Методика адаптивной физической культуры для детей с нарушением зрения
1. Характеристика детей с нарушением зрения.
2. Особенности психического развития детей с нарушением зрения.
3. Особенности физического развития и двигательных нарушений.
4. Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения .
5. Коррекция и профилактика нарушений зрения
1. Характеристика детей с нарушением зрения.
- Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире. 85—90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор. Частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка.
- Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций:
1) центрального зрения;
2) периферического зрения;
3) бинокулярного зрения;
4) светоощущения;
5) цветоощущения.
Зрительные дисфункции у детей школьного возраста
Ребенок с нарушением зрения — термин, касающийся как незрячих, так и слабовидящих:
- Незрячих делят на тотально слепых ( Vis — 0) и детей с остаточным зрением ( Vis от 0 до 0, 04 с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу).
2. Слабовидящие дети по состоянию зрительных функций разнообразны. Это обусловлено прежде всего клиническими формами и степенью их глазной патологии. Слабовидящими считают людей, имеющих остроту зрения от 0,2 до 0,6 (с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу).
Классификация нарушений зрения по Г.В. Никулиной
- Глубокие нарушения - относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую зрительную депривацию. В зависимости от глубины и степени нарушений перечисленных функций может наступить слепота или слабовидение.
- Неглубокие нарушения - относятся нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм); нарушения цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нарушения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения); нарушения остроты зрения, связанные с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия).
2. Особенности психического развития детей с нарушением зрения
Особенности внимания:
- нарушение непроизвольного внимания (узкий запас знаний и представлений);
- снижение произвольного внимания (низкий объем внимания, нецеленаправленность);
- нарушение перехода от одного вида деятельности к другому (инертность, низкий уровень переключаемости внимания).
Особенности памяти:
- ограниченный объем памяти,
- сниженная скорость запоминания (носит вторичный характер);
- слабая сохранность зрительных образов
- снижение объема долговременной памяти.
- высокий объем кратковременной слуховой памяти.
Особенности мышления:
- неспособность целостного восприятия ситуации;
- сужение понятий об окружающем мире;
- необоснованность суждений и умозаключений;
- у слабовидящих отмечается словесно-логическое и наглядно-образное мышление.
Особенности мышления:
- неспособность целостного восприятия ситуации;
- сужение понятий об окружающем мире;
- необоснованность суждений и умозаключений;
- у слабовидящих отмечается словесно-логическое и наглядно-образное мышление.
3. Особенности физического развития и двигательных нарушений.
Уровень физического развития и физической подготовленности
детей с депривацией зрения значительно отстает от нормально
видящих сверстников:
- отставание в весе (6-7 %);
- росте (от 5 до 13 см);
- окружности грудной клетки до 4-5 см;
- жизненной емкости легких (10-12%);
- сила мышц кисти ниже на 28,1 %;
- в показателях гибкости на 12-15 %;
- нарушение координации движений (28-52%);
- скоростно-силовые качества (14-28%);
- плоскостопие (30 - 55 %);
- различные нарушения осанки и сколиозы (60-80%).
- объем суточной двигательной активности (6,8 км против 12,2 км)
- 87% учащихся относятся к СМГ
Причины возникновения вторичных отклонений в физическом развитии детей с глубокой патологией зрения
Первая группа:
- наличие сопутствующих заболеваний (ЗПР, ДЦП, нарушение эмоционально-волевой сферы, соматические заболевания и прочие);
- нарушение пространственных представлений, пространственной ориентировки;
- отсутствие обратной визуальной связи с внешним миром, подражания;
- незаконченность болезненного процесса (у некоторых наблюдается прогрессирование ведущего заболевания и его влияние на другие психические процессы).
Вторая группа:
- небольшой запас сенсорного восприятия;
- подверженность гипокинезии;
- отсутствие мотива к формированию правильной осанки, позы, двигательных навыкови умений;
- отсутствие социальных условий для гармоничного физического развития ребенка;
- неадекватное отношение взрослых к вторичным отклонениям в физическом развитии ребенка.
4. Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения
Задачи адаптивного физического воспитания
Общие :
- воспитание гармонически развитого ребенка; - укрепление здоровья; - воспитание волевых качеств; - обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам; - развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости.
Специальные:
- охрана и развитие остаточного зрения; - развитие навыков пространственной ориентировки; - развитие и использование сохранных анализаторов; - развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения (удаление, приближение), сравнение, обобщение, выделение; развитие двигательной функции глаза; - укрепление мышечной системы глаза; - коррекция недостатков физического развития, обусловленных депривацией зрения;
Специальные:
- коррекция скованности и ограниченности движений; - коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства; - активизация функций сердечно-сосудистой системы; - улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата; - коррекция и совершенствование координационных способностей, согласованности движений; - развитие межпредметных знаний; - развитие коммуникативной и познавательной деятельности и пр.
Развитие и использование сохранных анализаторов
- Использование и развитие остаточного зрения:
- распознавание зрительных образов, объектов (по цвету форме размеру);
-анализ пространственных ощущений
2. Развитие и использование слухового анализатора
3. Развитие способности объединять мышечные ощущения со звуковым фоном
4. Развитие осязания (предметное познание – кистевой ладонный пальцевой способы).
5. Развитие теплоощущения ( температурная чувствительность возрастает в 10-15 раз)
Особенности регулирования психофизической нагрузки на занятиях физической культурой
- использовать как стандартные (одинаковые по скорости, темпу и весу), так и переменные (изменяющиеся в ходе урока) виды нагрузки;
- варьировать формы и условия выполнения двигательных действий;
- варьировать объем нагрузки в зависимости от состояния здоровья занимающихся, уровня их физической подготовленности;
- варьировать физическую нагрузку, чередуя ее с паузами для отдыха, заполняемыми упражнениями для зрительного тренинга, на релаксацию, на регуляцию дыхания, пальчиковую гимнастику и пр.;
- воздерживаться от длительной статической нагрузки с поднятием тяжести, упражнений высокой интенсивности, которые могут вызвать повышение внутриглазного давления, ухудшение работоспособности цилиарной мышцы, ишемию, особенно у детей с глаукомой, высокой степенью миопии;
Особенности регулирования психофизической нагрузки на занятиях физической культурой
- учитывать сенситивные периоды развития физических качеств;
- для улучшения психосоматического состояния использовать психогимнастику;
- наблюдать за самочувствием занимающихся; умеренное утомление не является противопоказанием, однако в результате нерациональной организации труда (физического, умственного, зрительного) может наступить переутомление;
- при наличии синдрома эпилепсии исключать упражнения на стимулирование дыхательной системы, на повышенной опоре, игры высокой интенсивности;
- учитывать, что нарушения эмоционально-волевой сферы, гиперактивность соразмеряются упражнениями на релаксацию, на регуляцию дыхательной системы, на снятие зрительного и эмоционального утомления, упражнением для глаз — «пальмингом».
Методы обучения слепых и слабовидящих:
- Метод практических упражнений
- Словесные методы (объяснение)
- Метод дистанционного управления
- Метод упражнения по применению знаний
- Метод наглядности (демонстрация)
- Метод стимулирования двигательной активности
Метод практических упражнений
- выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;
- выполнение движения в облегченных условиях (например, бег под уклон, кувырок вперед с небольшой горки и т. д.);
- выполнение движения в усложненных условиях (например, использование дополнительных отягощений - гантели 0,5 кг, сужение площади опоры при передвижении и т. д.);
- использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т. д.);
- использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.);
- использование имитационных упражнений (например, «велосипед» в положении лежа, метание без снаряда и т. д.);
- подражательные упражнения («как ходит медведь, лиса»; «стойка аиста»; «лягушка» — присесть, положив руки на колени, и т. д.);
- использование при ходьбе, беге лидера (дети ориентируются на звук шагов бегущего рядом или на один шаг впереди ребенка с остаточным зрением);
Метод практических упражнений
- использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребенку при выполнении движения;
- использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например, ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.);
- изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как темп, ритм, скорость, ускорение, направление движения, амплитуда, траектория движения и т. д.;
- изменение исходных положений для выполнения упражнения(например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки или от пола);
Метод практических упражнений
- использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки (мяч «ежик», массажное кольцо и мяч, ручной эспандер, для дифференцировки тактильных ощущений — отделение риса от гороха и т. д.);
- изменение внешних условий выполнения упражнений: на повышенной опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне и т. д.;
- варьирование состояния учащихся при выполнении физических упражнений: в условиях проверки (самоконтроль, взаимоконтроль, зачетный урок и т. д.); в соревновательных условиях (внутри класса, школьные, районные, городские и т. д.); использование разученных двигательных умений в повседневной жизни;
- использование упражнений, которые требуют согласованных и синхронных действий партнеров (бег парами с передачей мяча друг другу с постепенным увеличением расстояния между партнерами и т. д.);
5. Коррекция и профилактика нарушений зрения
Средства АФК для детей с нарушениями зрительной функции
1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.
2. Общеразвивающие упражнения:
-без предметов;
-с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету,
весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.);
- на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска,
тренажеры — механотерапия и т.д.).
3. Упражнения на формирование навыка правильной осанки.
4. Упражнения для укрепления сводов стопы.
Средства АФК для детей с нарушениями зрительной функции
5. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины,
живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей).
6. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
7. Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вестибулярного аппарата и пр.). Для совершенствования координации движений
используются необычные или сложные комбинации различных движений, упражнения на тренажерах.
8. Упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий.
Средства АФК для детей с нарушениями зрительной функции
9. Лазанье и перелезание (преодоление различных препятствий).
10. Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер.
11. Специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние).
12. Упражнения на развитие и использование сохранных анализаторов.
Средства АФК для детей с нарушениями зрительной функции
13. Упражнения для развития мелкой моторики руки.
14. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.
15. Плавание.
16. Лыжная подготовка.
ТЕНЕБИЛЬ (ШОУДАУН) Игра тенебиль (шоудаун) предназначена для проведения досуга слепых и слабовидящих. Инвентарь: стол, озвученный мяч и специальные ракетки. При игре в тенебиль особое значение имеет слух. Поэтому важно обеспечить тишину во время игры. Заранее определите, какие посторонние звуки можно устранить в зоне игры
Опытные классы
форма занятия
Контрольные классы
количество времени
1. Уроки физической культуры (3 раза в неделю)
2. Утренняя гимнастика до начала учебных занятий (ежедневно)
форма занятия
40 минут
3. Релаксационные физкультминутки на уроках
количество времени
1. Уроки физической культуры (3 раза в неделю)
10 минут
4. Динамическая перемена
5 минут
40 минут
2. Утренняя гимнастика до начала учебных занятий (ежедневно)
5. Активные игры после учебных занятий
20 минут
3. Занятия в группах (секциях) после учебных занятий (2 раза в неделю)
10 минут
Объем (время) организационной двигательной активности в течение учебного дня
40 минут
60 минут
Объем (время) организационной двигательной активности в течение учебной недели
2 часа 55 минут
Дни здоровья (1 раз в месяц)
Объем (время) организационной двигательной активности в течение учебного дня
15 часов 40 минут
Объем (время) организационной двигательной активности в течение учебной недели
4 часа
1 час 50 минут
5 часов
Таблица 1
Средства АФК для детей с нарушениями зрительной функции