Агрессивное поведение детей. Педагогическое взаимодействие.
Что такое агрессия?
Агрессия – врожденное и неотъемлемое свойство любого человека.
Агрессия – внутренняя сила, дающая человеку возможность противостоять внешним силам.
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Виды агрессии Физическая агрессия-
использование физической силы против другого лица
Вербальная агрессия
выражение негативных чувств через крик, визг, так и через словесную форму (угрозы, проклятия, оскорбления)
Косвенная агрессия Прямая агрессия
действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (топанье ногами, битье кулаками по столу)
направлена непосредственно на объект, вызывающий раздражение (открытое хамство, применение физической силы)
Целевая (мотивационная) агрессия
Инструментальная агрессия
выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба другому человеку (школьник, который обиделся на одноклассника и избил его)
совершается как средство достижения результата
(спортсмен, добивающийся результата, ребенок громко требующий от матери, чтобы она купила игрушку)
Аутоагрессия Гетероагрессия
направлена на себя (самоуничижение, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания)
направлена на окружающих (побои, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика)
Что такое агрессивность?
Если агрессия рассматривается как отдельные действия, поступки, то
агрессивность – относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также склонности воспринимать поведение другого как враждебное.
Признаки агрессивности
Эмоционально-оценочные:
- не понимают чувств и переживаний других людей;
- не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их назвать;
- чрезмерно подозрительны, все время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого;
- ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире; эгоцентричны;
- обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»), неадекватно оценивают свое поведение;
- во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными.
Поведенческие:
- легко теряют контроль над собой;
- проявляют физическую агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань);
- демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, швыряют и ломают предметы);
- раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны;
- отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета
(учителя, ученика-лидера);
- намеренно создают конфликтные ситуации,
провоцируют ссоры .
Физические:
- страдают головными болями, мускульным напряжением;
- отличаются угрюмым, тоскливым настроением.
О ребёнке, у которого в течение шести и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности .
Агрессивные действия выступают у детей в качестве:
— средства достижения какой-нибудь значимой цели;
— способа психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
— способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Проявлениями агрессии в детском возрасте:
- упрямство,
- драчливость,
- приступы гнева, ярости, негодования,
- желание обидеть, унизить, оскорбить,
- властность, неумение понять интересы другого,
- завышенную самооценку,
- разрушительные действия.
Психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение детей:
— недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
— сниженный уровень саморегуляции;
— неразвитость игровой деятельности;
— сниженная самооценка;
— нарушения в отношениях со сверстниками.
Наиболее часто встречающиеся виды агрессивности у детей:
Защитная агрессивность -
- ребёнок часто конфликтует, дерётся;
- громко говорит;
- на занятиях и уроках выкрикивает;
- стремится к лидерству.
Что делать учителю?
- Проявите к ребёнку интерес и внимание;
- Научите его следовать правилам, обучите терпению;
- Разъясните справедливость наказания;
- Создайте на уроке ситуации успеха,
- Укрепляйте веру ребёнка в свои силы;
- Вызывайте у него сопереживание другим,
- Дайте поручения, воспитывая у него чувство ответственности.
Наиболее часто встречающиеся виды агрессивности у детей:
Деструктивная агрессивность –
- ребёнок неуверен в себе;
- не организован;
- играет роль классного шута;
- использует ненормативную лексику;
- склонен к разрушению.
Что делать учителю?
- Не требуйте от ребёнка жёсткого выполнения правил и не жалуйтесь родителям;
- Объясните ребёнку недопустимость агрессии;
- Обсуждайте причины и последствия такого поведения;
- На уроках предоставьте ему возможность самоопределения.
Наиболее часто встречающиеся виды агрессивности у детей:
Демонстрационная агрессия -
- ребёнок стремится привлечь к себе внимание;
- проявляет вербальную агрессию, кривляние;
- склонен к лживости или воровству;
- большое внимание уделяет внешнему виду.
Что делать учителю?
- Довести до сознания ребёнка, что вы его видите и понимаете, но есть и другие дети;
- Не реагируйте открыто на его негативное поведение;
- Подчёркивайте на уроках взрослость и выдержанность ребёнка;
- На уроках чтения специально обучайте пониманию эмоционального состояния литературных героев, причин и последствий их поведения;
- Используйте воодушевляющие высказывания.
Рекомендации по общению с агрессивным ребенком
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
- полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств ребенка
("Конечно, тебе обидно...");
- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");
- позитивное обозначение поведения
("Ты злишься потому, что ты устал").
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
- констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");
- констатирующий вопрос ("ты злишься?");
- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся.
5. Сохранение положительной репутации ребенка
- публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.
6. Демонстрация модели неагрессивного поведения
- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.
7. Предупреждение агрессивных действий детей
- никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность;
- в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины;
- если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его “Нельзя!”.
8.Обращение с ребенком после агрессивного поведения:
- подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка;
- искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;
- следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность
еще больше портит;
переключения ребенка на новые виды
отношений (игра, самообслуживание и т.д.).
9. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
- Комкать и рвать бумагу.
- Бить подушку или боксерскую грушу.
- Топать ногами.
- Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
- Втирать пластилин в картонку или бумагу.
- Посчитать до десяти.
- Самое конструктивное - спортивные игры, бег.
Ребёнок – это наше зеркало:
если зеркало вдруг отражает что-то, что нам не нравится или приводит в ужас, то не следует торопиться и делать выводы.
Иногда достаточно изменить что-то в собственном поведении, чтобы ребёнок начал по-другому реагировать на внешние раздражители.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!