7 класс
ТЕМА УРОКА: Путешествие по природным зонам Африки (повторительно-обобщающий урок – групповые формы работы по заданиям исследовательского и творческого характера).
Стихийные явления природы. Экологические проблемы.
ЦЕЛИ: осмыслить и систематизировать полученные учащимися знания по природным зонам Африки, углубить и расширить представления о материке, продолжать формирование умений самостоятельно работать с источниками географической информации, обобщать, систематизировать и классифицировать материал; развивать творческие способности учащихся, конкретизировать экологические знания, формировать убежденность в необходимости охраны окружающей среды.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ОБОРУДОВАНИЕ: Карта Африки, климатические карты, карта природных зон, учебники, атласы, иллюстративный материал.
ХОД УРОКА.
I. Орг.момент . Озвучить цели и задачи урока. Класс объединяется в 3 группы (команды)
II. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
1.Я рада приветствовать вас в нашем турагентстве «Ветер странствий». Наше агентство поможет вам совершить воображаемое путешествие в любой уголок нашей планеты. Сегодня специалисты нашего агентства вернулись из экспедиции по Африке , не забыв при этом заглянуть в интернет, и привезли интересные и содержательные материалы о природных зонах Африки. Это и станет темой нашего урока – путешествие по природным зонам Африки.
Агентством были направлены три экспедиции из представителей турагентства в Африку.
Первая – во влажные экваториальные леса,
Вторая - в зону саванн,
Третья – в зону пустынь.
Цель экспедиции - собрать и исследовать материал о природных зонах Африки и представить его.
Перед тем как отправиться в путешествие, членам экспедиций было напомнено о том , что настоящие географы никогда не остаются равнодушными к делу охраны природы(создание проекта «Решение экологических проблем материков»).
2. Блицопрос по Африке.
1.Какими океанами омывается материк?
2. Где экватор пересекает Африку?
3. Как географическое положение влияет на климат Африки?
4. В каких климатических поясах расположена Африка?
5. Какие природные зоны сформировались на материке?
3.Заполните таблицу.
Природная зона
|
Климатический пояс
|
Причины разнообразия
|
Влажные экваториальные леса
|
Экваториальный
|
Много тепла и влаги
|
Саваны
|
Субэкваториальный
|
Смена сухого и влажного сезонов года. Много тепла
|
Пустыни
|
Тропический
|
Высокие температуры, мало осадков
|
4. Теперь начнем путешествие по природным зонам. Каждая экспедиция должна сделать рекламу своей зоне.
I группа – Гилея.
- В каких широтах располагается?
- Почему она не протягивается до восточных берегов материка?
- Какой климат зоны?
- Почвы. Почему они не плодородны?
- Растительность
- Животный мир.
Вам понравилась реклама путешествия? Чтобы получит скидку на этот тур, я предлагаю вам мини-викторину «Почемучка».
1. Почему самой полноводной рекой в Африке считается Конго?
2. Почему в пустынях растительность скудная, местами отсутствует совсем?
3. Почему берега озера Чад обозначены на карте прерывистой линией?
4. Почему озеро Танганьика отличается большими глубинами и крутыми склонами?
5.Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих районах Сахары?
II группа – Саванны
1. В каких широтах располагается?
- Какой климат зоны?
- Почвы. Почему они малоплодородны?
- Растительность. Сообщение.
- Животный мир.
Вам понравилась реклама путешествия? Чтобы получит скидку на этот тур, я предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу. Сравним саванны Африки и степи Крыма.
Природные условия
|
Африка - саванна
|
Крым - степи
|
Климатический пояс
|
|
Умеренный
|
Климат
|
|
Зима -1°-4°, лето +24°
Осадки-400 мм. Времена года.
|
Почвы
|
|
Чернозем
|
Растительность
|
|
Разнотравье
|
Животный мир
|
|
Мелкие грызуны
|
Найти общее и различия.
III группа – Пустыни. Сообщение.
1. В каких широтах располагается?
- Какой климат зоны?
- Почвы. Почему они неплодородны?
- Растительность.
- Животный мир.
Вам понравилась реклама путешествия? Чтобы получит скидку на этот тур, я предлагаю вам провести физкультминутку.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Я по Африке иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивания).
У меня над головой
Пальма зашуршит листвой (наклоны в стороны с поднятыми руками),
Но придется приседать (приседания),
Чтобы фиников набрать.
Вот вельвичия, турист (руки поочередно вытягивают вперед):
Левый лист, правый лист (руки в стороны).
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места).
6. В ходе вашей экспедиции вы должны были выявить экологические проблемы вашей зоны.
I группа – Гилея. Сообщение – Вырубка лесов.
II группа – Саванна – Распашка саванн, выпас скота, уничтожение растений и животных.
III группа – Пустыня – Увеличение площади пустынь.
Каждая группа делает сообщение об экологических проблемах, возникших, в связи с хозяйственной деятельностью человека и предлагает собственные меры по их решению (какими бы детскими они не казались, это их решение). Результаты работы отражаются в таблице(в дальнейшем такие таблицы будут составлены по всем материкам и общие итоги будут подведены в конце учебного года).
Природная зона
|
Вид хозяйственной деятельности
|
Последствия
|
Предлагаемые меры по охране
|
|
|
|
|
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
- Проведение практической работы «Составление сравнительной характеристики двух природных зон».
V/ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Нанести на контурную карту природоохранные территории
Составьте рассказ о животных и растениях изображенных на картинках.
7 класс
ТЕМА УРОКА: Путешествие по природным зонам Африки (повторительно-обобщающий урок – групповые формы работы по заданиям исследовательского и творческого характера).
Стихийные явления природы. Экологические проблемы.
ЦЕЛИ: осмыслить и систематизировать полученные учащимися знания по природным зонам Африки, углубить и расширить представления о материке, продолжать формирование умений самостоятельно работать с источниками географической информации, обобщать, систематизировать и классифицировать материал; развивать творческие способности учащихся, конкретизировать экологические знания, формировать убежденность в необходимости охраны окружающей среды.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ОБОРУДОВАНИЕ: Карта Африки, климатические карты, карта природных зон, учебники, атласы, иллюстративный материал.
ХОД УРОКА.
I. Орг.момент . Озвучить цели и задачи урока. Класс объединяется в 3 группы (команды)
II. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
1.Я рада приветствовать вас в нашем турагентстве «Ветер странствий». Наше агентство поможет вам совершить воображаемое путешествие в любой уголок нашей планеты. Сегодня специалисты нашего агентства вернулись из экспедиции по Африке , не забыв при этом заглянуть в интернет, и привезли интересные и содержательные материалы о природных зонах Африки. Это и станет темой нашего урока – путешествие по природным зонам Африки.
Агентством были направлены три экспедиции из представителей турагентства в Африку.
Первая – во влажные экваториальные леса,
Вторая - в зону саванн,
Третья – в зону пустынь.
Цель экспедиции - собрать и исследовать материал о природных зонах Африки и представить его.
Перед тем как отправиться в путешествие, членам экспедиций было напомнено о том , что настоящие географы никогда не остаются равнодушными к делу охраны природы(создание проекта «Решение экологических проблем материков»).
2. Блицопрос по Африке.
1.Какими океанами омывается материк?
2. Где экватор пересекает Африку?
3. Как географическое положение влияет на климат Африки?
4. В каких климатических поясах расположена Африка?
5. Какие природные зоны сформировались на материке?
3.Заполните таблицу.
Природная зона
|
Климатический пояс
|
Причины разнообразия
|
Влажные экваториальные леса
|
Экваториальный
|
Много тепла и влаги
|
Саваны
|
Субэкваториальный
|
Смена сухого и влажного сезонов года. Много тепла
|
Пустыни
|
Тропический
|
Высокие температуры, мало осадков
|
4. Теперь начнем путешествие по природным зонам. Каждая экспедиция должна сделать рекламу своей зоне.
I группа – Гилея.
- В каких широтах располагается?
- Почему она не протягивается до восточных берегов материка?
- Какой климат зоны?
- Почвы. Почему они не плодородны?
- Растительность
- Животный мир.
Вам понравилась реклама путешествия? Чтобы получит скидку на этот тур, я предлагаю вам мини-викторину «Почемучка».
1. Почему самой полноводной рекой в Африке считается Конго?
2. Почему в пустынях растительность скудная, местами отсутствует совсем?
3. Почему берега озера Чад обозначены на карте прерывистой линией?
4. Почему озеро Танганьика отличается большими глубинами и крутыми склонами?
5.Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих районах Сахары?
II группа – Саванны
1. В каких широтах располагается?
- Какой климат зоны?
- Почвы. Почему они малоплодородны?
- Растительность. Сообщение.
- Животный мир.
Вам понравилась реклама путешествия? Чтобы получит скидку на этот тур, я предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу. Сравним саванны Африки и степи Крыма.
Природные условия
|
Африка - саванна
|
Крым - степи
|
Климатический пояс
|
|
Умеренный
|
Климат
|
|
Зима -1°-4°, лето +24°
Осадки-400 мм. Времена года.
|
Почвы
|
|
Чернозем
|
Растительность
|
|
Разнотравье
|
Животный мир
|
|
Мелкие грызуны
|
Найти общее и различия.
III группа – Пустыни. Сообщение.
1. В каких широтах располагается?
- Какой климат зоны?
- Почвы. Почему они неплодородны?
- Растительность.
- Животный мир.
Вам понравилась реклама путешествия? Чтобы получит скидку на этот тур, я предлагаю вам провести физкультминутку.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Я по Африке иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивания).
У меня над головой
Пальма зашуршит листвой (наклоны в стороны с поднятыми руками),
Но придется приседать (приседания),
Чтобы фиников набрать.
Вот вельвичия, турист (руки поочередно вытягивают вперед):
Левый лист, правый лист (руки в стороны).
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места).
6. В ходе вашей экспедиции вы должны были выявить экологические проблемы вашей зоны.
I группа – Гилея. Сообщение – Вырубка лесов.
II группа – Саванна – Распашка саванн, выпас скота, уничтожение растений и животных.
III группа – Пустыня – Увеличение площади пустынь.
Каждая группа делает сообщение об экологических проблемах, возникших, в связи с хозяйственной деятельностью человека и предлагает собственные меры по их решению (какими бы детскими они не казались, это их решение). Результаты работы отражаются в таблице(в дальнейшем такие таблицы будут составлены по всем материкам и общие итоги будут подведены в конце учебного года).
Природная зона
|
Вид хозяйственной деятельности
|
Последствия
|
Предлагаемые меры по охране
|
|
|
|
|
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
- Проведение практической работы «Составление сравнительной характеристики двух природных зон».
V/ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Нанести на контурную карту природоохранные территории
Составьте рассказ о животных и растениях изображенных на картинках.