7 класс Урок 29. _____________
Тема: «Африка: образ материка»
Цели урока:
1.Образовательные
• определить географическое положение Африки;
• выявить особенности строения земной коры и рельефа материка;
• сформировать представление о климате Африки;
• выявить влияние климата на внутренние воды;
• познакомить с растительным и животным миром Африки.
2.Развивающие: продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, развивать познавательный интерес и географическое мышление у учащихся, развивать умение работать с картой, анализировать, делать выводы;
3 .Воспитательные: воспитывать географическую культуру учащихся; продолжить формировать у учащихся правила коллективной и индивидуальной работы на уроке.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы Африки.
Метапредметные: формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы;
3) работать с текстом и картами; 4)организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению материков.
Основное содержание: географическое положение Африки, крайние точки материка, строение земной коры, рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир.
Деятельность обучающихся: определять географическое положение и координаты крайних точек материка; объяснять размещение крупных форм рельефа материка и давать их характеристику по плану; устанавливать взаимосвязи между строением земной коры,
рельефом и полезными ископаемыми материка на основе сопоставления карты строения земной коры и физической карты Африки; выявлять особенности климата, внутренних вод, растительного и животного мира; наносить на контурную карту географические объекты материка.
Ценностный компонент урока: Африка — самый жаркий материк.
Оборудование (УМК): физическая карта мира, физическая карта Африки, карта «Строение земной коры», климатическая карта Африки, учебник географии 7 класс – серия «Полярная звезда» А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина, - Москва «Просвещение», компьютерная презентация
Тип урока: изучение нового материала.
Методы, формы и приемы: наглядный, дискуссионный, практический, ИКТ, прием «творческая лаборатория» (работа в группах), проблемно- исследовательский, информационно-коммуникативные (использование компьютерной презентации), технология обучения в сотрудничестве, тестовые технологии, дифференцирование.
Ход урока
Организационный. Организация класса на готовность к уроку.
Перед тем как отправиться в путешествие к вершинам географических знаний вы должны подготовить «снаряжение» - учебник, атлас, тетрадь, контурную карту, а главное запастись терпением. Путь будет нелегким, но необычайно интересным.
Итак, отправляемся в путь.(Компьютерная презентация сопровождает применяется в течение всего урока)
Я – человек
Я – умею мыслить и удивляться, обижаться и огорчаться
Я – умею думать и понимать, слушать и отвечать.
Я – могу ошибаться
Я – умею учиться
Я – хочу учиться
2.Актуализация опорных знаний.
1. Что такое материк?
2. Сколько материков на Земле? Перечислите их?
3. Какие материки относятся к южным?
4. В состав какого материка они входили в геологическом прошлом?
5. Назовите материк второй по площади.
6. Какой материк в северной части омывается самым соленым морем?
7. О каком материке в своем стихотворении «Вступление» Н.С. Гумелев говорит, будто он висит на материке Евразия «исполинской грушей».
8. Северная часть какого материка в древности называлась «Карфаген».
3.Мотивация.
Отгадай загадку.
Огромный этот континент
Известен людям много лет.
Там обитают крокодилы,
Львы, бегемоты и гориллы.
Жирафы тоже там живут.
Как этот континент зовут…
4.Целеполагание.
Учащимся предлагается определить тему урока и цель.
5. Изучение нового материала.
Прием «Лови ошибку», игровой прием, проблемно-исследовательская технология.
Вспомним в каких литературных произведениях упоминается материк Африка.
Звучит минусовка разбитое стекло. Учитель достает записку Бармалея. И предлагает в конце урока определить помог ли нам в путешествии Бармалей.
“Здравствуйте дорогие семиклассники! Я шлю большой привет из черной жемчужины Земли. Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам вспомнить особенности расположения Африки. Африка – самый большой материк на земле, экватор не пересекает Африку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Суэцкий пролив соединяет Красное море с Индийским океаном. Гибралтарский пролив отделяет Африку от острова Мадагаскар. Но, пока, все. Читайте мои письма, и будете знать об Африке все!
Бармалей.
Исследовательская технология. Учитель совместно с классом определяет капитана, который ведет корабль вдоль берегов материка Африка, фиксируя заливы, проливы, моря, вокруг материка Африка. Учащиеся работают с атласом (фронтальная работа): 1) по физической карте мира положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков.
2) Работа в парах прием «творческая лаборатория», технология обучение в сотрудничестве: установить по физической карте Африки крайние точки материка, их координаты и занести данные в таблицу.
Крайние точки | Координаты |
Северная мыс Бен-Сека | |
Южная мыс Игольный | |
Западная мыс Альмади | |
Восточная мыс Рас-Хафун | |
Взаимопроверка.
Крайние точки | Координаты |
Северная мыс Бен-Сека | 370 с.ш. и 100 в.д. |
Южная мыс Игольный | 350 ю.ш. и 180 в.д. |
Западная мыс Альмади | 150 с.ш. и 170 в.д |
Восточная мыс Рас-Хафун | 120 с.ш. и 520 в.д. |
Далее учитель предлагает вычислить протяжённость Африки с севера на юг по 20 в. д. и с запада на восток по Северному тропику в градусах и километрах.
Сначала школьники под руководством учителя определяют протяжённость Африки в градусах. Учитель комментирует все этапы совместной деятельности с помощью компьютерной презентации- информационно-коммуникационная технология:
1) найдите на физической карте Африки на меридиане 20 в. д. самую северную точку и посмотрите её широту (320 с. ш.);
2) найдите на этом же меридиане самую южную точку и посмотрите её широту (350 ю.ш.);
3) произведите арифметические действия: 320 + 350 = 670 (если точки находятся в разных полушариях, то показатели складываются, а не вычитаются). Это и есть протяжённость материка с севера на юг по 20 0 в. д. в градусах.
Протяжённость материка с запада на восток в градусах определяется точно таким же способом. Школьники уже самостоятельно находят самую западную и самую восточную точки по Северному тропику, определяют их долготу, а затем из большего показателя вычитают меньший. Это и будет нужная протяжённость.
Затем учитель помогает вычислить протяжённость Африки в километрах. Он напоминает, что все меридианы одинаковы по длине, поэтому в каждом их градусе содержится примерно одинаковое количество километров— 111,3. Вычислить протяжённость материка с севера на юг по 20 0 в. д. в километрах будет несложно: 67х111,3 == 7457,1 км.
Вычисляя протяжённость материка с запада на восток по Северному тропику в километрах, учитель должен напомнить, что параллели все разные. Соответственно, количество километров в 1 0 тоже будет неодинаковым. На физической карте полушарий у каждой параллели справа указана длина дуги 1 0 (0 0 — 111,3 км, 10 0— 109,6 км, 20 0 —104,6 км, 30 0 — 96,5 км, 400 — 85,4 км, 500 — 71,7 км, 600 — 55,8 км, 700— 38,2 км, 800 — 19,4 км). Учащиеся самостоятельно определяют расстояние с запада на восток. Взаимопроверка: 160 (самая западная точка по Северному тропику) + 370 (самая восточная точка по Северному тропику)Х 102,5 км = 5432,5 км.
Задание определить ошибки Бармалея.
Физкульминутка: географию мы любим – шею влево, вправо крутим.
Воздух – это атмосфера. Это правда, топай смело.
В атмосфере есть азот – делай вправо поворот.
Также есть и кислород – делай влево поворот.
Воздух обладает массой, мы попрыгаем по классу.
Чем выше вверх, тем воздух реже и давление там ниже…
Прием «творческая лаборатория» , технология обучение в сотрудничестве Работа в парах. Задания дифференцированы.
Задание 1,7 парам. По карте «Строение земной коры» установить, какая древняя платформа лежит в основании материка (Африкано-Аравийская платформа), определить, какими полезными ископаемыми богата Африка.
Платформа | Полезные ископаемые |
| |
Задание парам 2,8 По физической карте Африки определить наиболее крупные формы рельефа: Восточно-Африканское плоскогорье, нагорья Эфиопское и Ахаггар, горы Атлас, Капские и Драконовы, вулканический массив Камерун и высочайшую точку материка вулкан Килиманджаро. Нанести на контурную карту. Уметь показывать на карте.
Задание парам 3,9. 1) вспомните основные климатообразующие факторы и перечислите их;
2) на основе климатической карты Африки определите климатические пояса в которых расположена Африка. Чтобы выяснить, какие климатические факторы оказывают влияние на климат Африки, обучающиеся, используя физическую и климатическую карты, выполняют задание 8 на с. 30 тренажёра. После выполнения данного задания школьники должны в форме тезиса доказать, что Африка — самый жаркий материк.
Факторы, влияющие на климат | Какое влияние оказывают | Основные климатические пояса | Переходные климатические пояса |
| | | |
Задание парам 4,10 Подготовить на основе физической карты Африки характеристику внутренних вод материка. Определить крупнейшие реки Африки и их притоки, исток и устье, а также крупнейшие озёра.
Задание парам 5, 11 Определить «В каких природных зонах располагается Африка?
Задание 6,12 Какие африканские растения вы знаете? Каких животных, обитающих в Африке, можете назвать. Распределить предложенных животных по природным зонам.
Природная зона | Растительность | Животный мир |
| | |
Выступление пар. Заполнение контурной карты во время выступлений товарищей.
Нанесение на физическую карту Африки наклеек географических объектов.
Обобщение и систематизация знаний. Использование тестовых технологий, ИКТ.
Взаимопроверка
1. Гибралтарский
2. Средиземное
3. Суэцкий
4. Красное
5. Баб-эль-Мандебский
6. Сомали
7. Мадагаскар
8. Мозамбикский
9. Гвинейский
Тест – «Найти верное утверждение».
Высшая точка Африки вулкан Килиманджаро
Горы Капские находятся на северо-западе материка.
Западные ветры господствуют в Африке в течение всего года
Пассаты господствуют в Африке в течение всего года
Саванны расположены в субэкваториальном климатическом поясе
Экваториальные леса Африки называются гилея
В зоне саванн обитают слоны и жирафы.
Великие Африканские разломы находятся на северо-востоке материка.
В Африке преобладают нагорья и плоскогорья.
.Самая длинная река Африки – Замбези
.Озеро Танганьика образовалось в результате тектонического разлома
Взаимопроверка.1, 4, 5, 6, 7, 9, 11
Подведение итгов урока. Самооценка.
Домашнее задание: 1) изучить § 25; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа 3) опережающее задание — подготовить презентацию об одном из исследователей Африки по плану, приведённому в задании 9 на с. 103 учебника. (Задание выполняется индивидуально сильными учащимися по желанию. Учитель называет имена учёных, путешественников, исследователей Африки, о которых обучающимся предлагает подготовить презентацию.)
Рефлексия.
познавательная (что узнали, чему научились на уроке)
ценностная (насколько значим материал)
эмоциональная (какие чувства возникли)
коммуникативная (как общались)