СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Агрессивное поведение среди подростков.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проблемы подростковой агрессивности.

Просмотр содержимого документа
«Агрессивное поведение среди подростков.»

26.02.2017 М.А. Малиновская Агрессивное поведение подростков    Чуклина И.В., Социальный педаг  КГБПОУ  «Красноярский индустриально - металлургический техникум  »,

26.02.2017

М.А. Малиновская

Агрессивное поведение подростков

Чуклина И.В.,

Социальный педаг

КГБПОУ

«Красноярский индустриально

- металлургический техникум »,

 Всякое насилие – это свидетельство  не силы, а бессилия.   Р. Эмерсон  Жестокость есть всегда результат  страха, слабости и трусости.  К. Гельвеций

Всякое насилие – это свидетельство

не силы, а бессилия.

Р. Эмерсон

Жестокость есть всегда результат

страха, слабости и трусости.

К. Гельвеций

26.02.2017 М.А. Малиновская АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИВНОСТИ рост числа несовершеннолетних с агрессивным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.) усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность

26.02.2017

М.А. Малиновская

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИВНОСТИ

  • рост числа несовершеннолетних с агрессивным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.)
  • усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение
  • в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность

26.02.2017 М.А. Малиновская АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ При характеристике агрессивного поведения используют три основных понятия: «агрессия»  «агрессивность»  «жестокость»

26.02.2017

М.А. Малиновская

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

При характеристике агрессивного поведения используют три основных понятия:

  • «агрессия»
  • «агрессивность»
  • «жестокость»

26.02.2017 М.А. Малиновская ОПРЕДЕЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Слово «агрессия» произошло от латинского «aggressio», что означает «нападение», «приступ» Агрессия - это поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку или угрозы таковой; разрушительное воздействие на группу («Словарь по социальной педагогике) Агрессия - любой вид поведения, приносящий вред другому (Д. Креч и Р. Кратчфилд) Агрессия - акты поведения, оскорбляющие, ранящие партнера и даже направленные на его уничтожение (К. Бютнер) Агрессия - любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному (А.А. Реан)

26.02.2017

М.А. Малиновская

ОПРЕДЕЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

  • Слово «агрессия» произошло от латинского «aggressio», что означает «нападение», «приступ»
  • Агрессия - это поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку или угрозы таковой; разрушительное воздействие на группу («Словарь по социальной педагогике)
  • Агрессия - любой вид поведения, приносящий вред другому (Д. Креч и Р. Кратчфилд)
  • Агрессия - акты поведения, оскорбляющие, ранящие партнера и даже направленные на его уничтожение (К. Бютнер)
  • Агрессия - любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному (А.А. Реан)

 Агрессия – мотивированное  деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.) («Большой психологический словарь»)

Агрессия мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)

(«Большой психологический словарь»)

Понятие агрессии неоднозначно и сложно. Но она характеризуется следующими особенностями: - агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве - в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам - жертва должна обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения

Понятие агрессии неоднозначно и сложно. Но она характеризуется следующими особенностями:

- агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве

- в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам

- жертва должна обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения

Агрессивность – проявление агрессии как компонента личностной структуры Агрессивность - склонность личности действовать враждебно и агрессивно («Большой психологический словарь) Ключевая роль в развитии агрессивности принадлежит индивидуальным, личностным детерминантам. Под ними понимают устойчивые черты характера и наклонности. Роль индивидуальных детерминант агрессивности чрезвычайно велика. Поэтому необходимо обратить внимание на индивидуально-личностный аспект развития агрессии .

Агрессивность – проявление агрессии как компонента личностной структуры

Агрессивность - склонность личности действовать враждебно и агрессивно («Большой психологический словарь)

Ключевая роль в развитии агрессивности принадлежит индивидуальным, личностным детерминантам. Под ними понимают устойчивые черты характера и наклонности. Роль индивидуальных детерминант агрессивности чрезвычайно велика. Поэтому необходимо обратить внимание на индивидуально-личностный аспект развития агрессии .

Жестоокость — морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь. Также считается, что это социально-психологический феномен, выражающийся в получении удовольствия от осознанного причинения страданий живому существу неприемлемым в данной культуре способом («Википедия»)

Жестоокость — морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь. Также считается, что это социально-психологический феномен, выражающийся в получении удовольствия от осознанного причинения страданий живому существу неприемлемым в данной культуре способом («Википедия»)

26.02.2017 М.А. Малиновская ТЕОРИИ АГРЕССИВНОСТИ Три основные позиции в отношении агрессивности: - биологическая - социальная - гуманистическая Данные подходы не противоречат друг другу. Агрессивность имеет биологическую основу , однако социум также может провоцировать проявление агрессивности . В то же время личность имеет возможность частичного управления своей агрессивностью посредством волевых актов, а также смыслообразования

26.02.2017

М.А. Малиновская

ТЕОРИИ АГРЕССИВНОСТИ

Три основные позиции в отношении агрессивности:

- биологическая

- социальная

- гуманистическая

Данные подходы не противоречат друг другу. Агрессивность имеет биологическую основу , однако социум также может провоцировать проявление агрессивности . В то же время личность имеет возможность частичного управления своей агрессивностью посредством волевых актов, а также смыслообразования

26.02.2017 М.А. Малиновская ТЕОРИИ АГРЕССИВНОСТИ  теория инстинкта - агрессивное поведение как неотъемлемое свойство всех живых существ, реализующееся в борьбе за жизнь теория побуждения - для осуществления агрессивного поведения необходим внешний стимул теория смещенной агрессии - для реализации агрессивного поведения выбирается заведомо безобидный объект, что всегда расширяет рамки агрессии, проецируя ее вовне когнитивная (познавательная) теория - предполагает наличие когнитивно-аффективного механизма (характер интерпретации человеком чьих-либо действий оказывает решающее влияние на его эмоции и поведение, негативные аффективные реакции ведут к смещению познавательных процессов) теория социального научения - агрессивное поведение как совокупность ранее усвоенных моделей поведения (реакция на соответствующую социальную обстановку; теория подразумевает, что изменение социальных условий автоматически меняет и характер агрессивного поведения, возможно устраняя его целиком)

26.02.2017

М.А. Малиновская

ТЕОРИИ АГРЕССИВНОСТИ

  • теория инстинкта - агрессивное поведение как неотъемлемое свойство всех живых существ, реализующееся в борьбе за жизнь
  • теория побуждения - для осуществления агрессивного поведения необходим внешний стимул
  • теория смещенной агрессии - для реализации агрессивного поведения выбирается заведомо безобидный объект, что всегда расширяет рамки агрессии, проецируя ее вовне
  • когнитивная (познавательная) теория - предполагает наличие когнитивно-аффективного механизма (характер интерпретации человеком чьих-либо действий оказывает решающее влияние на его эмоции и поведение, негативные аффективные реакции ведут к смещению познавательных процессов)
  • теория социального научения - агрессивное поведение как совокупность ранее усвоенных моделей поведения (реакция на соответствующую социальную обстановку; теория подразумевает, что изменение социальных условий автоматически меняет и характер агрессивного поведения, возможно устраняя его целиком)

26.02.2017 М.А. Малиновская КЛАССИФИКАЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Классификация А. Басса: физическая - вербальная агрессия активная - пассивная агрессия прямая - косвенная агрессия Комбинирование этих форм дало ему возможность выделить восемь видов агрессивного поведения

26.02.2017

М.А. Малиновская

КЛАССИФИКАЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

  • Классификация А. Басса:
  • физическая - вербальная агрессия
  • активная - пассивная агрессия
  • прямая - косвенная агрессия

Комбинирование этих форм дало ему возможность выделить восемь видов агрессивного поведения

26.02.2017 М.А. Малиновская КЛАССИФИКАЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Классификация Д. Зильмана: Основной критерий ее построения - позиция агрессора по отношению к жертве и их взаимоотношения по схеме «стимул-реакция»: наступательная защитная ответная спровоцированная неспровоцированная побудительная санкционированная агрессия агрессия, вызванная раздражением

26.02.2017

М.А. Малиновская

КЛАССИФИКАЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

  • Классификация Д. Зильмана:

Основной критерий ее построения - позиция агрессора по отношению к жертве и их взаимоотношения по схеме «стимул-реакция»:

  • наступательная
  • защитная
  • ответная
  • спровоцированная
  • неспровоцированная
  • побудительная
  • санкционированная агрессия
  • агрессия, вызванная раздражением

26.02.2017 М.А. Малиновская Основные положения Агрессия подростков — одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса  Агрессия подростков — крайне неприятное, но при этом  закономерное и естественное явление Агрессия подростков — это признак внутреннего дискомфорта и неумения владеть своими эмоциями

26.02.2017

М.А. Малиновская

Основные положения

  • Агрессия подростков — одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса

  • Агрессия подростков — крайне неприятное, но при этом  закономерное и естественное явление
  • Агрессия подростков — это признак внутреннего дискомфорта и неумения владеть своими эмоциями

26.02.2017 М.А. Малиновская Формы проявления агрессии у подростков Физическая агрессия - подросток использует физическую силу против других людей Вербальная агрессия - подросток выражает свои негативные чувства при помощи слов, угроз, крика и т.п. Раздражительность - подросток грубит по малейшему поводу, становится резким и вспыльчивым Подозрительность - подросток негативно настроен по отношению к окружающим, не доверяет им, считая, что «все против него» Косвенная агрессия - подросток пытается выражать свою агрессию, направленную на кого-то конкретного, посредством других людей (злые шутки, сплетни, травля) Обида - подросток может обидеться по малейшему поводу, причем обида может быть направлена на конкретного человека (сверстника или взрослого) или «на весь мир» Пассивно-агрессивное поведение (скрытая агрессия) - подросток не делает то, что просят, или делает слишком медленно, забывает о просьбах и поручениях, оттягивает время

26.02.2017

М.А. Малиновская

Формы проявления агрессии у подростков

  • Физическая агрессия - подросток использует физическую силу против других людей
  • Вербальная агрессия - подросток выражает свои негативные чувства при помощи слов, угроз, крика и т.п.
  • Раздражительность - подросток грубит по малейшему поводу, становится резким и вспыльчивым
  • Подозрительность - подросток негативно настроен по отношению к окружающим, не доверяет им, считая, что «все против него»
  • Косвенная агрессия - подросток пытается выражать свою агрессию, направленную на кого-то конкретного, посредством других людей (злые шутки, сплетни, травля)
  • Обида - подросток может обидеться по малейшему поводу, причем обида может быть направлена на конкретного человека (сверстника или взрослого) или «на весь мир»
  • Пассивно-агрессивное поведение (скрытая агрессия) - подросток не делает то, что просят, или делает слишком медленно, забывает о просьбах и поручениях, оттягивает время

26.02.2017 М.А. Малиновская Суицид –осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.  Следовательно, основное направление психологической помощи – создание условий для подростка по восстановлению смысла и ценности его жизни

26.02.2017

М.А. Малиновская

Суицид –осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

Следовательно, основное направление психологической помощи – создание условий для подростка по восстановлению смысла и ценности его жизни

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ (человек не ставит своей целью действовать агрессивно) ПРЕДНАМЕРЕННАЯ АГРЕССИЯ (действия, которые имеют осознанный мотив)
  • ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ

(человек не ставит своей целью действовать

агрессивно)

  • ПРЕДНАМЕРЕННАЯ АГРЕССИЯ

(действия, которые имеют осознанный

мотив)

ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ  ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ  СКЛОННОСТЬ К РАЗДРАЖЕНИЮ  НЕГАТИВИЗМ
  • ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ
  • КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ

  • ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ

  • СКЛОННОСТЬ К РАЗДРАЖЕНИЮ

  • НЕГАТИВИЗМ

26.02.2017 М.А. Малиновская   Развитие агрессивности в детском возрасте  Типы агрессии у детей и способы построения отношений

26.02.2017

М.А. Малиновская

Развитие агрессивности

в детском возрасте

Типы агрессии у детей

и способы построения отношений

Название типа агрессии Рекомендации Гиперактивно-агрессивный ребенок  - часто воспитываются в семьях по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности - попадая в коллектив сверстников становятся агрессивными     грамотно выстраивать систему ограничений (используя, в том числе, и игровые ситуации с правилами)  - стимулировать у детей умение признавать собственные ошибки учить детей не «сваливать» свою вину на других развивать чувство эмпатии, сочувствия к другим - сверстникам, взрослым и ко всему живому Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок  - обидчивость ребенка связана не столько с недостатками в воспитании, сколько болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма - повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость провоцируют агрессивное поведение - помочь ребенку разрядить психическое напряжение (например, через шумные или спортивные игры) - стремиться избегать ситуаций перенапряжения (в особенности, если ребенок почти всегда агрессивен)

Название типа агрессии

Рекомендации

Гиперактивно-агрессивный ребенок

- часто воспитываются в семьях по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности

- попадая в коллектив сверстников становятся агрессивными

  • грамотно выстраивать систему ограничений (используя, в том числе, и игровые ситуации с правилами) - стимулировать у детей умение признавать собственные ошибки
  • учить детей не «сваливать» свою вину на других
  • развивать чувство эмпатии, сочувствия к другим - сверстникам, взрослым и ко всему живому

Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок - обидчивость ребенка связана не столько с недостатками в воспитании, сколько болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма

- повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость провоцируют агрессивное поведение

- помочь ребенку разрядить психическое напряжение (например, через шумные или спортивные игры)

- стремиться избегать ситуаций перенапряжения (в особенности, если ребенок почти всегда агрессивен)

Название типа агрессии Рекомендации  Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением  - часто грубит, но не всем, а только родителям и знакомым ему людям - обычно так происходит в семьях, в которых родители редко занимаются и общаются с ребенком - родитель теряет авторитет - ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на родителей собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение - решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него         Агрессивно-боязливый ребенок  - враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения»    - работать со страхами - «моделировать» опасные ситуации и вместе с ребенком преодолевать ее - при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного

Название типа агрессии

Рекомендации

Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением - часто грубит, но не всем, а только родителям и знакомым ему людям

- обычно так происходит в семьях, в которых родители редко занимаются и общаются с ребенком

- родитель теряет авторитет

- ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на родителей собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение

- решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него

Агрессивно-боязливый ребенок - враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения»

- работать со страхами

- «моделировать» опасные ситуации и вместе с ребенком преодолевать ее

- при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного

Название типа агрессии Рекомендации Агрессивно-бесчувственный ребенок  - дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена - причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка - ребенку трудно понять, что другому, то есть обиженному, плохо и больно - стимулировать гуманные чувства у ребенка: жалеть, гладить кошек и собак, ухаживать за животными - обращать внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулировать желание помочь - приучать ребенка нести ответственность – «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь иди и извинись», «Погладь по голове», «Пожми руку», «Предложи игрушку обиженному тобой ребенку» и т.п.)

Название типа агрессии

Рекомендации

Агрессивно-бесчувственный ребенок - дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена

- причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка

- ребенку трудно понять, что другому, то есть обиженному, плохо и больно

- стимулировать гуманные чувства у ребенка: жалеть, гладить кошек и собак, ухаживать за животными

- обращать внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулировать желание помочь

- приучать ребенка нести ответственность – «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь иди и извинись», «Погладь по голове», «Пожми руку», «Предложи игрушку обиженному тобой ребенку» и т.п.)

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ:   КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ДЕТЬМИ, ПРОЯВЛЯЮЩИМИ АГРЕССИЮ В ОТНОШЕНИИ ВЗРОСЛЫХ ИЛИ СВЕРСТНИКОВ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ: КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ДЕТЬМИ, ПРОЯВЛЯЮЩИМИ АГРЕССИЮ В ОТНОШЕНИИ ВЗРОСЛЫХ ИЛИ СВЕРСТНИКОВ

26.02.2017 М.А. Малиновская Спокойное отношение в случае незначительной агрессии (в тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима)  - полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения)  - выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»)  - переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»)  - позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»)

26.02.2017

М.А. Малиновская

  • Спокойное отношение в случае незначительной агрессии

(в тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима)

- полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения)

- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»)

- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»)

- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»)

26.02.2017 М.А. Малиновская 2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности  - проводить четкую границу между поступком и личностью (техника объективного описания поведения) - после того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение - описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки - критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы

26.02.2017

М.А. Малиновская

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности

- проводить четкую границу между поступком и личностью (техника объективного описания поведения)

- после того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение - описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки

- критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы

26.02.2017 М.А. Малиновская 3. Контроль над собственными негативными эмоциями  тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми  когда подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность  нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших чувств

26.02.2017

М.А. Малиновская

3. Контроль над собственными негативными эмоциями

  • тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми
  • когда подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность
  • нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших чувств

26.02.2017 М.А. Малиновская 4. Снижение напряжения ситуации   Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:  - повышение голоса, изменение тона на угрожающий - демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу») - крик, негодование - агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы» - сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание - негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей - использование физической силы  - втягивание в конфликт посторонних людей  - непреклонное настаивание на своей правоте  - нотации, проповеди, «чтение морали»  - наказание или угрозы наказания  - обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, ...», «Ты никогда не...»  - сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу)  - команды, жесткие требования, давление  - оправдания, подкуп, награды

26.02.2017

М.А. Малиновская

4. Снижение напряжения ситуации Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

- повышение голоса, изменение тона на угрожающий

- демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»)

- крик, негодование

- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»

- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей

- использование физической силы - втягивание в конфликт посторонних людей - непреклонное настаивание на своей правоте - нотации, проповеди, «чтение морали» - наказание или угрозы наказания - обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, ...», «Ты никогда не...» - сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу) - команды, жесткие требования, давление - оправдания, подкуп, награды

26.02.2017 М.А. Малиновская 5. Обсуждение проступка   анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся  в то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее  лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда)  во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность  нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего для самого маленького агрессора

26.02.2017

М.А. Малиновская

5. Обсуждение проступка

  • анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся
  • в то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее
  • лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда)
  • во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность
  • нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего для самого маленького агрессора

26.02.2017 М.А. Малиновская 6. Сохранение положительной репутации ребенка Подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка, подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения. Для сохранения положительной репутации целесообразно:  - публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину  - не требовать полного подчинения, позволить подростку выполнить ваше требование по-своему  - предложить подростку компромисс, договор с взаимными уступками   Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

26.02.2017

М.А. Малиновская

6. Сохранение положительной репутации ребенка

Подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка, подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно: - публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину - не требовать полного подчинения, позволить подростку выполнить ваше требование по-своему - предложить подростку компромисс, договор с взаимными уступками

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

26.02.2017 М.А. Малиновская 7. Демонстрация модели неагрессивного поведения 1) Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. 2) Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.  3)Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

26.02.2017

М.А. Малиновская

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения

1) Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом.

2) Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. 3)Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

26.02.2017 М.А. Малиновская - нерефлексивное слушание (слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться, состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился) - пауза, дающая ребенку возможность успокоиться - внушение спокойствия невербальными средствами - прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов - использование юмора - признание чувств ребенка   Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

26.02.2017

М.А. Малиновская

- нерефлексивное слушание (слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться, состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился)

- пауза, дающая ребенку возможность успокоиться

- внушение спокойствия невербальными средствами

- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов

- использование юмора

- признание чувств ребенка

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения.

Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

26.02.2017 М.А. Малиновская  Спасибо за внимание!

26.02.2017

М.А. Малиновская

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!