Методическая разработка
к уроку на тему
«Африка географическое положение . История исследования»»
по предмету география
для учащихся 7 класса
=
Аннотация
Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать материал, работать с текстом и защищать свои идеи. Данная разработка урока может применяться по направлению: -Учитель проводит урок с помощью мультимедийной презентации, с последовательной сменой слайдов.
Используется игровая технология, виды организации учебной деятельности учащихся направлены на практическую реализацию целей и задач урока, носят творческий характер.
При объяснении географического положения материка обычно используется только физическая и контурная карты, в электронном варианте можно визуализировать каждый пункт плана, что повысит интерес учащихся и понимание нового материала у них. Данный урок построен с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов).ЦОРы позволяют учителю географии создать образы изучаемой территории, так как в ходе объяснения возможен показ красочных слайдов по изучаемой теме. Слайд – шоу так же можно использовать при закреплении изученного материала, при проверке знаний, на контрольных и текущих уроках. Использование ЦОРов открыло возможность поэтапного заполнения таблиц при изучении нового материала, показа результата выполненной работы, а так же проверки самостоятельной работы учащихся.
Технологическая карта урока географии
1. УМК- В.А Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев « География материков и океанов»
2.Класс 7 урок 25 параграф 24
4.Тема урока « Африка. Географическое положение и история открытия»
5.Цель урока: • Познакомить с физико – географическим положением Африки;
• Научить давать характеристику ФГП материка.
• Продолжить формировать умение работать с картами: определить географическое положение материка, определить координаты крайних точек
• Прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка.
• Назвать имена исследователей континента и результаты их работы. Подчеркнуть роль русских путешественников в исследовании природы материка
. Научить составлять опорный конспект по описанию географического положения. По ходу экскурсии мы будем делать необходимые записи в своих экскурсионных дневниках
. система оценивания дети в течении урока за каждый этап урока выставляют себе оценку.
6.Задачи урока
Образовательная: дать представление обучающимся о своеобразии материка, познакомить с историей его открытия, рассмотреть географическое положение Австралии.
Развивающая: сформировать у обучающихся навык составления характеристики материка, закрепить умения самостоятельной работы с атласом.
Воспитательная: создать условия для повышения интеллектуального уровня развития личности обучающихся в процессе анализа, синтеза, группировки языкового и картографического материала.
Тип урока:
• урок-практикум,
• урок изучения нового материала.
Форма проведения:
• виртуальная экскурсия,
• деловая игр
Методы:
• практический,
• наглядный,
• частично-поисковый.
Технологии:
• Игравая, ИКТ-технология,
• здоровьесберегающая,
Приемы: проблемные вопросы.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы контроля: устный, письменный.
Техническое оформление урока: раздаточный материал с заданиями (Приложение 1, ), презентация . На столах у каждого ученика лежит пакет с раздаточным материалом. 8.Средства обучения. физическая карта Африки, атласы, контурные карты, презентация.
Для реализации поставленных целей и задач используется учебно-методический комплект:
Программа: Т.Н. Воробцов . Поурочные поурочные методические разработки к учебнику В.А. Коринская « География материков и океанов» издательство « Учительь АСТ» 2008г.
Оборудование: презентация ГП Африки, «Физическая карта Африки», учебник Коринская В.А. «География материков и океанов», ноутбук.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия | Примечание |
1.Самоопределение деятельности | улыбка – для мобилизации учащихся на положительный настрой для работы на уроке. Наличие необходимых учебных принадлежностей – залог выполнения заданий по усвоению нового материала. | Настраиваются на серьезную работу, сосредотачиваются. Дежурные проверяют наличие у учащихся учебных принадлежностей, на партах -маршрутные листы экспедиции | Личностные: самоопределение | |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Ребята сформулируйте вопросы по поводу того, что вы хотели бы узнать по данной теме. (Исходя из того, что они хотят узнать, учитель предлагает сформулировать цели урока). Подумайте, что вы уже знаете о Африке? Свои соображения запишите кратко в таблицу, которая есть на столе в раздаточном материале у каждого ученика. Заполните первую колонку. Знаю Желаю узнать Узнал(а) На основании этих высказываний он может представить себе уровень знаний по теме урока учеников. Учащимся предлагается сформулировать вопросы по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме и записать их в колонку "Желаю узнать" все той же таблицы. Обсуждение записей учащихся. Исходя из того, что они хотят узнать, учитель предлагает сформулировать цели урока. . Учитель может задавать наводящие вопросы. Для чего полученные знания нужны учащимся? Где они могут быть востребованы в жизни? | Учащиеся вспоминают, что они уже знают по теме урока и делают соответствующие записи. Дальше идет обсуждение. Учитель выслушивает каждого желающего выступить ученика. Учащиеся определяют цели урока самостоятельно. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ материка Африка с целью выделения характерных признаков. | |
3.Постановка учебной задачи Физминутка | Д/з Тест мы начинаем изучать Африку с ее географического положения. Для этого отправляемся в плавание вокруг материка. Для визуального, образного представления Африки целесообразно включить заставку презентации «Географическое положение Африки» и начать с показа видеофрагмента «Первое ознакомление с Африкой» (слайд 1, 2) | -Взаимопроверка Обучающиеся формулируют цели урока: 1. Познакомиться с особенностями ГП Африки; 2. Нанести элементы ГП на контурную карту; 3. Узнать, как происходило открытие и исследование материка. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: постановка вопросов, формулирование цель | Приложение 1 |
5 Построение игровой ситуации для решения учебных задач. | 1Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации Как мы будем изучать все материки? Определим ГП материка. ГП любого континента мы будем давать по определённому плану. 2. Изучение история исследования береговой линии и центральных частей материка. | Составляют характеристику географического положения материка 1.Выполнение практической работы: «Описание географического положения материка» Текст учебника стр -311 Ученики в костюме первооткрывателей выступают с сообщением. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуировать знания, выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. | Приложение 2 Приложение 3 (Слайды 6, 7) |
6 Первичное закрепление | Устанавливает осознанность восприятия. Игра «Продолжи фразу» Учитель читает вопросы | учащиеся отвечают письменно в виде ряда цифр. | Регулятивные: закрепление изученного материала. Познавательные; работа с картографическим материалом. | Варианты ответов представлены на слайде 8 |
7.Рефлексия деятельности (итог урока) | Один из наиболее распространенных приемов устной рефлексии, которую, как правило применяют на этапе завершения урока, - это проговаривание по следущей схеме: на уроке Я.. - Узнал.. - Понял.. -Научился.. Наибольший мой успех.. - Серьезные трудности я ощутил.. Я не умею, я теперь умею.. - Я изменил свое отношение- 2 Д\з 1Изучить параграф 25 , работа с контурными картами(знать объекты береговой линии), подготовить сообщения о реках Австралии. 2 Составить презентацию. 3 Доклад тема «Современная Африка- путешествия» | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование. | |
Ход урока:
1)Организационный момент
2)Изучение нового материала.
Д/з Тест ( Взаимопроверка)
3) Ребята записывают цель урока самостоятельно.
Научить составлять опорный конспект по описанию географического положения.
Познакомить с особенностями береговой линии м
Вводное слово учителя.
Африка – второй по величине материк. Есть основание полагать, что человечество зародилось в Африке и именно оттуда оно распространилось потом по всему миру. Развитая и во многом загадочная цивилизация сложилась в Египте, правители которого посылали экспедиции с исследовательскими и торговыми целями на юг по Нилу и вдоль африканского побережья к Красному морю.
Что мы знаем об этом материке? Как Вы себе его представляете?
Выслушать ответы учащихся.
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в воображаемое виртуальное путешествие вокруг Африки и совершим несколько экспедиций, во время которых будем исследовать особенности этого удивительного материка. Посмотрите содержание учебника и ответьте на вопрос: В какой последовательности авторы учебника предлагают изучать материки, и с какой темы начинается рассмотрение каждого материка? ( учитель раздает контуры африки уч-ся)
Ответ - рассмотрение каждого материка начинается с его географического положения.
Учитель: и мы начинаем изучать Африку с ее географического положения. Для этого отправляемся в плавание вокруг материка. Для визуального, образного представления Африки целесообразно включить заставку презентации «Географическое положение Африки» и начать с показа видеофрагмента «Первое ознакомление с Африкой» (слайд 1, 2)
Учитель: Любой материк имеет свои особенности: Австралия – самый сухой материк, Антарктида – самый холодный, Евразия – самый разнообразный. Это зависит от географического положения материка, т. е. «адреса». ГП влияет на особенности материка: климат, размещение природных зон, хозяйственную деятельность человека.
Включить презентацию «Географическое положение Африки». Школьники работают с контурными картами (слайд 3)
Учитель: Как мы будем изучать все материки? Определим ГП материка. ГП любого континента мы будем давать по определённому плану.
План изучения материка.
1. Географическое положение. История исследования.
2. Рельеф и полезные ископаемые.
3. Климат.
4. Внутренние воды.
5. Природные зоны.
6. Население и его занятие.
7. Страны.
«географическое положение».
– Для того чтобы дать характеристику физико-географического положения материка,
необходимо ответить на следующие вопросы:
В каких полушариях расположен материк?
Найти крайние точки материка.
Какое положение он занимает относительно экватора и начального меридиана?
В каких климатических поясах расположена Африка?
Какими океанами и морями омываются берега Африки!
Какое положение материка относительно других материков и океанов?
Среди других континентов Земли Африка занимает особое положение. По своим размерам Африка уступает лишь Евразии. Площадь Африки составляет 30, 3 млн. км2 или 1\5 суши нашей планеты. Африка континент контрастов. Около 1\2 ее территории занимают пустыни и полупустыни. Снежные шапки поднимаются над просторами саванн. В Африке протекает самая полноводная река восточного полушария (посмотрите на карту, назовите ее) и самая длинная река мира (определите ее по карте) (слайд 4)
Но задача у нас не из легких! Я надеюсь, что в результате нашего воображаемого путешествия вам захочется воочию увидеть красоты этого сказочного материка! На быстроходном морском теплоходе Африку можно обогнуть за 20 дней! А нам предстоит это сделать за 40 минут! От морского порта Александрии наш путь лежит по Средиземному морю на запад к Гибралтарскому проливу! Пока мы плывем, давайте послушаем стихотворение Н.С. Гумилева об Африке, из которого мы получим первую информацию о материке:
Оглушенная ревом и топотом,
Облаченная в пламя и дым
О тебе, моя Африка, шепотом
В небесах говорят серафимы
Про деяния свои и фантазии
Про звериную душу послушай
Ты на дереве древнем Евразии
Исполинской висящая грушей.
Учитель: Что хотел сказать нам поэт в этих строках: а) оглушенная ревом и топотом? Б) Облаченная в пламя и дым?
А) Африка – родина многих крупных животных и слонов, носорогов, жирафов, бегемотов и др.
Б) в Африке часты пожары, как природного так и антропогенного происхождения
Учитель: Почему Африка – самый жаркий материк? (экватор пересекает ее почти посередине, следовательно, большая часть Африки лежит в жарком поясе)
Учитель: с каким фруктом сравнивает автор стихотворения Африку? сказано ли что – нибудь про «родство» Евразии с Африкой?
^ Учитель: Как влияет близость Евразии на природу Африки? Если бы на месте Евразии располагался океан, что бы изменилось?
Ученики: материк не был бы таким сухим, выпадало бы больше осадков, и не образовалась бы пустыня Сахара.
Учитель: Мы подплываем к Гибралтарскому проливу, на африканском побережье которого расположена крайняя северная точка Африки
- Бен – Секка ( Эль – Абъяд) - 37 ю.ш
координаты и отметьте их на контурной карте.
Учитель: Наш корабль выходит на просторы Атлантического океана и движется к экватору. Температура воздуха повышается, и становится жарко. Впереди показалась Земля! Что это? (Ищем по карте) Ученики: о- ва Мадейра
Учитель: примерно в 500 км от северо – западных берегов Африки расположены гористые острова Мадейра, принадлежавшие Португалии и представляющие их себя вершины подводных вулканов.
( ученики отмечают эти острова на к/к) ^ Отметить КЗТ –
мыс Альмади
180 з. д.
Учитель: продолжим путь! На горизонте показались очертания огромной горы! Это действующий вулкан - Тенерифе, расположенный на одном из Канарских островов 120 км от берегов государства Марокко. В древности Канарские острова казались человеку краем света. Геродот писал о них: «Мир кончается там, где нельзя больше ехать…»
Учитель: А для нас это не конец света, и мы плывем дальше! Проплываем по самому большому заливу Африки – Гвинейскому. Мы уже почти добрались до мыса Доброй Надежды! Его открыл в 1488 г Бартоломеу Диашом и дал ему название мыс Бурь. Здесь образуются большие волны на стыке двух океанов – Атлантического и Индийского. А позже мыс переименовали в мыс Доброй Надежды, в надежде скоро открыть Индию. Но об этом поговори позже, а сейчас определите и запишите координаты крайней южной точки Африки
- мыса Игольного -35 ю.ш.
Учитель: плывем вдоль восточного побережья острова Мадагаскар, поворачиваем на запад и попадаем на остров Занзибар! Осталась последняя крайняя точка - восточная, достигнув которую вы должны определить ее координаты. Отметьте ее на контурной карте.
Полуостров Сомали еще называют «Африканским рогом» и крайняя восточная точка – мыс Рас- Хафун 510 в. д.
– расположена на острие «рога» - полуострова Сомали. Наш маршрут подходит к концу. Впереди Красное море. Отметьте его на контурной карте. При изучении какой темы мы уже говорили про это море?
^ Ученик: В 6 классе при изучении солености вод Мирового океана. Здесь самая большая соленость – 42%.
Учитель: Чем можно объяснить это явление?
Ученик: Красное море находится в тропическом климатическом поясе, где выпадает мало осадков и большое испарение.
Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Осталось проплыть Суэцкий канал. Отметьте его на контурной карте. Раньше здесь был сухопутный перешеек, через который позже прорыли канал. Длина канала – 160 км. Строился он в течение 10 лет. С какой целью его построили?
Учитель: Итак, наше путешествие завершилось. Карта видоизменилась. На ней появились: крайние точки, моря, заливы проливы, острова, полуострова. А теперь нам нужно сделать выводы, которые и станут пунктами плана характеристики ГП Африки.
Ученики: (Крайние точки, протяженность материка, положение материка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана и т.д.)
Учитель: план описания географического положения материка есть и в учебнике на странице 311. откройте его. Наша следующая задача – выполнить практическую работу. Игра «Руки, ноги, голова»
Руки- запад-восток, ноги- юг, голова- север.
Учитель говорит: «Руки», учащиеся должны назвать знакомые географические объекты на западе и востоке, по команде «Голова»- объекты на севере и т.д.
Команды | Названия объектов | Действия |
Голова | Бен-Секка | 1-2 -руки в замок за голову, поворот головы вправо; 3-4- поворот головы влево |
Руки | Альмади- Рас-Хафун | 1-руки в стороны; 2-руки к плечам |
Ноги | Игольный | 1-присесть; 2- встать |
^ III. Выполнение практической работы «Описание географического положения материка Африка». (Показать слайды 3, 4, 5 )
Положение материка относительно экватора, тропиков, нулевого меридиана.
-Кто сможет прикрепить контур материка на координатную плоскость: горизонталь- экватор, вертикаль- начальный меридиан? На доске готовлю чертеж координатной плоскости, только ось Х- экватор, а осьY- нулевой меридиан
- Среди других материков Африка занимает особое положение на поверхности Земли. Только она одна почти посередине пересекается экватором, следовательно, располагается как в Северном, так и в южном полушарии.
- Большая часть Африки расположена между двумя тропиками. ( Показать слайд 4)
- По отношению к нулевому меридиану Африка расположена в Западном полушарии и в Восточном полушарии
- (Вписать в Рабочие тетради).
^ 3. Протяженность материка в градусах и в километрах. Нужно решить задачу.( индивидуально задание по карточкам дети определяют расстояние 1) по экватору, 10 параллели, нулевому меридиану, 10 меридиану)
Определить протяженность материка в км с севера на юг,
1) 320+350=67 0
2) 67 0 * 111км = 7437 км
с запада на восток
1)160+ 37 0= 53 2) 53 0 * 102,5=5432,5 км
^ 4. Положение материка в климатических поясах. (Показать слайды 8 -11)
Африка расположена в 4 климатических поясах: 1) экваториальном 2) субэкваториальном 3) тропическом поясах 4) северная и южная окраины ее заходят в субтропический пояс. (Показать слайды 8-11)
^ 5. Моря и океаны, омывающие материк (Показать слайд 5)
Материк омывают Атлантический и Индийский океаны, Средиземное море на севере, Красное море на северо – востоке.
От Европы Африку отделяют неглубокий и узкий Гибралтарский пролив и Средиземное море.
На северо – востоке узкий Суэцкий перешеек соединяет ее с Евразией.
^ 6. Положение материка относительно других материков.
Африка далеко находится от других материков за исключением Евразии.
IV. Изучение история исследования береговой линии и центральных частей материка. (Слайды 6, 7) Ученик в костюме древнего египтянина:
– В глубь веков уходят первые воспоминания о материке Африка. Накопившиеся сведения
передавались, как по эстафете, от одной цивилизации к другой. Первые в этом длинном
историческом марафоне были мы, древние египтяне. Мы изучали землю к западу и к югу
от своего государства. Мы дали описание Ливийской пустыне и верхнего течения реки
Нил.
Ученик в костюме древнего финикийца
– Следующими были мы, финикийцы. Мы устремились к южному Средиземноморью. На
территории современного Туниса мы основали знаменитую колонию Карфаген, первыми открыли Атласскую горную систему. Финикийцы продвигались на запад, вышли к Атлантическому океану. Но, к сожалению, мы, древние народы, не имели истинного представления о размерах материка и считали Африку гигантским островом, а название было дано не сразу. Известные части материка называли Ливией.
Ученик в арабском костюме
– Мы, арабы, изучали береговую линию материка. Очень подробно изучали мы восточное
побережье Африки. Открыли Эфиопское нагорье, озёра Чад и Тана, описали Драконовы горы и нижнее течение реки Замбези. В XIV веке арабские путешественники пересекли пустыню Сахара, а в XV веке обошли весь материк с юга. Все народы тщательно скрывали информацию о своих открытиях. В Европе об этих открытиях узнали значительно позже, и поэтому им пришлось как бы заново открывать материк.
Член команды Васко да Гамы
– В XI веке Португалия явилась первой из европейских стран, приступивших к изучению
материка. Португальцы ставили перед собой задачу найти кратчайший путь в Индию. Они открыли устье реки Конго, прошли все западное побережье. В 1498 году эскадра под командованием Васко да Гамы обогнула южное побережье материка и прошла вдоль восточного. Таким образом, заканчивающийся XV век ознаменовался важнейшим событием: наконец в представлениях европейцев контуры материка приобрели достоверные очертания. Продолжая изучение Африки, португальцы открыли истоки Голубого Нила. Но они, так же как и древние народы, держали свои открытия в тайне (рассказ сопровождается показом маршрута путешествия Васко да Гамы).
Добропорядочный англичанин
– Большую роль в изучении Африки сыграл Давид Ливингстон. Живя в Англии, он изучал нравы, обычаи, языки племён, что во многом предопределило успех его экспедиции. В 1849 году Ливингстон пересекает с юга на север пустыню Калахари и описывает ее природу. В 1853 году он совершает новое путешествие и изучает реку Замбези. Открывает водопад, который он называет «Виктория». Изучает озёра Ньяса и Таганьика. К этому времени больной малярией Ливингстон стал жаловаться на здоровье, его самочувствие с каждым днём ухудшалось. В Европе 5 лет о нём ничего не слышали, а солдаты, бежавшие из экспедиции, распространяли слухи о его гибели. Первого мая 1873 года Ливингстон умер. Африканцы за 1500 км доставили его забальзамированное тело к морю, откуда оно было отправлено в Англию. Ливингстон был одним из немногих, искренне желающих помочь африканцам. Он был против колонизации.
Представитель русского географического общества
– Я хочу вам рассказать о вкладе русских путешественников и учёных в исследование
Африки. И начну я свой рассказать с российского писателя и государственного деятеля Егора Петровича Ковалевского. Он открыл приток Нила – реку Тумат и тем самым опроверг мнение немецких учёных Гумбольта и Риттера, утверждавших, что у Нила есть лишь один приток – река Атбара. Следующим в моём повествовании будет российский этногеограф Африки Василий Васильевич Юнкер. Он путешествовал по Северной и Восточной Африке, изучал южные районы Судана, составил подробное описание долины Нила и прилежащих к ней пустынных территорий. Одним из крупнейших географических достижений его было то, что он фиксировал положение водораздела Нил – Конго почти на всём его протяжении (1200 км). Вывезенную из Африки этнографическую коллекцию Юнкер подарил Российской Академии наук. В 1926 году Африку посетил русский ботаник, растениевод, генетик и организатор науки Николай Иванович Вавилов. Его интересовали древние очаги культурных растений. Больше всего исследований он провел в Эфиопии. Н.И. Вавилов установил, что горные районы Эфиопии – один из центров происхождения культурных растений, родина твёрдых сортов пшеницы, сорго, бананов, кофе. Весь рассказ сопровождается показом материалов электронного плаката.
Класс во время докладов должен заполнять табличку:
Задание учащимся. Используя текст учебника и презентации «ГП Африки» заполнить таблицу:
Имя исследователя | Время (дата) | Результаты исследований |
|
|
|
По фрагменту презентации заполнить данные по именам: Васко да Гама,
Д. Левингстон, Е. П. Ковалевский, В. В. Юнкер. Визуализация маршрутов путешествий.
V. Закрепление проводится с помощью ЛОК (логических опорных конспектов) по теме «Географическое положение Африки», где материал тоже расположен по блокам, согласно плану изучения материка. (Показать слайды 12,13)
ЛОК проецируется на интерактивной доске и учащиеся, пользуясь опорными сигналами (они представлены в данном конспекте) по цепочке рассказывают содержание изученного материала на уроке.
^ VI. Продолжи фразу
Варианты ответов представлены на слайде 8.
Учитель читает вопросы, учащиеся отвечают письменно в виде ряда цифр.
Самый большой остров Африки
Площадь Африки
Крайняя северная точка .
Самая максимальная высота Африки 5895 м . она называется…
Африка почти посередине пересекается ….
От Европы Африку отделяет неглубокий и узкий пролив.
Крайняя южная точка.
На северо – востоке соединяется с Евразией перешейком.
Самый крупный полуостров Африки.
Большой залив Африки
Крайняя западная точка.
Крайняя восточная точка