СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Агрегатные состояния вещества и объяснение их на основе молекулярно-кинетических представлений.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный

Результаты обучения:

Знают: основные положения МКТ, какие свойства характерны для  твердых тел, жидкостей и газов

Понимают: основные положения МКТ, существование различных агрегатных состояний вещества.

Умеют: применять знания о строении и свойствах вещества к обоснованию закономерностей перехода от одного состояния в другое.

Ожидаемый результат: умеют объяснять строение веществ на основе МКТ

Просмотр содержимого документа
«Агрегатные состояния вещества и объяснение их на основе молекулярно-кинетических представлений.»


Урок 12 7 класс

Тема: Агрегатные состояния вещества и объяснение их на основе молекулярно-кинетических представлений.

Цель урока: учащиеся научатся применять основные положения МКТ к объяснению различий в строении и свойствах различных агрегатных состояний вещества и их.

Тип урока: комбинированный

Результаты обучения:

Знают: основные положения МКТ, какие свойства характерны для твердых тел, жидкостей и газов

Понимают: основные положения МКТ, существование различных агрегатных состояний вещества.

Умеют: применять знания о строении и свойствах вещества к обоснованию закономерностей перехода от одного состояния в другое.

Ожидаемый результат: умеют объяснять строение веществ на основе МКТ

Оборудование: презентация «Три состояния вещества»

Ход урока:

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Повторение домашнего задания (работа в группах), 12 мин


Учащиеся устно обсуждают ответы на вопросы ( 3 мин)

1, 4 группа

  1. Как называются частицы, из которых состоят вещества

  2. Сколько разновидностей атомов существует на Земле? 92

  3. Сколько (протонов, нейтронов, электронов) у водорода, дейтерия, урана?

  4. Какие частицы называются молекулами?


2, 5 группа

  1. Одинаковы ли молекулы разных веществ?

  2. Каков состав молекул воды?

  3. Каковы сравнительные данные размеров молекул ?

  4. Как связана быстрота движения молекул с температурой тела?


3,6 группа

  1. Какие два вида взаимодействия существуют между молекулами веществ?

  2. Что называется диффузией? Привести примеры диффузии.

  3. Одинаковы ли скорость диффузии в газах, жидкостях, твердых телах?

  4. Какова связь между скоростью движения молекул тела и его температурой?


Вывод: (1мин)

  1. Все вещества состоят из отдельных частиц – молекул, между которыми есть промежутки.

  2. Частицы вещества непрерывно и беспорядочно движутся.

  3. Частицы вещества взаимодействуют друг с другом


3.Новый материал

Отгадать загадки. (3-5 мин)

1.В каком агрегатном состоянии Джин, Если он без труда покидает кувшин? (газ)

2. Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (туман) (скопление водяных капелек в воздухе вблизи земли, то есть жидкость)
3. С неба пришел, в землю ушел. - дождь (жидкость);
4. На всех садится, никого не боится. снег (твердое тело
5. Что в гору не выкатишь? Вода (жидкость);
6. Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберет. град (твердое тело).

7. Белая скатерть всю землю покрыла. (снег)

8.Что вверх корнем растёт? (сосулька)
Скажите, пожалуйста, в каких состояниях находились вещества?


Запишите тему урока: Агрегатные состояния вещества и объяснение их на основе молекулярно-кинетических представлений.

Гипотеза:

Свойства веществ зависят от агрегатного состояния вещества и его молекулярного строения

молекулярное строение - агрегатное состояние вещества - свойство вещества


Презентация «Три состояния вещества» (3-5мин)

Составить кластер по представленной таблице (5-7 мин), 2 группы у доски готовят кластер




Агрегатное состояние вещества

Свойства вещества

Основные положения МКТ

Расстояние между частицами

Взаимодействие частиц

Характер движения

Порядок расположения

Газ

 

 

 

 

 

Жидкость

 

 

 

 

 

Твердое

 

 

 

 

 


Выступление спикеров 2-х групп у доски. (3мин)

Дополнительная информация учеников о кристаллических и аморфных телах (2мин)


Агрегатное состояние вещества

Свойства вещества

Основные положения МКТ


Расстояние между частицами

Взаимодействие частиц

Характер движения

Порядок расположения

Газ

Не сохраняет форму и объем

Гораздо больше размеров самих молекул

слабое

Хаотическое (беспорядочное) непрерывное. Свободно летают, иногда сталкиваясь.

Беспорядочное

Жидкость

Не сохраняет Фому

Сохраняет объем

Сравнимо с размерами самих молекул

сильное

Колеблются около положения равновесия, постоянно перескакивая с одного места на другое.

Беспорядочное

Твердое

Сохраняет форму и объем

Мало по сравнению с размерами самих частиц

Очень сильное

Непрерывно колеблются около положения равновесия

В определенном порядке



Вывод:  От движения молекул и от их взаимного расположения зависит, в каком агрегатном состоянии находится вещество.



4.Закрепление: (в произвольном порядке приглашаю детей)

1 группа - изображает поведение молекул в твёрдых телах.

2 группа - демонстрирует строение жидкостей,

3 группа - изображает строение газов и поведение молекул в нём.

4 группа . Разломить кусочек мела и пластилина и соединить. Почему кусочки мела не можем соединить , а пластилин можем? (зависит от расстояния между молекулами)

5 группа 2. разделить брусок на две части, надуть шарик.


Физический диктант: (да, нет) , вариант 1,2 (8 мин)

1 вариант


  1. Твердое тело сохраняет объем? да

  2. Газы сохраняют объем? нет

  3. Твердое тело сжимается? нет

  4. В жидком теле молекулы расположены в определенном порядке ? нет

  5. Жидкость сжимается? нет

  6. Твердое тело плохо сжимается? Да

  7. Силы взаимодействия между молекулами твердого тела сильные? да

  8. Газы слабо сжимаются? нет

  9. В газах расстояние между молекулами маленькое? Нет

  10. Силы взаимодействия между молекулами в газах очень незначительные ? да



2 вариант


  1. Газы сохраняют форму? нет

  2. Твердое тело сохраняет форму? да

  3. Газы изменяют объем и форму? да

  4. В твердом теле молекулы расположены в определенном порядке ? да

  5. Жидкость сохраняет объем? да

  6. В газах молекулы расположены в определенном порядке ? нет

  7. Жидкость плохо сжимается? да

  8. Газы хорошо сжимаются? Да

  9. Жидкость сохраняет форму? нет

  10. Силы взаимодействия между молекулами твердого тела слабые? нет

Оценивание: 1-2-«2»

3-6-«3»

7-8-«4»

9-10-«5»

Рефлексия. (2мин)

  1. На уроке я узнал новое.

  2. Некоторые понятия мне были знакомы

  3. Мне необходимо поработать над темой

  4. Урок понравился

  5. Урок не понравился

  6. Домашнее задание: § 10, мини-сочинение о состояниях воды: твердом, жидком, газообразном.















































Открытый урок


Тема: Агрегатные состояния вещества

и объяснение их

на основе молекулярно-кинетических

представлений.














Учитель Синицына М.М.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!