СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Афинский порт Пирей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Афинский порт Пирей»

История. 5 класс Порт Пирей МИХАЙЛОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА

История. 5 класс

Порт Пирей

МИХАЙЛОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА

Игра «Крестики – нолики»  (верный ответ – Х ; неверный ответ – О ) 1 2 4 5 3 7 8 6 9

Игра «Крестики – нолики» (верный ответ – Х ; неверный ответ – О )

1

2

4

5

3

7

8

6

9

Марафонское сражение произошло в 480 г. до н.э. Царь Ксеркс велел «высечь море». Кир, Дарий, Ксеркс – правители Персидской державы. Мильтиад – стратег, избранный греками для борьбы с персами. Павсаний – спартанский царь, войско которого заняло Фермопильский проход и преградило путь врагам. Фемистокл – инициатор создания флота греков накануне персидского вторжения. Фланги – две стороны войска. Триера – военный корабль греков. На о. Саламин произошло кровопролитное сухопутное сражение
  • Марафонское сражение произошло в 480 г. до н.э.
  • Царь Ксеркс велел «высечь море».
  • Кир, Дарий, Ксеркс – правители Персидской державы.
  • Мильтиад – стратег, избранный греками для борьбы с персами.
  • Павсаний – спартанский царь, войско которого заняло Фермопильский проход и преградило путь врагам.
  • Фемистокл – инициатор создания флота греков накануне персидского вторжения.
  • Фланги – две стороны войска.
  • Триера – военный корабль греков.
  • На о. Саламин произошло кровопролитное сухопутное сражение
Игра «Крестики – нолики»  (верный ответ – Х ; неверный ответ – О ) 1 2 4 О Х 3 Х 5  7 8 6 Х О Х 9 Х Х О

Игра «Крестики – нолики» (верный ответ – Х ; неверный ответ – О )

1

2

4

О

Х

3

Х

5

7

8

6

Х

О

Х

9

Х

Х

О

История. 5 класс Порт Пирей МИХАЙЛОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА

История. 5 класс

Порт Пирей

МИХАЙЛОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА

Цели урока:  П оказать роль Афинского морского союза в процессе завершения греко-персидских войн и дальнейшего возвышения Афин в 5 в. до н.э.  Дать представление о роли порта Пирей в деле укрепления богатства и могущества Афин.  Способствовать созданию условий для понимания неравного положения переселенцев и рабов по отношению к гражданам.  Формировать умения выделять главное, обобщать и делать выводы, соотносить себя с конкретной исторической эпохой.

Цели урока:

  • П оказать роль Афинского морского союза в процессе завершения греко-персидских войн и дальнейшего возвышения Афин в 5 в. до н.э.
  • Дать представление о роли порта Пирей в деле укрепления богатства и могущества Афин.
  • Способствовать созданию условий для понимания неравного положения переселенцев и рабов по отношению к гражданам.
  • Формировать умения выделять главное, обобщать и делать выводы, соотносить себя с конкретной исторической эпохой.
План 1. Порт Пирей 2. Военные гавани порта 3. Роль Пирея в развитии торговли Афинского государства 4. Работорговля

План

1. Порт Пирей

2. Военные гавани порта

3. Роль Пирея в развитии торговли Афинского государства

4. Работорговля

Задание на урок Какую роль играл порт Пирей в жизни греков?

Задание на урок

Какую роль играл порт Пирей в жизни греков?

Чем вызван перенос афинского порта из Фалерского залива на Пирейский полуостров? Зея

Чем вызван перенос афинского порта из Фалерского залива на Пирейский полуостров?

Зея

Пирей был заложен в V в. до н.э. по распоряжению Фемистокла , как залог будущего морского владычества Афин. Два года спустя после Платейской битвы прерванная войной с персами постройка города была возобновлена, и Пирей сразу же был окружен стенами. Постройкой Пирея руководил архитектор Гипподам Милетский (498 – 408 гг. до н.э.). Толщина стен была приблизительно 16 футов; они были сложены из прямоугольных плит без использования соединительных материалов. Высота стен при Фемистокле достигала тридцати футов.

Пирей был заложен в V в. до н.э. по распоряжению Фемистокла , как залог будущего морского владычества Афин.

Два года спустя после Платейской битвы прерванная войной с персами постройка города была возобновлена, и Пирей сразу же был окружен стенами. Постройкой Пирея руководил архитектор Гипподам Милетский (498 – 408 гг. до н.э.).

Толщина стен была приблизительно 16 футов; они были сложены из прямоугольных плит без использования соединительных материалов. Высота стен при Фемистокле достигала тридцати футов.

Эти стены укрывали наиболее ценные из всех сокровищ Афин: афинские корабли, верфи и доки, морские склады. Они должны были стать образцовой постройкой и сделать возможным оборону Пирея при помощи самого малого гарнизона, несмотря на соседство сильных и завистливых морских держав. При устье гавани Пирея возвышались друг против друга по две башни на таком близком расстоянии, что вход в гавань мог быть с легкостью прегражден цепями, - это были морские ворота Пирея и всей Аттики.

Эти стены укрывали наиболее ценные из всех сокровищ Афин: афинские корабли, верфи и доки, морские склады. Они должны были стать образцовой постройкой и сделать возможным оборону Пирея при помощи самого малого гарнизона, несмотря на соседство сильных и завистливых морских держав.

При устье гавани Пирея возвышались друг против друга по две башни на таком близком расстоянии, что вход в гавань мог быть с легкостью прегражден цепями, - это были морские ворота Пирея и всей Аттики.

Схема порта Пирей

Схема порта Пирей

Гавань – место стоянки кораблей Военные Торговая Военный корабль - триера  400 триер Торговый корабль

Гавань место стоянки кораблей

Военные

Торговая

Военный корабль - триера

400 триер

Торговый корабль

Военные гавани порта В военных гаванях находилось более 400 судов. Узкие входы в гавани запирались железными цепями или просмоленными канатами. Со стороны суши каменные стены ограждали гавани, защищая их от любопытных глаз. 

Военные гавани порта

В военных гаванях находилось более 400 судов. Узкие входы в гавани запирались железными цепями или просмоленными канатами. Со стороны суши каменные стены ограждали гавани, защищая их от любопытных глаз. 

Военные гавани порта Афинский флот был самым сильным. На военных кораблях служили только афинские граждане.  Богатейшие граждане по афинским законам должны были за свой счёт снарядить по боевому кораблю Совет Пятисот –  орган, который следил за порядком в военных гаванях

Военные гавани порта

Афинский флот был самым сильным.

На военных кораблях служили только афинские граждане.

Богатейшие граждане по афинским законам должны были за свой счёт снарядить по боевому кораблю

Совет Пятисот

орган, который следил за порядком в военных гаванях

Военные гавани порта Верфь – место, где чинили и строили новые корабли  Переселенцы и рабы доступа к военным кораблям не имели

Военные гавани порта

Верфь – место, где чинили и строили новые корабли

Переселенцы и рабы доступа к военным кораблям не имели

Торговая гавань порта Самая большая гавань Пирея была торговой. В Греции ее называли «ртом Афин». Как вы думаете, справедливо ли это? Почему?

Торговая гавань порта

Самая большая гавань Пирея была торговой.

В Греции ее называли «ртом Афин».

Как вы думаете, справедливо ли это? Почему?

Торговая гавань порта ПОШЛИНА – налог за право торговать в Афинах Греки-переселенцы платили налог за право жить в Афинском государстве казна

Торговая гавань порта

ПОШЛИНА – налог

за право торговать

в Афинах

Греки-переселенцы

платили налог за

право жить в

Афинском

государстве

казна

Торговая гавань порта Опишите по картине торговую гавань Пирея

Торговая гавань порта

Опишите по картине торговую гавань Пирея

Торговая гавань порта Северное Причерноморье Зерно, рабы, кожи Апеннины Металлы Рыба Малая Азия Слоновая кость Северная  Африка Папирус, ткани Египет

Торговая гавань порта

Северное

Причерноморье

Зерно, рабы, кожи

Апеннины

Металлы

Рыба

Малая Азия

Слоновая кость

Северная

Африка

Папирус, ткани

Египет

Торговая гавань порта Оливковое масло, виноград Ювелирные украшения Вина Амфоры, статуи

Торговая гавань порта

Оливковое масло,

виноград

Ювелирные

украшения

Вина

Амфоры,

статуи

РАБОТОРГОВЛЯ

РАБОТОРГОВЛЯ

Пленники Купленные за морем Захваченные пиратами Прислуга в доме РАБЫ Работа на рудниках Работа в кузнице Сбор винограда

Пленники

Купленные за морем

Захваченные пиратами

Прислуга в доме

РАБЫ

Работа на рудниках

Работа в кузнице

Сбор винограда

Тяжёлая участь рабов Законы Афин запрещали убивать раба. Но в остальном за ним не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В неволе раб часто терял имя и получал кличку по названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Фракиец, Перс.

Тяжёлая участь рабов

Законы Афин запрещали убивать раба. Но в остальном за ним не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В неволе раб часто терял имя и получал кличку по названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Фракиец, Перс.

Тяжёлая участь рабов Иногда владельцы рабов отпускали их на свободу. Такие люди назывались вольноотпущенники. Ими могли стать преданные слуги, например, няня, вырастившая детей хозяина. Вольноотпущенниками становились заплатившие выкуп талантливые умельцы — сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду. Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли.

Тяжёлая участь рабов

Иногда владельцы рабов отпускали их на свободу. Такие люди назывались вольноотпущенники. Ими могли стать преданные слуги, например, няня, вырастившая детей хозяина. Вольноотпущенниками становились заплатившие выкуп талантливые умельцы — сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду.

Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли.

Изучаем документ Как оплачивали труд свободных афинян в древности: За один день работы платили: каменотесам — одну драхму, морякам — треть драхмы, судьям—треть драхмы. Известно, что афинская семья из 3— 4 человек тратила на питание не менее половины драхмы в день. За один день работы платили: каменотесам — одну драхму, морякам — треть драхмы, судьям—треть драхмы. Известно, что афинская семья из 3— 4 человек тратила на питание не менее половины драхмы в день. За один день работы платили: каменотесам — одну драхму, морякам — треть драхмы, судьям—треть драхмы. Известно, что афинская семья из 3— 4 человек тратила на питание не менее половины драхмы в день. Цены на рабов и скот в Афинах 5-го века до н. э.: Погонщик ослов—140 драхм. Прислужник за столом — 215 драхм. Золотых дел мастер — 360 драхм. Бык—50 драхм. Свинья—3 драхмы .

Изучаем документ

  • Как оплачивали труд свободных афинян в древности:
  • За один день работы платили: каменотесам — одну драхму, морякам — треть драхмы, судьям—треть драхмы. Известно, что афинская семья из 3— 4 человек тратила на питание не менее половины драхмы в день.
  • За один день работы платили: каменотесам — одну драхму, морякам — треть драхмы, судьям—треть драхмы. Известно, что афинская семья из 3— 4 человек тратила на питание не менее половины драхмы в день.
  • За один день работы платили: каменотесам — одну драхму, морякам — треть драхмы, судьям—треть драхмы.
  • Известно, что афинская семья из 3— 4 человек тратила на питание не менее половины драхмы в день.
  • Цены на рабов и скот в Афинах 5-го века до н. э.:
  • Погонщик ослов—140 драхм. Прислужник за столом — 215 драхм. Золотых дел мастер — 360 драхм. Бык—50 драхм. Свинья—3 драхмы .
Задание. Используя материал учебника, заполните таблицу 1 группа 1. Кто считался гражданином? 2. Основные занятия граждан 3. Положение (обязанности, участие в управлении государством)

Задание. Используя материал учебника, заполните таблицу

1 группа

1. Кто считался гражданином?

2. Основные занятия граждан

3. Положение (обязанности, участие в управлении государством)

Задание. Используя материал учебника, заполните таблицу 2 группа 1. Кто считался переселенцем? 2. Основные занятия переселенцев? 3. Положение (обязанности, участие в управлении государством)

Задание. Используя материал учебника, заполните таблицу

2 группа

1. Кто считался переселенцем?

2. Основные занятия переселенцев?

3. Положение (обязанности, участие в управлении государством)

Задание. Используя материал учебника, заполните таблицу 3 группа 1. Кто считался рабом? 2. Где использовался труд рабов? 3. Как обращались с рабами?

Задание. Используя материал учебника, заполните таблицу

3 группа

1. Кто считался рабом?

2. Где использовался труд рабов?

3. Как обращались с рабами?

Задание. Выберите из предложного набора слов, те, что характеризуют положение раба. 1. Раб распоряжается собой. 2. Не мог распоряжаться собой. 3. Мог менять по своему усмотрению место жительства. 4. Обычно имел семью. 5. Имел немного имущества. 6. Не мог менять места жительства. 7. Не мог иметь семью. 8. Не имел имущества. 9. Мог распоряжаться продуктами своего труда. 10. Участвовал в управлении государством. 11. Не имел имени.

Задание. Выберите из предложного набора слов, те, что характеризуют положение раба.

1. Раб распоряжается собой.

2. Не мог распоряжаться собой.

3. Мог менять по своему усмотрению место жительства.

4. Обычно имел семью.

5. Имел немного имущества.

6. Не мог менять места жительства.

7. Не мог иметь семью.

8. Не имел имущества.

9. Мог распоряжаться продуктами своего труда.

10. Участвовал в управлении государством.

11. Не имел имени.

Найдите ошибки в тексте В 5 веке до н.э. главным городом Афинского государства стал Пирей. С Афинами Пирей соединяли Короткие стены, возведенные на случай войны. В Пирее находились одна военная и две торговые гавани. Доступ к военным кораблям был разрешен всему населению Афинского государства.

Найдите ошибки в тексте

  • В 5 веке до н.э. главным городом Афинского государства стал Пирей.
  • С Афинами Пирей соединяли Короткие стены, возведенные на случай войны.
  • В Пирее находились одна военная и две торговые гавани.
  • Доступ к военным кораблям был разрешен всему населению Афинского государства.
Найдите ошибки в тексте По афинским законам, каждый гражданин должен был снарядить за свой счет боевой корабль. Афинскими гражданами по закону считались все жители Афин. Переселенцы должны были платить пошлину в казну за одно только право жить в Афинском государстве, все остальные от налогов были освобождены. Рабы участвовали в управлении государством.

Найдите ошибки в тексте

  • По афинским законам, каждый гражданин должен был снарядить за свой счет боевой корабль.
  • Афинскими гражданами по закону считались все жители Афин.
  • Переселенцы должны были платить пошлину в казну за одно только право жить в Афинском государстве, все остальные от налогов были освобождены.
  • Рабы участвовали в управлении государством.
Словарь Верфь – место, где чинили и строили корабли и суда. Вольноотпущенники – рабы, отпущенные их владельцами на свободу. Гавань – прибрежная часть моря, используемая для стоянки судов, где производится погрузка и разгрузка товара, посадка и высадка пассажиров. Граждане – коренные афиняне, у которых оба родителя – как отец, так и мать – были гражданами. Метеки (переселенцы) - неполноправные жители  Аттики, платившие налог в казну за право жить в Афинском государстве. Пифос – большой керамический сосуд (мог быть размером с человека и более) для хранения продуктов — зерна, вина, оливкового масла, солёной рыбы.   Порт  - гавань, пристань. Пошлина – плата за право торговать в Афинах Рабы - подневольные люди Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Словарь

Верфь – место, где чинили и строили корабли и суда.

Вольноотпущенники – рабы, отпущенные их владельцами на свободу.

Гавань – прибрежная часть моря, используемая для стоянки судов, где производится погрузка и разгрузка товара, посадка и высадка пассажиров.

Граждане – коренные афиняне, у которых оба родителя – как отец, так и мать – были гражданами.

Метеки (переселенцы) - неполноправные жители  Аттики, платившие налог в казну за право жить в Афинском государстве.

Пифос большой керамический сосуд (мог быть размером

с человека и более) для хранения продуктов — зерна, вина, оливкового масла, солёной рыбы.  

Порт - гавань, пристань.

Пошлина – плата за право торговать в Афинах

Рабы - подневольные люди

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Задание на урок Какую роль играл порт Пирей в жизни греков?

Задание на урок

Какую роль играл порт Пирей в жизни греков?

Современный порт Пирей

Современный порт Пирей

Домашнее задание Параграф 36, пересказ. Выпишите в словарь и выучите значение новых понятий: граждане, пошлина, налог, переселенцы, вольноотпущенник. 3. Составьте устно рассказ от имени путешественника, посетившего порт Пирей.

Домашнее задание

  • Параграф 36, пересказ.
  • Выпишите в словарь и выучите значение новых понятий: граждане, пошлина, налог, переселенцы, вольноотпущенник.

3. Составьте устно рассказ от имени путешественника, посетившего порт Пирей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс