СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Африка: образ материка»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1.Образовательные

• определить географическое положение Африки;

• выявить особенности строения земной коры и рельефа материка;

• сформировать представление о климате Африки;

• выявить влияние климата на внутренние воды;

• познакомить с растительным и животным миром Африки.

2.Развивающие: продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, развивать познавательный интерес и географическое мышление у учащихся, развивать умение работать с картой, анализировать, делать выводы;

3 .Воспитательные: воспитывать географическую культуру учащихся; продолжить формировать у учащихся правила коллективной и индивидуальной работы на уроке.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы Африки.

Метапредметные: формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы;

3) работать с текстом и картами; 4)организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению материков.

Основное содержание: географическое положение Африки, крайние точки материка, строение земной коры, рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир.

Деятельность обучающихся: определять географическое положение и координаты крайних точек материка; объяснять размещение крупных форм рельефа материка и давать их характеристику по плану; устанавливать взаимосвязи между строением земной коры,

рельефом и полезными ископаемыми материка на основе сопоставления карты строения земной коры и физической карты Африки; выявлять особенности климата, внутренних вод, растительного и животного мира; наносить на контурную карту географические объекты материка.

Ценностный компонент урока: Африка — самый жаркий материк.

Оборудование (УМК): физическая карта мира, физическая карта Африки, карта «Строение земной коры», климатическая карта Африки, учебник географии 7 класс – серия «Полярная звезда» А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина, - Москва «Просвещение», компьютерная презентация

Тип урока: изучение нового материала.

Методы, формы и приемы: наглядный, дискуссионный, практический, ИКТ, прием «творческая лаборатория» (работа в группах), проблемно- исследовательский, информационно-коммуникативные (использование компьютерной презентации), технология обучения в сотрудничестве, тестовые технологии, дифференцирование.

Просмотр содержимого документа
««Африка: образ материка»»

7 класс Урок 29. _____________

Тема: «Африка: образ материка»

Цели урока:

1.Образовательные

• определить географическое положение Африки;

• выявить особенности строения земной коры и рельефа материка;

• сформировать представление о климате Африки;

• выявить влияние климата на внутренние воды;

• познакомить с растительным и животным миром Африки.

2.Развивающие: продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, развивать познавательный интерес и географическое мышление у учащихся, развивать умение работать с картой, анализировать, делать выводы;

3 .Воспитательные: воспитывать географическую культуру учащихся; продолжить формировать у учащихся правила коллективной и индивидуальной работы на уроке.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы Африки.

Метапредметные: формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы;

3) работать с текстом и картами; 4)организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению материков.

Основное содержание: географическое положение Африки, крайние точки материка, строение земной коры, рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир.

Деятельность обучающихся: определять географическое положение и координаты крайних точек материка; объяснять размещение крупных форм рельефа материка и давать их характеристику по плану; устанавливать взаимосвязи между строением земной коры,

рельефом и полезными ископаемыми материка на основе сопоставления карты строения земной коры и физической карты Африки; выявлять особенности климата, внутренних вод, растительного и животного мира; наносить на контурную карту географические объекты материка.

Ценностный компонент урока: Африка — самый жаркий материк.

Оборудование (УМК): физическая карта мира, физическая карта Африки, карта «Строение земной коры», климатическая карта Африки, учебник географии 7 класс – серия «Полярная звезда» А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина, - Москва «Просвещение», компьютерная презентация

Тип урока: изучение нового материала.

Методы, формы и приемы: наглядный, дискуссионный, практический, ИКТ, прием «творческая лаборатория» (работа в группах), проблемно- исследовательский, информационно-коммуникативные (использование компьютерной презентации), технология обучения в сотрудничестве, тестовые технологии, дифференцирование.


Ход урока

  1. Организационный. Организация класса на готовность к уроку.

Перед тем как отправиться в путешествие к вершинам географических знаний вы должны подготовить «снаряжение» - учебник, атлас, тетрадь, контурную карту, а главное запастись терпением. Путь будет нелегким, но необычайно интересным.

Итак, отправляемся в путь.(Компьютерная презентация сопровождает применяется в течение всего урока)

Я – человек 
Я – умею мыслить и удивляться, обижаться и огорчаться 
Я – умею думать и понимать, слушать и отвечать. 

Я – могу ошибаться 
Я – умею учиться 
Я – хочу учиться

2.Актуализация опорных знаний.

1. Что такое материк?

2. Сколько материков на Земле? Перечислите их?

3. Какие материки относятся к южным?

4. В состав какого материка они входили в геологическом прошлом?

5. Назовите материк второй по площади.

6. Какой материк в северной части омывается самым соленым морем?

7. О каком материке в своем стихотворении «Вступление» Н.С. Гумелев говорит, будто он висит на материке Евразия «исполинской грушей».

8. Северная часть какого материка в древности называлась «Карфаген».

3.Мотивация.

Отгадай загадку.

Огромный этот континент

Известен людям много лет.

Там обитают крокодилы,

Львы, бегемоты и гориллы.

Жирафы тоже там живут.

Как этот континент зовут…

4.Целеполагание.

Учащимся предлагается определить тему урока и цель.

5. Изучение нового материала.

Прием «Лови ошибку», игровой прием, проблемно-исследовательская технология.

Вспомним в каких литературных произведениях упоминается материк Африка.

Звучит минусовка разбитое стекло. Учитель достает записку Бармалея. И предлагает в конце урока определить помог ли нам в путешествии Бармалей.

Здравствуйте дорогие семиклассники! Я шлю большой привет из черной жемчужины Земли. Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам вспомнить особенности расположения Африки. Африка – самый большой материк на земле, экватор не пересекает Африку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Суэцкий пролив соединяет Красное море с Индийским океаном. Гибралтарский пролив отделяет Африку от острова Мадагаскар. Но, пока, все. Читайте мои письма, и будете знать об Африке все!

Бармалей.

Исследовательская технология. Учитель совместно с классом определяет капитана, который ведет корабль вдоль берегов материка Африка, фиксируя заливы, проливы, моря, вокруг материка Африка. Учащиеся работают с атласом (фронтальная работа): 1) по физической карте мира положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков.

2) Работа в парах прием «творческая лаборатория», технология обучение в сотрудничестве: установить по физической карте Африки крайние точки материка, их координаты и занести данные в таблицу.

Крайние точки

Координаты

Северная мыс Бен-Сека


Южная мыс Игольный


Западная мыс Альмади


Восточная мыс Рас-Хафун


Взаимопроверка.

Крайние точки

Координаты

Северная мыс Бен-Сека

370 с.ш. и 100 в.д.

Южная мыс Игольный

350 ю.ш. и 180 в.д.

Западная мыс Альмади

150 с.ш. и 170 в.д

Восточная мыс Рас-Хафун

120 с.ш. и 520 в.д.

Далее учитель предлагает вычислить протяжённость Африки с севера на юг по 20 в. д. и с запада на восток по Северному тропику в градусах и километрах.

Сначала школьники под руководством учителя определяют протяжённость Африки в градусах. Учитель комментирует все этапы совместной деятельности с помощью компьютерной презентации- информационно-коммуникационная технология:

1) найдите на физической карте Африки на меридиане 20 в. д. самую северную точку и посмотрите её широту (320 с. ш.);

2) найдите на этом же меридиане самую южную точку и посмотрите её широту (350 ю.ш.);

3) произведите арифметические действия: 320 + 350 = 670 (если точки находятся в разных полушариях, то показатели складываются, а не вычитаются). Это и есть протяжённость материка с севера на юг по 20 0 в. д. в градусах.

Протяжённость материка с запада на восток в градусах определяется точно таким же способом. Школьники уже самостоятельно находят самую западную и самую восточную точки по Северному тропику, определяют их долготу, а затем из большего показателя вычитают меньший. Это и будет нужная протяжённость.

Затем учитель помогает вычислить протяжённость Африки в километрах. Он напоминает, что все меридианы одинаковы по длине, поэтому в каждом их градусе содержится примерно одинаковое количество километров— 111,3. Вычислить протяжённость материка с севера на юг по 20 0 в. д. в километрах будет несложно: 67х111,3 == 7457,1 км.

Вычисляя протяжённость материка с запада на восток по Северному тропику в километрах, учитель должен напомнить, что параллели все разные. Соответственно, количество километров в 1 0 тоже будет неодинаковым. На физической карте полушарий у каждой параллели справа указана длина дуги 1 0 (0 0 — 111,3 км, 10 0— 109,6 км, 20 0 —104,6 км, 30 0 — 96,5 км, 400 — 85,4 км, 500 — 71,7 км, 600 — 55,8 км, 700— 38,2 км, 800 — 19,4 км). Учащиеся самостоятельно определяют расстояние с запада на восток. Взаимопроверка: 160 (самая западная точка по Северному тропику) + 370 (самая восточная точка по Северному тропику)Х 102,5 км = 5432,5 км.

Задание определить ошибки Бармалея.

Физкульминутка: географию мы любим – шею влево, вправо крутим.

 Воздух – это атмосфера. Это правда, топай смело.

  В атмосфере есть азот – делай вправо поворот.

 Также есть и кислород – делай влево поворот.

 Воздух обладает массой, мы попрыгаем по классу.

 Чем выше  вверх, тем воздух реже и давление там ниже…

Прием «творческая лаборатория» , технология обучение в сотрудничестве Работа в парах. Задания дифференцированы.

Задание 1,7 парам. По карте «Строение земной коры» установить, какая древняя платформа лежит в основании материка (Африкано-Аравийская платформа), определить, какими полезными ископаемыми богата Африка.

Платформа

Полезные ископаемые



Задание парам 2,8 По физической карте Африки определить наиболее крупные формы рельефа: Восточно-Африканское плоскогорье, нагорья Эфиопское и Ахаггар, горы Атлас, Капские и Драконовы, вулканический массив Камерун и высочайшую точку материка вулкан Килиманджаро. Нанести на контурную карту. Уметь показывать на карте.

Плоскогорье

Нагорье

Горы




Задание парам 3,9. 1) вспомните основные климатообразующие факторы и перечислите их;

2) на основе климатической карты Африки определите климатические пояса в которых расположена Африка. Чтобы выяснить, какие климатические факторы оказывают влияние на климат Африки, обучающиеся, используя физическую и климатическую карты, выполняют задание 8 на с. 30 тренажёра. После выполнения данного задания школьники должны в форме тезиса доказать, что Африка — самый жаркий материк.


Факторы, влияющие на климат

Какое влияние оказывают

Основные климатические пояса

Переходные климатические пояса





Задание парам 4,10 Подготовить на основе физической карты Африки характеристику внутренних вод материка. Определить крупнейшие реки Африки и их притоки, исток и устье, а также крупнейшие озёра.

Реки

Озера



Задание парам 5, 11 Определить «В каких природных зонах располагается Африка?

Природные зоны

Почвы



Задание 6,12 Какие африканские растения вы знаете? Каких животных, обитающих в Африке, можете назвать. Распределить предложенных животных по природным зонам.

Природная зона

Растительность

Животный мир




Выступление пар. Заполнение контурной карты во время выступлений товарищей.

Нанесение на физическую карту Африки наклеек географических объектов.

Обобщение и систематизация знаний. Использование тестовых технологий, ИКТ.



Взаимопроверка

  • 1. Гибралтарский

  • 2. Средиземное

  • 3. Суэцкий

  • 4. Красное

  • 5. Баб-эль-Мандебский

  • 6. Сомали

  • 7. Мадагаскар

  • 8. Мозамбикский

  • 9. Гвинейский

Тест – «Найти верное утверждение».

  1. Высшая точка Африки вулкан Килиманджаро

  2. Горы Капские находятся на северо-западе материка.

  3. Западные ветры господствуют в Африке в течение всего года

  4. Пассаты господствуют в Африке в течение всего года

  5. Саванны расположены в субэкваториальном климатическом поясе

  6. Экваториальные леса Африки называются гилея

  7. В зоне саванн обитают слоны и жирафы.

  8. Великие Африканские разломы находятся на северо-востоке материка.

  9. В Африке преобладают нагорья и плоскогорья.

  10. .Самая длинная река Африки – Замбези

  11. .Озеро Танганьика образовалось в результате тектонического разлома

Взаимопроверка.1, 4, 5, 6, 7, 9, 11

Подведение итгов урока. Самооценка.

  • 15-16 верных – «5»;

  •  12-14 верных – «4»;

  • 7-11 верных – «3»;

  • меньше 7 верных – еще необходимо поработать

Домашнее задание: 1) изучить § 25; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа 3) опережающее задание — подготовить презентацию об одном из исследователей Африки по плану, приведённому в задании 9 на с. 103 учебника. (Задание выполняется индивидуально сильными учащимися по желанию. Учитель называет имена учёных, путешественников, исследователей Африки, о которых обучающимся предлагает подготовить презентацию.)

Рефлексия.

познавательная (что узнали, чему научились на уроке)

ценностная (насколько значим материал)

эмоциональная (какие чувства возникли)

коммуникативная (как общались)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!