало

мирные договоры



Источники рабство: военнопленные, по рождению, пиратство за долги (кроме Афин) отец семейства мог продать (кроме Афин) своих детей.

В Афинах запрещение не касалось дочерей, виноватых в развратном поведении. Рабы рассматривались как простое «орудие».

Что же делали рабы?

  1. Все домашние работы (дробить зерно, выпекали, ткали, шили одежду, пряли, ткали, вышивали под надзором хозяйки, педагог – лицо, отводившее ребенка к учителю, кормилицы).

Рядовой гражданин владел обычно одним рабом и двумя служанками. У зажиточного горожанина было по нескольку рабов. Очень богатые дома, где имелось до 20 слуг. Всякого рода производства требовало большого количества рабов, тока не было машин.

  1. В гончарной мастерской раб приносил и месил глину, топил печи, доставлял дрова, иногда работал и на гончарном круге и даже расписывал вазы.

В Афинах нельзя было убивать рабов, но можно уморить голодом или запороть розгами. Раб мог быть свидетелем, показания раба, добыча под пыткой, признавались действительными.

Было ли, на Ваги взгляд, управление Афинами справедливым?

Ограниченность афинской рабовладельческой демократии. Только Афин граждане пользовались всеми правами, а метеки женщины (1/2 часть афинского населения) и рабы не были полноправными.


Вывод!

Афинская демократия была ограниченной!!!

Д/З. параграф № 40 и повторить 37.


Каковы различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте? (тест).


Скачать

© 2016 877 11

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!